База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Межгрупповые конфликты и способы управления конфликтами — Психология

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская академия государственной службы"

Филиал федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Сибирская академия государственной службы" в г. Томске

Кафедра управления и экономики

Контрольная работа

По дисциплине: Конфликтология

Тема: Межгрупповые конфликты и способы управления конфликтами

Выполнил

Жалонкина И.Ю.

№ группы 821

Проверил

Сивицкая Л.А.

Томск 2009


Оглавление

Введение

1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс

2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

3. Принципы управления конфликтами и способы выхода из конфликтов

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон". Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли - конфликтологии. Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место. Анализ связи межгрупповых и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Стремимся ли угодить друг другу или прийти к согласию, или просто исполнять роли казавшиеся им неуместными в данной ситуации. Ответы на эти вопросы лишь найдутся тогда, когда поймем характер взаимодействия между людьми. Нельзя сначала изучить личность, а потом вписать в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой их создатель – активный творец. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляется единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. В не их нет где-то "чистых" общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. При изучении и практическом рассмотрении механизмов того или иного межгруппового конфликта необходимо учитывать их основные особенности. Так, при существовании нескольких механизмов в каждом конкретном конфликте доминирующим будет определенный механизм. Межгрупповые механизмы межличностного взаимодействия по своему характеру гораздо более консервативны, чем психологические. Целью настоящей работы является изучить межгрупповые конфликты и способы управления межгрупповыми конфликтами. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс.

2. Рассмотреть механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

3.Изучить принципы управления конфликтами и способы выхода из конфликтов.

Объектом исследования является общество, каждая социальная группа, которая в той или иной степени подвержены конфликтам. Предметом – система принципов управления конфликтами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

При написании контрольной работы использовались материалы ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме.


1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс

Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Существуют определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию"[1].

Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску". Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент.

Набор чувств можно сведи в две большие группы: коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства и дизъюктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.

Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся в статике форм общения. [7. c. 632 ] В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

В общении выделяются три функции: информационно - коммуникативная; регуляционно - коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировка в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника. Планирование содержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или "коммуникабельностью". [7 с. 631 – 633 ] Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, они ходят друг другу в гости, и являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенной цели. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а именно выполнять определенные функции. Личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. [ 6. с. 148 - 149]

 

2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.

Межгрупповая враждебность.

Фрейд в своих работах впервые описал данный механизм, указав на его универсальный xарактер для любых групп. Это объясняется тем, что враждебность выполняет определенную функцию — она является средством сплочения группы, когда члены группы воспринимаются как "свои" и к ним формируется привязанность, а все, кто не входит в данную группу, воспринимаются как "чужие", и в отношении них формируется враждебность.

Объективный конфликт интересов.

Этот механизм был описан Д. Вэмпбеллом в его теории группового конфликта. Основные положения данной теории, которые раскрывают суть этого механизма, сводятся к следующему: конфликт интересов между несколькими группами может стать причиной межгруппового конфликта; угроза, которую испытывает одна группа или ее отдельные члены со стороны другой, является результатом этих конфликтов; враждебность, которую испытает группа или ее отдельные члены, по отношению к источнику угрозы, обусловливается самим существованием этой угрозы и ее ощущением группой; на основе возникшей угрозы формируются, повышаются групповая сплоченность и солидарность, а также осознание отдельными членами группы своей групповой принадлежности; в результате возникшей угрозы границы группы становятся более непроницаемыми; в связи с угрозой уменьшается отклонение некоторых членов группы от существующих внутри нее групповых норм, так как при этом увеличиваются сила и степень наказания и отвержения группой тех ее членов, которые нарушили эти нормы и не демонстрировали верности группе; повышение внутригрупповой солидарности и сплоченности может возникать и в результате восприятия группой ошибочной, ложной угрозы со стороны другой группы.

Внутригрупповой фаворитизм.

Этот феномен определяется как тенденция оказывать поддержку и расположение членам своей группы в противоположность членам другой группы без наличия между этими группами конфликта интересов. Внутригрупповой фаворитизм может проявляться и в поведении и формировании мнений и оценок членов своей и чужой группы. Незначительным выражение эффекта внутригруппового фаворитизма бывает тогда, когда статусные различия между двумя группами являются справедливыми и признаются таковыми обеими группами. Рост внутригруппового фаворитизма происходит в том случае, если одна из групп начинает выражать сомнение по поводу справедливости и объективности возникшей статусной разницы, причем рост этого феномена наблюдается у той группы, которая имеет больший статус. Межгрупповой конфликт и противоборство возникают в результате осознания группой незаконности или нестабильности существующих статусных различий и ее желания изменить ситуацию.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

3. Принципы управления конфликтами и способы выхода из конфликтов

Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса. [3 c. 44 -50]

Принцип компетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенные знания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешению возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще.

Принцип сотрудничества и компромисса. Данный принцип предполагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии — сотрудничество, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер, и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.

Прогнозирование конфликта означает обоснованное предположение о его возможном будущем возникновении и особенностях развития. Прогноз строится на следующих основаниях: научном исследовании конфликтов; практической деятельности по анализу симптомов в возникающих социальных противоречиях, диагностической деятельности.

Прогнозирование конфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, так как осуществляется на ранних стадиях его возникновения.

Точный прогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль при подавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешного разрешения. Чем более точен прогноз, тем больше он способствует эффективному, конструктивному разрешению возникшей конфликтной ситуации. Чем значительнее, серьезнее ошибка прогноза, т. е. чем менее точен прогноз, тем больше вероятность того, что эффективность разрешения противоречия будет низкой. При полном отсутствии прогноза развития ситуации вероятность разрешения противоречия существенно снижается, и в некоторых случаях противоречие вообще не разрешается, а обостряется еще больше.

Профилактика конфликта предполагает существование объективных и организационно-управленческих (субъективно-объективных) предпосылок их предупреждения. В качестве объективных предпосылок можно назвать:

1) создание благоприятных условий жизнедеятельности сотрудников организации.

2) справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе.

3) разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.

4) успокаивающая материальная среда, которая окружает человека.

В основном факторы и условия разрешения конфликтов имеют психологическую основу, потому что в них отражаются особенности поведения и взаимодействия конфликтующих сторон. Выделяются следующие основные условия разрешения конфликта: прекращение конфликтного взаимодействия; поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах оппонентов; изменение эмоционального отношения к оппоненту; объективное обсуждение проблемы; учет статусов друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.

Прекращение конфликтного взаимодействия сторон означает, что должно быть изменено поведение обеих сторон.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновение в целях и интересах оппонентов — это процесс двусторонний, поэтому он предполагает анализ каждой стороной не только своих целей и интересов, но также и целей и интересов оппонента. Для разрешения конфликта важно сосредоточиться не на личностях, а на интересах и целях и найти точки соприкосновения.

Выбор стратегии выхода из конфликта оказывает решающее значение на его разрешение. Стратегия выхода из конфликта — основная линия поведения оппонентов на заключительном этапе конфликта.

Существуют пять основных стратегий поведения: соперничество, компромисс, сотрудничество, избежание, приспособление. На выбор конкретной стратегии влияют следующие факторы: личностные особенности оппонентов; уровень нанесенного оппоненту ущерба и уровень собственного ущерба; наличие необходимости для осуществления выбранной стратегии ресурсов; статус оппонента; возможные последствия от применения предполагаемой стратегии; значимость решаемой проблемы; длительность конфликта.

Соперничество. Эта стратегия предполагает навязывание оппоненту выгодного для себя решения. Применение данной стратегии возможно в тех случаях, когда предлагаемое решение носит явно конструктивный характер; результат выгоден всей группе или организации, а не только инициатору данного решения; исход борьбы имеет важное значение для инициатора проводимого решения; времени на убеждение оппонента недостаточно. Однако часто в результате применения данной стратегии одна из сторон не может реализовать собственные интересы.

Компромисс. Эта стратегия основана на стремлении конфликтующих сторон завершить противостояние через взаимные уступки. Оппоненты отказываются от части ранее отстаиваемых требований и выражают готовность признать частичную обоснованность требований противника. Данная стратегия эффективна тогда, когда обе стороны понимают, что их противник обладает такими же возможностями, как и он сам, а также в случае, если интересы сторон взаимоисключающи, стороны могут быть удовлетворены временным решением или же присутствует угроза потерять все.

Приспособление. Это уступка в чем-либо, когда одна сторона вынужденно или добровольно отказывается от борьбы и сдает свои позиции. Принятие такой стратегии может быть основано на следующих мотивах: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с противником; сильная зависимость от противника; незначительность, неактуальность проблемы или потеря ею своей значимости; сильный ущерб, полученный стороной в ходе противоборства; угроза возникновения еще более сильных негативных последствий; отсутствие возможности, вероятности получить иной исход конфликта; давление третьей стороны.

Избежание, или уход, от решения проблемы. Эта стратегия представляет собой попытку ухода от конфликта при минимальных затратах. Ее отличие от таковой же стратегии в ходе конфликта заключается том, что эту стратегию, как правило, выбирают в том случае, когда другие попытки с помощью активных стремлений реализовать свои цели и интересы не привели к желаемым результатам. При использовании данной стратегии конфликт не разрешается, а затухает. Применение стратегии избежания для разрешения конфликта целесообразно в тех случаях, когда недостаточно времени и сил для решения противоречия иными и способами; при стремлении выиграть время; когда существуют трудности в определении линии собственного поведения; а также при отсутствии желания решать данную проблему.

Сотрудничество. Эта стратегия поведения в конфликте наиболее эффективна, так как предполагает ориентацию оппонентов на конструктивное обсуждение возникшей проблемы. В этой стратегии противоположная сторона рассматривается не как противник, а как партнер и союзник в поиске оптимального решения. Целесообразность и эффективность применения данной стратегии наиболее высоки в случаях, когда оппоненты имеют сильную зависимость друг от друга; когда принятое решение имеет важное принципиальное значение для обеих сторон; когда участники конфликта лишены предубежденности в отношении друг друга.

При разрешении конфликта в менеджменте используются четыре структурных способа разрешения: разъяснение требований к работе; использование координационных и интеграционных механизмов; установление общеорганизационных комплексных целей; использование системы вознаграждения. Данные методы могут применяться для разрешения конфликта в любой сфере, где присутствует межличностное взаимодействие. [4. С. 101]

Наилучшая альтернатива обсуждаемому решению (НАОС) — это метод ведения переговоров, целью которого является защита одной из сторон (или обеими сторонами) своих интересов и целей, когда предотвращается принятие нежелательной договоренности, но также снижается вероятность отказа одной из сторон от принятия того решения, которое бы ее устроило, т. е. НАОС дает возможность каждой из сторон пойти в процессе переговоров на определенные уступки, которые, однако, не выходят за рамки того предела уступок, которые каждая из сторон установила для себя возможным. В результате обе стороны достигают поставленных целей, полностью не отказываясь от них. Еще одним преимуществом данной стратегии является ее гибкость, т. е. для каждой из сторон остается поле для творческого подхода к принятию решения.

Этот метод строится на сравнении предложения другой стороны с тем решением, которое является наилучшим для вас. Сравнение должно осуществляться в совокупности. Сложностью этого метода является еще большая привлекательность тех альтернатив, которые предлагаются в случае неудачи в заключении соглашения. К тому же получение сразу всей совокупности предлагаемых вариантов представляет большую сложность.

Избежать всех опасностей и недочетов можно, если построить проверочную цепочку, которая дает возможность принятия pезервного решения, т. е. оставляет пространство для маневрирования. В том случае, если в ходе переговоров одна из сторон начинает сомневаться в выгодности для нее предлагаемого решения (НАОС), следует определить еще один вариант, который, с одной стороны, совсем не будет соответствовать идеальному решению, но с другой — будет лучше, чем сама альтернатива, т. е. НАОС. В этом случае важно не спешить, а спокойно и трезво оценить ситуацию.

Осознание сторонами необходимости переговоров возникает тогда, когда противоборство между ними не приносит желаемых результатов и выгоды. Переговоры могут вестись в процессе продолжения конфликтных взаимоотношений, но также и на основе сотрудничества. Целью переговоров является принятие совместных решений. Совместное решение является единым для обеих сторон, и обе они рассматривают его как наилучшую альтернативу в конкретной ситуации. Разрешение противоречия с помощью законодательных и иных нормативных актов дает возможность сторонам не вступать в переговорный процесс.


Заключение

конфликт управление коммуникативный перцептивный

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди взаимодействуют и реагируют на действия других. Также рассмотрено, как общение связано с деятельностью, методы общения.

Принцип связи и органического общения, их единства, с деятельностью, разработаны в конфликтологии, открывает действительно новые перспективы в изучении такого явления, как "общение".

Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

Управление конфликтом — это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому осуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях, которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития конфликта.

Одним из важнейших способов управления конфликтами является их профилактика. Это означает, что организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между ними. В результате профилактики конфликтов снижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить.

Прогнозирование конфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, так как осуществляется на ранних стадиях его возникновения.

Точный прогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль при подавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешного разрешения.

 


Список использованных источников и литературы

1.  Андреева Г. М., "Социальная психология. " М., 1997. [c. 64 -100]

2.  Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", СПб., 1992. [c. 3 -10]

3.  Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005.

4.  Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М., 1967. [c. 150-151]

5.  Смелзер Н., "Социалогия. ", М., 1994. [ c. 130 -167]

6.  Столяренко Л. Д., "Основы психологии. " М., 1997. [c. 630 - 641]

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская академия государственной службы" Филиал федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального об

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Політична психологія
Предмет та завдання експериментальної психології. Сутність експерименту
Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся
Научно-исторический портрет Павлова
Основные показатели графических движений при помощи методики Мира и Лопеца
Развитие личности
Психология как наука
Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки
Эмоциональные состояния
Исследование памяти школьников

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru