курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Если рассмотреть методы, применяемые нами для запоминания текстового материала, можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая ("зубрежка", линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем ими не достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы или опорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ после прочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужной информации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешное обучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе. Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях вооружают разнообразными знаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать и припоминать полученную информацию. Фактически методы обработки информации остались те же, какими пользовались наши деды и прадеды. Сегодня такое положение вещей никого уже не устраивает, и поэтому появилось большое количество разных программ и методик, направленных на увеличение скорости усвоения и запоминания разнообразной информации. В этой книге вы познакомитесь с авторскими методами запоминания текстовой, речевой, точной и зрительной информации, зарекомендовавшими себя на практике.
Методы запоминания текстовой информации:
1. логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста";
2. образные методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин";
3. образно-логические методы: "Паутинка", "Рисунок" "Открытка";
4. метод поэтапного осмысления текста - "Галочка";
5. методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей и т.п.: "Эрудит"" "Опора", "Образ" и "Карта правила";
6. мнемонический метод запоминания текстов - "Бусы";
7. структурные методы: "Отмычка" и "Прогулка".
выбор метода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:
1. цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);
2. наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;
3. количества новой - непонятной информации.
4. доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;
5. стиля изложения текста.
Так как выбор метода запоминания текста зависит от большого количества факторов, то у автора нет возможности подробнее осветить этот вопрос. Однако в каждом разделе будут даны практические рекомендации по использованию того или иного метода.
Логические методы запоминания текстовой и речевой информации.
Словесно-логическая память является ведущей по отношению к другим видам памяти, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. (Т.П. Зинченко, 2002)
Наверное, многие знают из своего жизненного опыта: "Чтобы хорошо запомнить текст, его нужно понять". Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А.Рыбников (1923). Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, точности и прочности. Как указывает П.И.Зинченко, процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания, должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательных действий. Необходимым условием превращения процессов понимания в логические приемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение до умений и навыков. Основные приемы логической обработки материала - вычленение определенных смысловых кусков, формирование опорных пунктов, т.е. составление плана, и соотнесение, т. е. связывание смысловых кусков между собой и с ранее известным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала является основным средством не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития" (Т.П.Зинченко, 2002). Поэтому логические методы запоминания текстовой и речевой информации не только повышают скорость и качество запоминания, но и развивают память. К ним относятся методы "Алгоритм абзаца", "Карта текста", "Алгоритм текста".
"Как вы создаете ваши прекрасные скульптуры?"
- спросили Родена.
"Очень просто: беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее", - ответил он.
Метод Алгоритм абзаца
Метод Алгоритм абзаца - программа умственных действий и операций в процессе чтения текста и восприятия устной речи, позволяющая экономить силы и время, помогающая быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять. Эта программа реализуется на основе установок, избирательности психических процессов и избыточности текстов на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением и закреплением информации. Метод Алгоритм абзаца позволяет активизировать мышление, выявить логико-семантическую структуру текста и сжать текст без потери смысла, что гарантирует эффективное понимание, а значит и качественное запоминание данного материала. Действие этого метода распространяется на один или несколько абзацев, объединенных одной главной мыслью.
Область применения метода Алгоритма абзаца:
1. запоминание учебной литературы, научных, научно-популярных текстов и публицистики;
2. запоминание устных докладов и выступлений;
3. повышение скорости чтения (программа "Скорочтение").
Идея алгоритмизации чтения не нова. Она была реализована на практике еще в 20-х гг. прошлого века при ликвидации неграмотности. Для того чтобы помочь читателю, научить его правильно работать с книгой и рационально усваивать ее содержание, тогда предлагались анкеты-отзывы. Одна из таких анкет-алгоритмов была разработана в 1925 году известным советским библиотековедом Б. В. Банком. Другие известные алгоритмы - "Интегральный алгоритм чтения" и "Дифференциальный алгоритм чтения" были созданы О.А.Кузнецовым, Л.Н.Хромовым и О.А.Андреевым. М.А.Зиганов предложил в качестве алгоритма текста "Структурный анализ текста".
Алгоритм абзаца отличается от перечисленных алгоритмов чтения формой подачи и содержанием. Он представлен в виде пространственной записи - схемы, что позволяет быстро его усвоить и применять на практике любому желающему в возрасте от 12 лет и старше. Содержание метода Алгоритма абзаца отличается:
1. количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап - разделение существенной и несущественной информации; 2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации; 3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа" для дальнейшего воспроизведения информации всего текста);
2. наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четко выявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).
3. формой подачи (в виде схемы).
Алгоритм абзаца был создан после детального изучения работ Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, А.А.Смирнова, М.А.Зиганова, В.А.Бородиной, Г.Я.Солганика, Л.М.Веккера и практически отрабатывался в течение трех лет. Предлагаемый алгоритм позволяет увеличить скорость чтения и восприятия информации, а также улучшить запоминание материала в 2-3 раза. Метод "Алгоритм абзаца" развивает логичность, полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, что значительно улучшает память. "Алгоритм абзаца" будет полезен для школьников, старше 12 лет, студентов и взрослых, стремящихся повысить скорость и качество интеллектуального труда.
Прежде чем приступить к описанию метода Алгоритма абзаца, нужно остановиться на вопросе о понимании текста. Часто приходится слышать жалобы на память от людей разного возраста и, прежде всего, их беспокоит забывание текстовой информации. Почему же вызывает трудности запоминание текстов? Дело в том, что чаще всего мы запоминаем тексты механически, без активного осмысления, что и приводит к забыванию материала. Следовательно, чтобы запомнить текст его нужно осмыслить. Осмыслить текст - значит понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. А это сделать не так просто.
Какие же трудности стоят на пути к пониманию автора? Во-первых, читатель воспринимает текст в виде последовательности слов, которые он читает с одинаковым вниманием и скоростью. Во-вторых, в общем ряду оказывается и важная информация (с точки зрения позиции автора) и неважная (лингвистическая избыточность, которая в русском языке достигает 60-70%). Это приводит к рассредоточению внимания, "выхватыванию" из текста не всегда важной информации и, как следствие, плохому пониманию и запоминанию текста.
В разговоре таких трудностей не возникает, т.к. оратор выделяет важные для понимания слова жестами, мимикой и другими невербальными подсказками. Кроме того, слушатель в любой момент может прервать собеседника и переспросить. Читатель же лишен различных подсказок, и возможности вступить в разговор с писателем. Он видит перед собой только цепочку слов, из которых ему самостоятельно (часто интуитивно и неверно!) приходится отделять важную информацию (с точки зрения автора) от неважной, а, кроме того, сжимать, упрощать и переводить текст на язык собственных мыслей. К сожалению, не всегда этот процесс протекает удачно, поэтому для осознанного и эффективного понимания текста я предлагаю использовать метод Алгоритм абзаца.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omenus.ru
Если рассмотреть методы, применяемые нами для запоминания текстового материала, можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая ("зубрежка", линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем ими не дос
Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании
Счастливые дети разведённых родителей
Уроки общения
Мышление и ответственность
Информатика и культура в школах
Сексуальное насилие над детьми
Психология дошкольника
Заикание у детей
Ребёнок и телевизор
Красота – дело поправимое: подросток смотрит в зеркало
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.