курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Алексей Кузьмин
Создание нового продукта – это и возможность и риск. Возможность для компании удержать и привлечь клиентов, и получить большую прибыль на конкурентном рынке. И риск того, что продукт не будет иметь достаточного спроса и компания понесет убытки.
Можно верить в успех продукта, но нельзя ответственно гарантировать, что проект застрахован от провала. Однако вероятность успеха можно было бы значительно повысить, если учесть важные моменты. Рассмотрим их подробнее.
Понимание рынка (Mu - Market understanding)
Прежде всего, надо хорошо понимать, что уже есть на рынке, что на нем происходит, что из имеющихся продуктов пользуется спросом, а что не востребовано и почему. Понять "почему" наиболее трудная и важная задача. В этом мало чем помогут количественные опросы и тем более фокус группы. То, что может помочь - это:
- объективная статистика покупок и потребления/использования продуктов;
- личный опыт приобретения и использования продуктов (своей компании и конкурентов);
- наблюдения за процессом приобретения и использования продуктов;
- многочисленные глубокие интервью с покупателями и потребителями;
- знание психологии восприятия;
- анализ и выявление ключевых факторов успеха / провала продукта и проверка своих гипотез.
Здесь недостаточно классического "знать клиентов компании". Нужно понять, а лучше прочувствовать:
- какие проблемы заботят Ваших покупателей, их клиентов и конечных пользователей/потребителей продуктов (далеко не всегда это одни и те же люди);
- какие проблемы решают существующие продукты и сопутствующие услуги (Вашей компании и конкурентов) и
- в какой степени.
Тогда Вы станете настоящим экспертом по данному сегменту рынка.
Гениальная идея (GI - Genius Idea)
Это главный компонент будущего продукта, определяющий его успех или провал. Идея должна быть блестящей, качественной, сильной, а лучше – гениальной. Проходя через различные этапы реализации, сила идеи будет постепенно ослабляться. Будьте к этому готовы и отбирайте только самые ценные и жизнеспособные идеи.
В значительной степени жизнеспособность идеи зависит от того, насколько будущий продукт и политика компании будут соответствовать требованиям четырех компонентов:
- привлекательность продукта (Attraction);
- простота понимания и удобство использования (Usability);
- удовлетворенность от использования продукта (Satisfaction);
- экономическая выгода (Profitablity).
При отборе идеи важно уметь представить уже готовый продукт, взглянуть на него с точки зрения покупателя и потребителя. При экспертном понимании рынка и непредвзятом подходе это не должно быть проблематичным. К тому же, такой экспертный подход позволит компании сберечь массу времени и средств на исследованиях, порой больше вредных, чем полезных (почитайте Джека Траута).
С отбором идей понятно, скажите Вы, а как придумать эти самые идеи? Иногда это происходит так: "щелк" и есть классная идея! Но есть и другой способ, древний, как профессия маркетолога: перенять чужую удачную идею и адаптировать.
Привлекательность (A - Attraction)
Сразу стоит подумать о том, как выделить новый продукт в местах продаж. Он должен сразу привлечь внимание, понравиться, заинтересовать. Это должна быть "любовь с первого взгляда", то, что сразу зацепит и заставит подойти рассмотреть. Придумывать можно бесконечно – поле благодатное. Здесь есть, где разгуляться буйной фантазии маркетолога.
Простота и удобство (U - Usability)
Usability в бизнес-среде в основном понимается, как удобство использования веб-страниц. И совершенно напрасно. Простота понимания и удобство использования продукта – очень критичный параметр.
Очарование дизайна, обещания продавца или рекламы развеются, как только покупатель столкнется со сложностями настройки/освоения продукта. Сегодня пользователь и тем более покупатель перегружен различной информацией и у него совершенно нет времени и желания прилагать значительные усилия для изучения чего-то нового.
Простота понимания и удобство использования продукта это настолько естественная вещь, что непонятно, как некоторые компании умудряются создавать продукты с точностью до наоборот. Возникает ощущение, что разработчики и их руководители – существа с другой планеты или их просто не заботит результат.
Неспособность взглянуть на продукт глазами пользователя – типичная болезнь разработчиков. Маркетолог не должен ей поддаваться. Если же такое случилось, попросите коллегу из другой отрасли опробовать вашу новинку. В этом случае вы получите квалифицированную оценку восприятия продукта неискушенным пользователем.
Удовлетворенность (S - Satisfaction)
Как минимум от использования продукта должно оставаться чувство позитивного удовлетворения. В идеале пользователь должен быть в восторге. Это напрямую связано с качеством продукта и с ожиданиями пользователя.
Если продукт придет в негодность через какое-то не очень продолжительное время, вряд ли дизайн и удобство его спасут. А благодаря Интернету, "слава" о таком продукте быстро распространится по сети.
Ожидания пользователя – тема отдельная и весьма обширная. Но есть общее правило: успешный продукт должен превосходить ожидания пользователя. Помните об этом.
Выгода (P - Profitablity)
Какими бы замечательными потребительскими свойствами не обладал Ваш продукт, его производство, продажа и использование должны быть экономически выгодными. С одной стороны, цена продукта должна быть приемлемой (посильной) для покупателя по сравнению с приобретаемой ценностью. С другой, цена и предполагаемые объемы продаж должны обеспечивать достаточно высокую прибыль, как производителю, так и посредникам (дилерам, торговым сетям и др.). При этом, важно не забыть оценить и включить в расходную часть затраты на рекламу и продвижение продукции.
Разработка и тестирование (DT - Development & Testing)
Большим заблуждением является ожидание того, что разработчик сделает продукт в приемлемом для пользователя качестве и в точном соответствии с требованиями заказчика разработки.
Имея опыт участия в проектах по разработке новых продуктов, могу ответственно заявить: именно маркетолог должен участвовать в составлении "пользовательских" требований к продукту, а также контролировать их реализацию разработчиком.
Мнение маркетолога при формировании "пользовательских" требований должно быть на порядок приоритетнее мнения разработчиков, а сам проект разработки не может считаться завершенным, пока не выполнены эти требования к продукту.
Другой важный момент – тестирование продукта. Оно делится на внутреннее и внешнее.
Внутреннее тестирование проводится в два этапа. Это проверка результатов работы самими разработчиками и, затем, проверка работы группой тестирования (QC&QA). Еще одним распространенным заблуждением является то, что разработчик может сам выявить все ошибки/недоделки в продукте, а группа тестирования не нужна. Российская и зарубежная практика управления проектами показывает – такая группа необходима. Причем она должна быть независимой, т.е. быть вне подчинения руководителя группы разработки.
Продукт, успешно прошедший финальное тестирование, должен передаваться на тестирование внешнее – испытание в реальных рыночных условиях, на настоящих покупателях и пользователях. Это "момент истины", выявляющий то, что не смогли предусмотреть ни Вы, ни разработчики, ни кто-либо еще в компании – реальную реакцию множества клиентов на воплощенную инновацию. Знаменитое высказывание Ф. Ницше "то, что не убивает нас, делает нас сильнее" в полной мере относится и к новому продукту. Если продукт "не умрет" во время внешнего тестирования, то будет усовершенствован по его результатам и займет достойное место на рынке.
Разумеется, необходимо будет наладить сбор обратной связи и статистики по тестируемому продукту. Не следует забывать и об эффекте новинки - первом всплеске интереса, который может угаснуть, как только покупатели/пользователи "распробуют" продукт и решат, что он вовсе не так хорош, как казалось. Для разных видов продуктов этот период имеет разную протяженность. Так, например, практика показывает, что неудачные игры для ПК "умирают" в течение 2-3 недель, а видеоигры для игровых автоматов - в течение 2-3 месяцев.
Информирование о продукте (Ip - Informing about Product)
Когда Ваш замечательный новый продукт готов к продажам нужно, чтобы о нем узнало необходимое количество потенциальных покупателей. Почему не "как можно большее"? Ответ прост. Ваша компания должна быть готова удовлетворить тот спрос, который вызовет программа информирования о продукте. Простой пример: выходит реклама и промо статьи о новой игре для ПК, тысячи пользователей хотя купить игру, а в продаже ее еще нет. Издатель не успел выпустить нужное количество копий или еще не приступал к тиражированию. Тогда "пустоту" заполняют пиратские копии: урезанная и "сырая" тестовая версия игры разочаровывает покупателей, подрывая продажи готовой версии и репутацию производителя.
Но не будем о грустном. Итак, цель информирования покупателей, сделать продукт известным, понятным и желанным. Поэтому подготовьте информационные материалы о новинке с простым, ясным изложением выгод на языке покупателя. Ну и конечно, используйте все приемлемые каналы маркетинговых коммуникаций.
Продажи (Ss - Sales)
"Люди покупают у людей" – кто не знает этого высказывания? Тем не менее, довольно часто информированию торгового персонала о поступающих в продажу новинках уделяется недостаточно внимания. А ведь место покупки это та точка, где все усилия и затраты на разработку и производство продукта, рекламу, выставки, полиграфию могут быть за секунды спущены в сточную канаву. Это может произойти из-за элементарного незнания новинки, неконкретных ответов на уточняющие вопросы или неумения продемонстрировать продукт.
Поэтому при запуске нового продукта:
- проведите обучающий семинар по продукту (чтобы сотрудники все знали о новинке и могли рассказать своими словами), причем, это касается не только менеджеров по продажам, но и операторов call-центра, секретарей, сервис-инженеров – всех, к кому покупатель в принципе может обратиться с вопросом о новинке;
- организуйте проверку полученных знаний (тренинг, экзамен);
- позаботьтесь, чтобы требование знания продукта и соблюдение стандартов обслуживания клиентов присутствовало в должностных инструкциях (ДИ);
- само собой стандарты обслуживания (СО) также должны быть прописаны;
- совместно со службой персонала и руководителями подразделений организуйте контроль за выполнением ДИ и СО, гласный (лучше внеплановый) и негласный (по методу "таинственный покупатель");
- совместно с торговым отделом создайте "корпоративную книгу продаж" (Sales Guide) по новому продукту. В ней могут быть даны описания проблем, которые позволяет решать новый продукт, выгоды по сравнению с конкурентными предложениями, ответы на типичные вопросы и возражения.
Поддержка (Cs - Customer support)
Информационная и техническая поддержка покупателей и пользователей нового продукта должна быть готовы к работе, как только рынок начнет узнавать о новинке, и начнутся ее продажи.
Основное требование здесь то же, что и для сотрудников отдела продаж: знать продукт.
При этом сотрудники службы поддержки (операторы call-центра, сервис-инженеры) должны знать продукт настолько хорошо, чтобы с ходу понять причину проблемы и, по возможности, по телефону разрешить ее.
Дополнительные рекомендации: обеспечьте круглосуточный (24/7) режим работы службы поддержки, при этом ожидание ответа не должно быть больше 3-х гудков, ответ оператора не более, чем через минуту и, естественно, по телефонам call-центра всегда должна быть возможность дозвониться.
А может из всего перечисленного можно создать универсальную формулу успешного продукта. Давайте попробуем. Например, она может выглядеть вот так:
Mu + GI*(A+U+S+P) + DT + (Ip+Ss+Cs) = успешный продукт
Конечно, она не создаст успешный продукт за Вас. Но поможет избежать главных ошибок и уделить внимание наиболее важным моментам в пути от идеи до хита продаж.
За что вы платите деньги своему пиарщику
Теория автоматизации розницы
Обзор основных методов оценки стоимости брендов
Интересное для всех не интересно никому
Ключевые тенденции экономической, потребительской и конкурентной среды в России
Парадоксы современного сэйлза: здравый смысл или отчетность?
Особенности лицензирования изображений
Роль упаковки в брендинге
Special events и почтовые рассылки
Как показать товар лицом
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.