курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Шафаревич И. Р.
В процессе подготовки этого доклада и мое отношение к теме, и само содержание доклада сильно изменилось. Я, действительно, большую часть жизни связан так или иначе со средней школой, даже если исключить ту часть, когда сам был школьником. Большую часть времени я преподавал в университетах, был как бы потребитель того, что давала школа, то есть чувствовал, как она работала. И сначала я думал что-то рассказать о соотношении духовного и материального в образовании, о современных ориентациях естественных наук. Но потом, когда я начал оперировать фактами, которые мне известны, и смотреть то, что мне доступно, вспоминать, то у меня сложилось такое впечатление, что перед школой, школьным образованием стоят чисто конкретные и жизненно важные проблемы. Сейчас реально сложилась угроза полного разрушения системы передачи сложившейся культуры, причем разрушения уже необратимого на какой-то длительный период. Приведу пример, что я имею в виду.
Скажем, в борьбе идей большую роль играло представление о том, что человек – песчинка, что на громадной земле, которая гораздо больше, чем в начале себе представляли, он одно из мелких созданий. Потом, представление о том, что в космосе Земля сама является песчинкой. Это играло роль аргументации противников христианства еще во II веке нашей эры. Очень интеллигентный тогдашний противник христианства Уельс написал так называемое «Истинное Слово», в котором он говорит христианам, что их учение смешно, напоминает ему кваканье лягушек в маленьком болоте, которые считают, что они – лягушки – своими грехами привели к гибели мира, но Господь возлюбил их и послал, чтобы спасти их в этот мир Сына единственного и так далее.
Эта же конференция на другом уровне все время повторялась, начиная с Джордано Бруно в новое время, с принципа гелиоцентрической системы, множества галактик и так далее. Это – тема, которую вполне можно обсуждать, обсуждение которой является продуктивным и открывает человеку путь к свободному духовному развитию и снятию противоречивых сомнений, которые у него возникают. Но для этого должен быть общий язык. Для этого нужно говорить с людьми, которые знают о величине Земли, о строении галактик, о множестве других галактик и так далее. Ну, а если мы будем иметь дело с поколением людей, которые зациклены только на экране компьютера и умеют только оперировать программами,с ними обсуждать то нечего. Таким образом, есть риск того, что в такой проблеме, как культура, теряется возможность диалога, происходит разрыв, при котором невозможно не только противостояние и наличие различных точек зрения, но и вообще какое-то обсуждение. Это и является, как мне кажется, самой ужасной перспективой, которая вполне реальна. И задача первостепенной важности сейчас – это сохранение основных культурных представлений, выработанных за века, как в рамках нашей страны, так и в мировой. И возможна она, конечно, только на базе какого-то стержня, который единый, на котором все основывается, не может быть аморфный.
Таким стержнем для нас является русская культурная традиция, православная для всех – верующих и неверующих и даже для человека, атеистических взглядов, антирелигиозного. Все равно традиция эта создана его православными предками. И вот они-то в теперешней школе подвергаются систематическому давлению и разрушению. Это, как мне представляется, является очень конкретной и непосредственной, видимой опасностью, такой, что она является первостепенной и остальные проблемы отодвигает.
Например, центральная ценность в русской светской культуре это русская литература. В русской культуре литература как бы центрична. И вот она размывается и произвольно перекраивается в новых учебниках и новых программах. Стиль учебников, с одной стороны, вроде воспитание очень многогранной личности (всего понемногу), но так мало, что у школьника в голове, в конце концов, просто ничего не остается. Появляется множество писателей таких, из-за которых первостепенного писателя вообще не слышно (например, Юрий Ошла и другие). А в то же время количество часов на русский язык и литературу из года в год катастрофически сокращается. Из программы выпали «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души», Жуковский, Гончаров, Некрасов. Более того, в учебниках, с которыми вы можете познакомиться, есть некоторые отрывки русской отечественной литературы, которые в мое время были нам недоступны. Но трактуются они в высшей степени отстранено и зачастую даже враждебно. В учебнике литературы есть, например, «Слово Даниила Заточника» и приводится знаменитый классический отрывок из него… И тут же комментируется, что психология автора, по существу нахального нищего, вместо того, чтобы дать почувствовать глубину христианского призыва к милосердию.
Все время возникает план упразднения русского языка. Нужно упростить грамматику, писать, как слышится. Эти упражнения начались с семнадцатого года, с февральской революции. Правописание зависело даже от того, как писал Сталин.
Рассматривается план отмены сочинений.
Вторым центральным примером является история. Национальная история должна быть, и является всюду неким стержнем, на котором ребенок формирует в себе представление об историческом процессе и на котором потом формируется представление о всемирном историческом процессе. В одном учебнике написано, наоборот, с тенденцией национальный элемент из истории вытеснить и скомпрометировать. Например, что Курдский был человек мужественный и написал Грозному письмо, которое было больше похоже на обвинительный акт. Это что за признак мужества? В другом учебнике говорится о Ермаке, о жестком покорителе сибирских народов. Все время идет апелляция к свободному мышлению, то есть не следовать учебнику, а самому мыслить. В учебнике современной истории говорится, что Советский Союз, подписав договор с Германией, стал поджигателем войны, употребляется термин «восточный фронт» (хотя у нас его не было, был западный фронт). В этих книгах указывается, что они удостоены гранта Сороса. Они и написаны для тех, кто их заказывал.
Есть и хорошие учебники, с национальной точки зрения разумные, по-моему, взвешенные. Но эти учебники дорогие. А учебники фонда Сороса бесплатно рассылаются с библиотеки.
Можно подумать, что это касается только гуманитарного образования. Далеко нет. Планировалось исключение геометрии из преподавания. Геометрия занимает особое место в математике. Система ее построения сохранилась со времен Древней Греции, хотя было много упрощений. Министр образования Филиппов в ответ на письмо математического института заверил, что исключения не произойдет, и впредь будут советоваться. В одной гимназии, считающейся передовой, отменено преподавание физики, химии и биологии и заменено одним предметом «Естествознание», который преподает учитель по образованию философ. Зато имеется ряд новых предметов, которые введены или предполагается ввести. Всем известна программа полового воспитания и подробности, от которых волосы дыбом становятся. Там все время говорится о стыде, как отрицательном состоянии («ложный стыд»). Это не есть некое хулиганство, это разрушение русской традиции. Не было у нас все этой псевдокультуры любовной, которая существовала на западе. Это характерный культурный элемент русской традиции и цивилизации, причем не только христианской, но и любой религиозной традиции в нашей стране.
То, что происходит, есть элемент цивилизованного слома. Причем в нашей стране это начинается, когда на западе уже начинают хвататься за голову и бить тревогу.
В нашей стране традиционно имеется престиж образования.
Для нашей школы то, что сейчас происходит, есть драматический этап, в каком-то смысле, начиная, вероятно, с конца девятнадцатого века, когда начался упадок отечественного образования. Важно иметь в виду, что положение все же не безнадежное (ситуация с неведением курса полового просвещения). Нужно только помнить, что должна быть борьба не за реформы в образовании, а за сохранение и спасение традиционного образования.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
Шафаревич И. Р. В процессе подготовки этого доклада и мое отношение к теме, и само содержание доклада сильно изменилось. Я, действительно, большую часть жизни связан так или иначе со средней школой, даже если исключить ту часть, когда сам был
Походный набор манипулятора
Несколько соображений по поводу перспектив соционики
Введение в кинезиологию
Соционика – для кого она?
Экономика образования: место образования в общественном развитии
Феноменология внимания
Декарт о рефлекторной дуге
Школьные неврозы и причины их возникновения
Перспективы развития высшего образования в России в свете экологических проблем
Синхронизация в коллективах
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.