курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РФ
КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Работу выполнил:
Студент заочного факультета
специальности «Э и УТС» 3 курса 1 группы, шифр 99807
Езерский П.О.
Работу принял: Угланов В.И.
Курсовая работа студента факультета «Э и УТС» Езерского П.О. по дисциплине «Основы взаимозаменяемости»
Пояснительная записка состоит из 22 страниц машинописного текста,
18 таблиц, 18 рисунков, 4 источника литературы
Костромская государственная
сельскохозяйственная академия, 2002
Стр. |
||
1. |
Задание 1. Определение элементов гладкого цилиндрического соединения …………………………………………………………….. |
4 |
2. |
Задание 2. Определение элементов соединений, подвергаемых селективной сборке …………………………………………………… |
8 |
3. |
Задание 3. Выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения ……………………………………………….. |
11 |
4. |
Задание 4. Допуски и посадки шпоночых соединений ……………… |
14 |
5. |
Задание 5. Допуски и посадки шлицевых соединений ……………… |
17 |
6. |
Задание 6. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь методом полной взаимозаменяемости ……………………………… |
19 |
7. |
Список литературы …………………………………………………… |
22 |
1. ЗАДАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ
Изучить основную терминологию курса и научиться правильно определять параметры посадок.
Задача 1. По значению номинального размера и предельных отклонений вала и отверстия определить поля допусков, тип и параметры посадки, привести пример обозначения предельных размеров деталей соединения на чертеже. Выбрать средства измерения и рассчитать размеры предельных рабочих калибров. Определить способ финишной обработки деталей соединения и назначить необходимую шероховатость поверхности.
-0,144 -0,139
Исходные данные: отверстие – Ø 118 вал – Ø 118
-0,198 -0,104
1.1.Определяем предельные размеры отверстия и вала (мм):
Dmax = D + ES; Dmax = 118,0 + (-0,144) = 117,856 мм.
Dmin = D + EI; Dmin = 118,0 + (-0,198) = 117,802 мм.
dmax = d + es; dmax = 118,0 + 0,139 = 118,139 мм.
dmin = d + ei; dmin = 118,0 + 0,104 = 118,104 мм.
1.2. Определяем допуски отверстия и вала (мм):
TD = Dmax – Dmin; TD = 117,856 – 117,802 = 0,054 мм.
1.3. Определяем предельные зазоры или натяги (мм):
S max = Dmax – dmin; Smax = 117,856 – 118,104 = -0,248мм.
N max = dmax – Dmin; Nmax = 118,139 – 117,802 = 0,337мм.
1.4. Определяем допуск посадки (мм):
TNS = TD + Td; TNS = 0,054 + 0,035 = 0,089мм.
1.5. Обоснуем систему, в которой выполнена посадка:
Посадка выполнена в комбинированной системе (комб., ck), т.к. EI ≠ 0 и es ≠ 0.
1.6. Определяем поле допуска отверстия и вала (квалитет и основное отклонение) по ГОСТ 25346-82 или по приложению табл. 1, 3, 4 [2, с.42]:
Отверстие – U8, вал – t7
1.7. Построим схему полей допусков сопрягаемых деталей:
U8 |
t7 |
D(d) =118 мм |
S max = 337мrм |
EI = 198 мкм |
- 144 |
- 198 |
+ 139 |
+ 104 |
ES = 144мкм |
ei = 139мкм |
es = 104мкм |
0 |
- |
+ |
Рис. 1.1. Схема полей допусков соединения Æ 118 U8 / t7
1.8. Рассчитаем предельные размеры рабочих калибров.
Таблица 1.1.
Предельные размеры калибра-пробки рассчитываем на основе предельных размеров отверстия (табл.1.2.), полученные данные сводим в табл.1.3.
Таблица 1.2.
Отверстие |
мкм |
TD = 54 |
EI = - 198 |
ES = -71 |
118 U8 |
мм |
Dmin = 117,802 |
Dmax = 117,856 |
Таблица 1.3.
Формулы для определения предельных размеров калибра - пробки |
Z = 8,0 |
Y = 6,0 |
H = 4,0 |
|
Предельные размеры, мм |
||||
Проходная сторона |
Р-ПPmax = Dmin + Z + H/2 Р-ПPmin = Dmin + Z – H/2 Р-ПPизн = Dmin - Y |
Р-ПРmax = 117,802 + 0,008 + 0,006 / 2 =117,813 Р-ПРmin = 117,802 + 0,008 – 0,006 / 2 = 117,807 Р-ПРизн = 117,802 – 0,006 = 117,796 |
||
Исполнительный размер – 117,813-0,006 |
||||
Непроходная сторона |
Р-НЕmax = Dmax + H/2 Р-НЕmin = Dmax – H/2 |
Р-НЕmax = 117,856 + 0,006 / 2 = 117,859 Р-НЕmin = 117,856 - 0,006 / 2 = 117,853 |
||
Исполнительный размер на чертеже – 117,859-0,006 |
H |
ПР |
118U8 |
НЕ |
Æ117,813-0,006 мм |
Æ117,859-0,006 |
118U8 |
P - He |
D(d) =118 мм |
Td = 54 мкм |
H/2 |
P - Пр |
Y |
Z |
H |
а. |
б. |
Рис. 1.2. Схема полей допусков (а) и эскиз калибра-пробки (б).
Предельные размеры калибра-скобы рассчитываем по предельным размерам вала (табл.1.4), полученные данные сводим в табл.1.5.
Таблица 1.4.
Вал |
мкм |
Td=54 |
ei = 104 |
es = 139 |
118t7 |
мм |
dmin= 118,104 |
dmax= 118,139 |
Таблица 1.5.
Формулы для определения предельных размеров калибра - скобы |
Z1=5,0 |
Y1=4,0 |
H1=6,0 |
|
Предельные размеры, мм |
||||
Проходная сторона |
Р-ПPmax = dmax – Z1 + H1/2 Р-ПPmin = dmax – Z1 + H1/2 Р-ПPизн = dmax + Y1 |
Р– ПPmax=118,139– 0,005 + 0,006 / 2=118,137 P– ПРmin=118,139 - 0,005 - 0,006 / 2=118,131 Р – ПРизн= 118,139 + 0,004 = 118,143 |
||
Исполнительный размер – 118,131+0,006 |
||||
Непроходная сторона |
Р-НЕmax = dmax + H1/2 Р-НЕmin = dmax – H1/2 |
Р-НЕmax= 118,104 = 0,006 / 2 =118,107 Р-НЕmin= 118,104 – 0,006 / 2 = 118,101 |
||
Исполнительный размер – 118,101+0,006 |
118,101+0,006 |
118,131+0,006 |
118t7 |
118t7 |
P - He |
D(d) =118 мм |
Td = 54 мкм |
H1 |
P - Пр |
Y |
Z |
H1 |
Dmin =117,955мм |
|
|
Рис. 1.3. Схема полей допусков (а) и эскизов калибра-скобы (б).
1.9. Выбор средств измерения зависит от форм контроля, масштабов производства, конструктивных особенностей деталей, точности их изготовления и производится с учетом метрологических, конструктивных и экономических факторов. В ГОСТ 8.051 – 81 значения допустимой погрешности – δ размеров приведены в зависимости от величины допуска изделия – IT. Допустимая погрешность измерения показывает, на сколько можно ошибиться при измерении размера заданной точности в меньшую и в большую сторону, т.е. имеет знаки ± δ.
Для нахождения допустимой погрешности пользуемся табл.П.1.6. [2, с.51] и по таблице П.1.7. [2, с.63] выбираем соответствующие средства измерения.
Данные по выбору измерительных средств.
Таблица 1.6.
Размер |
IT≡TD≡Td, мкм |
δ, мкм |
±∆lim, мкм |
Наименование средства измерения |
Æ 118U8 |
54 |
12 |
10 |
Рычажный микрометр (i = 0,002 мм). |
Æ 118t7 |
35 |
35 |
10 |
Рычажный микрометр (i = 0,002 мм). |
1.10. Выбираем значения шероховатости поверхности отверстия и вала и назначаем финишный способ их обработки.
Определяем значение шероховатости поверхности (мкм) для посадки Ø 146 R11/s10:
для отверстия - RZD= 0,125 х TD; для вала - Rzd= 0,125 х Td,
RZD= 0,125 х 54 = 6,75 мкм; Rzd= 0,125 х 35 = 4,375 мкм.
Стандартные значения: RZD = 6,3 мкм, Rzd= 4 мкм.
Финишная (завершающая технологический процесс) обработка: табл.1.7.,1.8. методички
- для отверстия – растачивание на токарных станках чистовое;
- для вала – наружное тонкое точение (алиазное).
1.11. Выполним эскиз сопряжения и деталей:
Æ 118U8t7 |
Rz 6,3 |
- 0,144 Æ 118- 0,198 |
в. |
Æ 118-0,104 |
Rz 4,0 |
|
|||||||||
|
|||||||||
Рис.1.4. Эскиз сопряжения (а), вала (б) и отверстия (в)
Задача 2.
1.12. По заданной посадке сопряжения заполняем итоговую таблицу и строим схему полей допусков.
Таблица 1.7.
Обозначение заданного соединения Æ 24 G9/h6 |
|||
Параметры деталей посадки |
Отверстие |
Условное обозначение Допуск, мм TD Основное отклонение Предельное отклонение верхнее ES = TD + EI ES = 0,021 + 0,007 = 0,028 (мм) нижнее EI Предельные размеры Dmax = D + ES; Dmax = 24 + 0,028= 24,028 (мм) Dmin = D + EI; Dmin = 24 + 0,007 = 24,007 (мм) |
Æ 24 G7 0,021 (EI) +0,028 +0,007 24,028 24,007 |
Вал |
Условное обозначение Допуск, мм Td Основное отклонение Предельное отклонение верхнее es (мм) нижнее ei = es - Td; ei = 0 – 0,013 = -0,013 Предельные размеры dmax = d + es; dmax = 24+0 = 24 (мм) dmin = d + ei; dmin = 24 + (-0,013) = 23,987 (мм) |
Æ 24 h6 0,013 (es) 0 -0,013 24 23,987 |
|
Параметры посадки |
Номинальный размер, D ; d (мм) Зазор (натяг), Nmax = dmax - Dmin; Nmax = 24 - 23,987 = 0,013 (мм). Nmin = dmin - Dmax; Nmin = 23,987 - 24,028 = - 0,041 (мм) Допуск посадки, мм TN = Nmax - Nmin; TN = 0,013 – (-0,041)= 0,41 мм. Группа посадки Система допусков |
24 0,013 -0,041 0,054 переходная комбинир. |
G7 |
h6 |
D(d) =24 мм |
S max = 41мrм |
+ 0,028 |
+ 0,007 |
- 0,013 |
0 |
- |
+ |
S min = 7 мrм |
Рис.1.5. Схема полей допусков посадки Æ 24G9/h6
Задача 3.
1.13. По заданной посадке сопряжения заполняем итоговую таблицу и строим схему полей допусков.
Таблица 1.8.
Обозначение заданного соединения Æ 54 S9/m8 |
|||
Параметры деталей посадки |
Отверстие |
Условное обозначение Допуск TD (мм) Основное отклонение Предельное отклонение верхнее ES нижнее EI = ES - TD; EI = -0,053 - 0,074 = -0,127 Предельные размеры Dmax = D + ES; Dmax = 54 + (-0,053) = 53,947 (мм) Dmin = D + EI; Dmin = 54 + (-0,127) = 53,873 (мм) |
Æ 54 S9 0,074 (ES) -0,053 -0,127 53,947 53,873 |
Вал |
Условное обозначение Допуск, мм Td Основное отклонение Предельное отклонение верхнее es (мм) es = ei + Td; es = 0,011 + 0,046 = 0,057 (мм) нижнее ei (мм) Предельные размеры dmax = d + es; dmax = 54+0,057 = 54,057 (мм) dmin = d + ei; dmin = 54 + 0,011= 54,011 (мм) |
Æ 54 m8 0,046 (ei) + 0,057 + 0,011 24 54,057 54,011 |
|
Параметры посадки |
Номинальный размер, D ; d (мм) Зазор (натяг), Nmax = dmax - Dmin; Nmax = 54,057 - 53,873 = 0,184 (мм). Nmin = dmin - Dmax; Nmin = 54,011 - 53,947 = 0,064 (мм) Допуск посадки, мм TN = Nmax - Nmin; TN = 0,184– 0,064= 0,12 мм. Группа посадки Система допусков |
54 0,184 0,064 0,12 с зазором комбинир. |
S9 |
m8 |
D(d) = 54 мм |
S max = 184 мrм |
EI = 127 мкм |
- 53 |
- 127 |
+ 57 |
+ 11 |
ES = 53 мкм |
ei = 57 мкм |
es = 11мкм |
0 |
- |
+ |
Рис.1.6. Схема полей допусков посадки Æ 54 S9/m8
2. ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ, ПОДВЕРГАЕМЫХ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ
Цель задания:
1. Разобраться в сущности метода селективной сборки соединений.
2. Научиться определять предельные размеры деталей соединений, входящих в каждую группу, групповые допуски деталей, а также предельные групповые зазоры и натяги.
Содержание задания:
1. Определить параметры посадки сопряжения.
2. Определить групповые допуски вала и отверстия.
3. Вычертить схему полей допусков соединения, разделив и пронумеровав поля допусков отверстия и вала на заданное число групп сортировки.
4. Составить карту сортировщика, указав предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе.
5. Определить групповые зазоры или натяги.
Исходные данные:
1. Номинальный размер, мм – Æ18.
2. Поле допуска: отверстие – N8, вал - h8.
3. Количество групп - 3.
Порядок выполнения:
2.1. Определяем параметры посадки сопряжения Æ18 N8/h8
TD = 27 мкм. Td = 27 мкм.
ES = - 3 мкм. es = 0
EI = -30 мкм. - 0,003 ei = - 27 мкм.
Æ 18 N8 – 0,03 Æ 18 h8 – 0,027
Определим предельные зазоры и натяги:
Smax = ES – ei = - 3 – (-27) = 24 мкм.
Nmax = es – EI = 0 – (-30) = 30 мкм.
2.2. Величину групповых допусков вала и отверстия определяем путем деления допусков на число размерных групп – n.
n = 3,
Td = Td/n; Td = 27/3 = 9
TD = TD/n; TD = 27/3 = 9
т.е. допуски всех размерных групп вала и отверстия будут равны между собой.
2.3. Выполним схему полей допусков соединения Æ18 N8/h8, детали которого следует рассортировать на три размерные группы.
D(d) = 18 мм |
S max = 30 мrм |
EI = 30 мкм |
- 3 |
- 30 |
ES = 3 мкм |
0 |
- |
+ |
S9 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
- 12 |
- 21 |
h8 |
- 9 |
- 18 |
- 27 |
1гр S max |
1гр S min |
Рис. 2.1. Схема полей допусков соединения Æ18 N8/h8
2.4. Составим карту сортировщика, указав предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе.
Таблица 2.1.
Карта сортировщика для сортировки на три
размерные группы деталей соединения Æ18 N8/h8
Номер размерной группы |
Размеры деталей, мм |
||
Отверстие |
Вал |
||
1 |
свыше |
17,97 |
17,973 |
до |
17,979 |
17,982 |
|
2 |
свыше |
17,979 |
17,982 |
до |
17,988 |
17,991 |
|
3 |
свыше |
17,988 |
17,991 |
до |
17,997 |
18 |
2.5. Определим групповые зазоры или натяги.
В настоящее время для селективной сборки, как правило, используются посадки, в которых допуски отверстия и вала равны. Поэтому достаточно определить предельные зазоры или натяги только для одной (любой) размерной группы, так как соответствующие предельные зазоры или натяги будут иметь одинаковую величину:
1гр 2гр 3гр
S max = S max = Smax
1гр 2гр 3гр
S min = S min = Smin .
Предельные групповые зазоры равны:
1гр
S max = -0,03 – (-0,018) = - 0,012 мм.
1гр
S min = - 0,03 – 0,027 = - 0,003 мм.
3. ЗАДАНИЕ 3. ВЫБОР ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ, СОПРЯГАЕМЫХ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ
Цель задания:
Научиться обосновано назначать посадки при сопряжении подшипников качения с валами и корпусами и обозначить эти посадки на чертежах.
Содержание задания:
1. Для заданного подшипника качения определить его конструктивные размеры, серию и вид нагружения колец.
2. Назначить посадки подшипника на вал и корпус.
3. Построить схемы полей допусков.
4. Назначить шероховатость и отклонения формы расположения на посадочные поверхности вала и корпуса под подшипник качения.
5. Вычертить эскизы подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипником, указав на них посадки соединений, размеры деталей, отклонения формы и шероховатость поверхностей.
Исходные данные:
1. Номер подшипника: 209.
2. Номер чертежа узла: 3.
3. Радиальная нагрузка, Н: 8300.
Порядок выполнения:
3.1. Определяем для подшипника качения конструктивные размеры, серию и вид нагружения колец.
Конструктивные размеры в соответствии с ГОСТ 3478-79 выберем в табл.П.1.8. [2, с.53]
наружный диаметр – D = 85;
внутренний диаметр – d = 45;
ширина – В = 19;
радиус закругления фаски – r = 2;
класс – нулевой;
серия подшипника (по нагрузочной способности) – легкая.
3.2. Характер нагружения колец подшипника из условий работы – вращается вал, корпус неподвижен.
3.3. Для циркуляционно нагруженного кольца выбираем посадку по минимальному натягу из условия:
рас. табл.
Nmin ≤ Nmin,
рас. табл.
где Nmin, Nmin - соответственно расчетный и табличный минимальные натяги, (мм).
|
|
(В – 2r) 106
где R – радиальная нагрузка на подшипник, Н;
В – ширина кольца подшипника, мм;
r - радиус фаски, мм;
k – коэффициент зависящий от серии подшипника качения для легкой серии k = 2,8.
|
|
|
|
|
(19 – 2 х 2) 106 15х106
|
≤ Nmin,
где Nmin = ei – ES – минимальный натяг стандартной посадки;
ei – нижнее отклонение вала;
ES – верхнее отклонение для кольца подшипника, ES = 0.
В связи с тем, что верхнее отклонение колец подшипника ES равно нулю и
Nmin = ei – 0 = ei , посадку следует выбирать по таблице основных отклонений валов [2, с.43] соблюдая условие:
Nmin ≤ ei,
где ei нижнее отклонение поля допуска вала поля: m6.
3.4. Во избежании разрыва кольца, значение максимального натяга (мм) выбранной посадки следует сравнить с значением натяга, допускаемого прочностью кольца
табл.
Nmax ≤ Nдоп,
табл
где Nmax - максимальный натяг выбранной стандартной посадки;
|
(2k – 2) 103
где Nдоп – допустимый натяг, мкм;
[σр]-допускаемое напряжение на растяжение, для подшипниковой стали [σр] 400 Мпа;
d - номинальный размер кольца подшипника, м
|
|
|
(2 х 2,8 – 2) 103 3,6 x 103
20 < 160 – условие выполняется.
3.5. Построим схемы полей допусков сопряжений: наружное кольцо – корпус, внутреннее кольцо – вал:
3.6. Предельные отклонения размеров колец подшипника приведены в табл.3.1.
Допускаемые отклонения размеров колец подшипников качения
класса 0 (ГОСТ 520-71)
Таблица 3.1.
Номинальные внутренние диаметры, мм |
Отклонения, мм |
Номинальные наружные диаметры, мм |
Отклонения диаметра наружного кольца подшипника, мм |
||||||
диаметра внутреннего кольца подшипника |
ширина подшипника |
||||||||
свыше |
до |
верх. |
ниж. |
верх. |
ниж. |
свыше |
до |
верх. |
ниж. |
30 |
50 |
0 |
-12 |
0 |
-120 |
80 |
120 |
0 |
-15 |
ВК |
m6 |
Æ 45 мм |
Табл. Nmax = 37 |
- 12 |
+ 25 |
+ 9 |
0 |
- |
+ |
Табл. Nmin = 9 |
а. |
НК |
Н8 |
Æ 85 мм |
Smax = 69 |
- 15 |
+ 54 |
0 |
- |
+ |
б. |
Рис.3.1. Схема полей допусков соединений:
а – внутреннее кольцо-вал, б – наружное кольцо – корпус.
3.7. На присоединительные поверхности деталей под подшипники качения ограничиваются допустимые отклонения формы и предельные значения торцевого биения заплечиков валов и отверстий корпусов. Отклонения формы на посадочные поверхности вала и корпуса для подшипников 0 и 6 классов точности должны составлять одну треть от допуска на диаметр.
3.8. При нулевом классе точности подшипника параметры шероховатости поверхностей посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах не должны превышать величин:
при диаметре кольца d (D) ≤ 80 мм – Ra= 1,25 мкм.
d (D) > 80 мм – Ra=2,5 мкм
Допуск цилиндричности:
Td/3 = 0,012/3 ≈ 0,004 TD = 0,015/3 ≈ 0,005
Подшипник качения очень чувствителен к шероховатости.
3.9. Вычертим эскизы подшипникового сопряжения с обозначением посадок, отклонений размеров, отклонений формы и шероховатости поверхностей.
Æ45 m6 |
Æ85 Н8 |
0,005 |
/¡/ |
Æ85 Н8 (+ 0,054) |
2,5 |
1,25 |
+ 0,025 Æ45 m6 + 0,009 |
/¡/ |
0,004 |
Рис.3.2. Обозначения посадок, отклонений на чертежах деталей
сопрягаемых с подшипниками качения
4. ЗАДАНИЕ 4. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Цель задания:
Научиться выбирать посадки деталей шпоночного соединения и устанавливать отклонения размеров его деталей, обозначать посадки на чертежах.
Содержание задания:
1. По заданному номинальному размеру сопряжения «вал-втулка» определить основные размеры шпоночного соединения.
2. По заданному виду соединения выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки и построить схему полей допусков.
3. Назначить поля допусков и определить предельные отклонения остальных размеров шпоночного соединения.
4. Рассчитать размерные характеристики деталей шпоночного соединения и представить их в виде сводной таблицы
5. Определить предельные зазоры и натяги в соединениях «вал-втулка», «шпонка-паз вала», «шпонка паз втулки».
6. Вычертить эскизы шпоночного соединения и его деталей с обозначением посадок, полей допусков, отклонений и шероховатости.
Исходные данные:
1. Диаметр вала, мм – 72.
2. Конструкция шпонки – призматическая.
3. Вид соединения и характер производства – нормальное.
Порядок выполнения:
4.1. По заданному номинальному размеру сопряжения «вал-втулка» определяем основные размеры шпоночного соединения с призматическими шпонками
(ГОСТ 23360-78 и табл.П.1.11 [2, с.55]):
ширина - b = 20 мм;
высота – h = 12 мм;
интервал длин l от 56 до 220;
глубина паза: на валу t1 = 7,5 мм.
во втулке t2 = 4,9 мм.
Принимаем l = 70 мм
4.2. Выбор полей допусков шпоночного соединения по ширине шпонки нормальный
4.3. Назначение полей допусков для призматической шпонки:
высота шпонки h – по h 11(h > 6 мм),
длина шпонки l – по h14, длина паза вала и втулки – по H15,
глубина паза вала t1 и втулки t2 - по H12.
4.4. Рассчитаем размерные характеристики деталей шпоночного соединения и запишем в таблицу 4.1.
Таблица 4.1.
Размерные характеристики деталей шпоночного соединения
Наименование размера |
Номин. размер, мм |
Поле допуска |
Предельные отклонения, мм |
Предельные размеры. мм |
Допуск размера, мм |
||
верхнее |
нижнее |
max |
min |
||||
Ширина шпонки |
20 |
h9 |
0 |
-0,052 |
20,00 |
19,948 |
0,052 |
Высота шпонки |
12 |
h11 |
0 |
-0,110 |
12,000 |
11,890 |
0,11 |
Длина шпонки |
70 |
h14 |
0 |
-0,620 |
50,000 |
70,740 |
0,62 |
Ширина паза вала |
20 |
N9 |
0 |
-0,052 |
20,052 |
20,000 |
0,052 |
Глубина паза вала t1 |
7,5 |
H12 |
+0,15 |
0 |
7,650 |
7,500 |
0,150 |
Длина паза вала |
70 |
H15 |
+1,2 |
0 |
51,200 |
70,000 |
1,200 |
Ширина паза втулки |
20 |
Js9 |
+0,026 |
-0,026 |
20,026 |
19,974 |
0,052 |
Глубина паза втулки t1 |
4,9 |
H12 |
+0,120 |
0 |
5,020 |
4,9 |
0,120 |
4.5. Определим предельные зазоры и натяги в шпоночных соединениях:
- по диаметру «вал-втулка» 72H9/h9
посадка с зазором: ES = +0,074 мм. EI = 0. еs = 0. ei = -0,074 мм.
Smax = ES – ei; Smax = 0,074 – (-0,074) = 0,148 мм.
Smin = EI – es; Smin = 0 – 0 = 0.
ТS = Smax – Smin ; ТS = 0,148 – 0 = 0,148 мм.
- по ширине шпонка-паз вала 20N9/h9
посадка с зазором: ES = 0. EI = -0,043 мм. еs = 0. ei = -0,043 мм.
Smax = ES – ei; Smax = 0 + (-0,043) = -0,043 мм.
Smin = EI – es; Smin = (-0,043) – 0 = -0,043 мм.
ТS = Smax – Smin ; ТS = -0,043 – (-0,043) = 0.
- по ширине шпонка-паз втулки 20Js9/h9
посадка с зазором: ES = -0,026 мм. EI = +0,026 мм. еs = 0. ei = -0,043 мм
Smax = ES – ei; Smax = -0,026 - (-0,043) = 0,017 мм.
Smin = EI – es; Smin = 0,026 – 0 = 0,026 мм.
ТS = Smax – Smin ; ТS = 0,017 – 0,026 = -0,009 мм.
Построим схему полей допусков шпоночного соединения: N9; h9; h9; js9.
Æ72 мм |
- 43 |
0 |
- |
+ |
N9 |
- 43 |
- 21 |
- 21 |
- 43 |
h9 |
h9 |
Js9 |
Рис.4.1. Схема полей допусков шпоночного соединения
4.6. Вычертим эскизы шпоночного соединения и его деталей с обозначением посадок, полей допусков, отклонений и шероховатости.
Б |
76,9 +0,2 |
Æ72s7 +0,089 |
º |
// |
0,086 |
0,021 |
Б |
Б |
20 N9-0,052 |
Rz20 Rz20 |
º |
// |
0,140 |
0,035 |
A |
A |
Æ72H7 +0,025 |
A |
76,9 +0,2 |
Rz20 Rz20 |
20Js9/h9 |
20N9/h9 |
Шпонка 20х12х70 |
ГОСТ 23360-78 |
Æ72 H7/s7 |
70 h14-0,62 |
20 h9-0,052 |
12 h9-0,052 |
Рис. 4.2. Эскиз шпоночного соединения и его деталей.
5. ЗАДАНИЕ 5. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Цель задания:
Научиться расшифровывать условные обозначения шлицевого соединения и его деталей на чертежах; по обозначению соединения определять предельные отклонения и предельные размеры всех элементов соединения; правильно изображать схемы полей допусков, эскизы соединения и его деталей.
Содержание задания:
1. По заданному условному обозначению шлицевого соединения дать его полную расшифровку.
2. Рассчитать размерные характеристики всех элементов шлицевого соединения и представить их в виде сводной таблицы.
3. Вычертить схемы полей допусков центрирующих элементов соединения.Вычертить эскизы соединения и его деталей с простановкой размеров, посадок, отклонений и шероховатости.
Исходные данные: D – 8 x 62 x 72 H7/g6 x 12 F8/e8
Порядок выполнения:
5.1.По условному обозначению шлицевого соединения дадим ему расшифровку.
При центрировании по наружному диаметру с числом зубьев z = 8, внутренним диаметром d – 62 мм, наружным диаметром D – 72 мм, шириной зуба b – 12 мм:
D – 8 x 62 х 72 H7/g6 х 12 F8/e8
Условное обозначение отверстия втулки и вала того же соединения:
втулка - D – 8 x 62 х 72 H7 х 12 F8,
вал - d – 8 x 62 х 72 g6 х 12 e8.
5.1.1. Центрирование по наружному диаметру D целесообразно, когда твердость материала втулки допускает калибровку протяжкой, а вал – фрезерование до получения окончательных размеров зубьев.
5.2. Рассчитаем размерные характеристики всех элементов шлицевого соединения и представим их в виде сводной таблицы 5.2.
Таблица 5.2.
Номи-нальный размер |
Поля допусков |
Предельный отклонения |
Предельные размеры |
Допуск размера |
|||
ES(es) |
EI(ei) |
max |
min |
||||
1. Центрирующие элементы d и b |
|||||||
Отверстие |
72 |
H7 |
+0,030 |
0 |
72,030 |
72,000 |
0,030 |
Вал |
72 |
g6 |
-0,010 |
-0,040 |
71,990 |
71,960 |
0,030 |
Ширина впадин отверстия |
12 |
F8 |
+0,043 |
+0,016 |
12,043 |
12,016 |
0,027 |
Толщина шлицев вала |
12 |
e8 |
-0,032 |
-0,059 |
11,968 |
11,941 |
0,027 |
2. Нецентрирующие элементы D |
|||||||
Отверстие |
62 |
H11 |
+0,190 |
0 |
62,190 |
72,000 |
0,190 |
Вал |
62 |
а11 |
-0,340 |
-0,530 |
61,660 |
61,470 |
0,190 |
5.3. Вычертим схемы полей допусков центрирующих элементов соединения (Smin = EI – es, Smax = ES – ei):
+ 30 |
Æ 72 мм |
H7 |
g6 |
Smax = 70 |
- 10 |
- 40 |
0 |
- |
+ |
Smin = 10 |
Smin = 48 |
e8 |
F8 |
12 мм |
Smax = 102 |
- 32 |
+ 43 |
0 |
- |
+ |
- 59 |
+ 16 |
Рис. 5.1. Схемы полей допусков центрирующих элементов шлицевого соединения
Æ 62 мм |
H11 |
a11 |
Smax = 720 |
+ 190 |
- 340 |
- 530 |
0 |
- |
+ |
Smin = 340 |
Рис. 5.2. Схемы полей допусков нецентрирующих элементов
шлицевого соединения
5.4. Вычертим эскизы соединения и его деталей с простановкой размеров, посадок, отклонений и шероховатости.
-0,001 Æ72g6-0,040 |
-0,340 Æ62а11-0,530 |
-0,032 8 e8-0,059 |
2,5 |
2,5 |
A - A |
l 1 |
с х 45 |
d – 8 x 62 х 72 g6 х 12 e8 |
1,25 |
A |
A |
Rф |
Рис.5.4. Чертеж шлицевого вала с прямобочным профилем зубьев
+0,043 8 F8+0,016 |
2,5 |
2,5 |
Æ72H7/g6 |
Æ62 H11(+0,190) |
1,25 |
D – 8 x 62 х 72 H7 х 12 F8 |
1,25 |
с х 45° |
l |
Рис.5.5. Чертеж шлицевой втулки с прямобочным профилем зубьев
6. ЗАДАНИЕ 6. РАСЧЕТ ДОПУСКОВ РАЗМЕРОВ, ВХОДЯЩИХ В РАЗМЕРНУЮ ЦЕПЬ МЕТОДОМ ПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
Цель задания:
Научиться составлять размерные цепи и рассчитывать допуски на их составляющие звенья методом полной взаимозаменяемости.
Содержание задания:
1. По заданному сборочному чертежу сделать размерный анализ (установить звенья, входящие в размерную цепь, разделить звенья на увеличивающие и уменьшающие), изобразить расчетную схему размерной цепи.
2. Проверить правильность составления размерной цепи по номинальным размерам.
3. Определить допуски и отклонения всех составляющих звеньев методом одного квалитета, обеспечивающим полную взаимозаменяемость.
Исходные данные:
Таблица 6.1.
Вариант |
B1 |
№ подш. |
B3 |
B4 |
B5 |
B6 |
№ подш. |
А∆ |
23 |
233 |
406 |
15 |
60 |
60 |
50 |
406 |
+0,5 2 -0,9 |
Порядок выполнения:
B7 B6 B5 B4 B3 B2 B∆ |
B1 |
Рис.6.1. Расчетная схема размерной цепи
6.2. Проведем проверку правильности составления размерной цепи на основе значений номинальных размеров всех звеньев по формуле:
m-1 n ув. P ум.
А∆ = ∑ Аj = ∑ Аj = ∑ Аj ,
1 1 1
где А∆ - номинальный размер замыкающего звена;
∑ Аj – сумма размеров всех составляющих звеньев;
∑ Аj - сумма размеров всех увеличивающих звеньев;
∑ Аj - сумма размеров всех уменьшающих звеньев.
В моем примере использован подшипник № 406.
Согласно исходным данным значения уменьшающих звеньев B2 и B7 равны и имеют стандартные отклонения: B2 = B7 = 23 -0,100
B∆ = B1 – (B2 + B3 + B4 + B5 + B6 + B7);
B∆ = 233 – (23+15+60+60+50+23),
B∆ = 233 – 231 = 2,0
6.3.1. Определим коэффициент точности размерной цепи (среднего числа единиц допуска):
ТА∆ - ∑ ТА изв
а =
∑ i j
где ТА∆ - допуск замыкающего звена,
∑ ТА изв – сумма допусков составляющих звеньев, допуски которых заданы.
∑ ij – сумма единиц допусков составляющих звеньев, допуски которых следует определить.
Имеем:
+0,5
B∆ = 2 –0,9
т.е. EI B∆ = - 900 мкм
ES B∆ = + 500 мкм
ТА∆ = +400 – (-900) = 1300 мкм.
Известные звенья:
B2 = B7 = 23 -0,100 [2, с.53] d = 90).
ТB∆ = + 500 - (-900) = 1400 мкм;
∑ ТB изв = ТB2 + ТB7; ∑ ТB изв = 100 + 100 = 200 мкм.
Таблица 6.2.
Звено |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Номинальный размер |
233 |
изв. |
15 |
60 |
60 |
50 |
изв. |
|
Единица допуска i j |
2,89 |
- |
1,56 |
1,86 |
1,86 |
1,56 |
- |
∑ i j = 9,73 |
Коэффициент точности размерной цепи:
а = (1400 – 200) / 9,73 = 123
По найденному коэффициенту а определяем номер квалитета (табл. П.1.2. [2, с.42]): IT = 11.
6.3.2. Назначаем допуски и предельные отклонения на составляющие звенья.
Таблица 6.3.
Допуски и предельные отклонения составляющих звеньев в 11 квалитете
Звено |
1 |
2* |
3 |
4 |
5 |
6 |
7* |
|
Номинальный размер, мм |
233 |
изв. |
15 |
60 |
60 |
50 |
изв. |
|
Допуск, мкм |
290 |
100 |
110 |
190 |
190 |
160 |
100 |
ΣТAj=1140 |
Основное отклонение |
h |
- |
h |
h |
h |
h |
- |
|
Нижнее отклонение, EIAj |
-290 |
-100 |
-110 |
-190 |
-190 |
-160 |
-100 |
|
Верхнее отклонение, ESAj |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.3.3. Проверим условное обеспечения полной взаимозаменяемости:
ТB∆ = ∑ТBj, где ∑ТBj – сумма допусков всех составляющих
звеньев размерной цепи.
1400 ¹ 1140 (расхождение в равенстве составляет 18 %).
6.3.4. Выберем корректирующее звено и рассчитаем его предельные отклонения.
Допуск корректирующего звена определяется по формуле:
m - 2
ТBкор = ТB∆ - ∑ ТBj,
1 Таблица 6.4.
Звено |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Номин.размер, мм |
233 |
23 |
15 |
60 |
60 |
50 |
23 |
|
Допуск, мкм |
290 |
100 |
110 |
190 |
190 |
160 |
100 |
Σ ТB j = 1140 |
Расчет для корректировки |
290 |
100 |
110 |
190 |
кор |
160 |
100 |
Σ ТB j = 950 |
Согласно таблицы 6.4. Σ ТB j= 950 мкм.
Допуск B5, как корректирующего звена, изменится в сторону увеличения.
ТB5 ≡ ТB кор – Σ ТB j;
ТB5 ≡ ТB кор = 1400 – 1130 = 450 (мкм)
Расчет предельных отклонений корректирующего звена занесем в табл.6.5.
Таблица 6.5.
Номер звена |
Увеличивающие звенья |
Уменьшающие звенья |
||
Нижнее отклонения EIув |
Верхнее отклонение ESув |
Нижнее отклонение EIум |
Верхнее отклонение ESум |
|
1 |
-290 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
-100 |
0 |
3 |
0 |
0 |
-110 |
0 |
4 |
0 |
0 |
-190 |
0 |
5 |
Корректирующее звено, его отклонения определяются на основе данных таблиц |
|||
6 |
0 |
0 |
-160 |
0 |
7 |
0 |
0 |
-100 |
0 |
∑ EIув = -290 |
∑ ESув = 0 |
∑ EIум = -660 |
∑ ESум = 0 |
Предельные отклонения для уменьшающего корректирующего звена B5
ES BУВкор = Σ EJ BjУМ + ES B∆ – Σ ES BjУВ ; ES BУВкор = 660 + 500 – 0 = –160 (мкм).
EJ BУВкор = Σ ES BjУМ + EJ B∆ – Σ EJ BjУВ ; EJ BУВкор = 0 + (900) – (–290) = – 610 мкм.
Проверка допуска корректирующего звена
ТBУМкор = ES BУМкор - EI BУМкор ;
ТBкор = –160 – (–610) = 450 мкм.
Результаты расчетов занесем в табл.6.6.Таблица 6.6.
Результаты размерного анализа цепи
Наиме-нование размеров |
Обознач размера, мм |
Номин. размер мм |
Ква-ли- тет |
Допуск размер мм |
Поле допус-ка |
Предельные отклонения, мм |
Предельные размеры, мм |
||
верхн |
нижн. |
max |
min |
||||||
Замыкающий |
B∆ |
2 |
– |
1,4 |
– |
+0.50 |
–0,900 |
2,5 |
1,1 |
Составляющие |
B1 |
233 |
11 |
0,290 |
h |
0 |
–0,290 |
233 |
232,71 |
B2 |
23 |
– |
0,100 |
– |
0 |
–0,100 |
23 |
22,9 |
|
B3 |
15 |
11 |
0,110 |
h |
0 |
–0,110 |
15 |
14,89 |
|
B4 |
60 |
11 |
0,190 |
h |
0 |
–0,190 |
60 |
59,81 |
|
B5 |
60 |
11 |
0,450 |
Кор. |
-0,160 |
–0,450 |
60 |
59,39 |
|
B6 |
50 |
11 |
0,160 |
h |
0 |
–0,160 |
50 |
49,84 |
|
B7 |
23 |
– |
0,100 |
– |
0 |
–0,100 |
23 |
22,9 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серый И.С. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» - М.: Колос, 1981.
2. Методические указания к курсовой работе по разделу «Основы взаимозаменяемости» /Сост. В.И.Угланов. Костромская ГСХА – Кострома, 2001.
3. Общие требования и правила оформления расчетно-пояснительных записок при курсовом и дипломном проектировании на инженерных факультетах: Методические указания /Сост. В.И.Угланов. Костромская ГСХА – Кострома, 1999.
4. Методические указания по проверке правильности использования терминологии: наименований и обозначений физических величин и их единиц при курсовом и дипломном проектировании на инженерных факультетах / Сост. В.И.Угланов. Костромская ГСХА – Кострома, 1996.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РФ КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Разработка технологического процесса изготовления вала
Тепловой расчет паровой турбины Т-100-130
Проектирование привода ленточного транспортёра
Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст автомобиля ВАЗ-21083
Технология изготовления волоконнооптических световодов для передачи изображения
Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла
Комплексная механизация и автоматизация
Монтаж строительных конструкций
Проект линии по производству кеты чанового охлажденного посола, производительность 3 тонны в смену
Разработка модели повседневного платья
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.