курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение………………………………………………………………………...…3
2. Организационная структура и бюджетный процесс пенсионного фонда....14
3. Доходы, расходы и бюджет пенсионного фонда...........................................21
4. Состояние, проблемы и перспективы пенсионной реформы в РФ…..…....33
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………41
Приложение Б……………………………………………………………………43
Приложение В……………………………………………………………………44
Приложение Г……………………………………………………………………46
Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.
Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Необходимо определить место пенсионного обеспечения в социально- экономической системе РФ. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению, исследовать роль и значение Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этой актуальной задачи социального государства, определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований и пенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ. В заключении надо сделать выводы о современном состоянии и перспективах развития пенсионной системы в РФ.
1. Финансово-экономическая сущность пенсионного обеспечения в государстве
Пенсионное обеспечение – важнейший вопрос жизнедеятельности общества и социальной политики государства.
Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ прошлого года объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. В первую очередь это законы, определяющие текущую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Здесь имеется ввиду действующий уже Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который радикально изменяет ст.7 пенсионного закона и направлен на укрепление взаимосвязи размера назначенной или пересчитанной с трудовым вкладом путем исчисления индивидуального коэффициента пенсионера. Несмотря на все споры и недовольства, возникшие вокруг этого Закона, уже по предварительным итогам его реализации стало очевидно, что он коснулся 40 – 45 процентов получателей трудовых пенсий по старости и привел к их увеличению в среднем более чем на 70 рублей. Необходимо заметить, что реализация данного Закона повлекла за собой, как, впрочем, и ожидалось, увеличение расходов на выплату пенсий примерно на 9 процентов, что естественным образом повлияло на сбалансированность бюджета ПФ РФ в прошлом году.$Размеры пенсии отражают степень зрелости общественных отношений и реальное воплощение в жизнь конституционного положения о социальном государстве.
В нашей стране на пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение россиян незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию.
Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации был крайне непродолжительным.
В связи с этим численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается и, если не принять эффективных мер, будет возрастать по крайней мере до выхода на пенсию поколения, участвующего в нынешней реформе.
Пенсионерам самостоятельно решить проблему низкой пенсии тяжело. К сожалению работодатели крайне негативно относятся к «старикам», и тем, кому «за пятьдесят» надеяться на получение работы бесполезно.
От государства ждать помощи также не приходится, учитывая многомиллиардный дефицит распределительной составляющей трудовой пенсии.
Вывод напрашивается сам собой: помочь нынешнему и последующим поколениям могут (должны) их работающие дети. Для этого потребуется несколько скорректировать существующую ныне пенсионную систему. Идеологическая суть изменения – введение понятия «пенсионная солидарность семейных поколений», практическая – состоит в следующем. Предлагается видоизменить существующую формулу страховой части трудовой пенсии, представив ее в виде
Cч = ПК/Т + ГПК/12 (1)
где
- Cч – страховая часть трудовой пенсии; $- ПК и Т – величины, определенные статьей 14 (п.5) Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; $- ГПК – годовой размер взносов (капитал), поступивших на счет пенсионера от его работающего ребенка (детей).
Годовой размер взносов формируется из добровольных перечислений сына и/или дочери пенсионера определенного процента (допустим, не менее 5) от заработной платы в год на его (пенсионера) страховую часть трудовой пенсии.
В последующем за накопительным периодом году, пенсионер получает трудовую пенсию, состоящую из базовой и страховой частей, причем страховая часть определяется по формуле (1), где ГПК - сформированный за предыдущий год капитал.
Таким образом, накапливаемая ежегодно сумма в последующем году полностью выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии, которая состоит из пожизненной и срочной составляющих.
Несложные расчеты показывают, что при годовом взносе в 5% от средней зарплаты (9000 руб. в месяц), средний размер выплачиваемой ныне пенсии (2900 руб. в месяц) увеличится на 16%, доведя соотношение среднего размере трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера со 118% до 136%.
В случае, если двое детей помогают одному родителю, то последнее соотношение достигнет величины 155%.
В случае вступления сына и/или дочери пенсионера – работающих застрахованных лиц в такую систему страхования, государство в свою очередь будет перечислять определенную сумму (допустим, не менее половины тех процентов, которые перечисляет добровольно застрахованное лицо) на его (застрахованное лицо) страховую часть.
Указанное обстоятельство является неплохим стимулом для детей, добровольно помогающих своим родителям через государственную систему страхования. В случае смерти пенсионера неполученная им часть срочной составляющей трудовой пенсии переходит в наследство того ребенка, который формировал ГПК. Когда дети, обеспечивающие родителям весомую прибавку к пенсии, сами выйдут на пенсию, то им в свою очередь начнут формировать ГПК уже их сыновья и дочери. Другими словами, сложится семейная пенсионная солидарность поколений – действенная альтернатива эгоизму людей, не стремящихся к продолжению рода.
Реализация предлагаемого варианта корректировки существующей пенсионной системы будет способствовать:
-решению демографической проблемы, которую президент страны в своем послании Федеральному собранию назвал важнейшей для страны; $-укреплению института семьи, основы любого государственного устройства; $-снижению уровня социальной напряженности в стране; $-повышению коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате); $ -увеличению «наиболее- богатых» (среди бедных) граждан, чей доход ощутимо превосходит прожиточный минимум; $-повышению финансовой устойчивости системы пенсионного- обеспечения; $-привлечению внимания к пенсионной реформе и участию в ней- молодого поколения россиян.
Предложенный вариант корректировки – один из возможных на пути совершенствования пенсионной системы страны. Автору представляется, что нововведение послужит построению доверия в обществе, укреплению социальной солидарности между поколениями, улучшению материального положения пенсионеров.
3. Доходы, расходы и бюджет пенсионного фонда
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности:
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.
Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:$- обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;$- поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;$- совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;$- усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;$- повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующий вид:
1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
-страховых взносов;
-средств федерального бюджета;
-сумм пеней и иных финансовых санкций;
-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
-добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
-иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
- работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;$- крестьянские хозяйства;$- родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;$- физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;$- физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;$- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;$- нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.
Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.
В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:
- средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;$- средства Фонда социального страхования;$- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;$- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;$- пени и финансовые санкции;$- добровольные взносы юридических и физических лиц.
При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.
Уплата страховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.
Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы .$Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.
При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующий вид:
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
-выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
-доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
-финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
-иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
-на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
-на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.
3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:
- государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;$- пенсий по инвалидности;$- пенсий военнослужащим;$- компенсации пенсионерам;$- материальной помощи престарелым и инвалидам;$- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;$- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;$- также в бюджете на 2008 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.
За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.
В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 2008 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.За последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза. (Приложение В)На 2008 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 27.10.99 г. №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2008 год», который предусматривает тарифы страховых отчислений в ПФ РФ в размере 28% для работодателей-организаций; 20,6% - для работодателей-организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% - для индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков, участвующих в системе пенсионного страхования и 1% - для физических лиц Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.
Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, в частности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 2007 года ставка взносов была повышена с 15 процентов до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 2 раза. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 2006 году фермеры должны были уплачивать 11 процентов от дохода, то в 2007 году уже 20.6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. В течение 2005 - 2008 годов для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов: (Приложение Г)
По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для «самозанятых» работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка – 18.6 процента, в США – 12.4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику .$В течении последнего года размер пени с плательщиков страховых взносов менялся несколько раз, так в начале года он составлял 0,2 %, а к началу 2000 года уже 0,15 %, сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.
За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков, тогда как, в начале года размер пени был 1 %, а действующий сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор не менялся. Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.
4. Состояние, проблемы и перспективы пенсионной реформы в РФ
До недавнего времени, точнее, до 2002 года, когда в России стартовала пенсионная реформа, в стране действовала распределительная пенсионная система. В ее рамках все деньги, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд РФ, то есть на один большой пенсионный счет для всех. Деньги не инвестировались в какие-либо активы, а сразу распределялись на всех граждан, получающих пенсию.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:
-14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;
-8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ;
-от 2 до 6% направляются в фонд для формирования <накопительной составляющей трудовой пенсии> Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.
Пенсия состояла из двух частей. Базовая часть пенсии, выплата которой гарантировалась государством при наличии у человека страхового стажа не менее 5 лет. Если же при достижении пенсионного возраста у вас имелся достаточно длительный страховой трудовой стаж, в течение которого работодателем регулярно перечислялись страховые взносы, то при конвертации (перерасчете) ваших пенсионных прав из накопленного пенсионного капитала вычиталась установленная на тот момент величина базовой части и оставшаяся сумма являлась страховой частью вашей пенсии. Выплата базовой части пенсии финансировалась из федерального бюджета, а страховая часть Пенсионным фондом РФ. Законодательством было установлено, что обе части пенсии должны регулярно индексироваться, в зависимости от инфляции.
С началом пенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейших социальных выплат изменился. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Таким образом, вы начинаете заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности.
Сейчас пенсионные отчисления делятся на три части : базовую, накопительную и страховую.
Отметим, что суммарно речь идет о 14% от фонда заработной платы будущего пенсионера.
-Для мужчин 1952 г.р. и старше и женщин 1956 г.р. и старше – все 14% переходят в страховую часть трудовой пенсии и остаются в распоряжении Пенсионного фонда России.
-Для мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. – 12% - страховая часть трудовой пенсии, 2% - накопительная часть трудовой пенсии.
-Для мужчин и женщин моложе 1966 г.р. – 11%-8 % - страховая часть трудовой пенсии, 3% (в 2004 г. - 4%, 2005 г. - 5%, 2006 г. – 6%) - накопительная часть трудовой пенсии.
Пенсионная реформа, по крайней мере, в нынешнем своем виде, интересна более всего тем, что является достаточно либеральной, поскольку не обязывает будущего пенсионера ни к чему. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ. Инвестиции могут осуществляться через государственную или частную управляющие компании. В этом случае, к моменту выхода человека на пенсию, накопленные деньги вместе с инвестиционным доходом возвращаются в ведомство Михаила Зурабова. При этом - пенсию рассчитывает и выплачивает Пенсионный фонд РФ.
В нынешнем году застрахованные лица (работающие мужчины 1953 г.р. и моложе и работающие женщины 1957 г.р. и моложе) должны будут сделать выбор государственным и частным управлением своей пенсии.
Кроме этого, с 2004 года пенсионные накопления могут быть переданы в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. В этом случае, вам нужно обратиться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о своем желании. Расчетом и выплатой пенсии будет заниматься выбранный НПФ.
Негосударственный пенсионный фонд, в свою очередь, будет обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору. НПФ вправе использовать на свое содержание до 15% полученного инвестиционного дохода.
Государство намерено свести к минимуму риск возникновения новых финансовых пирамид, но дает понять, что будет лучше, если пенсионные деньги останутся в государственном управлении. Поскольку инвестиционная стратегия Внешэкономбанка, государственной управляющей компании, будет более консервативна, нежели частных управленцев, то и риски будут сведены к минимуму.
Замминистра финансов РФ Белла Златкис уверяла, что деятельность управляющих компаний будет абсолютно прозрачной. Более того, за ходом пенсионной реформы будут постоянно наблюдать четыре структуры: Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Пенсионный фонд России.
Что ж, нам остается только сделать окончательный выбор. Для этого нужно, как минимум, понять, насколько мы, пережившие эпоху финансовых пирамид, готовы доверять негосударственным финансовым компаниям.
Пока что ясно то, что в конкурсе по выбору управляющих компаний, которым будет позволено управлять пенсионными накоплениями граждан, победили только самые крупнейшие. Чиновники ориентировались на два критерия, проводя конкурс среди управляющих компаний. Претендент на управление пенсионными деньгами должен иметь уставной капитал не менее 100 млн. рублей и за прошедшие 2 года у него не должно быть убытков.
Список литературы
1. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями //Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34
4. Батанов Г. Этапы пути //Социальная защита.- 2006.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2006.-№ 4)
5. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России //Вопросы экономики.- 2004.- № 7.-С.106-122
6. Вульф Л. Фиксированный взнос //Социальная защита.- 2006.- № 2.-С.8-12 (прил. "Пенсионное обеспечение".-2006.-№ 2)
7. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы //Экономист.-2006.- № 5.-С.59-65
8. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности //Человек и труд.- 2007.- № 9.-С.36-41
9. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? //Социальная защита.- 2006.- № 1.-С.З-6.- "Пенсионное обеспечение" - приложение к журналу "Социальная защита"
10. Пенсионному фонду - 15 лет //Свободный курс- 2005.- № 51.-вкладка
11. Трофимов А. О государственных внебюджетных фондах //Финансы.-2007.- N 10.-С. 20-21.
12. Трофимов Б. Главные цели – повышение качества услуг и обеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь.–2006.-№ 20 (май).–С. 16
13. Трофимов Б. Чтобы старость была в радость // Российская газета. – 2006г– 29 сент. – С. 5
14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России //Финансы.- 2003.- № 7.-С. 61-63.
15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы.- 2005.- № 1.-С. 58-60.
16. Ясин Е. До пенсии и после //Российская газета.- 2006.- 23 авг.- С. 5.
17. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ - http://www.pfrf.ru/
Приложение А
Численность населения и занятых в экономике, численность пенсионеров, некоторые демографические характеристики
Численность населения, тысяч человек
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Численность населения | 148704 | 148673 | 148366 | 148306 | 147976 | 147502 |
в т.ч. моложе трудоспособного | 35720 | 35199 | 34534 | 33948 | 33203 | 32300 |
в т.ч. трудоспособном | 83892 | 83748 | 83767 | 84059 | 84209 | 84337 |
в т.ч. старше трудоспособного | 28714 | 29348 | 29696 | 29931 | 30197 | 30500 |
Численность экономически активного населения, тысяч человек
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Экономически активное население - всего |
75665 | 75012 | 73962 | 72872 | 72788 |
занятые в экономике - всего | 72071 | 70852 | 68484 | 66441 | 66000 |
Численность пенсионеров по видам пенсионного обеспечения, тысяч человек (на конец года)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Всего пенсионеров | 35273 | 36100 | 36623 | 37083 | 37827 |
в т.ч. по старости | 28390 | 29021 | 29095 | 29011 | 29081 |
в т.ч. по инвалидности | 3363 | 3562 | 3910 | 4270 | 4542 |
в т.ч. по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) | 2473 | 2420 | 2423 | 2482 | 2464 |
в т.ч. за выслугу лет | 91 | 107 | 135 | 197 | 544 |
в т.ч. социальные | 956 | 990 | 1060 | 1123 | 1196 |
Возраст, лет | |||
Мужчины | Женщины | ||
Тысяч человек
Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера | 2,02 | 1,94 | 1,84 | 1,79 | 1,77 |
Приложение Б
Структура Пенсионного фонда
Приложение В
Финансы пенсионного обеспечения
Доходы системы государственного пенсионного обеспечения
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный $фонд России, млрд. руб. | 10030 | 10169 | 36124 | 73709 | 115109 |
Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный $фонд России, в процентах к ВВП | 6,3 | 5,9 | 5,9 | 4,5 | 5,1 |
Расходы системы государственного пенсионного обеспечения
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Расходование средств Пенсионного фонда России на финансирование выплат пенсий и пособий, млрд. руб. | 885 | 955 | 935 | 1075 | 1153 |
Расходование средств Пенсионного фонда России на финансирование выплат пенсий и пособий, в процентах к ВВП | 4,7 | 6,0 | 6,0 | 5,2 | 5,6 |
Размер пенсии
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Минимальная пенсия по старости (с учетом компенсационных выплат), руб. |
$$ 1157 |
$$ 1280 |
$$ 1541 |
$$ 2105 |
$$ 2195 |
Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), руб. |
$$ 1600 |
$$ 1990 |
$$ 2150 |
$$ 2570 |
$$ 3021 |
Прожиточный минимум пенсионера, руб. |
$ 990 |
$ 1440 |
$ 2100 |
$ 2140 |
$ 2450 |
Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), в процентах
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), в процентах к величине прожиточного минимума пенсионера |
$ 116,9 |
$ 138,1 |
$ 128,6 |
$ 101,0 |
$ 116,0 |
Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), в процентах к среднему размеру начисленной заработной платы |
$ 26,0 |
$ 33,9 |
$ 35,6 |
$ 39,8 |
$ 38,2 |
Приложение Г
Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | 2005-2008 | |
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 280000 руб. | 10 % | 4 % |
От 280001 до 600000 руб. | 28000 руб. +3,9 % с суммы превышающей 280000 руб. | 11200 руб. +1,6 % с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 40480 руб. | 16320 руб. |
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | 2005-2008 | |
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 280000 руб. | 6,3 % | 4 % |
От 280001 до 600000 руб. | 17640 руб. +3,9 % с суммы превышающей 280000 руб. | 11200 руб. +1,6 % с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 30120 руб. | 16320 руб. |
Пенсионный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд. Камеральные проверки
Перспектива развития межбюджетных отношений на 2005-2010 гг.
Перспективы введения налога на недвижимость в РФ
Перспективы конвертируемости рубля
Перспективы развития налоговой системы России
Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица
Податкова система Франції
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.