курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации.
Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально различных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение".
Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал следующие понятия:
· личностная установка;
· направление движения энергии;
· ведущая мотивация;
· сознательная ориентация.
Движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру, субъект изначально более важен, чем объект.
1. Рефлексия, связь с внутренней реальностью - впечатлениями, которые вызывает у него (субъекта) объект.
2. Оборонительная позиция, склонность удаляться от объектов.
· Застенчивость и определенное недоверие к объектам проявляется в нерешительности и некоторой трудности в приспособлении к внешнему миру.
· Держится в стороне от внешних событий, не вступает в них.
· Необщительный. Стремится к уединению, близкие отношения устанавливает только с ограниченным числом людей. Испытывает отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей: чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает его сопротивление. Не проявляет никакого радостного энтузиазма от людской сплоченности.
· Пессимистичен в нормальных условиях.
· Легко становится недоверчивым, своевольным.
· Имеет тенденцию обесценивать вещи и других людей, отрицать их значение.
· Склонен глубоко продумывать вещи и все внимательно рассчитать прежде, чем начать действовать.
· Он всегда должен доказывать, что все им делаемое, основывается на его собственных решениях и убеждениях, и что никто никогда на него не влияет, а он не стремится кому-то понравится или примирить чье-то лицо или мнение.
· Лучшая работа делается им с помощью собственных ресурсов, по собственной инициативе, собственным путем.
· Чувствует себя в своем мире как дома.
· "Система защиты": добросовестность, щепетильность, педантичность, умеренность, бережливость, осторожность, болезненная совестливость, честность и прямота, вежливость и открытое недоверие.
"Чем больше эго интроверта борется за сохранение своей независимости, за отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем сильнее оно попадает в рабскую зависимость от объективных данных. Индивидуальная свобода разума заковывается в цепи унизительной финансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением. Моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений. Властолюбие завершается жалобной тоской - жаждой быть любимым. Бессознательное печется прежде всего об отношении к объекту и притом таким путем, который способен самым основа-тельным образом разрушить в сознании иллюзию власти и фантазию превосходства. Личность истощает себя оборонительными мерами (для того, чтобы сохранить иллюзию превосходства), в то же время делая бесплодные попытки утвердиться - навязать свою волю объекту". "Из боязни перед объектами развивается своеобразная трусость, мешающая отстаивать себя или свое мнение, ибо такой человек боится усиленного влияния со стороны объекта. На него наводят ужас потрясающие аффекты окружающих его лиц, и он едва удерживается от страха при мысли попасть под чужое (читай, враждебное) влияние... Это отнимает большое количество энергии. Всю дорогу необходима чудовищная внутренняя борьба, чтобы удержать себя в русле движения. Вследствие этого интроверт особенно подвержен психастении, "болезни, отличающейся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой, непомерной истощаемостью и хроническим утомлением".
"Очень редко появляется стремление утверждать себя с помощью знакомых предметов... Все неизвестное встречается с недоверием - внешние влияния, как правило, наталкиваются на сильное сопротивление. Ребенок стремится все делать по-своему и ни при каких условиях не подчиняется правилу, которое не может понять. Когда он задает вопросы, то делает это не из любопытства или из желания получить ощущение, но потому что хочет, чтобы имена, смыслы, объяснения давали ему субъективную защиту против объекта...".
Движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру, объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказывается изначально более важным. Сознательная ориентация обычно определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешнего мира.
1. Психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно как реакция на окружающую среду.
2. Интерес к внешнему объекту, потребность присоединиться и быть "включенным".
· Постоянное внимание к окружающему миру. Отзывчивость и готовность к принятию внешних событий и ситуаций, желание влиять на них и находиться под их влиянием.
· Подвижность. Легкость приспособления.. Способность к "подгонке" в соответствии с существующими внешними условиями.
· Интерес и внимание сфокусированы на объективных событиях, на предметах и других людях, обычно сосредоточенных в непосредственном окружении.
· Широкий круг общения. Легкость образования связей и привязанностей. Стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая.
· Склонность к риску. Сначала действует, потом думает - действие оказывается быстрым и не подчиненным дурным опасениям или колебаниям.
· Способность терпеть суматоху и шум любого рода и даже находить в этом радость.
· Сильная привязанность к выделенной для себя фигуре и, следовательно, мощная тенденция демонстрировать самого себя. Прекрасный рассказчик.
· Зависимость от общественного мнения (в том числе и в этических вопросах). Свои собственные взгляды он неизменно ставит в зависимость от условий, обнаруживаемых во внешнем мире. Очень важен вопрос: "Что о нем подумают другие?". Высокая восприимчивость к влияниям, идущим от других.
· "Живет в других и через других... Любое общение с собой приводит его в содрогание".
· Отсутствие склонности подвергать личные мотивы критической проверке: прячет свою личность от самого себя по покровами бессознательного.
· Отсутствие секретов ("он не хранит их долго, поскольку делится ими с друзьями; если случается что-то, не могущее быть упомянуто, он предпочитает это забыть").
· Игнорирование собственного тела - до тех пор, пока с ним не случится что-нибудь серьезного (тело недостаточно "объективно", оно не настолько "внешне", чтобы обращать на него внимание). Смотрит сквозь пальцы на удовлетворение элементарных потребностей, необходимых для нормального самочувствия.
Засасывается объектом и, в крайнем случае, совершенно в нем теряется. Получающиеся в результате функциональные расстройства, нервные или телесные, обладают компенсаторной ценностью, как если бы они вынуждали его к невольному ограничению.
Самая чистая форма невроза - истерия: преувеличенное отношение к людям из окружающей среды; подражательная приноровленность к внешним обстоятельствам; постоянное стремление делать себя интересным и производить хорошее впечатление на окружающих.
"Чем более полной делается сознательная установка экстраверсии, тем более инфантильной и архаичной будет установка бессознательная. Эгоизм, характеризующий бессознательную установку экстраверта, идет гораздо дальше детского эгоизма - он граничит с безжалостностью и жестокостью. Конечная драма может принять объективную форму, когда внешняя деятельность экстраверта станет неблагоприятной или искаженной субъективными соображениями".
"...Быстрое приспособление к окружающей среде и необычное внимание, которое он уделяет объектам, в особенности, тем результатам, которые он от них получает. Страх перед предметами минимален - он живет и перемещается среди них с уверенностью... и может, поэтому, свободно играть с ними и учиться. Благодаря им, ему нравится доводить свои начинания до крайности и подвергать себя риску. Все неизвестное его манит."
· обнаруживаются у обоих полов и на всех социальных уровнях;
· не представляют предмет сознательного выбора или унаследования, или образования;
· их появление - общее явление, имеющее, по-видимому, случайное распределение;
· два ребенка в одной семье могут оказаться противоположными по типу;
· никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде;
· хотя каждый из нас развивает одну из установок более, чем другую, противоположная установка в нем потенциально сохраняется;
· семейные обстоятельства могут заставить кого-либо в раннем возрасте принять установку, которая оказывается для него неестественной ("Как правило, везде, где такая фальсификация имеет место, индивид в более позднем возрасте становится невротичным и может быть вылечен развитием в нем той установки, которая созвучна его натуре);
· то, что составляет ценность для интроверта, противоположно тому, что важно для экстраверта;
· оба типа созданы для симбиоза;
· степень личностной активности не всегда является надежным показателем типа установки. Решающим фактором является не то, что человек делает, а, скорее, сама мотивация к деланию - само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта;
· к трудностям установления типологической основы человека добавляется и тот случай, когда люди уже "подустали" жить со своей доминантной установкой. Они часто уверяют вас с абсолютной искренностью, что являются типом совершенно противоположным тому, к которому они принадлежат на самом деле. Экстраверт клянется, что он глубоко интровертирован, и наоборот. Поэтому, не стоит думать о том, что имеет самое большое значение, когда пытаешься определить свой тип. Вместо этого лучше всего спросить: "Чем я больше всего обычно занимаюсь?"
Статья Ирины Выбойщиковой
Интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: &quo
Деструкция как причина становления
Аттрибуциональная мотивация
Сонный психологический разговор
Воспитание родителей (краткое пособие для детей от 5 до 105 лет)
Психологи ЦРУ
Психоанализ ХХ века
Терроризм - психологические и политические аспекты
В двух шагах от управления разумом
Я б к психологу пошел
Медитация как инструмент педагогики
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.