курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Академия Сферы Социальных Отношений
Курсовая работа по психодиагностике
На тему: «Психодиагностика брачно-семейных
отношений»
Рыбак Алеся
Содержание
Введение 2 стр.
1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина 4 стр.
2. Специфика семейной диагностики 8 стр.
3. Эволюция брачных отношений между людьми. 9 стр.
4. Разнообразные формы брака в современном обществе. 11 стр.
5. Роль социальной психологии в эффективном исследовании
семьи и брака 14 стр.
6. Характеристика и особенности раннего брака. 18 стр.
7. Причины образования ранних браков. 20 стр.
8. Трудности между супругами в ранних брачно - отношениях. 25 стр.
Заключение 28 стр.
Введение
Сегодня повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Этим объясняется актуальность избранной темы.
Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, К.Витек, Т.В. Галкина, А.К. Дмитренко, Д. Майерс, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Е.В. Антонюк, В.В. Матина, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.А. Гурко, Т.М. Мишина и др.
Учитывая актуальность проблемы исследования брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области брачно-семейных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
· рассмотреть состояние проблемы брачно-семейных отношений в современной научной и популярной литературе;
· выявить методики диагностики брачно-семейных отношений;
· характеристика и особенности раннего брака.
1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина
Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания – с другой.
Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.
Диагностика – это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования.[1, с.48]
Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них.
С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция.
Подавляющая часть исследователей и практических работников исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством.
В диагностике как научной дисциплине в большинстве работ применительно к системам «человек-человек» принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела – семиотический, технический, логический и деонтологический.
Семиотический – содержит описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов, признаков болезней.
В техническом дается характеристика методов (методик) и средств обследования объекта диагностики.
В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики.
В деонтологическом – принципы общения с больным и врачебная практика. [1, с.52]
Психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта.
Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза. [2, с.64]
В настоящее время создано большое количество разнообразных диагностических инструментов, способных зарегистрировать фактически любое описанное заказчиком свойство человека, однако, даже получив результаты диагностики относительно интересующих его свойств, как диагност, так и заказчик зачастую плохо представляют себе, какого поведения следует ожидать от обследуемого, в чем проявляется или не проявляется эти его свойства. Постановка большинства практических задач предполагает «на выходе» не просто описательную характеристику особенностей обследуемых «здесь и теперь», но и прогноз поведения этих людей в различных ситуациях, желательно на длительный срок. [2, с.66]
Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к выполнению деятельности, которой он будет заниматься непосредственно после диагностики.
Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий:
1. Идентификация проблемы – на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).
2. Концептуализация – на этой стадии формируется структура полученных знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения между понятиями, структура информации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача стадии концептуализации – разработка неформального описания знаний о предметной области в виде карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.
3. Формализация – строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве – логические методы (исчисление предикатов 1-го порядка), продукционные модели (с прямым, обратным и смешанным методами вывода), семантические сети, фреймы, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.
4. Реализация – для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства – оболочки экспертной системы. Задача этой стадии – разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства.
5. Тестирование – оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей; система анализируется на удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода, эффективность реализованной стратегии управления решением задачи, корректность базы знаний, ее полноту и непротиворечивость; главная задача стадии – выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях. [2, с.69]
2. Специфика семейной диагностики
Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.[8, с.130]
Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, «...чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию». [10, с.38]
Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.
Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.
3. Эволюция брачных отношений между людьми.
В этом параграфе мы хотим обратить внимание и выяснить то, как происходило историческое и эволюционное развитие брачно-семейных отношений, регулировка которых происходила первоначально в виде табу и обычаев.
Вопросы возникновения и развития семьи, брачно-семейных отношений, роли семьи и брака в жизни общества и отдельного индивида на протяжении веков изучались и рассматривались многими исследователями, такими как Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, С.И. Голод и другими. Однако эти проблемы не являются сегодня изученными досконально, в них остаются еще множество спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на брак и семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования эти формы изменялись, что естественно связано с развитием человечества, а так же с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим являлась их зависимость от определенного уровня социального и экономического развития общества. Брак как историческая форма взаимоотношений прошел определенные стадии своего развития от полигамии (групповой брак) к моногамии.
Ученый Л.Г. Морган благодаря своим исследованиям вывел пять последовательных форм брачно-семейных отношений, каждой из которой соответствовал свой определенный порядок брака.
Стадии развития брака:
1 стадия. Кровнородственная семья – эта семья основывается на групповом или полигамном браке между сестрами и братьями, родными и коллатеральными.
2 стадия. Туналуальная семья – она опиралась на групповом браке нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них. При этом общие мужья не обязательно были в родстве друг с другом. Или, по сути, в ее основе лежал групповой брак нескольких братьев, родных или коллатеральных, с женами, причем общие жены не были в обязательном родстве друг с другом, хотя такое так же не исключалось. Необходимо отметить, что в первом и во втором случаи группа мужей совместно состояла в браке с группой женщин. Важно знать, что обозначенный ряд перечисленных сестер с их детьми и потомками по женской линии образовывали род архаического типа. Происхождение в таких семьях ведется по женской линии, так как отцовство детей не может быть достоверно установлено. Превращение данной формы группового брака в стабильный институт дало основу и создало социальный фундамент рода. С накоплением опыта эта естественная группа становится в буквальном смысле социальной организацией (то есть родом), в состав которого входят исключительно матери, их дети и потомки по женской линии, объединенные между собой кровным родством.
3 стадия. Синдиалическая или парная семья - базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность такого союза зависит от добровольных взаимоотношений обоих сторон.
4 стадия. Патриархальная семья - она основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами, при этом, как правило, происходит затворничество жен. Подлинной характеристикой патриархальной семьи является организация наиглавнейшей воли отца, которая направлена на то, чтобы оберегать свободных и несвободных людей для обработки земель, и охрана стад домашних животных. Конечной целью патриархальной семьи является установление отцовской власти над определенной группой лиц.
5 стадия. Моногамная семья - эта семья, где в брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. Этот вид брачного союза был вначале характерен для позднепервобытной общины, где происходило усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей, что и привело к упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с другими видами брака (например, групповым браком). Таким образом, возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. В результате этого половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и плюс ко всему и экономическими факторами: жена и дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены в таких брачных союзах обеспечивалась ее подчинением власти главы семьи (мужу). История моногамного брака на протяжении около трех тысячелетий обнаруживала постепенное и неуклонное усовершенствование. Такой вид семьи прогрессивно эволюционирует постепенно и постоянно, пока не будут признаны равенства обоих полов и равноправие брачных отношений.
Таким образом, мощно сказать, что в процессе исторического развития в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования между мужчиной и женщиной сексуальных отношений, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.
В этом параграфе мы выяснили, что все перечисленные формы брака эволюционируют, проходя ряд последовательных стадий. Данные виды брачно-семейных отношений не отделимы друг от друга и между ними не происходит разделение какими-либо резкими границами. Эти формы плавно переходят из одной стадии в другую.
4. Разнообразные формы брака в современном обществе.
В этом параграфе важно обратить внимание на внимание на те изменения, которые претерпел брак, а так же на новые формы брака, которые имеют место быть в настоящее время не только в Западных странах, но и в России.
Каждый брак по-своему уникален, но при этом он может содержать определенные признаки, по которым его можно будет отнести к той или иной форме. В настоящее время отношения в обществе между людьми не стоят на месте, они претерпели разнообразные изменения. В связи с этим помимо традиционных семей появились и появляются другие разнообразные формы брака. Ниже приведены некоторые формы таких браков и их краткая характеристика.
Современные формы брака.
Традиционный брак. Это брак, в основе которого лежит гражданский (официально зарегистрированный брак) или церковный (венчание). Такая форма более всего охраняет права детей, но при этом она содержит максимальное число запретов для обоих супругов. Но, как правило, эти ограничения в большей степени распространяются на женщину. Традиционная форма брака не осуждается общественным мнением, и считается определенной нормой для образования семьи
Незарегистрированный брак (фактический). Иногда этот вид брака в обществе называется гражданским браком или, в просторечии именуется сожительством. Данная форма все более и более распространяется в России, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке, а так же в Западных странах – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Незарегистрированный брак был принят в Советской России при Ленине, а при Сталине претерпел быструю отмену. Эта форма характеризуется совместным проживанием и ведением общего хозяйства. Такой вид брака психологи называют промежуточным, подчеркивая, что он может в любой момент принять какую-то окончательную форму: распасться или закрепиться документально (часто это происходит под влиянием беременности девушки). По данным исследований, в незарегистрированном браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, уверено подходят к приличному достатку. Такие браки образуются в результате желания оградить себя от ответственности.
Ограниченный временем брак. Такой вид брака заключается на определенное время (год, два и так далее). По истечении данного срока такие отношения являются автоматически расторгнутыми, после чего бывшие супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или опять образовать такой брак, или бессрочно.
Прерывающийся брак. Основой такой формы брака является то, что супруги живут совместно какое-то определенное время, но при этом они могут разъезжаться на любой срок (неделю, месяц, полгода). Причины временных расставаний могут быть любые - загруженность на работе, учеба, необходимость смены места проживания или отдых друг от друга. Разъезды в прерывающемся браке являются нормой и происходят с согласия обеих сторон.
Встречающаяся семья. Данная форма брака определяется тем, что супруги находятся в зарегистрированном браке, но живут отдельно, каждый в своей квартире или другом месте. Несколько раз в неделю или меньше происходят встречи, с помощью которых они общаются, договариваются о чем-нибудь. После встреч супруги расходятся и снова возвращаются каждый к себе. Если в таком браке появляются дети, то, как правило, их растит мать. Отец же занимается со своим ребенком только тогда, когда у него есть желание и время.
Открытый брак. Основой данной формы брака является то, что супруги (официальные или нет) допускают различные связи и взаимоотношения (увлечения) вне семьи.
Шведская семья. Базой такого брак базируется на семье, в которой живут несколько человек (несколько мужчин и женщин). Чаще всего это небольшая общность, соединенная дружбой и хозяйственными удобствами, то есть взаимопомощью друг другу.
Как видно из вышеизложенного в этом параграфе, мы выяснили, что существует огромное множество различных форм брака, которые не всегда поддерживаются официально и документально, плюс к этому многие из данных форм чаще всего не воспринимаются обществом и не поддерживаются в нем. Но, несмотря на все это, такое многообразие брачно-семейных отношений между людьми не только не уменьшается, но все сильнее и сильнее продолжает расти.
Таким образом, мы выяснили эволюционные стадии развития брачно-семейных отношений, определили отличия и сходства между ними.
А так же помимо всего этого разобрали современные формы брака.
5. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака
Семья как объект исследования привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в рамках ее жизнедеятельности свой предмет для изучения. Так, история изучает семью в ретроспективе ее развития; психология видит свой предмет в анализе межличностных отношений; демография – в выполнении семьей детородной функции; медицина – в исследовании состояния здоровья членов семьи; социология – в изучении причинно-следственных связей становления и функционирования брака и т. п.
Большой вклад в понимание проблемы семейных отношений внесли известные отечественные психологи Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Н. Обозов и др.
В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности: система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности.
Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.
Эмпирические исследования брачно-семейных отношений в семье Л.С. Бенджамина, Т. Хастона, Е. Шефера и других, дают основания выделить ось «любовь-ненависть» в качестве универсального и важнейшего измерения взаимоотношений супругов, а также родителей и детей. В работах Е. Шефера называется в качестве параметра – «свобода-зависимость». Аналогичные измерения отношений – «привязанность-автономность» и «доброжелательность-враждебность» – выделены при эмпирическом изучении социальных ориентаций. Ряд исследователей (Е. Богардус, А. Моль, Д. Фелдес) подчеркивают, что важнейшей характеристикой межличностных отношений выступает психологическая дистанция между партнерами. Они выделяют такое их измерение, как «близость-отдаленность». [11, 12, 8]
Согласно исследованиям 3. Рубина, основными параметрами отношений между близкими людьми выступают «любовь», определяющаяся степенью привязанности, заботы, интимности отношений, и «симпатия», определяющаяся степенью уважения, восхищения, воспринимаемого сходства с партнером. В работах М. Виша, посвященных проблемам измерения межличностных связей, выделяются три основных измерения: «интимность – формальность», «кооперация – конкуренция», «равенство – неравенство».[8, с.132]
А.А. Кроник и Е.А. Кроник обосновывают существование трех биполярных шкал, при помощи которых можно описать любые типы отношений со значимыми другими: «валентность» (позитивность - нейтральность - негативность отношений), «позиция» (сверху, снизу, на равных) и «дистанция» (близкая, далекая).
В.А. Лабунская на основе проведенного анализа работ зарубежных и отечественных психологов приходит к выводу, что, несмотря на различия в обозначении осей, параметров измерения отношении, и пользуемых разными авторами, существует значительное сходство их содержания. Можно говорить о трех основных координатах межличностных отношений, каждая из которых имеет негативный и позитивный полюс: «степень аффилиации» (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть), «доминирование-подчинение» и «включенность-отсутствие». [13, стр. 4]
Еще В.Н. Мясищев подчеркивал, что действительные отношения людей друг к другу и формы их обращения могут быть относительно независимы; в одних случаях (в условиях «свободного взаимодействия») они находятся в соответствии, в других случаях – формы обращения более или менее сильно расходятся с реальными отношениями. В частности, он писал: «В характере взаимодействия сказываются отношения – это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих». Несовпадение эмоционально-ценностных и поведенческих параметров возможно также в случае метакомплиментарных отношений, когда один человек с большей или меньшей степенью осознанности использует некоторые «маневры», заставляя другого вести себя по отношению к нему таким образом, который не соответствует истинным чувствам партнера. Если человек начинает демонстрировать зависимость и беспомощность, то вынуждает другого встать по отношению к себе в комплиментарную позицию, которая может противоречить действительно переживаемой позиции. [11, стр.58]
Л. Бернардо и И. Най (крупнейшие теоретики в области изучения семьи в США) выделили 11 существующих подходов к изучению семьи, каждый из которых характеризуется своими методами исследования, концептуальными рамками и изучаемыми феноменами. [14, стр.14]
Принято выделять два наиболее совместимых подхода: социологический и психологический, хотя и они часто подменяют анализ с точки зрения одной дисциплины анализом с точки зрения другой. Так, для социологии семья это зависимая переменная, а различные макросоциальные параметры – независимая. А для психологии «... более естественно рассматривать как независимую переменную именно семью, а в качестве зависимых – развитие личности, восприятие членами семьи друг друга, своих отношений и т.д.» [14, стр.32]
Многие отечественные (А.И. Антонов, С.И. Голод, А.П. Ощепкова, В.И. Сикорова, А.Г. Харчев и др), а также зарубежные (Берждес, Имелинский, Киркпатрик, Обуховский и др.) в своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению межличностных отношений в семье и браке. Однако наиболее эффективным изучение межличностных отношений в браке, семье и в других сферах жизнедеятельности может быть только с учетом психологических особенностей пола. [16, стр.3]
Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных областей социальной психологии. Между тем социально-психологические различия между мужчинами и женщинами еще недостаточно представлены в отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных партнеров знаний о социально-психологических особенностях полов, как отмечают некоторые исследователи, служит одной из причин неблагополучия супружеских отношений и распада семей. [12]
На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Берджесс и Локк, Гуд, В.Б.Голофаст, А.М. Кириллова, Огберн, Уинч, П.И.Федосеев, А.Г. Харчев, Элмер. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака.
Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Н. Андреенкова, Л.В. Благонадеждина, А. Блунфельд, Ю.Н. Волкова, С.Я. Вольфсона, В.Б. Голофаста, Р.И. Капралова, И.С. Кона, И.С. Славина, А.Г. Харчева, В.В.Юстицкого и др.). Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений. Тем более, что в теоретических разработках по социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей (Е.С.Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Г.П. Предвечный, Ю.А. Шеркович). Имеются и некоторые социально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-брачных отношений (Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект (М.,1988); Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты (Л., 1984), и др). Однако это были лишь первые шаги отечественной социальной психологии семьи и брака и, естественно, многие проблемы еще не нашли должного освещения.
6.Характеристика и особенности раннего брака.
В этом параграфе хотим сконцентрировать внимание на саму суть раннего брака, рассмотреть разные взгляды по данному понятию. Прежде чем перейти к понятию «ранний брак», необходимо рассмотреть определение самого «брака».
К понятию «брак» можно подобрать множество расшифровок и определений. По одному из них «брак» - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычаи, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И. Голод, А.А. Клецин) [3, стр.58]. Как видно в данном случае упор делается на историческое развитие брака, совершенствование его сторон. Главная цель брака здесь заключается в создании семьи и рождении детей.
По другому определению «браком» называют семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. [3, стр. 63] По всей вероятности, в этом понятии главная роль отводится установлению супружеских прав и обязанностей.
Как видно, приведенные выше два понятия немного различаются, но при этом их объединяет то, что, они направлены на увеличении обязанностей обоих супругов и в свою очередь уменьшение их прав. При этом значимым и необходимым является понимание этих основ брачно-семейной жизни, и осознанный подход к ним.
Немаловажно то, что как раз для ранних браков эти моменты не всегда осуществимы. Так что же такое «ранний брак»? Если рассматривать формальную сторону, то ранним браком в Российской Федерации считается брак, заключенный между молодыми людьми с 14 до 18 лет. Поправка в Семейный кодекс РФ по этому вопросу была принята на заседании Государственной Думы РФ в конце июня 2002 года. Но это теоретически, фактически ранним браком можно считать такой союз, который заключен до того момента, когда муж и жена могут нести ответственность за свою семью (материальную и моральную). А это происходит намного позже, обычно к 23-м-25-ти годам, когда молодые люди уже получили профессию, выучились, у них имеется стабильный заработок и некоторый жизненный опыт. Но, не смотря на все, студенческие семьи появляются довольно часто. Как раз собственно такие семьи и являются наиболее распространенными, когда мужу и жене – первокурсникам всего по 18-19 лет. Выявлено, что именно студенческие браки распадаются в 82%, едва перед молодоженами встают жизненные проблемы. Возникновение раннего брака это серьезное обстоятельство для молодых, осложненное тем, что у них проявляется во многом «детское восприятие» окружающего мира. Супруги еще не готовы обеспечивать семью, вести хозяйство и довольно часто очень трудно происходит совмещение своих интересов с потребностями и интересами семьи.
В этом параграфе мы выяснили, сущность понятия «брак» и определили характеристику раннего брака.
7. Причины образования ранних браков.
Теперь, считаем необходимым выяснить и выделить причины, по которым происходит образование ранних браков, их дальнейшее развитие и завершение. То есть то, чем обычно заканчиваются такие браки и к чему это приводит.
Из множества проблем, которые эксперты ООН выделяют по отношению к подросткам, для РФ наиболее актуальными являются психологическое насилие в период ухаживания, аборты, сложности выживания для несовершеннолетних матерей и, конечно же, проблема ранних браков.
В современной России некоторое время происходит снижение возраста «взросления», данный момент является исторически закономерным, так как в периоды социально-экономического развития дети взрослеют раньше. Этот факт можно расценивать с положительной стороны, но необходимо учитывать, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать достаточно обширное просвещение подростков по многим вопросам и темам, а так же создание служб помощи для их адаптации к взрослой жизни.
По данным исследователей И.Кона, В. Червякова, В.Шапиро в конце
80-х и начала 90-х годов происходит изменение в массовом половом поведении. Ими были проведены фундаментальные сферы обследования сексуального поведения в России. Опрос проводился с 2871 подростками 15 -19 лет в Москве, Новгороде, Ельце, Борисоглебске. Данные исследования продемонстрировали, насколько помолодели сексуальные отношения молодежи за последние десятилетия, особенно среди девушек. Так, например, были приведены данные, по которым 47% девушек и 48% юношей в возрасте 15-17 лет имеют или имели сексуальные отношения со сверстниками.[3,стр.21]. Необходимо отметить, что раннее начало сексуальной жизни среди подростков в России происходит в достаточно специфических условиях. К таким условиям относят – низкую контрацептивную культуру, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, особенно за пределами крупных городов, недостаток соответствующих знаний у взрослых, общающихся с подростками в связи с профессиональными обязанностями, а иногда просто смущение взрослых при попытке что-либо объяснить в сексуальной сфере, распространение пьянства и наркомании, рост насилия.
В результате всего этого возникают незапланированные беременности среди несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: это могут быть аборты у нерожавших; отказ от ребенка; оставление ребенка на время в Доме малютки; раннее материнство, а в связи с этим и стимулированные ранние браки.
Так что же толкает подростков на ранние сексуальные отношения со своими сверстниками? Попробуем это выяснить, общеизвестно, что половое созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с мальчиками, при этом необходимо учитывать, что внутриполовые вариации очень широки и разнообразны. Эти знания позволяют выделить степени созревания мальчиков и девочек (рано и поздно созревающие подростки).
Исследования, проводимые за рубежом, позволили выявить сведения, которые показали, что «степень созревания» и соответствующий уровень гормонов влияют на мотивацию первого сексуального опыта у мальчиков. У девочек же главными показателями в основном являются.
Социальные причины: социальный контроль, поведение подруг и их пример, отношение к партнеру. Это данные по зарубежным исследованиям,
российских данных по этому вопросу чрезвычайно мало. Но все же С.И. Голод в своих работах отмечает, что произошли изменения в отношении объекта первой сексуальной близости у девушек: основой таких отношений по-прежнему остается позиция «друг» (44%); далее была выделена новая закономерность - мужчина значительно старше по возрасту и с другими интересами (33%), самыми последними в этой цепи являются категории «жених» и «муж». [14, стр. 84]. У подростков на вступление в первый, а и затем последующие сексуальные контакты происходит на разных основаниях. Для мальчиков это главным образом сформировано на основании добровольности и инициативы. Для девушек сексуальные отношения могут происходить по различным причинам. Ниже перечислены некоторые, наиболее распространенные таких причин.
Насилие или принуждение к сексу со стороны партнера. Для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. По различным данным исследований можно с уверенностью сказать, что чем ниже возраст девушки при первом и дальнейших контактах, тем большая вероятность, что он был нежелательным. При этом девушки чаще подвергались насилию из социально менее благополучных семей и чаще в небольших городах. Подобные случаи оставляют психологическую травму и не способствуют формированию здоровой женской сексуальности.
Пассивное поведение девушек. В таком эпизоде девушка уступает партнеру для того, чтобы не потерять его или не испортить отношения. Часто таким способом девушка пытается понравиться парню, в некоторых случаях сексуальные отношения происходит для повышения самооценки. Это качество также свойственно и молодым людям.
По обоюдному согласию. Здесь сексуальные отношения чаще всего являются продолжением определенного периода отношений. Они могут нередко продолжаться в обмен на материальные вознаграждения со стороны молодого человека, часто не очень значимые и большие (посещение кафе, кинотеатров и т. д.).
Инновационный сценарий. В данном случае девушка-подросток сама осознанно инициирует сексуальные отношения. Она рационально и обдуманно выбирает партнера для таких отношений и сама проявляет инициативу. Обычно девушки считают, что время для начала сексуальных отношений уже пришло.
Из всего вышесказанного заметно, что причины, по которым происходят первые сексуальные контакты, у подростков различны, и варьируют от обоюдного согласия даже до насилия.
Более ранее начало половой жизни юношами и девушками подтверждается их положительным отношением к сексуальным связям до брака, кроме этого высока доля одобрительных ответов подростков, по поводу совместного проживания, не зарегистрировав свои отношения юридически. Всему этому, как правило, содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротство), и вдобавок к этому недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, которые живут в трудных и неблагоприятных условиях, обыкновенно отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение, повышенный интерес к этому. Подросток такого типа полностью уходит в сексуальные отношения, и все остальное в окружающем мире перестает для него существовать.
Но бесспорно, что начало сексуальных отношений между подростками еще не приводит к образованию ранних браков. Увеличение и образование таких семейных союзов происходит в основном в результате беременности или по «большой любви». Рост числа рождений детей среди юных женщин (15-19 лет) наблюдается уже с конца 60-х годов и остановился в 1990 году, в связи с общей тенденцией снижения рождаемости. Однако цифры до настоящего времени остаются впечатляющими, согласно статистике ежегодно в Российской Федерации у пятнадцатилетних матерей рождается около 1,5 тысяч младенцев, у шестнадцатилетних - 9 тысяч, у семнадцатилетних - 30 тысяч. [5, стр. 816]. Каждый год создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. Среди данной возрастной группы 15-17 лет самый высокий показатель внебрачной рождаемости и составляет 58% от всех рождений в этой подростковой ячейке, что значительно превышает общий показатель - 29%.
Таким образом, рождение ребенка в несовершеннолетнем возрасте и брак - события, которые совпадают не часто. Довольно часто подростки выбирают вариант временного сожительства, без законного юридического оформления, обычно это происходит в результате того, что девушка стремится и надеется хоть как-то сохранить отца своего ребенка, к тому же дома не всегда бывает благоприятная обстановка. Но такие отношения, как правило, не длятся длительное время, а быстро заканчиваются.
Но также могут иметь место сексуальные отношения в виде добрачного сожительства, в котором закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Такие связи, возможно, перерастают в нечто большее, то есть создается семья, образуется ранний брак между подростками. Такие ситуации могут в дальнейшем развиваться по разным сценариям. С одной стороны это могут быть бесперспективные отношения; с другой – могут в дальнейшем развиваться благополучно, если мужья не станут психологически эксплуатировать экономическую зависимость юной супруги, и предоставят ей возможность для социальной самореализации. В большинстве случаях основным источником благополучия в брачно-семейных отношениях является поддержка родительской семьи (помощь в уходе за ребенком, материальная поддержка). Такой феномен «бабушек-матерей» достаточно распространен в российской культуре.
Таким образом, были выяснены обстоятельства, по которым чаще всего возникают ранние браки, а так же причины, по которым несовершеннолетние девушки и юноши вступают в ранние половые отношения.
8.Трудности между супругами в ранних брачно- отношениях.
В этом параграфе необходимо рассмотреть трудности, с которыми сталкиваются молодые в отношениях между собой, и, естественно со своими сверстниками и родителями.
У большинства подростков, которые образовали ранние брачно-семейные отношения, еще продолжается процесс формирования самосознания. Практически не готовые к самостоятельной жизни, сразу сталкиваются с огромной массой проблем, таких как ведение домашнего хозяйства, поиск работы с целью укрепления материального положения семьи, сложности общественных отношений, в которые они вступают, отрываясь от родителей.
Налаживая брачно-семейные отношения, супруги с трудом мирятся с постоянным ограничением свободы ради другого участника брака, они медленно, а часто и очень болезненно свыкаются с мыслью, что необходимо уступать друг другу, заботиться не только о собственном благополучии, но и о хорошем самочувствии партнера по браку.
Довольно сильно брачно-семейные отношения осложняет ранняя беременность, с рождением ребенка, особенно если это происходит до регистрации брака, число разводов в таких случаях намного превышает число разводов среди всех подростковых семей. Если же будущие супруги оформили свои отношения до рождения ребенка, то вероятность развода не столь высока.
В ранних браках, которые создаются подростками, молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Обычно юные матери довольно рано прекращают занятия в школе, они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах, и при этом испытывают очень большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от родительской поддержки.
При этом юным матерям необходимо продолжать свое собственное личное и социальное развитие. В то же время, они пытаются адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного или маленького ребенка.
Очень часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями и родственниками к моменту беременности и сообщении о будущем замужестве. Обстановку в семье в такой ситуации никак нельзя назвать благоприятной и положительной для подростков. Поэтому с целью избежать подобной ситуации у некоторых девушек-подростков возникает мотивация вступить в брак и образовать собственную семью и обзавестись личным своим хозяйством.
Но замужество не всегда является наилучшим решением проблемы юной матери. Некоторые исследователи считают, что вступление в брак в старшем подростковом возрасте чаще приводит к прекращению учебы в школе, чем подростковая беременность. Кроме того, те, кто вступает в брак в столь юном возрасте, разводятся чаще, чем те, кто сначала рожает ребенка, а выходит позднее.
Влияние раннего отцовства на жизнь юноши так же в большинстве случаях бывает отрицательным, и имеет различные последствия. Многие ощущают давление, требующее от них оказания поддержки своим юным семьям, поэтому такие юные отцы часто бросают школу, и обычно получают меньшее по объему образование, чем те и сверстники, которые не обзавелись семьей и детьми.
Так же для них более вероятно получение неквалифицированной, низкооплачиваемой работы. С течением времени у них чаще возникают семейные проблемы, которые нередко приводят к разводу. Исследователи считают, что ранние браки распадаются через 5-7 лет. [6, стр. 15]
Для того, чтобы юные родители могли хорошо справляться с воспитанием своих детей и при этом взрослеть сами, им необходима помощь. Поэтому важной социальной задачей становится помощь юным родителям (не только со стороны родителей, но и со стороны государства и общества в целом) и их детям, направленная на то, чтобы они успешно развивались и стали полноправными членами общества.
Важно отметить, что ранние браки очень часто распадаются из-за того, что молодые и неподготовленные супруги сталкиваются с различными трудностями. А.Г. Харчев выделил факторы, которые негативно влияют на стабильность раннего брака:[7, стр.326]
- разводы в подростковых браках часто определяются тем, что у большинства молодых людей пониженная ответственность за судьбу создавшейся семьи. Часто наблюдается их нравственная и психологическая неподготовленность к совместной жизни. Подростки не в состоянии взять на себя определенные обязательства перед обществом;
- в настоящее время часть молодежи видит в браке лишь доступный и законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей, а иногда и обеспечение себя жильем;
- на прочность и гармонию в семье огромное значение оказывают добрачная беременность и нежелание супругов обзаводиться детьми, и нести за это определенную ответственность;
- кроме этого большое влияние на крепость брака несут в себе финансовые трудности, которые осложняют и обостряют все остальные проблемы;
- разрыв со сверстниками, неумение организовывать надлежащий уход за новорожденным, плохие жилищные условия.
Таким образом, в этом параграфе были отмечены особенности отношений молодых супругов с обществом и между собой, а так же были выделены факторы, детерминирующие распад ранних браков.
Заключение
Проблема брачно-семейных отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего – от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований брачно-семейных отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по данной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими сейчас с самим институтом семьи.
Исследования брачно-семейных отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики этих отношений убеждают в главном: комплексный подход, профессиональная организация исследований брачно-семейных отношений, консультационная помощь могут помочь уцелеть семье.
Литература
1.Ануфриев А.Ф.Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина
Вопросы психологии, 1994, №2
2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. “К построению теории измеренной
индивидуальности в психодиагностике” / “Вопросы психологии”, 1994, №5
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2000. с.25.
4. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества
несовершеннолетних женщин. // Социологические исследования. 2002.
5. Мухина В.С. Детская психология. М., 2003.
6. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака
рождаемости. // Социологические исследования. 2003., № 11.
7. Хобсон К.Ф., Скин Р.П. Развитие ребенка и его отношение с
окружающими. М., 1993.
8. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая
парадигмы. // Социологические исследования.– 1994, №6
9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ – С-П.;
Петрополис, 1998.
10. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских
конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, №3
11. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и
основные направления их психологического изучения // Вопросы
психологии. – 1989
12. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990
13. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского
исследования // Проблемы философии - Киев, 1989
14.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-
психологические методы исследования супружеских отношений:
Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987
15. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования //
Социологические исследования. – 1987, №1
16. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и
женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных
отношений: Автореф. дис. канд.психол. наук. -Л., 1978
Академия Сферы Социальных Отношений Курсовая работа по психодиагностике На тему: «Психодиагностика брачно-семейных отношений»
Правила и приемы публичного выступления
Тревожность : генезис и психологические условия преодоления
Психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь
Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
Связь личностных особенностей и времени общения
Агрессивность
Гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве
Теории памяти
Образ учителя в представлении школьников
Коммуникация. Виды общения
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.