курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы возникновения, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов
1.1 Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
1.2 Виды внутриличностных конфликтов
1.3 Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов
1.4 Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов
2.1 Цели, содержание и критерии оценки методик исследования
2.2 Обработка полученных данных и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX века. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Наличие противоречивых желаний, ценностей, ролей, актуализирующихся и приходящих в столкновение в различных жизненных ситуациях имманентно человеческому бытию. Положение о сложном строении внутреннего мира субъекта, обуславливающем существование разнонаправленных мотивационных, смысловых, эмоциональных и иных тенденций, признается всеми научными направлениями независимо от их частных методологических принципов. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX века накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме интрапсихических или внутриличностных конфликтов, а также продолжает широко разрабатываться в современной психологии.
В течение долгого времени к изучению проблемы внутренних конфликтов обращались многие ученые, выдвигали свои идеи и теории, пытались объяснить природу причин их появления, особенностей течения и способов выхода из конфликта. Одним из первых исследователей феномена внутриличностных конфликтов в научной психологии стал известнейший на весь мир основатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд. Также эта проблема в большей или меньшей степени была затронута такими зарубежными психологами как К. Левин, дочь Фрейда А. Фрейд, К. Юнг, гуманисты К. Роджерс и К. Хорни, внесли свой вклад и А. Маслоу и «логотерапевт» Ф. Франкл и др. Из отечественных психологов-ученых, затронувших в своих трудах проблему интрапсихических конфликтов, можно выделить В. Мясищева, В. Мерлина, Н. Левитова, Ф. Василюка. В настоящее время конфликты активно исследуются Т. Титаренко, Н. Гришиной, Ю. Юрловым, а также А. Анцуповым и А. Шипиловым и множеством других. Касательно истории изучения психологических механизмов, находящихся центральным объектом данного исследования, то их действие и особенности также впервые описал З. Фрейд. Продолжили их изучение А. Фрейд, Б. Зейгарник, Е. Романова, В. Каменская. Вопрос о внутренних конфликтах личности теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Наша научная работа также предназначена для изучения внутриличностных конфликтов, в связи с чем мы охарактеризуем выборку испытуемых, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы данного исследования.
Таким образом, «подопытными» представленного эксперимента стали мужчины и женщины в количестве 25 человек (16 представительниц женского пола и 9 – мужского) в возрасте от 20 до 27 лет.
Цель исследования будет являться изучение особенностей психологической защиты личности при разрешении внутриличностных конфликтов.
В качестве объекта исследования выступят механизмы психологической защиты, в качестве предмета – регрессия и реактивные образования.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: психологическая защита в виде механизмов регрессии и реактивных образований проявляется у внутренне напряженных и эмоционально неустойчивых личностей.
Задачи исследования состоят в следующем:
· Изучить современное состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;
· Исследовать особенности испытуемой группы людей с позиции используемых ими при разрешении внутриличностных конфликтов психологических защит;
· Выяснить наличие либо отсутствие связи между показателями внутренней конфликтности, эмоциональной устойчивости и стратегией выбора защитных механизмов личности.
Методы исследования представлены следующими методиками:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.
2. Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина.
3. Методика диагностики уровня эмоциональной стабильности и нестабильности личности (по Г. Айзенку).
4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).
Данная научная работа имеет и свою практическую значимость. В первую очередь, представленная работа содержит теоретический обзор проблемы внутриличностных конфликтов, а также данные, полученные при экспериментальном ее изучении, и привносит совсем небольшой, даже мизерный, но все-таки вклад в психологическую науку. Во-вторых, данное исследование важно и значимо для самого экспериментатора как для будущего психолога, а именно значимо тем, чтобы он полной мере выработал у себя все необходимые навыки для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, усовершенствовал владение своими мыслительными операциями, таких как анализ и обобщение, особенно необходимых при работе с большим количеством литературы и интерпретации результатов исследования. Практический этап исследования, как мы убедились, позволит выявить уровень внутренней конфликтности и эмоциональной устойчивости – невротизма у обследуемых людей, и предоставит возможность убедиться в необходимости оказания психологической помощи, например, чрезмерно невротизированным личностям, ограниченной хотя бы в разработке небольших рекомендаций.
Глава 1. Теоретические основы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов
1.1Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Научное изучение внутриличностного конфликта, как было указано выше, было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я. [2, 7]
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, kоторые общество предъявляет к личности. [24]
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. Oднако такие процессы протекают не всегда успешно.
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной. [1, 2]
В рамках гуманистической психологии К. Роджерса предлагается другая теория внутриличностного конфликта. Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция» - представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.
Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними происходит рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я» и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психологическому заболеванию. [20]
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно ему, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации.
Самая высшая – потребность в самоактуализациии, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремиться быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта. [11]
Еще одна теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию. По его определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла».
Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных» (нусогенных) неврозах».
По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни. [12]
Когнитивная психология рассматривает внутриличностый конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. [5]
Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его конфликта ролей (А. Голднер).
Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджиоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категории противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). [3]
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.
В. Мерлин рассматривал внугриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличнocтным конфликтом. [21]
Длительность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз. [14]
По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым, А. Анцуповым и А. Шипиловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией, кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект. [4]
Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одновременное присутствие и крайнюю степень выраженности ряда несогласующихся образований внутреннего мира субъекта. Подобное несоответствие может осознаваться и оставаться неосознанным, однако в том или ином случае оно находит свое отражение в деятельности человека.
Внутриличностный конфликт выступает двояко – как переживание дискомфорта, напряженности, неудовлетворенности и как склонность к определенным поведенческим паттернам, иногда продуцирующим, в том числе и межличностные конфликты. Дискомфорт и напряженность влияют на восприятие и оценку внешних событий, однако суть исходного противоречия нередко остается неосознанной. [28]
Несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время не существует единого представления о причинах возникновения, механизмах протекания и путях разрешения внутриличностных конфликтов. По выражению Ф. Е. Василюка, если дать определение внутриличностному конфликту, не рассогласующееся ни с одной из имеющихся концепций, оно рискует оказаться бессодержательным, констатирующим лишь «столкновение чего-то с чем-то». Рассматривая, какие же образования внутреннего мира выделяются в качестве полюсов возможного конфликта в различныз школах, автор приходит к выводу о том, что в центре внимания находятся конструкты, обозначаемые такими фундаментальными категориями современной психологии, как мотив, действие и образ. [4, 28]
Тем не менее, наша работа требует формулировки определения изучаемого явления, поэтому мы будем ссылаться на определение внутриличностного конфликта, данное А. Анцуповым и А. Шипиловым. Таким образом, внутрилuчностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. [2]
Ознакомившись со столь разнообразными теориями и концепциями внутриличностных конфликтов, можно выделить следующие общие для всех этих теорий характеристики изучаемого вида конфликта:
· внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;
· сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
· внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двух благ большее, а наказанию предпочитает награду;
· Любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;
· Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Усвоив основные характеристики внутриличностного конфликта, также необходимо изучить его виды, чему и будет посвящена дальнейшая работа.
1.2 Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностых конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, на котором можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.
·Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.) Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
·Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо», («Я должен»).
·Самооценка, определяемая как са.моценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»). [21]
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта (см. приложение 1, табл. 1).
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознателными стремлениями [23], между стремлениями к обладанию и к безопасности [25], между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла», или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностям. А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему [4, 22].
3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Эго конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Эго конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии.
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, то есть как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. [16] Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.
Кроме того, выделяют невротический конфликт как результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. [11]
Рассмотрев все разнообразие внутриличностных конфликтов, мы выяснили, что основанием для их классификации выступает то, какая сторона внутреннего мира человека (мотивы, ценности или самооценка) вызывает эти конфликты. Далее нашей задачей будет являться ознакомление с причинами возникновения внутриличностных конфликтов, а также изучение особенностей их переживания.
1.3 Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.
Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Внутренние причины. Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания. Чем выше его способности к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:
· Противоречие между потребностью и социальной нормой;
· Противоречие мотивов, интересов и потребностей;
· Противоречие социальных ролей;
· Противоречие социальных ценностей и норм.
Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно одинаковыми. В противном случае, как было ранее отмечено, из двух зол человек выбирает меньшее, а из двух благ – большее. И никакого конфликта не возникает. [12]
Внешние причины. Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: 1) положением личности в группе; 2) положением личности в организации; 3) положением личности в обществе.
1. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В этой связи выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих внутрилиностный конфликт:
· физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая;
· отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);
· биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие корениться в самом организме);
· социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов). [17]
Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы и чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей, - мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.
2. На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:
· противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями и плохими условиями труда;
· противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;
· противоречия между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;
· противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения:
· противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой.;
· противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;
· противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности;
· противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.
3. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.
Конфликт, возникнувший во внутренней структуре личности по тем или иным причинам, имеет свои особенности переживания. Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание - это эмоционально окрашенное состояние личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристики. [21]
Активационные характеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду с активационными часто обращаются к эмоциональным составляющим психического состояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именно как эмоциональное, с которым обычно отождествляется наличие тех или иных переживаний. Традиционность выделения эмоциональных характеристик состояния связана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъективную определенность, тем самым, делая его явлением, доступным непосредственному изучению [4].
Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержание психоэмоционалного напряжения составляют ситуации, условия и события, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека. [1, 2]
Автор [4] выделяет четыре типа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностное и творческое. Для внутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание.
Существуют два подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект еще не достиг высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующие ценностям, отвергаются сознанием принципиально либо просто снижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости.
Ценностные переживания второго подтипа возможны на высших ступенях развития ценностного сознания. Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смысл своей жизни.
Таким образом, переживание внутриличностного конфликта отличается от других типов переживаний тем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражается осознание личностью трудности данной ситуации; выражает процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системы личности. [19]
Касательно последствий, которые вызывают внутренние конфликты личности, они могут быть как конструктивными (продуктивными, оптимальными), так и деструктивными (дисфункциональными, разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт это один из механизмов гармонизации личностного развития.
· Психологи В. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.
· Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям. [1]
Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнению психолога А.Н. Леонтьева, «иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гамоничности личности, ее развития; ведь гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека». [13]
· Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности.
В.С. Мерлин считал, что «психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности».
· Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
· Преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы немного приближает к своему идеальному «Я».
Деструктивными внутриличностыми конфликтами считаются такие, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии разрешить противоречия внутренней структуры. Дисфункциональные конфликты усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций. [1]
В общем плане можно выделить следующие отрицательные последствия изучаемого вида конфликтов, касающиеся состояния самой личности: прекращение развития личности, начало деградации; психическая и физиологическая дезорганизация личности; снижение активности и эффективности деятельности; состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия; появление агрессии, или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт; появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни. [1, 11, 12]
Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, и ее взаимодействия с другими людьми в группе – в семье, школе, организации и т. д. Такими негативными последствиями могут быть: деструкция существующих межличностных отношений; неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступление»; повышенная чувствительность к критике; пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства; девиантное поведение и неадекватная реакция на поведение других жесткий формализм – буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими; поиск виноватых – обвинение во всех грехах или, напротив, самобичевание. [12]
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно решить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.
Фрустрация – эмоциональное состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаеиыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация – всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. [8]
Данное состояние есть негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т. е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, враждебностью, досадой, тревогой и т. д. и чем сильнее внутриличностный конфликт, тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.
Неврозы – это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу. В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально, - важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.
Невротический конфликт как высшая стадия внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль. [21]
Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана В.Н. Мясищевым [14]. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.
Истерический тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой субъективных условий или требований окружающих.
Обессивно-психастенический тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
Таким образом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении).
1.4 Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений 'негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностноro конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, что человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.
• Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
• Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху. [5]
• Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможности в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь [6].
• На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, поновому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии – один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Женщины разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта. [2]
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения. [18]
Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее:
Отрицание («не замечай это») – один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием. [23]
Проекция («обвини это»). В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»). [18]
Регрессия («плачь об этом»). В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. [9]
Замещение («напади на что-то, заменяющее это»). Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. [15, 18]
Вытеснение («не помни об этом»). З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу. [9]
Изоляция («не чувствуй это») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
Интроекция («не знай, откуда это») — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
Интеллектуализация («переосмысли это») развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование. Сюда входят также механизмы аннулирования, сублимации рационализации. [2]
Аннулирование («отмени это») — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
Сублимация («трансформируй это») — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
Рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).
Компенсация («приобрети это»)— онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). В него входят механизмы идентификации и фантазии.[2]
Реактивное образование («обрати это в противоположное»). Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. [18]
Идентификация («будь как это, чтобы не потерять его») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
Фантазия, воображение («мечтай об этом») — создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Часто воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного конфликта, желает убежать.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза. [1]
Итак, с подходами к пониманию природы внутриличностных конфликтов мы ознакомились, основные их характеристики, виды, причины, особенности переживания и последствия рассмотрели, а также нами было усвоено, что разрешение внутренних конфликтов личности происходит посредством действия различных механизмов психологической защиты. Последнее нас особенно интересует, поэтому приступим к познанию психологических защитных механизмов на практике.
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов
внутриличностный конфликт психологический защита
2.1 Цели, содержание и критерии оценки методик исследования
Освоив теоретические азы изучаемой темы, и имея благодаря этому некоторые знания и представления, следует приступить непосредственно к практическому этапу нашей научной деятельности, к самому исследованию, которое поможет стать научно ближе к таким интересующим явлениям в психологии, как защитные механизмы, и укрепить существующую информацию в своей памяти.
Первоначально следует определиться с выбором соответствующих гипотезе исследования методик, которые могли бы предоставить достоверные данные об изучаемых явлениях. В настоящее время в психологической науке не существует методик, предназначенных именно для измерения внутриличностной конфликтности, поэтому приходится использовать те методы исследования, косвенно указывающие на присутствие во внутреннем мире человека конфликтов. Исходя из этого, нами были отобраны четыре методики-опросника:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.
2. Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина.
3. Методика диагностики уровня эмоциональной стабильности и нестабильности личности (по Г. Айзенку).
4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).
Первая методика предназначена для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях.
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле:
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале. (Приложение 2)
В этой методике для нас представляет особый интерес результаты по шкале регрессии и реактивных образований, так как гипотеза исследования предполагает эмпирическую направленность именно на эти механизмы.
Следующая методика – «Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина», также содержит 110 утверждений, с которыми испытуемым предлагается либо согласиться, либо их опровергнуть. Ключ к обработке методики включает в себя 9 шкал, оценивающих ряд специфических модальностей (измерений) отношения человека к самому себе. По проведении тестирования суммируется количество положительных ответов по каждой шкале, а затем полученное число баллов переводится в стены. Определенный номер стена указывает на низкие, умеренные, высокие и крайне высокие значения. Мы в нашей работе будем подсчитывать баллы лишь по одной шкале, именуемой «внутренняя конфликтность», позволяющей зафиксировать, насколько обследуемые внутренне напряжены. Если ответы испытуемого соотносятся со стенами 1, 2 – это крайне низкие значения, 3 – низкие значения, 4, 5 – умеренные, 7, 8 – высокие, 9, 10 – крайне высокие значения. (Приложение 3)
Третья методика, именуемая также «Определение темперамента» Ганса Айзенка, представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов, на которые следует ответить «да» или «нет». Методика содержит 3 шкалы – «экстраверсия – интроверсия», «эмоциональная устойчивость – невротизм» и «ложь». После завершения тестирования подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждой из трех шкал, и полученная сумма позволяет судить о силе проявления в поведении человека измеряемых типологических особенностей. Нашей задачей является подсчет баллов по шкале, определяющей эмоциональную стабильность либо нестабильность личности, а также по шкале лжи, чтобы быть уверенными в достоверности ответов. (Приложение 4)
Последняя методика, как и предыдущая, представлена в виде 101 вопроса, на которые испытуемые также должны ответить «да» либо «нет». Данная методика включает в себя 4 шкалы: экстраверсия-интроверсия, психотизм, невротизм и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию. Нами будет вестись подсчет баллов по двум последним шкалам, т. к. наше «научное» внимание сконцентрировано на измерении уровня эмоциональной устойчивости личности. При этом, по шкале невротизма баллы от 0 до 7 соответствуют низким показателям, от 8 до 16 – средние, свыше 17 – высокие показатели. Если по шкале лжи количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными. (Приложение 5)
После того, как испытуемые выполнили все задания, их результаты заносились в сводные таблицы, составленные по каждой методике и отражающие процентное соотношение уровней изучаемых психологических явлений.
2.2 Обработка полученных данных и их интерпретация
Таким образом, наше научное исследование вплотную подошло к самой важной его части – интерпретации полученных результатов, которая позволит судить об истинности выдвинутой на начальном этапе исследования гипотезы.
Обратимся к данным по первой проведенной методике, именуемой «Индекс жизненного стиля». В сводной таблице № 1 отражены абсолютные показатели количества испытуемых, предпочитаемых использовать при разрешении интрапсихических конфликтов определенные защитные механизмы, и их процентное соотношение друг между другом.
Таблица № 1.
Отрицание | Вытеснение | Регрессия | Компенсация | Проекция | ||||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Итого: | 2 | 8 | 2 | 8 | 4 | 16 | 5 | 20 | 3 | 12 |
2
Замещение | Интеллектуализация | Реактивные образования | ||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Итого: | 4 | 16 | 2 | 8 | 3 | 12 |
Просмотрев данные таблицы, становится очевидным факт наличия у пятой части исследуемых людей такого механизма психологической защиты как компенсация. Он присущ 20 % обследуемых. Механизмы регрессии и компенсации оказались свойственными восьмерым (по 4 человека и 16 % процентов приходится на каждый защитный механизм). Реактивные образования и проекция 12 % и 3 человека соответственно. Отрицание, вытеснение и интеллектуализацию используют в качестве психологической защиты по 2 % испытуемых.
Это свидетельствует, что у пятой части экспериментируемых внутриличностные конфликты разрешаются наиболее конструктивным способом, т. е. с помощью психологической защиты в виде компенсации, а это снижает риск возникновения «рецидива» конфликта или его обострения. Также благополучное разрешение внутренних конфликтом может обеспечиваться действием защитного механизма интеллектуализации, диагностируемого лишь у двух человек. Наиболее же деструктивными способами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизм проекции, вывяленный у трех человек, и механизм вытеснения, свойственный двум обследуемым. Эти два защитных механизма, в отличие от пары предыдущих, повышают вероятность вторичного появления внутриличностного конфликта.
Однако наше исследование заинтересовано испытуемыми, которым свойственны регрессия и реактивные образования, в связи с чем приступим к интерпретации результатов следующих методик.
В опроснике Столина по изучению самоотношений, как указывалось выше, наш научный интерес вызывает лишь одна его шкала – «внутренняя конфликтность». Данные по ней можно увидеть в сводной таблице № 2.
Таблица № 2.
Крайне низкие | Низкие | Умеренные | Высокие | Крайне высокие | ||||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Итого: | 1 | 4 | 4 | 16 | 11 | 44 | 7 | 28 | 2 | 8 |
У наибольшего процента испытуемых (44%, 11 человек) выявлен умеренный показатель внутренней напряженности, что говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснении. Действительно, у испытуемых с умеренным повышением по шкале не зафиксировано по первой проведенной методике наличия деструктивных защит, т. е. проекции и вытеснения. А это вполне может свидетельствовать о благополучном разрешении такими личностями своих интрапсихических конфликтов.
Крайне низкие и низкие значения шкалы (4 и 16 % изучаемых людей) указывают на отрицание проблем, закрытость, поверхностное самодовольство.
Высокие же значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. У людей с такими симптомами, несомненно, высокая внутренняя напряженность.
В ходе дальнейшей деятельности проследим, действительно ли высоко напряженным личностям, по научному предположению данной курсовой работы, характерна эмоциональная неустойчивость, невротизм.
Данные по третьей методике, предназначенной для диагностики уровня эмоциональной стабильности или нестабильности, отображены в таблице №3.
Таблица № 3.
Низкие | Умеренные | Высокие | Крайне высокие | |||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Итого: | 4 | 16 | 12 | 48 | 7 | 28 | 2 | 8 |
Следует напомнить, что в этом опроснике баллы подсчитывались лишь по одной из трех имеющихся в нем шкал, называемой «эмоциональная устойчивость – невротизм». И снова, как и в предыдущей методике, наибольшему проценту испытуемых оказались свойственны умеренные показатели, следовательно, у половины людей изучаемой выборки можно диагностировать лишь эмоциональную впечатлительность. У 7 обследуемых людей (28 %) выявились высокие показатели, указывающие на появление у них отдельных признаков расшатанности нервной системы. А вот двум испытуемым (8 %) по их баллам можно поставить диагноз – невротизм, граничащий с патологией, возможно, у них срыв, невроз. Четверо испытуемых (16 %) – эмоционально устойчивы. Мы будем особенно будем следить за дальнейшими результатами эмоционально неустойчивых обследуемых, т. е. имеющих высокие и крайне высокие значения по данной методике.
С помощью сводной таблицы № 4 можно ознакомиться с тем, каким образом соотнеслись показатели экспериментируемой группы в опроснике Ганса и Сибиллы Айзенк с уровнями, определяющими степень выраженности психической неустойчивости.
Таблица № 4.
Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | ||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
Итого: | 3 | 12 | 14 | 56 | 8 | 32 |
Испытуемые с выявленными в ходе проведения третьей методики средними показателями по шкале невротизма также стали обладателями средних значений по шкале невротизма последней используемой методики. Однако есть и небольшое расхождение: один обследуемый человек с низким показателем по методике определения темперамента в опроснике PEN оказался со средним значением, еще же одному испытуемому по данной методике характерны умеренные значения, в отличие от показателей предыдущей методики, в которой у него был высокий показатель. Остальные экспериментируемые, т. е. люди с раннее диагностируемой высокой эмоциональной неустойчивостью, эмоционально неустойчивы и в этот раз.
Таким образом, ссылаясь на выдвинутую в представленной работе гипотезу, проведенный эксперимент позволяет зафиксировать следующие его особенности: для внутренне напряженных людей действительно является характерной высокая эмоциональная неустойчивость (невротизм). Им могут быть свойственны сверхчувствительные реакции, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность, а значит, и обладание различного рода внутриличностными конфликтами. Используемые методики помогли выяснить, что испытуемые с подобными особенностями чаще выбирают при разрешении своих внутренних конфликтов такие механизмы психологической защиты как реактивные образования, проекция и регрессия. Однако не только невротичным людям свойственно использование этих механизмов: двое из обследуемых с умеренной выраженностью их эмоциональных реакций тоже явились обладателями психологических защит проекции и реактивных образований. К сожалению, проекция является неконструктивным способом разрешения внутриличностных конфликтов, также как регрессия и реактивные образования. Подобная психологическая защита, как мы говорили выше, увеличивает риск повторного возникновения конфликтов, не снимает должным образом интрапсихического напряжения, оно накапливается, усугубляя стабильность эмоционального фона индивида. В связи с этим личность все более невротизируется, что является очень неблагоприятным для гармоничного существования и развития человека в окружающем мире. Людям с подобными симптомами рекомендуется более рационально размышлять над причинами появления своих внутренних конфликтов, не прибегать к неадекватному эмоциональному реагированию, пытаться лишь в состоянии спокойствия искать пути борьбы с ними, что обеспечивает возможность благополучного выхода из внутриконфликтных ситуаций.
В целом особенностью испытуемой группы является преобладание в ней индивидов с умеренными и низкими показателями конфликтности и психической неустойчивости. Также большинство из испытуемых для снятия внутрличностной напряженности применяют другие способы, такие как замещение, интеллектуализация, компенсация и др., что свидетельствует о зрелости личности.
Заключение
Завершение научно-исследовательской работы предполагает обобщающую формулировку полученных в ходе ее проведения выводов.
Данный эксперимент предоставил возможность научно и творчески подойти к изучению проблемы внутриличностных конфликтов, которая, как и множество других проблем психологической науки носит дискуссионный характер и не имеет равнозначного ответа на вопрос о причинах возникновения, особенностях протекания и механизмах разрешения интрапсихических конфликтов.
При ознакомлении с теоретическими основами феномена внутриличностных конфликтов было отмечено, что данный вид конфликта есть психоэмоциональное переживание, и переживание достаточно сильное, вызываемое несогласованностью внутренних стремлений (мотивов, потребностей, интересов, желаний) личности. Подобная несогласованность выражена в столкновении противоположных тенденций, затрудняет принятие решения и разрушает цельность «Я». Интрапсихические конфликты дифференцируются на несколько видов, имеют внешние и внутренние причины своего появления, особенности переживания, а также вызывают различные последствия, которые бывают деструктивными и конструктивными. И механизмы психологической защиты (являющиеся темой изучения данной исследовательской работы) – это способы, посредством которых люди пытаются выйти из состояния внутренней напряженности, конфликтности.
Экспериментальное изучение внутриличностных конфликтов предоставило шанс определить зависимость между использованием личностью психологических защитных механизмов с такими ее особенностями как эмоциональная неустойчивость и внутренняя конфликтность. Было отмечено, что людям с высоким уровнем интрапсихической напряженности и невротизма свойственны механизмы проекции, регрессии и реактивных образований, которые считаются деструктивными способами разрешения внутриличностных конфликтов и не обеспечивают должного снятия тревоги. Поэтому конфликт может вновь возникнуть.
Люди с умеренной и низкой внутренней конфликтностью чаще склонны к более спокойным эмоциональным реакциям, и в качестве способа разрешения своих внутренних конфликтов они предпочитают применение также и других существующих механизмов психологической защиты – вытеснения, отрицания, компенсации, интеллектуализации. Вытеснение тоже один из неконструктивных путей выхода из конфликта, однако подобная психологическая защита выявлена у самого малого процента испытуемых. Касательно двух последних – компенсации и интеллектуализации, то они многими учеными считаются наилучшими механизмами разрешения внутриличностных конфликтов, преобладание которых зафиксировано у сравнительно большего количества эмоционально устойчивых и умеренно внутренне напряженных личностей.
Можно ли считать гипотезу истинной? Однозначно на этот вопрос ответить оказывается не совсем легко, так как исследуемая выборка представлена не столь большим количеством человек, для ее научного подтверждения необходимо привлечь намного больше людей, что в рамках курсовой работы очень затруднительно, скорее даже, невозможно. Однако, если рассуждать об истинности научного предположения в рамках данной работы, то ответ явно близок к положительному. И все же вопрос остается открытым для исследований.
Таким образом, проведение научно-исследовательской работы позволило сопоставить и связать концептуальные взгляды на феномен внутриличностных конфликтов с его экспериментальным изучением.
Список литературы:
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: [теория, методы, практика]. – СПб.: Питер, 2009.
3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Издательство МГУ, 1984.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
6. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат, 1989.
7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2005.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
9. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-пресс, 1999.
10. Козырев Г. И. Введение в кофликтологию. – М.: Владос, 1999.
11. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.
12. Конфликтология: Учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашова и др.; под ред. проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Владос, 1997.
14. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
15. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001.
16. Психология: Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
17. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.
18. Романова Е. С., Гребенников Я. Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996.
19. Светлов В. А. Управление конфликтом. – СПб.: «Росток», 2003.
20. Семенов В.А. Феномен конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
21. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Эксмос, 2002.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
23. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993.
24. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Просвещение, 1989.
25. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1998.
26. Безменова И. К. Конфликты. Что делать? // Справочник секретаря и офис-менеждера. – 2003. - № 1. – с. 70-74.
27. Коноваленко М. Знакомьтесь: конфликт // Управление персоналом. – 2004. - № 3. – с. 73-76.
28. Пукинска О. В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2005. – Том 29. - № 5. – с. 63-72.
Содержание: Введение Глава 1. Теоретические основы возникновения, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов 1.1 Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных кон
Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности
Види та роль емоцій у творчості та житті людини
Факторы формирования социально-психологического климата в строительных бригадах
Формирование лидерских качеств студентов колледжа физической культуры
Дослідження пам'яті у підлітків
Межличностные конфликты, связанные с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов
Механизмы становления агрессивного поведения
Особенности внимания у школьников 7-8 лет
Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.