курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Московский городской психолого-педагогический университет.
Курсовая работа.
На тему: «Ребенок и общество».
Преподаватель: Корепанова И. А.
Выполнила: студентка ПоВ 2.1
Рудакова А.С.
2005.
Содержание.
1. Введение 3
2. Глава 1. Теоретически-методологический анализ понятий
«детство» и «общество». 4
3. 1.2 Периодизация детства. 5
7. 2. 3. Детский психоанализ Анны Фрейд. 16
8. Глава 3. Ребенок и общество. 17
9. 3.1. Семья. 17
10. 3.2. Социализация в мире учреждений. 20
11. Заключение 22
Введение.
Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.
Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Однако и взрослые не могут существовать без мира детства. Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.
Социум оказывает постоянное влияние на ребенка и определяет многие аспекты его дальнейшей жизни. Влияние общества на развитие ребенка отражается в работах известных психологов, таких как: Э. Эриксон, А. Фрейд, Д. Боулби. Все они, так или иначе, показали неразрывную цепь между развитием ребенка и влиянием на это событие общества.
Глава 1. Теоретически-методологический анализ понятий «детство» и «общество».
Для того чтобы оперировать каким-либо понятием следует рассмотреть множество определений этого термина.
В кратком психологическом словаре понятие «детство» звучит как термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Исследования психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствует преодолению господствующих долгое время представлений о детстве, как «натуральной стадии» обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано что, будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно- исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этно-культурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве, новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.
PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=отче"PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="психологическом словаре детство- это этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
В своих трудах по детской психологии многие специалисты дают определение понятиям детство и ребенок, что значительно облегчает нашу задачу, и позволяет более широко рассматривать эту проблему.
Е. О. Смирнова в своем учебнике «Психология ребенка» рассматривала термин «детство» как период самого интенсивного человеческого развития. Она говорила о том, что ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте.
Переплетая термины «детство» и «общество» в учебнике по возрастной психологии, Л. Ф. Обухова, дает следующее определение понятию детства.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это преиод становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
В большом энциклопедическом словаре общество, в широком смысле, представлено как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
1. 2 Периодизация детства.
В современной психологии принята следующая периодизация.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.
В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем.
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника, (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.
Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип». Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что значит быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.
Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или, возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она не способна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.
Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника) – в основном, таким же образом, как это происходит при разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии своего развития.
2. Раннее детство
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, a не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой, то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
В том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за "несчастные случаи", будь то мокрая постель, запачканные штанишки или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Если из этой стадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И, наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовленным к развитию самостоятельности в дальнейшем.
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.
От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качество перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее, и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой.
В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью сводной стороны и чувством неполноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности. В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Hapядy с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у детей чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым, весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Обратное, справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувством вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое Я, то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости, иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.
Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.
Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей, он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно, и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
2. 3. Детский психоанализ Анны Фрейд.
Дочь основателя психоанализа Анна Фрейд была одной из первых, кто способствовал становлению и развитию детского психоанализа, следуя при этом традиции классического психоанализа. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения, что лишний раз подтверждает неразрывность социума и развития ребенка. Анна Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. И если поиск удовольствия – «внутренний принцип» ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.
Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. У ребенка складываются определенные отношения с матерью, несмотря на беспомощность, будь то послушание, нетерпеливость, своеволие и т.д. Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., тем дальше на втором плане остаются его телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремиться к удовлетворению с тем же рвением как и раньше, и снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир.
По мнению Анны Фрейд, переход от принципа удовольствия к принципу реальности – лишь предварительное условие социализации индивида. Социализация – это защита от элементов детской жизни, таких как жадность, ревность, пожелание смерти, толкающих ребенка в направлении десоциальности.
После того как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации, таких, как подрожание, идентификация, интроекция. Формирование эффективного «Сверх-Я» означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Подражание, идентификация, интроекция – необходимые условия для последующего вступления в социальное общество взрослых.
Глава 3. Ребенок и общество.
3.1. Семья.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать. Но обычно именно мать становится первым объектом общения, с которой ребенок сливается и от которой постепенно дифференцируется. Мать играет в течение первого года жизни самую важную роль в судьбе ребенка, хотя бы потому, что ее нежная забота – единственная его защита, это ощущение остается на всю жизнь. Ребенок чувствует себя в безопасности до тех пор, пока он знает, что мать находится по близости, и дитя беспокойством или возмущением демонстрирует свою беспомощность, когда мать покидает его. Без матери он не смог бы утолить свой голод; ее присутствие становится жизненно важным для него. Согласно постулату З. Фрейда, в котором мать – первый и основной объект для ребенка, а отношения «мать – ребенок» - прототип всех будущих отношений. С точки зрения Боулби привязанность «мать – ребенок» имеет двоякую роль: во-первых, она выполняет существенную функцию защиты и безопасности, столь же необходимую, как и поведение, связанное с питанием и сексом, во-вторых – функцию социализации, в которой привязанность является важным фактором, необходимым в процессе структурации личности ребенка и его адаптации к группе.
Хотелось бы подчеркнуть фундаментальное расхождение Боулби с Фрейдом, для которого привязанность – вторичная позиция, подкрепляемая первичной потребностью в питании. В самом деле, неосознанные побуждения, описанные Фрейдом, направлены на утоление голода, на ослабление напряжения. Объект, который служит для достижения этой цели, - пища. Грудному младенцу пищу дает мать, которая, в свою очередь, становится объектом. Именно здесь появляется понятие подкрепления. И Боулби признает существование таких первичных потребностей, как пища, но он утверждает, что привязанность – тоже первичная необходимость, которая не является производной ни от какой другой: это факт, система, не обретаемая путем научения. Правда, Боулби тем не менее задается вопросом о возможности компромисса между оральностью и привязанностью. Тем самым Боулби отказывается от прегнантного понятия научения и утверждает, что ребенок переходит из биологического состояния к статусу социального существа. То есть, по мнению Боулби, с самого момента рождения ребенок ориентирован на «другого», на социус. Эта направленность каким-то образом вписана в биологическое оснащение ребенка. Ребенок демонстрирует всевозможные стратегии поведения с целью сохранить или увеличить близость матери (а также других значимых для него взрослых).
Общение с ребенком в семье происходит также и на уровне игровой деятельности. Многие исследователи показывают, что, по-видимому, именно на уровне игры различается вклад матери и вклад отца в формирование личности ребенка. Если оба родителя ухаживают за ребенком, то отцы предпочитают играть с ним, тогда как матери больше заняты непосредственно уходом за ребенком. Матери в большей степени, чем отцы, приспосабливаются к поведению ребенка в процессе игры, тогда как отцы предпочитают предлагать больше физических игр и меньше игр, опосредованных предметами.
Что касается эффективности, то матери достигают больших успехов, чем отцы, поскольку они реже оказываются в ситуации интерференции. Интерференция соответствует либо предложению предметов, не отвечающих интересу ребенка в данный момент, либо к призыву родителя к игре, которой ребенок уже занят. Отцы нередко предлагают новый предмет, когда ребенок уже занят другой игрушкой. Кроме того, отцы чаще, чем матери, предлагают ребенку сменить занятие, вместо того чтобы что-то придумать на основе той игры, которой ребенок уже занят.
По игровой специфике отца можно было бы назвать «социальным мостом», то есть тем, кто дает возможность дистанцирования, открытия новых предметов и окружающего мира, тем, кто открывает ребенку социальный мир. Кроме того, энергия и агрессивность игры зависят от пола ребенка. Такое разделение подчеркивает причастность игры не только к процессу социализации, но и к процессу сексуального формирования ребенка.
Развитие ребенка зависит также и от специфики родительской пары. Раздоры между родителями, в случае если их причиной становятся разногласия в вопросах воспитания и ценностей, приводят к конфликтам у ребенка, который испытывает затруднения, пытаясь их согласовать. Чем больше согласия между родителями, тем лучше ребенок сможет контролировать свое так называемое импульсивное поведение, а это показатель хорошей социальной интеграции.
Поскольку семейные связи нельзя свести только к отношениям между родителями и детьми, не стоит упускать тему отношений между братьями и сестрами. Эти отношения специфичны и динамичны. Они окрашены собственной тональностью, соединяющей в себе амбивалентные составляющие: ревность, соперничество, конфликты, зависть, любовь, привязанность, сотрудничество и т. д. Это также наиболее длительные отношения между людьми – отношения на всю жизнь, сохраняющиеся за пределами отношений «родители – дети».
В случае «обычной» семьи братья и сестры вышли из одного материнского чрева, носят, как правило, фамилию одного и того же отца, погружены в одну и ту же культуру, принадлежат к одному и тому же социальному кругу, к одному и тому же социоэкономическому статусу семьи. Но каждый ребенок переживает другой опыт, так как совокупность братьев и сестер (фратрия) имеет свой особый уникальный характер по нескольким параметрам: порядковое место по времени рождения, пол данного ребенка по отношению к остальным братьям и сестрам, возрастная разница между членами фратрии. В этой группе каждый занимает свое положение: старший, более младший, самый младший, единственный, а также мальчик или девочка, член фратрии из двух человек или более многочисленного и т. д. Как правило, эту проблематику изучают исходя из различных теорий. С точки зрения теории психоанализа, треугольник «ребенок – отец – мать», формирование эдипова комплекса и сосредоточенность на вертикальных отношениях превратили фратрию в бедного, если не совсем забытого родственника семейной динамики. Фрейд анализировал комплекс «братства» как семейный комплекс, который следует непосредственно связывать с эдиповым комплексом. С этих позиций отношения между братьями и сестрами рассматриваются как подчиненные его отношениям с родителями и относящимися к ним непосредственно. Соперничество между братьями и сестрами в значительной мере отсылается к матери как к объекту и особенно касается старшего ребенка. Действительно, рожденный после него является нежелательным, вторгшимся незваным и вызывает чувство фрустрации у первого ребенка, которому кажется, что у него отнимают пищу, и любовь матери.
Так же как и эдипов комплекс, комплекс братства развивается в атмосфере амбивалентности, наполненной ненавистью и любовью. Поэтому братские отношения имеют конфликтный характер. Ребенок переносит на брата или сестру чувства любви или враждебности, которые – в классическом проявлении эдипова комплекса – он испытывает к родителям. Так, объекты, коими являются братья и сестры, оказываются вторичными по сравнению с объектом – родителями и даже подчиненными этим отношением, вытекают из них, не имея собственной специфики. На таких же позициях стоит и Анна Фрейд, которая считает, что члены фратрии это второстепенное дополнение родителей и что они прибегают к всевозможным аттитюдам, направленным на завоевание родительской любви.
Ребенок очень рано овладевает социальной компетентностью, которая выявляется благодаря изучению наборов поведенческих актов и модели социального доминирования. Все это позволяет ребенку активно поддерживать отношения с окружением, в котором равные партнеры занимают значительное место. Боулби развивает мысль, что привязанность и поведение ребенка при исследовании окружающего мира – это две функционально различные системы поведения, которые находятся в состояние динамического равновесия. Поведение, выражающее привязанность, обеспечивает близость в паре «мать – ребенок» и, следовательно, защиту, а исследовательское поведение обеспечивает знакомство с окружением и адаптацию к его изменениям. Таким образом, существуют динамическое равновесие между привязанностью и поведением при социальном исследовании. Дети, имеющие доверительную привязанность, больше сил вкладывают в локомоторные исследования и в игры с равными партнерами, что является необходимым элементом для обретения автономности в будущем.
3.2. Социализация в мире учреждений.
Семья не может считаться единственным полюсом воспитания и социализации ребенка. Семья должна быть открытой внешнему миру, создавая связи между частной жизнью и общественной сферой. Переход из семейной сферы в детские учреждения, их структура – тема, интересующая многих исследователей.
Эта двойная социализация охватывает разнообразные и изменчивые связи. При этом один и тот же субъект оказывается одновременно связанным как с семейной средой, так и с детским учреждением или школой. Ребенок оказывается в точке пересечения двух воспитательных планов, а также встречается с новыми объектами – носителями различных культур, определяющими доступ к другим отношениям с окружающей средой.
Всем известно, что функция воспитательных структур отличается от функций родителей и не может сводиться к их замене. И эти функции определяются профессиональными критериями, концепциями воспитания и задачами, отличающимися от родительских (хотя они могут быть комплементарными).
Согласно распространенному в семьях мнению, подхваченному средствами массовой информации и подкрепленному знаниями психологов, ясли благодаря присутствию сверстников и знакомых взрослых способствуют – в рамках ранней социализации – лучшей социальной интеграции ребенка, то есть облегчают обретение социальных умений, таких как соблюдение правил, интеграция в группу равных партнеров, чувство сотрудничества, а также понимание и усвоение социальных норм и ценностей. Однако стоит помнить о том, что для детей из рабочей среды лучше, если они находятся в яслях, и выход из семейного окружения для них благоприятен. В отличие от этого дети, живущие в более благоприятных условиях, им лучше, когда они остаются с матерью.
Важным параметрами являются возраст ребенка и время, которое он проводит под присмотром семьи. Также существуют различные воспитательные учреждения, такие как ясли, приходящие няни, семейные ясли и т.д. Многие исследователи пришли к выводу, что дети, отправляемые для присмотра в другую семью, или дети, за которыми присматривают приходящие к ним домой няни, чаще оказываются более защищенными, чем дети, которые находятся в яслях, особенно если они очень малы. Ребенок чувствует себя более защищенным в семейных яслях (однако в нашей стране они являются менее распространенными) и лучше в них интегрируется, чем в коллективных. Но во всех случаях опыт жизни в коллективе оказывает влияние на социальное поведение, которое характеризуется как положительное. Это, например, такие поведенческие акты, как подражание, дарение, просьба, групповые игры.
Однако все эти параметры зависят от качества воспитательной работы, которое должно соответствовать двум типам критериев. Первый тип - структурные критерии. Они касаются числа детей в группе, соотношения числа детей и взрослых, стабильности значимых фигур, размеров свободного пространства, предлагаемых детям игрушек, а также профессиональной квалификации персонала. Второй тип критериев – это так называемые динамические критерии. Они зависят от аффективного обмена между взрослыми и детьми, например от способности взрослого понять, идентифицировать потребности ребенка и ответить на них.
В дальнейшем помощь в открытие себя окружающему миру оказывает детский сад. В детском саду развиваются наблюдательность, любознательность, взаимоподдержка, а также ребенку оказывается помощь в научении. Перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми.
А затем следует школа. Главная задача государственного детского сада —
развить все возможности ребенка, способствующие формированию его личности, и дать ему наилучшие шансы для успеха в школе и в жизни. Начальная школа должна продолжать подготовку ребенка в этом направлении. Действительно, приобщение к школе позволяет ребенку
привыкнуть к новому опыту и к особым отношениям. Одна только семья по самой своей изначальной структуре не в состоянии помочь ему в этом. За годы пребывания в школе, расширяются обмен и общение с другими детьми и другими взрослыми — специалистами по работе в детском саду, школьными учителями, работниками центров организации досуга, связанных со школьным образованием. Перед школой стоит задача ответить на желание ребенка расти и развиваться, создавая и предоставляя ему разнообразные и оригинальные возможности для этого.
Вторая задача, выделяемая из числа других, — это социализация ребенка. Его надо научить завязывать отношения с другими, быть общительным, включаться в группу сверстников. Ребенок обнаруживает, что он может сотрудничать с товарищами и участвовать в совместной деятельности (например, в создании классной газеты, в коллективных играх) или в составлении планов и проектов. Ребенок может пытаться обрести опыт жизни и работы в коллективе, позволяющий ему мобилизоваться, творить, быть активным деятелем своей социализации.
Школа как институт – через различные группы, которые ее составляют, - участвует в развитии личности ребенка, в развитии и изменениях его социальных отношений, в усвоении новых правил и норм поведения, все более и более сложных.
Заключение
С самого рождения ребенок завязывает особые отношения внутри семьи — с родителями, а также с братьями и сестрами. Качество отношений, которые создаются в первые годы жизни, предстает как основополагающее для последующего социального развития. На основе этих межличностных отношений ребенок подходит к первым актам социального поведения, которые позволят ему впоследствии строить свои собственные схемы отношений со сверстниками и взрослыми, знакомыми или незнакомыми. Он сможет открыться другим людям, расширить поле своих знаний, осуществить новые завоевания. Маленький ребенок сможет при этом ознакомиться с другими местами, с другими связями и станет позднее взрослым и самостоятельным человеком, способным войти в жизнь других социальных групп (ясли, школа, профессиональная среда и т. д.). В каждом возрасте отношения детей с родителями, с братьями и сестрами изменяются в соответствии с приобретаемым социальным опытом.
До наступления школьного возраста отношения в семье изменяются в основном в результате встреч ребенка с другими участниками — детьми и взрослыми — и обогащаются благодаря этому. По мере того как ребенок растет, отношения внутри семьи модулируются другим важным фактором — когнитивным развитием ребенка. Социальные нормы применяются более строго, в той мере, в какой ребенок способен их понять, усвоить и даже вести переговоры на эту тему.
Первые внутрисемейные отношения послужат ребенку трамплином для создания новых социальных связей, необходимых для его развития и расцвета. Цель заключается в том, чтобы помочь ребенку почувствовать доверие к товарищам, воспитательницам в яслях, а затем, к школьным преподавателям и к различным партнерам, которые встретятся ему на жизненном пути.
Опыт взаимоотношений с другими компаньонами в яслях и в школе, переживаемый ребенком, имеет также очень важное значение для его социального развития. Поступление в детский сад, затем в начальную школу показывает, что члены семьи не единственные социальные партнеры ребенка, хотя и остаются для него главными значимыми фигурами. Ясли, детский сад, затем начальная школа заставят ребенка изменить свои взгляды на «другого». Не вызывая все же сильного нарушения межличностных связей внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, так как они обогащаются благодаря его встречам с другими людьми и другими группами. Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.
Ребенок находится в точке схождения семейной и вне семейной системы (ясли, школа), оставаясь при этом участником каждой из них. В соответствии со своей аффективной и когнитивной зрелостью он может усвоить характеристики этих обеих систем, оказываясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться сочетать различные области социализации. Социальные отношения находятся в постоянной связи с самостоятельностью ребенка, с осознанием им себя и других, со способностью контролировать свои действия, эмоции, мысли. Различные окружения — семья и другие места социализации — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие.
Список использованной литературы.
1.
2. М.1996
3.
4.
5.
6.
7. М. 1998
Московский городской психолого-педагогический университет. Курсовая работа. На тему: «Ребенок и общество». Преподаватель: Корепанова И. А. Вы
Национальный характер японцев
Влияние компьютера на психику ребёнка
Становление и развитие самосознания личности
Основные общепсихологические свойства деятельности
Особенности функциональных и дисфункциональных семей
Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения
Анализ внутренней среды организации
Концепции качества жизни в современном обществе
Соотношение индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.