База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Речевой стиль лидера — психология, педагогика

Игорь Родченко

Рассуждая о личностных качествах лидера, мы, как правило, особо выделяем его эмоционально-волевую сферу, характер, интеллект, способности, знания. Но самую полную характеристику лидирующей личности всё же дает её речевой портрет. Мы можем представить себе лидера слепым – таким был легендарный Рэй Чарлз; мы можем представить себе лидера глухим – таким был великий Людвиг Ван Бетховен, но вряд ли мы можем представить лидера молчащим, ибо в этом случае бессмысленным становится само определение лидерства как умения воздействовать на других в целях совместной деятельности. Какие же навыки и качества, определяющие речевой стиль, отличают именно лидера. Прежде всего, это та сумма базовых риторических качеств, которая является зеркальным отражением или, скорее, воплощением в речи присущих лидеру психологических свойств. Вот основные из них.

Чувство перспективы – видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как достичь цели. У себя в компании мы провели микроисследование. Определив форму самостоятельного речевого высказывания для участников одного из курсов, мы задали по окончании работы вопрос: а какова была цель Вашей речи? Вопрос вызвал недоумение и стандартные в таких случаях ответы: «я хотел рассказать о…» или «моя задача состояла в информировании коллег …». Лишь двое из пятнадцати участников сообщили о желании добиться понимания и участия аудитории. Большинству же был важен сам процесс говорения, но не изменение мнений, чувств и волевых посылов слушателей. Лидер в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка высказывания не определена.

Страстность – одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность.

Убежденная страстность в речи (которую не стоит путать со «страстями в клочья») является характерной чертой лидера. Недавно я перечитал воспоминания Ивана Куторги, посвященные лидерам политического движения начала 20-го века. Он характеризует ораторские способности многих из них (включая Ленина, Троцкого, Зиновьева, Чернова, Дейча и других). И вот что любопытно: при очевидной индивидуальности речевой манеры каждого, большинству из них присуща именно «страстность» в речевом воздействии на толпу. Вот несколько подтверждающих эту мысль цитат: «Через несколько минут своей находчивостью и страстностью Троцкий победил аудиторию настолько, что заставил себя слушать». О Керенском: ««Наполеоновская» поза, резкие повелительные движения, резкий повелительный голос и страстная, исполненная революционного пафоса речь <;…>; – все это, вместе взятое и усиленное общим воодушевлением и даже энтузиазмом, произвело на меня сильное впечатление, ярко памятное до сих пор». Кадет Родичев: «Родичев вдруг резким движением поднял голову, сбросил пенсне, и его какое-то как бы несвязное бормотание <;…>; – сразу превратилось в сильный и страстный поток патриотического красноречия». Но мы, говоря о «страстности» или, точнее, «эмоциональном переживании своей речи», не будем забывать, что существует грань между «открытым, внешним» и «сдержанным, внутренним» темпераментом. И если лидер говорит на повышенной громкости, активно жестикулирует, звучит завышено, неразумно применяет пафосные выражения, то он может добиться противоположного ожидаемому – комичного эффекта. Тот же, кто сдерживает проявления своих чувств, переживая их в себе, говорит спокойно, но с ощущением «внутреннего огня», скуп на жесты и убедителен в «красноречии фактов», тот, безусловно, добьется внимания любой аудитории.

Убедительность – умение добиться своего, воздействовать на людей.

Разумно предположить, что содержание речи лидера имеет определяющее значение, но убедительность, как черта речевого стиля – это умение владеть собой и умение «подать себя». И это лидерское умение складывается из таких элементов, как правильная осанка, свобода мышц («незажатость», телесная раскрепощенность), гибкость и красота интонаций, сильное и «полетное» звучание голоса и многих других качеств.

Настойчивость – способность в случае неудачи не сдаваться, а предпринимать новые попытки в достижении цели. В речи настойчивость проявляется во взаимодействии с любой, в том числе трудной, аудиторией благодаря развитой технике волевого воздействия. Ярким примером послужит любая речевая ситуация, которая вызывает в нас неприятное чувство страха, порождаемого излишним вниманием к оценке себя со стороны слушателей или собеседников. Как сказал один умный человек: «Боишься? Делай шаг вперед!». Именно волевой посыл помогает справиться с чрезмерным волнением.

Терпение – умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги.

В речи – это немногословность и выбор нужного слова в нужный момент. Своего рода «речевое хладнокровие». В оценке политических лидеров применяется такое понятие, как «индекс многословия». Индекс многословия – это средний объем ответа на один вопрос. Высчитывается, как и все прочие параметры, отдельно для каждого интервью, потом усредняется по всем интервью. Измеряется в знаках (строках) текста. Я читал данные исследования, согласно которым из четырех политиков начала 90-х годов (Ельцина, Зюганова, Лужкова и Жириновского) самый высокий индекс оказался у ...(Вы сами знаете у кого). Вспоминая их выступления, вы сами можете интуитивно сопоставить каждому некоторое условное значение индекса, чтобы получить сравнительную картину. (Список свойств позаимствован из статьи о лидерстве, Эберхарда фон Лёнайзена «Развитие лидерства: российский контекст», что была напечатана в журнале «Вестник McKinsey» № 1 (6) за 2004 год). Также добавим, что для лидера важна «речевая инициатива». Исследования речевого поведения человека, проведенные учеными англо-американской лингвопрагматической традиции, показали, что важнейшие речевые черты социального лидера в беседе – это, во-первых, постоянное введение собственных новых тем (а не простое следование темам, которые предлагаются другими участниками беседы), во-вторых, постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки. Очевидно, наконец, что лидеру должно быть присуще умение налаживать коммуникативное сотрудничество, что проявляется в свободном владении различными стилями речи - от разговорного до официального, в умении слушать и слышать партнера, умении поддержать беседу, задавая уместные вопросы и т.д. Качества, мной перечисленные – это некий «базовый элемент», стиль же создаётся множеством деталей. Речевое поведение каждого лидера уникально, поскольку оно представляет собой сочетание его индивидуальности и качеств, составляющих основу речевой культуры человека. Это подобно сложению в неповторимую фигуру сотни кусочков стекла в калейдоскопе. При этом само стекло остаётся стеклом. Так и речевые качества, оригинально сочетаясь друг с другом, создают индивидуальный стиль, сами по себе оставаясь при этом просто речевыми качествами. Мы оцениваем их на сознательном и подсознательном уровне, чаще обращая внимание на внешний вид выступающего, его жестикуляцию, мимику, голос. За видимыми проявлениями скрываются вполне профессиональные приёмы и навыки. Так, приятная манера держаться легко и непринужденно связана с тренируемой «техникой мышечной свободы» (умением раскрепощаться), хорошей осанкой и позовой активностью (отсутствием «развинченности» в теле). Слуховое восприятие обеспечивает целый комплекс качеств. Здесь и хорошая дикция, и свободное звучание голоса, и богатство интонационных красок, и культура произношения. Качества и техники, которыми владеет или должен владеть лидер, можно разделить на четыре группы: зрительное восприятие, слуховое восприятие, техники общения, содержание высказывания. Конечно, это далеко не полный перечень тех свойств, что определяют индивидуальный речевой стиль. Однако он даёт ясное представление о том, на сколько речевые стили могут различаться. Исходя из перечисленных свойств, я проанализировал составляющие речевого стиля некоторых известных политических лидеров. В качестве примера приведём в общих чертах речевой портрет Владимира Путина, Владимира Жириновского и Григория Явлинского.

Владимир Путин обладает рядом таких качеств в общении, которым можно поучиться. Самое главное - он «живой» в своей речи, т.е. позволяет себе роскошь создавать слово на глазах у слушателей. При этом - немногословен. Умело использует психологические паузы. Он по настоящему держит своего слушателя во внимании и, прежде всего, за счет внутренней экспрессии. Его жесты не раздражают и не мешают восприятию речи, а дополняют ее. Тело «умное» и активное. Несмотря на категоричность его политики, президент не категоричен в своих утверждениях и часто прибегает к таким оборотам, как «Мне кажется», «Быть может», «Думаю, что» и т.п. Общаясь с людьми в прямом эфире, он всякий ответ начинает с обращения по имени или имени-отчеству, что располагает к нему слушателей. Путин не растворяет нас бархатистостью касьяновского баритона, но голос имеет приятный, хотя и не сильный. А вот над чем я посоветовал бы Владимиру Владимировичу поработать: а) «Многоударность» в речи. В одном предложении он достаточно сильно может выделить голосом три, а то и четыре слова. Как гвозди заколачивает. б) Мелодическое однообразие. Мелодика фраз не отличается той степенью выразительности, на которую Путин, в принципе, способен. в) Иногда В.В. неверно строит сложные предложения. г) И не часто улыбается, хотя поводов для улыбки больше, чем кажется – их стоит использовать.

Владимир Жириновский. Яркая личность политического бомонда. Многие считают Владимира Вольфовича выдающимся оратором. Не соглашусь. В речевой манере Жириновского много женственных, изменчивых черт. Голос, не имеющий опоры, а потому «скачущий» из верхнего регистра в средний и обратно. Открытые или указующие, но маловыразительные жесты. Несдержанность в проявлении эмоций. Сильная сторона лидера ЛДПР – это речевая находчивость и уличная образность текстов, так хорошо воспринимаемая многими слушателями и избирателями.

Григорий Явлинский так и не избавился от диалектного звучания, что слышится как своеобразные «подвывания» в конце словосочетаний и воспринимается как проявление обиды Григория Алексеевича. Речь грамотная, сильная своей аргументацией. Жестово-мимические средства однообразны. Эмоционально сдержан, но если проявляет эмоции, то в тональности их часто слышится скрытое недовольство. Хорошо владеет психологической паузой. Сталкиваясь в своей практике со многими людьми, я пришел к простому выводу. В нашей стране лидер и руководитель – это разные, как правило, люди. И разобраться, who is who, легко. Достаточно прислушаться…

Качества и техники, присущие лидеру

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Мышечная свобода Свобода звучания голоса Богатство интонирования Содержательность и доказательность
Позовая активность Индивидуальный тембр Внимание Перспектива чувства и мысли
Жесты, мимика, движения Дикционная чёткость Видения и отношения Уместность высказывания
Культура речи Обратная связь Богатство речи
Богатство интонирования Сквозное действие и цель Точность формулировок
Степень эмоционального взаимодействия

Игорь Родченко Рассуждая о личностных качествах лидера, мы, как правило, особо выделяем его эмоционально-волевую сферу, характер, интеллект, способности, знания. Но самую полную характеристику лидирующей личности всё же дает её речевой портрет.

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Уступчивость: ее происхождение и использование в техниках влияния
Пролегомены к рассмотрению дискурса материнства
Включатели бодрости
Конфликты в семье и их влияние на психику ребенка
Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания
Источники власти, связанной с должностью
Диагностика и выявление стресса
Практика когнитивного диссонанса
Система психологопедагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации
Читаем с детьми Ч. Диккенса

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru