курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра информатики
Курсовая работа по информатике:
Системы принятия решений, оптимизация в Excel и базы данных Access.
Выполнила:
Студентка 1-ого курса
Факультета ТАУМ
Специальность 3302
Макаровская Наталья
Шифр:
Проверила:
Афанасьева
Санкт-Петербург 2005
1. Системы принятия решения.
Основные понятия.
Системы искусственного интеллекта – это программная имитация человеческого мышления.
Системы искусственного интеллекта, которые разработаны для конкретной предметной области, называются экспертной системой или системой принятия решений.
Экспертные системы применяются в медицине (диагностика болезни), в военном деле (распознавание целей), бизнеса (системы поддержки и принятия решений).
В разработке систем принимают участие:
1) эксперты в данной области, они разрабатывают наиболее важные характеристики предметной области. Они называют факты или атрибуты, а так же вырабатывают правила принятия решения.
2) Специалисты инженерии знаний. Они разрабатывают реализацию экспертной системы на компьютере. Факты и правила принятия решений хранятся в специальной организованной области памяти, которая называется базой знаний.
Информация о состоянии предметной области в данный момент, которая представляется экспертной системе для анализа, называется базой данных.
Задание 1
Разработать систему принятия решения для аттестации знаний студентов по разделу «Текстовой процессор Word». База знаний имеет вид:
№ п/п |
Атрибут |
Весовой фактор атрибута |
1 |
Умеет создавать документ |
20 |
2 |
Умеет редактировать документ |
30 |
3 |
Умеет форматировать документ |
30 |
4 |
Умеет создавать документ со списками |
30 |
5 |
Умеет работать с табуляторами |
30 |
6 |
Умеет работать с колонками |
30 |
7 |
Умеет работать с колонтитулами |
30 |
8 |
Умеет нумеровать страницы |
30 |
9 |
Умеет работать с панелью «рисование» |
30 |
10 |
Умеет вставлять рисунки и схемы |
30 |
11 |
Умеет работать с таблицами |
60 |
12 |
Умеет вырезать и вставлять рисунки с использованием редактора Paint |
60 |
13 |
Умеет создавать макросы |
50 |
14 |
Умеет проводить слияние документов из разных приложений |
70 |
Правила вывода:
- Если студент набрал меньше 330 баллов, оценка «неудовлетворительно»
- Если сумма баллов 330-390 – оценка «удовлетворительно».
- При сумме баллов 390-440 – оценка «хорошо».
- Если сумма баллов больше 440 – оценка «отлично».
Решение:
Разработка системы принятия решений включает три этапа:
1. Разработка дерева принятия решений.
2. Разработка базы данных.
3. Компьютерная реализация.
1. Разработка дерева принятия решений.
Это дерево строится на основе правил вывода и представляет собой графическое изображение схемы решений. Дерево имеет вершины и ветви. Вершины обозначаются либо окружностями или эллипсами (проверка условий), либо прямоугольниками (принятие решений). Ветви соединяют вершины и показывают направление решений.
Сумма баллов абитуриента – S.
либо SHAPE * MERGEFORMAT
S < 330 |
Неудовлетв. |
S < 390 |
Удовлетвор. |
S < 440 |
Хорошо |
Отлично |
2. База данных создается на основе базы знаний, в которую добавляется столбец ответов, если ответ положительный весовой фактор атрибута сохраняется, если отрицательный фактор обнуляется.
3. Реализация экспертной системы в электронной таблице.
В ячейки A1:D3 введем заголовки и комментарии.
В A4:D17 размещается база знаний.
В C4:C17 – ответы.
В D4:D17 вводим формулы для обработки ответов.
в D4 вводится формула =B4*C4
копируем ее в ячейки D5:D17
В строке 18 вычислим суммарный весовой фактор S.
В 20-ой введем формулу для принятия решения.
A |
B |
C |
D |
||
1 |
Оценка знаний абитуриента |
||||
2 |
Атрибут |
Весовой фактор атрибута |
Ответ |
Весовой фактор ответа |
|
3 |
База знаний |
База данных |
|||
4 |
Умеет создавать документ |
20 |
1 |
20 |
|
5 |
Умеет редактировать документ |
30 |
1 |
30 |
|
6 |
Умеет форматировать документ |
30 |
1 |
30 |
|
7 |
Умеет создавать документ со спискомами |
30 |
1 |
30 |
|
8 |
Умеет работать с табуляторами |
30 |
0 |
0 |
|
9 |
Умеет работать с колонками |
30 |
0 |
0 |
|
10 |
Умеет работать с колонтитулами |
30 |
1 |
30 |
|
11 |
Умеет нумеровать страницы |
30 |
1 |
30 |
|
12 |
Умеет работать с панелью «рисование»ние» |
30 |
1 |
30 |
|
13 |
Умеет вставлять рисунки и схемы |
30 |
1 |
30 |
|
14 |
Умеет работать с таблицами |
60 |
1 |
60 |
|
15 |
Умеет вырезать и вставлять рисунки с использованием редактора Paint |
60 |
1 |
60 |
|
16 |
Умеет создавать макросы |
50 |
1 |
50 |
|
17 |
Умеет проводить слияние документов из разных приложений |
70 |
1 |
70 |
|
18 |
Суммарный весовой фактор S |
400 |
|||
19 |
Принятие решения |
||||
20 |
хорошо |
||||
A |
B |
C |
D |
|
|
1 |
Оценка знаний абитуриента |
|
|||
2 |
Атрибут |
Весовой фактор атрибута |
Ответ |
Весовой фактор ответа |
|
3 |
База знаний |
База данных |
|||
4 |
Умеет создавать документ |
20 |
1 |
=B4*C4 |
|
5 |
Умеет редактировать документ |
30 |
1 |
=B5*C5 |
|
6 |
Умеет форматировать документ |
30 |
1 |
=B6*C6 |
|
7 |
Умеет создавать документ со спискомами |
30 |
1 |
=B7*C7 |
|
8 |
Умеет работать с табуляторами |
30 |
0 |
=B8*C8 |
|
9 |
Умеет работать с колонками |
30 |
0 |
=B9*C9 |
|
10 |
Умеет работать с колонтитулами |
30 |
1 |
=B10*C10 |
|
11 |
Умеет нумеровать страницы |
30 |
1 |
=B11*C11 |
|
12 |
Умеет работать с панелью «рисование»ние» |
30 |
1 |
=B12*C12 |
|
13 |
Умеет вставлять рисунки и схемы |
30 |
1 |
=B13*C13 |
|
14 |
Умеет работать с таблицами |
60 |
1 |
=B14*C14 |
|
15 |
Умеет вырезать и вставлять рисунки с использованием редактора Paint |
60 |
1 |
=B15*C15 |
|
16 |
Умеет создавать макросы |
50 |
1 |
=B16*C16 |
|
17 |
Умеет проводить слияние документов из разных приложений |
70 |
1 |
=B17*C17 |
|
18 |
Суммарный весовой фактор S |
400 |
=СУММ(D4:D16) |
||
19 |
Принятие решения |
||||
20 |
=ЕСЛИ(D18<330;”неуд”;ЕСЛИ(D18<390;”уд”;ЕСЛИ(D18<440;”хорошо”;”отлично”))) |
||||
2. Оптимизация управленческих и экономических решений.
При решении многих задач в экономике и управлении возникает проблема найти оптимальные решения. Для решения существуют специальные разделы математики (линейное программирование). В Excel для нахождения оптимального решения существует специальный режим «Поиск решения».
Задание 2.
Администрации фирмы требуется определить штат и составить график работы обслуживающего персонала. При этом необходимо обеспечить следующие условия:
- Каждый сотрудник должен иметь пять рабочих дней в неделю и два выходных подряд;
- Все сотрудники имеют заработную плату 230 руб. в день;
- Исходя из специфики работы фирмы, имеются требования к минимальному количеству работающих сотрудников для каждого дня недели.
День недели |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
Требуемое число сотрудников |
25 |
30 |
35 |
25 |
25 |
10 |
7 |
На текущий момент в фирме работает 45 человек.
Определить штат сотрудников, обеспечивающий выполнение всех условий при минимальном фонде заработной платы.
Решение включает в себя три этапа:
1. Построение математической модели.
2. Построение начального плана.
3. Оптимизация решения.
1 этап.
1.1. Определим возможные режимы работы и занесем их в 1-ый столбец таблицы №1.
Выходные дни |
Число имеющих этот график |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
ПН, ВТ |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ВТ, СР |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
СР, ЧТ |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
ЧТ, ПТ |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
ПТ, СБ |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
|
СБ, ВС |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
ВС, ПН |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
|
Число выходов по графику |
45 |
31 |
33 |
35 |
33 |
31 |
31 |
31 |
Требуется |
45 |
25 |
30 |
35 |
25 |
25 |
10 |
7 |
Зарплата |
230 |
|||||||
Число выходов |
225 |
|||||||
Целевая |
51750 |
Составим предварительный график работы.
1.2. Обозначим – число сотрудников, имеющих выходные в ПН т ВТ; в ВТ, СР; – СР, ЧТ; – ЧТ, ПТ; – ПТ, СБ; – ВС, ПН.
Согласно условиям задачи большего всего сотрудников должны работать в среду, значит, число отдыхающих в этот день должно быть меньше всего. Например, возьмем
Занесем значения Х во второй столбец таблицы.
1.3. Введем индексы выхода на работу в остальные столбцы, где, если это “1” –рабочий день, a “0” – выходной день.
1.4. Рассчитаем число выходов на работу каждый день. Для расчета числа выходов в ПН нужно перемножить и сложить значения столбца Х столбца ПН. И так далее.
1.5. Рассчитываем целевую функцию задачи – фонд зарплаты за неделю.
Z=B
Где В – зарплата сотрудника за день, а К – число выходов на работу за неделю.
К=31+33+35+33+31+31+31=225
Z=225
На модель накладываются следующие ограничения:
1) переменные Х не отрицательные.
2) Х – целые
3) Количество выходящих на работу по графику не может быть меньше требуемого числа сотрудников.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
|
1 |
График работы |
||||||||
2 |
Выходные |
число имеющих этот график |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
3 |
ПН, ВТ |
7 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
ВТ, СР |
5 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
СР, ЧТ |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
ЧТ, ПТ |
7 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
ПТ, СБ |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
СБ, ВС |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
9 |
ВС, ПН |
7 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
10 |
Число выходов по графику |
=СУММ(B3:B9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;C3:C9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;D3:D9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;E3:E9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;F3:F9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;G3:G9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;H3:H9) |
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;I3:I9) |
11 |
Требуется |
45 |
25 |
30 |
35 |
25 |
25 |
10 |
7 |
12 |
Зарплата за день |
230 |
|||||||
13 |
Число выходов за неделю |
=СУММ(C10:I10) |
|||||||
14 |
Целевая функция |
=B12*C13 |
|||||||
15 |
2 этап. Построение начального плана.
2.1. В ячейках А1:I9 разместим начальный график работы согласно таблице №1.
2.2. Расчет числа выхода по графику:
а) в ячейке B10 вычислим общее число сотрудников фирмы необходимое для данного графика.
б) в С10 введем формулу для вычисления количества сотрудников, работающих в понедельник.
в) копируем формулу из ячейки C10 в ячейки D10:I10.
2.3. В строку 11 заносим требования к графику работы согласно условиям задачи.
3 этап. Оптимизация решения.
3.1. Запускаем режим «Поиск решения» (сервис-поиск решения)
3.2. В окно поиска решения вводим:
- в целевую ячейку $C$14
- установить минимальные значения
- изменяя ячейки В3:В9
3.3. Добавить ограничения:
- В3:В9 >=0
- B3:B9 – целые
- C10:C10>=C11:I11
После проделанных действий щелкаем на «Выполнить»!
Вид таблицы и результаты:
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
|
1 |
График работы |
|
|||||||
2 |
Выходные |
число имеющих этот график |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
3 |
ПН, ВТ |
5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
ВТ, СР |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
СР, ЧТ |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
ЧТ, ПТ |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
ПТ, СБ |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
СБ, ВС |
15 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
9 |
ВС, ПН |
5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
10 |
Число выходов по графику |
35 |
25 |
30 |
35 |
32 |
25 |
13 |
15 |
11 |
Требуется |
45 |
25 |
30 |
35 |
25 |
25 |
10 |
7 |
12 |
Зарплата за день |
230 |
|||||||
13 |
Число выходов за неделю |
175 |
|
||||||
14 |
Целевая функция |
40250 |
|
4. Базы данных.
База данных – это поименованная область памяти для хранения структурированных данных.
Система управления БД это комплекс программных и языковых средств для создания и ведения БД.
Структурные элементы баз данных.
Модель данных – это структура хранения информации в БД. Имеется 3 модели данных :
- иерархическая
- сетевая
- реляционная (ввиде двумерных таблиц)
Наиболее распространенная СУБД (FoxPro, Paradox, Access) реляционные. Основными элементами реляционных БД являются : поле, запись, отношение, файл, ключ.
Поле – логическая единица записи информации (один столбец таблицы). При создании БД каждое поле описывают, указывая следующие характеристики:
- имя
- тип информации (текстовой, числовой, дата/время)
- длина (число символов в столбце)
- точность (только для дробных чисел)
- формат (для дата/время)
Запись – это совокупность логически объединенных полей (1 строка таблицы). Отношение – это совокупность экземпляров записей одной структуры.(таблица)
Файл – совокупность объектов БД. Например, в Access основными объектами являются:
- таблицы (для хранения информации)
- формы (для просмотра и ввода данных)
- запросы (для отбора данных)
- отчеты (для подготовки к печати)
Ключ это поле, по которому можно найти любую запись БД.
Основные этапы проектирования баз данных.
Задание №3.
Разработать информационно-логическую модель предметной области «Картины» с атрибутами:
- Автор
- Название картины
- Год создания
- Страховая стоимость
- Зал экспозиции
- Время работы экспозиции
- Название музея
- Город, где находится музей
- Страна, где находиться музей
- Год реставрации
- Место нахождения реставрационной мастерской
- Реставратор
Создать логическую структуры этой базы данных для СУБД Access. Заполнить таблицы базы данных записями. Создать отчет с параметрами АВТОР, НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ, НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ.
Для создания БД нужно:
1. Создать схему (информационно-логическую модель)
2. СУБД
3. Разработать логическую структуру БД.
4. Заполнить таблицы записями.
5. Создать запросы и отчеты.
1. Разработка информационно-логической модели:
Разобьем все атрибуты на четыре таблицы, связанные между собой ключами:
1. Автор (автор, картина)
2. Картина (картина, год создания, страховая стоимость, музей, год реставрации, автор)
3. Музей (картина; музей; город, где находится музей; страна, где находиться музей; зал экспозиции; время работы экспозиции).
4. Реставрация (год реставрации, место нахождения реставрационной мастерской, реставратор, картина).
Строим информационно-логическую модель. (Схему данных)
Автор |
Реставрация Год реставрации Место нахождения реставрационной мастерской Реставратор Картина |
Картина Год создания Страховая стоимость Музей Год реставрации Автор |
Картина |
|
Музей Картина Музей Город, где находится музей Страна, где находится музей Зал экспозиции Время работы экспозиции |
2. Access.
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
ключ |
автор |
текстовой |
|
картина |
текстовой |
Автор |
|
Автор |
Картина |
Врубель |
Парящий демон |
Паулюс Поттер |
Цепная собака |
Шишкин |
Мишки в сосновом бору |
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
ключ |
картина |
текстовой |
|
Год создания |
Дата/время |
краткий |
|
Страховая стоимость |
Денежный |
||
Музей |
текстовый |
||
Год реставрации |
Дата/время |
||
Автор |
Текстовый |
Картина |
|||||
Картина |
Год создания |
Страховая стоимость |
Музей |
Год реставрация |
Автор |
Мишки в сосновом бору |
1900 |
187 754,00р. |
Третьяковская галерея |
1980 |
Шишкин |
Парящий демон |
1880 |
70 000,00р. |
Русский музей |
1977 |
Врубель |
Цепная собака |
1780 |
1 234 567,00р. |
Эрмитаж |
1950 |
Паулюс Поттер |
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
картина |
текстовой |
||
ключ |
музей |
текстовой |
|
Город, где находиться музей |
текстовой |
||
Страна, где находиться музей |
текстовый |
||
Зал экспозиции |
текстовый |
||
время работы экспозиции |
Дата/время |
||
Музей |
|||||
Картина |
Музей |
Город, где находиться музей |
Страна, где находиться музей |
Зал экспозиции |
время работы экспозиции |
Парящий демон |
Русский музей |
Санкт-Петербург |
Россия |
третий |
13-17 |
Мишки в сосновом бору |
Третьяковская галерея |
Москва |
Россия |
первый |
12-18 |
Цепная собака |
Эрмитаж |
Санкт-Петербург |
Россия |
пятый |
14-16 |
Имя поля |
Тип данных |
Описание |
|
ключ |
Год реставрации |
Дата/время |
краткий |
Место нахождения реставрационной мастерской |
Текстовой |
||
Реставратор |
Текстовой |
||
Картина |
текстовый |
||
реставрация |
|||
Год реставрации |
Место нахождения реставрации |
реставратор |
Картина |
1950 |
Лондон |
Локонс |
Цепная собака |
1977 |
Москва |
Ильин |
Парящий демон |
1980 |
Санкт-Петербург |
Морозов |
Мишки в сосновом бору |
Структура и программирование ПЛИС фирмы Altera в САПР Quartus II, её применение в лабораторном стенде
Графы. решение практических задач с использованием графов (С++)
Обработка текстовых файлов на языке Турбо Паскаль
Задача о фотоне
Разработка программы рисования линий с помощью мыши
Технологии программирования
Алгоритмизация и программирование процессов обработки данных в среде СУБД типа FoxPro
Системы счисления, переводы чисел
Программа для тестовых проверок знаний
Объектно-ориентированные базы данных, работающие в распределенных сетях
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.