курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н. Островский - крупнейший драматург второй
половины 19 века. "Гроза” - одно из его ярчайших
произведений. Оно было написано в 1859 году,
во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. Он один из первых
дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от
путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название
для своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный смысл.
Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в
течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы - конфликт представителей “темного царства” с их жертвами.
На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И
главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого
достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются,
надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это
является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с
Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону
очень хочется хоть ненадолго вырваться из
атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки
Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а
также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, - говорит Дикой Кулигину. И
эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь
религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой
ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он
даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.
Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы
и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка,
каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все
гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза
в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения.
Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но
у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление
сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она
предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень
испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому
просто не смогла жить с грехом на душе - грехом любви к чужому человеку.
Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого,
подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не
смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,
племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в
грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее
возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему
мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как
ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не
был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но
Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к
Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.
Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал
Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это
было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет
Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что
она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он
никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском
обществе во второй половине XIX века. Об
этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит
разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится,
скорее всего, все останется на своих местах.
Языкознание
Лингвистические школы 20 века
Лингвистическая семантика
Анализ художественного текста
Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова «Бронепоезд №14.69»)
Конспект статьи "Современная медиаструктура" Е. Л. Вартановой
Толстовские традиции в романе М.Шолохова "Тихий Дон"
Теория и методология Азербайджанской лингвистической школы
О заимствованиях в русском языке. Галлицизмы
Осип Мандельштам. Стихотворение "Ленинград". Размышления о произведении
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.