курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле - как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, - мыслящих, - действующих и других подобных групп.
“Соцальный стереотип” стал синонимом этнического предрассудка с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному, предубежденному сознанию.
Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего кауз. атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.
Функции социальных стереотипов (Тажфел)
Индивидуальный уровень
1) когнитивная (схематизация, упрощение)
2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).
Социальный уровень
3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)
4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).
4 уровня стереотипов, Дуаз
1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.
2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.
3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.
4) высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.
Социальный стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент” .
Социальная реальность -> препятствует адекватному взаимопониманию людей.
Тэджфел - в положении относительно стереотипа:
1) люди с легкостью готовы характеризовать общинные человеческие группы грубыми и пристрастными признаками
2) такая категоризация стремится оставаться стабильной в течении длительного периода времени.
3) социальные стереотипы могут изменяться, но медленно, в сопротивлении от социально политических и экономическим изменениям.
4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми, “произносимыми” и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5) усваиваются рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
6) не представляют проблемы, когда нет враждебности в отношениях групп. И их в высшей степени трудно модифицировать в условиях значительной напряженности и конфликта.
Признаком истинности стереотипа предлагается считать меру согласованности между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом.
Согласно “гипотезам контакта”, чем больше, дольше и глубже контактируют между собой группы, тем выше истинность стереотипов.
Список литературы
Шихиреев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. 1922. Наука, 85.
Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле - как образ, “картинка”
Социальные стереотипы и предрассудки
Структура социальной психологии как отрасли науки
Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Психологическая модель человека по Э. Фромму
Основные психологические направления и их представители
Характер и общение
Темперамент
Познавательные процессы, их характеристика
Личность
Методики исследования агрессивности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.