База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Стандарты в области охраны окружающей среды — Охрана природы, Экология, Природопользование

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. История появления стандартов в области ООС………………………….5

Глава 2.Сущность стандартов Экологического Аудита и Экологического Менеджмента………………………………………………………………………...7

2.1 Экологический аудит……………………………………………………..7

2.2 Экологический менеджмент……………………………………………...8

2.3 Системы менеджмента качества и сертификация ISO 9001:2000…….10

2.4 Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001: ожидания и проблемы……………………………………………………………………………13

Глава 3. Применение стандартов на предприятиях………………………………29

3.1 Почему выгодно внедрять систему экологического менеджмента? Соотношение затраты-выгоды внедрения СЭМ………………………………….29

3.2 Выгоды в результате внедрения системы экологического менеджмента………………………………………………………………………..30

3.3 Соотношение затраты-выгоды внедрения системы экологического менеджмента………………………………………………………………………..31

3.4 Ситуация в России……………………………………………………….38

3.5 Внедрение системы экологического менеджмента в Калининграде…43

Выводы……………………………………………………………………………...45

Литература…………………………………………………………………………..47


Введение

Промышленное воздействие на окружающую среду является одной из основных причин экологического кризиса. Низкая эффективность производственных процессов приводит к перерасходу ресурсов, потерям и, в конечном счете, к значительному загрязнению окружающей среды. При этом экономические трудности делают невозможным радикальное обновление существующих технологий. Значительную роль в загрязнении окружающей среды играют и организационные проблемы предприятий.

В этих условиях государственное регулирование, основанное на контроле соблюдения установленных нормативов, показало свою недостаточную эффективность. Существующая система отчетности не позволяет адекватно отразить промышленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не дает возможности определить приоритетные направления усилий по его снижению. Некоторые нормативы являются нереалистичными.

Воздействие предприятия на окружающую среду нередко является причиной конфликтов между предприятиями и местным населением. Различные заинтересованные стороны, включая общественность, испытывают недостаток в экологической информации, в том числе в информации об экологических аспектах деятельности предприятия, что еще более обостряет существующие конфликты.

В то же время, в последние годы в мире получили распространение новые подходы к регулированию и снижению воздействия на окружающую среду, одним из которых является экологический менеджмент. Эти подходы, направленные на одновременное повышение экономической и экологической эффективности производства, основаны на использовании организационных ресурсов, “человеческого фактора”. Прежде всего, их применение позволяет достичь реальных результатов путем применения малозатратных или беззатратных методов. Одновременно подобные подходы подразумевают определенную степень открытости в деятельности предприятия, взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Именно внедрение принципов экологического менеджмента на предприятиях, осуществляемое во взаимодействии с заинтересованными сторонами, рассматривается в рамках данного проекта как инструмент, способный внести реальный вклад в решение перечисленных проблем.

Однако целенаправленное использование принципов экологического менеджмента во многих случаях предполагает глубокие изменения не только в системе природоохранной работы на предприятии, но и в системе управления организацией в целом. В противном случае создание системы экологического менеджмента (СЭМ) может оказаться лишь формальным мероприятием, не приводящим к реальному повышению экологической эффективности. Определенные трудности связаны и с адаптацией принципов экологического менеджмента к российским условиям, необходимостью их сочетания с существующей системой регулирования. Все эти проблемы могут быть преодолены лишь путем создания прецедентов, широкого и открытого обсуждения полученного опыта, его анализа. Этот процесс позволит выявить перспективные подходы и формы работы, применимые в российских условиях.

Цель моей работы выяснить для чего нужно экологические стандарты. В ходе изучения данных экологических стандартов были поставлены следующие задачи:

1.          Выяснить сущность стандартов экологического менеджмента и аудита.

2.          Рассмотреть степень влияния стандартов серии ISO 14000 и ISO 9000 .

3.          Выяснить основные преимущества от внедрение системы экологического менеджмента на предприятия.

Глава 1. История появления стандартов в области ООС

Противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового хозяйства. В торговых отношениях страны ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства. Пробивает себе дорогу тенденция к перемещению «грязной» продукции в те страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработная плата.

Главное средство разрешения этого противоречия - внедрение международных экологических стандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

Решение о разработке стандартов ИСО 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контроля качества продукции (ИСО 9000). Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельности компаний (предприятий) и совершенствование условий международной торговли.

Национальные системы сертификации продукции на соответствие экологическим требованиям должны базироваться на названных стандартах ИСО, а также экологических стандартах Европейской экономической комиссии ООН, директивах ЕС и других международных организаций, принимающих решения по вопросам экологии. Решения должны ложиться не только на плечи государства или только на экономику, но и на все общество в целом.

Подтверждение соответствия нормативным требованиям в национальных системах экологической сертификации (в том числе в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществляется в форме либо добровольной, либо обязательной сертификации. При добровольной затраты относят на счет дохода, при обязательной - на себестоимость продукции.

Так, в РФ такая система, функционирующая с учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюся подготовкой специалистов.

В то же время существуют ведомственные системы сертификации, которые зачастую не обеспечивают необходимого соответствия продукции экологическим стандартам. В России это относится и к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобилям и многой другой продукции. Например, по годовому выбросу вредных веществ в атмосферу российские автомобили примерно втрое опаснее американских, а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответствия, скажем, нормам Евро-3 не ранее 2008 года.

К сожалению, в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта РФ пока не выделяются объекты, подлежащие обязательной экологической сертификации, что открывает дополнительную возможность для предприятий не учитывать требования экологической безопасности (реализация которых предполагает существенное увеличение производственных затрат).

Для последовательного согласования интересов производства, торговли и требований экологической безопасности необходима взвешенная государственная экологическая политика.

Глава 2.Сущность стандартов Экологического Аудита и Экологического Менеджмента

2.1 Экологический аудит

Экологический аудит проводится с целью получения достоверной информации для подготовки и принятия экологически обоснованных решений, оценки существующей экологической ситуации и влияния фактических результатов любой реализованной деятельности на природную среду. Экологи-аудиторы различных компаний проходят специальную подготовку и после чего получили аккредитацию.

Экологический аудит может проводиться как по требованию контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления, так и по инициативе администрации предприятия.

В соответствии с действующим природоохранным законодательством, в первом случае выявленные нарушения влекут за собой штрафные санкции. При добровольной декларации руководителем предприятия о выявленных в ходе экологического аудита нарушениях санкции не применяются.

По заявке специалисты в области экологического аудита окажут специализированные консалтинговые услуги, подготовят соответствующие документы, проведут независимый экологический аудит с выдачей документированного заключения.

Экологический аудит производственного объекта или территории необходим компании если возникла потребность:

1.                 получить независимую документированную оценку соответствия хозяйственной деятельности требованиям нормативно-правовых актов, в том числе международных стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды

2.                 оптимизировать свои отношения с природоохранными органами, органами власти и населением, снизить антропогенную нагрузку на природную среду и степень влияния производственной деятельности на здоровье своего персонала и население данной местности

3.                 выявить необоснованно завышенные экологические платежи, незаконность применения к предприятию санкций

4.                 получить экологический сертификат на выпускаемую продукцию и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке

5.                 определить экологические риски для их страхования и обеспечения промышленной безопасности производства

6.                 определить экологический ущерб природной среде настоящим или прежним собственником хозяйствующего объекта при изменении собственника

7.                 оценить экологическую безопасность производства для получения кредита в российских и зарубежных банках

Выстраивая деятельность предприятия с учетом экологической составляющей, предприятие переходит на новый, качественно более высокий уровень управления окружающей средой, производством и персоналом, приобретается новой положительный имидж.

2.2 Экологический менеджмент

Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной деятельностью. Экологический менеджмент включает:

·                    правовой и экономический механизмы охраны природы;

·                    систему государственных и региональных органов управления;

·                    ятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического менеджмента (EMS) - часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

Аудит системы экологического менеджмента - процесс систематической документированной проверки и оценки объективным путем установленных показателей, предпринимаемый с целью установления соответствия характеристик EMS специально установленным организацией критериям такой оценки; результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.

Основные принципы и элементы системы экологического менеджмента (EMS) состоят из 5 частей:

1.                 Обязательства и политика

Организация должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение обязательств в отношении функционирования EMS.

2.                 Планирование

Организация должна разработать план (программу) достижения целей и выполнения задач экологической политики.

3.                 Реализация

Для эффективной реализации экологической программы организация должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые для достижения целей и выполнения задач экологической политики.

4.                 Оценка и измерение

Организация должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг и измерение экологических показателей своей деятельности. В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать как организующую структуру, которая должна находиться под постоянным наблюдением.

5.                 Проверка и улучшение

Организация должна проверять и постоянно улучшать свою систему экологического менеджмента.

2.3 Системы менеджмента качества и сертификация ISO 9001:2000

ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством, содержит требования к организации производства. Когда говорят о "Стандартах серии ISO 9000:2000", имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. В России введены в действие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Ключевое понятие, используемое в стандартах - "Система менеджмента (управления) качества" (СМК). Особенностью стандартов является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000, качественной считается та продукция, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента.

Зачем предприятия тратят время и немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)? Интеграция России на равноправной основе в мировую экономику возможна только при условии использования международных стандартов. Вступление России в ВТО откроет свободный доступ на российский рынок иностранным компаниям. Продукция и услуги большинства российских компаний окажутся неконкурентоспособными из-за несоответствия международным требованиям, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен по причине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

Европейские предприятия делят своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15%):

1.                 абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001:200);

2.                 относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрения);

3.                 не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует).

Кроме того, внедрение СМК на основе ISO 9001:2000 приводит к повышению конкурентоспособности продукции/услуг, снижению рисков и повышению доверия со стороны кредиторов и инвесторов. На конец 2002 года в России было всего 314 предприятий сертифицированных по ISO 9001:2000. Это немного меньше чем во Вьетнаме (354) и ОАЭ (407), что не делает нам чести. Так, например, в Польше этот показатель составил 914 предприятий, в Чешской республике - 1125, в Словакии - 768, в Румынии - 767, в Венгрии - 4446. Большое количество сертифицированных предприятий в Индии - 2247, США - 4587, Германии - 10811, Италии - 14733, Испании - 8872, Великобритании - 9301, Австралии - 7024. Но самое большое количество в Японии - 16813 и Китае - 40997. Приведенная выше статистика наглядно показывает, что в России доля сертифицированных предприятий составляет не более 3-х процентов, в то время как во всем мире их большинство.

Выгоды от внедрения СМК на основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации:

1.                 Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах.

2.                 Обязательное условие для получения государственного, военного или любого другого заказа, который финансируется из бюджета страны или города.

3.                 Упрощение и удешевление процесса получения лицензий или разрешений.

4.                 Повышение имиджа Вашей компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов.

5.                 Снижение непроизводительных затрат.

6.                 Повышение качества продукции/услуг.

7.                 я и повышение ее эффективности.

8.                 Повышение ответственности и дисциплинированности персонала.

9.                 Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах.

Очень показательным подтверждением необходимости внедрения СМК являются следующие примеры:

Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2000 г. N 953 "О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы"

3.3. Начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000.

Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

Статья 24. Декларирование соответствия

3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:

- включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

- предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

4.Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

2.4 Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001: ожидания и проблемы

Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требования, формируемые в следующих документах: ИСО 14001 - системы экологического менеджмента; ИСО 14004 - руководство по принципам создания и методам использования систем экологического менеджмента; ИСО 14010 - руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 - руководство по процедурам аудита; ИСО 14012 - руководство по критериям квалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 - руководство по определению первоначального уровня экологической эффективности предприятия; ИСО 14020 - принципы экологической маркировки продукции; ИСО 14031 - руководство по оценке показателей экологической деятельности предприятия (организации); ИСО 14040- оценка экологической составляющей на всех стадиях жизненного цикла продукции; ИСО 14060 - руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.

В российской практике использования международных стандартов серии ISO 14000, в 2000 году был получен сертификат соответствия системы управления окружающей средой (системы экологического менеджмента) предприятия стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский язык). Таким предприятием стало ЗАО “Вологодский подшипниковый завод”. Несомненно, это окажет серьезное влияние на внедрение рыночных методов экологического регулирования в практику деятельности российских производителей и поможет укрепить позиции на международных рынках не только отдельных предприятий, но и Российской Федерации в целом.

Получение Вологодским подшипниковым заводом сертификата соответствия стандарту ISO 14001 свидетельствует о начале давно ожидаемых качественных изменений в подходах к решению экологических проблем, стоящих перед нашей страной, и уже привлекает повышенное внимание к предприятию не только партнеров и потенциальных инвесторов, но и широких кругов экологической общественности в стране и за рубежом. Конкретные планы, организация деятельности в системе экологического менеджмента и реально достигнутые заводом результаты, могут и должны рассматриваться другими предприятиями в качестве наглядного примера и доступного национального опыта использования стандарта ISO 14001.

Вместе с тем, наряду с многообещающими ожиданиями существуют и серьезные опасения, касающиеся массового внедрения стандарта ISO 14001 в практику деятельности российских предприятий. В первую очередь они связаны с общим возрастающим в мире недоверием общественности к формальной сертификации. Многие ведущие международные организации выражают обеспокоенность относительно того, что ряд предприятий и компаний рассматривает сертификацию систем экологического менеджмента, например, в соответствии со стандартом ISO 14001 как результат, а не как средство достижения результата. Подобные компании, формально соответствуя положениям стандарта ISO 14001, не демонстрируют фактического улучшения результатов экологической деятельности или демонстрируют малозначительные улучшения.

Например, Международная организация стандартизации (ISO) высказывает озабоченность относительно формального соответствия некоторых компаний стандарту ISO 14001 и считает такую ситуацию недопустимой. В данный момент, технический комитет ISO (TC 207), разрабатывающий стандарты серии ISO 14000, пересматривает положения и некоторые требования стандарта ISO 14001, в отношении которых могут быть допущены случаи злоупотребления. Представители комитета отмечают, что в следующей редакции стандарта будет усилено требование открытой демонстрации реального улучшения результатов экологической деятельности, что позволит избежать недостатков формальной сертификации. Регулярное проведение экологического аудита по более жестким, чем в настоящий момент, критериям даст возможность контролировать эффективность функционирования системы экологического менеджмента.

Мировой Банк разделяет позицию ISO и считает, что предприятия должны демонстрировать действительно значительные усилия для достижения экологических целей в системе экологического менеджмента, а не только выполнять минимум формальных требований. Мировой Банк придерживается позиции, что сертификация соответствия стандарту ISO 14001 сама по себе еще не гарантирует достижения более высокого уровня экологической деятельности и отмечает, что при использовании стандарта ISO 14001 возможны случаи злоупотребления. Эту позицию разделяют также и представители деловых кругов. Так, менеджеры по охране окружающей среды, здоровью персонала и безопасности ряда крупных транснациональной корпораций считают, что факт наличия сертификата соответствия стандарту ISO 14001 не означает, что предприятие или компания имеет эффективную систему экологического менеджмента.

В связи с тем, что формальная сертификация постепенно теряет свое преувеличенное значение, различные международные инвестиционные организации, в том числе Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский Инвестиционный Банк, рекомендуют предприятиям и компаниям выходить за рамки требований стандарта ISO 14001 и осуществлять инициативную открытую деятельность в области экологического менеджмента, которая позволяет достигать значительно более эффективных результатов. На международном уровне все большее число сторонников находит позиция, в соответствии с которой только открытая демонстрация деятельности в области экологического менеджмента обеспечивает несомненные выгоды и преимущества для предприятий и компаний, осуществляющих эту деятельность.

Одним из наиболее эффективных путей предупреждения массовой имитации и фальсификации создания систем экологического менеджмента в Российской Федерации является привлечение широкого общественного регулирования подобной деятельности. Развитие различных механизмов общественного участия в оценке эффективности систем экологического менеджмента позволит не только уменьшить возможности имитации существования подобных систем, но и значительно расширит для российских предприятий связанные с ними потенциальные преимущества. При этом и предприятия, работающие по стандарту ISO 14001, и общественность должны ясно представлять, что основные преимущества здесь связаны не с формальной сертификацией, а с добровольной открытой демонстрацией всем заинтересованным сторонам планов, организации и результатов деятельности в системе экологического менеджмента.

Наличие и эффективность использования систем экологического менеджмента должны, в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001, легко подвергаться внешней оценке (аудиту), в том числе и со стороны общественности. В качестве критериев подобного аудита могут рассматриваться, например, следующие вопросы, непосредственно затрагивающие сущность деятельности предприятия в системе экологического менеджмента:

1.                 Какие принципиальные качественные изменения в подходах к решению экологических проблем произошли на предприятии в процессе создания и использования системы экологического менеджмента?

2.                 Как сформулирована экологическая политика предприятия? Какие принципы деятельности, закрепленные в стандарте ISO 14001, включены в экологическую политику?

3.                 Охватывает ли система экологического менеджмента все основные и вспомогательные производства, входящие в состав предприятия, или только их определенную (какую) часть?

4.                 Какое время было затрачено предприятием на создание работающей системы экологического менеджмента (в том числе время, затраченное только на сертификацию системы)?

5.                 Какие требования ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) не использовались при создании системы экологического менеджмента, например, как противоречащие традиционным особенностям российского предприятия? И, наоборот, какие специфические особенности российского предприятия учитывались при создании системы экологического менеджмента в дополнение к требованиям ISO 14001?

6.                 Как сформулированы основные экологические цели предприятия? Установлены ли предприятием цели, связанные с предотвращением воздействия на окружающую среду и последовательным улучшением?

7.                 Какие внутренние требования к экологическим аспектам деятельности разработаны предприятием в процессе создания системы менеджмента?

8.                 Какие количественные показатели (индикаторы) используются, соответственно, для каждой из принятых экологических целей?

9.                 На какой срок разработана программа (программы) экологического менеджмента?

10.            Какие задачи в количественном выражении были установлены по годам работы в системе экологического менеджмента для каждой из принятых экологических целей?

11.            Включены ли в программу экологического менеджмента беззатратные и малозатратные мероприятия и действия и что это за мероприятия и действия?

12.            Каким образом отражен в программе (программах) экологического менеджмента приоритет мероприятий и действий по предотвращению воздействия на окружающую среду перед мероприятиями и действиями “на конце трубы”?

13.            Какие процедуры разработаны и документированы в процессе создания системы экологического менеджмента?

14.            Какие коммуникации (обмен информацией) внутри или вне предприятия дополнительно организованы в процессе создания системы экологического менеджмента?

15.            Какие механизмы мотивации персонала к инициативной деятельности в системе экологического менеджмента разработаны и используются предприятием? Оценивается ли и каким образом вовлечение всего персонала в деятельность по управлению окружающей средой?

16.            Какие несоответствия поставленным целям и задачам или отклонения от установленных требований (см. п.7) были зарегистрированы в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента?

17.            Какие предупреждающие и корректирующие действия были предприняты в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? Корректировались ли сами программы в процессе их реализации?

18.            Используется ли и как организован внутренний аудит системы экологического менеджмента? Какие цели и задачи он решает?

19.            Какие количественные задачи и по каким причинам не были выполнены в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента?

20.            Какие изменения (корректировки, дополнения, исключения) были внесены в документацию системы экологического менеджмента по результатам анализа достигнутых результатов деятельности (в том числе по результатам анализа с участием руководства предприятия)?

21.            Демонстрирует ли предприятие внешним заинтересованным сторонам и каким образом планы и результаты деятельности в системе экологического менеджмента? Демонстрируются ли и каким образом отрицательные результаты деятельности предприятия в области экологического менеджмента?

22.            Какие затраты связаны с созданием системы экологического менеджмента? Какие экономические и экологические эффекты при этом получены по годам работы? И др.

Если на предприятии создана эффективно действующая система экологического менеджмента, то представление информации по всем перечисленным вопросам не должно представлять для него существенных затруднений и, напротив, если подобная информация отсутствует или недоступна, это является серьезным основанием для недоверия общественности к самому факту существования системы менеджмента на данном предприятии.

Глава 3. Применение стандартов на предприятиях

3.1 Почему выгодно внедрять систему экологического менеджмента? Соотношение затраты-выгоды внедрения СЭМ

Многие предприятия обеспокоены вопросами экономической эффективности деятельности в рамках системы экологического менеджмента. В общем виде вопрос предприятий обычно выглядит так:

"На внедрение системы экологического менеджмента необходимы немалые затраты, перекрывают ли их выгоды в результате внедрения такой системы?"

Итак, затраты на внедрение системы экологического менеджмента включают:

1.                 затраты на консультационные услуги,

2.                 затраты на организацию деятельности, в том числе обучение сотрудников.

Некоторые относят сюда так же затраты на сертификацию по ISO 14001, хотя система экологического менеджмента обеспечивает внутренние (снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и экономия ресурсов) и внешние (инвестиционная привлекательность и т.д.) преимущества и без сертификата. В то же время многие российские предприятия ориентируются, в конечном счете, именно на получение сертификата соответствия ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) как основную цель внедрения СЭМ, недопонимая истинных преимуществ системы экологического менеджмента самой по себе. Учитывая российскую специфику, добавим в затраты на внедрение системы экологического менеджмента и затраты на сертификацию по ISO 14001.

Таким образом, суммарные затраты на внедрение СЭМ включают:

1.                 затраты на консультационные услуги

2.                 затраты на организацию деятельности, в том числе обучение сотрудников

3.                 затраты на сертификацию по ISO 14001

Затраты на внедрение и сертификацию СЭМ прямо пропорциональны масштабу предприятия и проекта, а также зависят от других факторов.

3.2 Выгоды в результате внедрения системы экологического менеджмента

Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

1.                 систематическое снижение отрицательного воздействия на окружающую среду,

2.                 систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат,

3.                 снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства.

Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включая:

1.                 снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения;

2.                 повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках;

3.                 возможность освоения новых рынков;

4.                 приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью;

5.                 увеличение инвестиционной привлекательности;

6.                 снижение процентных ставок по кредитам;

7.                 снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предприятия) и т.д.

3.3 Соотношение затраты-выгоды внедрения системы экологического менеджмента

Для наглядной иллюстрации соотношения затраты-выгоды внедрения СЭМ воспользуемся практическими примерами из деятельности компаний различных отраслей промышленности.

Пример №1

По данным опроса представителей 800 различных предприятий, проведенного в 1997 году в Германии ассоциацией независимых предпринимателей, около половины респондентов заявили, что система экологического менеджмента (сертифицированная по европейскому стандарту экологического менеджмента EMAS) помогла им экономить более 56 тыс. долларов ежегодно, благодаря системному подходу к:

·                    снижению образования отходов и сточных вод,

·                    снижению потребления энергии, воды,

·                    выполнению требований законодательства,

·                    а также вводу рециклинга (вводу замкнутых систем, например, водоснабжения).

Пример №2

В результате исследования, проведенного финансовым институтом Osterreichischser Kommunalkredit среди австрийских предприятий, выяснилось, что среди причин побудивших предприятия, внедрять и сертифицировать систему экологического менеджмента руководство предприятий называет: улучшение имиджа (33% респондентов), снижение затрат (25%), лучшее взаимопонимание с контролирующими органами (20%), привлечение инвестиций (6%), решение экологических проблем (4%).

Пример №3

Две шведских консультационных компании оценивали затраты на внедрение стандарта ISO 14001 среди 36 шведских компаний. Данные компании инвестировали от 17 тыс. до 325 тыс. долларов на внедрение СЭМ, включая консультационные услуги. Исследование показало, что две основные причины, побудившие внедрять СЭМ следующие:

·                    улучшение экономической ситуации на предприятии

·                    расширение числа покупателей продукции.

В качестве преимуществ от внедрения СЭМ респонденты отметили повышение экономии сырья, материалов и энергии. Также было отмечено увеличение числа покупателей за счет публикации информации об экологических успехах данных предприятий. Период окупаемости внедрения СЭМ оценен ими в 2-4 года.

Пример №4

Крупная зарубежная компания лесной промышленности с 1996-го по 2000-й год внедряла систему экологического менеджмента. На конец 2000-го года экономический эффект в результате внедрения СЭМ почти в 2 раза превысил затраты на внедрение, сертификацию и организацию деятельности в рамках СЭМ. Необходимо отметить, что данный проект был действительно масштабный, например, только копирование документов по проекту стоило 40 тыс. долларов.

Пример №5 (из практики российских предприятий)

Данный пример не связан непосредственно с внедрением СЭМ представленными ниже предприятиями, однако иллюстрирует окупаемость мероприятий в результате внедрения программы предотвращения загрязнения (pollution prevention). Учитывая, что принцип предотвращения загрязнения является одним из ключевых в стандарте ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), а также рассматривается в качестве варианта начальной инициативы к дальнейшему развитию деятельности в области экологического менеджмента, будем считать данный пример, как пример, иллюстрирующий возможности экологического менеджмента (к моменту реализации проекта, из которого приводится пример, в России был едва принят стандарт ГОСТ Р ИСО 14001).

В рамках американо-российского проекта Агентства международного развития США "Самарская региональная инициатива", проходившего в Самарской области в 1998-1999 гг., на 4-х представленных ниже предприятиях, была произведена оценка снижения воздействия на окружающую среду и экономического эффекта достигаемых в ходе проведения беззатратных и малозатратных мероприятий и действий.

1.                 "Самарская кабельная компания"

Экологический эффект: улучшение качества воздуха в рабочей зоне, снижение загрязнения воды, стекающей с промышленной площадки, исключение размещения отходов вне пределов предприятия, возможны переработка отходов или полное исключение их образования.

Экономия: около 480 000 руб.* в год.

2.                 "Самарский подшипниковый завод"

Экологический эффект: снижение рисков здоровью персонала, улучшение продуктивности работы персонала, снижение количества прогулов, улучшение свойств жидкости для смазывания и охлаждения, использование более дешевых материалов, снижение водопотребления, снижение сбросов сточных вод.

Экономия: около 384 000 руб. в год.

3.                 "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" нефтяной компании ЮКОС

Экологический эффект: снижение зависимости экологических показателей от качества топлива, используемого для производства электроэнергии.

Экономия: около 160 000 руб. в год.

4.                             "Родник"

Экологический эффект: снижение штрафов за загрязнение, повышение продуктивности рецикла воды, экономия материалов в результате снижения использования воды.

Экономия: около 480 000 руб. в год.

В таблице № 1 приведено количество организаций мира, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS, по состоянию на декабрь 2003 года.

Таблица № 1. Количество организаций, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS

Страна

ISO 14001

EMAS

Япония

13,819

Китай
Гонконг
Макао

5,064
273
9

(1)

Испания

4,860

314

Германия

4,150

2,251

США

3,474

(2)

Великобритания

2,917

75

Италия

3,121

162

Франция

2,344

23

Швеция

2,310

190

Корея

1,495

Тайвань

1,337

Канада

1,242

Нидерланды

1,162

29

Швейцария

1,155

(1)

Финляндия

1,059

39

Бразилия

1,008

Австралия

835

Таиланд

736

Венгрия

637

(6)

Дания
Гренландия

711
2

121

Чехия

605

(10)

Индия

605

Австрия

500

298

Сингапур

473

(2)

Польша

434

Аргентина

397

Мексика

369

Малайзия

367

(1)

Норвегия

350

42

Бельгия

303

23

ЮАР

264

Португалия

248

10

Индонезия

245

Словения

205

Ирландия

170

8

Филиппины

166

Турция

135

Израиль

112

Египет

105

Новая Зеландия

100

Иран

98

Румыния

96

(1)

ОАЭ

92

Колумбия

90

Греция

90

9

Чили

80

Эстония

74

Словакия

73

(1)

Литва

72

Вьетнам

56

Хорватия

52

Российская Федерация

48

Коста-Рика

40

Люксембург

32

1

Уругвай

32

Перу

31

Пакистан

26

Кипр

21

Латвия

20

Лихтенштейн

20

Тунис

18

Болгария

17

Венесуэла

17

Иордания

16

Шри Ланка

13

Сербия и Черногория

12

Марокко

11

(2)

Нигерия

10

Зимбабве

10

Саудовская Аравия

9

Сирия

8

Тринидад и Тобаго

7

Оман

6

Азербайджан

5

Бангладеш

5

Боливия

5

Ливан

5

Маврикий

5

Бруней

4

Мальта

4

(1)

Намибия

4

Парагвай

4

Пуэрто-Рико

4

Украина

4

Алжир

3

Бахрейн

3

Барбадос

3

Гайана

3

Исландия

3

Кувейт

3

Малави

3

Монако

3

Андорра

2

Белоруссия

2

Белиз

2

Ботсвана

2

Камерун

2

Эквадор

2

Гватемала

2

Гондурас

2

Катар

2

Сенегал

2

Замбия

2

Босния и Герцеговина

1

Камбоджа

1

Доминиканская Республика

1

Фиджи

1

Македония

1

Гана

1

Ямайка

1

Казахстан

1

Кения

1

Мозамбик

1

Мьянма

1

Непал

1

Нигер

1

Палестина

1

Панама

1

Сент-Люсия

1

Судан

1

Танзания

1

Туркменистан

1

Сейшелы

1

Источник: Reinhard Peglau, Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt), Берлин, Германия.
Данные по сертификации EMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS. Только данные, выделенные жирным шрифтом, были обновлены по состоянию на конец 2003 г.

3.4 Ситуация в России

С принятием в 1998 году в России национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001, многие российские компании активизировались в отношении внедрения и сертификации систем экологического менеджмента.

В России в настоящий момент отмечается тенденция к увеличению числа предприятий, внедряющих или заявивших о своем намерении внедрять систему экологического менеджмента. Об этом говорит тот факт, что если с 1998 года по 2001-й было выдано 12 сертификатов, то уже в 2002-м году работы по подготовке к сертификации ведут в общей сложности 14 предприятий и 4 заявили о своем намерении внедрять СЭМ. Таким образом, на данный момент насчитывается в общей сложности более 30 расположенных в России компаний проявляющих активность в области экологического менеджмента.

Тенденция повышения активности российских предприятий в области экологического менеджмента корреспондирует с ситуацией в мире, где также с момента появления стандарта ISO 14001 отмечается тенденция к увеличению числа выданных сертификатов. На настоящий момент число сертификатов соответствия ISO 14001 по всему миру превысило 36 000.

Наиболее активными в этом отношении в России являются предприятия нефтяной, металлургической, химической отраслей промышленности, предприятия связи, автомобиле- и машиностроения, целлюлозно-бумажной отрасли и ряд других.

Среди причин, побудивших внедрять систему экологического менеджмента, представители российских компаний, называют снижение воздействия на окружающую среду, снижение числа случаев нарушений природоохранительного законодательства, снижение штрафов, улучшение отношений с государственными контролирующими органами, экономию ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности.

Ниже приведены мнение представителей российского бизнеса в отношении преимуществ, достигаемых в результате внедрения системы экологического менеджмента.

По мнению "главного эколога" ЮКОСа Григория Конвиссара, "несмотря на добровольность, в ближайшем будущем сертификация по этим стандартам будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Получение сертификата по ISO 14001 может в будущем оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. В то же время, внедрение в компании этих стандартов приведет к значительному улучшению ситуации с охраной окружающей среды, экономии энергии и ресурсов за счет более эффективного использования, увеличению оценочной стоимости основных фондов предприятий и к улучшению системы управления компании".

Генеральный директор ОАО "Варьеганнефтегаз" Евгений Булгаков (ОАО "Варьеганнефтегаз" одно из нескольких дочерних предприятий компании СИДАНКО, вовлеченных в проект по внедрению системы экологического менеджмента) считает, что "наиболее эффективное решение экологических проблем состоит в том, чтобы предупреждать их. Внедрение мировых стандартов природоохранной деятельности позволит ОАО "Варьеганнефтегаз" существенно снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду уже в ближайшие годы при одновременном росте объемов производства и снижении расхода энергоресурсов".

Необходимость внедрения системы экологического менеджмента российскими предприятиями также определяется грядущим вступлением России во Всемирную торговую организацию, в странах-членах которой деятельность по экологическому менеджменту рассматривается как необходимый элемент деловой активности компаний.

Кроме того, важным обстоятельством, способствующим внедрению системы экологического менеджмента, является новая деловая этика, когда компании, сертифицированные по ISO 14001, также требуют от своих поставщиков и партнеров соответствия данному стандарту. Подобная практика уже существует в области менеджмента качества по ISO 9001.

В Таблице № 2 размещается информация, предоставленная сертифицированными организациями России, на соответствие стандарту ISO, по состоянию на период с 1998 года по 2003 год.

Организация

Дата получения сертификата

1.Цех по выпуску сердечно-сосудистых препаратов совместного производства с Bristol-Meyers Squibb (США) ОАО Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин"

1998

2. ЗАО "Вологодский подшипниковый завод"

4.04.2000

3. Участок производства мазей цеха N 23 ОАО Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин"

08.2000

4.ЗАО "Лусент Текнолоджис - Система Коммутационные Решения"

29.09.2000

5. Прибрежный склад нефтепродуктов в пос. Бронка ООО "Несте Санкт-Петербург"

12.2000

6.ОАО "Лакокраска"

12.2000

7.ОАО "Лукойл"

15.01.2001

8.ЗАО "АББ Электроизолит Бушинг"

15.02.2001

9.ООО "Аквариус Дата"

19.03.2001

10.ЗАО "Самарская оптическая кабельная компания"

24.07.2001

11.ОАО "Северсталь"

7.09.2001

12.ЗАО СП "Пронова"

17.09.2001

13.ООО "РОСТАР"

5.10.2001

14.ОАО "Элкотек"

2.11.2001

15.ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод"

20.11.2001

16.ОАО "Светогорск", Департамент лесообеспечения

23.11.2001

Таблица № 2. Российские организации, сертифицированные на соответствие стандарту ISO

17.ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье"

3.12.2001

18.Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака

28.12.2001

19.ЗАО "Москабельмет"

9.01.2002

20.ЗАО "СТС" (с 1.12.2002 - ЗАО "Таркетт")

21.02.2002

21.ОАО "Волжский Оргсинтез"

24.04.2002

22.ОАО "Русские Краски"

14.05.2002

23.ЗАО "Форд Мотор Компани"

08.2002

24.ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

24.10.2002

25.ЗАО "Цветлит"

30.10.2002

26.ЗАО Петербург Продактс Интернешнл (Санкт-Петербургский Производственный Центр Компании "Gillette")

4.11.2002

27.ОАО "САЯНАЛ" (ранее ОАО "Саянская Фольга")

26.11.2002

28.ОАО "Саяногорский алюминиевый завод"

17.12.2002

29.ООО "Мюльхан МорФлот"

30.12.2002

30.ОАО "НИЖФАРМ"

01.2003

31.ООО "ЛУКОИЛ-ПЕРMНЕФТЬ"

24.01.2003

32.ООО "ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез"

18.02.2003

33.ОАО "ДОЗАКЛ" (Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты)

5.03.2003

34.ООО "АЛКОА Си-Эс-Ай Восток"

27.03.2003

35.ОАО "Хенкель-Эра"

7.04.2003

36. ООО "СУАЛ - Порошковая Металлургия"

28.04.2003

38.ОАО "Самарский металлургический завод"

4.07.2003

39.ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

12.08.2003

40.ОАО "Приморское морское пароходство"

18.09.2003

41.ОАО "Уралкалий"

11.2003

42.ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат"

22.12.2003

Примечание. Организации приведены в порядке получения (начала срока действия) сертификата.

3.5 Внедрение системы экологического менеджмента в Калининграде

В 2004 году в Калининграде стартует международный проект "Создание системы экологического менеджмента и аудита на муниципальных предприятиях "Водоканал" и "Калининградтеплосеть".

По поручению мэрии он будет реализован в течение трех лет экологическим центром "ЕКАТ-Калининград". Активную поддержку в этом городу оказывают Министерство природных ресурсов России, греческие партнеры. Стоимость проекта - 620 тысяч евро. Из них 424 тысячи будет финансировать Европейская комиссия. Цель проекта - создание системы экологического менеджмента и аудита, их внедрение в общую схему управления предприятием. Планируется разработать экологические стандарты для "Теплосети" и "Водоканала", организовать при них природоохранные службы, специалисты которых пройдут обучение и практическую подготовку.

Все это позволит оптимизировать экологические платежи и оценить эффективность капиталовложений в природоохранные мероприятия. В дальнейшем это должно принести предприятиям и существенную экономическую выгоду. С нового года в течение шести месяцев будет реализован еще один экологический проект: "Исследование потенциала биогаза городской свалки Калининграда". Деньги на эти цели выделяет программа ТАСИС "Приграничное сотрудничество". Совместно с муниципалитетом нашего города-побратима Кальмара (Швеция), будет изучено воздействие полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду, разработаны проекты по использованию вредных веществ в полезных целях. За год на полигон вывозится около 250 тысяч тонн бытовых отходов. Они выделяют примерно 25 миллионов кубических метров биогаза - смеси метана, азота и других примесей. Однако энергетическая ценность этого летучего соединения эквивалентна 17 тысячам тонн условного топлива. Утилизация биогаза в перспективе не только позволит уменьшить вред, но и сэкономить на приобретении угля или мазута.

Выводы

1.                             В мировой практике по ООС существуют следующие экологические стандарты - BS 7750, ISO 14000, ISO 9000. России введены в действие аналогичные российские (национальные) стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98.

2.                             Международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям) инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

3.                             ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством, содержит требования к организации производства. Ключевым понятием является используемое в стандартах - "Система менеджмента качества" (СМК). Главной особенностью стандартов ISO 9000 является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000, качественной считается та продукция, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента.

4.                             Внедрение системы экологического менеджмента на основе экологических стандартов обеспечивает предприятие следующими преимуществами: систематическое снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат, снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства.

4.1. Внедрение стандартов в области ООС обеспечивает предприятию комплекс дополнительных преимуществ, включая: снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения; повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках; возможность освоения новых рынков; приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; увеличение инвестиционной привлекательности; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предприятия) и т.д.

Литература

1.                             Основы экологического аудита. Учебное пособие М.: Изд-во МНЭПУН, 2001.

2.                             Глухов В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. - СПб,1995.

3.                             Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

4.                             Экология, охрана природы и экологическая безопасность. М.: Издательство МНЭПУ, 1997.

5.                             Байдакрв С.Л., Серов Г.П. Экологический аудит. М.,2002

6.                             Макаров С.В., Шагаров Л.б. Экологическое аудирование промышленных предприятий. М., 1997.

7.                             Пахомова Н, Эндрес А, Рихтер К. Экологический менеджмент. С-Пб. 2003.

8.                             Серов Г.П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. М., 2000.

9.                             Методические и нормативно-правовые основы экологического аудирования в Российской Федерации. Часть 1. Учебное пособие под ред. Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1998

10.                        Методические и нормативно-правовые основы экологического аудирования в Российской Федерации. Часть 2. Учебное пособие под ред. Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1999

11.                        http://www.ecoline.ru/ - открытая справочно-информационной служба "Ecoline"

12.                        Слесарев М.Ю. Экологический менеджмент // Справ.: Инж. ж. - 1997.

13.                        Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент Ростов-н/Д: Книжное издательство, 1997 г.

14.                        Экологическое оздоровление экономики. Под ред. В.Я. Возняк, Н.Г. Фойгельман. - М.: "Наука", 1994 г.

Стандарты ISO серии 14000

Номер

Английское название

Перевод названия

Статус

Номер и название соотв. российского стандарта (если принят)

Системы экологического менеджмента

ISO 14001:1996

Environmental management systems — Specification with guidance for use

Системы экологического менеджмента — Спецификация и руководство по применению

Принят

ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

ISO/CD 14001

Revision of ISO 14001:1996

Пересмотр стандарта ISO 14001:1996

Проект комитета (Committee draft)

ISO 14004:1996

Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and supporting techniques

Системы экологического менеджмента — Общее руководство по принципам, системам и методам

Принят

ГОСТ Р ИСО 14004—98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования

ISO/CD 14004

Revision of ISO 14004:1996

Пересмотр стандарта ISO 14004:1996

Проект комитета (Committee draft)

Экологический аудит и экологическая оценка

ISO 14010:1996

Guidelines for environmental auditing — General principles

Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы

Заменен стандартом ISO 19011:2002

ГОСТ Р ИСО 14010—98

Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы

ISO 14011:1996

Guidelines for environmental auditing — Audit procedures — Auditing of environmental management systems

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Проведение аудита систем экологического менеджмента

Заменен стандартом ISO 19011:2002

ГОСТ Р ИСО 14011—98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой

ISO 14012:1996

Guidelines for environmental auditing — Qualification criteria for environmental auditors

Руководство по экологическому аудиту — Квалификационные критерии для экологических аудиторов

Заменен стандартом ISO 19011:2002

ГОСТ Р ИСО 14012—98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии

ISO 14015:2001

Environmental management — Environmental assessment of sites and organizations

Экологический менеджмент — Экологическая оценка площадок и организаций

Принят

ISO 19011:2002

Guidelines on quality and environmental auditing

Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту

Принят

Экологическая маркировка и декларирование

ISO 14020:2000

Environmental labels and declarations — General principles

Экологическая маркировка и декларирование — Общие принципы

Принят

ГОСТ Р ИСО 14020—99. Экологические этикетки и декларации. Основные принципы

ISO 14021:1999

Environmental labels and declarations — Self—declared environmental claims (Type II environmental labelling)

Экологическая маркировка и декларирование — Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка типа II)

Принят

ГОСТ Р ИСО 14021—2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)

ISO 14024:1999

Environmental labels and declarations — Type I environmental labelling — Principles and procedures

Экологическая маркировка и декларирование — Экологическая маркировка типа I — Принципы и процедуры

Принят

ГОСТ Р ИСО 14024—2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры

ISO/TR 14025:2000

Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations

Экологическая маркировка и декларирование — Экологические декларации типа III

Принят, технический доклад

 

Оценка экологической результативности

ISO 14031:1999

Environmental management — Environmental performance evaluation — Guidelines

Экологический менеджмент — Оценка экологической результативности — Руководство

Принят

ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования

ISO/TR 14032:1999

Environmental management — Examples of environmental performance evaluation (EPE)

Экологический менеджмент — Примеры оценки экологической результативности

Принят, технический доклад

Оценка жизненного цикла продукции и услуг

ISO 14040:1997

Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Принципы и структура

Принят

ГОСТ Р ИСО 14040—99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура

ISO 14041:1998

Environmental management — Life cycle assessment — Goal and scope definition and inventory analysis

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Определение цели и области исследования, инвентаризационный анализ

Принят

ГОСТ Р ИСО 14041—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ

ISO 14042:2000

Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle impact assessment

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Оценка воздействия жизненного цикла

Принят

ГОСТ Р ИСО 14042—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла

ISO 14043:2000

Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle interpretation

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Интерпретация жизненного цикла

Принят

ГОСТ Р ИСО 14043—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла

ISO/WDTR 14047

Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14042

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применения стандарта ISO 14042

Рабочий проект (working draft) технического доклада

ISO/TS 14048:2002

Environmental management — Life cyle assessment — Life cycle assessment data documentation format

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Формат документирования данных по оценке жизненного цикла

Принят (Техническая спецификация)

ISO/TR 14049:2000

Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14041 to goal and scope definition and inventory analysis

Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применения стандарта ISO 14041 для определение цели и области исследования, а также инвентаризационного анализа

Принят, технический доклад

Словарь

ISO 14050:1998

Environmental management — Vocabulary

Экологический менеджмент — Словарь

Заменен стандартом ISO 14050:2002

ГОСТ Р ИСО 14050—99. Управление окружающей средой. Словарь

ISO 14050:2002

Environmental management — Vocabulary

Экологический менеджмент — Словарь

Принят

Различные стандарты, технические доклады и руководства

ISO/TR 14061:1998

Information to assist forestry organizations in the use of Environmental Management System standards ISO 14001 and ISO 14004

Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004

Принят, технический доклад

 

ISO/TR 14062:2002

Guidelines for integrating environmental aspects into product development

Руководство по интеграции учета экологических аспектов в процесс разработки продукта

Принят, технический доклад

 

ISO/CD2 14063

Environmental management — Environmental communications — Guidelines and examples

Экологический менеджмент — Обмен экологической информацией — Руководство и примеры

Проект комитета (Сommittee draft)

 

ISO/AWI 14064

Guidelines for Measuring, Reporting and Verifying Entity and Project-level Greenhouse Gas Emissions

Руководящие указания по измерению, отчетности и подтверждению выделения парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов

Принят для разработки (Approved work item)

 

ISO Guide 64:1997

Guide for the inclusion of environmental aspects in product standards

Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию

Принято, руководство

 

ISO Guide 66:1999

General requirements for bodies operating assessment and certification of environmental management systems

Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента

Принято, руководство

 

Примечание. Документы, перечисленные в таблице, разработаны Техническим комитетом 207 Международной организации по стандартизации (ISO/TC207), за исключением:

  • стандарта ISO 19011:2002, разработанного ISO/TC207 совместно с техническим комитетом ISO/TC176;
  • руководства ISO Guide 66:1999, разработанного Комитетом по оценке соответствия (CASCO) той же организации.

Таблица составлена С.Дайманом и В.Виниченко по материалам технического комитета ISO/TC 207 и Госстандарта РФ.



* - рублевый эквивалент 1998-1999 гг. (время работы по проекту) для удобства пересчитан в "современные" рубли

Рефераты. Leetmaster Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. История появления стандартов в области ООС………………………….5 Глава 2.Сущность стандартов Экологического Аудита и Экологического Менеджмента………………………………………………………………………...7 2.1 Экологичес

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Законы взаимоотношений человек-общество-природа
Свинец, его источники и влияние на организм человека
Формирование лесопарковых ландшафтов в рекреационных лесах Черноморского побережья
Защитные лесонасаждения на сельскохозяйственных землях влажных субтропиков Черноморского побережья
Международные аспекты экологической политики
Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне
Международные аспекты экологической политики
Влияние металлургических предприятий Украины на окружающую среду
Виды и особенности антропогенных воздействий на природу
Вода и здоровье населения

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru