курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по гражданскому процессу
на тему: Участие прокурора в гражданском процессе
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
Вешняков П.Д.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кириленко Р.Л.
КАЗАНЬ - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе......... 5
2. Формы участия прокурора в гражданском процессе.......................... 10
2.1.Обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц................................................ 10
2.2. Вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения.................................................................................................... 16
Заключение............................................................................................. 19
Список использованной литературы...................................... 20
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление законности. В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, призванной осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.
Вступивший в силу с 1 февраля 2003 г. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации во многом по-новому урегулировал участие прокурора в гражданском процессе; формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. При этом они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон и т.д.
Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства.
Целью написания данной контрольной работы является всестороннее изучение правовых основ участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Для достижения вышепоставленной цели нужно решить следующие задачи, в которых подробно следует рассмотреть:
1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе
2. Формы участия прокурора в гражданском процессе:
· Обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц.
· Вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения.
Методологическую основу исследования составил такой метод, как сравнительный анализ нормативной базы, а также учебной и специальной литературы. Основу нормативной базы составили положения Конституции РФ, положения, как кодифицированного законодательства, так и нормы федерального законодательства. В качестве учебной литературы в работе также использовались труды М.А. Викута, В.В. Яркова и других авторов.
1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе
В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В Конституции РФ не содержатся полномочия прокуратуры, а указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом[1].
Прокуратура утратила надзорные функции в гражданском процессе, поскольку иной подход противоречит принципу построения государственной власти на основе разделения властей и месту судебной власти в современной правовой системе. В данном случае, как уже говорилось выше, правовой статус прокурора в гражданском процессе определяется, прежде всего, в соответствии с Конституцией РФ, ГПК и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения. [2]
В законодательство, регламентирующее участие прокурора в судопроизводстве по гражданским делам, за последние годы внесены существенные изменения, которые направлены на усиление состязательных и диспозитивных начал в гражданском процессе, обеспечение независимости судебной власти при отправлении правосудия; в частности, уточнены и конкретизированы основания, формы и порядок участия прокурора в гражданском судопроизводстве, усилена роль федерального закона как основания для вступления прокурора в процесс, исключена возможность оспаривания прокурором судебных актов по делам, в которых он не принимал участие, и т.д.[3].
По мнению Яркова В.В., новый ГПК сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов - граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций, что вполне логично и соответствует функциям прокуратуры в гражданском процессе. Вместе с тем нельзя, на наш взгляд, исключать обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку их имущество находится соответственно в государственной и муниципальной собственности.
Итак, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением только по трем категориям дел:
В защиту прав, свобод и законных интересов граждан, данное заявление может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и др.
В защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц[4].
В защиту интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
При этом на заявление прокурора не налагается государственная пошлина.
Как отмечает Алимова Н.А., сущность его участия в гражданском судопроизводстве заключается в том, что он способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле, что в свою очередь дополняет приведенный выше список участия прокурора в гражданском судопроизводстве. [5]
Как уже отмечалось выше, главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Поэтому, прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц - участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку, как замечает М.А. Викут, его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции. Сущность участия прокурора в гражданском судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает суду помощь в осуществлении правосудия. [6]
Далее Викут в своей работе приводит поводы участия прокурора в гражданском судопроизводстве, которые следует отличать от оснований такого участия. Итак, прокурор может участвовать в процессе по конкретному делу в связи с устными или письменными заявлениями граждан, сообщениями государственных органов, публикациями в средствах массовой информации и т.д. Любое заинтересовавшее его сообщение может послужить поводом к участию в судопроизводстве. [7]
Согласно ст.34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
В теории гражданского процессуального права высказано мнение о том, что процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями. Однако в обоснование возражения против такого утверждения приводится М.А. Викутовым довод о том, что в каждом конкретном правоотношении субъективное право не может быть одновременно и обязанностью, поскольку в таком случае поведение субъекта не ставится в зависимость от его воли, и речь идет о возможном, а о должном поведении лица. [8]
При этом каждая форма участия прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции до стадии пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными особенностями. На любой стадии процесса и в любой форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные и публичные интересы, а также интересы других или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи, с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации". Такой "служебный интерес" характеризует существо процессуального положения и деятельности прокурора в гражданском процессе.
Хотелось бы еще отметить такой факт, существенно влияющий на процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве. Как разъяснил Пленум ВС. РФ в п. 19 постановления "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанций на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле. Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст.34,35,45 ГПК.
Анализ изложенного выше позволяет сделать вывод о том, что если прокурор не участвовал в суде первой инстанции, то в последующих инстанциях он не имеет право участвовать и в последующих инстанциях.
2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу в любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:
1) обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц.
2) вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения (ст.45 ГПК РФ). [9]
2.1.Обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц
Как уже отмечалось выше заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. В заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (ч.3 ст.131 ГПК), в противном случае судья может оставить заявление прокурора без движения, а затем возвратить в соответствии с ч.2 ст.136 ГПК.
В целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании незаконных нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан и организаций (ч.1 ст.251 ГПК). Защита данной категории лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры, в частности путем признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера. Нередко прокуроры, как отмечает в своей работе Ярков В. В, оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ. [10]
Значимость данной процессуальной деятельности прокурора нашла подтверждение в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-п по делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ст.1, п.1 ст.21 и п.3 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
В этих же целях прокурор вправе предъявлять в суды иски: о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий[11]; о компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства,[12]в дано статье закрепляется также неизвестное ранее право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, которое, как отмечает М.И. Васильева, дает уникальную возможность использования частно-правовых средств защиты, доступных гражданину (и в первую очередь - обращения в суд), в целях защиты публичных экологических интересов, связанных с непричинением вреда окружающей среде. Такое право граждан вполне соответствует либеральным западным моделям, и в первую очередь - американскому энвайронментальному праву. И в этом есть определенная непоследовательность обсуждаемого российского закона, сделавшего в других своих разделах и нормах ряд отступлений от ранее предоставленных гражданам позиций (например, в ст.80 настоящего Закона граждане не называются в качестве истцов по делам о прекращении вредной деятельности, как это было ранее. Получается, что обращаться с иском о возмещении вреда окружающей среде можно, а с иском о прекращении этой вредной деятельности - нельзя?) [13] и других случаях нарушения прав неопределенного круга граждан или организаций.
Также участие прокуроров обязательно как уже отмечалось выше и разрешении дел в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном исковом заявлении, предъявляемом прокурором, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должны содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (п.3 ст.131 ГПК).
К заявлению прокурора должны быть приложены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения гражданина в суд, и приложены копии соответствующих документов.
Как отмечают некоторые авторы, значительное количество гражданских дел, возбужденных по заявлениям прокуроров, составляют дела о защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Достаточно часто прокуроры обращаются в суды с заявлениями о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства о приватизации[14]; о расторжении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключенных с нарушением установленного законом порядка[15]; об отмене незаконных распоряжений об отводе земельных участков; об оспаривании нормативных или индивидуальных правовых актов, нарушающих права и компетенцию соответствующих федеральных, региональных или муниципальных органов и др.
Прокурор, подавший заявление, не становится стороной по делу. Истцом в процессе является лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд. Тем не менее, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца, за исключением тех, которые принадлежат истцу как субъекту спорного правоотношения. Прокурор не имеет право на заключение мирового соглашения, к нему не может быть предъявлен встречный иск, так как он не является субъектом спорного материального правоотношения, и не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Согласно ч.2 ст.38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца.
Например, по одному из конкретных дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что суд, рассматривая дело, возбужденное прокурором в интересах другого лица, может удовлетворить иск только тогда, когда именно это лицо является надлежащим истцом, т.е. именно ему принадлежат те права, которые, по мнению прокурора, нарушены. [16]
Таким образом, прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.
При этом, как уже отмечалось выше, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.89 ГПК), с него не могут быть взысканы расходы на оплату услуг представителя (ст.100 ГПК) и компенсация за потерю рабочего времени (ст.99 ГПК).
Прокурор имеет право отказаться от поданного заявления и выйти из процесса. Однако эти действия не влекут за собой правовых последствий, связанных с отказом истца от исковых требований. Рассмотрение дела продолжается, если лицо, в интересах которого подано заявление, или его представитель не заявит об отказе от иска, который будет принят судом в общем порядке (ч.2 ст.39, ст.173 ГПК). Таким образом, по действующему законодательству (в отличие от ГПК 1964 г) для продолжения процесса истцу нет необходимости заявлять требование о рассмотрении дела по существу. При отказе прокурора от поданного заявления основанием для прекращения производства по делу будет служить не отсутствие требования истца о продолжении процесса, а принятый судом отказ истца от иска (абз.4 ст.220 ГПК).
Прокурор, как отмечает М.А. Викут, всегда представитель государства и закона. Это обязывает его к объективности в оценке объяснений участвующих в деле лиц, показаний свидетелей, заключения эксперта. Поэтому задача прокурора участвующего в гражданском судопроизводстве, состоит, прежде всего, в том, чтобы добиться вынесения законного и обоснованного решения, которым укрепляется высокий авторитет суда. [17]
Таким образом, прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.
Порядок ведения дела прокурором в случае возбуждения дела заключается в следующем. Прокурор должен возбудить дело, только убедившись в его обоснованности. Основанием для обращения в суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы (например, постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) и др.
Прокурор должен определить подведомственность и подсудность дела в соответствии с установленными правилами ГПК. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст.131 и 132 ГПК. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.
Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.
2.2. Вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения
Второй формой участия прокурора в гражданском судопроизводстве – вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица для дачи заключения.
Так, как отмечает М.А. Викут, вопрос о наличие оснований к вступлению прокурора в процесс не входит в процессуальные задачи суда и не подлежит его контролю. Проверить наличие оснований к вступлению прокурора в процесс по конкретному делу может только вышестоящий прокурор в порядке общей проверки деятельности нижестоящего прокурора. [18]
Согласно ч.3 ст.45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
В ГПК теперь непосредственно перечислены категории дел, по которым прокурор дает заключение путем вступления в уже начатый процесс. Во-первых, по ряду категорий дел, который прямо указан в ч.3 ст.45 ГПК, во-вторых, когда это прямо предусмотрено в ГПК и других федеральных законах. Например, согласно ГПК: по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст.252,260), по делам особого производства (ст.273,278,284,288,304 ГПК), по другим федеральным законам - о лишении родительских прав (ст.70 СК); о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК); об ограничении родительских прав (ст.73 СК); от отмене усыновления ребенка (ст.140 СК).
Если прокурор привлекается к участию в деле по инициативе суда, то по этому поводу выносится определение суда, направляемое прокурору.
Как отмечает В.В. Ярков, прокурор, участвующий в деле с целью дачи заключения, также вправе знакомиться с материалами дела. Он определяет нормы материального права, которыми регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, и т.д. [19] Во время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается в том, что прокурор участвует в решении различных вопросов - о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст.189 ГПК). Заключение прокурора, как отмечено в работе М.А. Викута, должно отвечать следующим требованиям:
Быть обоснованным, содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с помощью этих доказательств существенные фактические обстоятельства;
Давать анализ норм материального права, подлежащих применению к установленным судом фактическим обстоятельствам; квалификацию спорного правоотношения. [20]
В отличие от первой формы участия (возбуждение дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место не в самом конце судебного заседания, так как иначе в этом теряется весь смысл.
Как далее отмечает М.А. Викут, значение юридически грамотного, доступного по форме заключения прокурора состоит в том, что оно помогает суду в вынесении законного и обоснованного решения и, кроме того, пропагандирует российские законы, способствует воспитанию законопослушных граждан. [21]
Под конец хотелось бы отметить то факт, что в законодательстве говорится о том, что прокурор в настоящее время может вступить в процесс с целью дачи заключения по делу только в случаях, прямо предусмотренных законом. Ни усмотрение суда, ни усмотрение самого прокурора не являются основанием для его вступления в начатое дело.
Заключение
Учитывая все вышесказанное, в заключение хотелось бы конкретизировать правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве. То обстоятельство, что процессуальное положение прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица, во многом аналогично положению истца, приводит некоторых ученных к выводу о том, что прокурор – сторона в деле, в качестве представителя государства; однако есть и такая точка зрения, что прокурор в таких случаях является истцом в процессуальном смысле.
Думается, что точка зрения, когда прокурор является представителем государства, наиболее правильная, поскольку обусловлена сущностью участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прежде всего, следует учитывать, что “прокурор в гражданском судопроизводстве” - понятие не только должностное, но и процессуальное. Данным понятием обозначается вид лица участвующего в деле. Поэтому признание прокурора, предъявившего иск, стороной или истцом в процессуальном смысле извращает сущность его участия в гражданском судопроизводстве.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.М.: Проспект, 2008.256 с.
2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”, от 17.01.92, №2202-1 // Собрание законодательства РФ.
3. ФЗ “О защите прав потребителей” от 07.02. 1992 г. N 2300-1 // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. С.45.
4. ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ // Российская газета.21.05. 2004
5. ФЗ "О приватизации государственного или муниципального имущества" от 27 декабря 2001 г. N 178-ФЗ // Российская газета.26.01. 2002
6. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01. 2002 г. N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. С.87.
Специальная литература:
7. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. Г.П. Ивлиева М.: “Юрайт-Издат”, 2002 г.655 с.
8. Алимова Н.А. Участие гражданина в гражданском процессе. Система ГАРАНТ, 2006 г.
9. Васильева М.И. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": новое содержание и старые проблемы.М.: “ Закон и право”. 2007г. №3. С.56
Учебная литература:
10. Гражданский процесс России. Под. ред. М.А. Викут.М.: Юристъ, 2005г.480 с.
11. Гражданский процесс: Под. ред. проф.В.В. Ярков.М.: “Волтерс Клувер”, 2004 г.520 с.
[1]Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”, от 17.01.92, №2202-1 // Собрание законодательства РФ.
[2] Там же.
[3] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. Г.П. Ивлиева М.: “Юрайт-Издат”, 2002 г. С.298.
[4] Под неопределенным кругом лиц понимается такое их количество, которое не поддается точному определению.
[5] Алимова Н.А. Участие гражданина в гражданском процессе. Система ГАРАНТ, 2006 г.
[6] Гражданский процесс России. Под. ред. М.А. Викут. М.: Юристъ, 2005г. С.90.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2008. 256 с.
[10] Гражданский процесс: Под. ред. проф. В.В. Ярков. М.: “Волтерс Клувер”, 2004 г. С.89.
[11] ФЗ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 г. N 2300-1// Собрание законодательства РФ. 2005. №1. С.45.
[12] ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2005. №1. С.87.
[13] Васильева М.И. Федеральный закон "Об охране окружающей среды": новое содержание и старые проблемы. М.: “ Закон и право”. 2007г. №3. С.56
[14] ФЗ "О приватизации государственного или муниципального имущества" от 27 декабря 2001 г. N 178-ФЗ// Российская газета. 26.01.2002
[15] ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ // Российская газета. 21.05.2004
[16] БВС РФ.2005. N 10. С. 3-5.
[17] Гражданский процесс России. Под. ред. М.А. Викут. М.: Юристъ, 2005г. С.90.
[18] Гражданский процесс России. Под. ред. М.А. Викут. М.: Юристъ, 2005г. С.93
[19] Гражданский процесс: Под. ред. проф. В.В. Ярков. М.: “Волтерс Клувер”, 2004 г. С.91
[20] Гражданский процесс России. Под. ред. М.А. Викут. М.: Юристъ, 2005г. С.94
[21] Там же.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гражданско-правовых дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по гражданскому процессу на тему: Участие прокурора в гражданском процессе РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: Ве
Участие прокурора и третьих лиц в гражданском процессе
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права и этики
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Ученический договор
Учредительные документы хозяйственных обществ
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
Учреждения, исполняющие наказания
Факты не подлежащие доказыванию
Федеральные и региональные целевые программы
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.