курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Открытый университет ДВГУ
Специальность социальная работа
Кафедра социальной работы
Законодательное регулирование патроната как формы семейного устройства детей-сирот
Курсовая работа
Студентки курса
Специальности «Социальная работа»
Владивосток
2010
Содержание:
Введение
1 Понятие и сущность патроната
1.1 Историческая справка
1.2 Понятие патронатного воспитания
1.3 Отличие патронатного воспитания от других форм семейного устройства детей-сирот
2 Организация патронатного воспитания
2.1 Построение новой модели работы органов опеки и попечительства
2.2 Мотивация и компетенция патронатного воспитателя
2.3 Критерии успешности и факторы риска
3 Правовая основа патроната
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20 Конвенции о правах ребенка).
В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст.123 СК РФ, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (свободное воспитание и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ. Так, например, в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществлялся и предусматривался как довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военного времени. Патронат над детьми был и в дореволюционной России.
В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования.
Цель работы – рассмотреть особенности, принципы и виды патроната и выявить его отличия от других форм устройства детей, лишенных попечения родителей.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие, основные задачи, принципы и виды патроната.
2. Показать отличие патроната от других форм семейного устройства детей-сирот.
3. Показать необходимость построения новой модели работы органов опеки и попечительства.
4. Рассмотреть требования, предъявляемые к патронатным воспитателям и их полномочия.
5. Раскрыть законодательное регулирование патроната как формы семейного устройства детей-сирот.
6. Рассмотреть институт передачи ребенка под патронат на примере Закона Приморского края от 10.05.2006 г. N 357-КЗ "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае".
1 Понятие и сущность патроната
1.1 Историческая справка
Патронатное воспитание известно со времен античности.
В России история призрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства – с 988 года. Издавна было принято брать детей-сирот в на воспитание в семьи. Прообраз патронатной семьи появился еще в 1768 году, когда Московским опекунским советом признается лучшей мерой предупреждения детской смертности в воспитательных домах передача их на воспитание в деревни за деньги. Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за 5 рублей в месяц. Все дети-сироты зачислялись в ведомство Воспитательного Дома, который осуществлял опеку над ними в течение всей жизни. Часть детей, преимущественно слабых, воспитывалась непосредственно в Доме, большинство же поступало в крестьянские семьи. Для наблюдения за жизнью детей в семьях Воспитательный Дом выделял специальных врачей и надзирателей, живущих постоянно в деревне. Плата на питание и содержание детей изменялась в зависимости от возраста. Однако деньги породили так называемый «питомнический промысел», когда крестьяне брали на воспитание сирот, практически не кормили их, эксплуатировали как рабов, а деньги, которые государство платило на содержание детей, использовали на нужды хозяйства. На тот момент эта модель была признана общественностью «позорным промыслом, которая делает из ребенка раба и ненавистника».[1]
Но и условия содержания детей в воспитательных домах приводили к смерти детей от голода и плохого обращения. Поэтому в 1811-1837г. на уровне правительства издаются указы о передаче детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений. В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тысяч семей, в которых содержалось более 20 тысяч детей, лишившихся родительского попечения.[2] За это семьям выплачивались деньги из казны.
Но и этот эксперимент не решил проблемы призрения сирот, и за счет частной благотворительности стали открываться учреждения общественного питания, но под другим названием «приюты», «ясли».
После Октябрьской революции 1917 года, все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс был унифицирован. К середине 30-х годов детский дом был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим идеям воспитания детей того времени.
В XX веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца Второй Мировой войны. В 1943 году патронатное воспитание было введено в законодательство. Был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и кровными родителями. 7 мая 1948 года Управлением лечебно-профилактической помощи детям Министерства здравоохранения СССР были утверждены «Указания о порядке передачи детей на воспитание в семьи трудящихся».
За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.
В 60-х годах по личному распоряжению Н.С.Хрущева профессиональная замещающая семья прекратила свое существование как форма решения проблемы сиротства в нашей стране практически до 90-х годов.
В 1994 году по инициативе Министерства образования Российской Федерации и благотворительной организации «Христианская Солидарность по Всему Миру» была создана рабочая группа, состоящая из специалистов (юристов, психологов, управленцев). Координация различных российских специалистов осуществлялась Центром Обучения и Исследований Проблем Детского Благосостояния (далее, Центром обучения), привлечение ведущих зарубежных экспертов в области семейного права, защиты детства и детского благосостояния осуществлялась благотворительной организацией Христианская солидарность по всему миру (президент – член палаты Лордов Англии баронесса К. Кокс). Целью рабочей группы стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка. В 1994–1995гг. Министерство заключает ряд договоров с администрациями областей России, такими, как Калининградская область, Пермская область, Владимирская область, с целью проведения в этих регионах экспериментальной работы по новой модели.
За 1995–2000 гг. рабочая группа совместно с Московским комитетом образования и Минобразования, благотворительной организацией «Христианская солидарность по Всему Миру» провели 5 конференций и 10 рабочих семинаров для специалистов. Рабочая группа контактировала и консультировалась с 80 российскими специалистами и с порядка 150 управленцами из 10 Российских регионов. Рабочая группа изучила имеющийся зарубежный опыт, представленный специалистами Великобритании и США, результаты работы докладывались ежегодно на международных конференциях, таких как проводимых ЮНИСЕФ, International Foster Care Organization, International Child Welfare Forum, других.
В 1996г. в Центральном административном округе г. Москвы Московским комитетом образования был открыт детский дом № 19 «Наша семья», на базе которого впервые в России началась и производится апробация предлагаемой модели и патронатного воспитания. Работа детского дома продемонстрировала безусловный успех предлагаемых подходов. В семьи патронатных воспитателей устраиваются практически все дети, направляемые в детский дом, производится возврат детей родителям. За 4 года устроено в семьи 78 детей, возвращено в кровную семью – 20 детей, передано под опеку – 2 детей, на усыновление – 5 детей[3].
Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.
В 1998 –1999 гг. разрабатывается программа переподготовки кадров социальных работников для системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства. В 1997г- 1998 гг. Московское бюро ЮНИСЕФ заключило договор с Центром обучения о создании уникальной тренинговой программы, которая впервые в Российской Федерации позволила бы подготовить работников, владеющих новым видением, убеждениями, навыками и умениями, необходимыми для практической работы служб органов опеки и попечительства. [4]
1.2 Понятие патронатного воспитания
Патронат- это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужна помощь специалистов. Патронатное воспитание – это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов.
Это означает, что с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях, семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Социальные педагоги и психологи беседуют с ними, помогая разобраться в собственных мотивах и чувствах, принять осознанное решение.
Всесторонняя помощь и сотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможность устроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли. Это и подростки, и братья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическими особенностями, и не совсем здоровые дети – все те группы детей, которых усыновляют неохотно, боясь трудностей. В системе патронатного воспитания семья, взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегда помогут и поддержат.
Патронатное воспитание – форма гибкая не только для детей, но и для будущих патронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это придает людям уверенность в собственных силах.
Патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;
— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.
Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута.
Патронатное воспитание - это в первую очередь форма устройства детей в семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
То есть патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.
Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.
Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.
Таким образом, отношения, возникающие при помещении ребенка на патронатное воспитание, могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором. На период отпуска патронатного воспитателя ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.
Патронатное воспитание — первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Посещения детей, переданных на патронат, проводятся учреждением, предоставляющим патронат, в следующие сроки:
1)первое посещение — в течение первых четырех недель после передачи ребенка на патронат;
2)второе посещение — не позднее трех месяцев после первого посещения;
3)последующие посещения — не реже, чем один раз в полгода.[5]
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье. [6]
На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:[7]
Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. Задачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
Устройство на короткий период времени - (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).
При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют две основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная.
С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.
В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция.
Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка.
Патронатное воспитание — это целостная система, охватывающая всю совокупность отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи.
Этим создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства.
1.3 Отличие патронатного воспитания от других форм
Существует ряд отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью:
- помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
- появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью:
- проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание;
- подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
- проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
- возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:
- разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
- материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
- работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширение круга общения.
4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание:
- при опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.).
- патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:
- семьи с небольшим официальным доходом;
- с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
- одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
- пожилые или очень молодые люди.
- появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
- появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривает воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей:
- возможность для каждого ребенка поддержания отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.
В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.
Если такой возможности нет, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью. [8]
Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли воспитателей).
2 Организация патронатного воспитания
2.1 Построение новой модели работы органов опеки и попечительства
В 1994 году по инициативе Министерства образования Российской Федерации и благотворительной организации «Христианская Солидарность по Всему Миру» была создана рабочая группа, состоящая из специалистов (юристов, психологов, управленцев). Координация различных российских специалистов осуществлялась Центром Обучения и Исследований Проблем Детского Благосостояния (далее, Центром обучения), привлечение ведущих зарубежных экспертов в области семейного права, защиты детства и детского благосостояния осуществлялась благотворительной организацией Христианская солидарность по всему миру (президент – член палаты Лордов Англии баронесса К. Кокс). Целью рабочей группы стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка.
Основные принципы построения модели:
- семья – единственно возможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка.
- кровная семья лучше для ребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться по предотвращению отобраний детей от родителей.
- уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи.
- патронатное воспитание – новая, более гибкая, чем другие форма устройства ребенка в семью и форма работы с проблемной семьей.
- воспитание брошенного ребенка – тяжелый социально – педагогический труд, который должен быть оплачен, необходима профессионализация труда воспитателей, берущих детей на воспитание в семью.
- партнерство – основной принцип взаимодействия всех сторон.
- профессионализация воспитателей не означает наличие у них диплома, она означает способность к самообучению при наличии стартовой подготовки и готовность быть партнером психологам и педагогам.
- мобильность службы – первый залог успеха в работе с проблемной семьей и кандидатами в патронатные воспитатели. Обюрокрачивание процедур несовместимо с личным подходом к каждому ребенку и семье.
Основные цели работы:
- перекрыть поток детей, направляемых в государственные учреждения органами опеки, иметь возможность поместить в семью любого ребенка, которому требуется и возможно устройство в семью, и на любой срок.
- вернуть детей домой или не допустить изъятие ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому и на основе сотрудничества с родителями.
- реформировать работу органов опеки на основе перепрофилирования детских домов (домов ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.
Основные ожидаемые последствия от внедрения предлагаемой модели:
- меньшее количество детей будет отбираться у родителей;
- те дети, которые на время будут изыматься из семьи, смогут в нее вернуться;
- те дети, которым нельзя будет вернуться в семью, будут воспитываться другой семье;
- планирование попечения
над ребенком будет означать проведение периодической оценки состояния ребенка и
пересмотр мер его государственной защиты, тем самым ребенок не сможет быть
отправлен в детский дом в младенчестве и забыт там до совершеннолетия;
- те сиротские учреждения, которые не будут перепрофилированы в службы органов
опеки, перестанут получать детей и будут закрыты после выпуска имеющихся в них
детей;
- в результате произойдет большая экономия бюджетных средств как при подсчете текущих расходов (содержание в семье дешевле содержания в учреждении за счет экономии на зданиях и коммунальных услугах), так при подсчете отдаленных последствий (высвобождение площадей, занимаемых детскими сиротскими учреждениями, сокращение потока помещаемых в тюрьмы молодых людей).
2.2 Мотивация и компетенция патронатного воспитателя
Выявление истинной мотивации, по сути, эквивалентно определению шансов кандидата на успех. Это справедливо для людей, которые хотят взять ребенка в семью, вне зависимости от того, на какую форму устройства они его оформят.
В патронатных службах такая работа ведется на протяжении всего периода подготовки кандидатов и, по сути, направлена на самодиагностику кандидатов.
Мотивы можно разделить на 3 группы: [9]
- желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»);
-самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы);
- общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т. д.).
Все эти группы содержат как мотивы, способствующие успеху в воспитании патронатного ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
Позитивными, являются следующие мотивы:
- отсутствие собственных детей, нереализованное материнство;
- желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал;
- потеря ребенка;
- желание изменить структуру семьи (пол, возраст, «демографический баланс»);
- желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством патронатного ребенка;
- повторение семейной истории;
- привязанность к конкретному ребенку;
- потребность заботиться о ком-либо;
- профессиональная самореализация;
- трудоустройство;
- экзистенциальные мотивы, связанные с поиском своего места в мире;
О возникновении трудностей говорят негативные мотивы:
- стремление изменить статус семьи в глазах окружающих («стыдно быть бездетными»);
- желание воздействовать на ситуацию в семье, на кого-то из ее членов;
- страх одиночества, пустого гнезда;
- желание исправить собственный неудачный родительский опыт (уязвленное самолюбие);
- желание с помощью ребенка решить собственные психологические проблемы;
- меркантильные соображения;
- абстрактные соображения.
Все мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Даже негативный мотив, сочетаясь с несколькими позитивными, может способствовать успеху. Чем большее разнообразие мотивов движет кандидатом в патронатные воспитатели, тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная позитивная мотивация может сама по себе являться мощным ресурсом. Анализируя мотивы, по которым люди хотят стать патронатными воспитателями, важно понять, исходят ли они от самой личности или навязаны окружением, обществом.
Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Некоторые зарубежные специалисты подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков. [10]
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле. [11]
Ребенок. (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
- Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей.
- Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку.
- Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть.
- Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями.
- Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения.
- Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка.
- Понимание причин трудного поведения ребенка.
- Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка.
- Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
Семья. (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).
- Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям.
- Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить.
- Умение справляться с кризисами.
- Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять.
- Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста.
- Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск.
- Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
Воспитатель. (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).
- Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать.
- Умение отказаться от стереотипов.
- Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям.
- Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.
- Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.
- Умение соблюдать конфиденциальность.
- Способность к обучению, саморазвитию.
- Умение обращаться к собственному детскому опыту.
Другие люди. (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
- Умение говорить о ребенке с окружающими.
- Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его.
- Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь в него ребенка.
Партнерство. (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).
- Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания.
- Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми.
- Готовность при необходимости просить и принимать помощь.
- Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей.
- Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.
В процессе оценки кандидата в первую очередь выясняются мотивация, возможности и способности кандидата, устанавливается, каких навыков и знаний ему недостает, какую информацию ему необходимо предоставить. Желательно, чтобы в ходе оценочного процесса социальный работник и кандидат сотрудничали, выясняя вместе, по силам ли кандидату задача.
2.3 Критерии успешности и факторы риска
Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода. [12]
· Период подготовки.
· Период установления отношений
· Период постоянного проживания
В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.
Период подготовки можно разделить на несколько этапов.
1. Первый этап – первичное информирование населения. Работа происходит по нескольким направлениям.
1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:
- проблемы с алкоголем или наркотиками
-психическое нездоровье
-серьезные соматические заболевания
-криминальное прошлое и настоящее
-отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки
-недостаточная жилплощадь (отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха)
-несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом
-необходимость получения работы в короткий срок.
1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):
Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.
Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка.
Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации – характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.
Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.
2. Второй этап подготовки – личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:
-возраст
-семейное положение
-жилищные условия
-профессия и род занятий
-информация о членах семьи
-информация об образе жизни
-пожелания к полу и возрасту ребенка
-отношение членов семьи к принятию ребенка.
-предпочтительный вид патронатного воспитания
-отношение к кровным родственникам ребенка
2.1. Критерии успешности:
-позитивная мотивация (один из мотивов – помощь)
-поддержка членов семьи (значимого окружения)
-серьезность намерений, и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения)
-близкие к реалистичным представления кандидата
-гибкость кандидата
-готовность к сотрудничеству со службами детского дома
2.2. Факторы риска:
-неопределенная мотивация
-несогласие членов семьи
-формальное согласие членов семьи
-нереалистичные ожидания
-непережитая психотравма
-инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность, витание в облаках)
-подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания)
-неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность.
2.3. Причины отказа в сотрудничестве:
-явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами)
-ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника
-отказ от сотрудничества и обучения
-некритичность к собственному воспитательскому опыту
3. Третий этап подготовки – наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.
3.1. Критерии успешности:
-усвоение информации
-активность в процессе подготовки
-понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи
-понимание необходимости обретения умений и навыков
-готовность меняться
-гибкость, вариативность, т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации
-адекватное представление о роли замещающего родителя
-готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмыслять
-четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи
-готовность принять на себя ответственность.
3.2. Факторы риска:
-незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий
-пассивность во время занятий
-некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций
-неспособность справляться со сложными ситуациями во время всего процесса
-устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстро переключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрения другого человека.
-непринятие роли замещающего родителя
-полная неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.
Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.
3.3. Причины отказа в сотрудничестве:
-непосещение занятий
-отказ от выполнения домашних заданий
-яркое проявление необучаемости, ригидности
-яркое проявление агрессивности к группе или ведущему.
4. Четвертый этап подготовки – обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).
4.1. Критерии успешности:
-заинтересованность всех членов семьи
-реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок
-готовность изменить уклад и условия жизни семьи
-открытость к контактам
-приемлемые жилищные условия
-положительный опыт воспитания собственных детей
-семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам)
-устойчивость к стрессам
-способность положительного видения ситуаций
-уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга
-наличие поддерживающего социума
-присутствие домашних животных
4.2. Факторы риска:
-наличие табуированных тем в семье
-подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания).
-постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы
-неготовность выделить ребенку личное пространство
-уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству
-формальное отношение членов семьи к домашнему опросу
-напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов)
-присутствие людей с непонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно
-проявление неуважения между членами семьи
-подозрения на нестабильность отношений между супругами
Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики.
4.3. Причины отказа в сотрудничестве:
-несогласие членов семьи
-антисанитарные условия
-признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания)
-отказ организовать личное пространство для ребенка.
3 Правовая основа патроната
Такая форма, как "патронат" над детьми, в свое время была введена Постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей", закреплялась в положениях Семейного кодекса Латвийской ССР, Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства. На сегодняшний день каждый из субъектов РФ, закрепляющий в своем законодательстве положения о патронате, вкладывает в этот термин свое собственное значение. Так, согласно Закону Тамбовской области "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области", патронатная семья и приемная семья - одно и то же.
Кровные родители в определениях патроната присутствуют лишь в законах (проектах) Башкортостана, Калининградской области, Карелии, Москвы. А в документах Алтайского края, Курганской области, Республики Марий-Эл, Новгородской, Пермской, Самарской, Томской, и ряда других областей, участие кровных родителей потеряно. Разграничение прав вводится между воспитателем и тем учреждением, которое отвечает за ребенка.[13]
В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.[14]
Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.
Рассмотрим институт передачи ребенка под патронат на примере Закона Приморского края от 10.05.2006 г. N 357-КЗ "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае". Этот нормативный акт определяет порядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае. Согласно этому закону, патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание ребенка при сохранении за учреждением, предоставляющим патронат, функции опекуна (попечителя).
Лица, желающие стать патронатными воспитателями, подают заявления в учреждение, предоставляющее патронат. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) краткая автобиография;
2) документ об образовании;
3) трудовая книжка;
4) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;
5) копия свидетельства о браке (если состоят в нем);
6) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем;
7) справка из государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих членов семьи инфекционных заболеваний;
8) письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели.
3. На основании документов, представленных кандидатом, учреждение готовит отзыв для органов опеки и попечительства о возможности лица стать патронатным воспитателем.
Патронатными воспитателями могут быть лица обоего пола, за исключением:
1) кровных родителей;
2) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
6) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
7) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
8) лиц, не имеющих на момент заключения договора о передаче на патронатное воспитание постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
9) лиц, имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, либо лиц, члены семьи которых имеют на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан и проживают совместно с ними.
Ребенок передается в семью патронатного воспитателя на основании договора о передаче ребенка в семью патронатного воспитателя, заключаемого между органом опеки и попечительства, учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем. С патронатным воспитателем учреждение, передающее ребенка на патронатное воспитание, заключает срочный трудовой договор.
Патронатные воспитатели обеспечивают:
создание и организацию оптимальных условий воспитания и содержания детей, переданных им на патронат, создание необходимых условий для получения ребенком образования, контроль за его успеваемостью и посещением ребенком общеобразовательного учреждения, заботу о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, уход за ребенком, систематический профилактический осмотр врачами - узкими специалистами, лечение в соответствии с медицинскими рекомендациями, защиту ребенка от всех форм физического и психического насилия.
Патронатному воспитателю устанавливается оплата труда не ниже 14 разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета одна ставка на трех детей. За работу с каждым ребенком до трех лет или ребенком, имеющим недостатки в умственном или физическом развитии, к ней устанавливается доплата в размере 50 процентов тарифной ставки. Размер оплаты труда каждого патронатного воспитателя устанавливается в договоре и учитывается в общем фонде оплаты труда учреждения.
Контроль за воспитанием и содержанием детей, переданных на патронат, проводится администрацией учреждения в виде:
1) посещений детей, переданных на патронат, с целью проверки условий их воспитания и содержания;
2) медицинских осмотров детей, переданных на патронат;
3) проверки использования патронатными воспитателями материальных средств, выделенных для воспитания и содержания детей, переданных на патронат.
Посещения детей, переданных на патронат, проводятся учреждением, предоставляющим патронат, в следующие сроки:
1) первое посещение - в течение первых четырех недель после передачи ребенка на патронат;
2) второе посещение - не позднее трех месяцев после первого посещения;
3) последующие посещения - не реже, чем один раз в полгода.
С 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве», в связи с этим меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения.
Поскольку опекунами осиротевших детей, переданных в детские учреждения, являются администрации этих учреждений, в новом законе урегулированы их права и обязанности — в Семейном кодексе появилась новая 22-я глава. В ней четко прописано, что государственные опекуны вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории России на период каникул, выходных или праздничных дней и т. п. Теперь гораздо проще организовать посещение ребенком гостевой семьи. Это позволит лучше познакомиться с ребенком и определиться с возможностью взять его в свою семью насовсем.
Меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения. Ранее патронатный воспитатель обладал только ответственностью за жизнь и здоровье воспитанника и выполнял свои функции на основании договора с детским домом, по сути являясь наемным воспитателем. Ребенок оставался воспитанником детского дома, и все права по распоряжению его судьбой были у администрации учреждения. Ребенок считался устроенным в семью, и его можно было забрать у патронатных воспитателей в любой момент. Теперь патронатный воспитатель становится соопекуном и полномочным представителем ребенка: он волен определять процесс его воспитания и содержания, представлять его интересы при лечении и при заключении под стражу. Ранее они этих прав не имели. Патронатные воспитатели получили право на предоставление им всех социальных гарантий, которые есть у опекунов (единовременное пособие, ежемесячные выплаты на содержание ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, другие льготы). При этом сохраняются выплаты за оказание услуг по воспитанию детей и трудовой стаж.
Заключение
патронатный воспитание дети сирота
Патронатное воспитание - это в первую очередь форма устройства детей в семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Можно выделить несколько видов патронатного воспитания:
Устройство на длительный срок, когда ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия.
Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению).
Экстренное устройство на патронатное воспитание. Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
Устройство детей-инвалидов.
Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни.
Устройство на короткий период времени - (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы.
Существует ряд отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью.
3.Осуществляется профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка.
4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
С 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве», в связи с этим меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения.
Меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения. Ранее патронатный воспитатель обладал только ответственностью за жизнь и здоровье воспитанника и выполнял свои функции на основании договора с детским домом. Теперь патронатный воспитатель становится соопекуном и полномочным представителем ребенка: он волен определять процесс его воспитания и содержания, представлять его интересы при лечении и при заключении под стражу.
Список литературы
1. В помощь социальному педагогу: сборник статей. – Владивосток, 2001
2. Другие дети: социальный проект по профилактике сиротства /Электронный ресурс/ - Режим доступа www.drugie-deti.ru
3. Закон Приморского края от 10.05.2006 г. N 357-КЗ "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае".
4. Из опыта работы регионов России по внедрению семейных форм жизнеустройства детей-сирот: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2001
5. Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2002
6. К новой семье: проект содействия развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей /Электронный ресурс/ - Режим доступа www.innewfamily.ru
7. Общественная организация «Прикосновение»: Анализ законов о патронате /Электронный ресурс/ -Режим доступа www.patronat-info.ru
8. Профилактика сиротства в России /Электронный ресурс/- Режим доступа www.sirotstvo.ru
9. Россия без сирот /Электронный ресурс/ - Режим доступа www.opekinfo.ru
10. Усыновление в России: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ /Электронный ресурс/ - Режим доступа www.usynowite.ru
11. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций.- М.: «А-Приор», 2008.
[1] В помощь социальному педагогу: сборник статей/ под ред. И.И.Осиповой – Владивосток, 2001- С.4
[2] В помощь социальному педагогу: сборник статей/ под ред. И.И.Осиповой – Владивосток, 2001- С.4
[3] Усыновление в России: Создание новой модели работы по опеке и попечительству/ Электронный ресурс/.-Режим доступа: www.usynovite.ru
[4] Усыновление в России: Создание новой модели работы по опеке и попечительству/ Электронный ресурс/.-Режим доступа: www.usynovite.ru
[5] Закон Приморского края «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в приморском крае» от 26.04.2006г.
[6] Усыновление в России: Суть патронатного воспитания и его отличие от других форм./Электронный ресурс/. – Режим доступа: www.usynovite.ru
[7] Россия без сирот: Патронатное воспитание /Электронный ресурс/.- Режим доступа: opekainfo.ru
[8] Россия без сирот: Патронатное воспитание /Электронный ресурс/.- Режим доступа: opekainfo.ru
[9] Россия без сирот: Мотивация патронатного воспитателя / Электронный ресурс/.- Режим доступа: opekainfo.ru
[10] Россия без сирот: Мотивация патронатного воспитателя /Электронный ресурс/.- Режим доступа: opekainfo.ru
[11] Россия без сирот: Мотивация патронатного воспитателя /Электронный ресурс/.- Режим доступа: opekainfo.ru
[12] Усыновление в России: Оценка и отбор кандидатов. / Электронный ресурс/.- Режим доступа: www.usynovite.ru
[13] Общественная организация «Прикосновение»: Анализ законов о патронате/ Электронный ресурс/-Режим доступа: www.patronat-info.ru
[14] Усыновление в России: Суть патронатного воспитания и его отличие от других форм./Электронный ресурс/. – Режим доступа: www.usynovite.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Открытый университет ДВГУ Специальность социальная работа Кафедра
Информационное общество и его взаимодействие с культурой
Социальные технологии
Проблемы женщин на фирмах
Социальное обеспечение и социальная защита в России
Политическая субкультура старшеклассников
Социальная ответственность бизнеса в западных странах и в России
Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ
Социокультурный подход к проблеме социального сиротства
Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Социальные нормы как регуляторы поведения личности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.