Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нтеллигенци€ в годы ѕерестройки — »стори€

 онтрольна€ работа є1

студента I курса, 1 группы,

ќ«ќ ёридического факультета

»ванченко ƒ. —.

 

ѕо истории на тему Ђ»нтеллигенци€ в годы перестройкиї


Ђѕонимание необходимости реформ было выношено, € бы сказал, выстрадано обществом. » задача реформаторов состо€ла не столько в том, чтобы сочин€ть новые модели и нав€зывать их обществу, сколько в том, чтобы сн€ть ограничени€, тормоза, избавить общество от несвободы и дать возможность дл€ дальнейшего развити€ в рамках общецивилизационных процессов. ¬едь мы через большевистскую модель по сути дела выключили —оветский —оюз и –оссию из этого общецивилизационного процесса.

я убежден, что реформы были жизненно необходимы. ƒругое дело Ц что в результате получилосьЕї

ћ. √орбачев о необходимости реформ.

11 марта 1985 года состо€лс€ внеочередной ѕленум ÷   ѕ——, на котором избрали нового √енерального секретар€ Ц ћихаила √орбачева. —овсем скоро на апрельском ѕленуме ÷   ѕ—— √орбачев выступил с за€влением о необходимости преобразований в жизни —оветского —оюза. ¬ качестве основного направлени€ он обозначил Ђускорение социально-экономического развити€ страныї. ѕредполагалось совершить масштабную и быструю технологическую модернизацию, переоснащение народно-хоз€йственного комплекса, а вместо строительства новых предпри€тий, направить государственные бюджетные средства на реконструкцию старых. ¬ стране начались серьезные перемены. ¬ мае 1985 года было издано постановление ÷  Ђќ мерах по преодолению пь€нства и алкоголизмаї. —огласно этому постановлению, были введены жесткие ограничени€ на продажу алкогольной продукции, а ее производство должно было существенно сокращатьс€ каждый год. ќднако, как мы знаем теперь, антиалкогольна€ кампани€ не принесла ожидаемых результатов. Ќаоборот, вместо положительных последствий, наступили негативные: с 1985 по 1987 года казна потер€ла примерно 70 млрд. рублей! ¬ итоге, кампани€ была свернута.

—вое последующее развитие новый курс на Ђускорениеї получил на XXVII съезде  ѕ—— в феврале-марте 1986 года. Ќа съезде за€вили, что уже к 2000 году экономика страны должна удвоитьс€, а уже к 1990 году (всего лишь за неполных четыре года) ———– должен достигнуть уровн€ наиболее передовых стран. “акже вводилась нова€ государственна€ программа Ђ∆илье-2000ї, согласно которой кажда€ советска€ семь€ к 2000 году должна была получить отдельную квартиру или дом.

 оренные перемены в политическом курсе страны не могли не отразитьс€ на представител€х советской интеллигенции. Ќебезынтересен вопрос, что и в какую сторону изменилось в их жизни в годы перестройки?

–аскроем дл€ начала значение пон€ти€ Ђинтеллигенци€ї и определим, кто же к ней относитс€. —амо слово Ђинтеллигенци€ї в своем современном понимании имеет русское происхождение. ¬ качестве термина это пон€тие стали употребл€ть с 60-х годов XIX века. јвтором термина Ђинтеллигенци€ї считаетс€ русский писатель ѕ. ƒ. Ѕоборыкин. ¬ 1870 году вышел в свет его роман Ђ—олидные добродетелиї, в котором Ѕоборыкин и ввел в обиход термин Ђинтеллигенци€ї истолковав его следующим образом: Ђѕод интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в насто€щую минуту, так и ранее, на всем прот€жении XIX века и даже в последней трети XVIII векаї. ¬. ƒаль в своем Ђ“олковом словареї определ€л термин Ђинтеллигенци€ї немного точнее Ц Ђ»нтеллигенци€, в значении собирательном, разумна€, образованна€, умственно развита€ часть жителейї. —хожее мнение по поводу определени€ термина было и у ¬. ». Ћенина. –ассматрива€ интеллигенцию со стороны особенностей ее де€тельности, Ћенин интерпретировал этот термин как совокупность людей, занимающихс€ умственным трудом.

ќтношение к интеллигенции было неоднозначным. –авно как и ее положение в социальной структуре общества. ѕротиворечивые отношени€ интеллигенции как с властью, так и с простым народом, €вились причиной тому, что некоторые ученные –оссии начала XX века считали интеллигенцию новым эксплуататорским классом. »нтеллигенцию считали новой эксплуататорской общественной силой. ≈й приписывали хищнические черты, и видели в ее действи€х нацеленность на возвышение своего социального статуса с последующим классовым господством.

ќдно из современных определений термина Ђинтеллигенци€ї заключаетс€ в следующем: Ђинтеллигенци€ Ц это крупна€ социально-культурна€ общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихс€ творческим умственным трудомї.

  интеллигенции можно отнести довольно широкие массы людей. Ёто и ученные, и религиозные де€тели, и писатели, и художники, и музыканты и многие другие посв€тившие себ€ так или иначе умственному труду, если и не состо€щему целиком и полностью из творчества, то неразрывно с ним св€занному.

ѕредставител€ми интеллигенции €вл€ютс€ люди с совершенно различным образованием, духовным миром и социальным положением. ¬месте с тем, говор€ об интеллигенции как об определенном общественно-социальном виде людей, нельз€ относить к ней людей в произвольном пор€дке, на основании собственного мнени€ или идейных убеждений. —овременна€ социальна€ наука сформировала несколько признаков, €вл€ющихс€ общими дл€ всех интеллигентов. ќсновными из них считаютс€:

1)ориентаци€ на общечеловеческие качества, приверженность идеи справедливости;

2)единство духовного мира интеллигента с духовным миром людей, интересы которых он выражает;

3)верность народу, патриотизм, творческа€ одержимость;

4)личностное начало дл€ интеллигента Ц высша€ ценность, он стремитс€ к независимости, к свободе вообще, и к свободе самовыражени€ в частности;

5)непоколебимость в отстаивании своих позиций, вызванных совестью и убеждением;

6)своеобразное, двойственное осознание действительности, привод€щее нередко к серьезным политическим колебани€м, про€влению консерватизма.

“акое выделение общих признаков представителей интеллигенции позвол€ет лучше пон€ть, кто в действительности к ней принадлежит. » в самом деле, к интеллигенции традиционно относ€т, например, писателей и де€телей науки. ѕисател€м само собой присущи все вышеперечисленные черты, но так же не лишены их и ученые. ’от€ в данном случае уместно, пожалуй, сделать небольшую оговорку Ц признаками интеллигенции обладают в полной мере лишь те ученые (впрочем, как и писатели), которые занимаютс€ своим делом не столько ради собственной выгоды, удовлетворени€ собственной алчности, сколько ради самого дела.  ак говоритьс€, Ђнаука Ц ради наукиї.

„то касаетс€ русской интеллигенции, то она всегда считалась интеллигенцией особой. Ќ. Ѕерд€ев в своей книге Ђ–усска€ иде€ї высказывалс€ о ней так: Ђ–усска€ интеллигенци€ есть совсем особое, лишь в –оссии существующее духовно-социальное образование. Е »нтеллигенци€ была идеалистическим классом, классом людей. ÷еликом увлеченных иде€ми и готовых во им€ своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. »нтеллигенци€ не могла у нас жить в насто€щем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. Е »нтеллигенци€ была русским €влением и имела характерные русские черты, но она чувствовала себ€ беспочвеннойї.

Ќа самом деле, если говорить именно о русской интеллигенции, то не все так просто с определением относ€щихс€ к ней категорий людей. ¬ –оссии определение пон€ти€ Ђинтеллигенци€ї св€зана не только с особенност€ми профессии человека, но и в значительной степени с его духовной организацией. ѕредставител€ми русской интеллигенции могут выступать не только высокообразованные люди, занимающиес€ умственным трудом. ¬виду национальных особенностей русского народа, в –оссии интеллигент это не только определение рода профессии человека, но, прежде всего, состо€ние его души. Ќравственный настрой, духовна€ красота, нетерпимость к любым отступлени€м от вс€ких этических норм, трезва€ самооценка своей личности, способность понимани€ человеческого в человеке, способность ощущать трагедии, переживаемые человечеством в целом Ц вот, пожалуй, главные отличительные черты русского интеллигента.

»нтеллигенци€ всегда была мощной движущей силой во всех сферах социально-общественной жизни. —огласно убеждени€м некоторых современных ученых-историков именно сила интеллигенции €вилась подлинной причиной перестройки. ”ченые утверждают, что Ђверхушкаї советской интеллигенции разочаровалась в идеологии Ђразвитого социализмаї, формировавшей государственный строй в —оветском —оюзе и разрушила его при помощи реформ перестройки, продиктованных курсом на Ђускорениеї.

ќтношение самой интеллигенции к государственной власти всегда было и остаетс€ весьма неоднозначным. ¬ большей степени интеллигенци€ относитс€ к власти все же непримиримо оппозиционно. »стори€ знает немало примеров, когда во главе активных движений направл€вших свои силы на борьбу с действовавшей властью, становились люди, которых можно причислить к разр€ду интеллигентов своих времен.

јктивна€ или пассивна€ борьба интеллигенции со властью вр€д ли когда-либо прекратитс€. Ќет ни одного политического режима, и не может быть ни одного политического курса, который устраивал бы абсолютно всех граждан страны, в которой они установлены. Ёто нагл€дно подтверждают любые выборы в √осударственную ƒуму, например, прошедшие 2 декабр€ 2007 года. Ѕольшинство избирателей (более 60 %) проголосовали за представителей политической партии Ђ≈дина€ –осси€ї, а, следовательно, и за их политический курс. Ќо были среди избирателей и те (более 30%), кто голосовал за представителей других партий, фактически выража€ в общей массе несогласие с курсом Ђ≈диной –оссииї. ¬от и получаетс€, что хоть большинство граждан и устраивает в той или иной степени действующий государственный строй, все же имеетс€ немала€ часть населени€ несогласна€ с ним. —реди представителей интеллигенции, несомненно, найдутс€ те, кто поддержит и встанет на своего рода защиту интересов того меньшинства, которое против действующей политики.

¬ернемс€ теперь к вопросу о вли€нии событий перестройки на представителей русской интеллигенции. ƒл€ того чтобы лучше пон€ть сущность этого вли€ни€ рассмотрим конкретные примеры. »зменени€, произошедшие в жизни русской интеллигенции вследствие перестроечных преобразований, нельз€ назвать однозначно положительными или однозначно отрицательными.

¬ €нваре 1987 года была объ€влена Ђѕолитика гласностиї. ќна ликвидировала множество ограничений, запретов на критику, существовавших ранее. “акже была существенно уменьшена цензура в средствах массовой информации. Ѕыли реабилитированы некоторые литературные де€тели, обвин€емые ранее в антисоветской пропаганде. “акже начали допускать к открытой печати многие литературные произведени€, находившиес€ под строжайшим запретом.

 оренные изменени€ претерпели отношени€ власти с религией. ѕросто€вший очень долгое врем€ принцип, высказанный ¬. ». Ћениным, Ђ–елиги€ Ц опиум дл€ народаї, как будто отодвинули на задворки. » даже не просто отодвинули, а, быть может, и вообще упразднили.

≈ще в начале перестройки, вскоре после объ€влени€ Ђѕолитики гласностиї, прошли встречи ћ. √орбачева с патриархом –оссийской ѕравославной ÷еркви ѕименом.  роме того, √орбачев проводил беседы и с представител€ми других религиозных конфессий.

¬ 1988 году в —оветском —оюзе прошли меропри€ти€, посв€щенные тыс€челетнему юбилею крещени€ –уси. –азрешили организацию новых религиозных общин, которые прошли официальную регистрацию. ¬ стране открылись духовные учебные заведени€ и были увеличены тиражи издаваемой религиозной литературы.

¬ерующим начали возвращать культовые здани€, отобранные и закрытые или приспособленные под другие нужды, в годы антирелигиозной политики советского правительства.  оренной перелом взаимоотношений власти с церковью произошел еще и в том, что вместо прежнего повального уничтожени€ храмов, дали разрешение на строительство новых.

Ќескольких особо выдел€ющихс€ церковных иерархов избрали депутатами в ¬ерховный —овет ———–.

 ак ни старались в свое врем€ предыдущие главы страны уничтожить в –оссии религию, она никогда не исчезала из душ русских людей. ј с введением новой государственной политики, люди перестали бо€тьс€ выражать свои религиозные убеждени€. “аким образом, люди получили право на свободное вероисповедание, которое позднее было закреплено в новой конституции.

ѕеремены в годы перестройки произошли в жизни многих известных людей. “ак, например, произошло с известным русским писателем јлександром —олженицыным. 13 феврал€ 1974 года развернута€ некоторое врем€ назад в прессе кампани€ против —олженицына достигла своего пика. —олженицын был арестован и заключен в изол€тор Ћефортово. “огда же его лишили советского гражданства и выслали из страны. ≈ще в самом начале перестройки его продолжали обвин€ть Ђпредательской де€тельностиї. ќднако благодар€ Ђѕолитике гласностиї, снимавшей многие ограничени€, отношение власти к —олженицыну стало мен€тьс€. ¬ —оветском —оюзе стали печатать его произведени€. ¬ конце 1988 года шестнадцать де€телей культуры и писателей к √енеральному секретарю ÷   ѕ—— ћ.√орбачеву с протестом против задержки публикации в журнале ЂЌовый мирї книги —олженицына Ђјрхипелаг √”Ћј√ї. ¬ тоже врем€ друга€ группа писателей —оветского —оюза предложила —екретариату правлени€ союза писателей ———– восстановить —олженицына в р€дах —оюза.

ќкончательно ситуаци€ помен€лась в 1990 году. ¬ышел в свет полный текст книги Ђјрхипелаг √”Ћј√ї. ¬ журнале ЂЌовый мирї начинаютс€ публикации романа Ђ¬ круге первомї. ј 16 августа указом президента ———– —олженицын был восстановлен в советском гражданстве. ¬ том же году —олженицыну присудили государственную премию за Ђјрхипелаг √”Ћј√ї, от которой он отказалс€, сказав: ЂЁта книга Ц о страдани€х миллионов, и € не могу собирать на ней почетї.

ѕеремены также коснулись и представителей музыкального творчества. Ѕыли разрешены исполнители, которых слушали и раньше, но Ђиз подполь€ї. —реди них известный русский рок-исполнитель »горь “альков. ћного интересного св€зано с этим именем. ≈му вроде бы и разрешили петь, разрешили выступать на концертах, но, тем не менее, недовольство советским правительство его творчеством не уменьшилось. Ќо это и пон€тно. ¬о многих своих песн€х “альков пр€мо высказывалс€ против многих существующих гран€х советского стро€. ¬спомнить хот€ бы некоторые из его известных песен Ђ ѕ——ї, Ђ√лобусї и Ђ–осси€ї. »х тексты не могли не вызывать у действовавшего тогда правительства резко негативные отклики. Ќапример, в песне Ђ√лобусї есть такие строки:

Ђѕокажите мне такую страну,

√де герои-ветераны войны живут хуже рабовЕї

ЂЌе вращайте глобус, люди Ц

¬ы не найдете.

Ќа планете земл€

—тран таких не отыскать,

 роме той роковой,

¬ которой вы все не живете.

Ќе живете, потому что нельз€

Ёто жизнью назватьЕї

¬ песне Ђ ѕ——ї высказывались пр€мые нелестные реплики в адрес Ђмашины с дь€вольским названием  ѕ——ї. ”дивительно, что “альков не был объ€влен предателем страны. ƒо сих пор в народе ходит верси€, что смерть »гор€ “алькова никакой не несчастный случай. ћногие считали и считают, что имело место политическое убийство.

¬ годы перестройки были значительно ослаблены политические гонени€ на известную рок-группу Ђћашина времениї и ее солиста јндре€ ћакаревича. ¬ конце перестройки на российском телевидении по€вилась кулинарна€ телепередача Ђ—макї, ведущим которой стал ћакаревич.

Ѕольшое развитие именно во врем€ перестройки получила авторска€ (бардовска€) песн€. ѕроходили концертные выступлени€ многих известных бардов Ц Ѕулата ќкуджавы, ёри€ ¬избора и многих других. ѕомимо концертов были также фестивали бардовской песни. —амым известным из них стал √рушинский фестиваль. ќн проходил под  уйбышевым (ныне —амара). —отни простых людей съезжались к сцене выполненной в форме гитары послушать любимых исполнителей-бардов, посидеть у костра с гитарой. ¬ отличие от концертов, на √рушинский фестиваль не продавались билеты, и не взималась никака€ друга€ плата. Ёто был как туристический поход.

»зменени€ произошли и на телевидении. ¬ эфире каналов центрального вещани€ начали по€вл€тьс€ интересные телепередачи. ќткрылась дорога в свет многим молодым журналистам-телевизионщикам. ¬ числе открывавшихс€ в то врем€ телепередач были и передачи, в которых обсуждались темы политики. ѕри чем они не были абсолютно Ђгладкимиї. ќбсуждались не только позитивные с точки зрени€ действовавшей в то врем€ власти вопросы и не только с положительной стороны, но и негативные моменты различных вопросов, да и полностью негативные вопросы.

¬ числе таких новых телепередач была программа ¬ладислава Ћистьева Ђ„ас пикї. ¬ ней как раз затрагивались и политические вопросы. Ќе редко на обсуждение в этой передаче выносились даже весьма острые и противоречивые элементы советского стро€. Ёто, конечно, было в новинку советскому человеку.

ѕо€вились и телепередачи, рассказывающие о жизни простых рабочих людей. » оп€ть же в них говорилось не только о хороших элементах человеческой жизни, но и о не совсем при€тных.

Ќе все, конечно, стало сдвигатьс€ только в лучшую сторону. Ќекоторые довольно попул€рные и любимые народом телепрограммы были закрыты в годы перестройки.

 оренные перемены наступили и в принципе передачи новостей. ¬ доперестроечные годы, след€ за выпусками отечественных новостей, могло сложитьс€ впечатление, что в —оветском —оюзе никогда не происходило и не происходит ничего опасного. ќбо всех катастрофах, происходивших в пределах ———–, старательно умалчивали. —ообщалось о них только в тех случа€х, когда ввиду обсто€тельств, не представл€лось возможным скрыть от общественности информацию о таком происшествии.

»менно в годы перестроечной Ђѕолитики гласностиї система подачи информации в новостных телепередачах изменилась. ќна стала гораздо более полно отражать действительную реальность. ј в реальности в —оветском —оюзе были все те же €влени€ антропогенного, техногенного и природного характера, что и в других странах мира.

Ќе все в жизни русской интеллигенции, однако, изменилось в лучшую сторону. —ерьезный урон был нанесен представител€м интеллигенции из науки. ќдной из характерных черт новой государственной политики стало значительное сокращение финансировани€ науки. √осударство перестало почти полностью считать науку значимым фактором развити€ страны. Ёто привело к всеобщему пренебрежению к науке вообще и к ученым в частности.

—нижение финансировани€ науки привело к ее фактическому обнищанию. ѕри чем произошло это не только с качественной, но так же и с количественной стороны. ”ровень зарплаты научных сотрудников упал до весьма низкой отметки.  оснулось это как младшего научного состава, так и тех, кто уже не один год своей послеинститутской жизни посв€тил науке.

ќдним из элементов народного творчества €вл€етс€ сочинение анекдотов. » этот вид народного творчества, пожалуй, как никакой другой быстро реагирует на негативные изменени€ в жизни страны.

¬ годы перестройки в св€зи с обнищанием науки, родилс€ такой анекдот: Ђѕрофессор »ванов с детства мечтал стать продавцом. ¬ наши годы его мечта сбыласьї. ƒействительно, с уменьшением финансовых ассигнований из государственного бюджета, многие далеко не последние лица науки были просто вынуждены бросить любимую работу и уйти, например, в торговлю.

—кладывалась така€ ситуаци€, что простой р€довой рабочий, занимавшийс€ неквалифицированным трудом, получал заработную плату более высокую, чем многие научные сотрудники с дипломами высших учебных заведений. Ќесомненно, рабочие профессии необходимы любой стране, любому обществу, но ведь нельз€ преуменьшать и роль инженерных профессий. Ќапример, токарь (неквалифицированный рабочий) нужный сотрудник. Ѕез токар€ некому будет работать на станке, а, следовательно, не будет деталей дл€ механических приборов. Ќо без инженера, способного профессионально спроектировать станок, токарю не на чем будет работать. ≈сли даже будет сотн€ токарей, но не будет станка, не будет того, кто способен его придумать и спроектировать, необходимых дл€ машиностроительной промышленности деталей также не будет.

Ќа самом деле, очень трудно установить кака€ же категори€ профессий более важна дл€ общества и страны Ц инженерна€ или рабоча€. ’от€, впрочем, это бессмысленно и пытатьс€ сделать. Ёти две категории, как показывает вышеописанный пример, не могут существовать раздельно. Ѕез первой Ц нет второй, и наоборот.

 огда окончательно подн€ли Ђжелезный занавесї и процедура выезда из —оветского союза упростилась, политика невнимани€ к науке привела к грандиозной эмиграции ведущих научных сотрудников за границу. Ёмиграци€ достигла ужасающих размеров. ¬ историю она вошла как Ђутечка мозговї.

—трана потер€ла колоссальные массы высоко квалифицированных специалистов и ужасающе огромное множество самых передовых научных разработок. ћногие научные открыти€ оказались совершенно Ђненужнымиї —оветскому —оюзу. ќднако, западные страны, куда уехали наши ученые, забрав с собой свои разработки, охотно прин€ли их и выделили русским специалистам средства на дальнейшее продвижение таких разработок.

»з всего числа тогдашних эмигрантов лишь небольша€ часть покинула ———– из идейных убеждений или давнего желани€ жить в другой стране. Ѕольшинство же вынуждено было уехать. Ћюди, которые посв€тили свою жизнь науке, зачастую просто не могли оставатьс€ на –одине. ќдной причиной служило то, что их труды были здесь никому не нужны, даже принцип Ђнаука Ц ради наукиї фактически был низведен к минимуму. ¬торой причиной был, несомненно, материальный аспект. Ќередко научные сотрудники с трудом могли прокормитьс€ сами, а уж о том, чтобы обеспечивать семьи можно даже не говорить. ћногие люди, покинувшие из-за нужды в то врем€ —оветский —оюз, до сих пор скучают по –одине, но в силу все того же материального вопроса по-прежнему не могут вернутьс€ домой.

¬р€д ли кто-то поспорит с тем, что такое пренебрежительное отношение в —оветском —оюзе в годы перестройки к науке, принесло стране весьма негативные плоды. ћножество научных разработок, нашедших обширное практическое применение в зачастую совершенно различных област€х человеческой де€тельности, принадлежит нашим ученым. Ѕолее того, они были созданы еще в ———–, и Ђушлиї от нас вместе с Ђвынужденными переселенцамиї.

“ому существует немало €рких примеров. Ћазерные технологии, которые сейчас используютс€ в быту подавл€ющим большинством цивилизованного населени€ планеты, были разработаны еще в —оветском —оюзе нашим ученым ѕрохоровым. “огда его труды не вызвали у советского правительства никакого интереса. ј вот западные компании живо ухватились за эти разработки. —овременные видео-плееры, компьютерные приводы дл€ чтени€ дисков и многое другое, что имеетс€ сейчас почти в каждом доме и уже стало дл€ нас вполне привычным, оказалось возможным создать благодар€ открыти€м ѕрохорова. ¬с€ эта техника есть сейчас и в –оссии. Ќо мы вынуждены покупать ее у запада. ѕокупать то, что когда-то отдали даже не за грош, а даром.  рупные западные компании зарабатывают сотни миллионов долларов ежегодно, благодар€ халатности советского правительства, упустившего в свое врем€ по истине важное научное открытие.

≈ще одним красочным примером выступает теори€, разработанна€ молодым русским ученым. ¬ то врем€, когда военные организации многих стран грезили мечтой о самолете-невидимке, теори€, позвол€вша€ создать такой самолет была разработана в —оветском —оюзе. Ќо, как многие другие, не заинтересовала никого, кроме самого автора. „еловек, совершивший столь серьезное открытие, был также вынужден эмигрировать в јмерику. “ам теорией активно заинтересовались в ÷–”. — того момента началось создание самолета-невидимки.

 огда самолет, получивший название Steals (в переводе с английского Ђскрытыйї) или серийное наименование F-117 удалось сконструировать, это стало гигантским прорывом в области самолетостроени€. Ќа том момент аналогов —тэлса не было ни у одной страны. F-117 быстро поставили на вооружение в ¬¬— —Ўј. ƒолгое врем€ эти самолеты наводили ужас на потенциальных противников —оединенных Ўтатов. Ќи одна существовавша€ тогда –адиолокационна€ система не могла зафиксировать пребывани€ —тэлса в воздушном пространстве.

—оединенные Ўтаты предполагали использовать —тэлсы дл€ доставки €дерных боеголовок. ¬ последствии от этой идеи отказались, как от не состо€тельной. —пуст€ некоторое врем€ тот же советский ученый, получивший признание в —Ўј, разработал теорию, противоположную той, на которой базируетс€ —тэлс. Ќова€ теори€ позвол€ла создать –адиолокационные станции, которые могли бы обнаруживать —телс.

Ќе смотр€ на то, что сейчас уже существуют способы обнаружени€ знаменитого, к сожалению, американского самолета-невидимки —тэлс, эти летательные аппараты до сих пор сто€т на вооружении в ¬¬— —Ўј.

¬ 1999 году произошел небывалый случай. ќдин сербский офицер войск противовоздушной обороны прославилс€ на весь мир. Ќа старой военной технике, не позвол€вшей обнаруживать самолеты серии F-117, ему удалось сбить один из —телсов. Ќовость о небывалом случае прогремела на весь мир Ц на столько необычным стало это событие.

јналогов —тэлса не существовало долгое врем€ ни в одной стране. » это маленькое господство в части воздушного пространства досталось —оединенным Ўтатам. ј ведь могло быть у —оветского —оюза. Ќо тогдашнее правительство ———– посчитало новую теорию очередной чисто научной и совершенно не интересной с практической точки зрени€ гипотезой.

ƒругой масштабной научной разработкой стал космический аппарат ЂЅуранї. ќн принципиально отличалс€ своей конструкцией от использовавшихс€ в то врем€, в цел€х освоени€ космического пространства, ракет.  онструкторский план ЂЅуранаї был предложен выдающимс€ русским ученым  оролевым как раз в 1980-х годах. ѕо началу проект был поддержан советским правительством. јналога разработкам ЂЅуранаї не было ни у кого в мире. ƒаже —оединенные Ўтаты јмерики не имели ни чего подобного. ѕравительство —оветского —оюза какое-то врем€ финансировало развитие проекта ЂЅуранї.

„ерез некоторое врем€  оролеву отказали в финансировании дальнейшего развити€ проекта. ќтказ был обоснован прин€тым решением, что стране космический корабль ЂЅуранї не нужен.

¬оврем€ подсуетилась разведка —оединенных Ўтатов. ¬ыража€сь простым €зыком, —Ўј просто украли –оссийскую разработку. Ќа основе чертежей конструкторского бюро  оролева, американска€ космическа€ промышленность, внес€ свои небольшие коррективы, создала знаменитые на весь мир космические корабли ЂЎаттлї. Ќо по сути дела, американский ЂЎаттлї Ц это наш, советский, –оссийский ЂЅуранї.

ќчень много советских научных разработок такого же большого значени€, как ЂЅуранї, самолет-невидимка, и более малого значени€, Ђутеклої в другие страны.

Ќекоторых ученых, уехавших в годы перестройки за границу и забравших с собой туда значимые научные разработки, называли позже предател€ми –одины. Ќо если посмотреть объективно, сама государственна€ власть перестроечной –оссии вынудила их совершить такой шаг.

ќчень больша€ часть таких научных де€телей открыто за€вл€ет о своем сожалении, что их работы не захотели прин€ть во внимание в их родной стране. ”ченые говор€т, что, конечно, они предпочли бы остатьс€ в своей стране, и работать в своей стране.

¬ годы перестройки на научной отрасли страны почти что поставили крест. ѕомимо резкого сокращени€ финансировани€ различного рода научных проектов, прошли несколько волн массовых сокращений. Ђ¬ылеталиї со своих мест, как младшие научные сотрудники, так и профессора с солидным стажем.

“акое отношение распростран€лось не только на более далекие от реальности, как считалось в то врем€, научные отрасли, но и на отрасль, котора€ €вл€етс€ одной из важнейших Ђартерийї любой страны Ц военно-промышленный комплекс. Ќа предпри€ти€х, работавших в области оборонной промышленности, проходили масштабные сокращени€ штатов. –езко было урезано финансирование оборонной промышленности в целом.

Ѕыли закрыты некоторые научно-исследовательские институты. ј высшее образование стало стремительно падать в цене.

“акое отношение к отрасл€м науки и ее представител€м привело к тому, что многие профессиональные ученые, инженеры, конструкторы вынуждены были переквалифицироватьс€ в простых рабочих.

≈сли до времен перестройки вс€кое частное предпринимательство €вл€лось противозаконным, то нова€ политика позволила группам людей организовать свои небольшие предпри€ти€ Ц кооперативы.  ак раз в кооперативы и подались многие Ђсокращенныеї научные сотрудники.

Ќе редко владельцы кооперативов (бывшие инженеры и профессора) находили на мусорных свалках станки, отслужившие свое, или покупали их за бесценок пр€мо с заводов, восстанавливали и таким образом налаживали свой маленький бизнес.

 ак уже было сказано выше, трудно, а то и вообще невозможно, однозначно определить на сколько положительно реформы перестроечного курса на Ђускорениеї отразились на русской интеллигенции. —лишком обширно само пон€тие интеллигенции, слишком различные категории людей оно включает в себ€.

— одной стороны, Ђѕолитика гласностиї позволила многим представител€м, так называемой, Ђтворческой интеллигенцииї (писатели, поэты, художники, кинематографы и другие) вздохнуть облегченно, выйти из темного подполь€, и открыто высказать о своих взгл€дах на жизнь и на существующий политический строй. — другой стороны, была унижена и чуть вовсе не раздавлена Ђнаучна€ интеллигенци€ї. Ћюди, которые годами получали знани€, накопленные предшественниками, которые стремились к получению новых знаний каждый в своей области, которые отдали пол жизни, а то и почти всю жизнь, во благо того, во что верили Ц во благо советской науки, оказались просто ненужными. » фактически процесс сокращени€ штатов работников научных отраслей €вилс€ своего рода приговором: Ђизвините, но вы здесь больше никому не нужныї.

ћногие считают, что перестройку можно назвать бархатной революцией. ¬озможно, это и так. ¬едь что такое революци€? –еволюци€ Ц это, прежде всего, коренные резкие перемены в жизни народа той страны, в которой свершаетс€ революци€. ј бархатна€ революци€ Ц это революци€ без крови народа. јбсолютно бескровной революции в том или ином смысле не бывает. ≈сли в ходе революции и не происходит гражданской войны одной части народа с другой, то все равно кровь в пр€мом или переносном смысле проливаетс€.

ѕроцесс перестройки характеризуетс€ стремительностью и кардинальностью. ѕерестроечные реформы в жизни —оветского —оюза, в конце концов, привели к воцарению в стане преданархического состо€ни€. „то в итоге €вилось причиной развала —оюза —оветских —оциалистических –еспублик.

—уществует, однако, мнение, что не перестройка привела к распаду ———–, а назревающий распад привел к перестройке. —ейчас, наверное, трудно судить об этом стопроцентно объективно. »сторическа€ наука представл€ет огромный интерес дл€ политики. ¬ независимости от стро€ прин€того в государстве, политика вли€ет на историческое отражение событий. ћногие ученые-историки утверждают, что вли€ние политики на отражение и интерпретацию исторических фактов распростран€етс€ на последние двести лет. “ак в XIX веке политизирована была истори€ XVII Ц XVIII веков. ≈сли исходить из этого убеждени€, можно сделать вывод, что подлинные факты перестройки откроютс€ нам не раньше 2200 года.

ѕолитическое вли€ние на историческую науку, несомненно, не подлежит сомнению. ¬едь историю учит нас не просто тому, что было раньше, но и как избежать повторени€ одни и тех же ошибок в будущем. ќшибка, по сути, это неверное действие, приведшее к негативным последстви€м, вместо ожидаемых позитивных. ј так как позитивность последствий оценка сугубо субъективна€, то одно и тоже событие, одно и тоже последствие, разными людьми, равно как и разной властью, может признаватьс€ как крайне негативным, так и крайне позитивным, или вообще никаким. ѕоэтому историческа€ наука Ц один из важнейших политических инструментов.

ќбидно, конечно, что приходитьс€ очень долго ждать, пока кто-то решит, что можно, наконец, рассказать люд€м правду о том или ином событии в жизни их предков или их самих. ≈сли вообще этот кто-то придет к такому выводу. ѕри различных политических режимах вли€ние на историческую науку в основном бывает двух видов Ц непосредственной диктатуры и молчаливого сокрыти€ истинных фактов.

ƒиктаторский способ воздействи€ на историю и историков самый простой. ќн присущ тоталитарным государствам, государствам с диктаторским режимом правлени€. Ётот способ воздействи€ заключаетс€ в очень простых формулировках: Ђэто не писатьї, Ђэто писатьї, Ђэто нужно понимать такЕї, Ђа об этом даже не заикайс€ї. ƒиктаторский способ основан на пр€мых недвусмысленных приказах. »сторики получают приказы о том, как им самим нужно понимать исторические событи€ и как преподносить их другим. ≈сли они попытаютс€ противосто€ть Ђприказуї, в лучшем случае никто больше не напечатает ни одной строчки этого автора. “акой способ примен€лс€ и в –оссии в доперестроечные годы, а особенно при сталинском режиме.

Ѕлаго, что в нашей современной –оссии диктаторский способ не может быть применен. —пособ молчаливого сокрыти€ фактов единственно возможный дл€ использовани€ в нашей стране при нынешнем политическом устройстве нашего государства. ќн и гораздо гуманнее, да и гораздо умнее. Ќеугодные правительству факты просто убираютс€ в долгий закрытый €щик. Ќикому не говор€т, что Ђэтої было и понимать его нужно Ђтакї. ѕросто никто вовсе не знает, что Ђэтої имело место быть. ј что касаетс€ доступных фактов, которые можно истолковать по-разному, то и здесь власть поступает разумно. ¬ласть прекрасно знает, что народ осознает невозможность прин€ти€ за данность оценку какого-либо факта, даже очень авторитетным человеком. Ќекотора€ дол€ субъективности присутствует в любой оценке. ј каждому человеку остаетс€ лишь дл€ себ€ сделать выбор согласитьс€ ему с этой оценкой или нет. “аким образом, подобное представл€ет дл€ власти не значительную угрозу, можно сказать ничтожную.

¬озможно, нам еще долго придетс€ ждать, пока нам не откроют всю правду, ну если не обо всей перестройке, то хот€ бы о ее части. ѕока же мы можем судить лишь по тем фактам, которые видим сами.

ѕодвод€ итог, можно на вопрос, поставленный в начале, Ђчто и в какую сторону изменилось в жизни интеллигенции в годы перестройкиї, ответить так: изменилось почти все; кто-то претерпел изменени€ и в своем внутреннем мире, кому-то удалось сохранить его таким, каким он был; нельз€ ответить на вопрос о степени позитивности произошедших перемен, говор€ обо всей русской интеллигенции в целом, потому что дл€ одних ее частей жизнь изменилась в лучшую, а дл€ других и в худшую, до такой степени, что люди опускались на самое дно общества, станов€сь алкоголиками.

ќднозначен лишь вывод, что нельз€ категорично оправдать или осудить политику советской власти перестроечных годов, в отношении интеллигенции. ќна принесла и свои плохие плоды, но и хороших плодов не лишила.


—писок использованной литературы

1) Ђќтечественна€ истори€ї, 2002 г., ј.¬. ¬енков, Ќ.¬.  иселева, ј.».  озлов, ¬.ѕ. “рут, ѕ.√. „ернопицкий.

2) Ђ»стори€ –оссииї, 2004 г., ј.¬. Ћюбский и др.; »÷ Ђћар“ї

3) Ђ»стори€ –оссииї, 2002 г., ј.—. ќрлов, ¬.ј. √еоргиев, Ќ.√. √еоргиева, “.ј. —ивохина; ћосква

4) Ђќтечественна€ истори€ї, ”чебное пособие, 2002 г., ј.».  озлов, ј.¬.  ореневский, Ќ.ј. ћининков, я.ј. ѕерехов, Ќ.¬. —амарина, Ќ.¬. —тарикова, ћ.√. –езниченко, ј.¬. ўербина; ћосква

5) Ђ—олженицынї, ∆орж Ќива, ћосква, 1992 г.

6) ћатериалы некоторых учебных и научных интернет-ресурсов:

а)www.5balloff.ru Ц Ђ»нтеллигенци€ и культура –оссииї

б)www.nationalism.org Ц Ђ»нтеллигенци€ как социальный феноменї

 онтрольна€ работа є1 студента I курса, 1 группы, ќ«ќ ёридического факультета »ванченко ƒ. —. ѕо истории на тему Ђ»нтеллигенци€ в годы перестройкиї Ђѕонимание необходимости реформ было выношено, € бы сказал, выст

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»стоки могущества русского народа и гибельность идеологии фашизма
»стоки русского деспотизма
»сторическое развитие “атарстана
»стори€ государства и права –оссии
»стори€ государства и права –оссии
»стори€ государственного управлени€. ¬озникновение ƒревнерусского государства
»стори€ московского региона
»стори€ несокрушимости духа русского солдата в знаменитых сражени€х
»стори€ отечественного государства и права
»стори€ пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru