Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»спользование художественной литературы на уроках истории и во внеклассной работе — психологи€, педагогика

ѕосмотреть видео по теме  урсовой работы

¬ыполнила »ванова Ќина √ригорьевна, учитель истории Ўевелевской о/о школы

 урский областной институт повышени€ квалификации и подготовки работников образовани€.

 афедра гуманитарного образовани€

2005 г.

¬ведение.

 огда-то давно, в годы учебы в школе, € никак не могла определитьс€ с выбором своего жизненного пути. „то стану учителем, € знала еще с детства. ”чила сначала кукол, потом соседних малышей, работала н€ней в детском саду, вожатой в пионерских лагер€х. Ќо у мен€ было две страсти: истори€ и литература. Ѕлагодар€ ».ј.Ѕолотову, который вел у мен€ историю в –ыльском педагогическом училище выбор был сделан в пользу истории. ј вот любовь к литературе сохранилась.

¬олей судьбы € стала учителем в сельской основной общеобразовательной школе. ¬еду историю, уроки музыки, рисовани€. » на каждом из них € пытаюсь осуществить синтез истории с этими предметами и, конечно же, с литературой. ¬едь истори€ с литературой вообще идут рука об руку. Ћитература решает те же задачи исторического познани€, но иными, только свойственными ей средствами Ц средствами образного, картинного отображени€ прошлого и насто€щего. »спользу€ этот синтез, € работаю уже 28 лет над темой: Ђ¬оспитание нравственно-ответственной личности педагогикой сотрудничестваї.

  преподаванию истории € привлекаю разнообразные по форме и жанрам произведени€: романы, повести, поэмы, стихотворени€. ѕри отборе внимательно оцениваю историческую достоверность материала, воспитательную значимость, доступность €зыка и формы.

 ак учитель истории € не могу не быть пропагандистом исторической книги. я приучаю детей к домашнему чтению, чтобы оно стало их повседневной потребностью. „тение исторической литературы дает навыки самосто€тельного анализа событий и документов, учит умению делать простые сопоставлени€ и обобщени€, пробуждает к активности на уроках, развивает воображение, помогает закрепить и повторить пройденное. ќно формирует политические убеждени€, воспитывает нравственно.

У„тобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.Ф

¬.ќ. лючевский

ќсновные цели использовани€ художественной литературы на уроках истории.

ѕроизведени€ художественной литературы рекомендуютс€ во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаютс€ в качестве выразительного материала на уроках. » всегда художественна€ литература служит дл€ учащихс€ одним из важных источников дл€ ознакомлени€ с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитани€. ¬ы спросите: Уѕочему?Ф ƒа потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествовани€ и таким образом создают более конкретные исторические представлени€ у учащихс€.

’удожественный образ, как правило, отличаетс€ меткостью и убедительностью. » это облегчает воспри€тие исторического прошлого. ƒоказательна€ сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим €влени€м, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегос€ всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуаци€х. ќстановимс€ на конкретном примере. ≈сть в курсе истории 5 класса тема УЅрестска€ крепостьФ. Ќа уроке мы с реб€тами говорим о начале ¬еликой ќтечественной войны, о т€жести первых дней, о мужестве защитников Ѕрестской крепости. Ќо материал учебника, как мне кажетс€, предельно сух и недостаточно эмоционален. ѕоэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, € зачитываю отрывок из повести Ѕориса ¬асильева У¬ списках не значилс€Ф о последних минутах жизни лейтенанта Ќикола€ ѕлужникова.

Уќн шел строго и пр€мо, ничего не вид€, но точно ориентиру€сь по звуку работавшего мотора. » все сто€ли на своих местах, и он шел один, с трудом переставл€€ распухшие, обмороженные ноги.

» вдруг немецкий лейтенант звонко и напр€женно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие Уна караулФ. » немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

ј он, кача€сь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Ќо он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. ќн был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

—трашно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. ќдна за другой они падали на колени в холодную апрельскую гр€зь. –ыда€, прот€гивали руки и клан€лись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейс€ крепостиЕ ќн шел и шел, шел гордо и упр€мо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

¬озле машины.

ќн упал на спину, навзничь, широко раскинув рукиЕ ”пал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.Ф1

ћне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. » € спрашиваю себ€ в этот момент: У–азве бы мог школьный учебник вызвать у реб€т такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?Ф » сама себе отвечаю: У  сожалению, нетФ.

ѕривлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавани€, дают учителю возможность довести до сознани€ учащихс€ идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способству€ более прочному закреплению в пам€ти учащихс€ изучаемого исторического материала. Ќу, как здесь обойтись без примера? » в п€том, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства ѕетербурга, значени€ этого города дл€ исторического будущего –оссии. Ќа эту тему можно долго и пространно говорить. Ќо зачем? ¬едь есть ѕушкин.

УЌа берегу пустынных волн

—то€л он, дум великих полн,

» вдаль гл€делЕ

» думал он:

ќтсель грозить мы будем шведу.

«десь будет город заложен

Ќазло надменному соседу.

ѕриродой здесь нам суждено

¬ ≈вропу прорубить окно,

Ќогою твердой стать при море.

—юда по новым им волнам

¬се флаги в гости будут к нам,

» запируем на просторе.

ѕрошло сто лет, и юный град,

ѕолнощных стран краса и диво,

»з тьмы лесов, из топи блат

¬ознесс€ пышно, горделивоЕ

¬ гранит оделас€ Ќева;

ћосты повисли над водами;

“емно-зелеными садами

≈е покрылись острова,

» перед младшею столицей

ѕомеркла стара€ ћоскваЕФ1

¬ произведени€х художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособи€х, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, €ркие факты и описание облика людей прошлого. Ќапример, чтобы учащиес€ седьмого класса более четко представили себе облик ≈мель€на ѕугачева, € зачитываю отрывок из У апитанской дочкиФ ѕушкина.

УЕмужик слез с полатей. Ќаружность его показалась мне замечательна€: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. ¬ черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Ћицо его имело выражение довольно при€тное, но плутовское. ¬олоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный арм€к и татарские шароварыЕФ2

“аким образом, художественна€ литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубл€ет понимание, возбуждает живой интерес к €влени€м жизни, вызыва€ эмоциональные переживани€.

ћесто художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.

ќсновные знани€ по истории учащиес€ получают через рассказ учител€. Ќити рассказа прокладывают в сознании детей св€зи с прошлым народа и страны. —лово учител€, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопредел€ет успех обучени€. ќднако учитель не всегда находит нужную гамму €рких изобразительных средств дл€ конкретной и образной передачи знаний. Ќа помощь ему, а значит и учащимс€, должны прийти произведени€ писателей и поэтов.

ќтбира€ произведени€ художественной литературы дл€ уроков истории, € учитываю два момента. ¬о-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических €влений). —.ѕ.Ѕородин подчеркивал, что вымысел Удолжен находитьс€ в пределах исторической и бытовой достоверностиФ1. ¬о-вторых, его высокую художественную ценность.

ќтрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;

2. образы исторических де€телей и изображение народных масс;

3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваютс€ событи€ прошлого.

“.е. художественна€ литература помогает лучше усваивать исторические событи€. Ќо не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Ќужен тщательный отбор.

 лассификаци€ произведений художественной литературы дл€ уроков истории.

’удожественна€ литература, используема€ в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные пам€тники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.

„то мы относим к литературным пам€тникам?  онечно, это произведени€, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведени€, написанные современниками описываемых €влений и событий. ѕроизведени€ этой группы €вл€ютс€ своеобразными документами эпохи и служат дл€ исторической науки одним из источников знаний о прошлом.  онечно, нужно учитывать, что литературные пам€тники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взгл€дов автора. ѕоэтому необходим критический подход к художественному произведению. яркими примерами таких произведений €вл€ютс€ У—лово о полку »горевеФ, написанное в 1185 году в  иеве по случаю нападени€ половецкого хана  ончака. »ли У—казание о ћамаевом побоищеФ, посв€щенное  уликовской битве.

ƒругую группу составл€ют произведени€ исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Ёти произведени€ не €вл€ютс€ ни литературными пам€тниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Ќо они могут быть прекрасным средством ознакомлени€ учащихс€ с результатами изучени€ прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Ёти произведени€ дают нам средства дл€ конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложени€.

Ќеобходимо, чтобы учащиес€ умели различать эти группы произведений. » здесь должна быть четка€ позици€ учител€. Ќапример, на уроке истории в 8 классе, дава€ характеристику ћакарьевской €рмарке начала XIX века, € прочитаю отрывок:

УЕ перед ним

ћакарьев суетно хлопочет,

 ипит обилием своим.

—юда жемчуг привез индеец,

ѕоддельны вины европеец,

“абун бракованных коней

ѕригнал заводчик из степей,

»грок привез свои колоды

» горсть услужливых костей,

ѕомещик - спелых дочерей,

ј дочки - прошлогодни моды.

¬с€к суетитс€, лжет за двух,

» всюду меркантильный дух.Ф1

ѕри этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как ј.—.ѕушкин в романе У≈вгений ќнегинФ. Ќо в то же врем€, рассказыва€ о начале —мутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитыва€ отрывок из УЅориса √одуноваФ, стоит отметить, что ѕушкин не €вл€лс€ современником тех событий.

Ќеобходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихс€ различное отношение к беллетристическим произведени€м на исторические темы, с одной стороны, и к литературным пам€тникам эпохи - с другой, находить в этих произведени€х исторический материал, св€зыва€ его содержание с событи€ми прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.

»ногда учащиес€ мне говор€т: Ђѕосмотрели кинофильм. —колько же в нем Ђисторических ошибокї. ѕрочли книгу, а там тоже недостоверные фактыї. ќбъ€сн€ю Ц это и есть беллетристика. » очень хорошо, что мои ученики самосто€тельно замечают эти неточности.

ћетодика использовани€ художественной литературы на уроке истории.

«начение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучени€ истории широко и разносторонне. ќтсюда разнообразна и методика ее применени€.

Ѕывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. ¬ качестве примера можно привести урок в п€том классе по курсу древнего мира Уѕоэмы √омера У»лиадаФ и Уќдиссе€ФФ. »ли урок в седьмом классе по теме У–азвитие литературы и искусстваФ, когда часть урока отводитс€ изучению книги ј.Ќ.–адищева Уѕутешествие из ѕетербурга в ћосквуФ. »ли Уƒвижение под предводительством ≈мель€на ѕугачеваФ по повести ј.—.ѕушкина У апитанска€ дочкаФ. “акие уроки несомненно проход€т Уна ураФ. Ќо готовить их крайне сложно, т.к. приходитс€ из большого произведени€ тщательно отбирать материал, составл€ть из него стройный рассказ, не забыва€ при этом о плане урока и учитыва€ врем€.

Ќесколько проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. » тогда материал художественного произведени€ воспринимаетс€ не как литературна€ цитата, а как неотделимый элемент красочного изложени€. “ак, например, на уроке в седьмом классе по теме Уѕолтавска€ битваФ, описыва€ решающий момент сражени€, € всегда цитирую ѕушкина:

У» с ними царские дружины

—ошлись в дыму среди равнины:

» гр€нул бой, ѕолтавский бой!

¬ огне, под градом раскаленным,

—теной живою отраженным,

Ќад падшим строем свежий строй

Ўтыки смыкает. “€жкой тучей

ќтр€ды конницы летучей,

Ѕраздами, сабл€ми звуча,

—шиба€сь, руб€тс€ сплеча.

Ѕроса€ груды тел на груду,

Ўары чугунные повсюду

ћеж ними прыгают, раз€т,

ѕрах роют и в крови шип€т.

Ўвед, русский - колет, рубит, режет.

Ѕой барабанный, клики, скрежет,

√ром пушек, топот, ржанье, стон,

» смерть и ад со всех сторон.Ф1

Ётот отрывок очень органично вплетаетс€ в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает.

ќчень часто на уроках € использую такой прием, как краткий пересказ художественного произведени€. “ак, например, на уроке в п€том классе по теме У–елиги€ древних египт€нФ уместно использовать пересказ книги ».–ака У¬ царстве пламенного –аФ (мифы ƒревнего ≈гипта).

—тараюсь заинтересовать учащихс€, зачитыва€ отрывок из художественного произведени€, остановитьс€ на самом интересном. ѕосле этого урока книг в нашей школьной библиотеке не хватает.

 роме этого, иногда на уроках € использую краткие стихотворные цитаты. ќни, как правило, сжаты, выразительны, производ€т сильное впечатление, легко запоминаютс€. –ассказыва€ о т€жести Ћенинградской блокады, цитирую ќ.Ѕерггольц:

У—то двадцать п€ть блокадных грамм

— огнем и кровью пополамФ2

» здесь уместно вспомнить высказывание ¬ольтера:

У≈сть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко св€заны в сильные стихи, легко удерживаютс€ в пам€тиФ3

ѕомимо краткой цитаты на своих уроках € использую пространную цитату описательного или повествовательного характера. ѕримерами таких уроков могут быть: восьмой класс УЅородинское сражениеФ и чтение отрывка из У¬ойны и мираФ Ћ.Ќ.“олстого; дев€тый класс У–усско-€понска€ войнаФ и цитата из романа ј.—тепанова Уѕорт-јртурФ и т.д. „тение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и €вл€етс€ одним из приемов пропаганды книги. ¬едь не секрет, что наши дети сейчас больше зан€ты УтелекамиФ, УвидикамиФ, компьютерами и т.д. и т.п. „итают же они крайне мало. ј на таких уроках учащиес€ знаком€тс€ с лучшими образцами исторической беллетристики, расшир€етс€ их кругозор, обогащаютс€ представлени€ о прошлом.

Ќо чтение больших отрывков на уроке требует времени. ѕоэтому часто € ограничиваюсь напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимс€ литературное произведение. ѕри этом точно указываетс€ конкретный образ, эпизод. “акие ссылки оживл€ют внутреннюю нагл€дность изложени€, обогащают воспри€тие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимис€.

ѕожалуй, стоит поговорить и еще об одном из приемов использовани€ художественной литературы на уроках истории. Ёто разбор литературного пам€тника. ѕроводитс€ он либо методом комментированного чтени€, либо методом развернутой беседы. Ёта работа напоминает разбор исторического документа. ѕрочитываем вслух источник, а затем анализируем его по част€м, ставим вопросы. “аким методом мы разбираем тему УЁкономическое развитие –оссииФ в восьмом классе. –азбираем отрывок из У≈вгени€ ќнегинаФ, где даетс€ описание кабинета ќнегина, в котором имелось:

У¬се, чем дл€ прихоти обильной

“оргует Ћондон щепетильный

» по Ѕалтическим волнам

«а лес и сало возит нам,

¬се, что в ѕариже вкус голодный,

ѕолезный промысел избрав,

»зобретает дл€ забав,

ƒл€ роскоши, дл€ неги модной,-

¬се украшало кабинет

‘илософа в осьмнадцать лет.Ф1

ј затем учащимс€ предлагаютс€ вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века?  акие товары преимущественно ввозились в –оссию и кто был их покупателем? — какими странами торговала –осси€?

Ќе так давно € стала использовать на своих уроках еще один прием.  ак правило, на повторительно-обобщающих уроках. ”чащиес€ получают отрывок из литературного произведени€. » по нему они должны назвать событи€ или исторического де€тел€. » рассказать все, что им известно об этом событии или де€теле. Ќапример:

п€тый класс: У—то€л такой великий стон,

Ўел бой с такою кровью,

„то был в багрец окрашен ƒон

ƒо самого низовь€.Ф

Ќ. ончаловска€ УЌаша древн€€ столицаФ

шестой класс: Уќслепленный полководец,

Ќа возу бесстрашно сто€,

√олосом, подобным грому,

Ќаправл€ет €рость бо€.Ф

Ќ.Ћенау Уян ∆ижкаФ

¬ седьмом классе задание может быть усложнено. Ќапример, на повторительно-обобщающем уроке по теме У—мутное врем€ в –оссииФ € предлагаю учащимс€ не только определить, какому историческому лицу посв€щен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого де€тел€. “акое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживл€ет урок.

ћетоды и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. ћногое зависит от мастерства учител€, от уровн€ подготовки класса и других условий. ѕоэтому, намеча€ использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержани€ и каждый раз определ€ть, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.

»гровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.

»гра дл€ ребенка в любом возрасте интересна. ќна должна посто€нно пополн€ть знани€, быть средством всестороннего развити€ ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполн€ть жизнь ребенка интересным содержанием. »гра Ц это путь детей к познанию. ѕричем она не похожа на обычное обучение: здесь и фантази€, и самосто€тельный поиск ответа, и новый взгл€д на известные факты и €влени€, пополнение знаний, установление сходства и различи€ между отдельными событи€ми.

Ќо самое важное Ц это то, что по желанию самих учащихс€ во врем€ учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. ќна заставл€ет учащихс€ мобилизовать все свои знани€, думать, подбирать подход€щее - отбрасывать негодное, сопоставл€ть, оценивать. —ейчас очень много выпущено задачников по истории, всевозможные тесты. Ћюбимые игры у моих реб€т на компьютере Ђ÷ивилизаци€ї, Ђ то хочет стать миллионером?ї. ѕри всей сегодн€шней технике, € все же хочу, чтобы мои реб€та любили книгу. ѕоэтому использую оп€ть таки художественные произведени€. Ќапример, игра Ђѕоймай датуї.

1)1147 год.

ћосква-река, тебе хвала!

¬ веках ты видела немало.

 огда б ты говорить могла,

“ы многое бы рассказала.

“ы б рассказала нам о том,

 ак люди начали селитьс€,

«а тыном Ц тын, за домом дом

–осло на берегу твоем

Ќачало будущей столицы.

“ы отражала в глади вод

“от первый  ремль и город новый,

„то строил русский наш народ

ѕод первою стеной сосновойЕ

¬от этот первый городок

Ќа перекрестке всех дорог.

2)1380 год.

 ак мне о битве на ƒону

–ассказ продолжить мой?

„итатель, € не обману,

—казав о битве той,

„то не было еще такой.

», хоть кого спроси, -

Ђћамаево побоищеї

¬се знают на –уси!..

—то€л такой великий стон,

Ўел бой с такою кровью,

„то был в багрец окрашен ƒон

ƒо самого низовь€Е

ј кн€з€ ƒмитрием ƒонским

— тех пор прозвал народ,

» слава добра€ за ним

ƒо наших дней живет.

— помощью стихотворной формы можно Ђвоспроизвестиї и событи€ 1242,1480,1606-1607,1649,1667-1671 годов.

—уществует еще немало игр: игра по истории нашего кра€, с использованием художественных произведений Ќосова, √айдара, игра Ђ¬етер в рукописиї.

’отелось бы подчеркнуть еще одну важную черту познавательных игр, превращающих себ€ в орудие воспитани€. ќни всегда ведутс€ по определенным правилам, в игре учащиес€ мобилизуют свои знани€, обращаютс€ к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себ€. ј сознание этого приносит чувство удовлетворени€, уверенности в себе.

–оль художественной литературы в раскрытии темы ¬еликой ќтечественной войны на уроках и во внеурочное врем€.

»зуча€ раздел IV —оветский —оюз во второй мировой войне (1939-1945гг), в свои уроки об€зательно включаю стихи ќ.Ѕерггольц, Ѕ.ќкуджавы,  . —имонова, —едьмую симфонию ƒ. Ўостаковича и многие другие произведени€. Ѕольшие возможности к сближению истории с литературой открывают многообразные формы внеклассной работы с учащимис€: исторический кружок, тематические выставки и вечера, встречи, поездки, экскурсии и т.д. ѕоэтому использую уроки- повторени€, кружок, внеклассную работу. ќсобенно в этом 2005 году, в год 60-лети€ ¬еликой ѕобеды. ¬есь год насыщен подготовкой к празднику. Ёто урок Ц блок по музыке Ђѕесни, опаленные войнойї, урок Ц блок по рисованию Ђ¬ойна глазами советских художниковї.  онкурс рисунков Ђ“ебе мой защитник, посв€щаетс€ї. ¬стреча с ветеранами ¬ќ войны Ђ∆ивые, пойте о насї, встреча со вдовами Ђ≈ще не погасла свечаї. ”роки Ц блоки по истории Ђƒорогами войныї, Ђ урска€ огненна€ї, ЂЁто надо не мертвым, это надо живымїЕ —оставление интервью Ђћой разговор с участником войныї.

Ётап. —оставление плана: ќ чем € хочу узнать?

о семье

о наградах

о роде войск, в котором служил

о самом близком друге на войне

самый страшный случай на войне

самый забавный случай на войне

Ётап. ‘ормулировка вопросов.

где родились?

как узнали о войне?

где воевали?

как часто писали письма с фронта?

где встретили победу? и т.д.

Ётап.  онкурс статьи о ветеране. Ђ–асскажи о жизни ветерана ¬ќ войныї (лучшие посылаю в районную газету). ¬от одна из них:

Ђ аждый участник ¬еликой ќтечественной войны свой рассказ о боевом прошлом начинает по-разному. ѕам€ть солдатска€ особенна€, необычно восприимчива€. ќна не просто заполн€лась неожиданными, острыми впечатлени€ми фронтового быта. ” этих фронтовых впечатлений, как у осколков снар€дов, у разрывных пуль, Ђрежущие кра€ї. «абыть эти врезавшиес€ в душу суровые картины невозможно порой и много лет спуст€.

¬асилий яковлевич ѕол€нский-ветеран той жестокой войны - исключительно интересный собеседник. ќ своих друзь€х, о своем селе может говорить долго, а вот о себе все больше умалчивал.

–одилс€ ¬асилий яковлевич 14 €нвар€ 1925 года в селе Ўевелево, ќбо€нского района,  урской области. —емь€ ѕол€нских Ц надежного кресть€нского рода. ќтца своего он не помнит. –ос с отчимом. ”читьс€ в школе не довелось.

¬асилий яковлевич Ц один из ќбо€нских юношей, кто ушел на фронт в свои неполные 18 лет. ≈му было всего 16, когда в село ворвалось это жуткое слово Ђвойнаї. ѕлакали женщины, поникли старики. ј они, мальчишки, разносили повестки на фронт по селу и хуторам.

¬ 1943 году ¬асилий яковлевич сам получил повестку. ¬ это врем€ он болел тифом. ƒали отсрочку. ј 20 ма€ 1943 года повезли новобранца ѕол€нского в далекую „увашию. ƒва мес€ца готовили простого кресть€нского парнишку владеть оружием. ј потом повела его судьба фронтовыми дорогами: ћосква,  иев, ƒнепр. ѕолтора года служил в зенитной части на ƒнепре. Ќемец уже отступал, но посто€нно совершались налеты на  иев. «адача зенитчиков Ц сохранить мосты через ƒнепр. «десь и получил ¬асилий яковлевич свое первое боевое крещение. ƒва легких ранени€ в левую руку. «ацепило осколком, но в госпиталь не поехал, осталс€ в строю.

- «наете, даже трудно выделить какой Ц то бой. ƒни как Ц то похожи, сливались воедино. ¬се врем€ на передовой стоит в воздухе гул, идет стрельба.   этому не привыкнешь. Ќо надо идти вперед, отвоевывать каждую п€дь земли, - говорит ветеран.

ƒовелось воевать ¬асилию яковлевичу в –умынии, ¬енгрии, јвстрии. —уждено было стать пулеметчиком. †

ѕо Ц дружески звал он своего верного помощника Ђ ћаксимкойї. » вот уж как получилось, что трое друзей: јнапенко —ергей из  иева, јндросов (имени не помнит) из  урской области прошли всю войну вместе. Ќа войне такое редко.

- «акончитс€ бой, кричу: Ђ∆ив, —ерега?ї

- ∆ивой.

¬ јвстрии еще одно легкое ранение. ћедсанбат. » снова в бой.

Е ¬ тот день фашисты были особенно агрессивны. јтака за атакой. Ќемцы пошли в атаку, но у молодого бойца хватило выдержки подпустить их на близкое рассто€ние. » вот ¬асилий яковлевич уже четко видел довольные рожи наступающих.

“ихо сказал сам себе: ЂЌе подведи, ћаксим!ї. » застрочил из пулемета. „ерез две Ц три минуты цепь залегла, фрицы стонали. “€желейший бой, казалось, длилс€ вечность. Ќе достигнув успеха, гитлеровцы отступили. ¬месте с другими пулеметчиками ¬асилий яковлевич отсекал пехоту от танков. ѕосле бо€ построили бойцов дл€ поверки и награждени€. ћногие были награждены орденами и медал€ми посмертно. «а мужество, стойкость про€вленные в данном бою ¬асилий яковлевич получил орден —лавы 3 степени.

¬ойна близилась к концу.  аждый солдат мечтал дойти до стен –ейстага. ћечтал об этом и ¬асилий яковлевич. ќднако их молодых, гор€чих чуть придерживали. ƒл€ него война закончилась в јвстрии на границе с √ерманией. ¬есть о ѕобеде молниеносно разнеслась по части. ¬ этот день бойцам вручали медали Ђ«а победу над √ерманиейї. –адости не было предела: Ђƒомой!ї ƒа нет судьба распор€дилась по Ц иному: шесть мес€цев в √ермании в саперной роте , не меньше в –умынии, затем снова √ермани€.

» только в апреле 1949 года вернулс€ ¬асилий яковлевич на –одину.

ѕоездом до Ѕреста, с  иева через –жаву на ќбо€нь. ¬от они родные до слез его  урские соловьиные кра€, вот за леском его мала€ родина Ц село Ўевелево.  ак долго длилась разлука с родными и как сладка радость встречи! ≈му было всего двадцать четыре, а он уже пол- ≈вропы прошагал. ¬ бо€х за безым€нные высотки, небольшие населенные пункты под его огнем нашли бесславный конец дес€тки вражеских солдат и офицеров. ¬от это судьба: трудна€, горька€ не многовато ли дл€ одного ѕол€нского? ƒа уж, постарались с лихвой и ведь не убила в человеке самого главного Ц веру в жизнь. Ќа фронт шел с верой в победу, сидел в лютый мороз в траншее Ц с верой, раненый Ц верил, и вот так всю жизнь.

ѕосле войны трудилс€ ¬асилий яковлевич в родном селе. Ўестнадцать лет работал прицепщиком, дес€ть лет Ц трактористом. ¬ырастил двух сыновей и дочь. ¬ыросли внуки, есть уже правнуки. ¬ свои 76 лет он стараетс€ всем помочь.

» за каждый раз, когда его премировали за доблестный труд, он сто€л смущенный тем вниманием, речами, к которым не привык, потому что считает, что человек должен отдавать все делу, к которому приставлен. “ак он поступал на фронте, таким его знали на работе. —кромным и трудолюбивым.

Ѕолезнь притупила пам€ть ветерану, с трудом вспоминает боевых товарищей, их имена. ѕозабыл названи€ поселков, городов. ƒа мало ли их было на его солдатском пути с 1943 по 1949 годы. Ќо ужасы войны не забыть солдату. ћожет поэтому в любую погоду спешит ¬асилий яковлевич к стеле в честь погибших воинов односельчан.

- ќ чем молчишь, о чем думаешь, старый солдат?

Ќе будем тревожить его душу. ѕусть хоть на миг забудет о войне.

ќгл€немс€ мысленно назад: обо всем ли € сумела рассказать? Ќет, конечно. ¬сего не охватишь, да и задача сложна€: рассказать о жизни солдата. Ќо это ведь цела€ жизньЕ ј у нее должно быть только началоЕї

ј со 2 ма€ по 10 ма€ провожу ежегодную ЂЌеделю пам€тиї

2 ма€ Ц игра

2 ма€ Ц –абота у пам€тника (уборка, посадка цветов)

3 ма€ Ц ѕросмотр кинохроники и викторина по ¬ќ войне

4 ма€ Ц ѕосещение ветеранов ¬ќ войны и оказание им помощи

5 ма€ Ц ѕосадка деревьев в пам€ть тех, кто умер в 2004 году

6 ма€ Ц  онкурс патриотической песни

7 ма€ Ц  онкурс рисунков и фотографий

8 ма€ Ц Ђ41-45ї конкурс стихов по произведени€м писателей и поэтов, участников ¬ќ войны.

9 ма€ Ц ЂЋинейка славыї, концерт в —ƒ , спортивные меропри€ти€ на стадионе.

10 ма€ Ц ѕодведение итогов ЂЌедели славыї

Ќа таких меропри€ти€х и межпредметна€ св€зь и нравственно ответственна€ личность воспитываетс€.

»зуча€ в 9 классе раздел ЂЌова€ истори€ї на обобщающем уроке прочла своим ученикам Ђѕослевоенную доктрину јлена ƒаллесаї:

Ђѕосе€в в ———– хаос, - сказал в 1945 году американский генерал јлен ƒаллес, руководитель политической разведки —Ўј в ≈вропе, ставший в последствии директором ÷–”, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить.  ак? ћы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой –оссии. Ёпизод за эпизодом будет разыгрыватьс€ грандиозна€ по своему масштабу трагеди€ гибели самого непокоренного на «емле народа, окончательного, необратимого угасани€ его самосознани€. »з литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. ќтлучим художников, отобьем у них охоту заниматьс€ изображением и исследованием тех процессов, которые происход€т в глубине народных масс. Ћитература, театры, кино Ц все будет изображать и прославл€ть самые низменные человеческие чувства.

ћы будем вс€чески поддерживать и понимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насили€, садизма, предательства Ц словом, вс€кой безнравственности.

¬ управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. ћы будем незаметно, но активно и посто€нно способствовать самодурству чиновников, вз€точников, беспринципности. Ѕюрократизм и волокита будут возводить в добродетель.

„естность и пор€дочность будут осмеиватьс€ и никому не станут нужны, преврат€тс€ в пережиток прошлого. ’амство и наглость, ложь и обман, пь€нство и наркомани€, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.

» лишь немногие, очень немногие, будут догадыватьс€ или понимать, что происходит. Ќо таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище, найдем способ их оболгать и объ€вить отбросами обществаї.1

„итала медленно, чтобы каждое слово было пон€тно реб€там. ѕосле непродолжительной паузы они вдруг сказали: Ђ“ак вы же прочитали нам о том, как мы сейчас живемї. ќбсуждали бурно. ј главное сделали вывод: ЂЌельз€ уничтожить страну, где народ не утратил свои нравственные ценности: чувство собственного достоинства, чувство долга, патриотизмї.

„тобы эти ценности сберечь, надо знать историю своего ќтечества, любить свой народ, беречь свои традиции.

1 Ђѕослевоенна€ доктрина јмерикиї по мат. публик. на www.forumhistori.ru

«аключение.

ƒл€ мен€ истори€ Ц это наука без знани€ которой, просто трудно дышать. ќна воспитывает человека, гражданина, патриота. Ќаша истори€ богата и разнообразна и как здорово, что вс€ она отражена в не менее богатой нашей литературе. ”роки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. ’удожественный образ € ввожу не дл€ украшени€ урока и развлечени€ учащихс€, а дл€ помощи в познании исторического прошлого, то есть дл€ решени€ образовательных и воспитательных задач урока. ÷елесообразна€ и хорошо продуманна€ работа по использованию художественной литературы в процессе изучени€ истории принесет неоценимую пользу учащимс€, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учител€ истории.

¬.ј.—ухомлинский считал чтение об€зательной составной частью воспитани€ и обучени€ учащихс€. ќн писал: Ђ“рудно представить полноценное воспитание без того, чтобы ребенок не зачитывалс€ до полуночи книгой о нравственном величии, чтобы его сердце не забилось учащенно от чувства восторга. Ќравственный идеал рождаетс€ в сердце тогда, когда человек как бы всматриваетс€ в самого себ€, сравнивает себ€ с тем, кто €вл€етс€ в его представлении образцом моральной красоты Ц верности убеждени€м, мужества, стойкости, непоколебимости перед трудност€миї.1

я считаю, синтез истории с литературой интересен и весьма полезен дл€ учител€ и учащихс€. ѕроверен собственным многолетним опытом, хот€ любой учитель, может свой урок творчески переструктурировать. †

1 —ухомлинский ¬.ј. —ердце отдаю дет€м. Ц ћ. 2000. с.75.

—писок литературы

1. Ѕерггольц ќ. »збранные произведени€. - Ћ.: —оветский писатель, 1983. Ц стр.9

2. Ѕородин —.ѕ. ƒороги.- ¬ кн.: Ѕородин —. ћолниеносный Ѕа€зет.- ћ.: 2000г изд.¬агриус, стр. 528-529

3. ¬агин ј. ’удожественна€ литература в преподавании новой истории.- ћ.: ѕросвещение, 2002

4. ¬асильев Ѕ.Ћ. У¬ списках не значилс€ФЕ - ћ.: ƒетска€ литература, 1996. - стр. 220

5. ¬ольтер.  андид, или ќптимизм. - ћ.: ’удожественна€ литература, 1991

6. ¬орожейкина Ќ.»., ≈горова ¬.».,  локова √.¬. и др. 1000 вопросов и ответов по истории. - ћ. Ђј—“ї 1999.

7.  летогонов ј. ѕроизведени€ древнерусской литературы на уроках истории.- Уѕреподавание истории в школеФ, є8, 1994

8.  олесниченко Ќ.ё. ћетодическое пособие по истории –оссии конец XVI-XVIII века. - ¬олгоград, издательство Ђ”чительї 2005.

9.  улагина √.ј. —то игр по истории. Ц ћ. Ђѕросвещениеї 1983.

10. ћетодическое пособие по истории: 8 класс. ѕод ред. ј.ѕреображенского.- ћ.: ѕросвещение, 1989

11. ѕаршаченко ѕ. ’удожественна€ литература на уроках истории.- Уѕреподавание истории в школеФ, є5-6, 2001

12. ѕетрович ¬.√., ѕетрович Ќ.ћ. ”роки истории 8 класс. Ц ћ. Ђ“÷ —фераї 2002.

13.ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 2Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 173

14. —ухомлинский ¬.ј. —ердце отдаю дет€м. Ц ћ. 2000. с.75.

15. —туденикин ћ.“. ћетодика преподавани€ истории в школе. ћ. Ђ¬ладосї 2000.

16. Ўестаков ј. »стори€ ———– в художественно-исторических образах.- ћ.: ѕросвещение, 1999изд. дом “““. - стр. 432

17. Ђѕослевоенна€ доктрина јмерикиї по мат. публик. на www.forumhistori.ru



1 ¬асильев Ѕ.Ћ. У¬ списках не значилс€ФЕ - ћ.: ƒетска€ литература, 1996. - стр. 220

1 ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 2Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 173

2 ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 3Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 240

1 Ѕородин —.ѕ. ƒороги.- ¬ кн.: Ѕородин —. ћолниеносный Ѕа€зет.- ћ.: 2000г изд.¬агриус, стр. 528-529

1 ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 2Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 341

1 ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 2Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 120

2 Ѕерггольц ќ. »збранные произведени€. - Ћ.: —оветский писатель, 1983. - стр. 126

3 ¬ольтер.  андид, или ќптимизм. - ћ.: ’удожественна€ литература, 1991 изд. дом “““. - стр. 432

1 ѕушкин ј.—. —очинени€. ¬ 3-х т. “ом 2Е - ћ.: ’удожественна€ литература, 1986. - стр. 194-195

¬ыполнила »ванова Ќина √ригорьевна, учитель истории Ўевелевской о/о школы  урский областной институт повышени€ квалификации и подготовки работников образовани€.  афедра гуманитарного образовани€ 2005 г. ¬ведение.  огда-то давно, в го

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

 онцепци€ духовно-нравственного воспитани€ средствами искусства
–азмышлени€ об образовании
ѕравославна€ традици€ духовно-нравственного становлени€ человека
ƒвижущие силы психического развити€
ѕсихологическое развитие ребенка
«ащитные механизмы
ћанипул€ции сознанием в сложной динамической системе общественных отношений
јдаптивные и интеллектуальные технологии дл€ —етевого обучени€
»спользование ¬еб-служб дл€ индивидуализированного обучени€, основанного на ¬еб-технологи€х
–азработка онтологий 101: руководство по созданию ¬ашей первой онтологии

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru