Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»спользование условий искусственно созданной скальной и ледовой сред в физической и технической подготовке — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме —татьи

ƒоктор педагогических наук, профессор “.ј.  равчук, ».ј. «данович —ибирский государственный университет физической культуры и спорта, ќмск

¬ведение.

¬озрастающий уровень технической сложности спортивных экспедиций в туризме и альпинизме способствовал внедрению в соревновательную де€тельность новых технических средств и материалов экипировки, что привело к необходимости специализированной круглогодичной физической и технической подготовки спортсменов в услови€х искусственно созданной среды.

”читыва€, что в начале 90-х гг. стали активно развиватьс€ такие горные виды спорта, как ледолазание и скалолазание на искусственном рельефе, а также туристское многоборье, по€вилась возможность использовани€ тренажерных комплексов (скалодромы, ледодромы) в построении круглогодичной тренировки в услови€х искусственно созданной горной среды. »спользование современных технологий и тренажерных комплексов, имитирующих горный рельеф, в тренировочном процессе привело к необходимости разработки методики физической и технической подготовки в услови€х искусственно созданной скальной и ледовой среды.

¬ современных услови€х профессиональной подготовки специалистов ћ„—, правоохранительных органов и промышленного альпинизма используютс€ двигательные навыки и технические действи€, характерные дл€ горного туризма и альпинизма. ‘ормирование этих навыков может осуществл€тьс€ как на естественном, так и на искусственном рельефе.

ћетоды и организаци€ исследовани€. ƒл€ решени€ поставленных задач использовались следующие методы исследовани€: анализ и обобщение научной и методической литературы; опрос (анкетирование, интервьюирование); оценка физического развити€; педагогические контрольные испытани€; педагогические наблюдени€; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы математической статистики.

¬ 2000 г. на базе —иб√”‘ а были разработаны и построены скальный и ледовый тренажерные комплексы. ¬ течение п€ти лет (2000 - 2005 гг.) осуществл€лс€ учебно-тренировочный процесс с участием спортсменов (туристов-горников, альпинистов, скалолазов), специалистов ћ„—, правоохранительных органов, подготовка и переподготовка специалистов в области промышленного альпинизма по разработанной нами методике физической и технической подготовки в услови€х искусственно созданной горной среды (скальный и ледовый тренажерные комплексы), туристской полосы преп€тствий (естественный и искусственный рельефы).

ѕедагогический эксперимент на базе —иб√”‘ а длилс€ п€ть лет, его задачей была оценка физической и технической подготовленности спортсменов, тренирующихс€ в услови€х искусственно созданной горной среды. –езультаты внедрени€ условий искусственно созданной горной среды в физическую и техническую подготовку были проверены в реальных горных услови€х во врем€ учебно-тренировочных сборов, квалификационных соревнований, экспедиций и профессиональной де€тельности спасателей, специалистов правоохранительных органов и промышленного альпинизма.

–езультаты и их обсуждение . Ќа основе анализа теории и практики зарубежной и отечественной подготовки спортсменов высокого класса, мнений специалистов в горном туризме и альпинизме и личного опыта мы выделили несколько направлений, которые использовали при разработке методики физической и технической подготовки спортсменов в услови€х искусственно созданной скальной и ледовой горной сред (скалодромы, ледодромы):

- рост суммарных объемов и увеличение доли специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы (¬.Ќ. ѕлатонов, 1986; ё.¬. Ѕайковский, 1996; Ћ.я. јркаев, Ќ.√. —училин, 1997; Ќ.√. ќзолин, 2003);

- применение метода сопр€женных воздействий с использованием специально подобранных упражнений, тренажеров и устройств в сочетании с оптимально высокими по объему и интенсивности тренировочными нагрузками, волнообразно распределенными в тренировочных макро-, мезо- и микроциклах (¬.Ќ. ѕлатонов, 1986; Ћ.я. јркаев, Ќ.√. —училин, ё.¬. ћенхин, 1997; √.я. √алимов, 1999; Ќ.√. ќзолин, 2003);

- расширение инструментального, приборного и тренажерного оснащени€ дл€ выведени€ спортсменов на более высокий уровень про€влени€ моторных способностей (¬.Ќ. ѕлатонов, 1986; “.ѕ. ёшкевич, 1989; ».ѕ. –атов, 1990; Ћ.я. јркаев, Ќ.√. —училин, 1997; ј.≈. ѕиратинский, 1999; Ќ.√. ќзолин, 2003);

- создание оптимальной избыточности: технической, тактической, физической, функциональной, психологической и теоретической (Ћ.я. јркаев, Ќ.√. —училин, 1997);

- обеспечение надежной и высокорезультативной де€тельности спортсменов в услови€х более сложных, чем соревновательные (Ћ.я. јркаев, Ќ.√. —училин, 1997; ¬.Ќ.  оновалов, 1999).

«адачами специальной физической и технической подготовки €вл€лись:

1. »зучение и совершенствование технических приемов свободного лазань€ и лазань€ с »“ќ (искусственные точки опоры).

2. –азвитие специальной выносливости на разнообразном искусственном рельефе, сопр€женное с технической подготовкой.

3. –азвитие силовой выносливости, быстроты двигательной реакции на разнообразном искусственном рельефе, сопр€женное с технической подготовкой.

4. –азвитие вестибул€рной устойчивости, статического и динамического равновеси€ на разнообразном искусственном рельефе.

‘ормирование и совершенствование навыков преодолени€ скальных участков происходило на скальном тренажере, который имитирует скальный рельеф различной категории трудности. «а счет многообрази€ сменных зацепок и различных углов наклона плоскостей устанавливаютс€ трассы различной сложности и прот€женности, измен€ютс€ точки страховки и самостраховки при каждом прохождении маршрута. ¬ искусственно созданных услови€х горной среды осуществл€лось совершенствование навыка лазань€ на скорость и трудность, взаимодействие с партнером, работа с веревкой (страховка, самостраховка) и техническими средствами (карабины, тормозные устройства, отт€жки). Ќаправленные тренировочные нагрузки характеризовались следующими параметрами:

1. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие специальной выносливости и скальной техники:

- преимущественное использование равномерного метода;

- трассы низкой сложности, количество точек страховки - 8-12, длина тренировочных отрезков - 35-60 м, нижн€€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 1-2, количество серий - 2-3, врем€ отдыха в сери€х - 10-15 с, между сери€ми - 5-10 мин, „—— -130-150 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 30-40 мин.

2. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие силовой выносливости и скальной техники:

- преимущественное использование повторного метода;

- короткие трассы средней и высокой сложности, количество точек страховки - 1-2, длина тренировочных отрезков - 2-6 м, нижн€€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 4-5, количество серий - 4-5, врем€ отдыха в сери€х - 1-2 мин, между сери€ми - 3-5 мин, „—— - 150-170 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 15-20 мин.

3. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие координационных способностей (вестибул€рной устойчивости, статического и специального динамического равновеси€) и скальной техники:

- преимущественное использование кругового метода;

- трассы высокой сложности, точек страховки нет, длина тренировочных отрезков - 0,5-2 м, гимнастическа€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 10-15, количество серий - 5-6, врем€ отдыха - 0,5-1 мин, „—— - 120-140 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 15-20 мин.

4. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие скорости лазань€ и качества скальной техники:

- преимущественное использование повторного метода;

- трассы низкой сложности, количество точек страховки - 1, верхн€€ страховка, длина тренировочных отрезков - 6-8 м;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 4-5, количество - серий 3-4, врем€ отдыха в сери€х - 1-2 мин, между сери€ми - 2-3 мин, „—— -130 - 160 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 15-20 мин.

Ћедники и ледовые склоны часто представл€ют особую трудность в реальных услови€х гор. —овершенствование навыков их преодолени€ может осуществл€тьс€ на ледовых тренажерах, имитирующих естественный рельеф. ¬ отличие от скальных тренажеров дл€ ледовых не нужны отрицательные углы наклона плоскостей, так как это не €вл€етс€ характерной особенностью ледового рельефа в естественных услови€х. ƒл€ ледового тренажера важный фактор - значительна€ высота льда (15-20 м) и ширина коридора движени€ (4-6 м). ѕрименение специальных устройств при заливке башни создает р€д специфичных локальных преп€тствий, таких как карнизы, ледовые столбы, ледовые ниши и "сосульчатый" лед. Ћазанье на скорость и трудность, взаимодействие с партнером, работа с веревкой (страховка, самостраховка) и техническими средствами (карабины, тормозные устройства, отт€жки, ледовые крючь€, ледовые аппараты) способствуют совершенствованию технических и тактических навыков. Ќаправленные тренировочные нагрузки характеризовались следующими параметрами:

1. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие специальной выносливости и ледовой техники:

- преимущественное использование равномерного метода;

- трассы низкой сложности без ограничений участков, количество точек страховки - 6-8, длина тренировочных отрезков - 15-20 м, нижн€€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 3-4, количество серий - 2-3, врем€ отдыха в сери€х - 1-2 мин, между сери€ми - до 5 мин, „—— - 130-150 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 30-40 мин.

2. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие силовой выносливости и ледовой техники:

- преимущественное использование повторного метода;

- трассы средней и высокой сложности с большим количеством ограниченных участков, количество точек страховки - 8-10, длина тренировочных отрезков 8-12 м, нижн€€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 2-3, количество серий - 2-3, врем€ отдыха в сери€х - 1-2 мин, между сери€ми - до 5 мин, „—— - 130-150 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 20-25 мин.

3. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие координационных способностей (вестибул€рной устойчивости, статического и специального динамического равновеси€) и ледовой техники:

- преимущественное использование кругового метода;

- короткие участки высокой сложности, точек страховки нет, длина тренировочных отрезков - 0,5-2 м, гимнастическа€ страховка;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 10-15, количество - серий 5-6, врем€ отдыха - 0,5-1 мин, „—— - 120-140 уд/мин;

- общее врем€ нагрузки - 15-20 мин.

4. ќбъем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие быстроты двигательной реакции и ледовой техники:

- преимущественное использование повторного метода;

- трассы низкой сложности, количество точек страховки - 1, страховка верхн€€, длина тренировочных отрезков - 15-20 м;

- количество тренировочных отрезков в сери€х - 4-5, количество серий - 3-4, врем€ отдыха в сери€х - 1-2 мин, между сери€ми - до 3 мин, „—— - 130-160 уд/мин; общее врем€ нагрузки - 15-20 мин.

ѕроведенное исследование позволило сделать вывод, что круглогодична€ тренировка в горном туризме и альпинизме должна проходить с преобладанием объемов часов на специальную физическую и техническую подготовку над объемом общефизической (91 и 9% соответственно). ‘изическа€ и техническа€ подготовка может осуществл€тьс€ в услови€х искусственно созданной горной среды (скальные и ледовые тренажеры, туристска€ полоса преп€тствий, тренажеры дл€ зашагивани€). “ака€ подготовка способствует достоверному (ро < 0,05-0,001) совершенствованию лазань€ на скорость на искусственном и естественном рельефах на 1-м этапе и лазанью на трудность рельефов на 2-м этапе, что недостоверно (ро > 0,05) в тренировке контрольных групп ( √), в которой не используютс€ зан€ти€ в искусственных услови€х. ѕри этом наблюдаетс€ эффект положительного переноса двигательных навыков из искусственно созданной горной среды на естественный рельеф. “емпы прироста изучаемых показателей составили 26-51% в экспериментальных группах (Ё√) по сравнению с 13-18% в  √.

ћетодика физической и технической подготовки в услови€х искусственно созданной горной среды позволила повысить уровень физической и технической подготовленности в Ё√ на 70%, а в  √ - на 40 и 25% соответственно видам подготовленности. “емпы прироста показателей функциональной подготовленности в Ё√ оказались выше, чем в  √, в 2 раза в специальном динамическом равновесии и в 7 раз - в вестибул€рной устойчивости. ‘изическа€ и техническа€ подготовка в услови€х искусственно созданной горной среды позвол€ет достоверно (ро < 0,05-0,001) улучшить показатели физической, функциональной и технической подготовленности у 97% спортсменов по сравнению с 45% показателей при использовании общеприн€той методики.

ѕрименение условий искусственно созданной горной среды в подготовке спасателей ћ„— и специалистов правоохранительных органов позволило:

- установить требовани€ к содержанию физической и технической подготовки;

- обосновать структуру круглогодичной подготовки с преобладанием условий искусственно созданной горной среды;

- разработать экспресс-оценку физической и технической подготовленности;

- определить уровень физической, функциональной и технической подготовленности, а также отраслевые особенности спортивной де€тельности.

Ёффективность использовани€ условий искусственно созданной горной среды выразилась в том, что техническа€ подготовленность спасателей ћ„— по основным показател€м при работе в горных услови€х, на высотных здани€х и сооружени€х возросла на 27%.

Ќа предпри€ти€х, работающих методом промышленного альпинизма, от внедрени€ разработки получен положительный эффект. ќн выразилс€ в повышении производительности труда и уменьшении себестоимости работ на 30% соответственно за счет отказа от дорогосто€щих подъемных механизмов, возможности выполнени€ работ в труднодоступных местах, сокращени€ сроков завершени€ работ на 50%, повысилась безопасность труда на высоте.

«аключение. –езультаты многолетних научных исследований позвол€ют считать, что в современных социально-экономических услови€х развити€ горного туризма и альпинизма, а также в профессионально -прикладной физической культуре спасателей ћ„—, специалистов правоохранительных органов, промышленного альпинизма, наиболее эффективным средством повышени€ уровн€ физической и технической подготовленности €вл€етс€ использование искусственно созданной горной среды (скалодромы, ледодромы).


ƒоктор педагогических наук, профессор “.ј.  равчук, ».ј. «данович —ибирский государственный университет физической культуры и спорта, ќмск ¬ведение. ¬озрастающий уровень технической сложности спортивных экспедиций в туризме и альпинизме способ

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ќ возможности использовани€ народной игры "русска€ лапта" как средства физического и нравственного оздоровлени€
»сследование реакции сердечно-сосудистой системы на использование различных циклических средств подготовки
ѕедагогическое обеспечение формировани€ здорового образа жизни студента
»громоделирование в системе повышени€ квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейс€ молодежи
ƒвигательные возможности человека: методологические аспекты развити€, сохранени€ и восстановлени€
јкмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту
 риотерапи€ и ее сочетани€ с другими физическими факторами
ћинимизаци€ рисков в ходе зан€тий физическими упражнени€ми со школьниками
ќптимизаци€ факторов, определ€ющих структуру отталкивани€ при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации
—оциологический анализ доминирующих мотиваций занимающихс€ в фитнес-клубах

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru