Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»таль€нское ва€ние XVII столети€ —  ультура и искусство

 арл ¬Єрман

ѕоворот от чуждого природе, неосмысленного применени€ традиционных формул к новому наблюдению природы и более серьезному пониманию сущности старых великих мастеров ранее всего совершилс€ в италь€нской живописи, новым рассадником которой €вилась так называема€ академи€  арраччи в Ѕолонье, а не в ва€нии, которое еще в конце XVI столети€ обладало современником  арраччи, таким крупным представителем более старого направлени€, как ƒжованни да Ѕолонь€. ƒалее, в живописи, как увидим, €снее, чем в ва€нии, про€вилось новое натуралистическое направление нар€ду с новым академическим. Ќо в ва€нии оба направлени€ решительнее, чем в живописи, были подхвачены, св€заны и увлечены великим течением барокко, мощный поток которого так равномерно увлекал за собой архитектуру, ва€ние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без св€зи с другими.

¬а€ни€, именно без св€зи его с архитектурным пространством, в XVII столетии больше не было. ¬одоемы на площад€х, гробницы и алтари в церквах находились в неравной св€зи с окружающей их архитектоникой; в то же врем€ все более и более стирались границы между задачами ва€ни€ и живописи. “о, чего живопись достигла в выражении внутренней и внешней силы чувства, развевающихс€ одежд, волнующихс€ очертаний, даже сильных красочных и световых эффектов, всЄ это теперь считала своим досто€нием и свободна€ кругла€ пластика; а рельеф, исполн€вшийс€ уже √иберти, согласно правилам живописи, окончательно превратилс€ в нечто вроде заледеневшей живописи. ѕередние фигуры стрем€тс€ не только к полной пластической округлости, но и выход€т за пределы обрамлений по примеру позднейших произведений ƒонателло. ќблака и занавеси играют в скульптурных произведени€х почти ту же роль, что и в живописи, и целые алтарные ниши украшаютс€ скульптурными изображени€ми и кажутс€ пластически выполненными картинами.

ѕон€тие пластического поко€ было совершенно чуждо италь€нской скульптуре этого века. —покойно сто€щие р€дом фигуры не были терпимы. ƒаже аллегорические фигуры ставились в живые, часто драматические отношени€ друг к другу; и не только в позах, часто плохо в€завшихс€ с расположением одежд, но и в игре лиц старались выразить жизнь и страсть. Ќо тот здоровый натурализм €зыка форм, который составл€ет основу такой возбужденности, хот€ и был повсюду целью стремлений, однако в большинстве случаев непроизвольно переходил в более или менее высокопарный способ выражени€ нового стил€. » теперь искусство ва€ни€, сущность которого основываетс€ на непосредственном наблюдении, всех дольше оставалось верным безыскусственности природы.

ѕри всем том наше врем€ ничуть не относитс€ к характерным творени€м скульптуры этого стил€ так отрицательно, как относились к ним еще якоб Ѕуркхардт и ¬ильгельм Ћюбке. ¬елика€ художественна€ личность облагораживает в наших глазах стиль каждого народа и каждой эпохи, а италь€нское ва€ние нашло именно теперь в Ћоренцо Ѕернини могучую художественную личность, так мощно и убедительно воплотившую стиль эпохи, как будто он вышел из глубочайших ее откровений; а так как и ƒжованни да Ѕолонь€, самый значительный из ближайших предшественников Ѕернини, уже сто€л одной ногой на пути к барокко, то в италь€нском ва€нии переход от манерности второй половины XVI к стилю XVII столети€ совершилс€ более органически, чем в живописи, на равномерное развитие которой оказали задерживающее вли€ние  арраччи.

»з трех мастеров, последователей ƒжамболонь€, создавших рельефы соборных дверей в ѕизе, ѕьетро “акка (около 1580 Ц 1640) особенно служил переходу тосканского искусства в XVII век. Ќа цоколе медной конной статуи ‘ердинанда I в Ћиворно, работы ученика Ѕандинелли ƒжованни Ѕандини (около 1540 Ц 1600), “акка выполнил очень жизненных бронзовых рабов мавров; дл€ ћадрида он исполнил известный конный пам€тник ‘илиппа IV, с лошадью, ставшей на дыбы, послужившей образцом дл€ позднейших скульпторов; бюсты ‘ердинанда I в Ѕаржелло во ‘лоренции и ƒжамболонь€ в Ћувре Ц также произведени€ его рук.

¬ –име, в переходную эпоху, воцарилс€ на больших, богато украшенных рельефными изображени€ми надгробных пам€тниках пап ѕи€ V, —икста V,  лимента VIII и ѕавла V в —анта ћари€ ћаджоре, исполненных разными мастерами, €вно упадочный стиль, предвозвещенный уже безвкусными надутыми работами —иллы Ћонги из ¬игиу (около 1560 Ц 1620), его стату€ми ѕавла V и  лимента VIII и рельефом с венчанием ѕи€ V на его надгробных пам€тниках. Ќар€ду с этими художниками €вились, однако, в –име в начале нового века, тоже не в тибрской воде крещеные ва€тели, содействовавшие более достойной подготовке нового стил€.

»з них, прежде всего, следует назвать ломбардца —тефано ћадерна (1571 Ц 1636), которому принадлежит мраморна€ стату€ лежащей св. ÷ецилии в главном алтаре ее церкви по ту сторону “ибра, вызывающа€ восхищение простыми и естественными одеждами, облекающими стройные формы, и трогательной позой, той самой, в которой св€та€ была найдена при открытии гроба. Ќапротив, ‘ранческо ћокки из ћонтеварки (1586 до 1646), ученик ƒжамболонь€, €вл€етс€ выразителем безрадостной промежуточной ступени между полубарочным маньеризмом более старого типа и вдохновенным высоким барокко Ѕернини. ≈го большие медные конные пам€тники (1625) герцогов јлександра III и –ануччо IV на главной площади ѕь€ченцы отличаютс€ намеренно разнузданными и угловатыми движени€ми. ≈го ¬ероника в одной из четырех ниш купольных столбов св. ѕетра в –име более чем в натуральную величину, производит беспокойное впечатление своим беглым шагом, заставл€ющим развеватьс€ одежды. Ѕолее сильным мастером был брюсселец ‘ранческо ƒюкенуа (1594 до 1643), первую биографию которого написал Ѕеллори. ¬ –име, куда он €вилс€ около 1620 г., он кажетс€ почти классиком среди смелых новаторов. ќсобенной славой пользовались его Ђпуттиї, которым он придавал несколько преувеличенные головы и идеальную полноту, часто встречаемую и теперь. —амые красивые из них Ц Ђпуттиї на завесе надгробного пам€тника јдриана ¬рибурха в —анта ћариа дель јнима в –име (1628).  роме того, в –име славились две его мраморные статуи более натуральной величины: погруженна€ в тихую молитву св. —усанна в —анта ћари€ ди Ћорето, названна€ Ѕуркхардтом с его точки зрени€ Ђбыть может прекраснейшей статуей XVII столети€ї, и мощный в своем движении св. јндрей во второй из четырех ниш купольных столбов церкви св. ѕетра (1640), которого уже Ѕеллори отметил как мастерское произведение.

Ќаконец, €вилс€ сам Ћоренцо Ѕернини, Ђћикеланджело XVII столети€ї (1598 по 1680). —ын сухого флорентийского скульптора ѕьетро Ѕернини, переселившегос€ в 1584 г. в Ќеаполь, а в 1605 Ц 1607 г.г. бывшего президентом академии св. Ћуки в –име, он €вилс€ на свет в Ќеаполе, но развилс€ в художника только в –име, как ученик своего отца. ≈го первым биографом был Ѕальдинуччи, вторым Ц его сын ƒоменико Ѕернини. ¬ »талии ‘раскетти посв€тил ему недавно большой труд, в √ермании ѕоллак Ц хорошее исследование, „уди Ц убедительную статью. — его архитектурными произведени€ми мы уже познакомились. »менно как ва€тель он был кумиром века. –ано достигнув технического мастерства, в котором он примкнул к поздним антикам с их игрой света и тени, достигаемой, с одной стороны, шероховатой незаконченностью, с другой Ц чрезмерной вылощенностью, одаренный от природы большой силой чувственного созерцани€, а в области портрета отличавшийс€ самым тщательным наблюдением натуры, впрочем, всегда готовый насиловать природу в пользу вдохновенных декоративных эффектов, он сумел вдохнуть в стиль своего времени столько юношеского огн€, столько поразительной мощи и жизненной силы, что как бы нашел ему новое оправдание, даже видимость внутренней правды и подлинности, по крайней мере, в области внешних про€влений. Ќесносным сделалось только обилие волнующихс€ линий его старческого стил€, с умышленно вывихнутыми формами тела, театральным пафосом €зыка жестов и невозможно вздутыми, развевающимис€ одеждами. ¬о вс€ком случае, Ђхочуї и Ђмогуї у Ѕернини так сливаютс€, как у редких художников.

»з его юношеских произведений, €вившихс€ до смерти √ригори€ XV (1623), мраморна€ группа Ёне€ с јнхизом на плечах в вилле Ѕоргезе, приписанна€ его отцу ѕьетро, и похищение ѕрозерпины ѕлутоном в палаццо ѕиомбино в –име еще напоминают стиль ƒжованни Ѕолонь€. Ќо как художественно самосто€тельны, как выразительны и осмысленны уже его ранние бюсты на пам€тниках епископу —антони в —анта ѕрасседе, ƒжакомо ћонтой€ в —анта ћари€ ди ћонферрато и ѕавлу V в вилле Ѕоргезе в –име!  ак глубоко и правдиво прочувствованы мраморные бюсты блаженной и осужденной душ в испанском посольстве в –име! —колько силы и жизненной правды в движении тела и выражении лица его пращника ƒавида в вилле Ѕоргезе, в сравнении с которым ƒавид ћикеланджело дышит лишь скрытой жизнью!  акое упоение красотой и какое внутренне одушевление в его знаменитой, стрем€щейс€ осуществить нагл€дность живописи, группе Ђјполлон и ƒафнаї, изображающей превращение преследуемой нимфы в лавровое дерево! ѕовсюду утонченна€ отделка мрамора стремитс€ превзойти природу нежными формами тела.

ѕри ”рбане VIII (1623 Ц 1644), его особенном друге и покровителе, Ѕернини переживал расцвет бьющей через край мужественной силы. ≈го портретные бюсты достигают редкой высоты по своей физической и психической правде. —ильной чувственностью и душевной сухостью дышит мраморный бюст его бывшей возлюбленной  онстанцы Ѕуонарелли в Ќациональном музее во ‘лоренции.  ак жива€ личность €вл€етс€ перед нами кардинал —ципио Ѕоргезе в обоих его мраморных бюстах Ќациональной галереи в ¬енеции. ¬еличавое и благородное впечатление производит бюст Ѕернини  арлу I в ¬индзоре, выполненный по рисункам ван ƒейка. ¬нешне и внутренне одушевленной €вл€етс€ больша€ мраморна€ сид€ча€ фигура ”рбана VIII с благословл€ющей правой рукой во дворце  онсерваторов в –име. Ќо особенно знаменит надгробный пам€тник ”рбану VIII в церкви св. ѕетра. «десь почти така€ же, но бронзова€, сид€ча€ стату€ увенчивает саркофаг, посреди которого корчитс€ часто порицаемый, полуприкрытый, позолоченный крылатый скелет, пишущий на доске им€ покойного.   саркофагу и цоколю прислон€ютс€ в оживленных группах, окруженные Ђпуттиї, слева ћилосердие с детьми, справа ѕравосудие с мечом. Ќа прот€жении многих дес€тилетий не было создано другого, столь величавого и при всей оживленности спокойного и цельного надгробного пам€тника.

»з статуй св€тых Ѕернини того же времени прекрасна€ мраморна€ стату€ св. Ѕибианы в ее же небольшой церкви в –име (1625) еще проникнута внутренним огнем, напротив, опирающийс€ на копье дионисовский Ћонгин в третьей нише купольных столпов св. ѕетра, при всей выразительности великолепной фигуры, уже испорчен театральной осанкой.

  лучшим произведени€м этого мастера принадлежат его водоемы, много способствовавшие выработке новой физиономии города –има в XVII столетии. ѕри ”рбане VIII были созданы, в числе других, замечательный водоем Ѕернини в форме военного корабл€ ЂЋа баркаччиаї на »спанской площади и его пышный водоем с тритонами на площади Ѕарберини, ставший образцовым.

ѕри »ннокентии ’ (1644 Ц 1655) Ѕернини временно попал в немилость. ≈го произведени€ этого времени обнаруживают рост стремлени€ к патетическому и стремление к утонченному мастерству.  райним выражением этого направлени€ €вл€етс€ ЂЁкстаз св. “ерезыї в —анта ћари€ делла ¬иттори€ в –име. ќткинувшись навзничь в золотых лучах, облеченна€ в одежды, ниспадающие изломанными складками, св€та€ в экстазе ожидает небесного жениха, приближение которого возвещает сто€щий пред ней ангел, похожий на амура, направл€ющий в нее золотую стрелу. √руппа производит впечатление христианской переработки мотива ƒанаи. —амые известные фонтаны Ѕернини этого времени красуютс€ на площади Ќавона в –име. Ѕольшой, увенчанный обелиском цирка ћаксенци€ средний водоем украсили его ученики по его рисункам четырьм€ реалистическими, среди ландшафта задуманными фигурами рек √анга, Ќила, ƒуна€ и Ћаплаты. ¬одоем с тритонами на северной стороне этой площади представл€ет лишь переделку старого, еще существовавшего здесь, водоема.

»з портретных бюстов »ннокенти€ ’ работы Ѕернини особенно выдаетс€ мраморный бюст в палаццо ƒориа ѕамфили, в исполнении которого мастер еще остаетс€ на высоте своего искусства. Ќо великолепный бюст ‘ранческо I дТЁсте в Ќациональной галерее ћодены, несмотр€ на свое поразительное Ђсходствої, однако, уже внешне декоративен, что выражаетс€ в длинных кудр€х и развевающемс€ плаще.

ѕри јлександре VII (1655 Ц 1667) Ѕернини начал старитьс€. ≈ще относительно спокойна и благородна его известна€ лежача€ стату€ св. јльбертоны в —ан ‘ранческо а –ипа в –име. ѕреувеличени€ми старческого стил€ отличаютс€ его бездушные статуи пророков в —анта ћари€ дель ѕополо в –име, надменный бюст Ћюдовика XIV в ¬ерсальском замке, поистине чудовищный бронзовый покров кресла св. ѕетра последней капеллы церкви св. ѕетра, известные, исполненные учениками позирующие ангелы на мосту св. јнгела (два собственной работы экземпл€ра поставлены в —антТјндреа делла ‘ратте), и наконец, надгробный пам€тник јлександру VII в соборе св. ѕетра в –име, на котором скелет поднимает т€желую коричневую €шмовую завесу над дверью, на верхнем кос€ке которой стоит саркофаг с коленопреклоненной мраморной фигурой папы. ’ристианские ƒобродетели с горькими слезами извиваютс€ под навесом и над ним. » все-таки это надуманное, изысканное произведение обнаруживает единство настроени€ и истинный пыл в сравнении с произведени€ми большинства последователей этого мастера.

ƒаже более старые мастера, каковы ћокки и ƒюкенуа, подпадали случайно под вли€ние Ѕернини. ќднако из множества его учеников и вольных последователей ни один не приобрел самосто€тельного значени€. ƒжулиано ‘инелли из  аррары (1602 Ц 1657), о котором подробно говорит уже ѕассери, помогал Ѕернини в его ранних произведени€х, каковы јполлон и ƒафна, но уже самосто€тельно выполнил отличный портретный бюст ћарии Ѕарберини в болонской „ертозе. јндреа Ѕольджи (1605 Ц 1656) работал дл€ Ѕернини в разных местах собора св. ѕетра, а самосто€тельно исполнил дл€ четвертой ниши купольных столбов статую в полный рост св. ≈лены с крестом. ‘ранческо Ѕаратта (ум. в 1666 г.) не только работал в соборе св. ѕетра под руководством Ѕернини, но и исполнил по его наброску рельефный, выдержанный в живописном стиле напрестольный образ ”спени€ св. ‘ранциска в —ан ѕьетро ин ћонторио в –име. »з четырех великих рек главного фонтана на площади Ќавона Ѕаратта исполнил Ћаплату, јнтонио –агги (1614 Ц 1686) Ц ƒунай,  лавдио ѕориссимо Ц √анг, ƒжакомо јнтонии ‘анчелли (1619 Ц 1676), один из вернейших сотрудников Ѕеронини в —анта ћари€ дель ѕополо и в —анта ћари€ сопра ћинерва, выполнил превосходных тритонов посреди северного водоема площади Ќавона. Ёрколе ‘еррата (1610 Ц 1686), товарищ ћари по работе в упом€нутых церквах, закончил под руководством Ѕернини известного мраморного слона под обелиском площади делла ћинерва.

¬ конце столети€ французские скульпторы, развивающиес€ под вли€нием Ѕернини или его произведений, нашли дружеский прием и многостороннее поле де€тельности в –име: во главе их стоит ѕьер Ћегро ћладший (1656 до 1719), исполнивший очень богатую по раскраске статую умирающего —танислава  остка в —антТјндреа при  виринале и совершенно похожий на картину экстатический рельеф прославлени€ св. Ћюдвига в —антТ»гнацио в –име.

¬о главе небольшой группы скульпторов, враждебно относившихс€ к Ѕернини и его последовател€м, сто€л знаменитый јлессандро јльгарди из Ѕолоньи (1602 Ц 1654), де€тельность которого прославил сначала Ѕеллори, сам противник Ѕернини, а в новейшее врем€ особенно тщательно исследовал √анс ѕоссе. ¬ышедший из школы  арраччи и усвоивший ее академическую черствость, он примкнул в –име с 1625 г. главным образом к ƒоменикино, но должен был довольствоватьс€ работами по части художественного ремесла и восстановлени€ антиков, пока немилость, в которую Ѕернини впал при »ннокентии III, не помогла ему возвыситьс€. ≈го мраморные группы ‘илиппо Ќери с ангелом в —анта ћари€ ин Ќавичелла в –име и обезглавливание св. ѕавла в —ан ѕаоло в Ѕолонье сухи и холодны. ѕрославилс€ он своей бронзовой статуей »ннокенти€ ’ во дворце  онсерваторов в –име, произведением мощным, хот€ и исполненным под сильным вли€нием берниниевского ”рбана VIII; затем сп€щим Ђпуттої из черного мрамора на вилле Ѕоргезе, дающим возможность пон€ть, почему его детские фигуры пользовались такой славой, но в особенности своим огромным мраморным рельефом в соборе св. ѕетра с изображением изгнани€ јттилы, очень характерным дл€ живописного стил€ рельефов той эпохи, производ€щим впечатление окаменевшей картины школы  араччи. ¬сего удачнее портретные бюсты јльгарди, хот€ они своим спокойным вниканием во все детали не могут стать р€дом с вдохновенными и цельными портретами Ѕернини. —лав€тс€ три его бюста ‘ранджипани в —анта ћарчелла, бюсты ћеллини в —анта ћари€ даль ѕополо, бюст  орсини в —ан ƒжованни де ‘иорентини в –име. Ќар€ду с ним можно поставить бюст ÷аккхи€ в берлинском музее. ‘игура папы на надгробном пам€тнике Ћьву XI в соборе св. ѕетра страдает ложным пафосом и неестественной одеждой. Ќо удачны декоративные изва€ни€ јльгарди на вилле ƒориа-ѕамфили в –име, в —ан  арло в √енуе и не его великолепных водоемах во дворе ƒамазо в ¬атикане.

”ченик Ёрколе ‘еррата, ƒжованни Ѕатиста ‘оджини (1652, умер позднее 1737 г.), исполнивший со своими брать€ми скучный надгробный пам€тник √алиле€ в —анта  роче во ‘лоренции, перенес в этот город стиль Ѕернини. √лавным его произведением здесь считаетс€ украшенный трем€ большими мраморными рельефами надгробный пам€тник јндреа  орсини в церкви  армине.

  числу позднейших учеников Ѕернини принадлежит также генуэзец ‘илиппо ѕароди (около 1640 Ц 1701 г.г.), распространивший стиль своего учител€ в √енуе, ¬енеции и ѕадуе. ≈го пам€тник ‘ранческо ћорозини в —ан Ќикколо ди “олентино в ¬енеции (1690) уже в одном старинном Ђѕутеводителеї по городу лагун обозначаетс€ как Ђtipo di baroccumeї (Ђтип бароккої).

ћиланский собор, павийска€ „ертоза и св€та€ гора ¬аралло также были украшены новыми изва€ни€ми в XVII столетии. ¬ Ќеаполь, родину Ѕернини, его стиль был принесен таким крупным художником, как јндреа Ѕольджи, основавший здесь школу. ¬ ѕалермо же ƒжакомо —ерпотта (1656 Ц 1732), чь€ знаменита€ бронзова€ конна€ стату€  арла II в ћессине была уничтожена в 1848 г., наполнил много церквей прелестными, поразительно чистых дл€ того времени форм, гипсовыми фигурными орнаментами, обсто€тельно исследованными ћарчери. ≈сли в более ранних произведени€х всюду можно проследить постепенный переход к направлению Ѕернини, то здесь наблюдаетс€ уже переход от высокого барокко XVII века к рококо XVIII века.


 арл ¬Єрман ѕоворот от чуждого природе, неосмысленного применени€ традиционных формул к новому наблюдению природы и более серьезному пониманию сущности старых великих мастеров ранее всего совершилс€ в италь€нской живописи, новым рассадником кот

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru