Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»з истории педагогики. ћосковский этап русского воспитани€ и образовани€ — психологи€, педагогика

ћеньшиков ¬. ћ.

XIV век Ц драматичное, но вместе с тем и уникально благопри€тное врем€ в истории –оссии, потому что с XIV в. начинаетс€ духовный подъем –уси. ƒуховное возрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и т.д. ƒуховное возрождение позволило восстановить душу русского человека, укрепить и подн€ть дух народа, упрочить нравственные основы общества, преобразить семью. Ђ¬ XIV Ц XV вв. постепенно складываетс€ семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в послани€х и грамотах XIV и XV вв.ї. — XIV начинают по€вл€тьс€ первые русские поучени€ о семье, ставшие основой дл€ создани€ в XVI веке Ђƒомостро€ї.

—о второй половины XIV в. происходит культурный подъем –уси. —оздаютс€ творени€, многие из которых представл€ют выдающеес€ €вление. ѕоэтому не случайно, что это врем€ получило название Ђрусского ѕредвозрождени€ї.  райне важно отметить и то, что в качестве основы своего делани€ творцы Ђрусского ѕредвозрождени€ї выбирают свою национальную культуру, культуру первых веков христианства на –уси, культуру  иевской –уси, а не древнюю культуру √реции и –има, как это имело место в эпоху ¬озрождени€ в «ападной ≈вропе. ƒ.—. Ћихачев пишет: Ђ«наменательно, что в поисках опоры дл€ своего культурного возрождени€ русские, как и другие наиболее передовые народы ≈вропы, обращаютс€ к древности, но к древности не классической (√реци€, –им), а к своей, национальной.   концу XIV Ц началу XV в., в св€зи с борьбой –уси за свою национальную самосто€тельность, во всех област€х русской культуры возникает интерес к эпохе былой независимости. Ётот повышенный интерес к Ђсвоей античностиї Ц к старому  иеву, к старому ¬ладимиру, к старому Ќовгороду отразилс€ в усиленной работе исторической мысли, и составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведени€м XI Ц начала ’III вв.: к Ђ—лову о «аконе и Ѕлагодатиї киевского митрополита »лариона, Ђѕовести временных летї, к Ђ—лову о полку »горевеї, к Ђ иево-ѕечерскому патерикуї и т.д. »деи обращени€ к времени национальной независимости, сказавшиес€ и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. ¬ этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в главной мереї.

–асшир€етс€ книжное дело, растут библиотеки. —лав€тс€ библиотеки кн€зей, особенно московских.  ак центры книжности известны многие монастыри, особенно на —евере.

ѕостепенно идет собирание русских земель вокруг ћосквы, растут города, укрепл€етс€ политическа€ мощь государства.

ќлицетворением всех этих перемен стала победа русского народа в  уликовской битве.

—воим духовным возрождением русский народ об€зан –усской православной церкви. Ётот период св€зан с именами многих выдающихс€ де€телей православной церкви. Ќо центральной фигурой по праву считаетс€ —ергий –адонежский, ставший олицетворением русской св€тости.

¬се эти перемены пр€мо сказались на русском педагогическом сознании, образовании и воспитании.

ѕедагогическое сознание –оссии XIV Ц XVII вв.

¬едущим типом сознани€ в этот период €вл€етс€ нормативное педагогическое сознание.

—ергий –адонежский. ¬оплотил в себе лучшие качества русского человека. ѕрактически осуществил важнейшие идеи и принципы русского воспитани€ и утвердил их в педагогическом сознании: православие и православна€ жизнь как основа воспитани€, приоритет духовного и нравственного начала в образовании; посто€нное самовоспитание и самосовершенствование; личный пример как основа всего воспитани€; индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованной соборной жизни и де€тельности.

ƒо сих пор педагогически не осмысленным остаетс€ громадное наследие ћаксима √река (ок. 1475Ц1556). ќн известен своей переводческой и просветительской де€тельностью, содействовал совершенствованию учебных пособий. ¬ его трудах, особенно нравоучительных поучени€х, содержатс€ наставлени€, множество педагогических идей и мыслей, которые остаютс€ актуальными и до наших дней.

Ќеосмысленным и даже закрытым остаетс€ педагогическое содержание Ђƒомостро€ї. Ёто книга о том, как Ђимети попечение отцу и матери о чадах своих, снадбевати и воспитывати в добром наказании и страху Ѕожию и вежеству и вс€кому благочиниюї. ¬ этой книге даетс€ не только свод правил и норм отношени€ родителей к дет€м, их воспитани€ и формировани€, но здесь даетс€ образ идеальной семьи и концепци€ ее сохранени€ и воспитани€.

¬ ’VII в. в –оссии твор€т многие де€тели, оставившие заметный след в истории русского воспитани€ и педагогики. » среди них ‘. –тищев (1626Ц1673), государственный де€тель, один из добродетельнейших людей –оссии, много сделавший дл€ развити€ ее образовани€, воспитани€ и педагогического сознани€.

≈пифаний —лавинецкий (?Ц1675) занималс€ литературной и переводческой де€тельностью. ¬ российской педагогике наибольшую известность получил переводом книги Ђ√ражданство обычаев детскихї.

—имеон ѕолоцкий (1629Ц1680). ќдин из выдающихс€ де€телей культуры XVII в. ¬ыступал за широкое развитие образовани€ в –оссии. «анималс€ воспитанием детей, в том числе и будущего цар€ јлексе€ ћихайловича. ѕисал философские и богословские работы, стихи, которые нос€т дидактический характер, подготовил несколько букварей.

¬ целом же в развитии педагогического сознани€ этого периода мы видим глубокую преемственность с  иевским, особенно в XIV Ц XVI вв.

¬озрождение русской земли в XIV веке приводит к укреплению воспитани€ и заметному расширению образовани€. —амым важным достижением этого периода по праву можно считать восстановление полноты духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного воспитани€ (эпоха —ерги€ –адонежского). ќни станов€тс€ приоритетными во всем процессе формировани€ человека. ¬оспитание благочести€ и нравственности €вл€етс€ подлинной целью воспитани€, а образование, обучение грамоте Ц это средство, позвол€ющее читать —в€щенное ѕисание, духовные книги дл€ обретени€ подлинного благочести€.

“аким образом, в этот же период происходит упрочение сложившегос€ еще в период становлени€ древнерусского образовани€ убеждени€, что духовно-нравственное воспитание €вл€етс€ основой и целью образовани€, и даже обучение элементарной грамоте должно служить цел€м воспитани€: православного, духовного, нравственного.

¬месте с развитием всех сторон социальной жизни, возникает потребность и в более широком образовании населени€, и более высоком его уровне. ѕоэтому в этот период начинает увеличиватьс€ число грамотных, растет число образованных и высокообразованных людей Ц имена некоторых из них сохранились в русской истории и поныне: книжник ƒорофей, ѕавел ¬ысоцкий, ћитрополит јлексий, преподобный —ергий –адонежский. ƒ.—. Ћихачев в этой св€зи замечает: ЂЋишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправл€ютс€ от ударов кочевых орд, начинаетс€ необычно быстрый рост русской образованностиї.

—одержание образовани€ в ’≤V в. не претерпело значительных перемен. ¬ начальной школе обучали чтению, читали „асослов, ѕсалтырь, јпостол, другие религиозные книги. ¬ некоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.

—амое же важное, что произошло в этот период в содержании образовани€, Ц выдвижение на первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такими пон€ти€ми, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др.

“аким образом, во второй половине XIV Ц первой половине XV вв., благодар€ де€тельности многих выдающихс€ людей –уси, развиваетс€ образование, строившеес€ на фундаменте православи€, духовности, нравственности.

¬ XVI в. потребности в развитии образовани€ значительно возрастают. ¬ этот период быстрыми темпами развиваетс€ первоначальное обучение, которое дают монастырские и церковные школы. ¬ деле распространени€ элементарной грамотности среди посадского и кресть€нского населени€ большое значение имела де€тельность мастеров грамоты. ѕо подсчетам ј.». —оболевского, в XVI Ц начале XVII вв. грамотными были почти все представители белого духовенства, среди двор€н было более 50 % грамотных, Ђмежду московскими торговыми людьми XV Ц XVII веков грамотность была обычным €влениемї, Ђсреди посадского населени€ Ц не менее 20, среди кресть€н не менее 15ї.

ќгромное значение дл€ дальнейшего развити€ грамотности и образовани€ в –оссии имело книгопечатание, по€вление первых печатных книг и создание печатных азбук.

ѕотребность создани€ образовательных учреждений более высокого уровн€ осознаетс€ многими государственными и церковными де€тел€ми. “ак, известно послание архиепископа Ќовгородского √еннади€ митрополиту —имону.

–ешение об открытии училищ в –усском государстве было прин€то —тоглавым собором, что свидетельствует о понимании государством важности образовани€.

√ромадное значение дл€ просвещени€ и образовани€ имело книгопечатание, которое позволило издавать учебную литературу, что способствовало упрощению и облегчению процесса обучени€.

Ѕорис √одунов намеревалс€ открыть в ћоскве университет. ќднако организовать высшее образование на –уси в этот период не удалось. ¬месте с тем некоторые люди в этот период получают широкое образование. »звестно, что р€д де€телей, в том числе и царствующие особы: »ван √розный, Ѕорис √одунов, Ц были высокообразованными, и даже всесторонне образованными людьми.

—ущественные перемены в образование внес XVII век. ¬ этот период существенно возросли потребности страны в образовании и образованных люд€х. ќсобенно остро в образованных люд€х нуждались государство и церковь. » в то же врем€ образование и грамота требовались многим люд€м. ѕоэтому в XVII веке быстро росло число грамотных людей. Ќар€ду с элементарным развивалось и более высокое образование, поэтому в это же врем€ открываютс€ школы, дающие достаточно высокое образование.

¬ этот период, во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Ёлементарные школы открывались как в городах, так и в селах.   концу века не только большинство духовенства и двор€нства, но и многие горожане были грамотны.   примеру, в ћещанской слободе ћосквы в 70-е гг. было 40 % грамотных, а в 90-е Ц более 50 %. ¬озрастает грамотность среди свободных кресть€н, однако падает среди крепостных. ѕоэтому в этот период быстро развиваетс€ книгопечатание, растет спрос на учебную книгу. ¬о второй половине века только ћосковский печатный двор выпустил 300 тыс. букварей, а он был меньше печатных дворов ¬ильно и Ћьвова. »звестны буквари  . »стомина, ‘. Ѕурцева, —. ѕолоцкого.

ќсобо надо отметить семейное обучение. ¬идимо, в этот период в семь€х шло не только обучение грамоте, в состо€тельных семь€х давалось более серьезное образование. »наче не объ€снить, откуда брались высокообразованные люди XVII в. и куда девалась печатающа€с€ в большом количестве учебна€ литература.

¬ажным событием стало открытие государственных школ, дающих профессиональное образование. ќни создаютс€ при приказах: ѕосольском, јптекарском, –азр€дном, ѕоместном, ѕушкарском, ќружейной палате. ¬ 1632 г. открываетс€ правительственна€ школа, в 1649 г. на государственном дворе Ц греко-латинска€ школа, в ней преподавал јрсений √рек. ¬ 1679 г. создаетс€ школа в —пасском монастыре.

¬ 1687 г. была открыта —лав€но-греко-латинска€ академи€ Ц фактически первое высшее учебное заведение –оссии - (ее открытие и функционирование описаны в работах. 3начительна€ роль в ее создании принадлежит —. ћедведеву. ќсновными преподавател€ми в ней стали »оникий и —офроний Ћихуды.

¬ этот период значительно расширилось содержание образовани€. —тали преподаватьс€ такие предметы, как древнегреческий, латинский, польский €зыки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, истори€, географи€, математика.

«начительно улучшились средства обучени€ Ц в образование прочно вход€т учебники. ¬ XVII в. по€вл€ютс€ широко известные и достаточно совершенные в дидактическом отношении буквари ¬асили€ Ѕурцева, ‘едора ѕоликарпова, —имеона ѕолоцкого,  ариона »стомина. ќтличительной чертой их было то, что они не только учили читать, но и содержали нравственные наставлени€.

ѕо€вл€ютс€ учебные пособи€ и дл€ школ, дающих более высокое образование. —реди них Ц по грамматике, риторике, истории, географии, иностранным €зыкам, в частности, латинскому. ќсобой известностью пользовалась грамматика ћеленти€ —мотрицкого, напечатанна€ в 1648 г. Ђ¬ XVI Ц XVII вв. по€вились учебные пособи€ по математике Ц Ђ÷ифирна€ счетна€ мудростьї, Ђ—читание удобноеї, Ђ√еометри€ї јльбертуса ƒолмоцкогої.

“аким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и распространени€ грамотности в –оссии, временем создани€ школ, дающих более высокое общее и профессиональное образование. ’от€ в работе школ не было преемственности, но сама устойчива€ тенденци€ их открыти€ свидетельствовала о насто€тельной потребности –оссии в более высоком образовании. Ѕольшой вклад в развитие образовани€ вносили русские цари, особенно јлексей ћихайлович, государственные де€тели и де€тели образовани€: ‘. –тищев, ≈. —лавинецкий,† —. ѕолоцкий, —. ћедведев,  . »стомин и др.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

ћеньшиков ¬. ћ. XIV век Ц драматичное, но вместе с тем и уникально благопри€тное врем€ в истории –оссии, потому что с XIV в. начинаетс€ духовный подъем –уси. ƒуховное возрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ќн должен знать, что его люб€т
–ассуждени€ о художественной литературе и первой любви
ѕроблема периодизации психического развити€
–асслабление с помощью прогрессивной мышечной релаксации
ƒостоинство личности как качество гражданского общества
»нтеграционные технологии в моделировании школьных предметов
ѕсихологическа€ профилактика конфликтов в коллективе
 ак вручать и принимать подарки
 ак полюбить чтение?
ѕсихологическа€ характеристика дошкольного возраста

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru