курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Мы знакомы с трудностями, которые возникают при запоминании текстовой (речевой) информации. Речь идет о том, что мы запоминаем тексты механически, без активного осмысления. А осмыслить текст, значит, понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. Далее мы говорили о трудностях понимания автора, связанных с линейной записью текста (что "рассредоточивает" внимание и приводит к "выхватыванию" из текста не всегда важной информации), с трудностью выбора ключевых слов, с неумением рассуждать логично, полноценно и быстро. После чего рассказали о путях преодоления этих трудностей с помощью логических методов запоминания текстов.
Но мы перечислили не всё. Другой трудностью понимания и запоминания текста является неумение воссоздать в воображении образы, чувства и эмоции, которые испытывал автор. Этому можно научиться, используя образные методы запоминания текстов.
Образные методы запоминания текстовой и речевой информации применяют для запоминания разного рода описательных текстов научно-популярного и художественного характера, где ставится цель - запомнить близко к тексту или дословно. К образным методам запоминания текстовой (речевой) информации относятся методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин". Эти методы объединяет
1) область применения - конкретные описательные тексты (т.е. тексты, в которых описываются объекты или субъекты, имеющие конкретный образ);
2) цель запоминания - очень близко к тексту или дословно;
1) выполнение операции укрупнения ОЕП на образном уровне;
2) вовлечение в этот процесс чувств и эмоций;
3) выделение опорных слов;
4) формирование "ключа" к информации;
5) контрольное припоминание.
А теперь подробнее познакомимся с каждым из перечисленных методов.
Метод "Картинка"
Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации).
Последовательность этапов выполнения
1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) с делением текста на абзацы;
2 этап - каждый блок представляется в виде "сюжетной картинки" с "подключением" эмоций и различных чувств;
3 этап - выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либо началом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений);
4 этап - периодичность 1, 2 и 3 пунктов;
5 этап - формирование "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым из известных методов запоминания последовательностей (см. Запоминание точной информации);
6 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. контрольное припоминание.
Полезные замечания
1. Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдать постепенность.
2. Вовлекайте в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3. Важным пунктом является одновременность образа и его словесной формы, иначе это будет просто "мелькание образов".
4. Опорные слова выбирайте в зависимости от ваших предпочтений. Главное, чтобы они имели конкретный образ.
5. Для формирования "ключа" можно использовать любые методы мнемотехники, которые вы хорошо усвоили.
6. Обязательно выполнять контрольное припоминание, чтобы проверить себя и "озвучить картинки".
Пример запоминания текста с помощью метода "Картинка".
Кенгуру, но какие!
Первые европейцы, которые встретились с удивительным миром австралийской природы, были изумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших от них огромными скачками.
Конечно же, ими оказались кенгуру. Давно это было - в начале 17 века. Но, увидев кенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж очень непривычно. А удивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатых примерно пятая часть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древесными кенгуру. Самые маленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см, а самые большие - гигантские - почти трех метров. Древесных же по размерам можно отнести к средним - до 60 см. Населяют они Новую Гвинею и северо-восток штата Квинсленд, причем в Австралии водятся всего два вида, и те сравнительно недавно проникли туда из Новой Гвинеи.
Все кенгуру - животные растительноядные. Древесные питаются почками и листьями растений, лианами, любят папоротники, ягоды и плоды. По земле бегают так же хорошо, как и обычные кенгуру, - скачками, не менее ловко передвигаются и по ветвям, причем с деревьев спускаются только хвостом вниз. В процессе эволюции задние ноги у них укоротились и стали лишь немного длиннее передних. На всех пальцах имеются длинные, крючковатые когти, хорошо помогающие им цепляться за сучки и ветви. Древесные кенгуру довольно быстро лазают по деревьям, а иногда даже скачут, как обезьяны. При необходимости могут совершать прыжки с большой высоты.
Живут зверьки небольшими группами, точнее, семьями: взрослый самец, несколько самок и детенышей. Большую часть дня проводят на вершинах деревьев, погрузившись в сон, а вечером спускаются на землю, чтобы утолить голод и жажду.
Самки приносят ежегодно только по одному детенышу. Природа и здесь позаботилась о них: с двумя, как это часто бывает у наземных кенгуру, им на деревьях было бы просто не справиться. К сожалению, до сих пор на древесных кенгуру охотятся из-за вкусного мяса. Ценен и мех этих животных. В зоопарках они встречаются очень редко.
Е. Солдаткин
"Юный натуралист", ¦8, 1984 г.
Разделим текст на блоки, объединенные одной мыслью или одним сюжетом. Вот что получилось:
1. "Первые европейцы, которые встретились с удивительным миром австралийской природы, были изумлены, увидев каких-то странных животных, быстро убегавших от них огромными скачками. Конечно же, ими оказались кенгуру. Давно это было - в начале 17 века".
выходим на образный уровень, представляя следующую картину: " Европейцы в старинных камзолах 17 века высаживаются на берег Австралии. Вдруг они увидели странных животных - кенгуру, которые убежали от них огромными скачками. Люди издают звуки изумления". Желательно не только "увидеть сюжетную картинку", но и "услышать" грохот убегающих кенгуру и возгласы удивленных людей, почувствовать запах травы и ощутить палящие лучи солнца. Одним словом - подключить как можно больше ощущений и чувств. Вспомните свое удивление, создайте эту эмоцию!
Теперь записываем опорное слово-образ - первые европейцы или встреча и приступаем к формированию следующей "сюжетной картинки".
2. "Но, увидев кенгуру на дереве, многие удивляются и сейчас. Уж очень непривычно. А удивляться, собственно, нечему. Из множества видов этих сумчатых примерно пятая часть умеет лазать по деревьям. Они так и называются: древесными кенгуру".
Представляем: "Вдруг один из европейцев замечает кенгуру - на дереве (!). Он очень сильно удивляется, и видит, что пятая часть убегающей стаи (это может быть одна из пяти кенгуру) начинает лазать по деревьям. Человек медленно и выразительно произносит их название - древесные кенгуру".
Записываем слово - дерево или древесные кенгуру.
Далее читаем:
3. "Самые маленькие из всех кенгуру достигают в длину, включая хвост, 45 см, а самые большие - гигантские - почти трех метров. Древесных же по размерам можно отнести к средним - до 60 см".
Представляем: "Неожиданно среди деревьев европейцы видят маленьких кенгуру длиной 45 см, тут же из-за дерева выглядывают самые большие - гигантские кенгуру длиной почти три метра. На дереве расположились древесные кенгуру, длиной до 60 см". Следует отметить, что в этом тексте не так много цифр, и они хорошо запоминаются сами собой, а вот если в тексте будет много цифровой информации, то без мнемотехники и эйдетики не обойтись. В таком случае нужно будет образы цифр "включить" в "сюжетную картинку".
Записываем слово - самые маленькие или размеры.
А теперь попробуйте сами сформировать "картинки" и записать опорные слова-образы, не заглядывая вперед. Сравните, так ли у вас получилось...
"Ключ" к тексту составляется из слов: первые европейцы (встреча), дерево (древесные кенгуру), самые маленькие (размеры), населяют (места обитания), растительноядные (питание), бегают (передвигаются), задние ноги (приспособления), обезьяны (прыжки с высоты), семья (образ жизни), самка (детеныш), охота (истребление).
Например, можно составить мнемические фразы из слов так: "Встреча древесных кенгуру с размерами в местах обитания. Питание передвигается с помощью приспособления для прыжков с высоты. Образ жизни с детенышем приводит к истреблению". Как правило, такие фразы легко запоминаются, т.к. отличаются своей необычностью. Можно для формирования ключа использовать методы мнемотехники, но подробнее об этом мы поговорим ниже.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omenus.ru
Мы знакомы с трудностями, которые возникают при запоминании текстовой (речевой) информации. Речь идет о том, что мы запоминаем тексты механически, без активного осмысления. А осмыслить текст, значит, понять позицию автора, т.е. воссоздать в вообр
Методы запоминания экономических и юридических статей, правил, определений, теорем
Законы внимания
Синдром профессионального выгорания
Методы запоминания текстовой информации
Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании
Счастливые дети разведённых родителей
Уроки общения
Мышление и ответственность
Информатика и культура в школах
Сексуальное насилие над детьми
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.