курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Уральский Государственный Университет им. А. М. Горького
Курсовая работа на тему:
«Практика запоминания»
Научный руководитель:
Плотников В. И.
Автор:
студент философского факультета (гр. 101)
Фельдман В. С.
г. Екатеринбург
2005 год
Содержание:
Содержание……………………………………………………………………2
Вступление…………………………………………………………………….3
1. Предварительные положения……………………………………….......3
2. Основные принципы хорошей работы памяти…………………….......4
3. Организация процесса запоминания……………………………………5
4. Техника ассоциаций……………………………………………………...6
5. Цифробуквенный код (ЦБК)…………………………………………….7
6. Словесно-числовой список (СЧС)…………………………………........7
7. Метод Цицерона (метод мест)…………………………………………. 9
8. Метод последовательных ассоциаций…………………………….... ....9
9. Метод связных ассоциаций………………………………………….. ....9
10. Метод карманов………………………………………………………….10
11. Запоминание списка абстрактных понятий……………………………10
12. Метод фонетических ассоциаций (МФО)……………………………...11
13. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)………………….......11
14. Запоминание исторических дат с помощью рисунков………………...11
15. Запоминание чисел с помощью ЦБК…………………………………...12
16. Запоминание чисел с помощью СЧС…………………………………...12
17. Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)………13
18. Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)…………………………………………………………………………….13
18.1. Линейный конспект……………………………………………....13
18.2. Карты памяти (Mind maps)……………………………………...14
19. Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)……………………………………16
19.1. Гипнопедия……………………………………………………...16
19.2. Фармакологические методы улучшения памяти……………..17
20. Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………...18
Вступление
Данная работа будет посвящена человеческой памяти. Но нас не будут интересовать вопросы, связанные с ее физиологией, с ее значением для человека как социального существа и тому подобное. Наша задача состоит в описании приемов, позволяющих человеку, говоря метафорически, не утонуть в потоке поступающей информации, или, проще говоря, запомнить, сохранить и в нужный момент вспомнить интересующую информацию. Это важно еще и потому, что без должным образом организованной памяти крайне затруднительно (если вообще возможно) обучение, а именно постоянное обучение является важнейшей частью жизни современного человека.
Кратко коснемся логики нашего изложения. Первые два раздела мы посвятим основаниям, принципам запоминания. Раздел 3 посвятим «гигиене умственного труда» и некоторым моментам организации деятельности по запоминанию. В разделах 4 – 6 опишем три фундаментальные техники, которые, не являясь сами по себе мнемотехниками, лежат (в той или иной степени) в основе приведенных ниже методов запоминания. После описания трех техник мы приведем их приложения к практике (чему собственно и посвящена работа): запоминанию слов, иностранных слов и чисел. Безусловно, что приведенные здесь методы запоминания не являются описанием всех возможных приложений техник (это практически невозможно сделать). Мы также укажем на два альтернативных способа ведения записей. Их, как и все методы запоминания, мы попытаемся представить как применения принципов раздела 1 и 2 на практике. Затем в разделе 19 опишем некоторые искусственные методы улучшения памяти.
Как возможно понятно из предыдущего абзаца, у нашей работы по описанию способов запоминания информации есть два основания:
1.
2.
Эти два основания, взаимнопереплетаясь и соединяясь в различных своих частях, а также в сочетании с уже порожденными ими методами, образуют все приведенные здесь методы (это взаимопереплетение мы попытались продемонстрировать с помощью большого количества ссылок к разным частям работы (рекомендуется проходить по ссылке, так как иногда она отсылает к новому, но сейчас необходимому разделу, либо способствует повторению уже пройденного, а это важно для качественного усвоения)). Мы считаем, что подобная систематизация может способствовать более глубокому пониманию изложенного и, как следствие, к творческому переосмыслению и усовершенствованию (созданию новых) приведенных методов запоминания.
1. Предварительные положения
Прежде чем приступить к описанию самих приемов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
Первое. В литературе по нашему вопросу существует мнение, и на наш взгляд обоснованное, что главным препятствием на пути к развитию хорошей (отличной) памяти является, как не странно, сам человек, ее «владелец». Человек нередко говорит себе фразы вроде «Нет, столько мне не запомнить!» или «Боже мой, этот человек безумно много знает! Объяснение этому одно – он гений. Но я-то простой смертный, мне такое не по силам!», тем самым он отрезает себе путь к «гениальной» памяти. Известно, что на исход любого дела очень сильное (если не определяющее) влияние оказывает установка, высказанная (или подсознательно даже сформулированная) перед началом предприятия. Если установка пессимистическая, то можно утверждать, что и исход дела будет не лучшим. В случае с памятью дело обстоит также. Правильная установка – это уже 50% успеха в намеченном деле (вторые 50% - это техника исполнения). В подтверждение наших слов скажем, что у знаменитых мнемонистов и людей, отличавшихся феноменальной памятью, не было выявлено никаких структурных изменений мозга (не вызывает пожалуй сомнений, что именно мозг является хранилищем нашей памяти), которые могли бы объяснить столь феноменальные способности. Видимо все дело в психике, в установке. Установка эта должна быть подсознательной и неоспоримой, ибо только так можно победить неуверенность в собственных силах (о том, как именно ее победить см. главу «Организация процесса запоминания»).
Второе. Хотя мы и обещали, что не будем касаться физиологии памяти, но все-таки невозможно не упомянуть одного любопытнейшего факта. Памяти как способу фиксации информации и последующей возможности ее воспроизведения, в отличие от рефлекса, достаточно единственной серии импульсов, приходящей к нейронам головного мозга. Эти импульсы производят в нейронах некоторое изменение (структурное или функциональное физиологам до сих пор точно не известно), создавая так называемый след памяти. Доказано, что этот след больше никогда не исчезает и всегда существует возможность его воспроизведения (сознательно или под гипнозом). Другими словами, хотя, пожалуй, несколько преувеличено, можно сказать, что человек не в состоянии что-либо забыть вообще, проблема может состоять лишь в воспроизведении следа. Чтобы таких проблем не возникало как раз и нужно применять различные техники запоминания (мнемотехники). А этот «физиологический» экскурс пусть будет вторым подкреплением нашей уверенности в возможности отличной памяти и в необходимости овладения мнемотехниками.
2. Основные принципы хорошей работы памяти
Приведенные ниже семь принципов хорошей работы памяти касаются, в общем, не только процессов запоминания, но и любой другой целенаправленной деятельности, а потому могут быть названы универсальными. Но именно универсальность и кажущаяся простота и может иногда затруднять их применение. Трудность же, как уже было сказано, искупается стратегической эффективностью. Вот эти принципы:
· Принцип паузы. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановку и подумать. В отношении памяти следует помнить, что она определяется главным образом стратегией мышления, пауза же позволяет избежать поспешности при выборе подходящей стратегии.
· Принцип эмоциогенности. Свойства памяти таковы, что сведения вызывающие сильные эмоции (не обязательно положительные) несравнимо лучше запоминаются, чем не вызывающие таковых. Так что, сохраняя что-либо в памяти, нужно позаботиться о том, чтобы не остаться к этому равнодушным (один из способов – см. ниже «принцип личных комментариев»).
· Принцип расслабления. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Успокоившись и сделав несколько глубоких вдохов, вы обязательно вспомните необходимое.
· Принцип осознания (внимания). При усвоении информации любого типа информации следует сознательно включать как можно больше чувств, другими словами, проявлять максимальное внимание к объекту изучения. Большинство людей просто не наблюдательно, но в этом они склонны обвинять свою память.
· Принцип личных комментариев. Комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти, кроме того, комментирование позволяет, как бы вжиться в материал, сделать его «своим».
· Принцип организации материала. Во время записи и использования информации следует использовать категории и основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, при запоминании чьего-либо имени следует помимо зрительной ассоциации имени и лица человека, которому принадлежит имя, классифицировать имя, поместив его, например, в категорию «друзья бабушки» или «одногруппники» и т. п. Когда вы действуете таким образом, в голове образуется дополнительная привязка для данного имени, позволяющая быстрее его вспомнить.
· Принцип использования материала. Постоянное использование материала обеспечивает быстрое вспоминание. Чем чаще используется информация, тем легче ее извлекать.
3. Организация процесса запоминания
Качество усвоения и сохранения данных зависит не только от самого способа запоминания (мнемотехники), но и от обстановки, в которой оно производиться, психологического настроя человека, организации во времени, задач, которые ставятся и т. п. Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций.
1) Обстановка. Рекомендации в отношении обстановки традиционные, но это нисколько не умаляет их ценности и пренебрегать ими не стоит. Помещение, в котором предстоит работа, должно быть хорошо проветренным и тихим. Рабочее место, а это, по настоятельной рекомендации многих исследователей, должен быть именно стол (занятия в сидячем положении, а не лежа на диване!), должно быть хорошо освещено (даже не в целях сбережения зрения, просто при слабом освещении мозг склонен заснуть (через главный на данный момент орган чувств поступают слишком слабые сигналы, значит можно спать)). Кроме того не следует пренебрегать порядком на рабочем месте: на столе и вокруг него не должно быть лишних предметов (оставим «творческую атмосферу» для художественной мастерской, где мы не беремся устанавливать порядки).
2) Психологический настрой. В разделе 1 мы обещали привести некоторые рекомендации, которые помогли бы победить неуверенность в собственных силах. Одними из наиболее эффективных способов в этой (и не только этой) области являются самовнушение и самогипноз. По причине большей доступности мы более подробно остановимся на самовнушении. Эта техника была изобретена в начале ХХ века французским аптекарем Эмилем Куэ и с некоторыми усовершенствованиями дошла до наших дней, не утратив своего значения. Следует обратить внимание на то, что данный способ эффективен также для регуляции психического состояния и поведения, развития определенных личностных качеств, борьбы против человеческих слабостей. Техника состоит в повторении (до 20 раз подряд, хотя некоторые специалисты говорят и о большем числе повторений) одной и той же фразы, так называемой аффирмации (от лат. Affirmo – утверждаю). Это простое упражнение постепенно закрепляет в подсознании идею, содержащуюся в аффирмации. Подсознательная же сфера активно включается в процесс осуществления идеи. Как применять технику?
а) Повторяйте утверждение до 20 раз машинально, сосредотачивая внимание на его смысле в начале упражнения (если вы отвлеклись, то это не страшно – продолжайте повторять). В течении дня делается обычно три сеанса: утром после пробуждения, приблизительно в полдень и вечером непосредственно перед сном.
б) Для эффективности перед началом повторения надо снять напряжение: расслабиться, сесть или прилечь.
в) Правила выбора аффирмации:
·
·
·
·
Несколько слов о самогипнозе. По сравнению с самовнушением самогипноз дает результаты значительно быстрее, так как теснее связан с подсознанием, однако его применение требует специальных тренировок. Суть его состоит в том, что те же самые аффирмации произносятся в моменты максимально возможной в сознательном состоянии открытости подсознания, то есть непосредственно перед сном, в состоянии засыпания (состояние, характеризуемое α- и δ-активностью головного мозга).
3) Организация во времени. Этот пункт можно обозначит также как гигиена мозговой деятельности. Мозг не следует перегружать. Оптимальным считается режим, при котором 30-40 минутные периоды активности сменяются 10-15 минутным отдыхом. Кроме того укажем, что чем меньше мозг отвлекается на постороннюю информации, тем лучше усваивается основной объект нашего внимания. Поэтому наиболее важный материал, который должен быть как можно полнее и точнее запомнен рекомендуется повторять незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.
4) Постановка задач. Мозг гораздо лучше может справиться с задачей в том случае, если она перед ним поставлена, а не когда он работает в «режиме ожидания». Если еще перед началом деятельности сформулировать задачу непременно усвоить такой-то объем материала такой-то сложности, то бессознательно будет выбран соответствующий метод работы, и таким образом можно с большей вероятностью ожидать благоприятного исхода дела. Кроме того наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию (принцип организации материала).
5) Процесс. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Помимо этого, лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
6) Вербализация (пересказ своими словами). Данный пункт в первую очередь касается смыслового запоминания прочитанных текстов. В попытке усвоить смысл какого-либо текста очень сильно может помочь его словесный пересказ (желательно вслух) своими словами (принцип использования материала).
4. Техника ассоциаций
Ассоциирование является частью большинства методов эффективного запоминания. В широком смысле ассоциацией называют связывание чего-то с чем-то. Эта связь между двумя или более явлениями (предметами, словами и т. д.) такова, что актуализация одного из них влечет за собой появление других.
Человек, основываясь на своем жизненном опыте, может в любой момент подобрать ассоциацию к любому слову (свободные ассоциации), но она как правило будет представлять собой штамп мышления, то есть привычную форму, которая именно в силу своей привычности легко забывается. Поэтому для овладения методом ассоциаций необходимо научиться создавать новые ассоциации между любыми элементами. Приведем несколько примеров. Возьмем три пары слов: банка – кастрюля, яблоко – аспирин, телефон – дерево. А теперь придумаем между ними ассоциативную связь. Для первой пары:«Кастрюлю засунули в банку» (представьте!); для второй – «Откусил яблоко, а оттуда посыпался аспирин»; третье – «Дерево сплошь обвесили телефонами». К одним и тем же словам можно подобрать огромное количество различных ассоциативных связей. Приведем несколько правил составления ассоциаций:
Овладение методом ассоциаций требует определенной практики, а, следовательно, волевых усилий, ибо поначалу обучение ему несколько утомительно. Однако результаты этой работы – выработанный навык ассоциирования – будет в дальнейшем очень и очень полезен.
5. Цифробуквенный код (ЦБК)
Цифро-буквенный код (ЦБК) является одной из самых совершенных методик запоминания, имеющет очень широкий спектр применения и пригодна даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.
Первую такую систему придумал в середине XVII века Станислав Минкфон Веснштайн. С тех пор она неоднократно совершенствовалась. Вероятная причина неширокой распространенности данного метода в нашей стране та, что в оригинале он был придуман для латинского алфавита. ЦБК для кириллицы взят из книги Н. К. Корсаковой и И. А. Корсакова «Наедине с памятью».
Техника основана на условном соответствии между согласными буквами и цифрами от 0 до 9. Еще одним преимуществом приводимого кода является то, что он двумерный, то есть каждой цифре соответствует две согласных буквы. Между тем, существую ЦБК, основанные на соответствии цифр гласным буквам, но такой код получается одномерным, так как в кириллице всего 10 гласных букв (существует также смешанный код, в который входят и гласные, и согласные буквы). Приведем наш двумерный код в виде таблицы:
Для того, чтобы пользоваться методами, построенными на данном коде, необходимо знать его, как таблицу умножения. Таблицу кода необходимо запоминать в двух направлениях: соответствие цифре буквы и соответствие букве цифры (цифра → буква и буква → цифра). О применении данной схемы будет сказано в разделе «Запоминание чисел с помощью ЦБК».
6. Словесно-числовой список (СЧС)
Словесно-числовой список (СЧС) – это список слов, которые вы будете помнить одновременно с их порядковыми номерами (слова являются словесным воплощением чисел, им соответствующих, по законам ЦБК (о составлении слов соответствующих числу по закону ЦБК см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
СЧС очень эффективен для запоминания больших объемов информации. Также СЧС может стать тем «хорошо усвоенным рядом слов», который необходим для применения метода связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).
Преимущества СЧС перед методом связных ассоциаций:
·
·
·
СЧС подобен блокноту, так как запоминаемые элементы, связанные со словами списка, как бы записываются в заранее приготовленное место.
Список можно использовать с любого места, главное запомнить с какого места начато использование (как и блокнот собственно).
СЧС – помощь в быстром нахождении кодовых слов для кодирования чисел в ЦБК (см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
Однако довольно о преимуществах метода. Перейдем непосредственно к его составлению и использованию. Наиболее распространенным является СЧС на 100 слов. Составляют его так:
1)
2)
3) Каждому числу должно соответствовать только одно слово.
4)
5)
6)
7)
Но существует способ превратить СЧС из блокнота в настоящий справочник. Таким справочником станет для Вас СЧС на 1000 слов. В таком большом количестве ячеек памяти появляется возможность рубрикации (что является необходимым согласно непосредственному (существует опосредованное, предполагающий подсознательную рубрикацию материала) пониманию шестого принципа хорошей работы памяти (см. «основные принципы хорошей работы памяти»)). Например, ячейки от 1 до 300 отводятся для текущих дел (оперативная память), от 301 до 500 – последовательность великих князей в Киевской Руси и царей в России и т. п. Таким способом можно создать достаточно большое число рубрик по интересующим Вас областям.
В связи с увеличением числа слов у СЧС, увеличивается и число значащих букв в этих словах (с двух в списке на 100 слов до трех в списке на 1000). В связи с этим в словах с 1 до 99 должно быть только две согласные буквы. Кроме того, для некоторых чисел бывает непросто подобрать подходящее слово, в этом случае можно использовать словосочетания или небольшие фразы.
Составление такого большого списка потребует усилий, но они обязательно окупятся в ходе пользования этого универсального справочника. Стоит также отметить, что если в какой-то момент вы «записали» в одну и ту же ячейку разную информацию (здесь раньше уже было что-то записано, а вы записали еще что-то), то это как правило не ухудшает воспроизведения ни того, ни другого материала. Такая особенность, очевидно, еще больше расширяет возможности СЧС.
7. Метод Цицерона (метод мест)
Этот метод считается одним из наиболее древних способов запоминания. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106 – 49 гг. до н. э.), как считается, уже пользовался этой мнемотехникой. По дошедшим до нас сведениям, он мысленно расставлял по своему дому ключевые моменты своих речей, внешне же он просто прогуливался по дому. Вероятно, что именно благодаря этому приему он мог произносить свои речи не пользуясь записями, воспроизводя при этом по памяти большое количество различных фактов, дат и цитат. Хотя существует мнение, что до Цицерона методом мест пользовался древнегреческий поэт Симонид. Закончив исторический экскурс, перейдем к собственно описанию самого метода.
Суть его состоит в том, чтобы запоминаемые единицы информации (слова, даты, предложения, мысли) мысленно расставить в хорошо знакомой комнате (на самом деле не обязательно в комнате, можно вдоль хорошо знакомого вам маршрута или в вашем родном, и потому хорошо знакомом, районе) в определенном порядке. Затем нужно только вспомнить комнату (или другое вышеозначенное пространство), чтобы вспомнить данные, по ней расставленные.
Однако, прежде чем начать расстановку, нужно договориться о последовательности обхода комнаты или последовательности мест, на которые будет размещаться информация. Первый раз можно, как Цицерон, пройтись по комнате реально, расставляя предметы мысленно. Для прочного же соединения предмета и места нужно придумать между ними эмоциогенную связь (см. «Техника ассоциаций»).
Метод Цицерона весьма эффективен и имеет широкий спектр применений, но наиболее удобен он при запоминании цепочек слов, которые могут иметь любую природу (ключевые слова речи, необходимые покупки и пр.). Еще одно преимущество метода – его простота: после второго-третьего применения вы будете воспроизводить запомненное в полном объеме.
8. Метод последовательных ассоциаций
Метод последовательных ассоциаций применяется, главным образом, при запоминании списков слов. Метод состоит в последовательном связывании между собой слов списка (ассоциация (см. «Техника ассоциаций»)). При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов (здесь необходимо соблюдение всех четырех правил ассоциации).
В итоге должен получиться связный сюжет или рассказ их всех слов списка.
Необходимо отметить, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим строго по порядку. Каждый элемент сюжета (слово) становиться на короткое время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Не должно быть перечислений (они легко забываются) и лишних слов (перепутываются с запоминаемыми).
9. Метод связных ассоциаций
Чтобы воспользоваться методом для запоминания какого-либо списка слов, потребуется любой другой, предварительно твердо заученный список слов, в котором слов должно быть не меньше, чем в запоминаемом.
Сам метод состоит в том, чтобы каждое слово нового списка связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Слова связываются простой ассоциативной связью, что является преимуществом по сравнению с методом последовательных ассоциаций, так как не нужно создавать цепочку ассоциаций (экономия сил). Порядок воспроизведения нового списка гарантируется твердым знанием порядка в ранее заученном. С помощью метода связных ассоциаций реализуется запоминание по словесно-числовому списку (он сам и является твердо заученным списком слов).
Скажем дополнительно несколько слов о твердо заученном списке. Чтобы более или менее уверенно чувствовать себя перед лицом информационных потоков, в этом списке должно быть не менее 20 слов. Кроме того, чтобы иметь возможность эффективно пользоваться описанным методом, надо очень хорошо знать опорный список слов. О природе твердо заученного списка. Опорные слова могут быть любыми хорошо известными Вам (кроме того, они обязательно должны иметь заданный порядок). Например, это могут быть ключевые слова вашей любимой песни или стихотворения, наконец, это могут быть последние (первые) слова каждого тома Большой Советской Энциклопедии. Кроме того, этим твердо заученным списком может быть словесно-числовой список, описанный ранее.
Суммируя сказанное в разделах 8 и 9, можно сказать, что для запоминания небольших списков слов (до 8 слов) более удобен метод последовательных ассоциаций, при большем числе элементов более удобен метод связных ассоциаций.
10. Метод карманов
Этот почти шуточный метод является достаточно эффективным при запоминании небольших рядов слов (в ряду также может быть несколько чисел). Этот метод очень похож на метод Цицерона, только здесь «хорошо знакомой комнатой» являются карманы вашего пиджака и брюк (пусть у Вас их и немного). В связи с небольшим числом предметов в некоторых случаях вовсе не обязательно оговаривать «направление обхода» Ваших карманов. Суть этого «обхода карманов» состоит в том, что Вы, имея некоторый список слов (желательно, чтобы это были не абстрактные понятия), визуализируя их, рассовываете их по своим карманам. При этом просто необходимо, чтобы это происходило эмоциогенно (см. рекомендации в разделе «Техника ассоциаций»), ибо карманы – вещь привычная, и наскоро брошенное в них легко забывается. Хорошо если предметы при их положении в карман будут ломаться, надуваться, крошиться, растекаться, шуметь, пахнуть и т. д. – словом действовать так, как если бы это было в реальной жизни и доставляло бы Вам массу хлопот.
11. Запоминание списка абстрактных понятий
Бывают случаи, когда требуется запомнить ряды слов, имеющих абстрактное значение, кроме того, важен еще и порядок их воспроизведения. Помочь выполнить данную задачу может приводимый ниже метод.
Прежде всего, надо составить четкий список запоминаемых слов. Затем, нужно, используя личный опыт, конкретизировать данные слова: то есть вспомнить яркое впечатление, связанное с каждым словом. Каждое слово-ассоциацию необходимо записать рядом с ассоциируемым словом. Кроме того, важно мочь различать близкие по значению запоминаемые понятия (близких по значению слов-ассоциаций желательно не допускать), которые могут ввести в заблуждение при воспроизведении. На последнем этапе работы нужно составить из слов-ассоциаций сюжетные предложения (см. «Метод последовательных ассоциаций»).
Помимо приведенного метода, для решения описанной задачи подходит СЧС. Слова-ассоциации связываются со словами СЧС методом связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).
12. Метод фонетических ассоциаций (МФО)
Описав несколько способов усвоения различных списков слов, нам хотелось бы привести также несколько методов запоминания иностранных слов (этому посвятим разделы 12 и 13). Известно, что качество общения на иностранном языке во многом зависит от того насколько быстро Вы способны вспоминать нужные слова или, говоря более обще, от вашего словарного запаса. Знание приблизительно 3-4 тысяч слов можно назвать достаточным для повседневного общения. Приводимый метод фонетических ассоциаций (МФО) позволит в некоторых случаях облегчить процедуру усвоения нового иностранного слова.
Замечено (возможно, и Вы это замечали), что некоторые слова других языков очень похожи по звучанию на слова родного языка. Именно на этом и основан МФА. К иностранному слову подбирается фонетический аналог из родного языка (при желании такой аналог можно подобрать почти к любому слову). Затем, составляется связное предложение, в которое входит как фонетический аналог, так и перевод данного иностранного слова (предполагается, что он Вам известен). Приведем несколько примеров. Испанское слово «galera» в переводе означает «тюрьма»; можно составить такое, например, предложение «на галере уплыли из тюрьмы». Другой пример. Немецкое слово «spannend» переводиться как «увлекательный». Отсюда забавное предложение (это и к лучшему) «увлекательная носка шпал».
13. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как маленькие дети, только учащиеся говорить, учат слова? Поскольку они не имеют слов, с которыми можно было бы ассоциировать новые как их «перевод» (а именно так, чаще всего делаю взрослые люди), они ассоциирую звук слова непосредственно с предметом, которому он соответствует (мама говорит ребенку «Принеси тапочки!» и указывает на них. После нескольких таких эпизодов ребенок твердо усваивает, что значит «тапочки», как, впрочем, и что значит «принеси»). На этом же принципе непосредственной ассоциации слова и предмета, ему соответствующего, основан МВВО. Нужно живо вообразить себе перевод иностранного слова. На примере покажем как это делать. Английское слово «fich» переводиться как «рыба». Представляем себе рыбу (любую) со всеми ее особенностями: запахом, выпученными глазами, бьющуюся об стол; представляя себе это, нужно все время произносить про себя или вслух «fich» (примерно как аффирмацию, машинально). Так представлять нужно около 1,5-2 минут. Затраченное время себя оправдывает.
14. Запоминание исторических дат с помощью рисунков
Закончив описание методов запоминания иностранных слов, которых, конечно, существует значительно больше, чем было описано, приступим к способам усвоения различного рода числовой информации. Этому мы посвятим следующие четыре раздела. Полагаем, никого не придется убеждать, что подобного рода информация играет крайне важную роль в наше время. Запоминание номеров телефонов, исторических дат, времени встреч, различных числовых паролей и т. п. является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Первый описываемый нами метод предназначен для запоминания особого вида чисел – исторических дат. Историческая дата – это не только число, но и событие, то есть нечто предметное или, по крайней мере, то, что можно представить предметно. Именно эта возможность предметного представления и лежит в основе описываемого метода. Суть его в том, что историческую дату нужно зарисовать. Пугаться не нужно: панораму Сталинградской битвы рисовать не придется. Нужно лишь попытаться найти цифры, входящие в дату, в каких-нибудь предметах, относящихся к событию, которому дата соответствует. Попытаемся привести пример. Мы хотим запомнить дату Швейцарского похода А. В. Суворова (1799 год). Думаю, что цифру «1» можно не запоминать: это и так ясно. Цифру «7» можно ассоциировать с горным перевалом, который пришлось пересекать русской армии, а «9» ассоциируем первую – с завихрением ветра, вторую – с согнувшимся от стужи и тяжести обмундирования солдатом. Расположим эти кадры слева направо и получим некоторую картинку. Ее нужно запомнить. Не должно пугать то, что метод требует рисования: это не нужно сдавать в художественную школу, рисунок требуется лишь для лучшего усвоения ассоциаций цифр (в конечном счете, в вашем воображении остается еще одна и притом более совершенная «копия», или лучше все-таки сказать оригинал, «эйдос»). Не бойтесь своих ассоциаций.
15. Запоминание чисел с помощью ЦБК
Чтобы запомнить числа с помощь ЦБК, их необходимо сначала перекодировать в слова, слова же эти потом можно запоминать любым удобным для Вас способом.
Как перекодировать числа в слова? Вопрос этот важен для нескольких описываемых в данной работе техник и методов. Опишем способ перекодирования теоретически, а затем продемонстрируем на примере.
Сначала нужно разбить число, подлежащее перекодированию, на двузначные числа, начиная с его конца (начиная с разряда единиц). Если в числе нечетное число цифр, то «одинокое» число нужно представить в виде 01, 02 и т. д. Вторым шагом, используя таблицу ЦБК (см. «Цифробуквенный код (ЦБК)»), переведем цифры двузначных чисел в слова с таким расчетом, чтобы цифра из разряда десятков соответствовала первой букве слова, а другая цифра – второй согласной букве слова (вообще в слове может быть сколько угодно согласных букв, но значимыми из них будут только первые две, однако желательно подбирать слова покороче). Что касается «одиноких» чисел, то можно представлять их в виде слова, в котором есть всего одна согласная буква. Кроме того, числа, подлежащие запоминанию, можно делить и на трехзначные числа, но в них, в таком случае, будут значимы три первые согласные буквы.
Поясним на примере. Мы хотим запомнить число 30932. Разбиваем его на двузначные числа: 03, 09, 32 (или 3,09, 32 или 030, 932). Теперь перекодируем в слова в соответствии с таблицей ЦБК (напоминаем, для применения метода таблицу нужно знать «на зубок»). 03 – «мох» (слово, безусловно, неединственное); 09 – «нора»; 32 – «кадет» («код»). Образуем из трех образованных слов предложение методом последовательных ассоциаций (см. соответствующий раздел): «Мох заткнул нору, в которой сидел кадет». Чтобы облегчить воспроизведение числа, значимые слова можно условиться делать только именами существительным и других существительных в ассоциативных предложениях не вводить. Сохранять слова (то есть дву- трехзначные числа) можно также методом связных ассоциаций с любым хорошо знакомым списком слов, в т. ч. СЧС (см. соответствующие разделы).
16. Запоминание чисел с помощью СЧС
Использовать словесно-числовой список для запоминания можно несколькими способами. Во-первых, как уже было описано в предыдущем разделе, можно использовать СЧС в качестве хорошо усвоенного списка слов для ассоциирования с ним перекодированных согласно ЦБК в слова чисел (метод связных ассоциаций). Кроме того, можно использовать слова списка непосредственно при перекодировании слов: это значительно ускоряет поиск нужного слова, так как в СЧС на 100 слов готовое слово есть для каждого двузначного числа. Слова эти в таком случае представляется целесообразным запоминать методом последовательных ассоциаций (слова же, находящиеся в списке заранее подобраны таким образом, чтобы быть наиболее эмоциогенными). Во-вторых, можно представить на какие предметы похожи запоминаемые числа (по форме (как это делалось при запоминании исторических дат с помощью рисунков), материалу, цвету, размеру и пр.). Подобранные слова-ассоциации нужно последовательно связать со словами СЧС методом связных ассоциаций.
17. Метод запоминания чисел с помощью системы Шедд (Shedd)
Недлинные числа достаточно удобно запоминать при помощи так называемой системы Шедд (Shedd). Суть ее состоит в том, что числу, подлежащему запоминанию, ставиться в соответствие некоторая фраза, число слов в которой соответствует количеству цифр в числе, а количество букв в каждом слове соответствует цифре, которую это слово обозначает (причем нулю соответствует десятибуквенное слово). Яркими и, наверняка, знакомыми примерами использования этого метода может быть запоминание числа π при помощи всевозможных стихотворений и фраз. Например, дореволюционное «Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает» (3,1415926535) или «учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать» (3,14159265359) и так далее. Тот же способ применяют, чтобы запомнить исторические даты. Например, год падения Константинополя (1453 год), не учитывая «1», можно представить так: «люди пойдут там», а год рождения царицы Клеопатры VII (69 год до н. э.) – «царица-красавица». Однако, следует сказать, что данный метод требует некоторых навыков, а для некоторых чисел бывает совсем не просто составить более или менее связную фразу.
18. Рациональное ведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)
18.1. Линейный конспект
Ведение конспектов лекций (хотя не обязательно только лекций: можно сказать просто конспектов) является, пожалуй, одной из необходимейших частей обучения, по крайней мере, до тех пор, пока Вы не убедитесь в надежности вашего запоминания материала. Основная функция любого конспекта – приспособить информацию, изложенную в книге, журнале, на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека. Конспект по своей сути всегда субъективен, так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации. он отбрасывает все, что ни имеет для него особого значения: это могут быть слова и фразы, служащие для организации структуры текста (они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений), а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения. Можно дать несколько наиболее общих советов по конспектированию лекций: во-первых, лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы. Первые страницы ее нужно отвести для оглавления, в последующих оставлять поля для заметок (желательно достаточно широкие (не меньше четверти ширины страницы); нумерация страниц и оглавление способствует быстрому поиска по конспекту, хотя, возможно, некоторым это и покажется излишеством, так как найти нужное место в своем конспекте значительно легче, чем в книге, но со временем, в течение которого вы не пользуетесь записями, вы попросту забудете очередность тем и тогда оглавление будет просто находкой). Во-вторых, конспекты лекций следует начинать с записи темы и плана. В-третьих, необходимо записывать все новые понятия, определения, обобщения, выводы, а также выписывать где-нибудь в одном месте незнакомые вам термины. В-четвертых, часто повторяющиеся и длинные слова писать следует по возможности сокращенно. В плане сокращений ограничивать себя не стоит: можно сокращать до одной буквы с различными индексами, использовать значки, символы. Однако желательно где-нибудь на полях, хотя бы в начале использования соответствующего обозначения (или даже в специально отведенном месте для условных обозначений), все же явным образом оговорить его значение при последующем использовании. В-пятых, записанную лекцию рекомендуется дома обработать: уточнить её содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания, разъяснения неизвестных терминов. Полезно также выделять основные мысли, термины и т. п. контрастными ручками или фломастерами, так как цвет способствует целостному визуальному восприятию, а следовательно и последующему запоминанию и воспроизведению (однотонно синий конспект, одинаковый на всех страницах, достаточно плохо вспоминается визуально). Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей темы. Это поможет глубже осмыслить новый материал.
Теперь коснемся содержания конспекта. Главный смысл конспекта заключается не в точном дословном записывании за лектором или переписывании книги, а в изложении основных мыслей своими словами (лат. conspectus - излагаю). Именно в этом и заключается эффективность такой формы сохранения информации: она как бы проговаривается, прописывается (а тем самым сохраняется надолго) и является результатом творческой работы автора (принцип личных комментариев). Но это одновременно составляет определенные трудности, а именно то, что такая творческая обработка требует времени, которого на лекциях, как правило, не хватает, отсюда и возникает необходимость домашней обработки записей с целью раскрыть намеченные мысли. При написании конспекта важно не торопиться (принцип паузы). Таким образом, вы сможете уловить смысл фразы или, еще лучше, нескольких фраз, а затем кратко изложить его во всего лишь одном или двух предложениях. Важно сначала понять мысль, и уже только потом записать понятое.
Однако рассмотрим самые очевидные недостатки конспекта, организованного в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Во-первых, линейный конспект представляет собой усеченный дубликат исходного текста или чьей-то речи, поэтому не представляет богатых возможностей для творческой переработки информации (в крайнем случае можно внести некоторые разъяснения в термины). Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Современные научные выводы заключаются в том, что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое (психологи называют подобное целостное представление гештальт) и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, является уже фактически готовым текстом, что не оставляет практически никаких возможностей для его расширения и модернизации (ведь это требовало бы его полного переписывания).
18.2. Карты памяти (Mind maps)
Но существует и альтернативный метод конспектирования, который учитывает
очевидные недостатки традиционного линейного конспекта. Это так называемые
Карты памяти (Mind Maps) (далее ММ),
изобретенные психологом Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Метод MM наиболее полно отвечает
особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики
является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного
мозга (левое полушарие отвечает за логическое мышление, а также за анализ
чего-либо в деталях; правое полушарие отвечает за образное мышление
(воображение) и восприятие информации в целом (в виде гештальта)), благодаря
чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется
как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые
слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов
обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает
запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). Метод требует меньших
усилий, чем при традиционном конспектировании, так как ведение записей
осуществляется в менее напряженном творческом режиме. При построении карт идеи
становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод
позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить
его "единым взором ", воспринять его как единое целое.
Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать
принцип движения от общего к деталям. Ваша карта может расти, позволяя Вам все
глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета. Наконец, отметим, что карты
можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение, позволяет
вам очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Богатые возможности,
которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых
разнообразных задач. Вот лишь некоторые из них: подготовка к экзаменам,
презентациям, докладам, планирование дел, самоанализ, решение житейских проблем
и т.д. Постоянное использование методики позволит вам сделать свое мышление
более организованным, четким, логичным.
Рассмотрим только основные принципы использования метода ММ (более подробно о методе можно узнать из книг Тони Бьюзена, например, «Максимально используй свой разум» («Make the most of your mind»)).
1. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов), поэтому для начала рекомендуется запастись цветными ручками, карандашами и фломастерами.
2. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так вы отводите больше места под свой рисунок (конспект), что позволит вам его расширять и модернизировать.
3. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге или тема лекции).
4. Используя разноцветные ручки, выводим из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того, чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. Поначалу это, возможно, будет затруднительно, но практика в использовании карт памяти, вскоре позволит Вам, практически не задумываясь, выбирать самые подходящие ключевые слова. На крупных ветвях помещайте более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова.
5. Вы можете детализировать свой конспект настолько, насколько считаете нужным. Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему "дереву" карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее – тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности).
6. Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирайте в соответствии с важностью данного ключевого слова.
7. Обильно снабжайте карту различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы (пространственные структуры)).
8. Различными стрелочками показывайте связи между различными идеями. Одним словом, не ограничивайте себя в картотворении: чем более субъективный характер она будет носить, тем лучше.
Теперь скажем несколько слов о том, как тренироваться составлять ММ. Очевидно, сразу идти на лекцию с фломастерами и листом А4 бессмысленно, так как, не имея навыков, мало вероятно, что вы успеете что-то зафиксировать. Очень эффективным способом тренировки является «картографирование» выпусков новостей (начать можно с телевизионных (это легче, так как есть еще и видеоряд, который, возможно, поможет Вам при выборе степени конкретизации и основных тем), а затем перейти на радио). Затем можно перейти к конспектированию теле- и радиопередач. Необходимо отметить, что в процессе тренировки важнейшую роль играет не только само «картографирование», но и последующая проверка. Поэтому важно иметь возможность последующего воспроизведения конспектированного в оригинальной форме (запись с радио или телевидения). Кроме того, не следует пренебрегать практикой в составлении различных планов на день (сделать, позвонить, сказать, отдать, взять и т. п.). Одним словом, в составлении карт памяти нужно постоянно тренироваться, и только в этом случае можно добиться достаточно полного и, в то же время, компактного и понятного изложения материала.
19. Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)
В данном разделе не ставиться цель дать какие-либо рекомендации по применению описываемых методов, так как они достаточно сложны, а кроме того непосредственно касаются соматической составляющей человека, а потому при неправильном использовании могут навредить здоровью. Так что приведенная ниже информация носит исключительно ознакомительный характер, а более детальная информация об описываемых техниках может быть найдена в специальной литературе.
19.1. Гипнопедия
Гипнопедия (от греч. ‘ύπνος – сон и παιδέα – обучение) – метод обучения во время естественного сна. Предполагается, что он использовался еще в храмах Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Возрождение метода произошло в первой половине ХХ века. В 1936 году советский ученый А. М. Свядош доказал, что во время сна человек может воспринимать и запоминать информацию, а она при этом не искажается и, что важнее всего, может быть воспроизведена после пробуждения. Большой вклад в возрождение метода внес профессор Л. А. Близниченко, который провел большое количество опытов по изучению особенностей гипнопедической речи. Гипнопедию используют, главным образом, при обучении иностранным языкам, хотя это не единственная область ее применения.
Приведем основные принципы гипнопедического метода:
1. Тембр голоса и качество произношения имеют значение. Тембр должен быть приятным, а произношение четкое.
2. Громкость речи. Обычная разговорная речь не подходит, гораздо лучше шепот. Перед засыпанием речь должна быть громкой, затем через пять минут после засыпания громкость снижается и речь едва слышна, а перед прекращением сеанса громкость увеличивается (мы, вероятно, еще помним одно из положений по организации процесса запоминания о том, что на начало и конец должно приходиться большее число повторений, чем на середину; здесь число повторений заменяется увеличением громкости звука).
3. Скорость речи. Скорость произношения запоминаемого материала должна быть увеличена на 10-15% по сравнению с обычной скоростью речи, то есть скорость речи должна быть около 160-170 слов в минуту.
Что нужно для обучения?
1. Рабочее место, оснащенное специальной аппаратурой. Помещение должно быть изолированно от внешних шумов и иметь благоприятные условия для сна (кровать). Под аппаратурой подразумеваются приборы для контроля сна и устройство для воспроизведения звука.
2. Программированные материалы, то есть правильная запись учебного материала на магнитофон. Учебные материалы должным быть в двух вариантах: печатном и звучащем, между которыми не должно быть расхождений. Материал записывается на кольцевую ленту и, таким образом, будет постоянно повторяться.
3. Контроль за усвоением материала после занятий (утром).
4. Врачебный контроль за состоянием обучающегося до и после практики.
Днем происходит первичное осмысление материала, создается впечатление о нем, ночью происходит запоминание. Обучение во сне имеет четыре фазы:
Фаза I. Студент не спит, работает зрительная, слуховая, моторная память (читает, слышит, повторяет вслух). Длительность – 15 минут (кольцевая лента проходит 3-4 раза).
Фаза II. Студент только слышит материал, засыпает. Длительность – 45 минут (лента повторяется 7-8 раз).
Фаза III. Студент спит. Речь в динамике едва слышна (длительность – 15 минут (повторение ленты – 3-4 раза), затем магнитофон выключается и идет обычный ночной сон.
Фаза IV. Магнитофон включается за 30 минут до пробуждения. Сначала речь почти не слышна (5 минут), затем громкость постепенно увеличивается (лента повторяется 3-4 раза).
При правильном применении метода достигаются достаточно высокие результаты. Например, в течение семестра студенты, изучавшие иностранные языки при помощи описываемого метода в одном из московских ВУЗов, выучили на 30% больше иностранных слов, чем их однокурсники, не пользовавшиеся гипнопедией. Гипнопедия доказала свою эффективность. Однако некоторые ученые ставят под сомнение естественность сна, которым спит обучающийся во время сеанса. Они считают, что это скорее гипноз, а потому предостерегают от возможных пагубных последствий этого не до конца изученного феномена.
19.2. Фармакологические методы улучшения памяти
Все описанные выше методы требуют определенных усилий, фармакологические же методы усилий не требуют, именно поэтому так активно ведутся поиски «таблетки памяти» (кстати, одна такая недавно якобы была найдена в Индии. Ее производят из одного из местных растений. Она облегчает состояние даже у людей с болезнью Альцгеймера). Как правило, вещества, улучшающие память это некоторые химические соединения, стимулирующие активность нервных клеток. Среди таких средств можно назвать камфакинам – вещество, повышающее чувствительность нервных клеток к электрическим импульсам. По итогам исследования было отмечено улучшение кратковременной памяти (быстрота счета у молодых людей увеличивалась на 20%, а у пожилых – до 50%).
Отметим, кроме того, положительное влияние алкалоидов (таких как кофеин (в кофе) и теофилин (в чае)) на память. Они препятствуют преждевременному разрушению естественных источников клеточной энергии (молекул циклического аденозинмонофосфата (АМФ)), тем самым сохраняя клеткам энергию для активной работы. Кроме того, увеличивается количество всех медиаторов; за счет некоторых из них повышается настроение, что создает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.
С химической точки зрения, важным фактором хорошей памяти является сбалансированное питание. Пища должна содержать в достаточных количествах: белки, витамины, магний, кальций, глютаминовую кислоту (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы).
Скажем также несколько слов о веществах, ухудшающих память. Ухудшают память так называемые холинолитические (антихолиноергические) средства. Они уменьшают количество важнейшего медиатора – ацетилхолина. К данной группе средств относятся атропин, сколопамин, метамизил и др. Они проявляют в виде ухудшения долговременной памяти . Также ухудшают память алкогольные напитки и курение.
Вообще с разного рода химическими веществами, могущими изменить метаболизм, нужно быть крайне осторожными. Мозг сам по себе является огромной химической лабораторией, вырабатывающей сотни различных веществ и всегда это происходит в самый подходящий момент. Это процессы, заложенные в человеке генетически и выверенные тысячелетиями филогенеза, и потому наверное не стоит вклиниваться в столь совершенную систему. С помощью различных химических средств «мы можем усилить пламя, но не можем добавить в костер топлива».
20. Заключение
В предыдущих девятнадцати разделах мы попытались указать на различные способы запоминания, идя от большего к меньшему, от общего к частному. Возможно, что такая логика изложения вкупе с устанавливаемыми между разделами взаимосвязями позволит читателю найти собственный, индивидуальный подход к своей памяти. Нахождение этого подхода к себе является поистине важнейшим фактором успешной творческой деятельности и на любом другом поприще.
Список использованной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Уральский Государственный Университет им. А. М. Горького Курсовая работа на тему: «Практика запоминания» Научный руководитель: Плотников В. И. Автор: студент философского факультета (гр. 101) Фельдман В.
Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта
Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью
Ребенок и общество
Национальный характер японцев
Влияние компьютера на психику ребёнка
Становление и развитие самосознания личности
Основные общепсихологические свойства деятельности
Особенности функциональных и дисфункциональных семей
Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения
Анализ внутренней среды организации
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.