курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Таможенное оформление товаров
1.1 Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров
1.2 Расчет таможенных платежей
1.3 Таможенная стоимость
2. Ввозная таможенная пошлина
2.1 Таможенный сбор за таможенное оформление
2.2 Учет таможенных пошлин и сборов для целей налогообложения
3. Экспертиза количества и качества товаров
3.1 Нормативно-правовая база в области идентификации
3.2 Процедура проведения экспертизы и экспертное заключение
3.3 Понятие повторной экспертизы товаров
3.4 Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий для целей экспортного контроля и таможенное оформление
Заключение
Список литературы
Введение
Индивидуальный предприниматель, который покупает за границей товар[1] и ввозит его на территорию РФ, должен решить для себя ряд вопросов.
В данной курсовой работе будут рассмотрены ряд вопросов, а именно: кто занимается таможенным оформлением товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ, что такое процедура экспертизы количества и качества товаров и что такое процедура упрощенного таможенного декларирования и кто может на нее претендовать, какие таможенные платежи обязан уплатить импортер при ввозе товара, каковы особенности уплаты "импортного" НДС и его вычета, какова специфика приобретения валюты для расчетов с иностранным контрагентом, а так же за какие нарушения валютного законодательства предусмотрена административная ответственность. Индивидуальный предприниматель должен знать основные положения таможенных законов и нормативных актов об импорте, влияющих на налогообложение и ведение учета товарных запасов. Этим обуславливается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предметом курсовой работы выступает таможенное оформление товаров и транспортных средств.
Объектом курсовой работы является процесс взаимодействия предпринимателей и организаций с таможенными органами.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе признается импортом (п. 10 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ[2]). В Таможенном кодексе (далее - ТК РФ) термин "импорт" не встречается. Вместо него используется оборот "выпуск для внутреннего потребления". Это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска, предъявить их таможенному органу и представить документы и сведения, предусмотренные ст. ст. 73 - 76 ТК РФ (в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка). Например, при международной перевозке железнодорожным транспортом (ст. 76 ТК РФ) перевозчик представляет таможенному органу железнодорожную накладную и коммерческие документы на перевозимые товары, в которых должны содержаться следующие сведения:
- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
- наименование станции отправления и станции назначения товаров;
- количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров;
- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС)[3] или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) не менее чем на уровне первых четырех знаков;- вес брутто товаров (в килограммах);- идентификационные номера контейнеров.
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары согласно п. 1 ст. 77 могут быть: - разгружены или перегружены; - помещены на склад временного хранения;- заявлены к определенному таможенному режиму.
1. Таможенное оформление товаров
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю (ст. 14 ТК РФ).
Таможенное оформление при ввозе товаров начинается с представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие производится ранее), а завершается помещением товаров под таможенный режим ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.
Декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным брокером (ст. 124 ТК РФ). Декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть в случае ввоза импортного товара из-за рубежа декларантом будет являться российский покупатель. Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Таможенным брокером может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 139 ТК РФ).
Таможенная декларация на ввозимые товары подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам, в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте прибытия товаров (ст. 129 ТК РФ). На иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита может быть подана предварительная таможенная декларация (ст. 130 ТК РФ). Для этого в таможенный орган представляются заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. После прибытия товаров таможенный орган сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. Однако если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший предварительную таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, то декларация считается неподанной.
При декларировании товаров в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 131 ТК РФ):
- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки;
- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
- транспортные (перевозочные) документы;
- разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ;
- документы, подтверждающие происхождение товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ);
- платежные и расчетные документы;
- документы, подтверждающие сведения о декларанте.
1.1 Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров
В соответствии со ст. 68 ТК РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, может устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц, например:
- подача периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ), то есть одной на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени;
- выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для их идентификации (ст. 150 ТК РФ). При этом импортер должен в письменной форме дать обязательство о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров;
- проведение таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа, а на объектах импортеров;
- хранение товаров на своих складах;
- другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.
Право воспользоваться всеми преимуществами упрощенных процедур дано лицам, осуществляющим ВЭД не менее трех лет, у которых при этом:
- отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях, они не считались подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений в области таможенного дела;
- ведут систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.
Какова система учета, позволяющая претендовать на применение упрощенных таможенных процедур? Перечень документов и сведений, необходимых для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также Порядок ведения системы учета коммерческой документации [4](далее - Порядок).
Данный Порядок устанавливает требования к ведению системы учета коммерческой документации. Она должна включать информацию о внешнеэкономической сделке, о товарах[5], содержащихся в каждой товарной партии, и последующих операциях с ними (п. 6 Порядка).
В системе учета раздельно должны содержаться сведения о товарах, которые декларируются (п. 7 Порядка) в разных таможенных декларациях, в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара, в одной ГТД под одним номером товара, но товары имеют разные технические и коммерческие характеристики.
Пункт 8 Порядка требует подробных сведений по каждому товару товарной партии (реквизиты внешнеторгового договора, паспорт импортной сделки, счета на оплату и поставку товара, данные о ввозимом товаре: наименование, страна происхождения, код по ТН ВЭД России и фактурная стоимость). В соответствии с п. 6 Порядка в системе учета коммерческой документации обязательно должна быть представлена информация о последующих операциях с товаром. Система учета должна позволять формировать сведения в виде Формуляра внешнеэкономической сделки, образец которого приведен в Приложении к Порядку, для представления таможенным органам при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа.
Требования к системе учета коммерческой документации достаточно жесткие. Они предусматривают подробную идентификацию импортируемого товара, а также контроль дальнейших операций с товаром в каждой партии, однако индивидуальным предпринимателям, претендующим на право применения упрощенных процедур таможенного оформления, необходимо их соблюсти.
1.2 Расчет таможенных платежей
Одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, является уплата таможенных платежей. В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- таможенные сборы.
Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как правило, является таможенная стоимость, поэтому правильность ее исчисления будет влиять на размер платежей.
1.3 Таможенная стоимость
Таможенная стоимость определяется одним из шести методов, изложенных в ст. 12 Закона о таможенном тарифе[6]. Чаще всего используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Если его применить невозможно, то берется второй метод, а если и он не подходит - используется третий и т. д. , то есть методы применяются не по выбору декларанта, а последовательно. При этом декларант имеет право выбрать очередность применения четвертого и пятого методов[7]. Сущность метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона о таможенном тарифе) заключается в том, что таможенная стоимость ввозимых товаров определяется как стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, плюс дополнительные начисления, предусмотренные ст. 19. 1 Закона о таможенном тарифе (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза и др. ). Кроме расходов, которые увеличивают таможенную стоимость ввозимых товаров, Законом о таможенном тарифе предусмотрены расходы, ее уменьшающие: расходы на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ (п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).
Транспортные расходы (а их величина может быть значительной) непосредственным образом влияют на величину таможенной стоимости товара. Так, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию РФ (пп. 5 п. 1 ст. 19. 1 Закона о таможенном тарифе). Расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ в таможенную стоимость товаров не включаются при условии, если они выделены из цены, заявлены декларантом и подтверждены им документально (пп. 2 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).
Если место отправления обозначить как пункт А, место прибытия на таможенную территорию РФ - пункт Б, а конечный пункт назначения - пункт В, то транспортные расходы на отрезке АБ будут включаться в расчет таможенной стоимости товаров, а транспортные расходы на отрезке БВ, соответственно, нет. Однако на практике чаще всего перевозка от пункта А до пункта В осуществляется одним лицом. Это может быть сам импортер либо перевозчик. А может случиться так, что транспортные расходы на всем пути следования берет на себя иностранный поставщик и в соответствии с условиями поставки эти расходы будут включены в цену сделки. В любом случае транспортные расходы от А до В должны быть разделены (АБ + БВ), а правильность подобного разделения необходимо подтвердить документально.
При осуществлении перевозки (транспортировки) безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя расчет производится исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. В том случае, если у декларанта отсутствуют данные о единых тарифах, для расчетов должны использоваться сведения учета по калькулированию транспортных расходов. Если форма N ДТС-1 заполняется на товары нескольких видов, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто (Инструкция о порядке заполнения декларации таможенной стоимости).
Если в соответствии с предусмотренным внешнеторговым контрактом базисом поставки расходы по доставке товара по территории РФ (после места ввоза) были включены в цену сделки, то импортер может вычесть такие расходы из цены сделки (при соответствующем документальном подтверждении). Для этого в счете-фактуре, выставляемом иностранным продавцом покупателю для оплаты товаров, расходы по доставке до и после ввоза на таможенную территорию РФ должны быть указаны раздельно. Во внешнеторговом контракте делается соответствующая оговорка.
В связи с этим интересным представляется мнение ГТК РФ, изложенное в Письме от 13. 03. 2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров"[8]: раздельное указание в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным для их учета (исключения из цены сделки) условием при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. Так, в результате контроля таможенной стоимости ГУТНР были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом значительно завышалась стоимость доставки товара по территории РФ. В связи с этим сведения о стоимости доставки товара по территории РФ должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. Для этого в документах четко определяется порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки): например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.
Таможенная стоимость, рассчитанная в ДТС, переносится в грузовую таможенную декларацию (ГТД[9]), которую декларант предъявляет таможенным органам. На практике возникают ситуации, когда таможенную стоимость, указанную в ГТД, необходимо скорректировать, например, в случае обнаружения опечаток, арифметических, технических или методологических ошибок, повлиявших на величину таможенной стоимости товара, несоответствия заявленной величины таможенной стоимости сведениям, предъявленным в подтверждение документов, и т. д. В таких случаях заполняются формы КТС-1 или КТС-2[10].
Выводы по главе: Как правило, для определения таможенной стоимости товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты. В этом случае применяется курс иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ст. 326 ТК РФ).
таможенный платеж пошлина экспертиза
2. Ввозная таможенная пошлина
Согласно ст. 4 Закона о таможенном тарифе в РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
При импорте товаров основным документом, по которому определяется размер ввозных таможенных пошлин, является Таможенный тариф Российской Федерации[11]. Согласно Закону о таможенном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных правительством РФ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, ввозные таможенные пошлины вообще не применяются[12].
Ставки ввозных таможенных пошлин на разные товары могут меняться, что является своего рода механизмом регулирования внешнеторговой деятельности. Об этом нужно помнить особенно тем индивидуальным предпринимателям, которые тщательно планируют свою деятельность. При этом следует учитывать, что ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД России, не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев, а единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10%-ных пунктов (Постановление Правительства РФ от 22. 10. 1997 N 1347).
2.1 Таможенный сбор за таможенное оформление
При осуществлении внешнеторговых операций с импортеров взимается таможенный сбор за таможенное оформление, который должен быть уплачен до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357. 6 ТК РФ). Лицом, ответственным за его уплату, является декларант или таможенный брокер (п. 1 ст. 357. 2 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ[13] (п. 1 ст. 357. 10 ТК РФ), они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 000 руб. включительно ставка сбора составляет 500 руб. , а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 млн руб. равен 100 000 руб.
В случае если после принятия таможенной декларации в ходе проверки будет осуществлена ее корректировка, которая повлияет на величину сборов за таможенное оформление, то эта величина не должна пересчитываться. В связи с этим дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся (п. 2 ст. 357. 8 ТК РФ)
В ТК РФ предусмотрена уплата таможенных платежей, акцизов и НДС (о котором речь пойдет ниже) двумя способами: в кассу и на счет таможенного органа (ст. 331 ТК РФ). Оплата производится в рублях (действие п. 2 ст. 331 ТК РФ в части уплаты таможенных пошлин, налогов в иностранной валюте приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 г. Федеральным законом от 24. 07. 2007 N 198-ФЗ). Вносить платежи при ввозе товаров нужно не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган, в месте их прибытия в РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 331 ТК РФ), стандартная форма которого, утверждена Распоряжением ГТК России от 27. 11. 2003 N 647-р [14].
Чаще всего на практике импортеры осуществляют авансовые платежи (ст. 330 ТК РФ). В этом случае денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Эти денежные средства являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации рассматривается в качестве такого распоряжения.
Выводы по главе: Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени предпринимателя, внесшего авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данного предпринимателя, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными. В данном случае дополнительного согласия лица, внесшего авансовые платежи, на их расходование не нужно.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств. Отчет должен быть подан в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. Форма отчета утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р.
В случае несогласия плательщика с результатами отчета проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Ее результаты оформляются Актом выверки авансовых платежей[15].
Документами, подтверждающими уплату таможенных платежей, будут являться:
- ДТС;
- КТС (если она оформлялась);
- ГТД;
- подтверждение уплаты таможенных пошлин и налогов;
- отчет о расходовании авансов или акт сверки (если она проводилась).
2.2 Учет таможенных пошлин и сборов для целей налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Как следует из п. 2 ст. 54 НК РФ, предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей[16](далее - Порядок учета).
Согласно п. 18 Порядка стоимость материалов, включая ввозные таможенные пошлины и сборы, связанные с приобретением материалов, определяется исходя из цен их приобретения без учета суммы НДС, за исключением операций, не облагаемых НДС, и налогов, включаемых в расходы в соответствии с НК РФ. Таким образом, таможенные пошлины и сборы, уплаченные индивидуальным предпринимателем при импорте материалов для осуществления предпринимательской деятельности, учитываются в стоимости этих материалов.
В соответствии с п. 24 Порядка учета первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. То есть если сравнить данную формулировку с п. 18 Порядка учета, то здесь не содержится перечня расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, и ни слова не говорится о таможенных пошлинах и сборах.
В гл. 25 НК РФ, то согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств - это сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. То есть, с одной стороны, ст. 257 НК РФ так же, как и п. 24 Порядка учета, не содержит перечня расходов, включаемых в стоимость основных средств. С другой - возможность единовременного включения в состав прочих расходов таможенной пошлины предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, где таможенная пошлина поименована как отдельный вид расхода.
Предпринимателю выгоднее единовременное списание в расходы сумм таможенных платежей, чем включение их в первоначальную стоимость основного средства и многолетнее списание этих расходов через амортизацию, особенно если цена вопроса достаточно велика.
Глава 3. Экспертиза количества и качества товаров
3.1 Нормативно-правовая база в области идентификации
На вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, в том числе в соответствии с международными обязательствами и актами законодательства Российской Федерации (статья 7 Таможенного кодекса). Эти ограничения, включающие в себя и лицензирование, являются мерами экономической политики. Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (статья 13), лицензирование представляет собой нетарифный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон «Об экспортном контроле» установил, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. Законодатель определил, что контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее - контролируемые товары и технологии). Списки контролируемых товаров и технологий, утвержденные указами Президента Российской Федерации официально опубликованы. Лицензии могут использоваться их владельцем только для совершения той внешнеэкономической операции с контролируемыми товарами, на осуществление которой такие лицензии были выданы. Согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 лицензии являются официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Они оформляются и выдаются Минэкономразвития России на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт. Таким образом, в отношении внешнеэкономической деятельности с контролируемыми товарами и технологиями установлены порядки контроля, которые предусматривают получение лицензии как разрешительного документа, который будет представлен в таможенные органы при таможенном оформлении и контроле. Следовательно, российскому участнику ВЭД в целях выполнения требований установленных порядков контроля необходимо точно установить, подлежит ли вывозимый им товар или технологий экспортному контролю, то есть ему необходимо провести идентификацию. Согласно Федеральному закону «Об экспортном контроле» идентификацией контролируемых товаров и технологий является установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, утвержденные указами Президента РФ. Идентификация контролируемых товаров и технологий (Статья 24), а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Законодатель также установил, что российский участник ВЭД вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация. В целях совершенствования механизма контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых товаров и технологий Правительство Российской Федерации постановлением от 21 июня 2001 г. № 477 установило систему независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля. Экспертиза (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, на основании обращений российских участников ВЭД, заинтересованных в проведении указанной экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации. Названным постановлением установлены правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее - экспертиза). Специальное разрешения выдается организации независимо от формы собственности, причем решение о предоставлении принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Минэкономразвития России. Остановимся более подробно на тех фактах, которые могут повлиять на выбор российским участником ВЭД экспертной организации:1. Организации, получившие специальное разрешение на осуществление экспертизы, вносятся Минэкономразвития России в реестр с указанием сведений о каждой конкретной организации, в том числе следующих:
а. категории продукции, в отношении которых организация получила специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы;
б. номер и дата выдачи лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
в. реквизиты документа, на основании которого организации предоставлено специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы;
г. срок действия специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы.
Сведения, содержащиеся в названном реестре, предоставляются Минэкономразвития России всем заинтересованным организациям и гражданам бесплатно на основании письменного запроса. Таким образом, российский участник ВЭД может ознакомиться с перечнем организаций, получивших специальное разрешение на осуществление экспертизы, а также контактные адреса и телефоны. Эта информация достаточно важна при выборе экспертной организации. Кроме того, Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации может принять в отдельных случаях решение о приостановлении или аннулировании полномочий организации, проводящей экспертизу. Отметим также особенности в проведении экспертизы товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну. Она проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями, а также с привлечением экспертов, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.
2. В целях документального подтверждения получения специального разрешения на осуществление экспертизы организациям, внесенным в реестр, Минэкономразвития России выдает соответствующее свидетельство, в котором (или в приложении к нему) указывается номенклатура продукции или дается ссылка на перечень товаров и технологий, в отношении которых организации полномочно проводить экспертизу. Поэтому при выборе организацию российскому участнику ВЭД следует ознакомиться с номенклатурой товаров и технологий, указанных в ее свидетельстве. Для российского участника ВЭД представляет интерес информация о том, что передача свидетельства другому юридическому лицу запрещается, а само свидетельство теряет силу по истечении срока его действия.
Общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля возложено на Минэкономразвития России.
3.2 Проведение экспертизы и экспертное заключение
Организации, производящие экспертизу
Экспертиза проводится организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности (далее именуются - экспертные организации), по обращениям заказчиков экспертизы: российских участников ВЭД, заинтересованных в проведении экспертизы, либо правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации. Основной задачей экспертизы является установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. Поэтому заинтересованность российского участника ВЭД заключается в том, что он использует результаты экспертизы для определения необходимости получения лицензии или иного предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями.
Установлено, что для проведения экспертизы в отношении товара или технологии, являющихся предметом внешнеэкономической операции, российский участник ВЭД может представлять не только контракт (договор, соглашение), но и иной документ, на основании которого осуществляется такая операция. Российский участник ВЭД, подготовивший оферту иностранной фирмы, может воспользоваться этим положением и направить запрос о проведении экспертизы, используя характеристики своего товара, изложенные в оферте. Экспертиза проводится экспертной организацией на договорной основе в соответствии с запросом или техническим заданием заказчика экспертизы. В положении о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 июня 2001 г. № 477 (далее - положение) указаны основные условия, которые должны быть развернуты в техническом задании на проведение экспертизы:1. заказчик экспертизы; 2. наименование экспертной организации;3. основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). ;4. вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;5. сроки проведения экспертизы; 6. материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы и образцы товаров, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация и т. д.). Вышеприведенное перечисление не является исчерпывающим, и заказчик имеет полное право расширить объем тех сведений, которые он включает в запрос или техническое задание. Заключение договора на выполнение работ позволяет как заказчику, так и экспертной организацией руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и всесторонне и в полном объеме оговаривать все условия своих договорных отношений. Кстати, в Положение внесен пункт, согласно которому убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. При составлении запроса и технического задания российскому участнику ВЭД следует исходить из следующего. Ему следует включить всю возможную информацию о своем товаре и о контрактных обязательствах для того, чтобы экспертиза могла обоснованно установить принадлежность (или непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. Для этого эксперт должен в первую очередь определить:
1) общепринятое торговое (техническое) наименование товара или технологии, специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и др. в соответствии с терминологией, используемой в контрольных списках, утвержденных Президентом Российской Федерации;
2) область науки и техники, где применяется или могут быть применены товары или технологии, в том числе возможность их использования для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
3) соответствие товара или технологии заявляемым характеристикам и техническому описанию;
4) физический и химический состав товара или технологии; количественное соотношение содержащихся в нем компонентов; марка, сорт, тип, модель;
5) позиции контрольных списков, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает товар или технология. Неполная или неточная информация, переданная заказчиком в запросе, может привести к тому, что потребуется дополнительная экспертиза. Конечно, экспертная организация, которая неформально организует свою работу, запросит у заказчика экспертизы дополнительные материалы, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки. Хотя, несомненно, это будет связано с увеличением срока проведения экспертизы, поскольку его согласовывают с учетом объема предоставляемых для исследования материалов. До получения запрашиваемых материалов проведение экспертизы приостанавливается. Материалы, предоставляемые в экспертную организацию для проведения экспертизы, после регистрации передаются аттестованному эксперту (экспертам, поскольку для проведения экспертизы технически сложных объектов могут образовываться группы по отдельным направлениям экспертизы), назначаемому по выбору руководителя экспертной организации из числа ее работников и обладающему необходимыми познаниями в соответствующей области науки и техники. По согласованию с заказчиком экспертная организация вправе привлекать к проведению экспертизы ученых и специалистов, не являющихся ее штатными сотрудниками. Если экспертная организация установила, что на экспертизу представлены материалы, оформленные с нарушением требований, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации или положением, то руководитель организации сообщает об этом заказчику экспертизы. Если заказчик экспертизы не принимает необходимых мер для устранения недостатков, то экспертная организация вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без проведения экспертизы.
6) Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам, то есть как новая экспертиза. По окончании проведения экспертизы составляется письменное заключение от имени и за подписью эксперта (экспертов) - экспертное заключение, - которое, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской (описательной) и выводов. Заключение утверждается руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации. Во вводной части заключения указываются: заказчик экспертизы; характеристика экспертизы (первичная, дополнительная или повторная); наименование экспертной организации; сведения об эксперте (экспертах); дата поступления материалов на экспертизу в экспертную организацию и дата составления заключения; основания для проведения экспертизы; сведения о поступивших на экспертизу материалах; вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов. В исследовательской части заключения указываются: состояние объектов экспертного исследования; проведенные исследования и использованные материалы, приемы и методы; результаты произведенных осмотров, замеров, анализов и расчетов; ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним; экспертная оценка результатов исследований.
7) Выводы эксперта (экспертов) в формулировках, не допускающих различного толкования, излагаются четко и ясно в виде ответов на вопросы, изложенные в вводной части заключения. Предназначение выводов, содержащих ответы по существу на каждый из поставленных вопросов, ? однозначно определить принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. При проведении экспертизы несколькими экспертами, специализирующимися в разных областях знаний, общие выводы подписываются экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему мнению, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. В этом случае каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других экспертов. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими экспертами, указав на это в обосновании своих выводов. В результате проведения экспертизы эксперт может придти к выводу о невозможности составления заключения, тогда в адрес заказчика оформляется соответствующее сообщение, которое утверждается руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации. Это сообщение состоит, как правило, из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
3.3 Понятие повторной экспертизы товаров
Наряду с первичной, предусмотрено проведение дополнительных и повторных экспертиз. Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Заказчик экспертизы может по своему усмотрению поручить проведение дополнительной экспертизы экспертной организации, которая проводила первичную экспертизу, или обратиться в другую экспертную организацию. При обращении заказчик экспертизы должен предоставить исчерпывающую информацию о первичной экспертизе, которая будет отражена в заключении дополнительной экспертизы:1. во вводной части указываются когда, где и кем проведена первичная экспертизы, а также излагаются выводы первичной экспертизы по вопросам, требующим разрешения в ходе дополнительной;2. в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы предшествующей экспертизы, если экспертом использовались результаты ранее проведенных исследований. Повторная экспертиза может быть проведена, если заключение экспертной организация, проводившей первичную экспертизу, составлено без должно обоснования или если есть основания усомниться в его правильности. В этом случае российский участник ВЭД обращается в другую экспертную организацию. При обращении заказчик экспертизы должен предоставить информацию о первичной экспертизе, которая будет отражена в заключении повторной экспертизы (аналогичным образом как и в случае дополнительной экспертизы). Эксперт, проводящий повторную экспертизу, обязан в исследовательской части своего заключения указать причины расхождения выводов с результатами предшествующей экспертизы, если такое расхождение будет выявлено. Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3.4 Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий для целей экспортного контроля и таможенное оформление
ГТК России информирует региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ГТК России, о тех организациях, которым в соответствии с решениями Комиссии по экспортному контролю РФ предоставлено специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля и по выдаче соответствующих заключений. Установлено, что заключения независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля, выданные этими организациями, являются официальными документами, подтверждающими принадлежность или непринадлежность объекта экспорта к продукции, включенной в списки контролируемых товаров и технологий. До таможенных управлений и таможен доведены образцы подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать от имени вышеупомянутых организаций заключения, а также оттиски печатей, которыми они будут заверяться. Согласно распоряжению ГТК России "Об обеспечении соблюдения разрешительного порядка перемещения контролируемых товаров и технологий" от 8 января 2002 г. № 19-р функции по принятию решения о необходимости представления декларантом заключения экспертной организации об отнесении (неотнесении) товаров и технологий, представленным для таможенного оформления, к объектам экспортного контроля возложены на отделы тарифного и экспортного контроля таможен. Решение оформляется в форме письменного заключения за подписью курирующего заместителя начальника таможни и в нем обязательно отмечаются признаки, указывающие на соответствие либо возможную принадлежность товаров, представленных к таможенному оформлению, с товарами, подпадающими под действие системы экспортного контроля. В соответствии с приказом ГТК России от 26 декабря 2003 № 1545 утверждена "Инструкция о порядке применения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений об отнесении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля". В этой инструкции определены общие и частные признаки контролируемых товаров:
Общими признаками являются: 1. соответствие классификационного кода ТН ВЭД декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе "Код ТН ВЭД" контрольных списков;2. наличие на материальных носителях, классифицируемых по отдельным позициям (указываются) разделов 49, 84 и 85 технической информации в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, формул, технических проектов, инструкций и других текстовых документов.
Частными признаками являются:1. соответствие наименования декларируемого товара общетехническому наименованию, указанному в графе «Наименование» контрольных списков;2. пригодность декларируемого товара для целей создания ОМУ, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля). Инструкцией установлено, что принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" контрольных списков. Коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контрольным товарам.
Заключение
Таможенное оформление перемещения товаров и транспортных средств является совокупностью таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, то есть – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ, в тоже время, таможенное оформление является совокупностью операций, производимых должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения. За последние годы в нашей стране появилось значительное количество теоретических, практических работ в области идентификации продукции и услуг. Создана определенная нормативно-правовая база этой деятельности. Вместе с тем, в этой базе имеется еще довольно много "белых пятен", не обеспеченных соответствующими нормами и правилами, что существенно снижает эффективность этой важнейшей процедуры, с которой должна начинаться любая оценочная деятельность, в том числе и подтверждение соответствия во всех установленных законом формах. Конечным результатом идентификации является установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам или отсутствие тождественности. В последнем случае идентификация будет иметь еще один очень важный результат выявление фальсификации продукции и услуг. Актуальность проблемы фальсификации товаров и услуг общеизвестна, несмотря на предпринятые за последние годы меры. Об этом свидетельствуют результаты государственного контроля. Так, по данным Госторгинспекции РФ при проверках выявляется от 30 до 80% фальсифицированной, в том числе и некачественной продукции. По моему мнению, причинами такого большого количества фальсифицированной продукции служат несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие четкого механизма проведения идентификации и регламентации существенных признаков, недостаток кадров.
Несовершенство нормативно-правовой базы заключается в первую очередь в том, что до сих пор процедура идентификации была обязательной лишь при проведении обязательной сертификации, что регламентировалось правилами сертификации Системы сертификации ГОСТ Р, а также при управлении качеством в соответствии с ГОСТ Р ИСО серии 9000.
Разработка механизма идентификации необходима не только для целей сертификации или декларирования, но и для целей производственного контроля при приемке товаров по качеству, их закупке, а также при предоставлении потенциальным поставщиком образцов перед заключением договоров купли-продажи или поставки. В последнем случае это позволит снизить или совсем исключить финансовые риски от поставки фальсифицированной и некачественной продукции, тем более, что представленный образец может быть использован при необходимости в качестве эталона для установления тождественности при проведении идентификационной экспертизы. Следует отметить, что бывают случаи, когда ассортиментная принадлежность и качество представленных образцов и товаров в поставляемых товарных партиях значительно расходятся. В этом случае наличие образца позволит получателю провести экспертизу и отказаться от приемки товаров, качество которых не соответствует образцу даже по показателям на добровольной основе. Идентификационную экспертизу могут выполнять функционирующие в разных регионах страны органы по сертификации в пределах своей компетенции. Это позволит использовать огромный интеллектуальный потенциал экспертов, подготовленных в течение последнего десятилетия и накопивших значительный практический опыт. Следует иметь в виду, что после введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании" потребность в сертификационных услугах будет снижаться в соответствии с п. 3 ст. 46. Регистрацию деклараций о соответствии, согласно п. 6 ст. 24 указанного закона, будет производить федеральный орган исполнительной власти. Хотя совершенно неясно, как один федеральный орган, не имеющий экспертов, будет регистрировать декларации многочисленных заявителей по всей стране. Будет ли это право делегировано органам по сертификации? И последнее. В стране, где по-прежнему велик объем фальсифицированных товаров, разрушается громадный интеллектуальный потенциал большой армии экспертов?
Хочется надеяться, что этого не произойдет. Более того, я убеждена, в том, что за идентификационной экспертизой будущее, ибо без этого невозможно поставить надежный «заслон» фальсифицированной продукции и фальсификаторам. Но в новом законе «О техническом регулировании» нормам правового регулирования идентификации, фальсификации и идентификационной экспертизе не нашлось места. Возможно, что необходимо разработать специальный закон или подзаконный акт, который позволил бы устранить этот правовой пробел.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая база:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // «Российская газета», N 237, 25. 12. 1993.
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // «Российская газета», N 106, 03. 06. 2003.
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ "О техническом регулировании", с изменениями и дополнениями от 1 июля 2003 г. Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный Закон РФ от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // «Российская газета» (Федеральный выпуск) N3974.
5. Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 29. 04. 1993, N 17, ст. 594.
6. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» // «Российская газета», N 107, 05. 06. 1993.
7. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // «Российская газета», N 22, 05. 02. 1998.
8. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» // «Российская газета», N 147, 24. 07. 2003.
9. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. № 665 «Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы» // «Российская газета» № 229 (3343) от 12. 11. 2003 г.
10. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. № 743 «Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий» // СПС Консультант Плюс.
11. Постановление Правительства от 17 ноября 2004 г. № 1273 «Об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в г. Балтийске (пункт Восточный) Калининградской области для международного морского грузового и пассажирского сообщения» // СПС Консультант Плюс.
12. Приказ ГТК России от 23 марта 2001 г. № 290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» // СПС Консультант Плюс. .
13. Приказ ГТК России от 27 августа 2003 г. № 939 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем» // «Российская газета», N 106, 03. 06. 2003.
14. Приказ ГТК России от 3 сентября 2003 г. № 958 «Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров» // «Российская газета», N 215, 24. 10. 2003.
15. Приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операции при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // «Российская газета», N 241, 27. 11. 2003.
16. Приказ ГТК России от 15 сентября 2003 г. № 1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи» // «Российская газета», N 207, 15. 10. 2003.
17. Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров» // СПС Консультант Плюс.
18. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1070 «Об утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения» // «Российская газета», N 234, 18. 11. 2003.
19. Приказ ГТК России от 2 октября 2003 г. № 1098 «Об утверждении Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)» // СПС Консультант Плюс.
20. Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1343 «Об утверждении Положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения» // СПС Консультант Плюс.
21. Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» // СПС Консультант Плюс.
22. Приказ ГТК России от 19 мая 2004 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации» // СПС Консультант Плюс.
23. Приказ ГТК России от 17 июня 2004 г. № 687 «Об утверждении формы заявления физического лица и порядка заполнения заявления физического лица» // СПС Консультант Плюс.
24. Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 «Об утверждении концепции предварительного информирования таможенных органов РФ» // СПС Консультант Плюс.
25. Приказ ФТС РФ от 19 апреля 2006 г. № 360 «Об утверждении перечней таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации» // СПС Консультант Плюс.
26. Приказ ФТС России от 03 августа 2006 N 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации» // СПС Консультант Плюс.
27. Приказ ФТС РФ от 08 августа 2006 г. № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // СПС Консультант Плюс.
28. Приказ ФТС России от 11 августа 2006 N 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» // СПС Консультант Плюс.
29. Приказ ФТС России от 1 ноября 2006 г. N 1087 «Об утверждении формы таможенной декларации на автомобиль и порядка заполнения таможенной декларации на автомобиль» // СПС Консультант Плюс.
30. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477
31. "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля"
32. (с изменениями от 3 октября 2002 г. , 4 февраля 2005 г. )
33. Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477)(с изменениями от 3 октября 2002 г. , 4 февраля 2005 г. )
34. Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля
35. (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477)
36. (с изменениями от 4 февраля 2005 г. )
37. Таможенная конвенция о карнете А. Т. А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т. А. ). Заключена в Брюсселе 06 декабря 1961 г. // «Таможенные ведомости», N 1, 1996.
38. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Заключена в Женеве 14 ноября 1975 г. // «Международные перевозки грузов», С-Пб. , 1993.
Литературные источники:
1. Андриашин Х. А. Таможенное право. М. : ЗАО Юстицинформ, 2006. – 264 с.
2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России. М. : Юристъ, 2007. – 504 с.
3. Бекяшев И. А. Таможенное право. М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 360 с.
4. Бастрыгин С. М. Институт декларирования в Таможенном кодексе РФ // Право и экономика. – 2005. - № 4. – С. 63-68.
5. Васильев Г. А. Коммерческое товароведение и экспертиза. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. Гущина И. В. Порядок перемещения транспортных средств // Закон. – 2003. - № 9. – С. 31-36.
6. Жуковец В. М. Таможенное право. М. : ООО Изд-во «Элит», 2007. – 208 с.
7. Ковалева Е. Н. Таможенные процедуры. Пособие для декларанта. М. ,2004. -115 с.
8. Моисеев Е. Г. Таможенное право. М. : Зерцало-М, 2006. – 440 с.
9. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М. : Издательство НОРМА. 2000.
10. Назаренко Н. С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятельности. Практическое пособие. М. , 2002. - 92 с.
11. Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М. : Волтерс Клувер, 2007. – 688 с.
12. Осипов В. Н. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. М. , 2000. 435 с.
13. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело. Учебник / Под ред. С. И. Долгова – М. : БЕК, 2007.
14. Покровская В. В. Международные коммерческие операции и их регламентация. – М. : ИНФРА-М, 2006.
15. Рассолова М. М. Таможенное право. М. : Юнити-Дана, 2007. – 391 с.
16. Суслов Н. А. Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М. , 1997. - 268 с.
17. Свинухов В. Г. Правовое положение таможенного оформления // Право и экономика. – 2005. - № 11. – С. 68-74.
18. Халипов С. В. Таможенное право. 3-е изд. М. , 2004. - 285 с.
19. Черкасов А. С. Декларирование товаров. Таможенный альманах. М. , 2000. – 143 с.
20. Экономика внешних связей России. Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. : БЕК, 2005.
[1] Согласно ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В ТК РФ понятие "товар" используется в следующем значении: товары - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество (пп. 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ). То есть, говоря о ввозе товаров, мы будем подразумевать и собственно товары, предназначенные для перепродажи, и основные средства, и материалы.
[2] Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
[3] ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.
[4] Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9
[5] Понятие "товары" используется в значениях, определенных ТК РФ (п. 5 Порядка).
[6] Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе". Для определения таможенной стоимости декларант заполняет специальные формы. При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами заполняется форма N ДТС-1, в иных случаях - N ДТС-2.
[7] Утверждены Приказом ФТС России от 01.09.2006 N 829 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости".
[8] Письмо хоть и ссылается на старую Инструкцию по заполнению форм декларации таможенной стоимости (утв. Приказом ГТК России от 05.01.1995 N 1 и не действующую с 01.01.2007), однако силу не утратило, а значит, подход таможенных органов к данному вопросу не изменился.
[9] Утверждена Приказом ФТС России от 03.08.2006 N 724.
[10] Утверждены Приказом ФТС России от 20.09.2007 N 1166. Начало действия документа - 24.01.2008 (см. Письмо ФТС России от 31.10.2007 N 15-13/40656).
[11]Утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718.
[12] Перечни таких стран приведены в Приложении к Приказу ГТК России от 25.12.2003 N 1539.
[13] Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках за таможенное оформление товаров".
[14] Методические указания о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам.
[15] Утвержден Приказом ГТК России от 04.08.2003 N 849
[16] Утвержден совместным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
Содержание Введение 1. Таможенное оформление товаров 1.1 Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров 1.2 Расчет таможенных платежей 1.3 Таможенная стоимость 2. Ввозная таможенная пошлина 2.1 Таможенный сбор за т
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.