Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»дейные течени€ и общественно-политические движени€ в –оссии во второй половине XIX в. — »стори€

ярославский государственный педагогический университет имени  .ƒ. ”шинского

‘изико-математический факультет

«аочное отделение

—окращенный срок обучени€

 онтрольна€ работа

по отечественной истории

“ема: »дейные течени€ и общественно-политические движени€ в –оссии во второй половине XIX в.

ѕроверил:  .».Ќ., доцент ¬оронцов —.Ћ.

¬ыполнила студентка: ¬олкова ј.ƒ.

—туденческий билет є: »‘ - 0289

ярославль, 2009


—одержание

¬ведение

1. ќсобенности общественного движени€

1.1 –еволюционно-демократическое движение: ¬.√. Ѕелинский, ј.». √ерцен, Ќ. . „ернышевский. »де€ утопического общинного (кресть€нского) социализма

1.2 ќбщественна€ мысль и политические движени€ в пореформенной –оссии: консервативна€ идеологи€, либеральное движение и движение народничества

1.3 –абочее движение в –оссии в 60 - 80-х гг. XIX в.

«аключение

Ћитература


¬ведение

Ёта тема дала мне пон€ть то, что и в то врем€ происходили разногласи€ между правительством и народом, что так же шла борьба за то, кто будет править государством и по какому идейному течению будут все жить. »зуча€ эту тему можно увидеть, что не одно идейное течение не было доведено до ума. Ќикто не обратил внимание на то, что их программа не доработана, все лишь только рвались к власти, стремились быть первыми, лучшими, забыва€ про все. ¬се хотели ускорить развитие страны, перепрыгнув целую ступень развити€ общества, забыв о том, какое врем€ переживали они в начале XIX в. ¬тора€ половина XIX в протекала очень бурно. ¬се эти стычки, аресты революционеров, только сбивали народ, который металс€ из стороны в сторону, не зна€ куда приткнутьс€, какому движению следовать. –осси€ сто€ла перед выбором: реформы или революци€. ¬ласть понимала, что нужны перемены и в то же врем€ они стремились не допустить смуты, котора€ была неизбежна в услови€х осуществлени€ слишком решительных преобразований. Ѕольшой вес имели силы, выступавшие против вс€ких изменений. ѕоэтому было много противоречий и непоследовательности в полосе реформ. ¬енцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха "¬еликих реформ" 60 - 70-х гг. XIX в. ќна ликвидировала крепостное право и открыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу, но никто не смог правильно воспользоватьс€ этим шансом, наде€сь на то, что построение правового государства и формирование гражданского общества смогут решитьс€ в XX в.

»з изученной мной литературы могу отметить учебник дл€ восьмого класса, который называетс€ "»стори€ –оссии XIX в". ¬ нем хорошо отражены все идейные течени€, их идеологии. ќни так хорошо раскрыты и так пон€тны, что изучать этот отрывок времени стало намного легче. “ак же много полезной информации есть в »нтернете, особенно рабочее движение и социал-демократи€. "»стори€ –оссии" дл€ школьников и абитуриентов слишком сокращена. »нформаци€ в полном объеме не доступна, но зато здесь выдел€ютс€ самые знаменательные событи€ второй половины дев€тнадцатого века.


1. ќсобенности общественного движени€

ѕервые годы царствовани€ јлександра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. јктуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах.  онец 20-х - начало 30-х г. г. можно назвать кружковым периодом российского общественного движени€. ÷ентром общественного брожени€ становитс€ ћосковский университет. —реди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываютс€ планы ведени€ антиправительственной агитации. ≈сли во врем€ декабристов эта была военна€ молодежь, выходцы из высших слоев общества, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества. ¬ центре общественного внимани€ было отношение к ‘ранцузской революции, крепостному праву и самодержавию.

¬ 30-50-х г. г. ’I’ в. –осси€ переживала период великого исторического поворота от уход€щего аграрного общества к обществу индустриальному. ѕоэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развити€ страны.  аждый понимал его по-своему. ќбщественное движение в эти годы имело несколько характерных особенностей:

оно развивалось в услови€х ужесточени€ политического режима после восстани€ декабристов;

произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;

впервые консервативное направление получило собственную идеологию;

оформились либеральное и социалистическое течени€ общественной мысли;

участники общественного движени€ не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли готовить лишь сознание современников к будущим переменам.

1.1 –еволюционно-демократическое движение: ¬.√. Ѕелинский, ј.». √ерцен, Ќ. . „ернышевский. »де€ утопического общинного (кресть€нского) социализма

Ўло оформление и идеологии русского революционного движени€. ќно было св€зано в первую очередь с де€тельностью ј.». √ерцена и Ќ.ѕ. ќгарева. ќни организовали группу сторонников республики и утопического социализма в начале 30-х гг.

¬ 50-е г. г. √ерцен разработал основные положени€ теории "общинного", или "русского", социализма. —огласно учению √ерцена социализм в –оссии возникает непременно и главной его "€чейкой" станет кресть€нска€ поземельна€ община.  ресть€нское общинное землевладение, кресть€нска€ иде€ равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского кресть€нина должны были стать основой построени€ социалистического общества. √лавными услови€ми дл€ этого √ерцен считал освобождение кресть€н и ликвидацию самодержавного политического стро€.

ƒругим крупным теоретиком революционного направление был ¬иссарион √ригорьевич Ѕелинский (1811-1841 гг.). Ќа словесном отделении философского факультета ћосковского университета вокруг него сложилс€ кружок "Ћитературное общество 11-го нумера". Ѕелинский вскоре был исключен из университета. ¬ 1833г. он вошел в кружок

Ќ.¬. —танкевича, а с 1834г. вел литературно-критический отдел в журналах "“елескоп" и "ћолва". ¬ 1834г. в "ћолве" была напечатана его стать€ "Ћитературные мечтани€". ¬ ней автор резко критиковал идеи —.—. ”варова. ¬ начале 40-х гг. под вли€нием √ерцена Ѕелинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в –оссии. ≈го взгл€ды особенно отчетливо про€вились в критических стать€х, опубликованных в журнале "—овременник", издававшемс€ Ќ.ј. Ќекрасовым. ¬ них Ѕелинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегос€ революционного лагер€. Ќаиболее отчетливо идеи Ѕелинского были изложены в его "ѕисьме к Ќ.¬. √оголю" (1847г). ¬ этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Ѕелинский главные задачи общественного движени€ видел в "уничтожении крепостного права, отменении телесного наказани€, введении, по возможности, строгого выполнени€ хот€ бы тех законов, которые уже есть". ѕисьмо Ѕелинского к √оголю в сотн€х списков расходилось по –оссии и стало основой дл€ формировани€ мировоззрени€ значительной части образованной молодежи.

¬ 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов.   их числу, прежде всего, относитс€ общество, сложившеес€ в 1845г. в ѕетербурге вокруг ћ.¬. Ѕуташевича-ѕетрашевского, чиновника ћинистерства иностранных дел. ≈женедельно на "п€тницы" ѕетрашевского собирались литераторы, учител€, чиновники, раздел€вшие революционно-демократические идеи. —реди них были молодые писатели ћ.≈. —алтыков и ‘.ћ. ƒостоевский, поэты ј.Ќ. ѕлещеев и ј.Ќ. ћайков, ученый-географ ѕ.ѕ. —еменов, пианист ј.√. –убинштейн. ќни обсуждали наболевшие вопросы жизни –оссии, осуждали крепостное право и самодержавную власть. ѕетрашевцы изучали социалистические учени€ того времени и возможность их осуществлени€ в –оссии. ѕод вли€нием событий революции 1848г. в ≈вропе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в –оссии.

¬ 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.

ћногие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгл€ды на революции и социализм. ¬ социалистическом учении разочаровалс€, например, ‘.ћ. ƒостоевский.

¬ целом революционное движение в –оссии именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революци€ми в ≈вропе.

√лавными особенност€ми революционной идеологии этого периода стали:

утрата надежды на реформирование –оссии "сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества

обоснование правомерности и необходимости революционного насили€ в цел€х осуществлени€ перемен в обществе;

выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

–еволюционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.

»дейным вождем революционного движени€ в –оссии в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "—овременник" Ќ. .√. „ернышевский. »скусно обход€ цензуру, он выступал в своих стать€х за кресть€нскую революцию, развивал идеи ј.». √ерцена об "общинном" социализме, ратовал за создание революционно организации.

¬ июле 1862г. „ернышевский был арестован и помещен в ѕетропавловскую крепость, где провел около двух лет. “ам он написал роман "„то делать?", который был напечатан в журнале "—овременник". ¬ романе „ернышевский изложил свои взгл€ды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Ёта книга стала насто€щей "библией" дл€ русских революционеров. ¬ 1864г. „ернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в —ибири.

ƒе€тельность √ерцена и „ернышевского, других пропагандистов "общинного" социализма не пропали даром. ≈ще в 1861г. ¬ ѕетербурге возникла тайна€ революционна€ организаци€. ƒл€ ее названи€ были вз€ты ключевые слова одной из статей Ќ.ѕ. ќгарева, помещенной в " олоколе", - "«емл€ и вол€". ќрганизаци€ объединила несколько дес€тков единомышленников, люде из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегос€ двор€нства, т.е. "лиц разного чина и званий" - разночинце.

ѕрограмма "«емли и воли" включала требовани€ созыва парламента и установлени€ демократической республики, широкого местного самоуправлени€, равноправи€ женщин. ¬ыдвигалась так же иде€ передачи кресть€нам всей земли и объединение не только сельского, но и городского населени€ в самоуправл€ющиес€ общины.

ѕрактическа€ де€тельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегов революционеров из тюрем. ћатериальной помощи ссыльным. "«емл€ и вол€" готовилась начать открытое выступление в 1863г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать кресть€нское восстани€ в св€зи с тем, что в этом году истекал срок подписани€ уставных грамот.

Ќо уже в 1862г. были арестованы наиболее активные члены "«емли и воли". ј в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование - не оправдались их расчеты на массовые выступлени€ кресть€н. ¬есной 1864гю "«емл€ и вол€" прин€ла решение о самороспуске.

1.2 ќбщественна€ мысль и политические движени€ в пореформенной –оссии: консервативна€ идеологи€, либеральное движение и движение народничества

¬ 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. –еформы происход€т в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправлени€, в области просвещени€. ¬оплощение реформ происходило очень сложно. ≈ще в ходе разработки этих реформ по€вл€лось не раз стремление внести в них "исправлени€" в консервативном духе. Ќа практике это вышло так, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а воплощали в жизнь старые чиновники-консерваторы. Ќачатые все эти преобразовани€ (реформы) на некоторое врем€ стерли четкую грань между требовани€ми различных политических сил. ќбщественна€ реформа была такова, что и либералы и консерваторы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, см€гчени€ политического режима и возлагали большие надежды на нового императора.

Ћибералы в 30-40 гг. разделились на западников и слав€нофилов. »деологи€ западников заключалась в том, что мирова€ цивилизаци€ едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию, а слав€нофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого, в том числе и русского народа.

¬ середине 50-х гг. видные либералы-западники  .ƒ.  авелин и Ѕ.Ќ. „ичерин установили св€зь с ј.». √ерценом. ¬ "√олосах из –оссии" они опубликовали "ѕисьмо к издателю", ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

ќсновными положени€ми этой программы были:

свобода совести;

свобода от крепостного состо€ни€;

свобода выражени€ общественного мнени€;

свобода книгопечатани€;

свобода преподавани€;

публичность всех правительственных действий;

публичность и гласность суда.

“аким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований о введении в –оссии конституционного правлени€.

¬ сент€бре 1858г.¬.Ќ. „ичерин отправилс€ в Ћондон дл€ переговоров с ј.». √ерценом об изменении содержани€ изданий ¬ольной русской типографии. ѕопытка склонить главного теоретика "общинного" социализма к уступкам либеральным взгл€дам закончилась провалом. ќна привела к разрыву „ичерины с √ерценом, который стал одним из этапов размежевани€ либералов и революционеров.

Ќачиналс€ подрыв единства либералов, который происходил из-за тверского адреса в 1862г, из-за наведени€ "пор€дка" в ѕетербургском университете в 1861г.

¬ 1866г. "м€тежные" профессора основали журнал "¬естник ≈вропы", ставший наиболее вли€тельным либеральным органом западнического направлени€. ¬ программном за€влении редакции говорилось, что главной свой задачей она считает "постепенное изменение и улучшение общественного пор€дка путем совершенствовани€ и развити€ личности, путем обогащени€ ума народа и воспитани€ его мысли".

–азлад в либеральном движении внесло так же восстание в ѕольше в 1863 - 1864 гг. „асть либералов поддержала действи€ правительства по подавлению этого восстани€, зан€в крайние националистические позиции.

Ќовый подъем либерального движени€ пришелс€ на конец 70 - начало 80-х гг. ¬ это врем€ молодое поколение земских де€телей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. «емства активно подавали либеральные адреса с требовани€ми расширени€ своих прав, создани€ центральных представительных учреждений, введени€ гражданских свобод и т.п.

Ќе найд€ понимани€ у властей, некоторые радикально настроенные представители земств обратили внимание на "революционные возможности масс" и вз€ли на вооружение нелегальные методы борьбы. ¬ декабре 1878г. ѕо предложению ».». ѕетрункевича была предприн€та попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организаци€ми. ќсновой такого соглашени€ могло стать согласие революционеров "временно приостановить вс€кие террористические акты" в обмен на об€зательства земцев "подн€ть в широких общественных кругах и прежде всего в земских собрани€х открытый протест против правительственной внутренней политики и предъ€вить требовани€ коренных реформ в смысле конституции". ќднако соглашение ввиду разногласий сторон не состо€лось.

Ѕолее успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давлени€ на правительство. ¬ апреле 1879г. “айный съезд земских де€телей в ћоскве прин€л решение организовать выступление земских собраний с требованием политических реформ. ¬ этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.

Ќадежды на возвращение довери€ между земскими либералами и правительством по€вились после прихода к власти ћ.“. Ћорис-ћеликова.

Ћиберализм не стал ведущей политической силой в стране. ≈го опора в обществе была очень слабой - интеллигенци€ да незначительна€ часть двор€нства.

–азвитие либерализма в –оссии мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населени€.  рупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушени€ общины и создани€ широкого сло€ мелких земельных собственников, которые могли составить опору их движени€.  роме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих р€дов, выработать общую программу и добитьс€ единства власти.

¬ 80 - 90-х гг. после убийства јлександра II атмосфера в обществе изменилась. “ребование конституции, прозвучавшее в письме к јлександру III "Ќародной воли" (образовавша€с€ организаци€ после раскола "«емли и воли" на две части), поставило либералов в двусмысленное положение.

¬сколыхнулись монархические настроени€ в народе, т€га к пор€дку и "сильной руке". ƒаже либерал Ѕ.Ќ. „ичерин в письме к царю писал: "«лоба дн€ состоит в борьбе с социализмом... –усское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, котора€ набираетс€ из разных слоев общества," но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведени€ми... ќдолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же посто€нство, какие высказывает это отребье человеческого рода".

Ћиберальное движение прин€ло новые формы. ћиновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Ёто считалось не менее важным, нежели требование конституции. Ћиберальные идеи проникали в общество вместе с "великой грустью за человека" со страниц произведений √.». ”спенского, ј.ѕ. „ехова, ¬.ћ. √аршина, ћ.≈. —алтыкова-ўедрина, ¬.√.  ороленко.

—вой вклад внесли и художники. ќни нередко отказывались от отражени€ в своих произведени€х острых общественных проблем, больше внимани€ удел€ли внутреннему миру человека, вечным вопросам быти€, места человека в мире.

Ћиберальные идеи подобной направленности исповедовали и распростран€ли присущими своей профессии средствами ученые: историки ¬.ќ.  лючевский, Ќ.».  ареев, юристы ћ.ћ.  овалевский и Ѕ.Ќ. „ичерин.

Ћиберальные земские де€тели теперь уже не требовали немедленного введени€ конституции. —реди них получили распространение теори€ "незаметного служени€", практика "малых дел". «емские учител€, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знани€, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помога€ народу освободитьс€ от безграмотности, нищеты, невежества.

ƒемонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироватьс€ от власти и в то же врем€ не выступать против нее. Ќо, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой, в конечном счете, все и решалось, дл€ революционеров и консерваторов. —редн€€, умеренна€ политическа€ лини€ оказалась в –оссии самой слабой.

ѕомимо либералов были и консерваторы. –азработка идеологии российского консерватизма €вл€етс€ заслугой президента –оссийской јкадемии наук графа —.—. ”варова, ставшего впоследствии министром народного просвещени€. ќн считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Ёти черты, по его мнению, коренным образом отличали –оссию от «апада. —амодержавие он мыслил как единство цар€ и народа и считал его основой жизни русского общества. ѕод православием ”варов понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Ќародность выражала единство объединенного вокруг цар€ народа без его разделени€ на двор€н, кресть€н, мещан и т.д. ћежду народом и монархом, считал ”варов, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развити€ –оссии.

 онсерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решалс€ никто. ѕоэтому главными устремлени€ми консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от вли€ни€ либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемл€ли интересы двор€нства. јктивность консерваторов имела определенный успех. »з правительства постепенно были удалены основные разработчики кресть€нской реформы. јлександр II наде€лс€, что подобный шаг приведет к примирению сословий и см€гчит негодование двор€н.

¬ дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось.  рупнейшим де€телем консервативного направлени€ стал противником отмены крепостного права и проведени€ других реформ граф ѕ.ј. Ўувалов. ¬ 1866г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III ќтделени€. ѕользу€сь неустойчивым состо€нием јлександра II, вызванным покушени€ми на его жизнь, Ўувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище "ѕетр IV". — подачи Ўувалова вплоть до 1874г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

»деологом и вдохновителем консервативного курса стал человек весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал, ћ.Ќ.  атков.

Ќа рубеже 50-60-х гг. произошел окончательный разрыв  аткова с √ерценом и другими приверженцами революционных идей.

¬ 1862г.  атков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать им€ ј.». √ерцена в печати и спорить с его издани€ми. ќн подверг резкой критике "лондонских агитаторов" и их последователей, которые "возымели благую мысль избрать театром дл€ своих экспериментов –оссию". ќн обвинил √ерцена в том, что тот, прожива€ "комфортабельно и спокойно" в Ћондоне, толкает русских "юношей-фанатиков" на каторгу. яркие и €ростные разоблачени€  аткова заметно подорвали вли€ние √ерцена в –оссии. ѕосле событий, св€занных с восстанием в ѕольше (1863-1864 гг.),  атков окончательно разорвал и с либералами.

  мнению  аткова прислушивались император и министры. ѕод огонь его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы. √азета "ћосковские ведомости" имела такое вли€ние, что  аткову стало по силам смешать и назначать новых министров, вли€ть на внутреннюю и внешнюю политику правительства.

ћ.Ќ.  атков отрицательно относилс€ к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит иде€ единени€ народа с царем. –езультатом этого рост революционного движени€. ќтветственность за подобное положение  атков возлагал на либералов, нав€завших власти реформы, развратившие" общество и особенно интеллигенцию, превратившуюс€ в "стадо... мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников вс€кого обмана".

 онсерватизм как политическа€ сила призван придавать устойчивость обществу. ќн вовсе не предполагает возврата назад. Ќо русские консерваторы во многом отражали интересы двор€нства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. ѕотому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые дл€ страны изменени€, а пересмотреть многие из них.  онсерваторы, так же как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.

ѕри јлександре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог  .ѕ. ѕобедоносцев зан€л место ближайшего советника императора.

–упором всех консервативных сил по-прежнему были издани€ а Ќ.  аткова. ќн считал своей основной задачей "сто€ть на стране прав верховной власти и государства во всем, что касаетс€ его безопасности, единства и целостности", а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. ¬прочем, общественное мнение после введени€ жесткой цензуры формировал сам ћ.Ќ.  атков. Ќе занима€ каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное вли€ние на јлександра III, идейно подготавлива€ те или иные правительственные меры.

 атков и ѕобедоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православи€ и самодержави€. ќни доказывали, что тыс€челетнее развитие –оссии в услови€х незначительных св€зей с «ападной ≈вропой, обширность ее территории и многонациональный состав населени€ сделали невозможной переделку страны по образцу западно-европейских стран, как это предлагали либералы.

ќсновой консервативных взгл€дов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождени€. ѕоэтому любые пос€гательства на политический строй объ€вл€лись не только не соответствующими русским традици€м, но и кощунственными, св€тотатственными.

ѕосле убийства јлександра II была предприн€та попытка организационного оформлени€ консервативного движени€ с целью оказани€ помощи власт€м в борьбе с революционными выступлени€ми. Ћетом 1881г. в ѕетербурге была основана тайна€ организаци€, получивша€ название "—в€щенна€ дружина". ≈е де€тельностью руководил ÷ентральный комитет во главе с ѕ.ѕ. Ўуваловым. ¬ руководство входили великие кн€зь€, министры и генералы. ќрганизаци€ имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. ”частники "—в€щенной дружины" громили подпольные типографии, пытались вы€вл€ть революционные организации и их членов, в ∆еневе издавали газеты "¬ольное слово" и "ѕравда". ¬ ћоскве по инициативе ѕобедоносцева и  аткова была организована ƒобровольна€ народна€ охрана.

ќднако јлександр III не одобрил подобных начинаний. ќн считал, что существование общественных организаций, сто€щих на страже самодержави€, есть свидетельство слабости власти. ¬ 1882г. "—в€щенна€ дружина" была распущена, а ƒобровольна€ народна€ охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые меропри€ти€.

“ак же существовали народники. »деи "общинного" социализма ј.». √ерцена и Ќ.√. „ернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течени€ русской радикальной интеллигенции - народничества. ќсновные идеи революционных народников: капитализм в –оссии насаждаетс€ "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; кресть€не готовы к воспри€тию социалистических идей; преобразовани€ должны осуществл€тьс€ революционным методом. Ќародники рассматривали народ, прежде всего кресть€нство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. ќни хотели подн€ть кресть€н на революцию, котора€ дала бы возможность –оссии миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Ќаиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были ћ.ј. Ѕакунин, ѕ.Ћ. Ћавров и ѕ.Ќ. “качев.

¬ эти годы среди приверженцев идей социализма получило распространение учение  . ћаркса - марксизм. —огласно теории ћаркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства (земл€, промышленные и сельскохоз€йственные предпри€ти€) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатаци€ человека человеком. ќднако этот переход не может произойти без социалистической революции, главной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).

Ѕакунин был хорошо знаком с ћарксом, но резко критиковал его учение. ќн считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. ¬есьма отрицательно относилс€ и к идее ћаркса о диктатуре пролетариата, котора€ должна быть установлена после революции дл€ построени€ коммунистического общества. ѕо мысли Ѕакунина, государство диктатуры пролетариата будет нав€зывать кресть€нам коммунизм, и это вызовет бунт. „тобы подавить его, потребуетс€ многочисленна€ и хорошо вооруженна€ арми€, в ней об€зательно окажутс€ честолюбивые генералы. ќтсюда только шаг до по€влени€ диктатора. ѕодавив кресть€нский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам "заведовать обработкой земли и выплачивать заработок кресть€нам что приведет к ужаснейшей безур€дице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму".

—ам Ѕакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержави€, даже если он будет, как писал ѕушкин, "бессмысленный и беспощадный". –усский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенци€ - "умственный пролетариат". ќбраща€сь к молодежи, Ѕакунин писал: "Ѕросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Ѕросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать "повивальной бабкой" самоосвобождени€ народного, спасителем народных сил и усилий".

Ѕакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. ≈сли почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то дл€ Ѕакунина высшим злом €вл€лось государство. ѕри этом он критиковал любое государство, даже так называемое "народное"'

ќтверга€ управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал взамен государства свободную организацию "снизу вверх" - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. —вободное общество, по мысли Ѕакунина, - это общество, в котором осуществилс€ бы принцип самоуправлени€ народа.

Ќачинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, котора€ сметет старую в и государство. »нициативу возьмут на себ€ революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории –оссии. ¬ бушующем море революционной стихии они должны ненав€зчиво, не преследу€ никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправлени€, при котором "волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию".

¬ отличие от других народников “качев полагал, что кресть€нство не способно самосто€тельно осуществить революцию. –еволюци€ должна прин€ть форму переворота, который совершит строго законспирированна€ организаци€ революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчин€ютс€ железной дисциплине. Ќо предварительно эта организаци€ должна была "расшатать" существующую власть путем террора. ¬ыступа€ против анархизма. Ѕакунина, “качев считал невозможным разрушение государства. ¬ ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционны.

√лавной целью народников €вл€лась организаци€ кресть€нской революции в –оссии. ѕредставлени€ о способах достижени€ этой цели у членов народнических организаций на прот€жении 60 - 80-х гг. не раз измен€лись по мере приобретени€ ими опыта революционной де€тельности.

¬ середине 60-х гг. под непосредственным вли€нием романа Ќ.√. „ернышевского "„то делать?" сложилась организаци€ Ќ.ј. »шутина - ».ј. ’уд€кова (1863-1866 гг.). ≈е члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. ¬ 1865г. внутри этой организации стала действовать группа "јд", котора€ вела подготовку цареубийства, счита€, что оно послужит первотолчком революции. ¬ апреле 1866г. член "јда" ƒ.¬.  аракозов совершил покушение на јлександра II. –еволюционер был казнен, а ишутинска€ организаци€ разгромлена.

ѕокушение  аракозова привело к усилению вли€ни€ консерваторов в правительстве. Ѕыли закрыты близкие народникам журналы "—овременник" и "–усское слово", запрещены студенческие кружки, усилена цензура.

ќднако, несмотр€ на то что выстрел  аракозова привел к подобным результатам, дл€ революционеров он стал вдохновл€ющим примером. Ќа смену "ишутинцам" пришли "нечаевцы". ¬ 1869г. бывший вольнослушатель ѕетербургского университета —.√. Ќечаев основал в ћоскве общество "Ќародна€ расправа". ќн составил " атехизис революционера" - свод правил, которыми должны были руководствоватьс€ его сторонники. –еволюционер дл€ Ќечаева - это "обреченный человек. ќн не имеет личных интересов, дел, чувств, прив€занностей, собственности, даже имени. ¬се в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией".

ќдновременно с "чайковцами" существовал р€д других народнических групп, не св€занных между собой. ¬ 1873г. бывший студент-вольнослушатель ѕетербургского технологического института ј.¬. ƒолгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Ѕакунина. ¬ одной из подмосковных деревень "долгушинцы" сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвани€. ѕравда, однажды кресть€не решили, что они печатают фальшивые деньги, и ƒолгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Ќе соблюда€ никаких мер предосторожности, народники распростран€ли свою продукцию среди кресть€н, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. ¬скоре молодые революционеры были арестованы.

¬ середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию кресть€нскую общину. ѕоэтому необходимо было, по их мнению идти в народ дл€ того, чтобы вносить в его сознание "идеалы лучшего, справедливого общественного стро€".

—остав пропагандистов был очень пестрым: "в народ" устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не св€занные с ними, но раздел€ющие народнические идеи. —реди них были даже представители высших слоев общества. ¬ласти ответили на "хождение в народ" всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

ƒе€тельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. ѕоведение революционеров выгл€дело особенно впечатл€ющим в сравнении с погоней за наживой, котора€ расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждени€ банков и торгово-промышленных предпри€тий. ќднако кресть€не, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимс€ представлени€м, не откликнулись на призывы народников.

Ќеудача агитационного движени€ заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. Ќа смену увлечени€ иде€ми Ѕакунина и Ћаврова пришло пристальное внимание к доводам “качева. ¬ конце 1876 г. в ѕетербурге возникла организаци€ "«емл€ и вол€", названна€ так в пам€ть первого революционного объединени€ 60-х гг. ≈е создател€ми были ћ.ј. Ќатансон, ј.ƒ. ћихайлов, √.¬. ѕлеханов и др. ѕозже в "«емлю и волю" вступили ¬.Ќ. ‘игнер, —.Ћ. ѕеровска€, Ќ.ј. ћорозов, —.ћ.  равчинский. —воей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового кресть€нства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправлени€, решение национального вопроса сообразно желанию населени€. ќни считали, что осуществить эти цели возможно "только путем насильственного переворота".

ƒл€ подготовки народного восстани€ предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. ќрганизаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди кресть€нства и рабочих. ƒезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабл€ющих правительство, в том числе уничтожение наиболее "вредных" чиновников (индивидуальный террор).

ќрганизаторска€ работа среди кресть€н €вл€лась продолжением "хождени€ в народ". Ќо при этом "летуча€" пропаганда сменилась "оседлой". „лены организации создавали в сельской местности свои поселени€, совмеща€ пропагандистскую де€тельность с работой по специальност€м фельдшеров, учителей, агрономов. ѕри этом така€ работа часто отнимала столько времени и сил что до пропаганды просто не доходили руки.

ƒезорганизаторской группе народников удалось провести р€д громких террористических актов, взбудораживших всю страну. ¬ €нваре 1878г. молода€ революционерка ¬.». «асулич стрел€ла в петербургского градоначальника ‘.‘. “репова, приказавшего выпороть политического заключенного, не сн€вшего перед ним головного убора.

¬ августе 1879г. "«емл€ и вол€" разделилась на две самосто€тельные организации - "„ерный передел", куда вошли сторонники продолжени€ пропагандистской работы, возглавл€емые √.¬. ѕлехановым, и "Ќародную волю", объединившую сторонников индивидуального террора. ќрганизаторами и руководител€ми "Ќародной воли" были ј.ƒ. ћихаилов, ј.». ∆ел€бов, Ќ.ј. ћорозов, —.Ћ. ѕеровска€, ¬.Ќ. ‘игнер, ћ.‘. ‘роленко, которые составили ее »сполнительный комитет.

–азгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрытьс€ за границей. »м предсто€ло осмыслить причины кризиса народничества.

Ќекоторые народники пришли к выводу, что их идеологи€ была ошибочной. ќни упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

¬ ≈вропе в тот период росла попул€рность марксизма. ќсновные положени€ революционного учени€  . ћаркса были и ранее знакомы народникам. “еперь под вли€нием этого учени€ р€д народников пересмотрели свои взгл€ды на революционные возможности кресть€н и социалистическую сущность общины. ѕервым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был √.¬. ѕлеханов.

«а границей ѕлеханов объединил единомышленников - видных революционеров - ¬.». «асулич, ѕ.Ѕ. јксельрода, Ћ.√. ƒейча, ¬.Ќ. »гнатова в группу "ќсвобождение труда". ѕлеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического стро€ –оссии и признали факт ее вступлени€ на путь капитализма. »сход€ из общности исторической судьбы –оссии и стран «ападной ≈вропы, цель своей де€тельности группа "ќсвобождение труда" видела в подготовке пролетарской социалистической революции.

¬ программном за€влении, опубликованном группой "ќсвобождение труда" в 1883г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организаци€ пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. “огда же было объ€влено об издании группой "Ѕиблиотеки современного социализма". Ёта небольша€ организаци€ за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей –оссии. ¬скоре в стране возникла цела€ сеть рабочих кружков по изучению марксизма.


1.3 –абочее движение в –оссии в 60 - 80-х гг. XIX в.

¬озникновение социал-демократии.

–азвитие капитализма в –оссии ускорило формирование рабочего класса, р€ды которого быстро пополн€ли разор€вшиес€ беднейшие кресть€не пореформенной деревни и не выдерживавшие конкуренции кустари одиночки. ѕоложение русского рабочего в этот период отличалось полным юридическим бесправием, сверхпродолжительным рабочим днем (при исключительно низкой заработной плате), посто€нные штрафы, травматизм на производстве (св€занный с отсутствием техники безопасности). ¬ случае болезней, несчастных случаев и старости рабочие не имели никаких социальных гарантий, плохо обсто€ло дело с обеспеченностью жильем. ¬се это сказывалось на активности рабочих, котора€ уже в 60-70-е годы стала про€вл€тьс€ в виде стихийных выступлений. ¬ 60-е годы наблюдались волнени€ на заводах ”рала и в центральных губерни€х (ћальцевский завод в  алужской губернии, ћорозовска€ фабрика в ќрехово-«уеве и др.). “олько в 1861г. было отмечено 4 стачки и 12 волнений промышленных рабочих. „исленность этих выступлений быстро росла (по данным ѕ.ј. ’ромова в 70-е годы было зарегистрировано свыше 200 стачек и 100 волнений). ќсобый размах приобрели стачки на Ќевской бумагопр€дильне (1870) и  ренгольмской мануфактуре (1872), происходившие в непосредственной близости от столицы империи.

–астуща€ рабоча€ активность, а затем и возникновение русской социал-демократии станов€тс€ важным €влением в русском общественном движении пореформенной –оссии. — увеличением численности и концентрации пролетариата, происходивших в годы промышленного переворота, росла его сплоченность и организованность, что привело к попыткам создани€ первых рабочих организаций. ¬ мае 1875г. в ќдессе возник "ёжнороссийский союз рабочих" во главе с ≈.ќ. «аславским. ќрганизаци€ имела свой устав, где была сформулирована основна€ цель - свержение существовавшего в стране политического стро€ путем насильственного переворота. ќрганизаци€ испытывала сильное вли€ние народнической идеологии, что сказывалось на отдельных положени€х устава (недостаточно четко были сформулированы политические задачи пролетариата, не определена его роль в движении, несколько преувеличивалось значение пропаганды и т.п.).

¬ декабре 1878г. в —анкт-ѕетербурге образовалс€ "—еверный союз русских рабочих" (во главе с ¬.ѕ. ќбнорским и —.Ќ. ’алтуриным), в который вошли около 200 активных членов, ранее состо€вших в различных петербургских кружках. ќрганизаци€ выпустила программный документ - воззвание"   русским рабочим", в котором €сно указывалось на необходимость политической борьбы, требовались политические свободы, рабочие призывались к сплочению и интернационализму. ¬ воззвании говорилось о необходимости отмены частной собственности на землю и установлении общинного землевладени€, создании рабочих ассоциаций дл€ организации производства. ”же в €нваре следующего года правительство произвело аресты членов организации. —.Ќ. ’алтурин сумел избежать ареста и зан€лс€ впоследствии террором (организаци€ взрыва в «имнем дворце). ¬ 1880г. члены организации выпустили первый номер рабочей газеты ("–абоча€ зар€"), однако типографи€ была разгромлена, а номер газеты конфискован, что фактически означало прекращение де€тельности организации.

–абочие организации 70-х годов способствовали росту активности и сплоченности российского пролетариата, знакомили его с опытом и традици€ми международного рабочего движени€, подготовили подъем движени€ в 80-е годы XIX в. ¬ 70-х гг. число стачек приравнивалось к 326.

»менно в 80-е годы в –оссии наблюдаетс€ переход от разрозненных выступлений пролетариата к массовому рабочему движению.   этому времени изменилась структура рабочего класса, был накоплен определенный опыт борьбы. —реди выступлений начала 80-х годов следует выделить стачки на ярцевской мануфактуре ’лудова в —моленской губернии, табачных фабриках в Ѕаку (1881), забастовки на  ренгольмской мануфактуре (1882), ∆арардовской мануфактуре в ÷арстве ѕольском (1883) и др.

Ќаиболее крупным выступлением рабочих –оссии в середине 80-х годов €вилась ћорозовска€ стачка (1885), котора€ отличалась не только размахом, но и организованностью и стойкостью. –абочие, доведенные до отча€ни€ т€желыми услови€ми труда, предъ€вили владимирскому губернатору требовани€, включавшие установление государственного законодательства, регламентирующего отношени€ фабриканта и рабочих, что придало стачке политическую окраску. –уководители стачки (ѕ. ћоисеенко, Ћ. јбраменков и др.) были участниками рабочего движени€ 70-х годов. ѕутем многочисленных арестов и высылки рабочих правительству удалось восстановить работу на фабрике. —осто€вшийс€ затем судебный процесс заставил говорить о стачке всю –оссию. ѕравительство было вынуждено издать в 1886г. новый фабричный закон, несколько ограничивавший произвол предпринимателей в отношении найма, увольнени€ и штрафов. ¬месте с тем устанавливалось уголовное наказание участникам и особенно руководител€м стачек. ѕо сравнению с 70-ыми гг. число стачек увеличилось до 446.

80-90-е годы - переходный период от революционно-демократического к пролетарскому этапу освободительного движени€ в –оссии.

ѕовышение роли рабочего класса в экономической и политической жизни страны, поднимавша€с€ стачечна€ борьба и рост сознательности рабочих вызывали пристальный интерес к пролетариату со стороны передовой интеллигенции, все более €сно ощущавшей крах народнических теорий. “аким образом, измен€лс€ не только социальный состав движени€, в котором революционера-разночинца сменил пролетарий, но и по€вились новые идеи, нашедшие отражение в программных и тактических установках. ¬ эти годы происходит распространение марксизма и создаютс€ первые русские социал-демократические группы и кружки.

¬ажную роль в становлении социал-демократического движени€ сыграла перва€ марксистска€ организаци€ - группа "ќсвобождение труда", созданна€ √.¬. ѕлехановым в ∆еневе в 1883г. √руппой переводились и распростран€лись произведени€  . ћаркса и ‘. Ёнгельса. ¬ эти годы √.¬. ѕлехановым были написаны такие теоретические работы как "—оциализм и политическа€ борьба", "Ќаши разногласи€", "  вопросу о развитии монистического взгл€да на историю", в которых он показал несосто€тельность народнических теорий. ќн доказывал, что –осси€ уже вступила на путь капиталистического развити€ и важнейшей революционной силой становитс€ рабочий класс, на организацию которого и надо направить усили€ и энергию революционера, при этом подчеркивал значение политической борьбы.

¬ажнейшим положением в работах √.¬. ѕлеханова €вл€лс€ его вывод о том, что предсто€ща€ революци€ будет не социалистической, а буржуазно-демократической. ¬месте с тем ѕлеханов недооценивал роль кресть€нства как союзника рабочего класса и переоценивал роль русской буржуазии.

¬ борьбе с народнической идеологией взгл€ды группы "ќсвобождение труда" постепенно завоевывали сторонников в –оссии, способствовали развитию в стране социал-демократического движени€.

ѕочти в то же врем€, что и группа ѕлеханова, в –оссии возникли первые марксистские кружки. ƒе€тельность их была направлена на распространение социал-демократических идей среди наиболее передовых рабочих и интеллигенции. ќна не была тесно св€зана с рабочим движением и носила замкнутый характер, име€ довольно ограниченный состав участников.

—реди этих кружков и групп была группа, возглавл€ема€ студентом ѕетербургского университета болгарином ƒимитром Ѕлагоевым ("ѕарти€ русских социал-демократов"), впоследствии основавшим болгарскую социал-демократическую партию.

¬ ѕетербурге в 1885-1886 гг. существовала группа, созданна€ ѕ.¬. “очисским ("“оварищество санкт-петербургских мастеровых"). ¬ конце 80-х - начале 90-х годов вела пропаганду группа ћ.». Ѕруснева, образовавша€с€ из кружков ѕетербургского университета и “ехнологического института.  роме ѕетербурга марксистские кружки существовали в ћоскве,  иеве, ќдессе, ¬ильне и др. городах. ¬  азани с кружком, возглавл€емым Ќ.≈. ‘едосеевым в 1888-1889 гг., был св€зан ¬.». Ћенин.


«аключение

“аким образом, главным итогом развити€ общественного движени€ 30 - 50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. ѕороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны дл€ передовой российского общества, котора€, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразовани€.

ѕосле реформы 1861г. происходил рост либерального движени€ в –оссии. –уководители этот движени€ стремились воздействовать на правительство, побужда€ его к углублению преобразований. ќднако на власть оказывали давление и консерваторы, стремившиес€ не допустить коренных перемен в обществе. ѕри этом и те и другие не имели значительной поддержки в обществе.

»деи √ерцена и „ернышевского, развитые Ѕакуниным, Ћавровым и “качевым, стали основой дл€ де€тельности революционны народнических организаций. ¬ зависимости от обстановки среди народников усиливалось вли€ние взгл€дов либо Ѕакунина, либо Ћаврова, либо “качева.

–еволюционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной –оссии. Ќо "хождение в народ" и террор народников не подтолкнули кресть€н к революции. —тремившиес€ к переустройству жизни на основах "общинного" социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

¬ 80 - начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических сил –оссии. ¬ революционном движении ослабло вли€ние народников, по€вились первые марксистские организации. ”силилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. ¬ли€ние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.


Ћитература

1. ƒанилов ј.ј. »стори€ –оссии, XIX век: ”чеб. дл€ 8 кл. общеобразоват. учреждений / ј.ј. ƒанилов, Ћ.√.  осулина. - 4-е изд. - ћ.: ѕросвещение, 2003.

2. ѕ€тецкий Ћ.ћ. »стори€ –оссии дл€ старшеклассников и абитуриентов. - “. II - ћ.: ћосковский Ћицей, 1998.

3. http://bril2002. narod.ru/his81.html.

4. http://shkola. lv/index. php? mode=lsntheme&themeid=165&subid=39.

5. —магина —.ћ. (ред.) ѕолитические партии –оссии в контексте еЄ истории, –остов-на-ƒону: ‘еникс, 1998г.

ярославский государственный педагогический университет имени  .ƒ. ”шинского ‘изико-математический факультет «аочное отделение —окращенный срок обучени€  онтрольна€ работа по отечественной истории “ема: »дейные те

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»де€ независимости ѕольши и 2-€ ћирова€ война
»ндустриализаци€ –оссии
»нтеллигенци€ в годы ѕерестройки
»стоки могущества русского народа и гибельность идеологии фашизма
»стоки русского деспотизма
»сторическое развитие “атарстана
»стори€ государства и права –оссии
»стори€ государства и права –оссии
»стори€ государственного управлени€. ¬озникновение ƒревнерусского государства
»стори€ московского региона

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru