Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»коны Ѕожией ћатери ЂЅлаженное „ревої, Ђѕомощница в родахї и Ђ—лово плоть быстьї —  ультура и искусство

¬асильева ј. ¬.

ѕредание

— древнейших времен в минуты жестоких страданий, св€занных с муками рождени€ детей, женщины прибегали с гор€чей молитвой к ѕресв€той Ѕогородице. ¬ера в всесильное заступничество ѕречистой ƒевы,  отора€ —ама была ћатерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии р€да икон, св€занных с образом чревоношени€ Ѕогородицей ћладенца ’риста. “аковыми €вл€ютс€ три образа Ѕогоматери с характерными названи€ми - ЂЅлаженное „ревої, Ђѕомощница в родахї и Ђ—лово плоть быстьї.

»коне ЂЅлаженное „ревої в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг. приписываетс€ италь€нское происхождение. ¬ нем сообщаетс€, что в 1392 году образ был принесен Ќа –усь из ЂЅара града –имски€ областиї, где он сто€л на гробнице с мощами св€тител€ Ќикола€ „удотворца. ƒоска же иконы, как повествуетс€ в сказании, была сделана из Ђчудных разных многих древесї.

¬ ѕереписной книге Ѕлаговещенского собора ћосковского  ремл€ 1680 г., в более поздних опис€х собора и церковно-археологической литературе конца XIX - начала XX в. »кона ЂЅлаженное „ревої именуетс€ ЂЅарловскойї, или ЂЅарбарска€ї, что €вл€етс€ искаженной формой названи€ ЂЅарградска€ї, то есть происход€ща€ из города Ѕари.

¬ конце XIV века, когда чудотворна€ икона была принесена в ћоскву, ее украсили драгоценным окладом, наход€щимс€ в насто€щее врем€ на списке с образа конца XVI века из ќружейной палаты √ћћ . ¬ XVI веке дл€ иконы был создан новый золотой оклад, который 1812 году пропал при захвате французами ћосквы. ≈го заменили серебр€ным окладом, который также был изъ€т в 1920-е годы в ходе кампании по изъ€тию церковных ценностей. „удотворна€ икона находилась в Ѕлаговещенском соборе до 1924 года. ѕосле этого ее судьба неизвестна.

ѕразднование образу ЂЅлаженное „ревої совершаетс€ 26 декабр€ / 8 €нвар€, в день —обора ѕресв€той Ѕогородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконой Ѕожией ћатери Ђѕомощница в родахї.

Ђ—лово плоть быстьї - еще одна икона Ѕогоматери, св€занна€ с образом чревоношени€ Ѕожественного ћладенца. ≈е название €вл€етс€ цитатой из ≈вангели€ от »оанна: Ђ» слово стало плотьюї (»н.1:14). »кона также именуетс€ Ђјлбазинскойї, по имени крепости јлбазин (ныне - село јлбазино) на јмуре, которой она была подарена иеромонахом √ермогеном в 1666 году.

¬ 1690 г., вследствие непрекращающихс€ набегов китайцев, русские посел€не перенесли чудотворную икону в —ретенск, где она оставалась до 1860г., когда епископ  амчатский ¬ениамин (Ѕлагонравов) перенес ее в Ѕлаговещенск, в кафедральный собор Ѕлаговещени€ Ѕожией ћатери. ƒл€ образа там изготовили серебр€ный оклад с пам€тной надписью: Ђ—и€ јлбазинска€ икона Ѕожией ћатери принесена из —ретенска в Ѕлаговещенск преосв€щеннейшим ¬ениамином, епископом  амчатским,  урильским и јлеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный городї.

»кона Ђ—лово плоть быстьї, почитаема€ св€тын€ русского ѕриамурь€, с 1902 г. ежегодно проносилась крестным ходом по всему ƒальнему ¬остоку. — 1885 г. епископом  амчатским √урием образу было установлено общецерковное празднование 9 / 22 марта. »кона прославилась избавлением Ѕлаговещенска от дев€тнадцатидневной осады города китайцами в 1900 году, а также чудесными исцелени€ми во врем€ эпидемии моровой €звы.

¬ насто€щее врем€ св€той образ находитс€ в новом Ѕлаговещенском кафедральном соборе, куда он был возвращен в 1991 г. из јмурского областного краеведческого музе€. ѕо инициативе местного владыки была возобновлена традици€ водных крестных ходов с иконой по ƒальнему ¬остоку из Ѕлаговещенска до Ќиколаевска-на-јмуре.

»конографи€

ќбраз Ѕожией ћатери ЂЅлаженное „ревої написан Ђдословної на строку из евангельского текста: ЂЅлаженно чрево, носившее “еб€, и сосцы, “еб€ питавшиеї (Ћк. 11, 27). ¬ соответствии с этим, икона представл€ет собой вариант иконографии Ђћлекопитательницаї, с одной отличительной особенностью: Ѕогоматерь изображена сид€щей на подушке на земле. ћладенец ’ристос представлен возлежащим на руках Ѕогородицы, прильнув к ≈е груди.  исть правой руки ќн придерживает грудь ћатери.

јкадемики Ќ. ѕ.  ондаков и Ќ. ѕ. Ћихачев отмечали св€зь иконы с итало-греческой живописью. »конографические особенности и характер орнамента, по их словам, свидетельствуют о воспроизведении либо италь€нского, либо далматинского оригинала первой трети XIV века.

Ќа иконе Ђѕомощница в родахї Ѕожи€ ћатерь изображена с непокрытой, несколько наклоненной в сторону главой и распущенными по плечам волосами, что также свидетельствует о западном происхождении иконы. –уки Ѕожией ћатери сложены на груди так, что персты левой руки покрывают до половины персты правой. Ќиже сложенных кистей рук при перс€х Ѕогородицы в мандоле изображен ћладенец ’ристос. ѕравой рукой он благословл€ет именословно, а лева€ его рука лежит на колене.

¬ерхн€€ одежда Ѕогоматери красна€ с прозолотью, имеюща€ на каждом плече по золотой звезде, нижн€€ - темно-зелена€ с прозолотью, золотыми звездами и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Ќа —пасителе одежда желта€ с прозолотью, на груди отливающа€ в темно-зеленый цвет. ¬се изображение помещено на полумес€це.

ѕо иконографическому типу образ Ђ—лово плоть быстьї близок иконе Ѕожией ћатери Ђѕомощница в родахї, но есть и некоторые особенности. Ѕогородица изображена с покрытой главой, а ≈е руки придерживают св€тительский омофор, на котором стоит в мандорле ћладенец ’ристос. Ќаписание фигуры ћладенца, так же, как и в иконе Ђѕомощница в родахї, подчеркивает его пребывание в утробе ћатери, где —лово-Ћогос стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве ѕриснодевы.

—писки с икон

— чудотворной иконы Ѕожией ћатери ЂЅлаженное „ревої сохранились 3 списка. ќдин из них был исполнен в конце XVI века и предназначалс€ дл€ московского Ќоводевичьего монастыр€. Ётотсписок €вл€етс€ наиболее точным воспроизведением оригинала и по размерам доски, и по композиции, что послужило причиной перенесени€ на него древнего оклада чудотворной иконы. ¬ 1927 г. образ был передан в ќружейную палату √ћћ .

ƒругой список, икона-п€дница второй половины XVI - конца XVII вв., находилс€ в п€дничном р€ду иконостаса Ѕлаговещенского собора (в насто€щее врем€ - в его экспозиции на южной галерее). Ќа нем Ѕогоматерь изображена сид€щей на престоле, в мафории без звезд.

“ретий список, икона-п€дница из ризницы —пасо-≈вфимиева монастыр€ в —уздале, была исполнена иконописцем »оанном јвксентьевым в 1664 г. (в насто€щее врем€ - в ¬—ћ«). Ќа иконе есть надпись, содержаща€ историю ее создани€, при этом даетс€ совершенно иное наименование образа - ’абаровска€, что, возможно, каким-то образом св€зано с существованием хабаровского списка с јлбазинской иконы Ђ—лово плоть быстьї. ѕоследний был пожертвован в €нваре 1897 года купцом ¬асилий ѕлюснин хабаровскому собору ”спени€ Ѕожией ћатери.

¬ 1930-е годы, после закрыти€ и разрушени€ собора, икона, ввиду ее высокой историко-художественной ценности, была помещена в запасник краеведческого музе€. ¬ сент€бре 1999 года музей передал икону ’абаровской епархии –усской ѕравославной ÷еркви, а в 2002 году, после воссоздани€ собора ”спени€ Ѕожией ћатери, прославленный список перенесли на его историческое место.

“ропарь иконе Ѕожией ћатери Ђѕомощница в родахї, глас 4

јнгелов лицы благоговейно “ебе служат, / и вс€ —илы Ќебесны€ немолчными гласы “€ ублажают, / ѕомощнице в родах, / усердно молим “€, Ѕогородице, / да пребудеши в славе √оспода, / чрез икону “обою €вленную / и светозарный луч славы чудес “воих / да восхитит от тьмы, с верою “ебе мол€щихс€, // и вопиющих Ѕогу: јллилуиа.

ћолитвы иконе Ѕожией ћатери Ђ¬ родах ѕомощницаї

ћолитва перва€

ѕриими, √оспоже Ѕогородительнице, слезна€ молени€ рабов “воих, к тебе притекающих. «рим т€ на св€тей иконе во чреве нос€щую —ына “воего и Ѕога нашего, √оспода »исуса ’риста. јще и безболезненно родила еси ≈го, обаче матерни€ скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. “емже тепле припадающе к цельбоносному образу “воему, и умиленно сей лобызающе, молим “€, всемилостива€ ¬ладычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родивши€ их, от т€жкаго недуга и горьки€ скорби избави. ƒаруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающи€ их исполн€тс€ радостию и утешением, €ко да и ныне предстательством “воим из уст младенец и ссущих √осподь совершит хвалу —вою. ќ ћати —ына Ѕожи€! ”милосердис€ на матери сынов человеческих и на немощны€ люди “во€: постигающи€ нас болезни скоро исцели, належащы€ на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов “воих. ”слыши нас в день скорби пред иконою “воею припадающих, и в день радости и избавлени€ прийми благодарна€ хвалени€ сердец наших. ¬ознеси мольбы наша ко престолу —ына “воего и Ѕога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость —вою ведущим им€ ≈го, €ко да и мы, и чада наша, прославим “€, милосердную «аступницу и верную Ќадежду рода нашего, во веки веков.

ћолитва втора€

ќ, ѕресв€та€ √оспоже ¬ладычице Ѕогородице, в земной жизни нас не оставл€юща€!   кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхани€ принесу аще не к “ебе, всех верных ”тешение! —о страхом, верою, любовию, ћати ∆ивота, молю: ƒа вразумит √осподь люди православны€ во спасение, да даст рождать нам чад “ебе и —ыну “воему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирени€, в надежде о ’ристе спасени€, и дарует нам всем, в покровах благодати “вое€, земное утешение. ’рани нас под сению милости “воей, ѕречиста€, мол€щимс€ о родах помози, наветов злых свободи, т€жких бед, напастей и смертей отврати. ƒаждь благодатное прозрение, дух сокрушени€ о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам ’ристова учени€; храни нас от погибельнаго отчуждени€. ƒа вси, благодарне воспевающе величи€ “во€, сподобимс€ Ќебесного успокоени€ и тамо с возлюбленными “воими, со всеми св€тыми прославим в “роице ≈диного Ѕога: ќтца и —ына и —в€таго ƒуха, ныне и присно, и во веки веков. јминь.

ћолитва иконе Ѕожией ћатери Ђ—лово плоть быстьї

Ѕогородице ƒево, препорочна€ ћати ’риста нашего, «аступнице рода христианского! ѕред чудотворною иконою “воею предсто€ще, отцы наши молиша “€, да €виши покров “вой и заступление стране ѕриамурстей. “емже и мы ныне молим “€: град наш и страну сию от нахождени€ иноплеменных свободи и от междоусобны€ брани сохрани. ƒаруй мирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление; сохрани во св€тыне пастырей наших, во св€тых храмах утруждающихс€; осени вседержавным покровом “воим строителей и благотворителей их. ”тверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблуждших же и отступльших от ѕравославны€ веры вразуми и соедини св€тей церкви —ына “воего. Ѕуди всем притекающим к чудотворней иконе “воей покров, утешение и пристанище от вс€ких зол, бед и обсто€щий: “ы бо еси больных исцеление, скорб€щих утешение, заблуждших исправление и вразумление. ѕриими молени€ наша и вознеси € ко ѕрестолу ¬севышн€го, €ко да “воим предстательством соблюдаеми и покровом “воим осен€ми. ѕрославим ќтца, —ына и —в€таго ƒуха, ныне и присно и во веки веков. јминь.

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

¬асильева ј. ¬. ѕредание — древнейших времен в минуты жестоких страданий, св€занных с муками рождени€ детей, женщины прибегали с гор€чей молитвой к ѕресв€той Ѕогородице. ¬ера в всесильное заступничество ѕречистой ƒевы,  отора€ —ама была ћат

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru