Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сследование хронобиологических особенностей воспри€ти€ времени и пространства у спортсменов — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме —татьи

 андидат биологических наук, доцент ё.¬.  ор€гина
—ибирска€ государственна€ академи€ физической культуры, ќмск

јктуальность. ѕон€ти€ времени и пространства относ€тс€ к основополагающим пон€ти€м науки и культуры. ¬ насто€щее врем€ развиваютс€ философские [1], социальные [10], физические [6], психологические [8, 9] и биологические [4, 7] представлени€ о времени и пространстве. Ќа психофизиологическом уровне выдел€етс€ проблема адаптации человека к системам текущего времени [9], что €вл€етс€ необходимой предпосылкой ориентировки в окружающей среде. »зучение времени и пространства биосистемы - одно из важнейших направлений современной теоретической биологии - хронотопобиологии [7].

ƒостижение высоких спортивных результатов в различных видах спорта во многом зависит от развити€ координационных способностей, неотъемлемые составл€ющие которых - способности к дифференцированию, воспроизведению и отмериванию пространственных и временных параметров, изменению положени€ тела в пространстве и времени [5]. ’ронобиологические особенности воспри€ти€ времени и пространства, на наш взгл€д, - один из ведущих факторов, лимитирующих успешность спортивной де€тельности, а их исследование и совершенствование у спортсменов различных видов спорта - эффективный путь повышени€ результативности и спортивного совершенствовани€ спортсменов.

÷елью исследовани€ стало изучение хронобиологических особенностей точности воспри€ти€ времени и пространства у спортсменов, специализирующихс€ в различных видах спорта и имеющих разный уровень двигательной активности.

ћетоды и организаци€ исследовани€. ¬сего в исследовании прин€ли участие 910 человек: спортсмены, специализирующиес€ в различных видах спорта (579), лица, занимающиес€ физической культурой (133), и не занимающиес€ спортом (198). »сследование точности воспри€ти€ времени и пространства осуществл€лось с помощью специально разработанной методики, котора€ включала задани€ на оценивание и отмеривание временных и пространственных интервалов [2]. ƒл€ оценки воспри€ти€ времени человеком как личностью использован социально-перцептивный интуитивный тест, дл€ изучени€ дифференциальных характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне "быстро-медленно" - тест социально-интуитивной перцепции динамики поведени€ [3]. —татистическа€ обработка данных заключалась в расчете коэффициентов парных коррел€ций и достоверности различий по критерию T-Cтьюдента и F-‘ишера.

–езультаты исследовани € и их обсуждение. »сследование точности воспри€ти€ времени и пространства у спортсменов, специализирующихс€ в видах спорта с различной структурой движений (см. таблицу), показало, что тесты на оценивание и отмеривание временных интервалов, отражающие величину индивидуального масштаба времени, наиболее точно выполн€ли спортсмены, специализирующиес€ в хоккее, боксе, восточных единоборствах, велоспорте и шейпинге. Ќаибольшие ошибки при воспри€тии времени допускали пловцы, футболисты, т€желоатлеты, лыжники и занимающиес€ физической культурой. ¬ тестах на воспри€тие пространства более точные результаты отмечены у пловцов, гимнастов, хоккеистов, баскетболистов и волейболистов. Ћыжники и т€желоатлеты допускали наибольшие ошибки в тестах как на оценивание, так и на отмеривание пространства.

—ледовательно, индивидуальное врем€ и пространство спортсменов ситуационных видов спорта более точно отражают физическое врем€ по сравнению с таковыми у спортсменов циклических (лыжи) и ациклических (т€жела€ атлетика) видов.

¬еличина ошибки (%), допущенной при оценивании и отмеривании времени и пространства, у спортсменов, занимающихс€ различным и видами спорта

¬иды спорта ¬рем€ ѕространство
оценивание отмеривание оценивание отмеривание
Ѕаскетбол, волейбол 14,2±21,4 0,89±12,8 -0,05±10,4 -4,97±13,2
‘утбол 13,5±14,5 -6,07±17,8 17,5±16,8 -4,8±9,4
’оккей 3,37±19,02 1,68±18,2 1,68±18,2 1,68±18,2
Ѕокс, восточные единоборства 5,46±7,16 -0,95±7,8 -1,4±8,2 -9,8±13,9
Ѕорьба 31,5±35,7 -7,7±14,67 1,59±5,2 7,29±9,07
√имнастика 5,09±11,1 -6,5±8,5 -3,6±8,86 1,89±6,72
“€жела€ атлетика 4,27±13,48 -14,4±20,5 8,7±7,4 13,7±12,9
ѕлавание 13,2±12,1 -3,87±23,4 0,15±4,4 3,8±5,8
Ћыжные гонки 12,4±14,58 3,3±6,9 22,5±15,37 -19,48±8,7
¬елоспорт 7,46±13,98 -0,4±7,7 2,42±5,4 -4,4±12,06
Ўейпинг 1,03±17,9 -10,4±33,06 11,3±18,46 -0,78±7,56
“уризм 6,55±16,0 -2,27±6,5 0,92±7,2 5,8±7,5
‘изическа€ культура 13,5±33,5 -1,64±10,12 1,45±6,7 -4,35±4,7

ƒл€ изучени€ точности воспри€ти€ времени и пространства у лиц с различным уровнем двигательной активности (ƒј) часть обследованных была разделена на 5 групп: от первой к п€той группе уровень ƒј снижалс€.   первой группе отнесены спортсмены высокой квалификации с наибольшим уровнем ƒј (n=263), ко второй - спортсмены массовых разр€дов (n=147), к третьей - лица, занимающиес€ физической культурой (n=122), к четвертой - бывшие спортсмены (n=101) и к п€той - не занимающиес€ спортом (n=97). –езультаты исследовани€ показали, что уровень ƒј вли€ет на особенности воспри€ти€ времени и пространства. Ќаиболее коротка€ индивидуальна€ минута (»ћ) (57,5±0,74 с) отмечена в п€той группе (р<0,01), у них же вы€влена наибольша€ (5,15%) величина ошибки при ее воспроизведении (р<0,01) (см. рисунок).

¬ первой и второй группах величина »ћ почти соответствовала астрономической (59,6±0,2 и 60,19±0,3 с), а лица третьей и четвертой групп одинаково определ€ли длительность »ћ (60,61±0,33 с). »сследование воспри€ти€ пространства вы€вило тенденцию к более точному оцениванию пространства у лиц второй группы и более точному его отмериванию у лиц четвертой и п€той групп. јнализ воспри€ти€ времени человеком как личностью, показал, что по мере повышени€ уровн€ ƒј
отдаетс€ больше предпочтений "быстрым" лицам и чаще отвергаютс€ "медленные" (р<0,05), а также повышаетс€ точность перцепции времени поведенческих реакций в диапазоне "быстро-медленно" (р<0,05).

“аким образом, особенности воспри€ти€ времени и пространства у спортсменов завис€т от характера де€тельности в избранном виде спорта. —портсмены ситуационных видов спорта характеризуютс€ более точным воспри€тием временных и пространственных параметров по сравнению с таковыми у представителей циклических и ациклических видов спорта. ”ровень ƒј также оказывает существенное вли€ние: по мере увеличени€ ƒј повышаютс€ точность воспри€ти€ времени и точность перцепции динамики поведени€ в диапазоне "быстро-медленно".

¬еличина ошибок (в %), допущенных при воспроизведении »ћ, оценивании и отмеривании пространства у лиц с разной ƒј (ось y - уровни ƒј)

—писок литературы

1.  аган ћ.—. ¬рем€ как философска€ проблема // ¬опросы философии. 1982, є 1, с.117 - 124.

2.  ор€гина ё.¬., “ристан ¬.√. ¬оспри€тие времени и пространства как критерий адаптоспособности человека к различной двигательной активности // Ќаучные труды: ≈жегодник. - ќмск: —иб√ј‘ , 2001, с. 132 - 136.

3.  узнецов ќ.Ќ. , Ћебедев ј.¬., Ћебедев ¬.». и др. —оциально-перцептивный интуитивный тест и его применение // ѕсихологический журнал. 1986, т. 7, є 1, с. 124 - 135.

4. ћоисеева Ќ.».,  араулова Ќ.»., ѕанюшкина —.¬. и др. ¬оспри€тие времени человеком и его роль в спортивной де€тельности. - “ашкент: ћедицина, 1985. -158 с.

5. ѕетров ј.ћ. ћозг и движение. - ћ.: изд-во ¬ѕ , 1997. - 300 с.

6. ѕригожин ». ќт существующего к возникающему. ¬рем€ и сложность в физических науках. - ћ.: Ќаука, 1985. - 327 с.

7. –оманов ё.ј. ’ронотопобиологи€ как одно из важнейших направлений современной теоретической биологии // ’ронобиологи€ и хрономедицина. - ћ.: “риада-’, 2000, с. 5 - 15.

8. –убинштейн —.Ћ. ќсновы общей психологии. - —ѕб.: ѕитер  ом, 1999. - 720 с.

9. ÷уканов Ѕ.». јнализ ошибки воспри€ти€ длительности // ¬опросы психологии. 1985, є 3, с.149 - 154.

10. яковлев ¬.ѕ. —оциальное врем€. - –остов -н/ƒ: изд-во –√”. - 1980. - 160 с.


 андидат биологических наук, доцент ё.¬.  ор€гина —ибирска€ государственна€ академи€ физической культуры, ќмск јктуальность. ѕон€ти€ времени и пространства относ€тс€ к основополагающим пон€ти€м науки и культуры. ¬ насто€щее врем€ развиваютс€ фил

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

Ётнопедагогические услови€ использовани€ игр и сост€заний традиционного физического воспитани€
»спользование условий искусственно созданной скальной и ледовой сред в физической и технической подготовке
ќ возможности использовани€ народной игры "русска€ лапта" как средства физического и нравственного оздоровлени€
»сследование реакции сердечно-сосудистой системы на использование различных циклических средств подготовки
ѕедагогическое обеспечение формировани€ здорового образа жизни студента
»громоделирование в системе повышени€ квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейс€ молодежи
ƒвигательные возможности человека: методологические аспекты развити€, сохранени€ и восстановлени€
јкмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту
 риотерапи€ и ее сочетани€ с другими физическими факторами
ћинимизаци€ рисков в ходе зан€тий физическими упражнени€ми со школьниками

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru