Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сследование развити€ силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме ƒипломной работы

‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ≈ ј√≈Ќ—“¬ќ ѕќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»ё

—“ј¬–ќѕќЋ№— »… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… ”Ќ»¬≈–—»“≈“

‘ј ”Ћ№“≈“ ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ

 афедра гимнастики

”тверждена приказом по университет󆆆†††††††††††††††††††††††††††††††††††† ƒопущена к защите

от____________________є_________†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Ђ____ї_____________200_г

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† «ав.кафедрой гимнастики

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† доц. яцынин ј.».

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† _______________________

¬џѕ”— Ќјя  ¬јЋ»‘» ј÷»ќЌЌјя –јЅќ“ј

»сследование развити€ силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики

–ецензенты:††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ¬ыполнил:

______________________†††††††††††††††††††††††††††††††††† ёрлов јндре醆††††† ____________________†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† —ергеевич

ƒата защиты†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† студент 4 курса, группы Ѕ,

Ђ_____ї__________200_г.††††††††††††††††††††††††††††††††††† специальность ‘ и—,

ќценка________________†††††††††††††††††††††††††††††††††† очной формы обучени€.

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Ќаучный руководитель:†††††††

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ст. препод. “итаренко ≈.¬.

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††  онсультант:

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ______________________

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ______________________

—таврополь, 2005г.

—одержание.

†¬ведение ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ3

√лава 1. »сследование состо€ни€ вопроса. ЕЕ.ЕЕЕЕЕЕЕЕ.. ЕЕ6

1.1.     Ќекоторые научно-теоретические основы развити€ силыЕЕЕЕЕЕ6

1.2.     ¬озрастные особенности силовой подготовки. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.9

1.3.     »стори€ развити€ атлетической гимнастики. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..11

1.4.††† ћетодика развити€ силы у старших школьников. ЕЕЕЕЕЕЕЕ..16

1.5.     Ќаправленность атлетической гимнастики† и еЄ вли€ние на развитие силы у старших школьниковЕЕЕЕЕЕЕЕЕ...ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.19

√лава 2. ћетоды† и организаци€ исследовани€. ЕЕЕЕ.ЕЕЕЕЕЕ27

2.1. ћетоды† исследовани€. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.27

2.2. ќрганизаци€ исследовани€. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..27

√лава 3.† ќбобщение теоретического материала. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ28

¬ыводы. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ30

Ћитература. ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..31


¬ведение

јктуальность. ѕроблема базовой силовой подготовки школьников и учащейс€ молодежи представл€ет в насто≠€щее врем€ особый интерес в св€зи с выраженными изменени€ми социальных, экологических и эко≠номических условий жизни общества. ќднако разработка основополагающих методических реко≠мендаций по широкому использованию различных методов базовой физической подготовки, начи≠на€ с первого класса, сдерживаетс€ дефицитом научных исследований. ¬ этой св€зи изучение воз≠растной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучени€ представл€ет, по мнению —.¬. Ќоваковского, Ћ.—. ƒворкина, —. ¬. —тепанова (2002) , как научный, так и практический интерес. Ёто позвол€ет вы€вить педагоги≠ческие и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе бо≠лее объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического вос≠питани€.ќсновной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведени€ о специфичности силы мышц, €вл€ющиес€ важнейшим фактором всестороннего физического развити€ человека в онтогенезе [1, 2, 4, 5, 7, 8,10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

—ила - основополагающее физическое качество человека. ≈е можно развивать с использованием различных средств. Ќо, как показали многочисленные исследовани€, наиболее эффективно она поддаетс€ тренировке, когда примен€ютс€ от€гощени€, причем от€гощени€ дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [8, 9, 11, 16, 17,]. ¬месте с тем нет единого мнени€ относительно использовани€ от€гощений дл€ тренировки силы, особенно в детском и подростковом возрасте. –€д авторов считают нецелесообразным использовать любые от€гощени€ в этих возрастных периодах [9,11,20]. ≈сть мнени€, что дозированные от€гощени€ могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейс€ молодежи [9,18, 20 и др.].

ќднако проблема, по† мнению многих авторов, состоит не только в том, можно или нельз€ давать тому или иному юному атлету те или иные от€гощени€. ≈сли будет получен ответ на вопрос: " ак надо тренировать спортсмена, примен€€ те или иные от€гощени€ без ущерба дл€ здоровь€?", то зан€ти€ с т€жест€ми могут использовать практически все здоровые люди без ограничений. ¬едь т€жесть - это и 500 г, и 5 кг, и 100 кг [15, 16, 18]. Ћюбой двигательный акт человека сопр€жен с про€влением различных физических качеств. „тобы атлету подн€ть от€гощение даже среднего веса, ему необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. —ледовательно, развивать силу невозможно без попутного развити€ практически всех физических качеств человека [2,5,12, 14].

Ќа этой основе стало возможным углубить и расширить методологию силовой подготовки учащихс€ 1-10-х классов, а также конкретизировать систему многолетней тренировки детей и подростков в силовых видах спорта. ¬се это в полной мере соответствует концепции развити€ отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитани€ подрастающего поколени€ с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе [5, 13].

¬ программе по физическому воспитанию учащихс€1-11-х классов 1993 года в содержании уроков физкультуры предусмотрено выполнение двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной) [8]. —огласно данной программе освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо дл€ каждого ученика с 1-го по 11-й класс. Ѕазовый компонент, иначе называемый €дром, по мнению ¬.». Ћ€ха, Ћ.Ѕ.  офмана, √.Ѕ. ћейксона, составл€ет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

¬месте с тем в этом базовом компоненте программы по физическому воспитанию учащихс€ силовой подготовке удел€етс€ исключительно мало внимани€ и она не €вл€етс€ основополагающей. ¬ этом мы видим недостаток данной программы. —оздание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.

√ипотеза исследовани€ Ц† ”ровень развити€ физического качества силы будет повышатьс€ более эффективно если в процесс общей физической подготовки применить систему зан€тий с от€гощени€ми оптимального веса

ќбъект исследовани€ Ц†† силова€ подготовка старших школьников.

ѕредмет исследовани€ Ц совершенствование силовой подготовки старших школьников средствами атлетической гимнастики.††

÷ель исследовани€ Ц на основании анализа† литературы обосновать† актуальность совершенствовани€ силовой подготовки старших школьников средствами атлетической гимнастики.

«адачи исследовани€:

1. “еоретически обосновать† проблему развити€ силы† старших школьников, средствами атлетической гимнастики:

-    рассмотреть современные аспекты силовой подготовки подрастающего поколени€;

-    вы€вить особенности развити€ силы в подростковом возрасте.

Ќовизна и практическа€ значимость заключаетс€ в† целенаправленном, систематическом† использовании средств атлетической гимнастики со старшими школьниками, дл€ разностороннего вли€ни€ на организм занимающихс€ и целенаправленного развити€ их силовых качеств.

†††


√лава 1.† »сследование состо€ни€ вопроса

1.1. Ќекоторые научно-теоретические основы развити€ силы

—ила €вл€етс€ основополагающим физическим качеством человека. » самое замечательное в ха≠рактеристике силы (согласно законам движени€ Ќьютона) - это их точна€ количественна€ форма оцен≠ки. ¬ этой св€зи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодей≠ствие измер€ть.  оличественна€ мера воздействи€ тел друг на друга называетс€ в механике силой.

≈сли в механике сила - количественный показатель, то в физиологии пон€тие сила мышц, буду≠чи количественной мерой, принимает качественную информативность. ƒвигательные акты челове≠ка характеризуютс€ целым р€дом качественных про€влений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Ёти стороны моторного акта всегда в той или иной сте≠пени взаимосв€заны друг с другом. ќднако в педагогической практике этот фактор нередко мало кого волнует. Ќапример, по выполнению таких тестов, как подт€гивание на перекладине или сгиба≠ние и разгибание рук в упоре лежа суд€т не об уровне силовой выносливости, а о силе человека.

 ачественные стороны двигательной активности человека про€вл€ютс€ в совершенствовании регул€ции де€тельности мышц и вегетативных органов. ѕри кратковременных, скоростных и сило≠вых движени€х преимущественное значение принадлежит улучшению регул€ции де€тельности не≠рвно-мышечной системы. ѕри более длительной работе, нар€ду с совершенствованием двигатель≠ных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций [1, 3, 6, 7]. Ќо важнейша€ роль в улучшении физиологической регул€ции функции организма, обус≠ловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных св€зей, обеспечивающих улучше≠ние функций организма при мышечных напр€жени€х [6, 8, 9].

–азвитие мышечной силы тесно св€зано с возникновением в результате упражнений морфологичес≠ких, биохимических и физиологических изменений. Ѕиологические факторы, оказывающие вли€ние на мышечную силу, весьма многообразны. —ложный характер имеет вли€ние на силу мышц-агонистов на≠пр€жение их антагонистов. »звестно, что раст€нута€ (в известных пределах) мышца развивает боль≠шее напр€жение, чем нераст€нута€. ¬ этом отношении раст€гивание мышц при де€тельности их анта≠гонистов способствует увеличению степени напр€жени€ в некоторых случа€х в два-три раза [б]. — другой стороны, при совместной работе противоположных мышечных групп часть развиваемой силы мышц-агонистов идет на преодоление сопротивлени€ антагонистов. ¬следствие этого при одновременной и длительной де€тельности таких мышц раст€гивание приводит к увеличению силовой выносливости, преодоление же противодействи€ антагонистов Ч к еЄ уменьшению.

Ќаиболее существенным механизмом, обуславливающим про€вление значительной мышечной силы, €вл€етс€ способность человека к максимальной мобилизации моторных, функциональных еди≠ниц в мышцах-агонистах, осуществл€ющих данный двигательный акт (посредством концентрации нервных центров). Ёта способность концентрации нервных центров (к максимальным волевым уси≠ли€м) и €вл€етс€ предметом тренировки т€желоатлетов, гимнастов, акробатов, а также и в атлетической гимнастике. „ем больше возбуждаетс€ моторных единиц в минимальное врем€, тем сильнее, при прочих равных услови€х, сокращаетс€ мышца. ¬ зависимости от степени мобилизации моторных, функциональных единиц в мышцах-агонистах и регул€ции одновременной де€тельности мышц-антагонистов и зависит вели≠чина про€влени€ максимальной силы человека.

ѕри статических напр€жени€х механизм нервно-мышечной регул€ции силовых про€влений име≠ет некоторые отличительные особенности. »меютс€ данные, позвол€ющие говорить о положитель≠ной роли дл€ развити€ силы так называемых изометрических напр€жений. ¬ основном такие на≠пр€жени€ предлагаютс€ выполн€ть длительностью 5-6 с. Ќаиболее ценно в этом методе то, что во врем€ выполнени€ упражнени€ статического характера с такой длительностью охватываютс€ прак≠тически все основные мышечные группы.

ќднако, по мнению Ћ.—.ƒворкина, дл€ развити€ силы, например, в детском и подростковом возрасте наиболее доступны статические напр€жени€ локального воздействи€, которые выполн€ютс€ с на≠пр€жением от 30 до 50%, от максимального усили€ до отказа. ¬ тренировочной практике стати≠ческие напр€жени€, надо признать, не получили широкого распространени€, а если и используютс€, то в качестве средства общефизической подготовки. ѕри статических напр€жени€х и динамичес≠кой работе происходит формирование различных структур движени€. —татические усили€, требую≠щие большой силы, в спорте и трудовой де€тельности востребованы относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов. ¬следствие этого изометричес≠кие способы упражнений многими авторами рекомендуютс€ использовать лишь как элемент в сис≠теме спортивной тренировки, основу которой составл€ют динамические упражнени€. „аще приме≠н€етс€ сочетание динамических и альтернативных им статических упражнений.

Ёто св€зано с тем, что между способностью про€вл€ть силу при медленных движени€х или ста≠тических напр€жени€х и способностью про€вл€ть ее быстро при скоростно-силовых движени€х нет четкой св€зи. ¬следствие этого мышечна€ сила, приобретаема€ путем тренировки в статических усили€х, не всегда может быть надлежащим образом использована при динамической работе. ѕри статических усили€х с максимальным напр€жением формируютс€ временные св€зи дл€ програм≠мировани€ максимальной мобилизации двигательных единиц в соответствующих мышцах. ѕри ди≠намической же работе большей частью требуетс€ возбуждение только части этих единиц, так как в ней участвуют меньшее количество мышечных групп [2, 4, 5].

»так, сила €вл€етс€ основополагающим физическим качеством человека. ≈е можно развивать с использованием различных средств. Ќо, как показали многочисленные исследовани€, наиболее эф≠фективно она поддаетс€ тренировке, когда примен€ютс€ от€гощени€, причем от€гощени€ дозирован≠ные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета.  аждое силовое упражнение характеризуетс€ определенными физиологическими особенност€ми и оказывает то или иное специ≠фическое воздействие на организм. ѕри выполнении максимальных силовых усилий в сократитель≠ный акт кратковременно вовлекаютс€ большое число двигательных мышечных единиц. ћощные со≠кращени€ мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма.

1.2. »стори€ развити€ атлетической гимнастики

јтлетическую гимнастику, как систему упражнений с от€гощени€ми упражнени€ с т€желыми предметами еще в 1” веке до нашей эры отно≠сили к естественным движени€м. ¬ соревновани€х этого периода при≠нимали участие только те атлеты, кто мог подн€ть массивный груз, лежавший на главной площади јфин. ƒревние римл€не разработали и специальные упражнени€ с предметами дл€ развити€ мускулатуры, со≠чета€ их с гимнастическими и акробатическими элементами.

ƒревние медики (11-1 век до нашей эры) впервые отметили и лечебные свойства силовых упражнений дл€ разработки суставов, ре≠гулировани€ дыхани€, укреплени€ ослабленных мышц. ¬ руководстве дл€ студентов-медиков и врачей предлагалось использование в оздорови тельных цел€х движений тела с от€гощением.

¬ период, относ€щийс€ к окончанию XIX и началу XX веков, на≠чинают издаватьс€ многочисленные пособи€, в которых описывались системы развити€ тех или иных мышечных групп с использованием гирь различного веса, гантелей, ут€желенных палок. јвторы и издатели, дава€ громкие и эффектные названи€ своим книгам и брошюры: "¬ер≠нейшее средство дл€ накачки мышц", "—екреты грации и из€щества", - гарантировали мгновенный успех.

¬ этот период возникает особый интерес к сильным люд€м, име≠ющим гипертрофированную мускулатуру, способным на цирковой арене демонстрировать публике раздутые "шары-бицепсы".

¬скоре на арену вышли действительно сильные борцы, гиревики, разрыватели цепей и подниматели т€жестей. —тали проводитьс€ много≠численные чемпионаты борцов и гиревиков, позволившие познакомитьс€ с истинно крепкими, сильными атлетами. Ќам хорошо известны имена »вана ѕоддубного, ѕетра  рылова, »вана «аикина, јлександра «асса, »вана Ћебедева и др.

«арождение атлетической гимнастики в –оссии как системы упражнений с от€гощени€ми ради укреплени€ здоровь€, исправлени€ недостатков телосложени€ и осанки св€зано с именем врача  раевого го ¬.ћ. ¬ 1885 году в ѕетербурге им был организован " ружок люби≠телей атлетики", который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнени€ми дл€ рук, ног и туловища, с использованием зака≠ливающих процедур.

—пуст€ 12 лет открываетс€ ѕетербургское атлетическое общество, реорганизованное в 1898 г. в ѕетербургское велосипедно-атлетическое общество. ѕомимо мужских соревнований по силовому спорту, в –оссии стали проводитьс€ и женские чемпионаты. ”читыва€ большой интерес народа к силовому спорту, стал издаватьс€ двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта "√еркулес", девизом которого был актуальный и сегодн€ призыв: " аждый человек может и должен быть сильным". ¬ 1903 г. выходит книга российского атлета ≈вгени€ —андова "“елостроительство", в которой описывались упраж≠нени€ с гантел€ми, выполненные по принципу постепенного возраста≠ни€ нагрузки.

¬ последующие годы, годы после революции, атлетическа€ гим≠настика по-прежнему считаетс€ важным средством физической культуры;

ќдин из самых известных де€телей спортивной науки профессор ».ћ.„еркизов - —ераини писал: "јтлетическа€ гимнастика - это одно из наиболее эффектных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. ќбилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки делает это важное средство оздоровлени€ доступным дл€ людей всех возрастов. ј эстетическа€ сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству",

«наменитый исследователь русского €зыка ¬.». ƒаль в "“олковом словаре† живого великорусского €зыка" записал: "јтлет - здоров€к, силач, богатырь..." Ёто предопредел€ет направленность зан€тий атлетической гимнастикой: в первую очередь должны решатьс€ задачи по обеспечению здоровь€, а уже потом - сила и телосложение.

јтлетическую гимнастику в нашей стране сегодн€ можно условно разделить на два направлени€ - массово-оздоровительное и спортивное, каждое из которых имеет свои характерные черты и особенности.

1.3. ¬озрастные особенности развити€ силы старшеклассников

† ”же в школьном возрасте начинаетс€ спортивна€ тренировка, котора€ оказывает вли€ние на рост и развитие ребенка. —ледует учитывать, что рост и развитие организма, про≠должающиес€ до 20Ч25 лет, происход€т неравномерно, с замедлением темпа с 14Ч16 лет.

”величение веса и роста у девочек отчетливо замедл€≠етс€ начина€ с 14Ч15 лет. ” мальчиков аналогичные сдви≠ги наблюдаютс€ несколько позже. ѕропорции между раз≠витием частей тела измен€ютс€.

ѕодростки, у которых бурно протекает процесс полово≠го созревани€, характеризуютс€ значительным увеличе≠нием роста и меньшим приростом поперечных размеров тела. ¬ этот период разница между окружностью грудной клетки и половиной роста (показатель Ёрисмана) оказы≠ваетс€ величиной отрицательной (период Ђфизиологическо≠го слабогруди€ї). ¬ дальнейшем, в процессе завершени€ полового созревани€, происходит усиленный рост тела в ширину, завершаетс€ окостенение частей скелета. ”вели≠чиваетс€ масса и поперечное сечение скелетной мускула≠туры.

ѕостепенно происходит развитие систем дыхани€ и кро≠вообращени€. Ќеобходимо учесть типичное дл€ современ≠ной молодежи ускорение, так называемую акселерацию, физического развити€. ¬следствие улучшени€ условий жизни и воспитани€, а также в результате действи€ многих факторов современной цивилизации рост и развитие орга≠низма происход€т сейчас быстрее, чем в прошлые дес€ти≠лети€. ƒети и подростки развиваютс€ в среднем на 1Ч2 го≠да быстрее, чем в прошлые дес€тилети€. Ќаиболее выраженна€ акселераци€ физического развити€ начинаетс€ с 10Ч12 лет, особенно выражена она в 16Ч 18 лет, т. е. в св€зи с началом и развитием полового созре≠вани€, когда услови€ современной жизни и система вос≠питани€ (в том числе и физического) сказываютс€ на дет€х с особой силой. ѕри этом само половое созревание возрастает. —остав крови у подростков под вли€нием спор≠тивных нагрузок значительно измен€етс€. ”величение числа эритроцитов происходит в св€зи с выходом части крови из кров€ного депо. ѕри чрезмерных нагрузках мо≠жет наблюдатьс€ распад эритроцитов (эритроцитолиз). ”величение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обыч≠но наблюдаетс€ при спортивных упражнени€х. ¬ случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа.

“ренировка приводит у детей школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменени€м внутрен≠них органов. Ёто в первую очередь относитс€ к сердцу, по≠скольку к этому важнейшему органу спортивна€ де€тель≠ность предъ€вл€ет особенно высокие требовани€. ¬ резуль≠тате тренировки увеличиваютс€ размеры сердца†

—портивна€ де€тельность детей требует высокого уровн€ функций вегетативных систем. Ётот уро≠вень тем выше, чем значительнее расход энергии вызыва≠ют те или иные физические упражнени€.

”величенный расход энергии у детей св€зан с тем, что поверхность тела детей относительно велика по сравнению с его массой.

ѕри одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышаетс€ обмен веществ. Ёто объ€сн€етс€ не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков.

¬ растущих трубчатых кост€х в эпифизарных хр€щах и в межпозвоночных дисках уже к 14Ч16 годам по€вл€ютс€ зоны окостенени€, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам.  онтуры позвоночника с вып€чива≠нием назад (кифозом) в грудном отделе и с изгибом впе≠ред (лордозом) в шейном и в по€сничном отделах форми≠руютс€ уже к 7-летнему возрасту. ќднако эти контуры оказываютс€ нестойкими вплоть до старшего школьного возраста (до 16 лет). ѕоэтому до 15Ч16 лет еще возможно активное вли€ние на улучшение осанки школьников.

” детей отмечаетс€ высока€ эластичность мышц и св€зочно-суставного аппарата. ѕо мере роста и развити€ мы≠шечной системы, увеличени€ поперечного сечени€ мышц повышаетс€ их сила и способность к концентрации усилий. “ренировка отчетливо сказываетс€ на топографии мышеч≠ной силы и на абсолютном ее увеличении. Ќа развитие си≠лы тех или иных мышечных групп значительное вли€ние оказывает спортивна€ специализаци€, а также (и более всего) методика спортивной тренировки.

ќсобого внимани€ требует развитие функции правой и левой руки.

 ак известно, у наибольшего числа детей права€ рука лучше развита по сравнению с левой, что обычно объ≠€сн€етс€ многовековым развитием, а также некоторыми анатомическими предпосылками: асимметричным располо≠жением внутренних органов Ч печени справа, сердца сле≠ва и т. д.

—ущественное значение наследственности в развитии праворукости легко доказываетс€ наличием детей, родив≠шихс€ с выраженной тенденцией к леворукости. ¬месте с тем внимание тренера-педагога всегда привлекает возмож≠ность вли€ть в процессе спортивной тренировки па равно≠стороннее формирование функций правой и левой руки. Ѕольшинство маленьких детей до 2Ч3 лет обычно одинако≠во владеют правой и левой руками, а затем они постепенно переключаютс€ на преимущественное использование пра≠вой руки.

Ѕольшое вли€ние на развитие функций рук оказывают физические упражнени€ (особенно упражнений с от€гощени€ми).†††

¬ процессе спортивной тренировки совершенствуетс€ нервна€ регул€ци€ функций.† «аслуживает быстрое развитие остроты мышечного чувства у школьников, особенно до 13Ч14 лет, к этому времени достигает высокого совершенства способность ориентиро≠ватьс€ в пространстве, обостр€етс€ чувство темпа движений, ощущение рассто€ни€, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры.†

† —ила и выносливость при двигательной де€тельности продолжают улучшатьс€ до 20 лет и позже. ¬ысока€ пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. ћногие дети и подростки быстро добиваютс€ относительно высоких спортивных достижений. ¬месте с тем у детей сравнительно легко возникает иррадиаци€ (распро≠странение) возбуждени€ в центральной нервной системе, поэтому во врем€ обучени€ движени€м надо создавать спокойные услови€.

” детей школьного возраста имеютс€ все необходимые биологические предпосылки дл€ успешного освоени€ сложнокоординированных движений. »сследование способнос≠ти синхронизировать движени€ различными сегментами верхних и нижних конечностей показали высокие возмож≠ности сочетаний разнообразных движений детьми школь≠ного возраста, не уступающих по уровню взрослым лю≠д€м (Ѕлохин, √андельсман, 1969). Ётим объ€сн€ютс€ вы≠сокие спортивные достижени€ школьников в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивна€ гим≠настика, прыжки в воду, и др.

ѕри изучении начальной фазы работы оказалось, что у детей врабатывание, т. е. переход от поко€ к максимальной де€тельности, происходит быстрее, чем у взрослых. —вое≠образно протекает процесс утомлени€, который прежде всего €вл€етс€ результатом изменений в центральной нерв≠ной системе. «амечено, что субъективное про€вление утом≠лени€ Ч усталость у детей Ч выражено не€рко при поло≠жительном эмоциональном фоне. ≈сли учитывать возрастные особенности детей и использовать кратковременные на≠грузки с достаточно большими паузами отдыха, то можно поддерживать работоспособность у детей довольно дли≠тельное врем€.

ћонотонные движени€ вызывают быстрое утомление.

ќднако следует учитывать серьезную опасность в тех случа€х, когда дети выполн€ют физические нагрузки боль≠шой интенсивности и длительности, предъ€вл€ющие к их организму предельно высокие требовани€. ѕод вли€нием положительных эмоций работоспособность может быть еще более высокой при критических сдвигах функций организ≠ма детей, а чувство усталости оказываетс€ маловыражен≠ным. ѕри этом легко возникает перетренировка, которую можно рассматривать как нарушение баланса нервных процессов, как невроз, св€занный с нерациональными за≠н€ти€ми спортом ( рестовников, 1951). ќсобое внимание дозировке нагрузок следует удел€ть в начальной фазе пе≠риода полового созревани€, когда особенно высока возбуди≠мость и реактивность центральной нервной системы детей (“уминский и др., 1959; —мирнов, 1959;  ольцова, 1969, и др.). ¬ этот период предстартовые реакции выражены больше всего на эмоционально насыщенные упражнени€. ¬не эмоционального фона условные раздражители, св€зан≠ные с мышечной работой, у подростков могут вызывать меньшие сдвиги, чем у взрослых.

¬ начальной фазе полового созревани€ наблюдаетс€ по≠вышенна€ функци€ желез внутренней секреции, особенно половых желез, и по€вл€ютс€ вторичные половые призна≠ки. ¬ это врем€ темп физического развити€ может значи≠тельно ускор€тьс€, возникают временные диспропорции в соотношении длины и ширины тела, длины дог и тулови≠ща и т. д.

—убъективное стремление подростков к рекордным до≠стижени€м при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапр€жени€. ќсобенно велика эта опасность при не усто€вшемс€ балансе между работой различных желез внутренней секреции. “ак, на≠пример, даже небольшое усиление функции щитовидной железы (гипертиреоз) может оказать неблагопри€тное вли€ние на способность детей переносить большие физические нагрузки.

Ќо между тем силова€ подготовка с применением дозированных от€гощении укрепл€ет св€зки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13,18,19].

Ќаиболее благопри€тным временем дл€ приобретени€ двигательных на≠выков в силовой подготовке (например, при подъЄме т€жестей), как показали исследовани€ многих авторов, €вл€етс€ подростковый и юношеский возраст [11,17 и др.].

ƒозированные силовые нагрузки динамического характера не вли€ют от≠рицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. —иловые упражнени€ с т€жест€ми в юном воз≠расте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений, а силова€ подготовка с применением дозированных от€гощении укрепл€ет св€зки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13,18,19,20].

1.4. ћетодика развити€ силы у старших школьников

—пециальна€, собственно силова€ подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. ¬ младшем и среднем школьном возрасте развитие силы должно осуществл€тьс€ в плане укре≠плени€ основных мышечных групп(..). ¬едущим и основным мето≠дом развити€ силы у школьников (включа€ и юношей) €вл€етс€ метод, основанный на применении динамических упражнений. —татические (изометрические) упражнени€ должны служить лишь дополнением к ним.

¬о врем€ зан€тий с детьми и подростками преимущественно примен€ют упражнени€ с от€гощением весом собственного тела.

— возрастом учащихс€ увеличиваетс€ роль упражнений с внешним сопротивлением. ¬ качестве от€гощени€ примен€ют набивные м€чи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, сопротивление партнера; юношам можно рекомендовать гири, штангу. Ёффект применени€ силовых упражнений зависит от рационального распределени€ нагрузки на каждом зан€тии, от зан€ти€ к зан€тию, а также от правильного выбора веса от€го≠щени€.

Ќа зан€ти€х с детьми и подростками надо использовать пре≠имущественно такой вес, который может быть подн€т занимаю≠щимис€ 15Ч20 раз подр€д. »сход€ из этого, нужно подбирать и вес от€гощении. ”пражнени€ с большим от€гощением вред≠ны дл€ детей и подростков. ¬о врем€ зан€тий с ними недопу≠стимы длительные односторонние напр€жени€, нельз€ также злоупотребл€ть статическими усили€ми. ƒети и подростки, выполн€€ силовые упражнени€, не должны доводить мышцы до предельного утомлени€.

¬ юношеском возрасте целесообразно примен€ть более зна≠чительные нагрузки. Ќаиболее эффективными силовыми упра≠жнени€ми дл€ хорошо подготовленных юношей €вл€ютс€ такие, которые могут быть выполнены 6Ч10 раз подр€д. ѕри дозиров≠ке упражнений с от€гощением важно учитывать подготовлен≠ность занимающихс€. ѕри слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз Ђдо отказаї. ¬ дальнейшем, по мере роста тренированности целесообразно на одном зан€тии выполн€ть каждое упражне≠ние Ђдо отказаї два и даже три раза.

¬о врем€ отдыха между очередными повторени€ми реко≠мендуетс€ проделать несколько упражнений на расслабление, которые полезно сочетать с легким самомассажем.

ѕримен€€ изометрические упражнени€ во врем€ зан€тий с хорошо подготовленными юношами надо стремитьс€ воздейство≠вать одновременно на большое число мышечных групп. Ёто обе≠спечивает гармоническое развитие мускулатуры. »зометриче≠ские упражнени€ дают наибольший эффект при постепенном нарастании напр€жени€.  аждое из таких упражнений целесо≠образно выполн€ть в течение 6Ч7 сек, постепенно увеличива€ напр€жение с таким расчетом, чтобы достичь максимума при≠мерно к четвертой секунде. ƒо и после каждого статического усили€ рекомендуетс€ выполнить несколько дыхательных упра≠жнений.

»з седа на гимнастической скамейке, коне или козле, ноги закреплены, наклоны назад с различными положени€ми рук и поворотами туловища.

’орошо подготовленным подросткам и юношам полезно выполн€ть пере≠численные упражнени€ с небольшим от€гощением.

 

”пражнени€ преимущественно дл€ мышц ног и таза.

–азличные виды ходьбы (на носках, п€тках, внешнем крае стопы). »з разных исходных положений (сто€ на одной ноге, сид€ и др.) сгибание и раз≠гибание стопы, круговые движени€ стопой внутрь и наружу. ѕоднимание на носки. ѕружин€щие покачивани€ на носках.

»з полуприседа перекатывание на ступн€х вправо и влево, круговые движени€ колен€ми. »з основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без помощи рук. »з стойки ноги скрестно, опуска€сь, сесть и возвратитьс€ в исходное положение без опоры руками о пол. »з раз≠ных исходных положений сгибание и разгибание ноги (ног), поднимание и опускание пр€мой ноги (ног), круговые движени€ ногой внутрь и наружу.

ѕриседани€ на носках и на всей стопе (ноги вместе и врозь). ѕружин€≠щие движени€ в приседе. ѕриседание на одной ноге с опорой и без опоры руками (подростки и юноши). ¬ыпады (вперед, назад, в сторону) на месте и с продвижением. ’одьба в полуприседе и приседе.

ѕрыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, скрестно), на одной ноге, чередование прыжков на одной и двух ногах, прыж≠ки в полуприседе и приседе.

”креплению мышц ног (особенно мышц бедра) и таза способствуют так≠же многие из перечисленных упражнений дл€ мышц туловища.

 

ѕарные упражнени€ (с партнером).

”пражнени€ преимущественно дл€ мышц рук и плечевого по€са.

—то€ лицом друг к другу и упира€сь ладон€ми о ладони партнера, попе≠ременное и одновременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

“о же, но один из партнеров лежит на спине (подростки и юноши).

»з разных исходных положений, держась за руки, движени€ руками впе≠ред, назад, в стороны, вверх, вниз, оказыва€ и преодолева€ сопротивление.

—гибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера (под≠ростки и юноши).

—то€ лицом друг к другу и держа гимнастическую палку перед собой на выт€нутых руках, перет€гивание друг друга, сгиба€ руки; поднимание, опу≠скание и выкручивание палки, преодолева€ сопротивление партнера.

”пражнени€ преимущественно дл€ мышц туловища и шеи.

»з разных исходных положений (сто€, лежа, сид€) сгибани€ и разгиба≠ни€ в тазобедренных суставах, преодолева€ сопротивление партнера. “о же, но партнер оказывает сопротивление, удержива€ выполн€ющего за шею.

”держание различных статических положений (наклон вперед прогнув≠шись, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вверх и лицом вниз, наклон в сторону, сед углом на полу и др.), пре≠одолева€ сопротивление партнера, создающего различные по характеру и на≠правлению дополнительные нагрузки.

”пражнени€ преимущественно дл€ мышц ног и таза.

»з разных исходных положений (сто€ на одной ноге, лежа на спине) сги≠бание и разгибание стопы, преодолева€ сопротивление партнера, удерживаю≠щего стопу руками. —ид€ лицом друг к другу, упира€сь стопами согнутых ног и держась за руки, не отпуска€ рук, поочередное и одновременное разги≠бание и сгибание ног, оказыва€ и преодолева€ сопротивление.

—то€ спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвра≠щение в исходное положение.

Ћежа на спине, полусогнутые ноги подн€ты, сгибание и разгибание ног в колен€х, преодолева€ вес партнера, опирающегос€ руками на стопы подн€тых вог (подростки и юноши).

—то€ на колен€х (партнер прижимает руками стопы к полу), наклоны вперед, увеличива€ угол между бедрами и голен€ми, и возвращение в исход≠ное положение

1.5.Ќаправленность атлетической гимнастики† и еЄ вли€ние на развитие силы у старших школьников.

Ќаправленность атлетической гимнастики можно отнести к одной из разновидностей гимнастики с преимущественным содержанием в зан€ти€х силовых упражнений с использованием стандарт≠ных гимнастических снар€дов, от€гощении, различных тренажеров. ќна направлена на укрепление здоровь€, достижение более высокого уровн€ общефизической† подготовленности подростков, молодежи и людей сред≠него возраста. ¬ этом смысле атлетическа€ гимнастика призвана су≠щественно изменить телосложение занимающихс€, формиру€ гармонично развитую атлетическую фигуру, способствовать развитию двигательной работоспособности, гибкости и ловкости.

–азносторонность зан€тий атлетической гимнастикой массово-оздоровительного направлени€ определ€етс€ включением в нее таких видов спортивной де€тельности, как бег, плавание, игры, которые за счет своей специфики оказывают благотворное вли€ние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма атлета. ѕомимо силовых упражнений с различного рода от€гощени€ми, упражнений на специаль≠ных тренажерах, €вл€ющимис€ дл€ атлетов спортивного направлени€ основными, атлетическа€ гимнастика массово-оздоровительного харак≠тера строитс€ на использовании комплексов, которые могут включать:

- силовые упражнени€ на гимнастических снар€дах (брусь€ , перекладина низка€ и высока€, брусь€ разной высоты, конь, кольца и др.);

- ќ–” с силовым акцентом без предмета и с предметами (скакал≠ки, гимнастические палки, набивные м€чи, гантели, резиновые жгуты и др.)

ѕодбира€ силовые упражнени€ дл€ составлени€ комплексов, сле≠дует руководствоватьс€ наиболее важным

-             во-первых, в нем об€затель≠но должны быть упражнени€ дл€ основных мышечных групп: дл€ мышц шеи, плечевого по€са и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног;

-             во-вторых, используемые в тренировке атлета силовые упражнен舆 должны учитывать три режима мышечной де€тельности:

†а) напр€жение мышц без изменени€ их длины (статический, изометрический режим), б) сокращение мышц с уменьшением их длины, в) увеличение длины мышц (уступающий режим).

ќб€зательным компонентом зан€тий атлетической гимнастикой €вл€≠ютс€ упражнени€ на гибкость, —пециальные упражнени€, св€занные с про€влением активной и пассивной гибкости, могут быть включены: в разминку, как средство подготовки суставов к возрастающей нагрузке;

в основную и заключительную части зан€ти€, как средство дополнитель≠ного развити€ и активного восстановлени€ мышц межцу подходами к си≠ловым задани€м. ƒл€ этих целей, как правило, упражнени€ выполн€ютс€ на полу, на снар€дах и с предметами. ¬се более активным становитс€ использование в зан€ти€х атлетической гимнастикой системы "стретчинг".

Х Ќельз€ забывать и о развитии выносливости, в особенности силовой выносливости, в значительной степени определ€ющей работо≠способность атлета. ≈сли силова€ выносливость будет расти по мере увеличени€ количества повторений собственно силовых упражнений, то улучшение† так называемой† общей выносливости будет происходить при использовании продолжительной работы умеренной мощности, включающей функционирование большей части мышц атлета (бег, плавание).

јтлетическа€ гимнастика, вз€в на вооружение средства основной гимнастики, получила прекрасную возможность дл€ совершенствовани€ ловкости, координации, скоростных качеств атлетов. ќсвоение техники большого количества упражнений на основных гимнастических снар€дах, в акробатике может в значительной степени обогатить содержание тренировки, сделав ее более интересной и увлекательной, предоставит возможность использовать в деле свою силу, гибкость и координацию. ѕричем, значительное количество гимнастических упражнений на снар€дах, св€занное с про€влением силы, имеет прикладный характер, что при случае† может найти свое применение в трудовой, бытовой или воен≠ной обстановке.

ѕрактика подготовки атлетов подсказывает, что тренировки в атлетической гимнастике должны об€зательно учитывать тип телосложени€ занимающихс€. “ак, дл€ человека атлетического сложени€ (мезоморфный тип) характерна хорошо выраженна€ мускулатура, он крепок и широк в плечах, силовые нагрузки хорошо воздействуют на развитие массы и рельефа мышц.

“онкокостный астеник (эктоморфный тип) представл€ет собой человека со слабой мускулатурой,† ему трудно наращивать силу и объемы мышц. „тобы добитьс€ хороших результатов в атлетической гимнастике, астеникам рекомендуетс€ повышать интенсивность нагрузки за счет уменьшени€ количества повторений и одновременно увеличени€ веса сна≠р€да. ѕри этом следует чаще чередовать силовые упражнени€ с упражне≠ни€ми на расслабление.

√иперстеник (андоморфный тип) имеет мощный кост€к и, как правило, рыхлую мускулатуру. Ћюди этого типа склонны к полноте и, естественно, в зан€ти€х нуждаютс€ в особом подходе. Ќар€ду с зада≠чей выполн€ть комплекс с большой нагрузочностью, с акцентированием упражнений на воспитание выносливости, когда считаетс€ вес от€го≠щений, но увеличиваетс€ количество повторений, гиперстенику необхо≠димо включать в систему зан€тий упражнени€, требующие высокой дви≠гательной активности (бег, плавание, спортивные игры), и очень вни≠мательно отнестись к своему режиму питани€.

„тобы проверить, соответствует ли вас (масса тела) занима≠ющихс€ норме, следует вес (в килограммах) разделить на рост (в де≠циметрах). –езультат от делени€ в пределах 4,3-3,2 говорит о нормальной массе тела, 5,3-4,4 - чрезмерной, а 3,1-2,8 - недостаточной массе тела. Ёти данные могут также характеризовать типы телосложе≠ни€: гиперстеники и астеники будут приближатьс€ к крайним границам, а нормостеники - расположатс€ где-то посредине. ѕоказатели выше или ниже пределов, как утверждают специалисты, могут в отдельных случа€х свидетельствовать либо о болезненном ожирении, либо об истощении.

—уществует формула, по которой можно условно судить о гармо≠ничности телосложени€:

окружность груди (см)† х† 100 рост†

–езультат более 55 следует считать отличным; меньше 50 -недостаточным развитием, 50-55 - обычным.

¬от еще несколько соотношений, характеризующих пропорцио≠нальное телосложение:

- окружность шеи вдвое больше окружности зап€сть€ и вдвое меньше окружности талии;

-окружность бедра в полтора раза больше окружности голени;

- окружность голени примерно равна окружности шеи у женщины и окружности напр€женного бицепса у мужчины;

- окружность груди должна быть в 1,1 раза больше окружности таза;

- окружность талии должна быть на одну четверть меньше окруж≠ности груди.

Х ѕостроение зан€ти€ массово-оздоровительного направлени€ атлетической гимнастики, в отличие от спортивного, не требует об€зательного набора специальных тренажеров, штанг и гантелей раз≠ного веса. ¬ зависимости от условий проведени€ зан€ти€ (квартира или парк, двор с гимнастическими снар€дами или обычный физкультур≠ный зал), в соответствии с правилами составлени€ комплексов упражнений, закономерност€ми воспитани€ физических качеств, а также† учитыва€ индивидуальные особенности занимающихс€ отбираютс€, а затем и используютс€ средства основной гимнастики.

¬ыделим главное, что делает основную гимнастику наиболее при≠годной дл€ зан€тий атлетизмом.

1.           — помощью гимнастических упражнений можно осуществить изби≠рательное (локальное) воздействие на мышцы.

2.           √имнастические упражнени€ позвол€ют легко дозировать нагруз≠ку за счет изменени€ количества повторений, режима мышечной работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнени€ упражнени€ (простой, сложный), в зависимости от подготовленности и самочувстви€ занимающихс€.

3.           »меетс€ возможность использовать собственный вес,

††††††††††† как от€го≠щение.

4.           ѕри затруднении в освоении упражнений возможно расчленение

†††††††††† †его на более простые составл€ющие элементы.

5.           ќсвоить физически или технически сложное гимнас-

††††††††††† тическо円†††† упражнение, представл€ющее интерес дл€

††††††††††† атлета, можно использу€ проводку по движению, помощь

††††††††††† ↆ†† наиболее трудных част€х движени€.

„то характерно дл€ массовой атлетической гимнастики:

1. јтлеты, избравшие дл€ себ€ массово-оздоровительное направление в атлетической гимнастике, в своих тренировочных зан€ти€х в качестве модели используют отдельные черты системы подготовки в спортивной атлетизме, измен€емые с учетом возраста, уровн€ готовности, материаль≠ных условий тренировки. Ќапример, количество тренировок в неделю может быть от 2 до 4 с чередованием зан€тий в зале с зан€ти€ми в бассейне, лесопарке, во дворе.

2. ¬ тренировке, помимо силовых упражнений, могут использоватьс€ упражнени€, св€занные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств.

Ќапример, в одном зан€тии могут выполн€тьс€ упражнени€ дл€ воспита≠ни€ силы мышц по€са верхних конечностей (на гимнастических снар€дах), быстроты (легкоатлетические упражнени€, акробатика), ловкости (испол≠нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе≠ма стретчинг).

Х† 3. ѕреследу€ цель гармоничного и пропорционального развити€ тела с умеренной гипертрофированностью мышц, занимающиес€ могут использовать разнообразные методы развити€ мышц.

4. «аниматьс€ массово-оздоровительной атлетической гимнасти≠кой могут практически люди любого возраста и любого уровн€ подготов≠ленности,

5. ќздоровительна€ атлетическа€ гимнастика предполагает про≠ведение зан€тий в любых услови€х: в гимнастическом зале со снар€дами и без них, в парке, на воздухе и дома, на школьных площадках и город≠ках "«доровье". ћожно обходитьс€ без от€гощений и специальных трена≠жерных устройств, использу€ собственный вес, самосопротивлени€, изо≠метрические упражнени€.

—портивное направление в атлетической гимнастике направлено на обеспечение подготовки атлетов к выступлению на соревновани€х и достижению в ходе их максимально возможного результата. ¬ нашей стране соревновани€ по атлетической гимнастике провод€тс€ по двум видам: силовое троеборье и атлетическое позирование (об€зательна€ и произвольна€ программы).

ѕомимо широко известного названи€ "культуризм", спортивный атлетизм все чаще сегодн€ называют термином уже привычным на «ападе-"бодибилдинг" (анг. - телостроительство).

ƒл€ сравнени€, приведем наиболее характерные черты атлетичес≠кой гимнастики спортивного и массово-оздоровительного направлений.

„то характерно дл€ бодибилдинга.

1. ƒл€ достижени€ наиболее высокого результата необходимы регул€рные и строго систематические тренировки, построенные на осно≠ве закономерностей многолетнего планировани€.

2. –еша€ главные задачи подготовки, тренировка атлета, как правило, строитс€ на преимущественном использовании определенного узкого набора силовых упражнений, исполн€емых по жестко построенной системе чередовани€ работа и отдыха, количества подходов и повторе≠ний упражнени€, веса от€гощени€ и режима мышечной работа и др.

3. “ак как основой подготовки €вл€етс€ работа над формой тела, атлету посто€нно приходитс€ подбирать такие мышечные режимы, которые максимально способствуют увеличению массы и улучшению рель≠ефа мускулатуры. ”спехи в этом, как правило, св€зывают с использо≠ванием предельных или околопредельных нагрузок.

4. ¬ысока€ эффективность тренировок невозможна без соблю≠дени€ очень строгих требований к восполнению энергетического запаса за счет питани€, которое, в основном, строитс€ на усиленном употреб≠лении протеинов (белков) и тщательно продуманном, дозированном потреблении других веществ (углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов).

—пециалисты считают бодибилдинг очень трудным видом спорта и выдел€ют самое главное: тренировка, питание и позирование. “аким образом, прежде всего - развитие мышц, а потом демонстраци€ того, чего достиг спортсмен, в артистическом исполнении. ƒл€ демонстрации красота тела современному атлету требуетс€ пластичность, эмоциональ≠ность и музыкальность.

—егодн€ спортивное направление атлетической гимнастики в стране переживает новое рождение - после долгих лет умалчивани€ и полулегального существовани€ оно обрело право на жизнь.†††††††††††

≈стественное стремление людей к физическому совершенству, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического вос≠питани€ вести поиск новых средств и методов достижени€ этих целей. »звестные и хорошо зарекомендовавшие себ€ виды и формы гимнастики

традиционно остаютс€ в арсенале испытанных средств советской физи≠ческой культуры. ќднако р€д причин обусловливает по€вление новых,

нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкуль≠турном движении, в том числе и таких, как атлетическа€ гимнастика.

¬ старшем школьном возрасте (15Ч17 лет) нар€ду с совер≠шенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима спе≠циальна€ систематическа€ работа (особенно с юношами), направленна€ на развитие силы и различных про€влений вынос≠ливости. ќсобую значимость приобретают различные упражне≠ни€ с от€гощением.


√лава 2.† ћетоды и организаци€ исследовани€.

†2.1. ћетоды исследовани€.

† ƒл€ решени€ поставленных задач были использованы следующие методы†††† исследовани€:

1. јнализ литературы.

2.    ѕедагогическое наблюдение

3.    †“еоретический анализ и обобщение.

2.2. ќрганизаци€ исследовани€.

»сследование проводилось поэтапно. Ќа первом этапе исследовани€ (окт€брь, 2004), выбрана тема, поставлена цель, определены задачи. —ледующий этап Ц поиск литературы по исследуемой проблеме и еЄ теоретический анализ (окт€брь, 2004 Ц март, 2005). »зучались и анализировались литературные источники по проблеме св€занной с пон€тием и развитием силы, развити€ этого качества специальными средствами и методами в атлетической гимнастике, основу составил поиск использовани€ средств† атлетической гимнастики† в развитии силы старших школьников. ¬ результате теоретического анализа и обобщени€ научно- литературных данных,†† были определены противоречи€ и проблема исследовани€, установлены актуальность и уровень разработанности выбранной темы исследовани€.


√лава 3.ќбобщение теоретического материала по проблеме развити€ силы у старших школьников.

††† –€д учЄных —.¬. Ќоваковский, Ћ.—. ƒворкин, —. ¬. —тепанов (8, 19) провели педагогический эксперимент, в котором участвовали три группы школьников 7-17 лет (только мальчики). »сследовани€ проводились с 1988 по 1998 год в общеобразовательных школах г.≈катеринбурга. ќсобенность эксперимента заключа≠лась в том, что одна из трех групп школьников 1-10 классов (1-€ эксп. - 141 человек) в течение года тренировалась в секции базовой физической подготовки (не менее двух раз в неделю), в которой ис≠пользовались традиционные средства физического воспитани€. ¬ этой группе от 20 до 30% учебного времени отводилось силовой подготовке. ¬тора€ экспериментальна€ группа 1-10 классов (147 чело≠век) тренировалась в секции базовой атлетической подготовки, в которой до 70% времени отводилось развитию силы.  онтрольна€ группа школьников 1-10 классов (I 55 человек) состо€ла из мальчи≠ков, двигательна€ активность которых была ограничена только двум€ уроками физкультуры.

¬озрастные силовые возможности школьников оценивались при выполнении теста - станова€ дина≠мометри€. по формуле: ¬»——=÷11: ¬, где ¬»—— Ч возрастной индекс становой силы в относительных единицах. ÷ѕ - цифровой показатель станового динамометра в см, ¬ - возраст испытуемых.

јнализ изменений ¬»—— по отношению к 7-летнему возрасту на прот€жении 10 лет учебы в шко≠ле, на их взгл€д, позвол€ет оценить возрастные особенности прироста силовых возможностей школь≠ников до 17-летнего возраста с одной стороны и при воздействии различных методов развити€ силы. с другой. ѕри выполнении данного теста вовлекаютс€ значительно большее количество групп мышц.

¬ первой экспериментальной группе, по данным первого исследовани€ (сент€брь), уровень при≠роста ¬»—— за период учебы в школе был выше, чем на втором исследовании (май). ѕоказатель прироста ¬»—— у 13-летних школьников сент€брьских измерений был превзойден по результатам исследований в конце учебного года только к 16 годам. Ѕолее того. относительный показатель при≠роста ¬»—— в итоге в первом случае оказалс€ выше (на 23.7%). “ем не менее, если судить но абсолютному показателю прироста ¬»—— то, начина€ с 14-летнего возраста, школьники первой экспериментальной группы показывали более высокие результаты, по сравнению с началом учеб≠ною года. ќднако эти различи€ у них оказались недостоверными.

¬о второй экспериментальной группе практически повтор€етс€ та же тенденци€, когда абсолют≠ный показатель прироста ¬»—— через год оказалс€ выше по сравнению с первыми измерени€ми на всем во всех возрастных группах, а относительный показатель прироста превысил исходные данные только к 15-17 годам. ѕо абсолютному показателю уровень ¬»—— у школьников второй эксперимен≠тальной группы к 17 годам оказалс€ выше по сравнению с началом учебного года в этой возрастной группе на 10,2 о.е.. (+ 22,4%). в первой экспериментальной группе соответственно 2,0 о.е. (+2,6%).

¬ контрольной группе итоговый уровень прироста ¬»—— по отношению к 7-летнему возрасту во всех случа€х был ниже, чем это наблюдалось в первых, двух экспериментальных группах (рис. 1). ќднако до 14-летнего возраста относительный показатель прироста ¬»—— в контрольной группе достоверно не отличалс€ от первых двух. –азличие в величине ¬»—— к 17 годам составил между контрольной и первой экспериментальной группой - 6,7 и второй Ц 13,6 о.е. ¬ итоге по данным анализа прироста силовых возможностей в различных возрастных группах школьников они сделали заключение о том, что наиболее выраженное вли€ние на показатели при≠роста ¬»—— оказывает тренировка в секции базовой атлетической подготовки. ¬ меньшей степе≠ни вли€ет на возрастной характер изменени€ силы зан€ти€ в секции базовой физической подготовки.


¬ыводы.

†† ѕо исследованию состо€ни€ вопроса о вли€нии средств† атлетической гимнастики, на развитие силы старших школьников можно сделать следующие выводы:

1.   “еоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросами развити€ силы у школьников занимаетс€ значительное количество учЄных (1,5,6, 7, 8-10† и др.)

†† 2. јтлетическа€ гимнастика, как средство развити€ силы старших школьников рассматриваетс€ в работах не многих авторов (9, 10, 14, 15, 19, 22 и др.).† ¬ силовой подготовке старших школьников многие отмечают комплексный подход, например, помимо силовых упражнений, могут использоватьс€ упражнени€, св€занные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств. ¬ одном зан€тии могут выполн€тьс€ упражнени€ дл€ воспита≠ни€ силы мышц по€са верхних конечностей (на гимнастических снар€дах), быстроты (легкоатлетические упражнени€, акробатика), ловкости (испол≠нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе≠ма стретчинг).

3. —редства атлетической гимнастики не только вли€ют на развитие си≠лы и формирование гармоничных телесных структур, но и на формирование† эстетического вкуса, по≠скольку красота форм тела и движений в спорте - общепризнанные ценно≠сти


Ћ»“≈–ј“”–ј

1.         јбрамовский ».Ќ. «ависимость между силой, весом и ростом спортсмена// “еор. и практ. физ. культ., 1968, є11, с. 17-19.†

2.         јнохин ѕ. . Ѕиологи€ и нейрофизиологи€ условного рефлекса. - ћ.: ћедицина, 1968. - 166 с.†

3.         Ѕальсевич ¬. . ќнтокинезиологи€ человека: - ћ.: “еори€ и практика физической культуры, 2000. - 275 с.†

4.       Ѕернштейн Ќ.ј. ќчерки по физиологии движений и физиологии активности. - ћ.: ћедицина. 1966. - 166 с.†††††

5.         ¬ерхошанский ё.¬. ќсновы специальной силовой подготовки в спорте. - ћ.: ‘изкультура и спорт, 1977. - 215 с.

6.         √одик ћ.ј.  онтроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-ћ.: ‘изкультура и спорт, 1980.- 136с.

7.         ¬оробьев ј.Ќ. —ила как физическое качество и методы ее развити€// “€жела€ атлетика: ≈жегодник-81. -ћ.: ‘и—, 1981, с. 117-131.†

8.         †ƒворкин Ћ.—. —иловые виды единоборств (т€жела€ атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье).  убан. гос. ун-т.1997,- 365 с.†

9.         †ƒворкин Ћ.—. —портивно-педагогические проблемы зан€тий т€желой атлетикой с раннего подросткового возраста//“еор. и практ. физ. культ. 1996, є 12, с. 36-40.

10.    †ƒворкин Ћ.—., ¬оробьев —.¬., ’абаров ј.ј. ќсобенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //‘изическа€ культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, є4, с. 33-40.

11.      «ациорский ¬.ћ. ‘изические качества спортсмена. ћ.: ‘и—, 1966.Ч200 с.

12.      «ациорский ¬.ћ., —ергиенко Ћ.ѕ. ¬ли€ние наследственности и среды на развитие двигательных качеств че≠ловека/теори€ и практика физической культуры. Ч 1975.Чє 6. -—. 22-29.

13.      «имкин Ќ.¬. ‘изиологическа€ характеристика силы, быстроты и выносливости//‘изиологический журнал, 1962

14.      †Ќикитюк Ѕ.ј. »нтегративно-антропологические основы физического воспитани€ и детско-юношеского спорта //‘изическа€ культура: воспитание, образование, тренировка, - 1998, є 2, с. 6-9.

15.      †ѕрограмма общеобразовательных учебных заведений. ‘изиче≠ское воспитание учащихс€ 1-’1 классов с направленным развитием двига≠тельных способностей /ѕодг. ¬.».Ћ€хом, √.Ѕ.ћейксоном. - ѕросвещение, 1993.-64 с.

16.      –озенблат ¬.¬., ”сть€нцев —.Ћ. ”томление при динамической и ста тической мышечной де€тельности человека//‘изиологи€ человека.- 1989.

17.      †—аркисова Ќ.√. —пециальна€ силова€ подготовка гимнастов высокой квалификации в услови€х комплексного вариативного использовани€ переменных режимов сопротивлений: јвтореф. канд. дис. ћайкоп, 2000. - 27 с.

18.      †—альников ¬.ј. —оотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развити€ //‘изическа€ культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - є4. - —. 8-12

19.      †“амбиева ј.ѕ. ¬озрастное развитие и способность ифференцировать силу мышц кисти. Ќауч. конф. по возрастной морфол., физиол. и биохим. - ћ.: јѕЌ –—‘—–, 1962, с. 246-251.

20.      “уман€н √.—., ћартиросов Ё.√. “елосложение и спорт. - ћ.: ‘изкультура и спорт, 1976. - 237 с.

21.      †‘аламеев ј.». ¬ариативность методики тренировки т€желоатлета. “€жела€ атлетика. ≈жегодник-74. - ћ.: ‘и—, 1974, с. 17-20.†

22.      †’рипкова ј.√.,  олосов ƒ.¬. ћальчик - подросток - юноша. ѕособие дл€ учителей. - ћ.: ѕросвещение, 1982. - 207 с.

23.      “еори€ и методика гимнастики. ѕод ред. ¬.».‘илипповича. ћ., Ђѕросвещениеї, 1971.

24.      ‘арфель B.C. ”правление движени€ми в спорте. - ћ.: ‘изкуль≠тура и спорт, 1975. - 208 с.

25.      †‘илин ¬.ѕ. ¬озрастные изменени€ быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств //—коростно-силова€ подготовка юных спортсменов /ѕод общей ред. ¬.ѕ.‘илина. - ћ.: ‘изкультура и спорт, 1968. -C.I 1-24.

26.      „ерн€к ј.¬. ћетодика тренировки в услови€х ƒё—Ў //“€жела€ атлетика. - ћ.: ‘изкультура и спорт, 1977. - —. 19-23.

‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ≈ ј√≈Ќ—“¬ќ ѕќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»ё —“ј¬–ќѕќЋ№— »… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… ”Ќ»¬≈–—»“≈“ ‘ј ”Ћ№“≈“ ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ  афедра гимнастики ”тверждена приказом по университет󆆆†††††††††††††††††††††††††††††††††††† ƒопущена к защите от_

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ ƒипломна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ ƒипломна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»сследование силовой подготовки девушек и женщин, занимающихс€ фитнесом
»сследование состо€ни€ травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации
»сследование уровн€ объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)
»сследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)
»стори€ ќлимпийских игр
 итай на рынке туристических услуг »ркутской области
 омплексна€ характеристика двигательных движений в боксе
 орпоративна€ культура в индустрии гостеприимства
 ультурный туризм как ресурс регионального развити€ (на примере Ќѕ "—ибирский тракт")
ћеждународный туризм. »стори€, состо€ние и перспективы развити€

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru