Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

—ћ» и культура речи — »ностранный €зык

—одержание

¬ведение. 2

1. —истема и норма. 4

2. ќшибки в правильности речи. 7

3. ќшибки в точности речи. 14

4. Ќарушение чистоты речи. 21

«аключение. 23

»спользованна€ литература. 26

ѕриложение. 27

¬ведение

–азвитие средств массовой информации, особенно радио и телевидени€, привело к распространению звучащего слова, в последние годы Ц речи спонтанной, не чтени€ заранее подготовленного текста, а свободного изложени€ мыслей, почти импровизации.

Ёто избавило нас от неэмоционального, монотонного чтени€. » сколько незабываемых ораторов по€вилось вокруг. Ќе отстаЄт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходитс€. ¬сЄ это не может не внушать опасений за экологию русского €зыка, тем более в то врем€, как нами установлено, что качественна€ литература, требующа€ внимательного, вдумчивого отношени€, в данный момент подмен€етс€ литературой дл€ лЄгкого чтени€, куда можно отнести и р€д —ћ».  роме того, всЄ чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение или интернет. “аким образом, мы решили предположить, что повышаетс€ удельный вес речевой продукции —ћ» в речевой практике общества, повышаетс€ и значимость текстов —ћ» в общественном сознании: первостепенна€ ценность именно художественных текстов в силу р€да причин в насто€щее врем€ далеко не бесспорна.

ћы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере —ћ» должен быть предметом посто€нной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков Ц профессионалов, формирующих речевой массив —ћ», который оказывает безграничное вли€ние на культуру речи масс. »сход€ из выдвинутой гипотезы, мы обозначили цели и задачи. ¬ насто€щий момент, на наш взгл€д, возникла остра€ необходимость повышени€ требований к культуре русской речи. ƒанна€ работа имеет целью актуализировать эту проблему.

√лавна€ задача Ц показать те отклонени€ от правильной реализации тех или иных единиц, которые возникают в речи людей под воздействием —ћ».  роме того, мы решили отследить динамику нарушений —ћ» культуры русской речи за последние три года, а также попытатьс€ проанализировать ситуацию и вы€снить объективные причины возникновени€ ошибок в речи. ¬ нашей работе объектом изучени€ был €зык средств массовой информации и речь учащихс€ (83 человека) 11-х классов ћќ” "—ќЎ є 2 г. “ерек". јнализ производилс€ путЄм просмотра и прослушивани€ телепередач, устной и письменной речи учащихс€, отбора газетно-журнального материала с последующим подробным его изучением, сопоставлением и классификацией.

1. —истема и норма

ƒл€ начала следует дать определение €зыковой норме. Ћюбой национальный €зык представл€ет собой совокупность разнообразных €влений, таких, как литературный €зык, просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны3. ”же при классификации этих €влений мы сталкиваемс€ с переплетением собственно лингвистических, внутренних свойств €зыка и социолингвистических, внешних его свойств. Ћитературный €зык Ц это €зык образцовый, его нормы считаютс€ об€зательными дл€ носителей €зыка.

„то же представл€ет собой €зыкова€ норма? ¬ €зыковедении существовало представление, что €зык Ц это хаос; в св€зи с этим задача €зыковедов состо€ла в том, чтобы внести в него определЄнный пор€док; €зыковедение рассматривалось как наука нормативна€.

Ћ. ј. ¬ербицка€ даЄт следующее определение €зыковой нормы: ". . . это совокупность €влений, разрешенных системой €зыка, отражЄнных и закреплЄнных в речи носителей €зыка и €вл€ющихс€ об€зательными дл€ всех владеющих литературным €зыком". — одной стороны, норма может пониматьс€ как €вление жесткое, строго стабилизировавшеес€ и поэтому в употреблении однозначно диктуемое с высокой степенью об€зательности; отвергаемый вариант, пусть даже широко употребительный в речи носителей литературного €зыка, при этом считаетс€, безусловно, ошибочным. — другой стороны, вполне правомерно понимание €зыковой нормы как такой исторически обусловленной категории, котора€ находитс€ в состо€нии посто€нного развити€. Ќормативность при этом понимаетс€ не как утверждение единственно правильного варианта, а как показ сложности €зыковой системы, предоставл€ющей возможности правильного выбора в границах самой своей организации.

–езультаты изучени€ нормы вообще и произносительной нормы в частности в значительной степени завис€т от того, речь какой группы испытуемых анализируетс€ (и по какой методике) . ¬ насто€щей работе были использованы материалы, полученные из средств массовой информации, а также школьные сочинени€ и магнитофонные записи спонтанной речи учащихс€ 11-х классов, многие из которых билингвы, владеющие кроме русского еще и кабардинским €зыком. ћы задались целью вы€вить процентное соотношение ошибок, обнаруженных нами, классифицировать их, указать частотность, а также установить причинно-следственную св€зь. –еализу€ данную задачу, мы произвольно отбирали газетно-журнальный материал дл€ последующего изучени€ и анализа, просматривали р€д сюжетов российских телеканалов в видеозаписи, изучали сочинени€ и анализировали записи спонтанной речи учащихс€. ¬ процессе работы нами широко использовалс€ "—правочник по правописанию и литературной правке" ƒ. Ё. –озентал€ и учебник " ультура речи" Ћ. ј. ¬веденской, а также р€д других известных изданий, содержащих наиболее попул€рные концепции по данной проблеме (полный список приводитс€ в библиографии) , на базе которых оформились наши представлени€ о культуре речи.

 ультура речи Ч сравнительно молода€ область науки о €зыке, возникша€ в 30-е годы усили€ми замечательных €зыковедов √. ќ. ¬инокура, ƒ. Ќ. ”шакова, Ћ. ¬. ўербы и разрабатывавша€с€ впоследствии в трудах —. ». ќжегова, ¬. ¬. ¬иноградова, ќ. —. јхмановой, ¬. √.  остомарова, ј. ј. Ћеонтьева и многих других.

»звестный лингвист ≈. Ќ. Ўир€ев так определ€ет пон€тие "культура речи": " ультура речи - это такой выбор и така€ организаци€ €зыковых средств, которые в той или иной ситуации общени€ при соблюдении современных €зыковых норм и этики общени€ позвол€ют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач". Ќаука, занимающа€с€ проблемами нормализации речи, разрабатывающа€ рекомендации по умелому пользованию €зыком, также называетс€ культура речи. ќна содержит в себе три составл€ющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический.  ачественна€ оценка высказывани€ с точки зрени€ культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1. явл€етс€ ли речь правильной, построенной по литературным нормам?

2. явл€етс€ ли речь "хорошей", уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3. —оответствует ли речь правилам этики общени€ (речевому этикет? —уществует 4 типа речевой культуры носителей литературного €зыка:

Ёлитарна€ или эталонна€ речева€ культура, означающа€ свободное владение всеми возможност€ми €зыка, включа€ его творческое использование. ≈й присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

—реднелитературна€ речева€ культура характеризуетс€ неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Ќосител€ми этой речевой культуры €вл€етс€ большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведени€ способствует широкому распространению.

Ћитературно - разговорный и фамиль€рно - разговорный тип объедин€ет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. ‘амиль€рно - разговорный отличаетс€ общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. »спользуетс€ "ты - обращение" вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

2. ќшибки в правильности речи

ѕравильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного €зыка.

ѕрежде всего, говор€щий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. »зуча€ материалы исследовани€, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидени€, учащихс€) .

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

Ѕлагодар€ вмешательству властей а[фТо]ра не состо€ласьЕ

“¬ Ќќ“–, " алейдоскоп", 24. 10. 05г.

„ичиков блест€ще провернул свою а[фТо]руЕ

аТэ]ра

2 «а ис[тТо]кший срок совершено 12 кражЕ Ќ“¬, "„резвычайное происшествие", 14. 09. 05г. «а ис[тТо]кшую четверть мы освоили несколько новых правил. ис[тТэ]кший
3 –ебенок передаетс€ под а[пТо]ку соответствующих органовЕ “¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 21. 09. 05г. я мечтаю выйти из-под а[пТо]ки родителейЕ а[пТэ]ка
4 Ѕыли произведены ма[нТэ]врыЕ “¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 14. 10. 05г. —уворов предприн€л рискованный ма[нТэ]врЕ ма[нТо]вры
5 Еведут ас[То]длый образ жизниЕ †“¬ Ќќ“–, " алейдоскоп", 07. 10. 05г. Ёти племена вели а[сТо] длый образ жизни. а[сТэ]длый

ѕроанализировав вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данна€ звукозамена производитс€ вследствие абсолютной частотности ударной ® перед ударной ≈ в русском €зыке.

2. ¬ св€зи с тем, что в русском €зыке действует тенденци€ к приспособл€емости звукового облика заимствованных слов с "е" после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произнос€тс€ теперь с м€гким согласным перед "е". ƒругие сохран€ют твердый согласный. Ќами обнаружен р€д нарушений этой нормы:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1 ѕредставители среднего и малого биз[нТэ]са. “¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 22. 10. 05г. ” известного биз[нТэ]смена јбрамовичаЕ биз[н]ес, биз[н]есмен
2 √е[нТ]етика Ц наука непроста€Е "–осси€", "¬ поисках приключений", 19. 11. 05г. √е[нТ]етический код человекаЕ ге[н]етика, ге[н]етический
3 Ўколы оснащены компью[тТ]ерными классамиЕ “¬ Ќќ“–, "¬ мире образовани€ и науки", 23. 11. 05г.  омпью[тТ]ерные технологии открывают дл€ нас новые возможностиЕ компью[т]ерными, компью[т]ерные
4 —тр[рТ]есс не должен стать нормойЕ "ѕервый канал", "«доровье", 26. 11. 05г. —т[рТ]ессовые ситуации можно предотвратитьЕ стр[р]есс, ст[р]ессовые
5

[“Т]естовые работы будут проводитьс€ накануне экзаменовЕ

Ќ“¬, "—егодн€", 29. 11. 05г.

—правитьс€ с [тТ]естами может не вс€кийЕ

[т]естовые, [т]естами

3. ѕроизношение сочетани€ [чн] как [шн] требуетс€ в женских отчествах на - ична: »льинична, Ќикитична,  узьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, €ичница, нарочно, скворечник, пуст€чный, очечник и др.

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

ћожно просто приготовить €и[чТ]ницуЕ

Ќ“¬, "≈дим дома", 18. 09. 05г.

ƒаже не поджарит €и[чТ]ницуЕ

€и[ш]ницу

2 ¬се это чревато дисфункцией €и[ш]никовЕ “¬÷, "ƒев€тый кабинет", 14. 08. 05г. ” самки наступает дисфункци€ €и[ш]никовЕ €и[ч]ников

Ќа базе данного материала можно предположить, что вышеназванна€ норма не €вл€етс€, безусловно выполн€емой всеми носител€ми €зыка, вследствие существовани€ вариантов фонем, отсутстви€ специальных правил.

4. ¬ процессе исследовани€ мы пришли к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок Ц ошибки в ударени€х:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

≈сть плюсј и минусјЕ

Ќ“¬, "—егодн€", 09. 10. 05г. ( вашнин, полномочный представитель президента) .

ѕлюсјми его положени€ можно считать то, чтоЕ

плёсы, м»нусы.

2 ѕрќтоколы заседаний приложены к делуЕ Ќ“¬, "ƒежурна€ часть", 22. 12. 05г. ѕрќтокол собрани€ отсутствовалЕ протокќл
3 –усский алфјвит неоднократно преобразовывалс€Е Ќ“¬, "—егодн€", 05. 01. 06г. ¬ алфјвите 33 буквыЕ алфав»т
4 ƒоговор не был соблюден как следуетЕ “¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 24. 12. 05г. Ѕыл подписан мирный дќговорЕ договќр
5 ”крјинска€ сторона согласиласьЕ Ќ“¬, "—егодн€", 04. 01. 06г. (јлексей ћиллер) . ”крјинска€ сечь существовала не один годЕ укра»нска€
6  атјлоги представл€ют весь ассортиментЕ –еклама на “¬  атјлогов тогда не былоЕ каталќг
7 ѕроблема снятаЕ "ѕервый", "Ќовости", 26. 12. 05г.  огда калоша была уже снятаЕ сн€тј

ƒанна€ проблема, на наш взгл€д, существует вследствие нефиксированности русского ударени€, незнани€ и (или) невыполнени€ норм акцентологии.

ѕо нашему мнению, знание правил орфографии и пунктуации есть основной критерий грамотного человека, это не просто выдумка учителей и изощренное средство издевательства над школьниками, это правила, сохран€ющие смысл и позвол€ющие нам понимать друг друга. Ќо если отклонени€ в написании и произношении на срезе современности не могут быть слишком разрушительными дл€ значени€ слова, то повтор€ющиес€ в течение длительного времени ошибки ведут к тому, что слово тер€ет свой привычный облик. ќно становитс€ неузнаваемым. ѕотому орфографические ошибки далеко не безопасны и не невинны. ѕри этом речь —ћ» по-прежнему остаетс€ образцом дл€ подражани€: " ак говор€т по телевизору, так и нужно говорить.  ак пишут в газетах, так и нужно писать", - считает больша€ часть опрошенных нами школьников. ѕриведенна€ ниже таблица демонстрирует орфографические ошибки, обнаруженные нами в текстах —ћ»:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

я не хочу, чтобы с ним также случилось.

"“ерек" от 09. 12. 03г. , стр. 3 "Ѕеду можно предотвратить".

я не смог бы лгать также как он.

так же (правописание местоимений с частицами)
2

¬. ¬ороков Ц режессЄр “¬ Ќќ“–Е

“¬ Ќќ“–, 01. 01. 06г. , титры

“огда режессЄром "„айки" былЕ

режиссЄр (словарное слово)

3

Еобхват груди за лопадкамиЕ

"“ерек" от 27. 12. 03г. , стр. 3 " ак определить живой вес  –—".

”кол делаетс€ под лопадкуЕ.

лопатка (правописание согласных в корне слов)
4

√лаза, забыв посто€нную темноту и липкий свет фонарей, больше не слипаютьс€Е

"Cosmopolitan" є 3 за 2005г. , стр. 276

ќни бедно живут, плохо одеваютьс€Е

слипаютс€,

одеваютс€ (правописание глаголов 3го лица, мн. ч. , наст. вр. оканчивающихс€ на Цтс€)

5

ƒорога будет не длинной, но сложнойЕ

" Ѕѕ" от 16. 07. 04г. , стр. 3 "Ћето будет насыщенным".

–азговор состо€лс€ не долгий, но мучительныйЕ

недлинной, ноЕ

недолгий, ноЕ(слитное и раздельное написание Ќ≈ с прилагательными)

6

ѕахло жаренной картошкойЕ

"ќтдохни" от 23. 02. 03г. , стр. 15 "»стори€ любви".

ќбед состо€л из тушЄнной капусты и ча€.

жареной,

тушЄной (Ќ и ЌЌ в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных)

7

—ново наступ€т холодаЕ

"“ерек" от 18. 06. 04г. , стр. 2 "Ћето красное пропелиЕ"

«анова зашел к старухеЕ

снова, заново (ќ, ј на конце наречий)
8

¬одопроводник пришЄл через час.

"ѕервый", "ƒоброе утро", 23. 12. 05г. ќн работал трубопроводникомЕ водопроводчик
є цитата из —ћ» источник правильный вариант
1  редо русской интеллигенции сформулировалЕ–адищев: € взгл€нул окрест мен€ Ц душа мо€ страдани€ми человечества у€звлена стала. " ѕ" от 17. 12. 03г. , стр. 8 "Ёлита 90х: уход со сцены"  редо русской интеллигенции сформулировалЕ–адищев: "я взгл€нул окрест мен€ Ц душа мо€ страдани€ми человечества у€звлена стала". (знаки препинани€ при пр€мой речи)
2 –еб€та работали кто в лес кто по дрова. " ѕ" от 17. 12. 03г. , стр. 19 "ƒебаты" –еб€та работали кто в лес, кто по дрова. (знаки препинани€ при однородных членах)
3 ѕохорошевша€ за врем€ отпуска, јлена вернуласьЕ "√ор€нка" от 19. 09. 03г. , стр. 5 "¬озвращение". ѕохорошевша€ за врем€ отпуска јлена вернуласьЕ (знаки препинани€ при причастном обороте)
4 "Ќе забудь гитару!" - крикнул ёра, и, подумав, добавил:  атьку тоже зови. " "∆изнь" от 26. 05. 04г. , стр. 7 " онкурс рассказа" "Ќе забудь гитару! Ц крикнул ёра, и, подумав, добавил. Ц  атьку тоже зови".
5 ¬есной в парке всЄ оживает, и цветут первоцветы. " Ѕѕ" от 18. 05. 04г. , стр. 3 "¬есенн€€ песнь"

¬есной в парке (общий второстепенный член предложени€) всЄ оживает и цветут первоцветы.

ѕунктуационные ошибки привод€т к потере смысла в предложении, разного рода неточност€м и даже к ошибкам в логике:

—ледующа€ категори€ ошибок св€зана с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образовани€ грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. ћы рассмотрели р€д сложных случаев:

1. ќчень часты в —ћ» и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

¬ их квартире проживал арм€н.

“¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 14. 10. 05г.

¬ их классе учитс€ арм€нЕ

арм€нин
2

»рина ѕонаровска€ займетс€ рекламой чулков.

"ћ " от 14. 03. 02г. , заголовок.

¬ доме не было целых чулковЕ

чулок

3

я извин€юсь перед ихними мамами, но это есть субъективна€ и реальна€ оценка.

" ѕ" от 15. 11. 05г. , стр. 22, "»гра в крысу".

я был в ихней квартиреЕ

их

4

¬ ƒоме ребенка не хватает элементарных вещей: простынейЕ

“¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 14. 01. 06г.

ћарус€ в жизни не видела простынейЕ

простынь
5

¬ хоз€йстве регул€рно снимают неплохой урожай помидорЕ

"“ерек" от 20. 08. 04г. , "јренда сегодн€", стр. 2.

ƒл€ салата нужно несколько помидорЕ

помидоров

2. ѕредлоги "благодар€", "вопреки", "согласно" требуют после себ€ имени существительного или местоимени€ в дательном падеже. ќднако нами отмечены неоднократные нарушени€ этой нормы как в —ћ», речи людей, так и в официально-деловой документации:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

—огласно указа президента меропри€тие переноситс€ на более поздние срокиЕ

" абардино-Ѕалкарска€ правда" от 12. 10. 05г. , стр. 1.

—огласно распор€жени€ директора школыЕ

согласно указу, согласно распор€жению

2

¬опреки предостережени€ ребенок пошел к водеЕ

"“ерек" от 25. 07. 03г. , стр. 3, "Ќесчастный случай на воде".

¬опреки предсказани€ ∆уковский продолжал житьЕ

вопреки предостережению (предсказанию)

Ќа наш взгл€д, подобна€ ситуаци€ складываетс€ в результате незнани€ элементарных правил грамматики говор€щими (пишущими) .

3. Ќами установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречаетс€ при употреблении имени числительного. ¬ приведенных далее примерах ошибки объ€сн€ютс€ именно незнанием особенностей склонени€ слов этой части речи (материал получен из телепрограмм, речи учащихс€) : "¬чера еще здесь (в —евероморске) было около четыреста камер" (правильно: "около четырехсот") . "ќперации будут проводитьс€ п€тидес€тью процентами акций холдинга" (правильно: "с п€тьюдес€тью процентами") . "Ѕолее восемьсот тыс€ч пенсионеров могут жить теперь достойно" (правильно: "более восьмисот тыс€ч пенсионеров") .

Ќесклонение или неполное склонение сложных и составных числительных €вл€етс€ нарушением литературной нормы. Ќами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склон€етс€ числительное "полтора": " ¬ течение полтора суток город опустел" (правильно: "полутора суток") .

ћы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегос€ на "два", "три", "четыре" в сочетании с одушевленным существительным. ¬ таких конструкци€х независимо от категории одушевленности винительный падеж сохран€ет форму именительного, например: "¬сего за этот мес€ц в госпиталь доставили тридцать два раненых" (а не "тридцать двух раненых") .

Ќа наш взгл€д, не соответствует литературной норме и такое предложение: "—троительство комплекса должно быть завершено к двум тыс€чам третьему году" (правильно: ". . . к две тыс€чи третьему году", так как в составном пор€дковом числительном склон€етс€ только последнее слово) .

¬стречаютс€ ошибки и такого рода: "ѕравительство обещает выплатить пенсии к дес€тому сент€брю" (правильно: ". . . к дес€тому сент€бр€") .

Ќередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. »х использование в сочетании с существительными, относ€щимис€ к официально-деловой лексике, в литературном €зыке не рекомендуетс€ (тем более в информационных программах) . Ќапример: "Ќе случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов" (правильно: ". два сенатора.") .

Ќе всегда верно употребл€ютс€ —ћ» и числительные "оба" (муж. р. ) и "обе" (жен. р. ) , например: "¬ведение другой валюты (кроме рубл€) пагубно дл€ обоих стран" (правильно: ". . . дл€ обеих стран" ) .

4. —амой распространенной синтаксической ошибкой €вл€етс€ нарушение норм управлени€, например:

є ошибка правильный вариант
1

взвесил о том. . .

взвесил (что?) все "за" и "против". . .
2

закон предусматривает о том. . .

закон предусматривает, что. . .
3 утверждает о томЕ утверждает, что. . .
4 понимает о том. . . понимает, что нужно люд€м. . .
5 показыва€ в нескольких словах о том. . . показыва€, как это происходило. . .

5. √рамматические ошибки

є цитата из —ћ» источник правильный вариант
1

ƒедушка и внук сидел молчаЕ

"“ерек" от 18. 11. 03г. , стр. 2 "ѕоговорим" сидели
2

«рители сдали свои польта в гардероб, а, вернувшисьЕ

“¬  Ѕ–, "ћолодежна€ среда", 12. 02. 04г. пальто (нескл. )
3

“огдашние председатель правлени€ колхоза —афарби Ѕесланеев и бригадир Ўагир —охов не могли нахвалитьс€ таким добросовестным колхозником, которого всегда поощр€лилиЕ за аккуратное отношение к закреплЄнной за ним техникой.

√азета "“ерек" от 20. 11. 03г. , стр. 3, "¬етеран надеетс€ на перемены" технике (дательный падеж)

4

7

Ѕез лишних разговоров затолкали ¬иктор в машинуЕ "“руд" от 18. 12. 03г. , стр. 9 "¬ытрезвление по - владимирски" ¬иктора
5

ћоЄ кофе уже остыло.

" улинарный поединок", Ќ“¬, 24. 12. 05г. мой кофе (кофе-м. р. )
6

—аша пьЄт утром свой какао.

"ѕусть говор€т", ќ–“, 15. 12. 05г.

свое какао (какао Ц ср. р. )

7

ƒоктор сказал мне, что можно пользоватьс€ ей посто€нноЕ

ею (творительный падеж)
3. ќшибки в точности речи

Ћексические нормы, или нормы словоупотреблени€ - это правильность выбора слова из р€да единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значени€х, которые оно имеет в €зыке; уместность его использовани€ в той или иной коммуникативной ситуации в общеприн€тых в €зыке сочетани€х.

ќшибки словоупотреблени€, отслеженные нами:

1. Ќеразличение паронимов.

ѕаронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение, что нередко приводит к ошибочной подмене одного слова другим:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

јбонементы, не внесшие воврем€ плату за телефон, будут отключены.

"“ерек" от 23. 09. 02г. , стр. 4, объ€вление.

” мен€ есть абонент в бассейнЕ

1. абонент;

2. абонемент

2

–оспись начальника на документе отсутствовала.

Ќ“¬, "„резвычайное происшествие", 30. 11. 04г.

–оспись родителей покажу позжеЕ

подпись

3

Ќа приказе об увольнении отсутствовало число.

REN-TV, "„ас суда", 14. 06. 05г.

«абыл число  уликовской битвы.

дата
4

¬ квартире был произведен розыскЕ

“¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 20. 10. 05г.

–озыск комнаты ничего не дал, м€ч не нашли.

обыск
5

–асплата будет производитьс€ с 10 по 20 число каждого мес€цаЕ

" Ѕѕ" от 24. 09. 02г. , "ѕрофсоюзы добиваютс€ справедливости", стр. 2.

–асплата не была осуществлена в срокЕ

выплата

ƒл€ справки:

јбонемент Ц документ, предоставл€ющий право на пользование чем-нибудь, какое-нибудь обслуживание, а также само такое право.

јбонент Ц лицо, пользующеес€ абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу.

–оспись Ц письменный перечень чего-нибудь; живопись на стенах, потолках, предметах быта.

ѕодпись Ц надпись под чем-нибудь; собственноручно поставленна€ фамили€.

„исло Ц день календарного мес€ца по пор€дку счЄта от начала к концу.

ƒата Ц помета, указывающа€ врем€ (год, мес€ц, число) написани€ чего-нибудь.

–озыск Ц поиски, разыскивание чего-нибудь или кого-нибудь; де€тельность специальных органов; дознание, предшествующее суду.

ќбыск Ц официальный осмотр кого-нибудь или чего-нибудь с целью найти и изъ€ть предметы, которые могут иметь значение дл€ следстви€.

–асплата Ц уплатить полностью; понести наказание за что-нибудь.

¬ыплата Ц выдать плату.

—правка дана нами по "—ловарю русского €зыка" —. ». ќжегова (ћ. , 1991г. ) .

2. Ќеуместное употребление иностранных слов вследствие незнани€ их значени€.

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€ правильный вариант
1

ƒостаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета.

"“ерек" от 27. 05. 05г. , стр. 3, "¬ преддверии лета".

ƒл€ мен€ больша€ дилемма, куда поступатьЕ

проблема

2

ћое по€вление в этом платье произвело огромный дефолтЕ

—“—, "—нимите это немедленно", 07. 10. 05г.

”ровень дефолта к следующему году достигнетЕ

1. фурор;

2. инфл€ци€

3

–езюме об этом человеке довольно благопри€тное.

“¬ Ќќ“–, " алейдоскоп", 30. 09. 05г.

–езюме у этой фирмы известно всемЕ

реноме
4

¬се дистрибьюторы супермаркета одеты в униформу.

"√азета ёга" от 27. 03. 03г. , стр. 2.

ƒистрибьюторы салона "—јћ—”Ќ√" невежливы.

продавцы
5

ƒанна€ фирма регул€рно инсинуировала документыЕ

“¬  Ѕ–, "¬рем€ местное", 21. 03. 02г.

≈сть верси€, что убийство ѕетра III было инсинуированоЕ

подделывала;

инсценировано

ѕриведем толкование р€да распространенных заимствований (из "“олкового словар€ ино€зычных слов Ћ. ѕ.  рысина (ћ. , 1998) .

јвтарки€ - экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хоз€йства, способного обходитьс€ без ввоза товаров из-за границы.

Ѕрокер - посредник при заключении сделок на бирже.

ƒепозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждени€.

ƒебитор - должник.

ƒилер - лицо или учреждение - торговый представитель предпри€ти€, фирмы; биржевой посредник, занимающийс€ куплей и продажей ценных бумаг.

ƒилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

ƒистрибьютор - лицо или учреждение, зан€тое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким - либо предпри€тием.

»нсинуаци€ - клеветническое измышление.

»стеблишмент - прав€щие и привилегированные группы общества, а также вс€ система власти и управлени€, с помощью которой они осуществл€ют свое господство.

ћониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположени€м.

Ќувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекул€ци€х.

–еноме - установившеес€ (обычно благопри€тное) мнение о чем-либо.

—ервер - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.

‘иаско - неуспех, полна€ неудача.

ѕо нашему мнению, р€д лексических ошибок св€зан с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.

3. ћы вы€снили, что очень распространЄнной ошибкой оказалось употребление слова "обратно" вместо "снова", "оп€ть": "√абардин пришел к нам обратно", "–ижский вокзал надо переименовать обратно. . . ", "¬последствии Ѕаланчин дал ей (балерине) эту партию обратно".

4. Ќередко в —ћ» предложение начинаетс€ со слов "в этой св€зи" ("¬ этой св€зи хочетс€ вспомнить и о недавних событи€х") . „аще всего это словосочетание употребл€етс€, когда в тексте не указано ни на какую св€зь предыдущего с последующим. ѕравильно: "¬ св€зи с этим. . . " . Ѕлагодар€ такому сочетанию слов и устанавливаетс€ св€зь между уже сказанным и тем, о чем будет идти речь в дальнейшем.

5.   лексико-стилистическим погрешност€м относитс€ и незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском €зыке. Ќапример: "”худшаетс€ уровень жизни народа" (правильно: "—нижаетс€ уровень жизни народа") . Ќеверно составлено и предложение: "„тобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме" (криминогенный - способствующий совершению преступлени€) . ѕравильно: "„тобы изменить криминогенную обстановку в городе. . . " или "„тобы улучшить общую обстановку в городе. . . " .

6.  роме того, нами, в процессе исследовани€, обнаружены случаи неверного употреблени€ слов "главный" и "заглавный":

7. ћы пришли к выводу, что типичными дл€ спонтанной речи €вл€ютс€ погрешности следующего рода:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€
1

“олько вмешательство спасателей помешало окончательному разграблениюЕ

"“руд" от 18. 12. 03г. , стр. 4, "„ѕ. "ножки Ѕуша" разбегались, словно курицы". ”дачливый герой удачлив во всемЕ
2

„асова€ уборка пылесосом сжигает за час 250 калорийЕ

"Cosmo" є 3, 2005г. , стр. 321. ћы подвели итоги мес€чника за истекший мес€ц.
3

”ход€щий 2003й годЕбыл богат и на удачи, и на неудачи. ќчень хочетс€ думать, что 2004й год будет удачней.

"“ерек" от 31. 12. 03г. , стр. 1 " аким был 2003й" ѕусть тебе сопутствуют фортуна, счастье и удачаЕ
4

» не заставл€ет звЄзд скакать через скакалкуЕ

" ѕ" от 22. 10. 05г. , стр. 14 "—кверный анекдот" Ѕудет конкурс по лингвистике и разным €зыкам.
є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€
55

ѕри поступлении новой информации мы вас будем информироватьЕ

“¬  Ѕ– 14. 10. 05г. , 20. 45 "Ќовости", диктор Ќаталь€ Ѕоровинска€

ƒикие звери водились в лесу повселесно. (из сочинени€)

6

¬рем€ измер€лось во все временаЕ

»з рекламы на “¬

ћы видели их мертвые трупыЕ

7

ѕросто он сам такой простой человечекЕ

"ѕесн€ года", Ќ“¬, 31. 12. 05г. (ј. Ѕ. ѕугачЄва)

Ёто аксиома, это вещь, котора€ не требует доказательств.

8

Ћов€т неуловимых боевиковЕ

"—егодн€", Ќ“¬, 04. 01. 06г. (ќльга Ѕелова)

¬ поле было полно цветущих цветовЕ

9

≈го воображение уже разыгралось, и мы начинаем игратьЕ

–еклама “¬

Ћетом € читал „ехова, “олстого и русских классиков.

10

–укав классической длины, длинныйЕ

"—нимите это немедленно". —“—, 26. 12. 05г. (—аша ¬ертинска€)

ќн сел в калошу, опозорилс€Е

11

ќна отличалась лебединой красотой белого лебед€Е

"“ерек" от 12. 04. 03г. , стр. 3, "“анец и жизнь".

ёношеский максимализм присущ всем юным.

†Ётот р€д можно продолжать долго. явлени€ такого пор€дка в лингвистике прин€то называть тавтологией.

8. Ћогические ошибки:

є цитата из —ћ» источник
1

ј если обращаютс€, значит, у них что-то с чем-то не в пор€дкеЕ

" ѕ" от 14. 09. 05г. , стр. 2 " артина дн€" (цитируетс€ г-н „ерномырдин)
2

Ќынешний сезон уже открыл дл€ ценителей классической музыки р€д молодых исполнителей. Ќе был исключением и нынешний.

" Ѕѕ" от 04. 06. 05г. , стр. 4-5 "Ќа одном дыхании"
3

ћужские и женские мозги Ц это две большие разницыЕ

" ѕ" за 16-23. 06. 05, стр. 10 " луб любознательных"
4

„ерез полчаса компьютерных игр у мен€ складываетс€ впечатление, что € сошЄл с ума. ѕоэтому € его выключаю.

"Cosmo" є 7, 2005г. , стр. 117 " омментарий »вана ”рганта"

5

ѕриобрета€ пиротехнику, не покупайте еЄ у лотошниковЕ

"“ерек" от 31. 12. 03г. , стр. 3 "¬нимание: 01 предупреждает"
6

ƒмитри€ ѕевцова побрили нагологоЕ

" ѕ" от 2-9. 06. 05г. , стр. 39 (заголовок)
7

Ќо и нам надо на пульсе руку держать, не пускать на самотЄк молодЄжь.

" ѕ" от 08. 11. 05г. , стр. 3 " ак нам избежать проколов"
88

¬ таком формате мы не думали над этой проблемой. ћы уделим серьЄзное внимание этой проблеме. (из речи ј.  анокова)

" Ѕѕ" от 25. 10. 05г. , стр. 1 "¬ ближайшее врем€ в школах будут введены уроки ислама и православи€"
9

ќбщаюсь с людьми, которые лицами-то особенно не хлопочут.

"ћ " от 24. 11. 05г. , " ривой эфир"
10

ј когда € включала “¬, € слышала совершенно другую речь.

"ћ " от 24. 11. 05г. , " ривой эфир"
11 Ёта его любовьЕќна же неверо€тна€, жутка€ЕќнаЕво кака€! ¬от. "Ѕез комплексов", ќ–“, 27. 12. 05г. (Ћолита)
12

ѕрошли дни, прошли недели и результат про€вилс€ налицоЕ

–еклама “¬
13

„ерномырдин:

-Ќадо не хотением достигать этого, а совсем другим местом. -я думаю об этом всегда и далеко не безразлично.

-я не очень-то замечаю, кого ещЄ можно в президенты. -» очень жаль, что вот на таком, на полном скаку человеку надо будет уходить по  онституции.

-я думаю, что ему равных не будет. ¬от пока ему их нет.

-’от€, должен сказать, ведь его тоже никто не знал до 1999года. ’от€ –осси€ богата€ страна Ц и на людей, и на умных людей.

- онечно, будут, они есть, которые достойны возглавить наше государство.

-я к этому не хотел бы даже притрагиватьс€. ¬от не хотел бы сейчас.

" ѕ" от 18. 10. 05г. , стр. 8 "ѕолитпарилка"
14

¬ообще, экстремальщина оторвались на полную катушкуЕ

"¬ести  Ѕ–", 27. 06. 05г. , 20. 45
15

ѕрезидентЕпроводил разбор полЄтаЕ

"—егодн€", 22. 08. 05г. , 22. 00, јсет ¬ацуева
16

Ѕыло много симпатичной музыки.

"ѕ€ть звЄзд", "–осси€", 10. 07. 05г. (Ћ. ¬. Ћещенко)
17

ƒавно было не видно  урникову.

"¬ести", Ќ“¬ 13. 07. 05г.
18

—ейчас проход€т молитвы у —тены ѕлача Е

"—егодн€", Ќ“¬, 05. 01. 06г. (ƒенис —андро)
19

Ќе в лучшей бодрости духаЕ

"—егодн€", Ќ“¬, 05. 01. 06г. (јлексей ѕивоваров)
20

—орок квадратов метровЕ «автра меропри€ти€ по прочЄске местности будут продолженыЕ

"—егодн€", Ќ“¬, 05. 01. 06г. (јбдул ћусаев)
21

¬ы нарушили уголовный законЕ

"‘едеральный судь€". ќ–“,12. 01. 06г. , (—. ј. ѕашин)
22

«адержан участник незаконного бандформировани€Е

"ƒежурна€ часть". "–осси€", 12. 01. 06г.
23

— течением топки через них начинают пробиватьс€

искрыЕ

"“ерек" от 11. 12. 03г. , стр. 4 "„тобы избежать огненной стихии"
24

Ќа концерты мы ходили и в экскурсию в музейЕ

"“ерек" от 28. 08. 03г. , стр. 3 "«вЄзды гаснут над "јлмазом"
є цитата из —ћ» источник
1

’от€Етрудно сравнивать такие дефолты, всЄ же заметно: основа у них обща€Е’от€ правые подают надежду на исправлениеЕ

"“руд" от 18. 12. 03г. , стр. 2 "язык до дефолта довЄл"
2

» это при том, что эти средства не были предусмотрены в бюджете.

" ѕ" от 01. 11. 03г. , стр. 6 "Ќа —таврополье началась вакцинаци€"
3

ћен€, как бы, всЄ, как бы, устраиваетЕ

"“ри окна", ќ–“, 04. 12. 05г. (Ќ.  оролЄва)
4

—ейчас, на самом деле, мы хотим сказать, что, на самом деле, этот стиль ей к лицуЕ », на самом деле, мы решились на минимум переменЕ

"—нимите это немедленно", —“—, 08. 01. 06г. (“аша —трога€)
5

Ќу, реально-то она не очень изменилась. „еловек-то она реально тот самыйЕ Ќе, ну реально!. .

"—нимите это немедленно", —“—, 08. 01. 06г. (—аша ¬ертинска€)

 

4. Ќарушение чистоты речи

„истота речи Ч отсутствие в ней лишних слов, слов-"сорн€ков", слов-"паразитов".  онечно, в €зыке этих слов нет, такими они станов€тс€ в речи говор€щего из-за частого, неуместного их употреблени€.   сожалению, многие вставл€ют в свою речь "любимые словечки": так сказать, значит, вот, собственно говор€, видите ли, пон€тно, да, так, понимаете и др. 11

1. Ќесомненно, разговорные элементы, просторечные вкраплени€ (именно вкраплени€) имеют право на жизнь в публицистике. ќднако чувство меры в использовании средств разговорного стил€ у журналистов нередко отсутствует:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€
1

ѕосетители музе€ сплошь эмвэдэшники, музейщики постарались дл€ них на славуЕ

"∆изнь" от 27. 02. 04г. , стр. 5 "ќткрытие музе€"

‘ортепианщики занимались в соседнем классеЕ

2

ѕремьер-министр утвердил поправки к ѕƒƒ, разрешающие ментам забирать любую машину.

" ѕ" от 02. 10. 03г. , стр. 3 из заголовка

ћентов в то врем€ не былоЕ

3

ƒа мне по фигЕ

"Cosmo" є 12,2005г. , стр. 180 "»нтервью. —тас ѕьеха"

ќфигенный случай случилс€ в јфинахЕ ѕечорин был пофигистом.

4

—транные реб€та: торгуют наркотой, пьют, шарахаютс€ по улицам.

" ѕ" от 11. 11. 05г. , стр. 2 " артина дн€"

¬место работы –аскольников шарахалс€ по ѕетербургуЕ

5

"ѕусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!" - пожелал наш звездун.

" ѕ от 12. 11. 05г. , стр. 14 "Ѕрюзга недели"

ћожно будет пофоткатьс€Е

6

Ежрать черв€ков в эфиреЕ

" ѕ" от 22. 10. 05г. , стр. 14 "—кверный анекдот"

“усовались у Ўерер.

7

¬от пацан вчера только с зоны откинулс€, с ’одором р€дом был, всЄ расскажет!

" ѕ" от 29. 10. 05г. , стр. 2 "—ообщаем подробности"

—олженицын, откинувшись с зоны, принимаетс€ писать романыЕ

8

¬от простебала € —ерге€ ЅезруковаЕ

"ћ " от 24. 11. 05г. , " ривой эфир"

¬се прикалывались над ѕьером ЅезуховымЕ

9

Ќу не понравились президенту их рожиЕ

"Ќовости", ќ–“, 13. 09. 05г. , 21. 00, ¬. „ерномырдин

ћорда лица у геро€ была так себеЕ

10

¬ ≈вропе поражает умение горожан парковать свои бибикиЕ

"ЌепутЄвые заметки", ƒмитрий  рылов, 20. 11. 05г.

ќна сн€мкала все съестное в доме.

11

ќ„”ћ≈“№!

"ћо€ прекрасна€ н€н€", —“— (н€н€ ¬ика)

ћаргарита оказалась на чумовой вечеринке.

12

ѕока вар€тс€ макароны, позырим кассету "Ѕитлз".

"“ри окна", ќ–“, 05. 11. 05г. , 10. 30, ј. ћакаревич.

  концу романа Ќаташа –остова приобретает нью-лукЕ

—ледует заметить, что разговорна€ тональность в информационно-аналитических программах нередко т€готеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подмен€етс€ ею. —видетельство тому Ц откровенно груба€ лексика: хавать, хал€ва, козлы, облажатьс€.

†2. „то касаетс€ иностранных слов, то необходимость некоторых из них несомненна, но зачем нам "конфронтаци€", "раунд", "саммит", "консенсус", "тинейджер", "шоу", "брейн-ринг" и сотни других! —овременные масштабы заимствовани€ губительны дл€ русского литературного €зыка:

є цитата из —ћ» источник результат воздействи€ на речь учащихс€
1

я за их счет делаю себе пиар.

"ћ " от 24. 11. 05г. , " ривой эфир"

ѕоэт пиарил себ€Е

2

ѕосле полного апгрейда показалс€ ƒед ћорозЕ

"—егодн€". Ќ“¬, 26. 12. 05г.

Ёто был апгрейдЕ

3

—ельска€ самоде€тельность организовала грандиозное шоу дл€ комбайнЄров.

"“ерек" от 18. 06. 04г. , стр. 2 "ƒелу - врем€, потехе - час".

¬ечером € устроила дл€ родителей шоу с истерикой.

4

ѕлюрализм мнений будет учтЄн.

" Ѕѕ" от 08. 12. 03г. , стр. 1 "¬ыборы сегодн€"

¬ ƒуме наблюдаетс€ плюрализм партий.

5

Ётот колхоз всегда в авангарде.

"“ерек" от 07. 09. 03г. , стр. 2 "ѕередовые хоз€йства района".

Ќаш класс был в авангарде по уборке школы.

«аключение

≈сли человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, его речь мы называем правильной. ќднако этого мало. –ечь может быть правильной, но "плохой", то есть не соответствовать цел€м и услови€м общени€. ¬ пон€тие "хорошей" речи включаютс€ как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. ѕоказател€ми богатой речи €вл€ютс€ большой объем активного словар€, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. “очность речи - это выбор таких €зыковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывани€, раскрывают его тему и основную мысль. ¬ыразительность создаетс€ с помощью отбора €зыковых средств, в наибольшей мере соответствующих услови€м и задачам общени€.

≈сли человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровн€ речевой культуры. Ёто значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывани€ в соответствии с целью общени€, отбирать наиболее подход€щие в каждом случае слова и конструкции, учитыва€ при этом, к кому и при каких обсто€тельствах он обращаетс€.

¬ысокий уровень речевой культуры Ч неотъемлема€ черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добитьс€ этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда —ћ», оказывающие значительное вли€ние на культуру речи общества, столь далеки от норм.

ћы провели мини-опрос тестируемых:

- „итаете ли вы в об€зательном пор€дке программные произведени€?

а) конечно, причЄм в полном варианте-10%; б) стараюсь, но в сокращении-63%; в) нет-27% (!) .

-  ак часто вы читаете произведени€ мировой классики?

а) довольно часто-26%; б) редко-15%; в) читаю лЄгкую литературу-19%;г) не читаю, нет времени-40% (!) .

-  ак часто вы пользуетесь лингвистическими словар€ми?

а) довольно часто-20%; б) врем€ от времени-6%; в) не пользуюсь-74% (!) .

-  ак часто вы обращаетесь за информацией разного рода к —ћ»?

а) очень часто-72%; б) врем€ от времени-18%; в) редко-10%.

- «накомо ли вам пон€тие "культура речи"?

а) да-35%; б) что-то припоминаю-29%; в) нет-36%.

- ћожет ли, на ваш взгл€д, речь —ћ» быть неверной, не соответствующей нормам?

а) вполне-12%; б) не думаю-26%; в) нет-62%.

- —читаете ли вы возможным корректировать свою речь по речи —ћ»?

а) конечно-61%; б) нет-14%; в) не всегда-25%.

ѕроанализировав материалы исследовани€ и прин€в во внимание результаты мини-опроса, мы пришли к выводу, что:

1) удельный вес речевой продукции —ћ» в речевой практике общества повысилс€, повысилась и значимость текстов —ћ» в общественном сознании, увеличилась сила воздействи€ —ћ» на культуру речи людей.

2) нами констатировано, что вли€ние €зыка —ћ» на культуру речи общества негативно, что €вл€етс€ предметом тревоги за экологию русского €зыка, культуру речи современного общества.

Ћ. ¬. ўерба писал: "¬се хот€т говорить правильным хорошим русским €зыком, а где найти его нормы не знают. ќтвет, собственно, конечно, крайне прост Ц читайте произведени€ Е непререкаемых классиков нашей литературы Ц √орького, „ехова,  ороленко, “ургенева, √ончарова и др. , и вы найдете у них искомую норму". Ќа наш взгл€д, ответ Ћ. ¬. ўербы очень актуален, но посредством данного совета выправить ситуацию будет довольно сложно (см. результаты мини-опроса) , поэтому мы предлагаем свою "ѕрограмму оптимизации культуры русской речи":

I. ¬вести в школе предмет риторика.

II. ќрганизовать дл€ учителей-словесников курсы по риторике.

III. –екомендовать учител€м-словесникам включать в урок непременные орфоэпические, акцентологические, орфографические и другие разминки дл€ учащихс€ всех возрастных групп.

IV. ќрганизовать в школах клубы любителей русской речи.

V. –екомендовать факультетам журналистики удел€ть больше внимани€ культуре речи путЄм увеличени€ количества часов, отведЄнных на формирование данной культуры у будущих работников —ћ»,

VI. ”чредить премию —ћ», выступающим за чистоту и правильность русской речи.

VII. ќрганизовать на одном из российских каналов выход передачи "÷ензура" с мониторингом ошибок в речи телеведущих, распределив последних в номинаци€х:1) мисс/мистер антиправильность речи; 2) мисс/мистер антиточность речи; 3) мисс/мистер античистота речи и т. п.

VIII. ѕопул€ризировать словари, активно создава€ их качественные интернет-версии. ƒанный шаг, на наш взгл€д, обеспечивает доступность словарной информации.

IX. ќбъ€вить конкурс среди лингвистов на разработку программы ликбеза в культуре речи.

X. ”чредить ¬сероссийский конкурс знатоков мировой классической литературы и культуры речи.

ћы считаем, что, следу€ нашей программе, можно повли€ть на состо€ние культуры речи современного общества, а также культуру общества в целом: "ѕо отношению каждого человека к своему €зыку можно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. »стинна€ любовь к своей стране немыслима без любви к своему €зыку. „еловек, равнодушный к своему €зыку, - дикарь. ќн вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к €зыку объ€сн€етс€ полнейшим безразличием к прошлому, насто€щему и будущему своего народа" ( . √. ѕаустовский) .

»спользованна€ литература

1.       јбрамов Ќ. »скусство разговаривать// –усска€ речь. - 1991. - є 4.

2.       јванесов –. ».. –усское литературное произношение. ћ. , 1972г.

3.       јгеенко ‘. Ћ. , «арва ћ. ¬. —ловарь ударений русского €зыка. ћ. , 2000г.

4.       ¬веденска€ Ћ. ј.  ультура речи. —ери€ "”чебники, учебные посо≠би€". –остов н/ƒ: ‘еникс, 2001.

5.       ¬веденска€ Ћ. ј. —ловарь ударений дл€ дикторов радио и
†телевидени€. ћ. , 2004 г.

6.       √воздЄв ј. Ќ.. —овременный русский литературный €зык: фонетика и морфологи€. ћ. , 1973г.

7.       √реков ¬. ‘. и др. ѕособие дл€ зан€тий по русскому €зыку. ћ. , ѕросвещение, 1968г.

8.        рысин Ћ. ѕ. “олковый словарь ино€зычных слов. ћ. , 1998г.

9.       Ћ. ј. ¬ербицка€. ƒавайте говорить правильно. ћ. , 1993г.

10.    ћатериалы —ћ».

11.    ћатериалы сочинений и магнитофонные записи спонтанной речи учащихс€ 11-х классов ћќ” "—ќЎ є 2 г. “ерек".

12.    Ќовинска€ Ќ. ». ќрфоэпический словарь русского €зыка. ћ. ,2004 г.

13.    ќганес€н —. —.  ультура речевого общени€ // –усский €зык в школе. є 5 Ц 1998г.

14.    ќжегов —. ». —ловарь русского €зыка. ћ. , 1991г.

15.    –озенталь ƒ. Ё. —правочник по правописанию и литературной правке дл€ работников печати. ћ. , 1971г.

16.    —кворцов Ћ. ». язык, общение и культура // –усский €зык в школе. є 1 Ц 1994г.

17.    ‘ормановска€ Ќ. ».  ультура общени€ и речевой этикет // –усский €зык в школе. є 5

ѕриложение

ѕроцентное соотношение ошибок в культуре речи —ћ».

†2003-2004гг.

1. ќрфоэпические ошибки Ц 40%

2. ќрфографические ошибки Ц 15%

3. ѕунктуационные ошибки Ц 6%

4. √рамматические ошибки Ц 9%

5. ќшибки в словоупотреблении Ц 30%

†2005-2006гг.

1. ќрфоэпические ошибки Ц43%

2. ќрфографические ошибки Ц10%

3. ѕунктуационные ошибки Ц5%

4. √рамматические ошибки Ц10%

5. ќшибки в словоупотреблении Ц32%

—одержание ¬ведение. 2 1. —истема и норма. 4 2. ќшибки в правильности речи. 7 3. ќшибки в точности речи. 14 4. Ќарушение чистоты речи. 21 «аключение. 23 »спользованна€ литература. 26 ѕриложение. 27 ¬ведение –азви

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ Ќаучна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ Ќаучна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

—овременные неологизмы
»зучение библейских фразеологизмов как пласта английской фразеологии
»зучение имЄн собственных во фразеологизмах английского €зыка
»зучение роли редуплицированных слов в различных стил€х речи
»зучение синонимических средств и вы€вление принципов составлени€ синонимических словарей английского €зыка
»нтертекстуальные св€зи в художественном тексте (на материале творчества Ћ. ‘илатова)
¬хождение ино€зычных слов в русскую лексику
јнализ употреблени€ слов с семантикой "части тела" во фразеологизмах русского и английского €зыков
Ѕаварський д≥алект
ћолодЄжный сленг как показатель развити€ общества

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru