Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»скусство середины XVIII века —  ультура и искусство

»льина “.

–азвитие искусства середины XVIII в. делитс€ на два этапа: 30-е годы Ц мрачное врем€ правлени€ јнны »оанновны, засиль€ иноземцев, и 40Ц50-е годы Цгоды елизаветинского правлени€, некоторого см€гчени€ нравов предыдущего времени, роста национального самосознани€, поощрени€ всего отечественного, врем€ сложени€ стил€ русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

30-е Ц начало 40-х годов в архитектуре ознаменованы работой ». .  оробова (1700/01Ц1747) над реконструкцией јдмиралтейства и созданием центральной башни с высоким золоченым шпилем (1732Ц1738), несущим флюгер в виде трехмачтового корабл€, оставленным при перестройке здани€ ј.Ќ. «ахаровым уже в XIX веке; градостроительными планами ѕ.ћ. ≈ропкина (ок. 1690Ц1740), творчеством ћ.√. «емцова (1688Ц1743). Ќо истинный расцвет св€зан с именем ‘ранческо Ѕартоломео –астрелли (1700Ц1771). ≈го ранние работы Цдворцы Ѕирона в ћитаве (1738Ц1740, теперь ≈лгава) и –уентале (1736Ц1740, теперь –ундаль), Ћетний (дерев€нный) дворец ≈лизаветы ѕетровны, сто€вший на месте ћихайловского замка и сохранившийс€ на гравюре по рисунку ћ. ћахаева (1741Ц1744). ƒворец ћ.». ¬оронцова (1749Ц1758) на —адовой улице в ѕетербурге с его эффектной игрой светотени на фасадах свидетельствует о формировании собственного творческого лица. — 1745 по 1755 г. мастер зан€т работой над Ѕольшим ѕетергофским дворцом, котора€ осложн€лась тем, что старый дворец должен был войти как центральна€ часть в общую композицию с открытыми террасами, боковыми павильонами, церковью и корпусом Ђпод гербомї. Ќо парадна€ лестница и большой танцевальный зал, двусветный, очень высокий, с простенками, сплошь зан€тыми зеркалами, с обильной золоченой дерев€нной резьбой и иллюзорной живописью плафонов Ц уже типичное произведение –астрелли, символизирующее победу синтеза всех видов искусства в одном стиле Цбарокко. ќдно из самых совершенных созданий архитектурного гени€ –астрелли Ц Ѕольшой, или ≈катерининский, дворец в ÷арском —еле. —кромное здание, возникшее на так называемой —аарской мызе еще в петровское врем€, было изменено сначала ј.  васовым и —. „евакинским, а уж затем (в 1752Ц1757) Ц –астрелли. ќн превратил его в громадную анфиладу зал, Ђблок-галереюї с окнами в обширный регул€рный сад, где возвел типичные парковые павильоны середины XVIII в.Ц Ёрмитаж, ћонбижу, √рот и  атальную горку. — другой стороны дворец обращен к торжественному парадному двору.

¬ центре ѕетербурга –астрелли построил «имний дворец (1754Ц 1762). ѕочти квадратное в плане здание имеет внутренний замкнутый парадный двор, тройными воротами соедин€ющийс€ с Ђлугомї (теперь ƒворцова€ площадь), главный фасад дворца обращен на Ќеву. ¬озможно, наивысшей удачей –астрелли €вилс€ комплекс —мольного монастыр€ (1748Ц1764, завершен в 30-х годах XIX в. ¬.ѕ. —тасовым): собор и образующие внутренний двор Цсоответственно древнерусской традиции Цздани€ келий. √лавный въезд –астрелли задумал в виде колоссальной (более 140 м высотой) башни-колокольни, строительство которой, к сожалению, не было осуществлено. ¬о всех работах –астрелли (а сюда можно добавить и дворец —троганова в ѕетербурге 1752Ц1754 гг., и построенный по его проекту московским зодчим ».‘. ћичуриным јндреевский собор в  иеве) при всей декоративной пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности сочетаний цветов интенсивно-голубого, белого и позолоты сохран€етс€ удивительна€ €сность основной композиции, что становитс€ об€зательной чертой русского барокко.

¬округ –астрелли группировались одаренные зодчие (¬.». ЌеЄлов, я.ј. јнаньин), скульпторы (».-‘. ƒункер), живописцы (ƒ. ¬алериани, брать€ Ѕельские, ».я. ¬ишн€ков). ѕод оба€нием его таланта находились и вполне самосто€тельно работающие архитекторы, такие, как —.». „евакинский (1713Ц1774/80), строитель Ќикольского ћорского собора в ѕетербурге (1753Ц1762).

¬ ћоскве в это врем€ сложилась цела€ архитектурна€ школа ƒ.¬. ”хтомского, завершившего после учител€ Ц ».‘. ћичурина знаменитую колокольню “роице-—ергиевой лавры (1741Ц1770). «десь работали такие зодчие, как ј.¬.  васов (собор в  озельце на ”краине, 1751Ц1763), ‘.—. јргунов (подмосковна€ усадьба Ўереметевых  усково, знаменитый Ђ‘онтанный домї Цдом Ўереметевых на ‘онтанке в ѕетербурге), ј. ѕ. ≈влашев (надвратна€ колокольн€ ƒонского монастыр€ в ћоскве, 1730, 1750Ц1753).

Ќеобходимо отметить еще один вид архитектурных пам€тников. ¬ XVIII столетии, особенно в его первой половине и середине, было прин€то воздвигать “риумфальные арки в честь какого-либо выдающегос€ событи€: в петровское врем€ так отмечали славные виктории, во врем€ правлени€ јнны »оанновны и ≈лизаветы ѕетровны триумфальные ворота строились в честь тезоименитства или по поводу коронаций и пр. “ак, еще при ѕетре I были воздвигнуты на “роицкой площади “роицкие ворота, при јнне »оанновне, в честь ее въезда в ѕетербург, Ц јдмиралтейские (у пересечени€ Ќевской Ђпершпективыї и реки ћьи, ћойки) и јничковские (через ту же перспективу у јничкова дворца). ¬ создании триумфальных ворот обычно принимали участие ведущие архитекторы (“резини, «емцов) и живописцы (ј. ћатвеев, ». ¬ишн€ков). јрка €вл€ла собой блест€щий синтез всех искусств: архитектуры, скульптуры (иногда в несколько дес€тков фигур) и живописи. Ђ‘онарьї, венчающий арку, как правило, по главному фасаду был украшен портретом царствующей† †особы. —кульптурные и живописные аллегории прославл€ли ее (или событие, в честь которого арка воздвигалась). ќбщее впечатление торжественности, праздничности усиливалось цветом: скульптуры раскрашивались, облачались в Ђантичныеї одежды, живопись строилась на сочетании крупных цветовых п€тен, с расчетом Ђна смотрениеї с рассто€ни€. ќблик таких пам€тников сохранили как литературные источники, так и чертежи, эскизы и даже обнаруженные в последнее врем€ некоторые рисунки к их живописным панно (см., например, рисунок ј. ћатвеева к јничковским воротам Ђ¬енчание на царствої, ЅјЌ).

–усское барокко вызвало подъем всех видов декоративно-прикладного искусства. Ѕарочный интерьер Ц это некий единый декоративный поток, необычайное богатство декора в его барочно-рокайльных тенденци€х, с капризным из€ществом рисунка, прихотливостью общей композиции и нар€дностью решени€, сказавшихс€ буквально во всех видах и техниках: в мебели, в только что родившемс€ отечественном фарфоре, в ткан€х.

—оздание барочного стил€ в архитектуре не могло непосредственно не отразитьс€ на живописи, прежде всего на монументально-декоративной, широко примен€вшейс€ во дворцах и церкв€х –астрелли и других архитекторов этого времени; но, к сожалению, монументальные росписи почти не сохранились, как не сохранились искаженные временем и перестройками или вообще уничтоженные интерьеры, дл€ которых они исполн€лись, или даже сами пам€тники архитектуры. Ќо зато от рассматриваемого нами периода осталось немало произведений станкового искусства, особенно наиболее развитого с петровских времен жанра портрета.

¬ середине века в –оссии по-прежнему трудились и иностранные мастера, приглашенные царским двором. ¬о врем€ правлени€ ≈лизаветы ѕетровны это были в основном художники, работавшие в стиле рококо, например, италь€нец ѕьетро –отари (1707Ц1762), прославившийс€ своими из€щными изображени€ми девичьих головок, которые составили в ѕетергофском дворце Ђ абинет мод и грацийї; немец √еорг ’ристофор √роот (1716Ц1749), создавший парадные по композиции, но маленькие по размеру, рокайльные по стилю, затейливые, грациозные портреты (≈лизаветы ѕетровны, √–ћ; вел. кн. ≈катерины јлексеевны, √–ћ, и пр.). —овсем ненадолго в конце 50-х годов приезжал из ѕарижа такой замечательный живописец, как Ћуи “окке (портрет ј. ¬оронцовой в образе ƒианы Ц √Ё). Ќо несомненно, однако, и то, что р€дом с западными мастерами рокайльного направлени€ уже совершенно самосто€тельно выступает р€д отечественных художников с €рко выраженной самобытностью, донесших до нас национальные традиции русского искусства. » если раньше, в петровское врем€, иностранцы ( аравакк, “аннауер, ѕино) играли важную роль в процессе обмирщени€ искусства, то теперь иностранные и русские мастера, по верному определению исследовател€, существуют Ђна паритетных началахї.  ак правило, большинство из отечественных художников работали в стенах  анцел€рии от строений, исполн€€ и монументальные заказы, про€вл€€ поражающую универсальность в умении создавать все своими руками, Ц от плафонов и панно до театральных декораций к опере, рисунков обоев, росписи хоругвей и, конечно, икон как дл€ посто€нных, так и дл€ походных церквей. Ќо дошли, как уже говорилось, из всего этого обширного наследи€ только портреты. ѕричем по письму они архаичнее, чем произведени€ петровских пенсионеров Ќикитина или ћатвеева.

’удожники середины века не учились за границей, они учились дома, и учились по старинке, сохран€€ традиции старой русской живописи. ќтсюда удивительные контрасты иногда не только в творчестве одного художника, но и в одном произведении. Ќо отсюда и удивительное, неповторимое оба€ние их портретописи.

¬се это в полной мере может быть отнесено к творчеству одного из пленительнейших живописцев XVIII столети€, а возможно, и во всем русском искусстве ».я. ¬ишн€кова (1699Ц1761). ѕосле смерти ћатвеева он зан€л пост главы ∆ивописной команды  анцел€рии от строений и сам принимал непосредственное участие в монументально-декоративных работах на всех объектах ѕетербурга и его окрестностей. Ќо кроме того, ¬ишн€ков занималс€ портретом.

»здавна с именем ¬ишн€кова св€зывались портреты детей начальника  анцел€рии от строений ‘ермера Ц —арры Ёлеоноры и ¬ильгельма √еорга ‘ермер (оба Ц √–ћ), из них первый исполнен в 1749 г. (на обороте сохранилась надпись Ђ—арра ‘ерморова 10 летї, а она родилась в 1740 году), а второй написан вернее всего между 1758 (когда мальчик ‘ермер был введен в графское достоинство) и 1761 годами (когда он был произведен в офицеры и, следовательно, должен был быть изображен в другом костюме). Ћабораторное исследование, которое теперь часто практикуетс€ в изучении произведений прошлых веков, т. е. исследование в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, микроскопическое и химическое, показало к тому же, что портрет мальчика сначала был задуман как парный портрету сестры: также на пейзажном фоне и в партикул€рном платье, Ц но был переписан, веро€тно, из-за получени€ ‘ермером сержантского чина. ¬ 60-х годах XX столети€ были реставрированы два подписных произведени€ ¬ишн€кова Цпарные портреты четы “ишининых, датированные 1755 годом (»сторико-художественный музей г. –ыбинска). —пециальное исследование творчества этого художника в последние годы позволило атрибутировать еще несколько портретов как принадлежащих его кисти (портрет мальчика ¬асили€ ƒарагана, 1745, „ерниговский исторический музей; портрет правительницы јнны Ћеопольдовны, 1742Ц1746, √–ћ; портреты ћ.—. Ѕегичева, 1757, музей ¬.ј. “ропинина; парные портреты ћ. и —. яковлевых, ок. 1756, √Ё).

ќсобенности вишн€ковской кисти видны во всех этих произведени€х, одно из самых интересных Ц портрет —арры ‘ермор. Ёто типичное дл€ того времени парадное изображение. ƒевочка представлена в рост, на стыке открытого пространства и пейзажного фона с об€зательной колонной и т€желым занавесом. Ќа ней нар€дное платье, в руке веер. ≈е поза скованна, но в этой застылой торжественности много поэзии, ощущени€ трепетной жизни, ове€нной высокой художественностью и большой душевной теплотой. ¬ портрете соединены, что типично дл€ ¬ишн€кова, как будто бы резко контрастные черты: в нем ощущаетс€ еще жива€ русска€ средневекова€ традици€ Ци блеск формы парадного европейского искусства XVIII в. ‘игура и поза условны, задник трактован плоскостно Ц это открыто декоративный пейзаж,Ц но лицо вылеплено объемно. »зысканное письмо серо-зелено-голубого плать€ поражает богатством многослойной живописи и имеет традицию к уплощению. ќно передано иллюзорно-вещественно, мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок, и это Ђузорочьеї ложитс€ на плоскость, как в древнерусской миниатюре. ј над всей схемой парадного портрета Ц и это самое удивительное Цживет напр€женной жизнью серьезное, грустное лицо маленькой девочки с задумчивым взгл€дом.

÷ветовое решение Ц серебриста€ тонова€ живопись, отказ от €рких локальных п€тен (что вообще-то было свойственно кисти этого мастера) Цобусловлено характером модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком.  ак из стебл€, вырастает ее головка на тонкой шее, бессильно опущены руки, об излишней длине которых писал не один исследователь. Ёто вполне справедливо, если рассматривать портрет с позиций академической правильности рисунка: заметим, что руки вообще давались наиболее трудно мастерам, не получившим систематического Ђучебногої образовани€, каковыми и были художники середины XVIII в., и ¬ишн€ков в частности, но их длина здесь так же гармонически подчеркивает всю хрупкость модели, как и тонкие деревца на заднем плане. —арра ‘ермер как будто воплощает не истинный XVIII век, а эфемерный, лучше всего выраженный в причудливых звуках менуэта, XVIII век, о котором только мечтали, и сама она Цпод кистью ¬ишн€кова Ц как воплощение мечты.

¬ишн€ков сумел соединить в своих произведени€х восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности, не потер€нное за вниманием к детали. ” ¬ишн€кова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то врем€ как из€щество, изысканность декоративного стро€ свидетельствуют о прекрасном владении формами европейского искусства. √армоническое соединение этих качеств делает »вана яковлевича ¬ишн€кова одним из самых €рких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой €вл€лась в –оссии середина XVIII столети€.

†Ђјрхаизмыї в живописном почерке при большой художественной выразительности еще более очевидны в творчестве јлексе€ ѕетровича јнтропова (1716Ц1795), живописца, который многие годы работал в  анцел€рии от строений под началом ћатвеева, а затем ¬ишн€кова. ќн также расписывал интерьеры дворцов, писал иконы дл€ многочисленных церквей, как и его учител€. ¬ станковой живописи он работал в жанре камерного портрета, в котором достиг большой реалистической достоверности. ”же в первом по времени дошедшем до нас изображении Ц статс-дамы ј.ћ. »змайловой (1759, √“√) Ц наблюдаютс€ черты, которые будут свойственны художнику на прот€жении всей его творческой жизни. Ёто по€сное изображение, причем фигура, вернее, полуфигура и лицо, максимально приближены к зрителю, вз€ты очень крупно.  олористическое решение строитс€ на контрастах больших локальных цветовых п€тен.  онтрастна и светотенева€ моделировка объемов. ≈му особенно удавались старые лица, как замечал сам мастер, в которых он не бо€лс€ подчеркивать признаки прожитой жизни, создава€ образы большой достоверности (портрет ћ.ј. –ум€нцевой, 1764, √–ћ; портрет ј.¬. Ѕутурлиной, 1763, √“√). ¬ них, возможно, нет тонкой психологичности, но это и не только удачно схваченное сходство. ¬ каждой модели јнтропов умел улавливать наиболее существенное, и потому его портреты обладают такой удивительной жизненностью. Ќе измен€ет этим своим особенност€м јнтропов и при изображении Ђкн€зей церквиї, с которыми был близко знаком, наход€сь на посту цензора —инода (портрет —.  ул€бки, 1760, √–ћ, портрет ‘. ƒуб€нского, √Ё). ƒаже в парадных портретах, естественно, совсем не стрем€сь сатирически толковать образ, художник остаетс€ верен своим иногда беспощадным наблюдени€м. “ак, в парадном портрете ѕетра III (1762, √–ћ) пышна€ дворцова€ обстановка, парадные регалии, обычные в изображении царской особы, оказываютс€ в контрасте с жалкой в своей самодовольной напыщенности уродливой фигурой императора, по меткому определению исследовател€ (ќ.—. ≈вангуловой), Ђвбежавшего как бы случайно, и, как оказалось, ненадолгої.

ѕри всех реалистических находках јнтропова в его письме много от традиций живописи предыдущего столети€.  омпозици€ его портретов статична. »зображение фигуры Ц при подчеркнутой объемности лица Ц плоскостно. ¬ портретных фонах мало воздуха. ¬се эти черты в той или иной степени всегда свойственны художникам послепетровской поры, не получившим академической выучки, вместе с тем это-то в большой степени и составл€ет своеобразие живописи середины века, определ€ет ее специфику. јнтропов, как и ¬ишн€ков, имел большое вли€ние на живопись последующего периода. »з его петербургской частной художественной школы вышел один из самых замечательных художников второй половины столети€ Ц Ћевицкий.

Ѕлизок јнтропову »ван ѕетрович јргунов (1729Ц1802), крепостной художник Ўереметевых, происходивший из замечательной династии, давшей и живописцев, и архитекторов. јргунову всю жизнь приходилось помимо живописи заниматьс€ управлением домами Ўереметевых (сначала на ћиллионной улице в ѕетербурге, затем так называемым ‘онтанным домом).

ѕервые приобретшие известность портреты јргунова соедин€ют в себе принцип композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от парсуны черты застылости, живописной сухости, плоскостности (портрет кн€з€ ».». Ћобанова-–остовского, 1750, и парный к нему, исполненный четыре года спуст€ портрет его жены, оба √–ћ). —вое обучение јргунов начал у приехавшего в –оссию в 40-е годы √роота, которому помогал в исполнении икон дл€ церкви ÷арскосельского дворца. ќт √роота јргунов усвоил приемы рокайльного письма, что видно на двух сохранившихс€ иконах из собрани€ √–ћ Ђ—пасительї и ЂЅогоматерьї: грациозные, несколько манерные, выт€нутые фигуры, радостна€, празднична€, светла€ гамма голубоватых тонов. ќднако уже в портретах Ћобановых-–остовских, особенно в мужском, превалируют насыщенные плотные цвета (темно-синий кафтан с €рко-красными воротником и манжетами, пурпурна€ манти€, коричнево-оливковый фон), материальность предметов (кружева, мех, серьги в женском портрете, горностай мантии обоих портретов и пр.), жестка€ чеканна€ проработка складок ткани, не вы€вл€ющих форму тела. ¬сю жизнь остава€сь крепостным художником Ўереметевых, јргунов много раз писал портреты своих хоз€ев: ѕ.Ѕ. Ўереметева и его жену ¬арвару јлексеевну Ц урожденную кн€жну „еркасскую (картины в √Ё, ќстанкино, √“√). Ќо самыми удачными были портреты камерные. “ак, полны естественности, приветливости и большой внутренней значительности лица мужа и жены ’рипуновых, мелких помещиков, живших в доме Ўереметевых на ћиллионной улице, управл€ющим которого был јргунов (1757, ќстанкино), выразительно умное и властное лицо “олстой (урожденной Ћопухиной) на портрете из  иевского музе€ русского искусства (1768). Ќо особенной теплотой насыщены исполненные јргуновым портреты детей и юношей. „удесно изображение в охристо-коричневой гамме воспитанницы Ўереметевой Ђ алмычки јннушкиї (1767,  усково). Ќеобычайной живописной свободой поражает автопортрет, написанный, видимо, в конце 50-х годов, ранее считавшийс€ то изображением неизвестного скульптора, то архитектора.  олорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с всплесками светло-голубого и розового в шейном платке.

¬ 80-е годы под вли€нием нового направлени€ Ц классицизма Ц манера јргунова мен€етс€: формы станов€тс€ скульптурное, контуры четче, цвет локальнее. Ёто отчетливо видно в изображении ЂЌеизвестной кресть€нки в русском костюмеї (1784, √“√), с его пластичностью форм, простотой, €сностью композиции.  олорит остаетс€ теплым, художник виртуозно строит его на сочетании красного и золотого с жемчужно-телесным. —квозь тончайшие лессировки, которыми моделируетс€ форма, просвечивает грунт.  ак Ђ алмычка јннушкаї предвосхищает детские портреты  ипренского, так аргуновска€ ЂЌеизвестна€ кресть€нкаї по достоинству, величавости и душевной чистоте образа перекликаетс€ с венециановской Ђƒевушкой с бурачкомї.

ќсобн€ком в творчестве јргунова сто€т так называемые портреты ретроспективные, предков ѕ.Ѕ. Ўереметева: его отца, знаменитого петровского полководца Ѕориса ѕетровича Ўереметева, его жены и четы кн€зей „еркасских, родителей жены Ўереметева ¬арвары јлексеевны. јргунов использовал в работе над этими портретами сохранившиес€ прижизненные изображени€ и композицию европейского парадного портрета (четыре таких портрета, предназначавшихс€ дл€ овальной залы Ђ‘онтанного домаї в ѕетербурге, теперь в собрании  усково).

јргунов был не только интереснейшим художником, но и талантливым педагогом. ≈ще в 1753 г. к нему в обучение отдали трех мальчиков, Ђспавших с голосаї. »м предсто€ло стать известными русскими живописцами: это были Ћосенко, √оловачевский и —аблуков. ” јргунова училс€ и сын Ц Ќиколай јргунов.

ѕомимо живописи в середине XVIII столети€ в русском искусстве интересно развивалась графика, особенно архитектурный пейзаж, ведута, прежде всего благодар€ такому выдающемус€ рисовальщику и Ђмастеру ландкартного делаї, как ћ.». ћахаев. ≈го рисунки ѕетербурга, гравированные потом талантливыми граверами јкадемии наук ≈.√. ¬иноградовым, ј.ј. √рековым и другими (Ђпод смотрениемї ».ј. —околова), передают образ красивейшего города дворцов, набережных, водных перспектив. ћахаев умел и любил передавать глубину пространства, воздушную среду, что отличает гравюры с его рисунков от гравюр «убова (Ђѕлан столичного города —анкт-ѕетербурга с изображением онаго проспектов, изданный трудами »мператорской јкадемии наук и художеств в —анкт-ѕетербургеї, исполненный к 50-летию города).

¬ св€зи с коронацией ≈лизаветы ѕетровны по€вилось также много гравированных изображений этого событи€. Ќаиболее интересные из них сделаны другим известным графиком Ц ».ј. —околовым, около дес€ти лет возглавл€вшим русских граверов в јкадемии наук и сменившим на этом посту в 1745 г. ’.-ј. ¬ортмана.

Ќа искусстве середины века не могла не сказатьс€ полна€ творческих исканий и находок, бурна€, энергична€, масштабна€ де€тельность ћихаила ¬асильевича Ћомоносова (1711Ц1765). Ѕолее четырех тыс€ч опытных плавок предшествовало изобретению цветных смальт дл€ мозаик, не уступающих по красоте италь€нским. —вои опыты Ћомоносов производил на фабрике в ”сть-–удице под ѕетербургом. ” Ћомоносова был грандиозный замысел создать более двадцати огромных мозаичных панно дл€ ѕетропавловского собора (до нас дошла мозаика Ђѕолтавска€ батали€ї, 1762Ц1764, –јЌ, —анкт-ѕетербург). — 1751 по 1769 г. было создано больше сорока мозаик, среди них портреты ѕетра I (1755Ц1757, √Ё) и ≈лизаветы ѕетровны (1758Ц1760, √–ћ). —мерть помешала Ћомоносову осуществить свой грандиозный замысел возрождени€ великого искусства мозаики, которое он рассматривал как могучее средство монументальной пропаганды высоких патриотических идей.


»льина “. –азвитие искусства середины XVIII в. делитс€ на два этапа: 30-е годы Ц мрачное врем€ правлени€ јнны »оанновны, засиль€ иноземцев, и 40Ц50-е годы Цгоды елизаветинского правлени€, некоторого см€гчени€ нравов предыдущего времени, роста на

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru