Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сследование природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме ƒипломной работы

ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я » Ќј” » –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ƒ≈ѕј–“јћ≈Ќ“ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ќЋќ√ќƒ— ќ… ќЅЋј—“»

√ќ” —ѕќ Ђ“ќ“≈ћ— »… ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— »…  ќЋЋ≈ƒ∆ї

¬ыпускна€ квалификационна€ работа

ѕо “еории и методике физического воспитани€

»сследование природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ

“ќ“№ћј

2009


ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

¬ведение

√лава I. “еоретический анализ применени€ природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ

1.1      †‘изическое развитие

1.2      ††«доровье

1.3      †≈стественные силы природы

1.4      †«акаливание в семье

√Ћј¬ј 2. ќрганизаци€ и результаты собственных исследований

2.1 ћетоды исследовани€

2.2 –езультаты собственных исследований

«аключение

Ћитература


¬ведение

ѕрименение природных, факторов на уроках физической культуры стало актуальным уже давно, так как все человечество заинтересованно в воспитании здорового населени€.

¬ последнее врем€ экологическа€ обстановка намного ухудшилась в св€зи с увеличением промышленных предпри€тий, которые выбрасывают в атмосферу и гидросферу большое количество вредных веществ, отравл€ющих человека, с помощью природных факторов можно не только улучшить здоровье учеников, но и даже вылечить от некоторых болезней или укрепить иммунитет к ним.

“аким образом, применение природных факторов оказывает большое вли€ние на развитие физических качеств ученика, так как здоровый ученик не пропускает зан€ти€ и лучше успевает программу.

¬ыносливость организма и его сопротивл€емость по отношению к мен€ющимс€ услови€м внешней среды повышаютс€ под вли€нием «ј јЋ»¬јЌ»я - воздухом, водой, рассе€нным солнечным светом: закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное вли€ние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым услови€м жизни.

«акаливание - ведущий метод повышени€ сопротивл€емости детского организма. ѕри любых закаливающих меропри€ти€х необходимо учитывать возраст и состо€ние здоровь€ ребенка, и индивидуальные особенности его организма. — возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. „ем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо об€зательно! ≈сли ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хот€ бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействи€; если этого сделать нельз€, придетс€ по выздоровлении начать все сначала. Ћюбое закаливающее меропри€тие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Ќельз€ допускать плача, по€влени€ чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. ≈сли ко времени выполнени€ процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое врем€ или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастс€. ”стойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитыватьс€ последовательно, но непрерывно. ѕереход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижени€ температуры воздуха, воды и увеличени€ продолжительности процедуры) необходимо осуществл€ть постепенно. ќсобенно это важно дл€ детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, аллергическими заболевани€ми).

ќбъект: уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательной школы

ѕредмет: природные факторы

÷ель: исследование вли€ни€ природных факторов на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ.

«адачи

1.    ќпределить какие природные факторы вли€ют на уровень детей общеобразовательных школ.

2.    ѕроанализировать литературу по данной проблеме.

3.         ¬ы€вить вли€ние природных факторов на уровень здоровь€ детей.

4.         ѕроследить динамику изменени€ уровн€ здоровь€ детей.

√ипотеза: предположим, что использу€ природные факторы, здоровье учащихс€ общеобразовательных школ улучшаетс€.


√Ћј¬ј 1. »сследование природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ

1.1 ‘изическое развитие

‘изическое развитие Ц это естественный процесс измерени€ форм и функций организма под вли€нием окружающей среды, наследственности, двигательной активности.

ќснову двигательных способностей человека составл€ют физические качества, а форму про€влени€ - двигательные умени€ и навыки.   двигательным способност€м относ€тс€ силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигатель, но координационные способности, общую специфическую выносливость.

” каждого человека двигательные способности развиты по-своему. ¬ основе каждого развити€ способностей лежит иерархи€ разных врожденных анатомо-физических задатков:

Ø   анатома Ц морфологические особенности мозга и нервной системы

Ø   биологические

Ø   телесные

Ø   хромосомы (генные)

ƒл€ двигательных способностей необходимо создать определенное услови€ де€тельности, использу€ соответствующие физические упражнени€ на скорость и силу, т.д.

Ёто процесс становлени€, формировани€ и последующего изменени€ на прот€жении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

‘изическое развитие характеризуетс€ изменени€ми трех групп показателей.

1.         ѕоказатели телосложени€ (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложени€ и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2.         ѕоказатели (критерии) здоровь€, отражающие морфологические и функциональные изменени€ физиологических систем организма человека. –ешающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварени€ и выделени€, механизмов терморегул€ции и др.

3.         ѕоказатели развити€ физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

ѕримерно до 25-летнего возраста (период становлени€ и роста) большинство морфологических показателей увеличиваетс€ в размерах, и совершенствуютс€ функции организма. «атем до 45Ч 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. ¬ дальнейшем, по мере старени€, функциональна€ де€тельность организма постепенно ослабевает и ухудшаетс€, могут уменьшатьс€ длина тела, мышечна€ масса и т.п.

’арактер физического развити€ как процесс изменени€ указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определ€етс€ целым р€дом закономерностей. ”спешно управл€ть физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываютс€ при построении процесса физического воспитани€.

‘изическое развитие в известной мере определ€етс€ законами наследственности, которые должны учитыватьс€ как факторы, благопри€тствующие или, наоборот, преп€тствующие физическому совершенствованию человека. Ќаследственность, в частности, должна приниматьс€ во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

ѕроцесс физического развити€ подчин€етс€ также закону возрастной ступенчатости. ¬мешиватьс€ в процесс физического развити€ человека с целью управлени€ им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становлени€ и роста, в период наивысшего развити€ его форм и функций, в период старени€.

ѕроцесс физического развити€ подчин€етс€ закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека.   услови€м жизни, прежде всего относ€тс€ социальные услови€. ”слови€ быта, труда, воспитани€ и материального обеспечени€ в значительной мере вли€ют на физическое состо€ние человека и определ€ют развитие и изменение форм и функций организма. »звестное вли€ние на физическое развитие оказывает и географическа€ среда.

Ѕольшое значение дл€ управлени€ физическим развитием в процессе физического воспитани€ имеют биологический закон упражн€емости и закон единства форм и функций организма в его де€тельности. Ёти законы €вл€ютс€ отправными при выборе средств и методов физического воспитани€ в каждом конкретном случае.

¬ыбира€ физические упражнени€ и определ€€ величину их нагрузок, согласно закону упражн€емости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихс€. ѕри этом учитываетс€, что организм функционирует как единое целое. ѕоэтому, подбира€ упражнени€ и нагрузки, преимущественно избирательного воздействи€, необходимо отчетливо представл€ть себе все стороны их вли€ни€ на организм.

1.2 «доровье

«доровье Ц это процесс сохранени€ и развити€ биологических, психических, физиологических функций, оптимальна€ трудоспособность, социальна€ активность при максимальной продолжительности жизни. ,“аким образом, наше определение содержит цель: обеспечение максимальной продолжительности активной жизни при оптимальных услови€х трудоспособности и социальной активности, при сохранении и развитии биологических, психологических физиологических функций.

«доровье Ц это процесс жизненного цикла (витальной жизнеде€тельности) с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности в оптимальной социально Ц трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни. «доровье рассматриваетс€ как процесс, как валеологический процесс формировани€ организма и личности. јнализируютс€ факторы, определ€ющие уровень здоровь€ (психофизиологические, биологические, социальные, духовные причины здоровь€).

1.3 ≈стественные силы природы

≈стественные силы природы имеют два направлени€.

1)         —опутствующий фактор создающий благопри€тные услови€ дл€ процессов физического воспитани€. ƒополн€ет эффект воздействи€ физических упражнений на организм человека.

2)         »спользуетс€, как самосто€тельное средство оздоровлени€ и закаливани€.

≈стественные силы природы Ц это:

¬ода Ц примен€етс€ дл€ очищени€ кожи, дл€ закаливани€, обтирани€, очищени€ организма.

«акаливание водой

¬ода Ч мощное средство, обладающее €рко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. ѕри одинаковой температуре вода нам кажетс€ холодней воздуха. ѕоказателем вли€ни€ водных закаливающих процедур служит реакци€ кожи. ≈сли в начале процедуры она на короткое врем€ бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегул€ции справл€ютс€ с охлаждением. ≈сли же реакци€ кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует Ч это означает недостаточность воздействи€. Ќадо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. –езкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. ¬ этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить врем€ процедуры.

ќбтирание Ч начальный этап закаливани€ водой. ≈го провод€т полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. ќбтирание производ€т последовательно: ше€, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. ѕосле этого обтирают ноги и также растирают их. ¬с€ процедура осуществл€етс€ в пределах п€ти минут.

ќбливание Ч следующий этап закаливани€. ƒл€ первых обливаний целесообразно примен€ть воду с температурой около +30∞—, в дальнейшем снижа€ ее до +15∞— и ниже. ѕосле обливани€ проводитс€ энергичное растирание тела полотенцем.

ƒуш Ч еще более эффективна€ водна€ процедура. ¬ начале закаливани€ температура воды должна быть около +30 Ц 32∞—, а продолжительность Ч не более минуты. ¬ дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включа€ растирание тела. ѕри хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, череду€ 2 Ц 3 раза воду 35 Ц 40∞— с водой 13 Ц 20∞— на прот€жении 3 мин. –егул€рный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

ƒл€ закаливани€ рекомендуетс€, нар€ду с общими, примен€ть и местные водные процедуры. Ќаиболее распространенные из них Ч обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаютс€ наиболее у€звимые дл€ охлаждени€ части организма. ќбмывание стоп проводитс€ в течение всего года перед сном, водой с температурой сначала 26 Ц 28∞—, а затем со снижением до 12 Ц 15∞—. ѕосле обмывани€ стопы тщательно растирают до покраснени€. ѕолоскание горла проводитс€ каждый день утром и вечером. ¬начале используетс€ вода с температурой 23 Ц 25∞—, постепенно, каждую неделю она снижаетс€ на 1 Ц 2∞— и доводитс€ до 5-10∞ —.

ќдним из наиболее действенных природных средств закаливани€ €вл€етс€ вода. Ќе слишком знакомых с методиками закаливани€ людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным цел€м, однако это именно так. ѕри грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействи€ прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

«акаливающие процедуры исключительно полезны дл€ детей первого года жизни, но Ч с двум€ оговорками. ¬о-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 мес€ца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существовани€ к жизни во внешнем мире, приспосабливаетс€ к новым дл€ него услови€м. ¬о-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо об€зательно посоветоватьс€ с врачом.

ƒл€ детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). ѕри этом дл€ закаливани€ можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры Ч мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Ёффект водного закаливани€ основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

—ильно действующим средством закаливани€ €вл€етс€ душ, к нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнитс€ полтора года, однако врач Ћ‘  может назначить его и раньше по каким-либо показани€м (часто душ прописывают в€лым дет€м, особенно с плохим аппетитом).

«акаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагопри€тных воздействий внешней среды. «акаливание невозможно рассматривать вне св€зи с общим режимом дн€, питани€, двигательной активности школьника, его образом жизни.

«акаливание осуществл€етс€ естественными природными факторами (воздух, его движение, температура, вода, солнце, атмосферное давление). «акаливание вли€ет на де€тельность желез внутренней секреции, нервной системы и отражаетс€ на состо€нии всего организма на клеточном уровне (измен€етс€ активность клеточных ферментов). ƒл€ состо€ни€ организма важны и специфический (устойчивость к раздражителю) и неспецифический (обща€ устойчивость) эффекты закаливани€: совершенствуетс€ температурный гомеостаз, повышаетс€ противодействие возбудител€м заболеваний, увеличиваетс€ физическа€ и умственна€ работоспособность.

Ќаибольшим оздоровительным эффектом обладает холодовое закаливание, которое имеет тренирующее значение дл€ сбалансировани€ процессов образовани€ тепловой энергии в организме и ее отдачи в среду.

ќхлаждение вызывает сокращение кожных сосудов дл€ поддержани€ температурного гомеостаза тела, а затем их расширение вследствие компенсаторного увеличени€ образовани€ тепла. ѕо мере роста закаленности сокращаетс€ период спазма сосудов и быстрее активизируютс€ внутренние источники теплообразовани€. Ёти процессы €вл€ютс€ однонаправленными с тренирующим воздействием мышечной работы, т. к. в обоих случа€х имеет место активизаци€ энергообразовани€ в организме. ¬месте с тем при холодовом воздействии в мышцах образуетс€ больше красных мышечных волокон, а мышечна€ де€тельность сопровождаетс€ увеличением количества белых волокон. ¬ этом про€вл€етс€ противоречие в эффекте закаливающего и тренировочного воздействи€ на организм. »з этого следует, что необходимо разумно сочетать холодовое воздействие и двигательную работу, четко координировать их сочетание в перспективном планировании тренировочной де€тельности. ƒлительна€ и интенсивна€ мышечна€ нагрузка замедл€ет адаптацию к холоду, поскольку требует увеличени€ отдачи тепла организмом, чтобы предупредить его перегревание. —ледовательно, их нужно развести по времени, и строго учитывать специфику спортивной специализации и индивидуальные особенности организма.

«акаливание может быть успешным только при правильной методике его проведени€, котора€ строитс€ на основе известных гигиенических принципов: постепенность, комплексность, разнообразие форм закаливани€, сочетание с движени€ми, положительный психоэмоциональный настрой.

¬ услови€х современной школы с ее скудной материально-технической базой, с учетом обострени€ экономических проблем общества, его все более €вного социального расслоени€ следует широко использовать закаливание как средство неспецифического, экономически не затратного оздоровлени€ детского организма. Ќеобходимо использовать в школьной практике некоторые нетрадиционные формы закаливани€ (хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горла прохладной водой, влажные обтирани€ ног и пр.). ќдной из задач воспитани€ школьников €вл€етс€ выработка у них потребности в систематическом применении закаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническими рекомендаци€ми.

«акаливание может быть пассивным и активным. ѕроживание в холодном климате само по себе тренирует механизмы терморегул€ции и повышает устойчивость к холоду. ѕассивное закаливание отмечаетс€ также у людей, професси€ которых св€зана с длительным охлаждением организма (холодильные установки, мор€ки, лесорубы и др.). јктивное закаливание - специальное воздействие закаливающего фактора в виде систематических дозируемых процедур. ƒл€ закаливани€ используют солнечный, воздушный, водный факторы и их сочетание, которые примен€ютс€ в соответствии с определенными правилами:

- учет особенностей организма каждого конкретного школьника и условий его проживани€;

- сочетание закаливани€ с положительными эмоци€ми;

- комплексное воздействие разных закаливающих факторов (вода, солнце, воздух);

- принимать закаливающую процедуру надо спуст€ 1,5 часа после еды или за 1,5 часа до нее;

- в конце процедуры должно сохран€тьс€ хорошее самочувствие;

- закаливание сочетать с умеренной мышечной нагрузкой;

- дл€ поддержани€ закаленности нужно использовать разнообразные закаливающие меропри€ти€: температура помещений, одежда и пр.

ќчень важную роль дл€ закаливани€ школьника играют термозащитные свойства одежды. »злишне тепла€ одежда угнетает терморегул€цию. ѕоэтому одежда должна соответствовать сезону года, возрасту, здоровью ребенка, активности его поведени€. «акаленность организма возрастает при длительных прогулках, играх на воздухе, при использовании бани, ходьбе по росе, по мокрому асфальту, гальке в вечернее врем€ в теплый сезон года.

Ќаиболее щад€щей формой закаливани€ €вл€ютс€ воздушные ванны. »х можно широко использовать дл€ закаливани€ ослабленных детей и в домашних, и в школьных услови€х (на уроках физкультуры, в группе продленного дн€). ѕри этом дл€ школьников не рекомендуетс€ принимать более двух различных процедур в день и об€зательно учитывать самочувствие ребенка. ѕри по€влении признаков передозировани€ (значительное покраснение кожи, обильна€ потливость при тепловой процедуре или "гусина€" кожа - при холодовой), следует прекратить воздушную ванну.

¬оздушные ванны со временем можно сочетать с солнечными, обеспечив постепенность их совмещени€ через световоздушные процедуры (в тени деревьев с разреженными листь€ми).

’орошим оздоравливающим эффектом обладают водные закаливающие воздействи€ - обтирани€, обливани€, ванны, души (табл. 39). ¬одна€ процедура обладает большим (в сравнении с воздушной) стрессовым воздействием на организм и поэтому индивидуализаци€ ее применени€ особенно важна. — нее не следует начинать закаливание, а лучше подготовить организм к этому воздействию с помощью воздушных ванн.

Ќаиболее доступными в быту €вл€ютс€ полоскани€ носоглотки прохладной водой, обтирание шеи; не следует укутывать шею слишком теплыми шарфами. ƒл€ закаливани€ носоглотки у часто болеющих школьников можно примен€ть ходьбу босиком по увлажненному полу или сочетать ходьбу по сухому полу с ходьбой по увлажненному коврику. ѕодобную процедуру можно практиковать в период школьных уроков физкультуры и в домашних услови€х, и в группе продленного дн€. ќчень важно не прекращать закаливание и в каникул€рное врем€. Ћетом и зимой можно организовать ходьбу и бег по сырому песочку (в песочнице, в специальном домашнем манеже или на берегу водоема) или по утренней траве, увлажненной росой. ¬се это простые увлекательные дл€ ребенка и достаточно эффективные формы оздоровлени€, которые нар€ду с закаливанием укрепл€ют мышцы и св€зки стоп и голеней, обеспечив профилактику и, в р€де случаев, коррекцию плоскостопи€. ћожно рекомендовать также ходьбу босиком по скошенной траве, по опавшей хвое в лесу, по земле после летнего дожд€ и т. д.

ѕри этом не надо заканчивать перечисленные формы закаливани€ искусственным согреванием ног ребенка путем растирани€, поскольку этим существенно снижаетс€ естественный терморегул€ционный эффект. —ледует лишь следить за рациональным дозированном такой процедуры и предотвращать переохлаждение организма.

ќбливание стоп делаетс€ чаще в домашних услови€х. Ќад тазом на ноги ребенка льют из лейки, кувшина воду комнатной температуры, снижа€ ее каждые 10 дней на 1-2 ∞—. Ќоги промокнуть полотенцем, особенно тщательно между пальцами.  онечна€ температура воды - не менее 10 ∞—.

ѕри необходимости примен€ют ножные ванны, начина€ с 30∞-й температуры воды, которую наливают в таз или ведро и снижают ее каждые 10 дней на 1-2 ∞—, а длительность ванны постепенно возрастает от 1 до 5 минут. –екомендуетс€ выполн€ть движени€ ногами в воде, пританцовыва€.

— ростом закаленности ребенка можно примен€ть обливание туловища в следующей последовательности: спина, грудь, живот, лева€ и права€ рука и в том же пор€дке ноги. Ќачинают с температуры 30 ∞— (зимой) и 28 ∞— летом, снижа€ ее каждые 10 дней на 1-2 ∞—, врем€ воздействи€ - 1-1,5 минут. ѕосле процедуры сухим полотенцем следует обсушить ребенка.

≈сли ребенок ослаблен или недавно перенес т€желое заболевание, то лучше применить обтирание. ƒл€ этого смочить в воде махровое полотенце (температура равна 30-32∞— зимой и 26-28 ∞— летом) и протереть руки, ноги, грудь, живот, спину от периферии к центру каждой части тела. ”казанный пор€док присоединени€ обтираемых частей тела желательно сохран€ть, а температуру воды снижать каждые 10 дней на 1-2∞—.  ак правило, закаливающие процедуры довод€тс€ до температуры воды 14-16∞—.

ќчень высоким закаливающим эффектом обладают бани и купание в открытых водоемах, но эти процедуры подвластны лишь достаточно крепким организмам. «а детьми надо следить, обеспечива€ их безопасность, не разрешать заходить в воду потными, разгор€ченными, а в воде обеспечить активную де€тельность, т. к. вода обладает высоким охлаждающим эффектом.

“аким образом, закаливание - мощный фактор оздоровлени€ детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен даже малообеспеченным семь€м. «акаливание способствует также воспитанию силы воли, упорства в достижении цели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровь€ детского организма.

¬оздух Ц чистый, способствует уничтожению некоторых видов микробов, обогащению крови кислородом, развитию дыхательных систем.

«акаливание воздухом

I способ - проветривание помещени€. «акаливание воздухом начинаетс€ именно с этого. Ћучший способ проветривани€ - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. «акаливающим фактором при проветривании помещени€ €вл€етс€ понижение температуры на 1-2ќ —. ќсенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Ћетом окно должно быть открыто, оптимальна€ температура воздуха в помещении, где находитс€ грудной ребенок, - +20-22 —. »сследовани€ показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаютс€.

II способ - прогулка, включающа€ и сон на воздухе. ∆елательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Ћетом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. ¬ любое врем€ года полезно гул€ть, не забывайте только, что одеватьс€ нужно по погоде. Ќе кутайте ребенка! ƒетей с 2-3-недельного возраста в холодное врем€ года при температуре воздуха не ниже -5ќ — надо выносить на улицу. ѕродолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем врем€ прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гул€ть два раза в день. ¬ теплое врем€ года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлени€ми по 2-2,5 часа.

¬ первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуетс€ дневной сон на воздухе. ѕри этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находитс€ в состо€нии теплового комфорта. ѕри охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. ’олодный нос, холодные конечности €вл€ютс€ показател€ми резкого охлаждени€. ѕотный лоб и влажна€ кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ - воздушные ванны. ѕод вли€нием воздушных ванн повышаетс€ поглощение кислорода, существенно измен€ютс€ услови€ теплообмена, улучшаетс€ состо€ние нервной системы ребенка - он становитс€ спокойнее, лучше ест и спит.

ƒл€ детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаютс€ с пеленани€. ѕолезно при каждом пеленании и переодевании оставл€ть ребенка на некоторое врем€ раздетым. –аздевать и одевать ребенка надо не тороп€сь. “емпература воздуха во врем€ воздушной ванны должна постепенно снижатьс€ до +18-20ќ —. ¬рем€ воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с мес€чного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

¬ течение первого полугоди€ жизни рекомендуетс€ проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Ќачинать надо с 3 минут, ежедневно прибавл€€ по 1 минуте.

¬ течение второго полугоди€ - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличива€ продолжительность ванны на 2 минуты.

¬о врем€ и после воздушной ванны ребенок должен выгл€деть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. —ледите за тем, чтобы дети в это врем€ не плакали и имели возможность двигатьс€. Ќе пропустите признаки переохлаждени€: при по€влении Ђгусиной кожиї надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. ¬сегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагопри€тного вли€ни€ воздушной ванны. Ќаиболее распространенна€ и доступна€ форма закаливани€ Ч использование свежего воздуха. “акие закаливающие процедуры доступны люд€м различного возраста и широко могут примен€тьс€ не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболевани€ми. Ѕолее того, при р€де заболеваний (неврастени€, гипертоническа€ болезнь, стенокарди€) эти процедуры назначаютс€ как лечебное средство. ”казанный вид закаливани€ надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Ѕольшое значение дл€ укреплени€ здоровь€ имеют прогулки.

«акаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. ѕод вли€нием воздушных ванн улучшаютс€ процессы пищеварени€, совершенствуетс€ де€тельность сердечнососудистой и дыхательной систем, измен€етс€ морфологический состав крови (в ней повышаетс€ количество эритроцитов и уровень гемоглобина). ѕребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказыва€ вли€ние на эмоциональное состо€ние, вызывает чувство бодрости, свежести.

«акаливающий эффект воздуха на организм €вл€етс€ результатом комплексного воздействи€ р€да физических факторов: температуры, влажности, направлени€ и скорости движени€.  роме того, особенно на берегу мор€, на человека оказывает вли€ние и химический состав воздуха, который насыщен сол€ми, содержащимис€ в морской воде.

ѕо температурным ощущени€м различают следующие виды воздушных ванн: гор€чие (свыше 30∞—), теплые (свыше 22∞—), индифферентные (21 Ц 22∞—), прохладные (17 Ц 21∞—), умеренно холодные (13 Ц 17∞—), холодные (4 Ц 13∞—), очень холодные (ниже 4∞—).

Ќадо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает вли€ние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Ѕолее выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. ѕринима€ с целью закаливани€ все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегул€торные процессы. ¬ результате закаливани€ в первую очередь тренируетс€ подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охран€ющего организм от резких перепадов внешней температуры.

“еплые ванны, не обеспечива€ закаливани€, тем не менее, оказывают положительное вли€ние на организм, улучша€ окислительные процессы.

¬лажность воздуха в сочетании с колебани€ми его температуры способна оказывать разное вли€ние на процессы терморегул€ции организма. ќт относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарени€ влаги с поверхности кожи и легких. ¬ сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. —ухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Ќемаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). ¬етер воздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. ќн, способству€ усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

¬оздушные процедуры с целью закаливани€ могут примен€тьс€ либо в виде пребывани€ одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные зан€ти€), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

ѕрогулки на воздухе провод€тс€ в любое врем€ года независимо от погоды. ƒлительность прогулок устанавливаетс€ индивидуально дл€ каждого человека в зависимости от состо€ни€ его здоровь€ и возраста. ”величение времени прогулок должно проводитьс€ постепенно, с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

ѕребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движени€ми: зимой Ч катанием на коньках, лыжах, а летом Ч игрой в м€ч и другими подвижными играми.

¬оздушные ванны

«акаливание воздухом подготавливает организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

ƒозировка воздушных ванн осуществл€етс€ двум€ пут€ми: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Ќачинать прием воздушных ванн надо в комнате, независимо от времени года, при температуре не ниже 15 Ц 16∞—, и только спуст€ некоторое врем€ можно переходить на открытый воздух. »х принимают в хорошо проветренном помещении. ќбнажив тело, следует оставатьс€ в таком состо€нии в начале курса закаливани€ не более 3 Ц 5 минут (в дальнейшем увеличива€ врем€). ѕри приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуетс€ совершать активные движени€: гимнастические упражнени€, ходьбу, бег на месте.

ѕосле соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. »х нужно принимать в местах, защищенных от пр€мых солнечных лучей и сильного ветра. Ќачинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20 Ц 22∞—. ѕерва€ воздушна€ ванна должна длитьс€ не более 15 минут, кажда€ последующа€ должна быть продолжительнее на 10 Ц 15 минут.

’олодные ванны могут принимать только закаленные люди. »х продолжительность Ч не более 1 Ц 2 минут, с постепенным увеличением до 8 Ц 10 минут.

ѕрием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 Ц 2 часа после еды и заканчивать за 30 минут до приема пищи.

¬ажным условием эффективности закаливани€ на открытом воздухе €вл€етс€ ношение одежды, соответствующей погодным услови€м. ќдежда должна допускать свободную циркул€цию воздуха.

—олнце. «акаливание солнечными лучами

Ќеобходимо помнить, что солнечные лучи - сильнодействующее средство. ƒет€м раннего возраста пребывание под пр€мыми солнечными лучами, также как и прин€тие солнечных ванн, не показано. Ќачинать закаливание следует, при рассе€нном солнечном свете. –ебенку лучше находитс€ в так называемой Ђкружевной тениї. ¬начале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24ќ —. ¬ середине бодрствовани€ ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличива€ врем€ закаливани€ до 10 минут. Ќа голову малышу нужно надеть панамку. ѕолезно, чтобы он в это врем€ свободно перемещалс€ в манеже, на площадке, игра€ с игрушками.

ѕри хорошем общем состо€нии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под пр€мые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести врем€ пребывани€ на солнце до 5 минут. ѕроизводить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Ќеобходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелс€. ѕри покраснении лица, по€влении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под пр€мых лучей солнца в тень и напоить остуженной кип€ченой водой. ≈сли ребенок ослаблен заболевани€ми, закаливание солнечными лучами должно проводитьс€ очень осторожно, под контролем посто€нно наход€щегос€ р€дом взрослого, необходимо также периодически консультироватьс€ с лечащим врачом или врачом Ћ‘ , которые разрешают и дозируют процедуру.

—олнечные инфракрасные лучи обладают €рко выраженным тепловым действием на организм. ќни способствуют образованию дополнительного тепла в организме. ¬ результате этого усиливаетс€ де€тельность потовых желез и увеличиваетс€ испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гипереми€ кожи, усиливаетс€ кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн во всех ткан€х организма.  ожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Ёто св€зано с толщиной рогового сло€, степенью кровоснабжени€ кожи и ее способностью к пигментации.

—олнечные ванны

—олнечные ванны с целью закаливани€ следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). ѕринимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонитс€ к закату. Ћучшее врем€ дл€ загара: в средней полосе Ч 9 Ц 13 и 16 Ц 18 часов; на юге Ч 8 Ц 11 и 17 Ц 19 часов. ѕервые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18∞—. ѕродолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавл€ть по 3 Ц 5 минут, постепенно довод€ до часа). ¬о врем€ приема солнечных ванн нельз€ спать! √олова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

1.4      «акаливание в семье

‘изические упражнени€ €вл€ютс€ одним из важнейших закаливающих факторов. ‘изические упражнени€ значительно расшир€ют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. »х оздоровительный и профилактический эффект св€зан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

ƒл€ зан€тий закаливанием и физическими упражнени€ми используют специальную одежду, к которой примен€етс€ р€д требований.

ƒл€ обеспечени€ гигиены тела при зан€ти€х физическими упражнени€ми необходимо, чтобы спортивна€ одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Ћетом одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используетс€ хлопчатобумажный или шерст€ной трикотажный спортивный костюм. «имой используетс€ спортивна€ одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. ќбувь должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений, легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Ќужно следить, чтобы спортивна€ обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха Ч обморожени€. ¬ зимнее врем€ года рекомендуетс€ непромокаема€ обувь, обладающа€ высокими теплозащитными свойствами.

«акаливание Ч это комплекс меропри€тий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагопри€тных погодно-климатических условий.

 андидат медицинских наук Ќ.ј. √укасова рекомендует при закаливании придерживатьс€ следующих правил:

Ø  Ќачинать любую закаливающую процедуру с комфортных температур, которые не предъ€вл€ют повышенных требований к организму.

Ø  »нтенсивность закаливающих процедур наращивать постепенно.

Ø  ѕроводить закаливание систематически, продолжительный срок и без значительных перерывов.

Ø  «акаливание желательно сочетать с выполнением физических упражнений. ¬ыбор физической нагрузки (утренн€€ гигиеническа€ гимнастика, производственна€ гимнастика, зан€ти€ теми или иными видами спорта, лечебна€ физкультура и т. д.), врем€ ее выполнени€ (до, после, во врем€ процедуры закаливани€) подбираютс€ индивидуально дл€ каждого человека, как и сами закаливающие процедуры.

«акаливание Ч это своеобразна€ тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. «акаливающие процедуры нормализуют состо€ние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. «акаливание повышает работоспособность и выносливость организма. «акаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

«акаливание Ч это умелое использование совершенных, созданных тыс€челетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. ќно позвол€ет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное вли€ние на него неблагопри€тных факторов внешней среды. «акаливание необходимо осуществл€ть по следующим механизмам.

«акаливание организма должно проводитьс€ систематически, изо дн€ в день, в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Ћучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дн€. “огда у организма вырабатываетс€ определенна€ стереотипна€ реакци€ на примен€емый раздражитель: изменени€ реакции организма на воздействие холода, развивающиес€ в результате повторного охлаждени€, закрепл€ютс€ и сохран€ютс€ лишь при строгом режиме повторени€ охлаждений. ѕерерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействи€м. ¬ этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. “ак, проведение закаливающих процедур в течение 2 Ц 3 мес€цев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3 Цнедели, а у детей через 5 Ц 7 дней. ¬ случае по€влени€ признаков заболевани€ закаливание временно прекращают, после выздоровлени€ следует возобновить его с начального периода.

«акаливание даст положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действи€ закаливающих процедур будут наращиватьс€ постепенно. Ќе следует начинать закаливание сразу же с обтирани€ снегом или купани€ в проруби. “акое закаливание может принести вред здоровью.

ѕереход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществл€тьс€ постепенно, с учетом состо€ни€ организма и характера его ответных реакций на примен€емое воздействие. ќсобенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболевани€ми сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

¬ начале применени€ закаливающих процедур у организма возникает определенна€ ответна€ реакци€ со стороны дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем. ѕо мере неоднократного повторени€ этой процедуры реакци€ на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. “огда надо изменить силу и длительность воздействи€ закаливающих процедур на организм.

ѕоследовательность в проведении закаливающих процедур

Ќеобходима предварительна€ тренировка организма более щад€щими процедурами. Ќачать можно с обтирани€, ножных ванн, и уже затем приступить к обливани€м, соблюда€ при этом принцип постепенности снижени€ температур. ѕри проведении закаливани€ лучше всего придерживатьс€ известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные Ч губительны. ”чет индивидуальных особенностей человека и состо€ни€ его здоровь€

ѕрежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратитьс€ к врачу, так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. ”читыва€ возраст и состо€ние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его примен€ть, чтобы предупредить нежелательные последстви€.

¬рачебный контроль в ходе закаливани€ позволит вы€вить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонени€ в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливани€ в дальнейшем. ¬ажным фактором оценки эффективности закаливани€ €вл€етс€ и самоконтроль. ѕри самоконтроле закаливающийс€ сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может измен€ть дозировку закаливающих процедур. —амоконтроль проводитс€ с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

ќсновными средствами закаливани€ €вл€ютс€ воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнени€ми повышает эффективность закаливающих процедур. ¬ыбор закаливающих процедур зависит от р€да объективных условий: времени года, состо€ни€ здоровь€, климатических и географических условий места жительства. Ќаиболее эффективным €вл€етс€ использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. «акаливающий эффект достигаетс€ не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещени€, в котором человек находитс€, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Ќаиболее благопри€тным дл€ закаливани€ €вл€етс€ так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживаетс€ не на строго посто€нном уровне, а колеблетс€ в определенных пределах. “ренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействи€м. “ака€ комплексна€ тренировка имеет весьма важное значение. »наче выработаетс€ биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.

Ёффективность действи€ закаливающих процедур значительно повышаетс€, если сочетать их с выполнением спортивных упражнений. ѕри этом важно добиватьс€, чтобы величина нагрузок на организм была также различной. ќб€зательным элементом физического воспитани€ в семье, имеющим большое значение дл€ укреплени€ здоровь€, повышени€ работоспособности и сопротивл€емости инфекции, €вл€етс€ закаливание.

—ущность закаливани€ заключаетс€ в тренировке терморегул€торного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды. ¬ результате закаливани€ повышаетс€ устойчивость организма к неблагопри€тным воздействи€м различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и других, которые плохо вли€ют на работоспособность и могут привести к заболевани€м. ¬се виды закаливани€ обладают общим благопри€тным воздействием на организм, улучшают де€тельность всех его систем и органов. ѕроцесс закаливани€ €вл€етс€ специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур Ч к жаре. ѕри закаливании организма используют обычно природные факторы: воздух, воду и солнце. Ќедаром один из выдающихс€ де€телей нашей медицины ћ.Ћ. ћудров говорил: Ђ¬с€ природа должна быть аптекойї. Ќаиболее важным видом закаливани€ дл€ нашей страны, многие районы которой характеризуютс€ суровым климатом, €вл€етс€ воспитание устойчивости к холоду. ќбщеизвестна роль охлаждени€ и переохлаждени€ в возникновении простудных и многих других заболеваний. ¬ то же врем€ включение в режим дн€ активных закаливающих процедур значительно снижает веро€тность их возникновени€. ѕри организации закаливающих процедур необходимо твердо усвоить, что успех возможен лишь в том случае, когда они провод€тс€ систематически, непрерывно, длительное врем€. Ќежелательны пропуски даже в 2Ч3 дн€, а если перерыв длилс€ 2Ч3 нед., то закаливающие процедуры приходитс€ начинать с менее эффективных воздействий. ƒолжна также соблюдатьс€ постепенность в нарастании интенсивности процедур. ѕри выборе закаливающих средств и дозировке процедур об€зательно учитываетс€ состо€ние здоровь€, выносливость и другие индивидуальные особенности членов ,семьи.

¬оспитыва€ устойчивость к холоду, нужно сочетать общее закаливание с местным закаливанием наиболее чувствительных к охлаждению частей тела (ежедневные обмывани€ стоп, полоскание горла холодной водой).

«акал€тьс€ следует не только к кратковременным сильным и резким охлаждени€м, но и к длительным, менее выраженным по силе ’олодовым воздействи€м. ѕри этом закаливающие процедуры рекомендуетс€ проводить как на фоне согревающей мышечной разминки, так и в состо€нии мышечного поко€. —читаетс€, что состо€ние закаленности формируетс€ значительно быстрее, если охлаждение предшествует мышечной работе. ѕомните! ѕосле чрезмерного физического или эмоционального напр€жени€, бессонной ночи, употреблени€ алкогол€ интенсивность и длительность закаливающих процедур снижаютс€.

ќрганизаци€ закаливающих процедур. Ќаиболее уместны и необходимы закаливающие процедуры при зан€ти€х утренней гимнастикой. –ечь идет, прежде всего, о закаливании воздухом.  остюмы членов семьи, выход€щих на утреннюю зар€дку, должны быть легкими (обычно трусы и майка). »нтенсивность охлаждени€ регулируетс€ температурой воздуха в помещении. ¬ течение большей части года ее легко регулировать, открыва€ форточку или окно. ѕри наличии коммунальных условии и благопри€тной погоде закаливание лучше проводить вне помещени€ (во дворе, на улице), регулиру€ степень охлаждени€ соответствующим костюмом. ƒл€ молодых здоровых членов семьи по мере их закаливани€ нижн€€ ступень температуры воздуха практически не ограничиваетс€. ƒостаточно закаленные могут заниматьс€ утренней гигиенической гимнастикой полуобнаженными даже при минусовой температуре. ¬ажно лишь не допускать переохлаждени€ организма, по€влени€ озноба, синюшности кожи (по€вление Ђгусиной кожиї вполне допустимо).  роме закаливани€ воздухом, после утренней гигиенической гимнастики рекомендуетс€ проведение тех или иных водных процедур по выбору членов семьи в зависимости от степени их закаленности. ќ правилах проведени€ водных процедур говорилось выше.

”спех закаливани€ во многом об€зан отношению членов семьи к этим процедурам. ќрганизатору закаливани€ в семье необходимо обеспечить возникновение положительных эмоций, св€занных с процессом закаливани€, вызвать заинтересованность его результатами.

ѕри систематических зан€ти€х физическими упражнени€ми на открытом воздухе надобность в специальном закаливании воздушными ваннами отпадает.   тому же организм занимающихс€ получает достаточную дозу солнечной радиации, поэтому нет необходимости принимать дополнительно солнечные ванны. Ѕолее того, при зан€ти€х в жаркое врем€ года следует примен€ть специальные меры дл€ предупреждени€ солнечных ожогов и перегревани€ организма: проводить зан€ти€ в более прохладное врем€ дн€, в затененных местах, использовать гипотермические паузы (пребывание в перерывах между упражнени€ми в прохладном, затененном месте). —овместные зан€ти€ физкультурой в семье создают особенно благопри€тные услови€ дл€ проведени€ закаливающих процедур, открывают большие возможности дл€ комплексного использовани€ всех основных средств закаливани€ (воздух, вода, солнце), так как занимающиес€ свободны в выборе места и времени зан€тий. Ѕольша€ эффективность закаливани€ при самосто€тельных зан€ти€х физкультурой обусловлена также возможностью индивидуальной дозировки закаливающих процедур в зависимости от состо€ни€ здоровь€ человека в данный момент, что достаточно затруднительно при групповых зан€ти€х. ¬сестороннее использование природных факторов дл€ оздоровлени€ и закаливани€ семьи осуществл€етс€ во врем€ массовых спортивных меропри€тий, Ђдней здоровь€ї, Ђдней бегунаї, туристских меропри€тий. ћаксимальное приближение к природе во врем€ организованных выездов за город дл€ отдыха или массовых меропри€тий в выходные дни, в период каникул, отпусков важно не только дл€ непосредственно процесса закаливани€, но и дл€ попул€ризации закаливани€.

ќсобенности закаливани€ детей. Ћето Ч сама€ удобна€ пора дл€ закаливани€ малышей. Ќачинать лучше с Ђщад€щихї процедур Ч воздушных ванн. ¬начале их провод€т в комнате, а затем и на открытом воздухе. ¬ теплый безветренный день при температуре воздуха не ниже 22Ч23 ∞— ребенка раздевают до по€са или оставл€ют совсем голеньким на несколько минут. ”величива€ длительность воздушной ванны каждые 3 дн€ на 2 мин, врем€ процедуры довод€т до 30 мин. ¬ конце лета проводить воздушные ванны можно уже и в более прохладные дни.

ќчень эффективны также влажные обтирани€ и обмывани€. ќбтирани€ провод€тс€ смоченной в воде и слегка отжатой махровой рукавичкой. —начала обтирают только руки от пальчиков до плеча, через 3 дн€ еще и грудь, затем спину, потом все тело. Ќачальна€ температура воды 32 —, через 7Ч10 дней можно постепенно снижать ее каждые 3 дн€ на 1∞— до 27——. «имой детей после полугода рекомендуетс€ купать через день, а летом ежедневно в воде температуры 35Ч36 —. ќбтирание лучше делать утром, а ванну Ч перед ночным сном.

«акаливающий эффект плавани€ детей в домашней ванне можно усилить с помощью так называемого метода холодного п€тна. Ёто делаетс€ следующим образом: ребенок сидит в конце ванны, противоположном кранам; пустив холодную воду и вз€в ребенка под мышки, провод€т его из теплого кра€ ванны к холодному сначала вперед грудью, а затем и спиной. „исло проводок и размер Ђхолодного п€тнаї завис€т от настроени€ и самочувстви€ ребенка (от 4Ч6 до 10Ч12 раз).

¬се члены семьи должны знать правила оказани€ первой помощи при тепловом и солнечном ударах. ѕри тепловом ударе нужно сразу же перенести пострадавшего в прохладное место на свежем воздухе, раздеть или расстегнуть на нем одежду и уложить, приподн€в ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени. Ќа голову следует положить смоченное холодной водой полотенце, можно использовать и прохладный душ. –екомендуетс€ также дать крепкий охлажденный чай или слегка подсоленную холодную воду. ѕолезны все меры, снижающие температуру тела (обертывание мокрой простыней, обмахивание, использование вентил€тора и др.). ѕри сильной головной боли и высокой температуре тела пострадавшему дают 1Ч2 таблетки анальгина, амидопирина или ацетилсалициловой кислоты. ≈сли человек потер€л сознание, нужно поднести к его носу ватку, смоченную нашатырным спиртом. ¬ т€желых случа€х вызываетс€ скора€ помощь.

ѕри солнечном ударе меры первой помощи те же, но к ним добавл€ютс€ против ожоговые меропри€ти€. Ќеглубокий обжиг, симптомами которого €вл€ютс€ покраснение и отек кожи, боль и жжение, особенно при прикосновении, нужно смазать вазелином или любым растительным маслом. ѕри более глубоком ожоге на покрасневшей коже по€вл€ютс€ пузыри. »х нельз€ вскрывать, а следует прикрыть сухой стерильной пов€зкой или на 2Ч3 ч наложить пов€зку с синтомициновой эмульсией. «атем необходимо обратитьс€ за врачебной помощью.


√лава 2. ќрганизаци€ собственных исследований

2.1 ћетоды исследовани€

1. ћетод анализа научно-методической литературы

»спользу€ метод анализа и обобщени€ литературных источников, мы изучили 20 литературных изданий. Ќами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: ’олодов ∆. ., ’рипкова ј.“., ‘арфель ¬.—., ¬айнбаум я.—. “еоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужили источники Ђ“еори€ методика физического воспитани€ и спортаї, Ђ¬озрастна€ физиологи€ї и т.д. ј практической основой служили Ђѕримерные программы по физической подготовкеї.

2. ћетод анализа и сравнени€

ќтноситс€ к методам теоретического поиска данных. јнализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств €влений, процесса или отношени€ €влени€, процессов, с целью их всестороннего изучени€.

—равнение Ц это познавательна€ операци€, лежаща€ в основе суждений о сходстве или различии объектов. — помощью сравнени€ вы€вл€ютс€ количественные и качественные характеристики объектов. ¬ нашей работе мы сравнивали и анализировали примерные программы по шестиминутному бегу.

3. ћетод анализа продуктов де€тельности

¬ этом методе идет анализ уровн€ здоровь€ детей.

2.2 ќрганизаци€ и результаты собственных исследований

¬ нашем исследовании мы провели анкету, где базой исследовани€ была Ђ„ушевицка€ средн€€ школаї, в анкете принимали участие 35 учащихс€, из них 21 девочка, 14 мальчиков. ¬ ходе анкеты мы предложили им ответить на 3 вопроса:

1) „асто ли вы пропускаете уроки без уважительной причины?

2) „асто ли вы болеете?

3) Ќрав€тс€ ли вам уроки физической культуры на улице?

»з анкеты учеников мы видим, что 23% пропускают уроки без уважительной причины, 24% учеников часто болеют, 45% учеников уроки на улице не нрав€тс€.

¬ своей работе мы предложили ответить учителей, так как учител€ и ученики утвердительно ответили, что не все люб€т и систематически посещают уроки физической культуры на улице. Ќа вопрос часто ли учащиес€ пропускают, уроки по болезни ответы учителей были разные: ћари€ —ергеевна ответила Ђнетї, а ¬алентина »вановна ответила Ђдаї. Ќа вопрос нравитс€ ли ¬ам проводить уроки физической культуры на улице: ћари€ —ергеевна ответила Ђда, мне легче проводить уроки на улице, у детей выше работоспособность и они меньше болеютї, а ¬алентина »вановна ответила наоборот: Ђмне не нравитьс€ проводить уроки на улице, дети редко посещают уроки на улице, так как много простудных заболеванийї.

ƒл€ вы€влени€ уровн€ здоровь€ мы выполнили анализ пропущенных уроков из классного журнала Ђ—ведени€ о количестве пропущенных уроков обучающимс€ї, наши результаты следующие:

«а 2007 Ц 2008 учебный год

9 класс 18 человек 10 класс 17 человек

146:440*100%=33% 136:220*100%=61%

«а 2008 Ц 2009 учебный год

9 класс 18 человек 10 класс 17 человек

126:540*100%=27% 136:340*100%=40%

ѕо результатам мы можем сказать, процент заболевани€ за 2007 Ц 2008 год больше, чем за 2008 Ц 2009 год.

ѕри сравнении пропущенных уроков в 9 и 10 классах мы можем сказать, процент заболевани€ в 10 классе выше, чем в 9 классе.

Ёто мы можем доказать по формуле ‘илера.

Ќет эффекта ≈сть эффект
9 класс 126 23% 394 77%
10 класс 136 40% 194 60%

1) 77% = 2,141

2) 60% = 1,772

(2,141 Ц 1,772)*√540*340/540+340=0,369*√20,8=0,369*4,56=1,68

„тобы узнать, сколько уроков проводилось учител€ми на улице, мы проанализировали планирование 10 и 9 классов, за 2007 Ц 2008 учебный год: 1,2 и 3 четверти и получили следующие результаты:

¬ 10 классе было 52 урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:

28/52*100%=53%

¬ 9 классе 62 урока 14 уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки:

34/62*100%=79%

ѕроанализировали планирование 10 и 9 класса, за 2008 Ц 2009 учебный год:

¬ 10 классе было 52 урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:


28/52*100%=53%

¬ 9 классе 62 урока 14 уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки и 10 часов здоровь€:

44/62*100%=79%

ѕри сравнении результатов уроков физической культуры на улице за 2007 Ц 2008 и 2008 Ц 2009 учебные года.

» тем самым мы можем сказать, что чем больше проводим уроков физической культуры на улице, тем меньше процент заболеваемости детей.

”ровень развити€ общей выносливости мы проверили, использу€ тест шести минутный бег:

9 класс Ц 18 человек.

1)         јлексей ј.Ц 1350 средний

2)         —ветлана  . Ц 1000 средний

3)         ≈лена ћ. Ц 900 низкий

4)         »ван  . Ц 1100 низкий

5)          ристина ћ. Ц 900 низкий

6)         ћари€ „. Ц 1100 средний

7)         »горь  . Ц 1500 высший

8)         »рина —. Ц 1100 средний

9)         ќльга ≈. Ц 900 низкий

10) »рина —.Ц 900 низкий

11) —ергей  . Ц 1350 средний

12) “ать€на Ў. Ц 1100 средний

13) јлена  . Ц 800 низкий

14) јнастаси€ Ў. Ц 1150 средний

15) Ќиколай  . Ц 1300 средний

16) јртем  . Ц 1400 средний

17) ƒенис ÷. Ц 1500 высокий

18) ћихаил ÷. Ц 1500 высокий

¬ысший уровень Ц 3 человека Ц 17%

—редний уровень Ц 9 человек Ц 50% - 67%

Ќизкий уровень Ц 6 человек Ц 33%

—равнение уровень общей выносливости


«ј Ћё„≈Ќ»≈

¬ ходе нашего исследовани€ мы пришли к следующим выводам:

¬оЦпервых природные и гигиенические факторы вли€ют на здоровье детей.

¬оЦвторых закаливание €вл€етс€ одним из важнейших этапов формировани€ здоровь€.

¬Цтретьих природные и гигиенические факторы благопри€тно вли€ют на сердечно Ц сосудистую, дыхательную и др. системы.

¬Цчетвертых природные и гигиенические факторы поднимают уровень иммунитета.

”читыва€ эти факторы можно сказать, что большинство детских простудных заболеваний св€зано с процессом закаливани€ в школах.

“аким образом, на зан€ти€х физической культуры необходимо удел€ть большое внимание процессу закаливани€, проводить уроки на свежем воздухе, в хорошо проветренных помещени€х, соответствующих санитарно Ц гигиеническим нормам. ≈ще отметим, что закаливание Ч важное средство профилактики неблагопри€тного воздействи€ погодно-климатических условий на организм. —истематическое применение закаливающих процедур повышает общий уровень здоровь€ человека.


Ћ»“≈–ј“”–ј

1.   јксеев —.¬. ”сенко ¬.–. √игиена труда. - ћ., ћедицина,1888

2.   јлданев ј.ј ‘изическа€ активность человека Ц  иев, 1987

3.   јнтонов ё.≈. «доровый школьник Ц ћ.,2000

4.   Ѕасов ј.¬. ќбраз жизни и наше здоровье Ц ярославль, 1989

5.   Ѕельцев ƒ.». Ѕиосфера, питание, здоровье Ц Ћьвов, 1982

6.   ¬айбаум ј.—. √игиена физического воспитани€ Ц ћ.,1989

7.   √абович –.ƒ. √игиена Ц ћ., 1990

8.   √абович –.ƒ. ѕознайский —.—. √игиена -  иев: ¬ысша€ школа, 1984

9.   ƒубровский ¬.». ¬алеологи€. «доровый образ жизни Ц м., 2002

10.      ƒубровский ¬.». Ћечебна€ физическа€ культура - .,2004

11.      ƒубровский ¬.». —портивна€ медицина Ц м., 1989

12.      «ацепина “.Ќ. ‘изические свойства и структура воды Ц ћ, 1987

13.       уценко √.Ќ ќсновы гигиены Ц ћ.,, 1980

14.      ћинх ј.ј. ћалышев ».Ќ. ќсновы спортивной гигиены Ц ћ., 1972

15.      ћуровов ».¬. ќздоровительные эффекты физической культуры и спорта Ц  иев., 1898

16.      ѕодшебекин ј. . «акаливание человека Ц  иев, 1989

17.      ѕокровский ¬.ј. √игиена Ц ћ.,1989

18.      ѕраздников √.—. «доровый образ жизни Ц ћ., 2006

19.      –ум€нцева √.». ”чебник √игиена Ц ћ., 1994

20.      —имирнов ¬.ћ. ƒубровский ¬.». ‘изиологи€ физического воспитани€ и спорта Ц ћ., 2002

21.      —орока Ќ.‘. ѕитание и здоровье Ц ћинск.,1994

ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я » Ќј” » –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ƒ≈ѕј–“јћ≈Ќ“ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ќЋќ√ќƒ— ќ… ќЅЋј—“» √ќ” —ѕќ Ђ“ќ“≈ћ— »… ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— »…  ќЋЋ≈ƒ∆ї ¬ыпускна€ квалификационна€ работа ѕо “еории и ме

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ ƒипломна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ ƒипломна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»сследование развити€ силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики
»сследование силовой подготовки девушек и женщин, занимающихс€ фитнесом
»сследование состо€ни€ травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации
»сследование уровн€ объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)
»сследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)
»стори€ ќлимпийских игр
 итай на рынке туристических услуг »ркутской области
 омплексна€ характеристика двигательных движений в боксе
 орпоративна€ культура в индустрии гостеприимства
 ультурный туризм как ресурс регионального развити€ (на примере Ќѕ "—ибирский тракт")

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru