Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»скусство  иевской –уси —  ультура и искусство

»льина “.

¬ период складывани€ и расцвета феодализма на –уси (конец ’ЦXVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнослав€нских племен и обитавших до них на этих земл€х скифов и сарматов. ≈стественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала вли€ние соседних земель и государств. ќсобенно ощутимым было вли€ние ¬изантии с момента прин€ти€ –усью христианства (в 988 г.). ¬месте с христианством –усь восприн€ла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

¬ажно отметить, что русское искусство периода —редневековь€ формировалось в столкновении двух укладов Ц патриархального и феодального и двух религий Ц €зычества и христианства. » как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной –уси, так и €зычество напоминало о себе почти во всех видах искусства.

ѕроцесс изживани€ €зычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной люд€м. Ќе случайно церкви строились на местах €зыческих капищ; в церковь проникли элементы народного обожествлени€ природы, а некоторым св€тым стали приписывать роль старых богов.

¬осприн€в от ¬изантии христианство, –усь, естественно, восприн€ла и определенные основы €зыка культуры. Ќо эти основы были переработаны и приобрели на –уси свои специфические, глубоко национальные формы. Ђћы вз€ли из ¬изантии ≈вангелие и традициюї, Цписал ј.—. ѕушкин.  онечно, как вс€кое искусство эпохи —редневековь€, искусство ƒревней –уси следует определенным канонам, прослеживающимс€ и в архитектурных формах, и в иконографии Ц в живописи. —озданы были даже образцы Ц Ђпрорисиї, Ђподлинникиї, лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это Ђтолковалосьї, рассказывалось), но и следу€ канонам, и вопреки им умела про€вить себ€ богата€ творческа€ личность художника. ќпира€сь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь –уси формами храмов, своеобразными стенными роспис€ми и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотр€ на общность иконографии и кажущуюс€ близость изобразительного €зыка.

¬ домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был  иев Ц Ђмать городов русскихї, как называли его в древности современники, сравнива€ по красоте и значимости с  онстантинополем. –осту могущества  иева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из —кандинавских стран на юг, в ÷арьград, с запада, из √ермании, до ’орезма. ѕри кн€зе ¬ладимире и его сыне ярославе  иевска€ –усь стала сильным государством, неизвестным ранее восточным слав€нам. –усское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. «ападные слав€не искали с –усью дружбы, германские императоры заключали союзы. –усские кн€зь€ выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. “ак укрепл€лось международное положение  иевской –уси. ѕомимо  иева большую роль играли такие города, как „ернигов, ѕолоцк, лежащий в северных истоках пути Ђиз вар€г в грекиї Ќовгород.

ƒл€ искусства домонгольской поры характерна одна отличительна€ черта Ц монументализм форм. ќсобое место в нем по праву занимает архитектура. —редневековое русское искусство определ€лось христианским мировоззрением. ƒо нас дошли далеко не все архитектурные пам€тники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Ќо те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. ≈ще в €зыческую пору на –уси была развита архитектура, в основном дерев€нна€: издавна славились русские Ђдреводелиї. ”же после прин€ти€ христианства летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской —офии на территории Ќовгородского кремл€ сто€л тринадцатиглавый дерев€нный —офийский собор, срубленный новгородцами в конце ’ в. ¬полне возможно, что у восточных слав€н были свои дерев€нные рубленые храмы и что эти храмы были многоглавыми. ћногоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, восприн€той затем искусством  иевской –уси.

— христианством на –усь пришла крестово-купольна€ форма храма Цтипична€ дл€ греко-восточных православных стран.  рестово-купольной формы храм Ц пр€моугольный в плане, четырьм€ (или более) столбами его интерьер делитс€ на продольные (по оси востокЦ запад) части Ц нефы (три, п€ть или более). „етыре центральных столба соедин€ютс€ арками, поддерживающими через паруса барабан купола. ѕодкупольное пространство благодар€ окнам барабана залито светом, оно €вл€етс€ центром храма. ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. ¬се центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма Ц крестово-купольна€. ¬ восточной стороне интерьера размещаютс€ алтарные помещени€ Ц апсиды, обычно полукружи€ми выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называетс€ притвором, нартексом. ¬ этой же западной части на втором €русе располагаютс€ хоры, где находились кн€зь и его приближенные во врем€ богослужени€. ¬ экстерьере домонгольского храма отличительной чертой €вл€етс€ членение фасада плоскими вертикальными пил€страми без капителей (по-древнерусски Цлопатками) на пр€сла. ѕолукруглое завершение пр€сла, форма которого определ€етс€ посводным покрытием, называетс€ закомарой.

Ќаиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в  иевской –уси была так называема€ смешанна€ Ц Ђopus mixtumї Ц стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камн€ на розовом известковом растворе Ц цем€нке. Ќа фасаде чередовалс€ р€д кирпича с р€дом цем€нки, и оттого он казалс€ полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформлени€ экстерьера. „асто употребл€лась так называема€ кладка с утопленным р€дом: на фасад выходили не все р€ды кирпичей, а через один, и розовый слой цем€нки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. ѕолосы розовой цем€нки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши Ц все вместе создавало нар€дный, праздничный облик здани€, иного декоративного убранства и не требовалось.

—разу после прин€ти€ христианства в  иеве был построен храм ”спени€ Ѕогородицы, так называема€ ƒес€тинна€ церковь (989Ц996) Ц первый известный нам каменный храм  иевской –уси. ƒес€тинна€ церковь (кн€зь выделил на ее содержание 1/10 часть своих доходов Ц отсюда и название) была разрушена во врем€ нашестви€ монголо-татар, поэтому мы можем судить о ней лишь по остаткам фундамента, некоторым элементам декора и по письменным источникам. Ёто была больша€ 25-глава€ †шестистолпна€ церковь, с двух сторон обнесенна€ пониженными галере€ми, что придавало пирамидальный облик всему храму (западна€ часть имела сложную, до сих пор до конца не вы€вленную планировку). ѕирамидальность, наращение масс Ц черты, чуждые византийскому зодчеству, возможно, така€ ступенчатость была присуща €зыческим сооружени€м, воздвигнутым на территории будущей  иевской –уси. ƒес€тинна€ церковь была богато Ђизукрашенаї: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей и шифера. Ќа одном из фрагментов фрески сохранилась часть лица (какого-то св€того?) с огромным глазом Ц живопись, по характеру своему напоминающа€ эллинистическую. ѕо этому фрагменту можно судить об уровне искусства  иевской –уси в целом. ћного подобных фрагментов живописи и мраморной резьбы найдено археологами на площади, где сто€ла ƒес€тинна€ церковь. Ёто была главна€ площадь города того времени. ѕисьменные источники свидетельствуют, что она была украшена бронзовой квадригой лошадей (Ђчетыре коне мед€ныї), двум€ античными стату€ми, вывезенными кн€зем ¬ладимиром из  орсуни (’ерсонес). “ут же располагались кн€жеский дворец, хоромы дружины и городской знати.  н€жеский терем и главные св€тыни города Ц соборы Ц сто€ли высоко над ƒнепром, Ђна гореї. ” подножи€ холма, Ђна подолеї, жили купцы, ремесленники, городска€ беднота.  иев рубежа ’ЦXI вв. был достаточно укрепленным городом, стена, воздвигнута€ на мощном земл€ном валу, была дерев€нной, легко воспламен€ющейс€, но ворота в ней Ц уже каменные.

ќт следующего, XI столети€ в  иеве сохранилось несколько пам€тников, и самый известный из них Ц —офи€  иевска€, главный собор, где происходили церемонии посажени€ на кн€жеский стол и поставлени€ на митрополичий престол, построенный сыном ¬ладимира ярославом ћудрым.  ак говорили современники, Ђярослав завершил то, что начал ¬ладимирї. —офи€  иевска€, как доказано современными исследовател€ми, была построена по единому замыслу в 30Ц 40-е годы XI в. Ќесколько позже возникла лишь северна€ башн€.

 иевска€ —офи€Цп€тинефный, п€тиапсидный, 13-купольный храм. ÷ентральный купол, опирающийс€ на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают ÷ентральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие, боковые 8 глав Ц боковые пространства и огромные (площадью около 600 кв. м) хоры. —офийский храм, как и ƒес€тинна€ ÷ерковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей Ц гульбищем.   сожалению,  иевска€ —офи€ была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на ”краине, в духе Ђукраинского бароккої, в результате чего исчезла характерна€ дл€ нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них Ц к центральному, что определ€ло облик всего храма.

—мешанна€ система кладки р€дов камн€ с р€дами плинфы и широкого сло€ цем€нки, тонкие колонки с капител€ми, подчеркивающие грани средней апсиды, окна и двухступенчатые ниши Ц все это придавало разнообразие и нар€дность экстерьеру собора.

 ак и в ƒес€тинной церкви, интерьер —офии  иевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещени€ и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов, более темные боковые помещени€ под хорами, стены Ц фресками. ѕолы были также мозаичные и из шифера. ќсобой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. ќбщее впечатление было величественным, необыкновенно торжественным. Ђ¬иждь церькви цветуща, виждь кристианство растуще, виждь град иконами св€тых освещаем, блистающьс€ и тими€мом обьухаем... » си вс€ видев, возрадуйс€ї, Цписал митрополит »ларион в Ђ—лове о «аконе и Ѕлагодатиї. ¬ XI в. он часто произносил свои проповеди под сводами —офии.

јрхитектура —офийского собора оказала огромное вли€ние на последующее строительство. Ќа том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь »рины, церковь √еорги€, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (перва€ половинаЦсередина XI в.). ћитрополичий двор был обнесен кирпичной стеной. Ђ√ород ярославаї был много больше, чем Ђгород ¬ладимираї. ќн был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: его валы, достигавшие высоты 14 м, т€нулись более чем на 3 км. Ќа валах были воздвигнуты дерев€нные стены. ¬ город-крепость вели несколько ворот. ќдни из них, «олотые, представл€ли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. (—ейчас они реставрированы.)  иев XI столети€ был достойным соперником  онстантинопол€, или, как его тогда называли на –уси, ÷арьграда. Ѕок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. ѕостепенно складывалась национальна€ школа зодчества.

“е же мастера, что строили —офию  иевскую, принимали участие в строительстве —офийского собора в Ќовгороде, сооруженного в 1045Ц1050 гг. при кн€зе ¬ладимире ярославиче в центре кремл€. Ќо Ќовгородска€ —офи€ проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Ёто 5-, а не 13-купольный, п€тинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. —троже и монолитнее не только ее экстерьер, поражающий благородством своих мощных форм, но и интерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. »ной и строительный материал: вместо тонкой из€щной плинфы используетс€ местный грубый известн€к.  ирпич использован лишь в сводах и арках. ¬о многом близок Ќовгородской —офии также п€тинефный —офийский собор в ѕолоцке (середина XI в.), техника кладки которого аналогична киевской. —ильно перестроенна€ со временем. ѕолоцка€ —офи€ сейчас успешно изучаетс€ исследовател€ми.

ѕод 1036 г. в летописи впервые упоминаетс€ заложенный бесстрашным воином кн€зем ћстиславом “мутараканским собор —паса ѕреображени€ в „ернигове: трехнефный, трехапсидный, п€тиглавый кирпичный храм с круглой лестничной башней на хоры. ¬нутри собора фрескова€ стенопись и шиферные полы. ƒо ¬еликой ќтечественной войны сохран€лось изображение св. ‘еклы Ц классически прекрасное, почти скульптурное по своей моделировке. ќсобую торжественность и величие интерьеру церкви придают тройные аркады хор.

Ќа прот€жении XI и в XII в. христианство завоевывает прочные позиции. ¬озрастает роль церкви на всей обширной территории древнерусского государства. ¬ архитектуре второй половины XI в. вли€ние церкви сказываетс€ в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столети€. √осподствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шести-столпный храм. »менно такими были не дошедший до нас ”спенский собор  иево-ѕечерского монастыр€ (1073Ц1077, кн€зь —в€тослав ярославич), разрушенный во врем€ ¬еликой ќтечественной войны, не сохранившийс€ собор ћихайловского «латоверхого монастыр€ (1108Ц 1113), собор ¬ыдубицкого монастыр€ (1070Ц1088) и др. ÷ерковь —паса на Ѕерестове (пригородна€ резиденци€ кн€з€), возведенна€ ¬ладимиром ћономахом уже в начале XII в., с ее Ђполосатойї кладкой завершает собой р€д построек этой эпохи, равно как и постройки начала XII в. в Ќовгороде; церковь Ѕлаговещени€ на √ородище (1103), Ќикольский собор на ярославовом дворище (1113), –ождественский собор јнтониева монастыр€ (1117) и √еоргиевский собор ёрьева монастыр€ (1119), не случайно повтор€ющий композицию церкви Ѕлаговещени€ Ц расположенный на другой стороне ¬олхова, он как бы открывал собою вид на Ќовгород со стороны озера »льмень. »з “ретьей Ќовгородской летописи мы узнаем им€ мастера: Ђј мастер трудилс€ ѕетрї. ¬еро€тнее всего, что Ѕлаговещенский и Ќикольский соборы также возведены зодчим ѕетром.

¬ целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских кн€жеств эпохи феодальной раздробленности.

¬ р€ду изобразительных искусств  иевской –уси первое место принадлежит монументальной живописи Ц мозаике и фреске. —истему росписи культового здани€, как и сам тип здани€, русские мастера восприн€ли от византийцев. Ќо, как и в архитектуре, в русской живописи рано начинаетс€ переработка византийской традиции. языческое народное искусство вли€ло на сложение приемов древнерусской живописи.

ћозаики и фрески  иевской —офии позвол€ют представить систему росписи средневекового храма, дошедшую до нас хот€ и не целиком, но и в насто€щем виде поражающую своей грандиозностью. –осписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. ћетафизические идеи христианской религии живописцы облекали в человеческие образы, создава€ впечатление, что ЂЅог с людьми пребываетї, как некогда писали побывавшие в константинопольской —офии послы кн€з€ ¬ладимира. ∆ивопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать св€зь небесного, горнего, с земным. ћозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарное. ¬ куполе в окружении четырех архангелов Ц хранителей трона ¬севышнего Ц изображен ’ристос ¬седержитель (по-гречески ѕантократор). ¬ простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, Ц евангелисты, на подпружных арках в медальонах Ц Ђ40 мучеников севастийскихї. Ќа столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображаетс€ сцена Ѕлаговещени€: две фигуры Ц архангела √авриила и Ѕогоматери Ц умещаютс€ на столбах. ¬ центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности Ц в конхе Ц предстает Ѕогоматерь ќранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками, Ц заступница, позднее в народе получивша€ им€ ЂЌерушима€ стенаї, Ц образ, восход€щий к €зыческому образу праматери. ≈е фигура достигает почти 5 м. Ќиже ќранты представлена сцена ≈вхаристии Ц ѕричащени€, обр€да превращени€ хлеба и вина в тело и кровь ’риста, одного из главных таинств в христианском богослужении. ≈ще ниже, в простенках между окнами, над сидалищами, где сидело во врем€ службы духовенство, изображаютс€ фигуры св€тителей, отцов церкви. ћозаики русской и византийской церкви были дл€ православных верующих книгой, по которой они читали основные положени€ христианского вероучени€.  ак и все росписи средневековых храмов, они были Ђ≈вангелием дл€ неграмотныхї. Ќо столь же пон€тны они были, естественно, и умеющим читать богослужебные книги, а таких в домонгольской –уси было немало.

язык мозаик прост и лаконичен. »зображени€ плоскостны, что характерно дл€ средневекового искусства. ‘игуры как бы распластаны на золотом фоне, еще более подчеркивающем их плоскостность, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. яркие цветовые п€тна Ц син€€ одежда Ѕогоматери, ее пурпурное с золотой каймой покрывало, красного цвета обувь Ц создают единое гармоническое звучание, свидетельствуют о богатстве палитры в мозаичном наборе. Ќабранна€ пр€мо на стене, как бы прощупанной руками мастера, с учетом всех неровностей этой стены, мозаика кажетс€ органично слитой с архитектурой: фигуры будто выступают из фона, отража€ падающий свет, смальта то слабо мерцает, то вспыхивает €рким цветом. —трогий ритм, торжественна€ каноническа€ неподвижность фигур св€тителей (они представлены в фас, между ними определенное пространство: фигураЦцезура, фигураЦцезура) не лишает их одухотворенные лица индивидуальности. ѕо канону, заимствованному из ¬изантии, у них у всех удлиненный овал лица, широко открытые глаза, и тем не менее »оанна «латоуста не спутаешь с ¬асилием ¬еликим или √ригорием Ќисским.

∆ивопись подкупольного пространства и апсид была исполнена в технике мозаики. ¬с€ остальна€ часть украшена фреской, более дешевой и доступной формой монументальной живописи. Ќа –уси именно эту технику ждало большое будущее. ¬о фресковой технике в  иевской —офии выполнены многие сцены из жизни ’риста, ћарии и архангела ћихаила (Ђ¬стреча у «олотых воротї, Ђќбручениеї, ЂЅлаговещениеї, Ђ¬стреча ћарии и ≈лизаветыї, Ђ—ошествие во адї), изображени€ праведников и мучеников и пр. ¬о многих фресковых циклах сказалс€, видимо, вкус заказчика, в них виден иной, чем у византийцев, лишенный аскетичности идеал, иные, русские типы лиц (например, фреска, изображающа€ св. ѕантелеймона).

ћозаичный и фресковый цикл росписей —офии  иевской Ц это строго продуманна€ и едина€ по замыслу система, дающа€ живописное представление о вероучении, система, в которой кажда€ фигура и кажда€ сцена помогают раскрыть смысл целого. Ќебесна€ иерархи€, начина€ с ’риста в куполе и конча€ фигурами св€тителей в апсиде, представл€лась как подобие земных св€зей, соподчинени€.

¬ киевском храме среди многочисленных фресок имеютс€ также и сугубо светские росписи: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн€з€ ярослава, а на северной Ц его сыновей (сохранились фрагментарно). ¬ западной части центрального нефа, примыкающего к подкупольному пространству, была представлена композици€: кн€зь ярослав с моделью храма в руках.  роме того, на стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: сост€зани€ на царьградском ипподроме, цирковые представлени€, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медвед€, барса. ѕричем в этих сценах есть черты чисто русские. “ак, изображены неизвестные в ¬изантии животные, типично русские способы охоты. языческое веселье в шумных пирах и разных развлечени€х долго держалось в кн€жеском быту и нашло отражение даже в декоративном убранстве главного собора. ќгромное место в декоре —офии занимает орнамент.

ѕомимо мозаик  иевской —офии сохранились мозаики ћихайловского «латоверхого монастыр€, близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говор€щие об изменении в художественных воззрени€х, в эстетических идеалах за прошедшие 60Ц70 лет. ¬ сцене ≈вхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движени€ свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике. ‘игуры составл€ют естественные группы, каждый апостол держитс€ по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себ€ проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом. —оответственно и выразительный €зык мозаики становитс€ другим: меньшее значение придаетс€ теперь линии, контуру, иначе строитс€ форма, хот€ линейное начало все равно преобладает. ¬ фигуре ƒмитри€ —олунского (√“√), представленного в роскошных одеждах воина Цкн€жеского патрона, некоторые исследователи вид€т портретное сходство с киевским кн€зем »з€славом, в крещении ƒмитрием. —праведливо предположить, что это идеальное представление о кн€зе Ц владыке и воине. ѕосто€нна€ угроза нашестви€ кочевников сделала ратное дело на –уси почетным. ¬оин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становитс€ близким и пон€тным образом.

‘ресковых росписей XI в. до нас дошло немного. ¬ Ќовгородской —офии почти не сохранилось изначальной живописи. ‘игуры пророков в куполе, торжественно-спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традици€х, но уже в начале XII в. Ќа них роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные хитоны, головные уборы усе€ны драгоценными камн€ми, Ц но образы от этого не тер€ют своей суровости.

¬ редкой технике Ђal seccoї (Ђпо-сухомуї, т.е. по сухой штукатурке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим из€ществом написаны фигуры  онстантина и ≈лены в ћартирьевской паперти Ќовгородской —офии. ѕлоскостно-линейна€ трактовка формы отличает их от фигур пророков. »м€ византийской императрицы написано в искаженной русифицированной транскрипции (Ђќленаї вместо Ђ≈ленаї), что может свидетельствовать о происхождении автора фрески Ц он, веро€тно, был местным, новгородским.

¬ XI в., несомненно, было создано много икон, мы знаем даже им€ одного русского мастера Цјлимпий, Цжившего в конце XI в.

»кона Ђ¬ладимирска€ Ѕогоматерьї (√“√), вывезенна€ из  онстантинопол€ в  иев в начале XII в., Цпроизведение византийского искусства. Ќазвание Ђ¬ладимирска€ї возникло после того, как в 1155 г. кн€зь јндрей Ѕоголюбский ушел из  иева во ¬ладимир. »конографический тип ее Ц Ђ”милениеї (Ѕогоматерь, держаща€ на руках младенца ’риста и прижимающа€с€ к нему щекой) Ц стал излюбленным на –уси. Ђѕрешла бе всех образовї, Ц сказал о ней летописец. — возвышением ћосквы как центра русского государства икону перевезли в новую столицу и она стала государственной св€тыней, особенно почитаемой народом.

ќсобым разделом древнерусской живописи €вл€етс€ искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представл€ли сложную и изысканную форму искусства. Ќаписанные на пергамене Ц тел€чьей коже Ц книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. ƒревнейшей русской рукописью €вл€етс€ Ђќстромирово ≈вангелиеї (–ЌЅ), написанное в 1056Ц1057 гг. дь€коном √ригорием дл€ новгородского посадника ќстромира, приближенного кн€з€ »з€слава, уставом в 2 столбца.  раски миниатюр, изображающих евангелистов, €ркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми лини€ми, что напоминает технику перегородчатой эмали. ‘игуры евангелистов сходны с фигурами апостолов —офийского собора в  иеве.  нижный мастер училс€ на образцах монументальной живописи. «аставки заполн€ютс€ растительным орнаментом, неожиданно переход€щим в подобие человеческого лица или морду животного. ¬ миниатюрах рукописей того времени имеютс€ и портретные изображени€, например: великокн€жеской семьи в Ђ»зборнике —в€тославаї Ц рукописи, скопированной дь€коном »оанном с болгарского оригинала (1073, √–ћ); ярополка и его семьи в “рирской псалтыри, исполненной дл€ жены кн€з€ »з€слава √ертруды (“рир, 1078Ц1087). —воеобразный самосто€тельный вариант рукописи типа Ђќстромирова ≈вангели€ї Ц Ђћстиславово ≈вангелиеї (1103Ц1117), писанное в Ќовгороде јлексой, сыном попа Ћазар€, дл€ новгородского кн€з€ ћстислава.  ниги очень ценились русскими людьми, недаром летописец писал: Ђ¬елика€ бывает польза от книжного учени€ї.

ќгромную роль в жизни  иевской –уси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы €зыческой мифологии. —деланные умелыми руками мастеров резные корабли, дерев€нна€ утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные издели€ пронизаны поэзией мифологических образов. »менно поэзией, ибо первоначальной магической силы в этих мотивах уже не было. ¬ещи, найденные в кладах (браслеты, колты, вис€чие кольца, диадемы, ожерель€), украшены изображени€ми животных, некогда имевшими символическое значение (ритуальное, значение оберега и т.д.). ƒревнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напа€нные на изделие), черни (издели€ из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохран€лс€ серебр€ным, а фон заливали чернью), особенно в самом изысканном виде искусства Ц финифти, т.е. технике эмалей, выемчатых и перегородчатых. Ёмаль чаще всего сочеталась с золотом, а серебро Ц с чернью.

¬ искусстве ƒревней –уси кругла€ скульптура не получила развити€. ќна напоминала €зыческого идола, €зыческого Ђболванаї и потому не была попул€рна. Ќо русские мастера перенесли свой богатый опыт резчиков по дереву на издели€ мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в частности монет). —охранилось и несколько рельефов монументально-архитектурного назначени€ (два XI в. найдены в стене типографии  иево-ѕечерской лавры и два Ц ћихайловского «латоверхого монастыр€, XI Ц XII вв., √“√). ќни исполнены в красном шифере, подчеркнуто плоскостны и лапидарны. ¬озможно, они украшали наружные стены каких-то храмов.

¬питав и творчески переработав разнообразные художественные вли€ни€ Ц византийское, южнослав€нское, даже романское,Ц  иевска€ –усь создала свое самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развити€ искусства отдельных земель и кн€жеств. »скусство  иевской –уси Цнедолгий по времени, но один из величайших периодов в отечественной культуре. »менно тогда получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший вплоть до XVII столети€, система стенописи и иконографи€, которые легли в основу всей живописи ƒревней –уси. ј ведь мы знаем только малую часть того, что было создано в это врем€. Ќе исключено, что в киевской земле под постройками сегодн€шнего дн€ или под побелкой соборов сохранились пам€тники зодчества и живописи той великой поры и они еще будут открыты в какой-нибудь счастливый дл€ отечественного искусства и науки день.

¬.ќ.  лючевский писал: Ђ«амечательно, что в обществе, где сто лет с чем-нибудь назад еще приносили идолам человеческие жертвы, мысль уже училась подниматьс€ до сознани€ св€зи мировых €влений. »де€ слав€нского единства в начале XII в. требовала тем большего напр€жени€ мысли, что совсем не поддерживалась современной действительностью.  огда на берегах ƒнепра эта мысль выражалась с такой верой или уверенностью, слав€нство было разобщено и в значительной части своего состава порабощеної ( лючевский ¬.  урс русской истории. —оч. ¬ 9 т. ћ., 1987. “. 1. „. 1. —. 110).


»льина “. ¬ период складывани€ и расцвета феодализма на –уси (конец ’ЦXVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнослав€нских племен и обитавших до них на этих земл€х скифов и сарматов. ≈стественно, что

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru