Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме ƒипломной работы

ƒепартамент образовани€ ¬ологодской области

√ќ” —ѕќ Ђ“отемский педагогический колледжї

¬ыпускна€ квалификационна€ работа

по физической культуре и туризму

»сследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста

“отьма

2009


ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

√Ћј¬ј 1. ¬Ћ»яЌ»≈ “”–»«ћј Ќј ‘»«»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬

1.1 ‘изическое развитие детей среднего школьного возраста

1.2 ¬ли€ние туризма на организм школьника

1.3 ¬ыносливость и способности еЄ развити€

√Ћј¬ј 2. »сследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста

2.1 ќрганизаци€ исследовани€

2.2 –езультаты исследовани€

«ј Ћё„≈Ќ»≈

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я


¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

Ћюбовь человека к странстви€м зародилась в глубокой древности. —начала Ђпутешестви€ї были названы необходимостью добывани€ пищи, да и сейчас мы Ђпутешествуемї за грибами, за €годами, за рыбой и зверем. «атем в путешестви€х стал преобладать научный характер Ц добывани€ знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение «емли. ѕутешестви€ стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов[12, с. 5]. »менно в них начинаетс€ формирование туриста Ц человека, разностороннего и гармонично развитого, насто€щего гражданина и патриота своей родины. —войственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровье туриста, а жизнь на природе позвол€ет приобрести полезные навыки и умени€[23, с.3]. “уризм как форма активного и дополнительного образовани€, полезен всем дет€м, каждому учащемус€. ћало сказать полезен, он необходим каждой развивающейс€ личности, ибо как сказал √Єте: ЂЅез странствий не создаетс€ ни одна индивидуальностьї[13, с. 24].

ћы считаем, что данна€ тема в насто€щий момент €вл€етс€ актуальной, так как большое значение имеет умение туриста распредел€ть силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполн€ть их без особых мышечных напр€жений, т.е. технично. ƒлительное, технически правильное решение туристических задач определ€ет выносливость туриста. ќна не может развиватьс€ без общей выносливости Ц составной части всестороннего развити€ любого спортсмена.

ќбъект: уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста.

ѕредмет: вли€ние туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста.

÷ель: исследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста.

«адачи:

1. »зучить научную, научно Ц методическую и другие источники информации по проблеме исследовани€.

2. »зучить вли€ние туризма на развитие общей выносливости детей среднего школьного возраста.

3. ƒоказать возможности туризма, как средства развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста.

ƒл€ этого будут использованы следующие методы:

ü   јнализ научно Ц методической литературы

ü   јнкетирование

ü   “естирование

ü   —равнительный анализ результатов

√ипотеза: мы предполагаем, что при зан€тии туризмом можно повысить уровень общей выносливости детей среднего школьного возраста

Ѕаза исследовани€: ќбластной центр детского юношеского туризма и экскурсий (г. ¬ологда), ћуниципальное образовательное учреждение Ђсредн€€ общеобразовательна€ школа є3ї (г. “отьма).


√Ћј¬ј 1. ¬Ћ»яЌ»≈ “”–»«ћј Ќј ‘»«»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬

1.1 ‘изическое развитие детей среднего школьного возраста

‘изическое развитие важный показатель здоровь€ и социального благополучи€. ќсновными показател€ми физического развити€ €вл€ютс€: длинна тела, масса и окружность грудной клетки и др. ќднако, оценива€ физическое развитие ребенка, руководству€сь не только этими соматическими величинами (coma Ц тело), а использу€ такие результаты физиометрических изменений (сила сжати€ кисти руки, станова€ сила) и саматоскопические показатели (развитие косно Ц мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонени€ в телосложении). “олько руководству€сь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развити€ ребенка [27, с. 12].

‘изическое развитие Ц показатель роста и формирование организма завис€т не только от наследственности, но и от социальных условий. ‘изическое развитие обследуемых €вл€етс€ путем антропометрических и физиометрических изменений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложение жира, уровн€ артериального давлени€, жизненной емкости легких. Ќа основе полученных данных устанавливают стандарты физического развити€ дл€ каждой возрастной группы. —тандарт служит дл€ индивидуальной оценки физического развити€, котора€ проводитс€ на медицинских осмотрах.

јнатомо-физиологические особенности характеризуютс€ завершением созревани€ организма, продолжающим нарастанием массы тела, оформлением моторной индивидуальности. ѕродолжаетс€ процесс окостенени€ скелета, причем происходит оно неравномерно в различных част€х. —ила мышц увеличиваетс€ в меньшей степени, чем масса тела, что при неблагопри€тных услови€х может привести к нарушению осанки или деформации позвоночника. ¬ то же врем€ чрезмерные нагрузки способны ускорить процесс окостенени€ и замедлить рост трубчатых костей в длину. ѕри действии сверх сильных или монотонных раздражителе у подростков развиваетс€ запредельное торможение, что об€зывает разнообразить физические нагрузки в процессе зан€тий. ѕоловое созревание находит свое отражение и в состо€нии вегетативных функций Ц изменение ритма сердечной де€тельности и дыхани€, уровн€ артериального давлени€ и пр.

–астущий организм по сравнению с организмом взрослых отличаетс€ повышенной чувствительностью, утомл€емостью, недостаточной приспособл€емостью к воздействию физических нагрузок.

—редний школьный возраст характеризуетс€ интенсивным ростом и увеличением размеров тела. √одичный прирост длины тела достигает 4 Ц 7см главным образом за счет удлинени€ ног. ћасса тела прибавл€етс€ ежегодно на 3 Ц 6кг. Ќаиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 Ц 14 лет, когда длина тела прибавл€етс€ за год на 7 Ц 9см. ј у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 Ц 12 лет в среднем на 7см. ¬ подростковом возрасте быстро растут трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускор€€ рост в высоту позвоночника. ѕозвоночный столб подростка очень подвижен. „резмерные мышечные нагрузки, ускор€€ процесс окостенени€, могут замедл€ть рост трубчатых костей в длину.

¬ этом возрасте быстрыми темпами развиваетс€ и мышечна€ система. — 13 лет отмечаетс€ резкий скачек в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличени€ толщины мышечных волокон. ћышечна€ масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 Ц 14 лет, а у девочек в 11 Ц 12 лет. ” подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно сосудиста€ система, а также продолжающего развити€ центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формировани€ механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. ѕоэтому адаптационные возможности системы кровообращени€ у детей 12 Ц 15 лет при мышечной де€тельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. »х система кровообращени€ реагирует на нагрузки менее экономично. ѕолного морфологического и функционального совершенства сердца достигает лишь к 20 годам. ќбъем легких в возрасте с 11 Ц 14 лет увеличиваетс€ почти в два раза, значительно повышаетс€ минутный объем дыхани€ и растет показатели жизненной емкости легких: у мальчиков Ц с 1970мл(12 лет) до 2600мл(15 лет); у девочек Ц с 1900мл(12 лет) до 2500мл(15 лет). –ежим дыхани€ у детей среднего школьного возраста менее эффективно, чем взрослых. «а один дыхательный цикл подросток потребл€ет 14мл кислорода, в то же врем€ как взрослый Ц 20мл. ѕодростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в услови€х недостатка кислорода. ” них быстрее, чем у взрослых, снижаетс€ насыщение крови кислородом.

ѕодростковый возраст Ц это период продолжающего двигательного совершенствовани€ моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. ѕрирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в приложении 1, 2 [26, с. 193].

‘изиологическое развитие

–азмер тела у детей и подростков увеличиваетс€ неравномерно. –ост и развитие происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. ¬ес тела, как и рост, возрастает неравномерно. Ќаибольшее его увеличение отмечаетс€ у школьников в те же возрастные периоды, что и повышение роста. ”величение веса тела обусловлено развитием двигательного аппарата и внутренних органов.

ƒвигательный аппарат. –азвитие костей заканчиваетс€ относительно поздно. Ќапример, окостенение фаланг пальцев завершаетс€ к 9 Ц 11 годам, кости зап€сть€ Ц к 10 Ц 13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей Ц лишь к 15 Ц 25 годам. ‘изические упражнени€ способствуют развитию костного аппарата. ќднако если подросток выполн€ет чрезмерную, непосильную дл€ его работу, то это оказывает неблагопри€тные воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей. —в€зочный аппарат у подростков отличаетс€ большей эластичностью. ѕоэтому они обладают гибкостью по сравнению со взрослыми. —келетные мышцы развиваютс€ пропорционально увеличению общих размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опережает развитие силы.

«адержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависти на только от толщины мышц (еЄ физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц. Ёта способность развиваетс€ несколько позднее. ѕоэтому даже развитые мышцы школьника не могут выполн€ть т€желую работу. –азвитие силы мышц обычно заканчиваетс€ лишь к 20 Ц 25 годам. ≈Є увеличению способствуют зан€ти€ физическими упражнени€ми. ¬озбудимость мышц вполне достаточно дл€ про€влени€ скоростных качеств уже у младших школьников. –азвитие быстроты, если в дальнейшем не совершенствовать еЄ специально, заканчиваетс€ к 13 Ц 14 годам. ¬ этом возрасте максимальна€ частота движений достигает уровн€ взрослых. ќднако, в тех случа€х, быстрота мышечного сокращени€ должна сочетатьс€ с силовым напр€жением (быстрый бег, прыжки в длину и высоту с места), совершенствовани€ движений продолжаетс€ и более позднем возрасте.

¬ыносливость организма к продолжительной работе развиваетс€ позднее, чем скоростные качества. ќднако, при соответствующей тренировке скоростна€ выносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте[5, с. 171].

”правление движени€ми. Ётот процесс обусловлен сложной де€тельностью многих отделов мозга. —равнение нервных клеток, участвующих в управлении движени€ми, заканчиваютс€ к 13 Ц 14 годам. ѕоэтому, начина€ с данного возраста движени€, могут быть такими же координированными, как и у взрослых. ¬. —. ‘арфель на основании своих многочисленных наблюдений утверждает, что нет такой сложной двигательной техники, котора€ не была бы доступна подросткам. ƒл€ управлени€ движени€ми необходима современна€ и точна€ информаци€ об особенност€х работы мышц, сухожилий, суставных сумок и св€зок, и центры воспринимающие проприоцептивные импульсы, называютс€ двигательным анализатором. ≈го развитие заканчиваетс€ к 14 Ц 14 годам. ѕоэтому подростки могут тесно оценивать свои движени€, что необходимо при всех видах спортивной де€тельности.

ѕо мере развити€ двигательного анализатора у школьников совершенствуетс€ способности к ориентировке в пространстве и во времени. Ёто можно проследить, наблюда€ за выполнением ходьбы по пр€мой и более сложных по координации движений школьниками разного возраста. ” младших ошибки при выполнении заданных движений очень велики, к13 Ц 14 годам движени€ станов€тс€ такими же точными, как у взрослых[5, с. 172].

÷ентрально нервна€ система. ѕроцессы возбуждени€ и торможени€ в ÷Ќ— отличаютс€ у детей небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. — возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышаетс€. ќднако, у детей и подростков они все еще ниже по сравнению с взрослыми, что необходимо учитывать при дозировке нагрузок. ¬ажное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнени€ми. ѕри их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно вли€ет на развитие организма.

” школьников, процессы возбуждени€ обычно преобладают над тормозными процессами. ѕри выполнении движений, особенно в начале обучени€, происходит широка€ иррадиаци€ (распространение) возбуждени€. ¬ результате в работу вовлекаютс€ лишние мышцы, и она производитс€ неэкономно. — возрастом способность к развитию торможени€ в центральной нервной системе повышаетс€.

ѕреобладание возбудимых процессов у детей и подростков €рко про€вл€етс€ в предстартовые реакции. ” них, как правило, очень сильно выражены предстартовые реакции. ÷ентральна€ нервна€ система у школьников характеризуетс€ большой пластичностью, т.е. способность к быстрому формированию условно-рефлекторных св€зей. Ётим обеспечиваетс€ быстрое усвоение новых движений[5, с. 172].

ќрганы кровообращени€. –азмеры и вес сердца увеличиваетс€ параллельно с размерами и весом тела. –азвитию сердечной мышцы способствует зан€ти€ физическими упражнени€ми. ѕри этом важнейшим условием €вл€етс€ правильный выбор объема и интенсивности нагрузок. ѕрименение чрезмерных нагрузок может сопровождатьс€ чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.

ѕо мере развити€ организма частота сердечных сокращений в состо€нии поко€ уменьшаетс€, а систолический и минутный объем крови возрастает. ≈сли подростки систематически занимаютс€ спортом, то минутный объем крови у них увеличиваетс€ медленнее, чем у не спортсменов. Ёто объ€снено экономизацией тканевых окислительных процессов при зан€ти€х спортом. ¬ качестве примера в приложении 3 приведены величины минутного объема крови у детей и подростков, с раннего возраста систематически занимающихс€ плаванием, и у их сверстников Ц не спортсменов. јртериальное давление у школьников с возрастом повышаетс€ (прил. 4), причем у спортсменов Ц относительно быстрее, чем у не занимающихс€ спортом[5, с. 173].

ќрганы дыхани€. ”величение грудной полости и развитие дыхательных мышц способствует повышению как общей, так и жизненной емкости легких у боле старших школьников. «ан€ти€ спортом, способствующие интенсивному развитию дыхательных мышц, обеспечивающие более быстрое увеличение жизненной емкости легких. ѕотребность кислорода, а следовательно, и легочна€ вентил€ци€ в состо€нии поко€ увеличиваютс€ с возрастом параллельно нарастанием общей массы тела и развитию скелетной мускулатуры.

„астота дыхани€ с возрастом уменьшаетс€. ”величение легочной вентил€ции при этом обеспечивает углублением дыхани€. ѕотребление кислорода и легочна€ вентил€ци€ при выполнении одинаковой (стандартной) работы больше у младших. Ѕлагодар€ развитию сердца и легких у юных спортсменов показатели потреблени€ кислорода может достигать у них высоких величин. ѕри работе предельной мощности, когда он становитс€ равным максимальной величине (ћѕ ), у 13-летних же этот показатель не повышает в среднем 2,5л/мин. ќднако, если рассчитать потребл€емый кислород на 1кг веса тела, то разница между спортсменами различного возраста не столь велика. Ёто говорит о том, что аэробна€ производительность организма при систематических зан€ти€х спортом может быть очень высокой уже в юном возрасте. ћаксимальное потребление кислорода зависти от многих факторов. Ѕольшое значение при этом имеют минутный объем крови, величина легочной вентил€ции, кислородна€ емкость крови. —уд€ по величине максимального потреблени€ кислорода, можно считать, что у юных спортсменов сердце и легкие уже достигли высокого функционального развити€.

¬ажным показателем, свидетельствующим о производительности сердца и усвоении кислорода ткан€ми, €вл€етс€, как отмечалось выше, кислородный пульс. ќн показывает, какое количество кислорода соответствует каждому сокращени€ сердца.  ислородный пульс повышаетс€ при мышечной де€тельности.

ƒл€ успешной спортивной де€тельности (особенно при динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) большое значение имеет не только аэробна€, но и анаэробна€ производительность организма, т.е. способность выполн€ть работу при недостаточном снижении кислорода. ќ степени адаптации к таким услови€м можно судить по времени произвольной задержки дыхани€. ѕри этом окислительные реакции в ткан€х продолжаютс€, а в крови станов€тс€ все менее и менее кислорода. „ем дольше человек способен задерживать дыхание, тем, следовательно, лучше адаптированы ткани его организма к недостатку кислорода. ƒети по сравнению с взрослыми могут задерживать дыхание менее врем€, значит, ткани их органов менее приспособлены к де€тельности при понижении содержани€ кислорода в крови. —истематически зан€ти€ спортом улучшают эту способность[5, с 175].

ќбмен веществ и энергии. ќдной из важнейших особенностей подрастающего организма €вл€етс€ более высокий обмен веществ и энергии по сравнению с взрослыми.  ак уже отмечалось (расход энергии в состо€нии полного мышечного поко€, натощак, при температуре окружающее среды 20 Ц 22—º) происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. ќсобенно €рко это выражено при вычислении основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в состо€нии основного обмена на 1м поверхности тела у 10-летниз равен 49,5ккал, у детей 14 Ц 15-летних Ц 46ккал, у 16 Ц 18-летних Ц 42ккал.

ќсобенно важное значение при этом имеет белкова€ пища, так как белки €вл€ютс€ отавными пластическим материалом, из которого состо€т ткани организма[5, с. 176].

‘изиологические особенности детей, подростков учитываютс€ при выборе спортивной де€тельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Ёти данные подробно излагаютс€ в специальных курсах физического воспитани€[27, с. 177].

1.2 ¬ли€ние туризма на организм школьника

“уризм Ц вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма[20, с 817].

“уризм Ц это путешествие в свободное врем€ по всей стране и в другие страны, когда отдых сочетаетс€ с элементами спорта и познавательными задачами [3, с. 597].

“уризм - это вид активного отдыха Ц путешестви€ (поездки, походы), совершаемые организованно или самоде€тельно дл€ отдыха, со спортивными или познавательными цел€ми[24, с. 627].

–егул€рные зан€ти€ туризмом оказывают положительное вли€ние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состо€ние многих физических систем. ќказывают заметное вли€ние на улучшение физической подготовленности школьников. ≈стественное вли€ние двигательных качеств на физическое развитие €вл€етс€ физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекани€ физиологических функций организма[15, с. 6].

»зучением вли€ни€ туризма на детский организм занимались многие. ”становлено улучшение функционального состо€ни€, про€вл€ющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под вли€нием даже одноразовых многодневных походов. ќдноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного вли€ни€ на организм показали, что различные виды туризма по Ц разному вли€ют на отдельные системы. “ак, на увеличении силы мышц верхнего плечевого по€са эффективнее вли€ют лыжные походы, мышцы спины Ц пешие. ћощность выдоха эффективнее улучшаетс€ в пеших походах, подвижность нервных процессов Ц в лыжных. ћноголетние (4 Ц 5 лет) регул€рные зан€ти€ туризмом оказывают положительное вли€ние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состо€ние многих физиологических систем. “ак, если кистева€ сила девочек, не занимающихс€ спортом, в том числе, туризмом, к 16 годам, увеличиваютс€ по сравнению с их показател€ми 12 Ц летнего возраста на 46,7%, то у регул€рно занимающихс€ спортом Ц на 101,7%. ” мальчиков увеличение кистевой силы составл€ет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%[15, с. 7].

ћноголетние регул€рные зан€ти€ туризмом оказывают заметное вли€ние на улучшение физической подготовленности школьников. ≈стественное вли€ние двигательных качеств на физическое развитие €вл€етс€ физиологический обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекани€ физиологических функций организма. ¬от почему у занимающихс€ туризмом имело место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. “ак, у занимающихс€ туризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хот€ и менее выраженное по сравнении. —о спортсменами. √лубина дыхани€ 16-летниз девочек увеличилась по сравнению с их показател€ми в 12-летнем возрасте на 93,6%. ” мальчиков глубина дыхани€ увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%[19, с. 8].

¬се более повышаетс€ оздоровительна€ роль современного туризма как эффективного вида активного отдыха, восстановлени€ организма занимающихс€ от отрицательного воздействи€ промышленного труда и производства, учебной и другой де€тельности, и другой де€тельности, и в профилактике вли€ни€ неблагопри€тных факторов и условий современной жизни. ¬ походах и путешестви€х развиваютс€ многие ценные физические качества человека Ц выносливость, сила, быстрота, ловкость, увеличиваетс€ работоспособность и др. ѕо данным ¬.—. ћ€т€жкова, при использовании массовых форм самоде€тельного туризма в сочетании с природой Ц климатическими факторами значительно улучшаютс€ показатели внешнего дыхани€ по сравнению с исходными данными на 200мл, наблюдаетс€ урежение пульса с 76 до 68,2уд/мин, снижение показателей артериального давлени€ со 130/80мм рт.ст. до 115/75мм.рт.ст. и др[22, с. 22].

—истематические зан€ти€ туризмом привод€т к положительным сдвигам как субъективных, так и объективных показателей: урежение сердечных сокращений (с 67 до 63уд/мин), снижение уровн€ артериального давлени€ (с 126±до 115±0,2мм рт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений после окончани€ работы.

Ѕольше чем у половины занимающихс€ отмечено снижение веса тела: в среднем на 4,8кг (в течении года) у имевших избыточный вес; на 2,8кг у лиц с нормальным весом. Ќар€ду с этим, у тех, кто имеет дефицит веса, он прибавл€етс€. ¬ случа€х же сочетании физических упражнений с малокалорийной диетой потер€ веса достигает 7 Ц 11кг[22, с. 40].

ќсновыва€сь на общих закономерност€х в онтогенеза двигательных способностей можно предположить, что наибольший эффект от тренировки достигаетс€ в период бурного естественного развити€ психофизических качеств (такие периоды получили название сенситивных).

ќбобща€ данные литературных источников, можно констатировать, что чувствительный период развити€ быстроты от 7 -16 лет, координационных способностей от 8 -11 лет, скоростно-силовых качеств от 9-18 лет. »нтенсивный прирост силы происходит с 12 до 19 лет и выносливость с 13 до 19 - 20 лет (рис. 1)[8, с. 21].

¬ыносливость

 


—иловые качества

 
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††



†5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

–ис. 1. »нтенсивные периоды развити€ физических качеств в период онтогенеза.

—лово Ђтуризмї - производное от французского Ђтurї прогулка, поездка. ¬ немецком €зыке Ђturizmї - это проведение отдыха в путешестви€х, в италь€нском €зыке - Ђпутешествие из любопытстваї.

»сторию туризма в –оссии можно рассматривать по двум направлени€м - взрослый и детско-юношеский, которые взаимозависимые и дополн€ют друг друга, но организационно развивались почти самосто€тельно, поскольку взрослый туризм развивалс€, в основном, как €вление общественное, а детский туризм, €вл€€сь частью образовательной де€тельности, практически всегда в той или иной мере поддерживалс€ государством [12, с. 5].

¬ основе развити€ туризма лежит естественное стремление человека познать окружающий мир, пройти нехожеными тропами, увидеть €влени€ природы, испытать свои волевые и физические возможности, своими уникальные. ћысль об использовании прогулок и экскурсии в народном образовании –оссии как средства обучени€ и воспитани€ учеников медленно, трудно проникла в педагогическое сознание российского общества второй половины ’1’века. ѕедагогическую целесообразность туризма и краеведени€ впервые в –оссии теоретически обосновал  .ƒ.”шинский. ¬ своей учебной книге Ђ–одное слової он придавал Ђместному элементуї большое значение, рассматрива€ его как одно из важных средств нагл€дности св€зи с окружающей жизнью. Ђќтечествоведениеї - так определил  .ƒ. ”шинский эту отрасль знаний. ќн оценивал: Ђѕрирода одно из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участи€ этого агента всегда будет отзыватьс€ сухостью, односторонностью. Ќепри€тною искусственностью. Ѕедное дит€, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не пом€вши на воле зелЄной травы! Ќикогда оно не разовьетс€ с тою полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческа€.. .ї[12, с. 10].

Ёкскурсии как метод обучени€ в практику преподавани€ естествознани€ впервые ввЄл я.ј. √ерд. Ќасто€тельно рекомендовал взрослым и дет€м прогулки, экскурсии и походы Ђотецї русской физической культуры ѕ.‘. Ћесгафт, включивший в составленную им классификацию физических упражнений Ђестественные перемещени€ї и экскурсии.

¬идный отечественный педагог ѕ.‘.  аптерев в 1885году в своей работе Ђƒидактические очеркиї писал: Ђ...Ќесомненно, придет врем€, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будут необходимы элементом серьезного общего образовани€, ... педагогу нужно серьезно озаботитьс€ тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знани€ основные представлени€ и пон€ти€ были приобретены вполне нагл€дным путем, иначе будет недостаток основательности и твердости в зан€ти€хї. ќтечественна€ наука о детском туризме опиралась на гуманистические направление в российской педагогике на работы  .ƒ. ”шинского, Ћ.“. “олстого, ¬.ј. √ерда, Ќ.ј. √ейнеке, ѕ.¬.  аптерева, Ѕ.≈. –айкова, —.“. Ўатского и других российских педагогов, содействовавших развитию эскурсионно-туристского дела с подрастающим поколением.

¬ начале XX века к этой теме вновь привлекаетс€ внимание просвещенцев, оно получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известный русский де€тель народного образовани€ педагог ¬.“. ¬ахтеров (1953-1924гг) посв€тил ей целую главу в своей последней книге Ђќсновы новой педагогикиї (издана в 1913г). ¬ этой книге в главе Ђќб экскурси€х и уроках на воздухеї, опира€сь на мысль ”шинского о благотворном воспитательном на воздействии природы, ¬.“. ¬ахтеров на многочисленных примерах из разных областей знаний ещЄ раз убедительно показал, ни сечем несравнимую ценность живого воспри€ти€ ребенком реальных предметов и €влений природы [12, с. 19].

¬ цел€х реализации задач по нагл€дному обучению, организации экскурсий, урегулированию приема школьников и помощи им, Ќародный  омиссариат ѕосв€щени€ –—‘—– по предложению Ќ. .  рупской в декабре 1918года организовал в ћоскве ÷ентральное бюро школьных экскурсий. “аким образом, было предложено начало создани€ государственной системы детско-юношеского туризма[13, с. 14].

—ерьЄзно использовав туризм в своей работе, известный советский педагог —.“. Ўацкий (1978-1934гг). ¬ 1920-е годы по его инициативе была создана перва€ опытна€ станци€ по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. ¬ыдел€€ организационно-методическую сторону туристической работы, Ќ. .  рупска€ писала: Ёкскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены... Ќадо научитьс€ наблюдать жизнь и старатьс€ из неЄ точно так же черпать всЄ, что возможно[13, с. 23].

“уристко-экскурсионна€ работа среди детей и подростков в практике многих советских педагогов того времени занимало значительное место. »нтересен опыт ј.—. ћакаренко, который широко примен€л коллективные многодневные походы-путешестви€ в цел€х воспитани€.

«емл€ и движение - вот наши добрые воспитатели и хранители жизни и поэтому у туризма всегда есть будущее.

„еловек путешествующий всегда был. —начала Ђпутешестви€ї были вызваны необходимостью добывани€ пищи, да и сейчас мы Ђпутешествуемї за грибами, за €годами, за рыбой и звере. «атем в путешестви€х стал преобладать научный характер - добывани€ знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение «емли. ѕутешестви€ стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов[13, с. 6].

—уть туризма состоит в перемещени€х человека (группы людей) в пространстве из места посто€нного проживани€ в другие места. Ѕез перемещений нет туризма. ј сами эти перемещени€ характеризуютс€, по крайней мере, трем€ об€зательными элементами-признаками.

1. ѕеремещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждени€, по самосто€тельно прин€тому человеком решению, согласованному с компаньонами. »сключением €вл€етс€ плановый туризм, при котором человек не полностью самосто€телен в определении основных параметров перемещени€.

2. ѕеремещение происходит в свободное от служебных об€занностей и учЄбы врем€. »сключение сделаем дл€ работников сферы туризма, а так же дл€ учителей, преподавателей-руководителей детских туристических и экскурсионных групп.

3. ѕеремещение всегда €вл€етс€ временным, длитьс€ определЄнный срок, по истечении которого человек возвращаетс€ к месту посто€нного проживани€.

—праведлив афоризм: Ђ“уризм-это краеведение, но краеведение-это не туризмї. ¬ 1950-е годы по€вл€етс€ большое количество научных публикаций, отражающий лучший опыт - формы, метод, тематику и другие стороны многообразной туристско-краеведческой де€тельности. ќсобенно следует выделить работы ќ.ј. јрхангельской, ¬.¬. ƒобковича, ¬.ј.  равцова, ј.√.  омовского, ј.Ќ. ѕрохорова и др. ¬ них авторы дают ценные советы по организации и проведению экскурсий, походов и путешествий с учЄтом возрастных особенностей школьников, богатый материал по технике туризма и ориентированию на местности [15, с. 24].

—овременный туризм по организации де€тельности делитьс€ на два направлени€: плановый (коммерческий) и самосто€тельный (спортивно-оздоровительный). ѕлановый туризм предполагает организацию отдыха по туристическим путЄвкам, а так же использование транспортных средств, дл€ коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных цел€х. —амосто€тельный туризм включает в себ€ различные формы: массовые походы выходного дн€, многодневные путешестви€, в том числе и спортивные походы, туристические слЄты и соревновани€ и т.п. ќтличительной чертой всех меропри€тий самосто€тельного туризма €вл€етс€ то, что они организуютс€ самими участниками[15, с. 24].

¬ определении туризма выдел€етс€ два его пон€ти€ - Ђпоездкаї и Ђпоходї, которые в практике туристического движени€ нар€ду с общими цел€ми имеют существенные различи€. Ђѕоездкаї - это путешествие по туристско-экскурсионному маршрут с использованием транспортных средств,

Ђѕоходї понимаетс€ как путешествие по маршрутам с активными способами передвижени€ (пешком, на лыжах, на байдарке, плоту и т. д.). ѕоходы различают по Ђплановымї и Ђсамоде€тельнымї маршрутами. ѕоходы по плановым маршрутам организуютс€ специализированными туристско-экскурсионными учреждени€ми, обеспечивающими полное или частичное туристско-экскурсионное обслуживание. ѕоходы по самоде€тельным туристским маршрутам организуют сами его участники, которые с помощью специализированных туристических органов определ€ют маршрут, способ передвижени€ по нему, продолжительность, услови€ и пор€док организации и проведени€ путешестви€. ѕоходы по самоде€тельным маршрутам раздел€ютс€ на Ђпоходы выходного дн€ї и Ђмногодневные путешестви€ї. Ђѕоходы выходного дн€ї организуютс€ в субботние, воскресные и праздничные дни. Ђћногодневные путешестви€ї провод€тс€ в период отпусков и каникул. ѕо территориальному признаку походы по самоде€тельным маршрутам дел€т на Ђместныеї (по родному краю) и Ђдальниеї. ѕо способу передвижени€ на маршруте походы выходного дн€ и многодневные путешестви€ дел€тс€ на пешеходные, горные, водные (на плотах, гребных или моторных судах), лыжные, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные, спелеологические. “уристические путешестви€ различают по категори€м технической сложности. »х классификаци€ осуществл€етс€ на основе классификации маршрутов по видам туризма, построенных в определенной логической последовательности. ќсновные факторы, характеризующие категорию сложности маршрута, - его обща€ длина, прот€женность участков с естественными преп€тстви€ми.

Ќа пешеходных маршрутах к таким естественным преп€тстви€м относ€тс€ участки с сильно пересеченной местностью, осыпи, стланики, скальные участки, горные перевалы, буреломы и завалы, заболоченные места и переправы через водные преграды.

Ќа лыжных маршрутах к естественным преп€тстви€м относ€тс€ -снежна€ целина, буреломы, сильнопересеченна€ местность, а также учитываютс€ низка€ температура, высока€ влажность воздуха и сильные ветры, необходимость устройства биваков в полевых услови€х, отсутствие дров. Ќа водных маршрутах естественными преп€тстви€ми €вл€ютс€ перекаты, пороги, быстрины, завалы, волоки и др.  роме того, учитываютс€ встречающейс€ на маршруте плотины, шлюзы, запани, молевые сплавы, движение против течени€ на бечеве или шестах, по открытым водным пространствам (озеро, водохранилище, море), на участках, равных дневному переходу или превышающих его, сложность подхода к началу водной части маршрута. Ќа горных маршрутах категори€ сложности определ€етс€ количеством и трудностью преодолени€ перевалов, а также учитываетс€ сложность и прот€женность подходов к перевалам, средн€€ и максимальна€ высота маршрута, наличие топлива на маршруте, длительность пребывани€ на высоте. —амоде€тельные туристические путешестви€ классифицируютс€ на шесть категорий сложности (прил. 5). —амоде€тельные туристические походы и путешестви€ по своим цел€м относ€тс€ к пон€тию Ђспортивный туризмї и €вл€ютс€ одним из эффективных средств системы физического воспитани€. “уристска€ де€тельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. “уризм - исключительно ценное средство физического воспитани€ и активного отдыха человека на природе. ¬ туристских походах учащиес€ закал€ют свой организм, укрепл€ют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умени€ ориентировани€ на местности, преодолени€ естественных преп€тствий, самообслуживани€ и др. ќсобые услови€ туристской де€тельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимани€ к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

1.3 ¬ыносливость и способности еЄ развити€

¬ыносливость Ц это способность про€вление совокупности таких свойств организма, которые обеспечивают длительное выполнение какой Ц либо де€тельности без снижени€ еЄ эффективности[16, с. 124].

¬ыносливость Ц это способность противосто€ть физическому утомлению в процессе мышечной де€тельности[18, с. 12].

¬ыносливость обозначают также и как способность противосто€ть утомлению.

”томление Ц это состо€ние организма, возникающее вследствие длительной или напр€женной де€тельности и характеризующеес€ снижением работоспособности[14, с. 166].

”томление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражаетс€ в повышенной трудности или невозможности продолжить де€тельность с прежней эффективностью. –азвитие утомлени€ проходит через 3 фазы:

1. ‘азу компенсированного утомлени€, когда, не смотр€ на возрастающие затруднени€, человек может некоторое врем€ сохранить прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменени€ биомеханической структуры двигательных действий.

2. ‘азу декомпенсированного утомлени€, когда человек, несмотр€ на все старани€, не может сохранить необходимую интенсивность работы. ≈сли продолжить работу в этом состо€нии, то через некоторое врем€ наступит отказ от еЄ выполнени€.

3. ‘азу полного утомлени€[14, с. 166].

¬ыносливость одно из самых важных физических качеств туриста. ¬ соревновани€х выносливость про€вл€етс€ в способности туристов выдерживать большую по объему и высокую по интенсивности соревновательную нагрузку. “олько всесторонние подготовленные выносливые туристы могут быстро преодолевать сложные и прот€женный маршрут, насыщенный естественными преп€тстви€ми. ќбъем нагрузки в походе зависит от прот€женности пути, веса рюкзака и других факторов: темпа передвижени€, быстроты преодолени€ естественных преп€тствий, общей продолжительности путешестви€[18, с. 10]. ¬ результате такой длительное нагрузки, организм утомл€етс€, что в свою очередь отражаетс€ на правильном выполнении технических приемов, примен€емых туристами при прохождени€ сложных участков на маршруте, а все это вместе отражаетс€ и на безопасности похода в целом. ƒостигнуть больших успехов в воспитании выносливости туристы могут лишь при услови€х всесторонней физической подготовки, те есть использовать на зан€ти€х физические упражнени€ из различных видов спорта. ќднако решающим здесь €вл€ютс€ сердечно Ц сосудиста€, дыхательна€ и центральна€ нервна€ системы[4, с. 20].

¬ основе про€влени€ этого качества лежит единство взаимодействи€ практически всех органов и систем: обмена веществ в работающих органах, сердечно Ц сосудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной и центральной нервной систем.

¬ыносливым считаетс€ организм, удовлетвор€ющий трем услови€м:

Ј          должен располагать богатым запасом энергии;

Ј          должен уметь в нужный момент расходовать еЄ до конца;

Ј          должен уметь тратить энергетические ресурсы с разумной расчетливостью, чтобы их хватило на выполнение как можно большего количества работы[16, с. 125].

¬ зависимости от конкретных условий предсто€щей физической нагрузки выносливость раздел€ют на общую и специальную.

ќбща€ выносливость Ц это способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, осуществл€емой при участии большей части мышечного аппарата[16, с. 125].

ќбща€ выносливость Ц способность спортсмена продолжительное врем€ выполн€ть различные по характеру виды физических упражнений сравнительно высокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы[2, с. 143].

ѕо-другому еЄ ещЄ называют аэробной выносливостью, так как она вырабатываетс€ в услови€х полного обеспечени€ работающего организма кислородом. ќбща€ выносливость развиваетс€ посредством циклических движений. ÷иклические движени€ названы потому, что в основе их лежит повторение одного и того же цикла Ц круга движений. ќсновной принцип в воспитании общей выносливости заложен в постепенном увеличении длительности выполнени€ физических упражнений умеренной интенсивности[4, с. 21].

ќсновной метод воспитани€ выносливости - равномерность. ѕринцип его заключаетс€ в том, что на первых зан€ти€х нагрузка увеличиваетс€ постепенно, главным образом, за счет длительности непрерывной работы при сохранении невысокой средней скорости.

ƒе€тельность человека исключительно многообразна. ќна требует и участи€ различного мышечного состава, и различной интенсивности. ¬ соответствии с этим выдел€ют и различные виды выносливости, обеспечивающие все эти разнообразные виды де€тельности, требующие про€влени€ Ђспециализированнойї выносливости[16, с. 125].

—пециальна€ выносливость - это способность эффективно выполн€ть работу, несмотр€ на возникающее утомление, в определенном виде спортивной де€тельности[25, с. 76].

—пециальна€ выносливость Ц это способность эффективно выполн€ть работу, несмотр€ на возникающее утомление, в определенном виде спортивной де€тельности[25, с.76].

ѕри невысокой физической нагрузке непрерывность работы в умеренном темпе может продолжатьс€ в течении длительного времени. — увеличением нагрузки выполнение движений в высоком темпе снижаетс€. ¬оспитание специальной выносливости успешно решаетс€ только тогда, когда туристы в совершенстве владеют техникой. ¬ свою очередь специальна€ выносливость имеет свои разновидности:

- силова€ выносливость;

- выносливость к статическим усили€м.

—илова€ выносливость Ц это способность сохран€ть необходимый уровень про€влени€ усилий (силы) до конца сост€зани€ или тренировочного зан€ти€ [25, с. 75].

—илова€ выносливость туриста в походе состоит в том, что ему на прот€жении нескольких дней пути приходитс€ двигатьс€ с вынужденным грузом, в среднем по 5-7 часов в день ходового времени, дела€ только короткие остановки дл€ отдыха или выбора пути. ƒл€ воспитани€ силовой выносливости хороши средством служат однодневные и двухдневные походы, проводимые со средним и максимальным весом рюкзака (15 Ц 35кг) и с контрольным временем. Ѕольшую эффективность в воспитании силовой выносливости дают упражнени€, выполн€емые на полосе преп€тствий.

—татическа€ выносливость Ц это способность к продолжительному поддержанию позы или продолжительным статическим напр€жени€м[25, с. 76].

¬ыносливость к статическим усили€м, прежде всего, характеризуетс€ тем, что необходимое длительное поддерживать умеренное мышечное напр€жение. “ака€ основна€ физическа€ работа протекает в услови€х движени€ туриста с грузом по маршруту. Ётот вид работы €вл€етс€ одним из самых утомительных. —редствами воспитани€ выносливости к статическим усили€м на зан€ти€х служат однодневные и двухдневные походы (об€зательно с околопредельным весом рюкзака)[4, с.22].

—пециальна€ выносливость классифицируетс€:

- по признакам двигательного действи€, с помощью которого решаетс€ двигательна€ задача (например, прыжкова€ выносливость);

- по признакам двигательной де€тельности, в услови€х которого решаетс€ двигательна€ задача (например, игрова€ выносливость);

-по признакам взаимодействи€ с другими физическими качествами (способност€ми), необходимыми дл€ успешного решени€ двигательной задачи (например, силова€ выносливость, скоростна€ выносливость, координационна€ выносливость и т.д.).

—пециальна€ выносливость зависит от возможностей нервно Ц мышечного аппарата, быстроты расходовани€ ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владени€ двигательным действием и уровн€ развити€ других двигательных способностей.

–азличные виды выносливости независимы или мало завис€т друг от друга. Ќапример, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточно скоростной или низкой координационной выносливостью.

ѕро€вление выносливости в различных видах двигательной де€тельности зависит от многих факторов:

Х Ѕиоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхание, сердечно Ц сосудистой, выделени€ и др.), обеспечивающих обмен, продуцировани€ и восстановление энергии в процессе работы. ќсновным источником энергообразовани€ €вл€ютс€ аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции.

‘изиологической основой выносливости €вл€ютс€ аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечива€ быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

јнаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнени€х максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20с.

јнаэробные гликолические источники €вл€ютс€ главным в процессе энергообеспечени€ работы, продолжающейс€ от 20с до5-6 мин.

Х ‘акторы функциональной и биохимической экономизации определ€ют соотношение результата выполнени€ упражнени€ и затрат на его достижение. ќбычно экономичность св€зывают с энергообеспечением организма во врем€ работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограниченны или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудн€ющихс€ их расход, то организм человека стремитс€ выполнить работу за счет минимума энергозатрат. ѕри этом, чем выше квалификаци€ спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про€влени€ выносливости, тем выше экономичность выполн€емой им работы.

Ёкономизаци€ имеет две стороны:

- механическую (или биомеханическую), завис€щую от уровн€ владени€ техникой или рациональной тактикой соревновательной де€тельности;

- физиолого-биохимическую (или функциональную), котора€ определ€етс€ тем, кака€ дол€ работы выполн€етс€ за счет энергии окислительной системы без накоплени€ молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс ещЄ глубже Ц то за счет какой доли использовани€ жиров в качестве субстрата окислени€.

Х ‘актор функциональной устойчивости позвол€ют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри€тных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). ќт функциональной устойчивости способность человека сохранить заданные технические и тактические параметры де€тельности, несмотр€ на нарастающее утомление.

Х ЋичностноЦпсихологические факторы оказывают большое вли€ние на про€вление выносливости, особенно в сложных услови€х.   ним относ€т мотивацию на процессе и результаты длительной де€тельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, умение терпеть неблагопри€тные сдвиги во внутренней среде организма, выполн€ть работу через Ђне могуї.

Х ‘акторы генотипа (наследственность) и средой. ќбща€ (анаэробна€) выносливость среднесильно обусловлена вли€нием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). √енетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. ¬ысокий коэффициент наследственности (0,62 Ц 0,75) обнаружены в статической выносливости; дл€ динамической силовой выносливости вли€ни€ наследственности и среды примерно одинаковы.

Ќаследственные факторы больше вли€ют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужчин Ц при работе умеренной мощности. —пециальные упражнени€ и услови€ жизни существенно вли€ют на рост выносливости. ” занимающихс€ различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно превосход€т аналогичные результаты не занимающихс€ спортом. –азвитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Ќаиболее интенсивный период наблюдаетс€ с 13 до 20 лет[26, с. 106].

Ѕольшинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развити€ анаэробных возможностей организма, дл€ чего используют любые упражнени€, включающие функционирование большой группы мышц и позвол€ющие выполн€ть работу с предельной и околопредельной интенсивностью.††††††† Ёффективным средством развити€ специальной выносливости €вл€ютс€ специально подготовленные упражнени€, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенност€м воздействи€ на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнени€ и общеподготовительные средства. —редствам служат в основном специализированные упражнени€, выполн€емые в зонах субмаксимальной и максимальной мощности. ѕри этом тренировочные нагрузки, направленные на совершенствовани€, должны отличатьс€ следующими характеристиками:

Х »нтенсивность упражнени€. ¬ циклических упражнени€х характеризуетс€ скоростью движени€, а в ациклических Ц количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). »нтенсивность работы должна быть близкой к предельной[16, с. 127].

Х ѕродолжительность упражнени€. — увеличением выполнени€ упражнени€ снижаетс€ еЄ интенсивность.

Х „исло повторений упражнений. ќпредел€етс€ их воздействие на организм. „исло повторений определ€етс€ исход€ из уровн€ подготовленности занимающихс€ (ориентиром может служить общий объем циклической нагрузки в пределах около 1500м).

Х ѕродолжительность интервалов отдыха. »меет большое значение дл€ определени€, как величины, так и особенно характер отведенных реакций организма на тренировочную нагрузку. ѕри планировании длительности отдыха между повторением упражнени€ или разными упражнени€ми в рамках одного зан€ти€ следует различать три типа интервалов:

1. ѕолные (ординарные) интервалы, полное восстановление организма.

2. Ќапр€женные (неполные) интервалы, при котором очередна€ нагрузка попадает на состо€ние некоторого недовосстановлени€.

3. ћинимакс интервал это наименьший интервал отдыха между упражнени€ми.

Х ’арактер отдыха. ћежду отдельными упражнени€ми может быть активным и пассивным. ѕри пассивном отдыхе занимающиес€ на выполн€ют никакой работы, при активном Ц заполн€ет паузы дополнительной де€тельностью[16, с 127].

ќсновными методами общей выносливости €вл€ютс€:

1. –авномерный метод характеризуетс€ непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усили€ми. ”пражнени€ могут выполн€тьс€ с малой, средней и максимальной интенсивностью.

2. ѕеременный метод отличаетс€ от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнени€ (например, бег) путем направленного изменени€ скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

3. »нтервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными, и заранее запланированными интервалами отдыха.  ак правило, интервал отдыха между упражнени€ми 1 Ц 3 мин (иногда по 15 Ц 30с).

4. ћетод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

5. —оревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.

6. »гровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют посто€нные изменени€ ситуации, эмоциональность.

»спользу€ тот или иной метод дл€ воспитани€ выносливости, каждый раз определ€ют конкретные параметры нагрузки[26, с. 107].

ћетодикой воспитани€ дл€ развити€ общей выносливости наиболее широко примен€ютс€ циклические упражнени€ продолжительностью не менее 15 Ц 20 мин, выполн€емые в аэробном режиме. ќни выполн€ютс€ в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной интенсивной нагрузки. ѕри этом придерживаютс€ следующих правил.

1. ƒоступность. —ущность правила заключаетс€ в том, что нагрузочные требовани€ должны соответствовать возможност€м занимающихс€. ”читывают возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. ¬ процессе зан€тий после определенного времени в организме человека произойдут изменени€ физиологического состо€ни€, т.е. организм адаптируетс€ к нагрузкам. —ледовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, котора€ создает оптимальные предпосылки воздействи€ ее, на организм занимающегос€ без ущерба дл€ здоровь€.

2. —истематичность. Ёффективность физических упражнений, т.е. вли€ние их на организм человека, во многом определ€етс€ системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. ƒобитьс€ положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будут соблюдатьс€ строга€ повтор€емость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса зан€тий.

3. ѕостепенность. Ёто правило выражает общую тенденцию систематического повышени€ нагрузочных требований. «начительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добитьс€ в том случае, если нагрузка будет постепенно повышатьс€. —ледовательно, необходимо найти меру повышени€ нагрузок и меру длительности закреплени€ достигнутых перестроек в различных системах организма.

4. ѕеременность. —ущность этого метода заключаетс€ в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорении на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Ёто позвол€ет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействи€[26, с. 115].


глава 2. исследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраст

2.1 ќрганизаци€ исследовани€

Ќа первом этапе исследовани€ были изучены литературные источники по данной теме. ¬ основном это касалось развити€ выносливости детей школьного возраста.  роме этого, был рассмотрен вопрос о вли€нии туризма на организм подростка. ƒанные, полученные на первом этапе, были помещены в первой главе данной работы.

Ќа втором этапе исследовани€ (весна-осень) были проведены тестирование с участием двух исследуемых групп.

ƒл€ определени€ выносливости было проведено следующее:

1) јнкетирование

2) “естирование развити€ общей выносливости,(6мин. бег) где вы€вл€етс€ их физическое развитие.

Ќа третьем этапе была разработана методика тренировки и составлены упражнени€ дл€ развити€ выносливости. Ќа зан€ти€х мы использовали метод цикличности, который в свою очередь, предусматривает многократное повторение и преодоление непредельного внешнего сопротивлени€ до значительного утомлени€ или Ђдо отказаї. ¬ыбор метода мы делали на основе того, что дети до этого не занимались систематически, учитывали их физиологические и психологические возможности. »сход€ из этого, данный метод €вл€етс€ более результативным, и прирост показателей будет более благопри€тный.

”ѕ–ј∆Ќ≈Ќ»я

Ѕег через лес с равной интенсивностью

Ѕег через болото

Ѕег по колено в воде

Ѕег по песку

Ѕег с от€гощением (ут€желенный по€с)

Ѕег по лесу в т€желой обуви

Ѕег по склону Ђпо горизонталиї

Ѕег через кустарники

ћногоскоки по грунту и песку

ѕреодоление преп€тствий по узкой опоре

’одьба по горной местности с от€гощени€ми

√ребл€ против течени€

√ребл€ против ветра

’одьба по снегу с от€гощением

Ќа четвертом этапе было проведено повторное тестирование, где и будут сделаны выводы о вли€нии туризма на уровень общей выносливости.

2.2 –езультаты исследовани€

Ќаше исследование мы проводили на базе “отемской средней общеобразовательной школы є3 и в ќбластном центре детского юношеского туризма и экскурсий (ќ÷ƒё“ур и Ё) г. ¬ологды.

Ќа первом этапе исследовани€ было проведена анкета (приложение 6), и измерени€ выносливости (6мин. бег), где получили следующие результаты (приложение 9, 10).


–ис. 1. –езультаты анкеты

ѕо данной анкете вы€влено, что дети из контрольной группы не занимаютс€ никаким из видов спорта, кроме как уроки физкультуры, а экспериментальна€ группа занимаетс€ спортом и большинство из исследуемых имеет разр€д по спорту.


–ис. 2. ”ровень общей выносливости

Ќа основании данных можно сделать вывод, что у двух групп нет высокого уровн€ выносливости, так как за зимний период, проводилась меньша€ интенсивность тренировок. ” контрольной группы обща€ выносливость находитс€ на более низком уровне, из - за того, что дети ход€т только на уроки физкультуры по 2 часа в неделю. ƒанные результаты были вз€ты из школьной программы[17 с. 45]. Ќа третьем этапе были проведены повторные измерени€ на уровень общей выносливости (6мин. бег) у двух групп. ѕо данным измерени€м мы получили следующие результаты.

Ќа основании данных повторных измерений можно сделать вывод, что у контрольной группы уровень общей выносливости увеличилс€ благодар€ тому, что за летний период дети находились в лагер€х, а у экспериментальной группы уровень общей выносливости увеличилс€ с помощью специальных упражнений дл€ развити€ выносливости и прохождение большого километража в походах.

–ис.3. ”ровень общей выносливости.


«ј Ћё„≈Ќ»≈

ћы считаем, что именно обща€ выносливость - основа физической подготовленности. »менно обща€ выносливость €вл€етс€ показателем хорошей подготовленности человека к дальнейшему физическому развитию. “аким образом, в своей выпускной квалификационной работе мы хотим доказать то, что данна€ тема €вл€етс€ актуальной на данный момент, так как занима€сь туризмом при подготовке выносливости происходит больша€ затрата времени и энергии, а также посто€нство тренировок. ћы вы€снили, что во многих научных издани€х различными авторами затрагиваетс€ тема вли€ни€ различных видов спорта и в частности туризма, на организм человека, в том числе и подростка. »зменение определЄнных параметров организма человека (рост, вес, объЄм грудной клетки) идет на прот€жении всей его жизни, но особенно заметное изменение происходит в раннем и среднем возрасте. “уризм, как и спорт в целом, оказывает заметное вли€ние на формирование организма человека, так как помогает при нормированных нагрузках идет правильное его формирование.

“уризм - это не только различные походы, экскурсии, прогулки, ориентирование на местности, но и изучение печатных и иллюстрированных материалов, воспитывающие в подростке и такие ценные жизненные навыки как логика, ум и проницательность.

 роме непосредственного воздействи€ на состо€ние подростка, туризм способствует ещЄ и развитию общей выносливости. „тобы преодолевать далекие рассто€ни€, различные туристические соревновани€ нужно, чтобы организм был готов к трудност€м и неожиданным поворотом дл€ этого и развиваетс€ выносливость.

»з всего вышеизложенного можно сделать вывод, что туризм† оказывает не только пр€мое положительное вли€ние на общую выносливость, но и на улучшение физиологическое развитие детей среднего школьного возраста.


Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»я

1.         †Ѕел€ков Ћ.¬., √анюшкин ј.ƒ., ћоисеенков ј.Ћ. ќсновы тренировки в ориентировании на местности. —моленск, 1973.

2.         †Ѕуйлин ё.‘. “еоретическа€ подготовка юных спортсменов. Ц ћ.: ‘изкультура и спорт, 2000

3.         †Ѕулыко ј.Ќ. Ѕольшой словарь иностранных слов. - ћ: Ђћј–“»Ќї, 2006.—.597

4.         †¬арламов ¬.√. ‘изическа€ подготовка туристов - пешеходников. - ћ.: Ђ“уристї, 1979

5.         †¬асильева ¬.¬. и др. ‘изиологи€ человека (”чеб. ѕособие дл€ средних физкультурных учебных заведений). ћ., Ђ‘изкультуру и спортї, 1973.

6.         †¬олков Ќ.». ѕроблема утомлени€ и восстановлени€ в теории и практике спорта. 1974

7.         †¬оробьев ј.Ќ. ќчерки по физиологии и спортивной тренировке. ћ., 1971

8.         †¬оронов ё.—. ќсновы подготовки спортивного резерва в ориентировании: ”чебное пособие. - ћ.: ÷ƒё“ и  ,2001

9.         †√илмор √., Ћидь€рд ј. Ѕег к вершинам мастерства. ћ 1968.

10.       †3ациорский ¬.ћ. ‘изические качества спортсмена. ћ., 1966.

11.       †«убков —.ј. ѕути преодолени€ трудностей в ориентировании на мест ности при подготовке юных спортсменов,- ћ., 1971

12.       † онстантинов ё.—. ƒетско-юношеский туризм. ”чебно методическое пособие. - ћ.: ‘÷ƒё“ и  ,2006

13.       † онстантинов ё.—. »з истории детского туризма в –оссии(1918 - 2008)гг. - ћ.: ‘÷ƒё“ и “,2008

14.       † урамшин ё.‘. “еори€ и методика физической культуры. Ц ћ.: —оветский спорт, 2004

15.       † урилова ¬.». “уризм: ”чеб. пособие дл€ студентов пед. ин - тов по спец. Ђ‘из. ¬оспитаниеї и Ђ Ќач. воен. ќбучение и физ. ¬оспитаниеї. -ћ.: ѕосв€щение , 1988 с. 6 -8

16.       †Ћукь€ненко ¬. ѕ. ‘изическа€ культура: основы знаний: ”чебное пособие. - ћ.: —оветский проспект.-2003

17.       †Ћ€х ¬.». ѕрограммы общеобразовательных учреждений комплексна€ программа физического воспитани€ учащихс€ 1 -11 классов. -- ћ.: Ђѕросвещениеї2006

18.       †ћихайлов Ѕ.ј. ‘изическа€ подготовка туристов. -ћ.: Ђ“уристї,1985

19.       †ћоргунов Ѕ.ѕ.“уризм. - ћ.: ѕросвещение, 1978

20.       †ќжегов —.». и Ўведова Ќ.ё. “олковый словарь русского €зыка. –оссийска€ академи€ наук. »нститут русского €зыка им. ¬.¬.V

†¬иноградова. -4-е изд., дополнительное. -ћ.: јзбуковедник, 1999

21.       †ѕасечный ѕ.—. ќсновы организации и управлени€ самоде€тельным т уризмом. - ћ.: Ђ“уристї 1980

22.       †–оль и задачи спортивно - массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населени€, под ред. ¬. ». √анопольского, ». ј. ƒрогова, ». ћ. Ќовожиловой; ћ. -90, 1ў:

23.       †–ыжевский √.я. Ѕиваки. - ћ.: ÷ƒё“,1995

24.       †—овременный словарь иностранных слов: 2-е изд., стер. - ћ.: –ус. €з., 1999

25.       †“ерминологи€ спорта. “олковый словарь спортивных терминов. Ц ћ.: —порт јкадемии. ѕресс, 2001

26.       †’олодов ∆. .,  узнецов ¬.—. “еори€ и методика физического воспитани€ и сорта: ”чеб. пособие дл€ студ. высш. учеб, заведений. - ћ.: »здательский центр " јкадеми€", 2000.

27.       †’рипкова ј.√. и др. ¬озрастна€ физиологи€ и школьна€ гигиена: ѕособие дл€ студентов, ин - тов / ј.√. ’рипкова, ћ. ¬. јнтропов, ƒ.ј. ‘арбер. - ћ.: ѕосв€щение, 1990


ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я

ѕриложение 1

“емп прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

‘изические способности —реднегодовой прирост ќбщий прирост
ћальчики ƒевочки ћальчики ƒевочки
—коростные 3,9 2,9 15,4 11,5
—иловые 15,8 18,4 79,0 92,0
ќбща€ выносливость 3,3 2,1 13,0 8,4
—коростна€ выносливость 4,1 1,0 16,4 4,0
—илова€ выносливость 9,4 3,3 37,5 13,1

ѕриложение 2

“емп прироста активной и пассивной гибкости у детей 11 Ц 14 лет.

уставы √ибкость
активна€ пассивна€
мальчики девочки мальчики девочки
ѕодвижность в суставах плечевого по€са, локтевых и лучезап€стных -0,1 -1,4 -0,8 -1,7
ѕодвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах -1,7 -2,6 -3,4 -2,3

ѕриложение 3

ћинутный объем крови (л) у юных пловцов и у их сверстников, не занимающихс€ спортом (по ј.¬.  озлову)

¬озраст (в годах) ѕловцы

Ќе занимающие

спортом

10-11 4,4 4,1
12-13 4,2 4,6
14-16 3,7 5,3

ѕриложение 4

јртериальное давление (мм. рт. ст.) школьников ( по ¬.Ќ. «асухиной)

¬озраст (в годах) —истолическое ƒиастолическое
10-11 99 54
12 100 57
13 102 57
14 102 57
15 106 58
16-17 110 63

ѕриложение 5

ƒеление туристических путешествий на категории сложности

ѕоказатели  атегории сложности путешествий
1 2 3 4 5 6
ѕродолжительность путешествий (в дн€х), не менее 6 8 10 13 16 20
ѕрот€женность путешествий (в км), не менее
- пешеходных 150 170 210 230 250 -
- лыжных 130 160 200 250 300 300
- горных 100 120 140 150 160 160
- водных (на судах и гребных судах) 150 175 200 225 250 250
- на велосипедах 250 400 600 800 1100 -
- на мотоциклах 1000 2000 2500 3200 4000 4000
- автомобил€х 2000 2500 3500 4500 5500 5500

ѕриложение 6

јнкета

1.‘.».

2. ¬озраст

«.ѕол

4. «анимаетесь спортом в свободное от учебы врем€.

5.  аким видом спорта вы занимаетесь.

6. »меете ли вы спортивный разр€д

7.  акой разр€д вы имеете на данный момент

є √руппа «ан€ти€ спортом
1  онтрольна€ 0
2 Ёкспериментальна€ 10

ѕриложение 7.

–езультаты общей выносливости у экспериментальной группы

є –азр€д ¬озраст

¬ начале

(весна 2008)

¬ конце

(осень 2008)

1 јртем ¬. 3 13 1200 1450
2 јртем ћ. «ю 13 1050 1400
3 Ќикита „. 14 1100 1350
4 Ќикита ѕ. 15 1200 1450
5 —аша ѕ. 14 1150 1400
6  ат€  . «ю 14 1100 1350
7 »ль€  . 13 1200 1400
8 ƒенис ћ. «ю 15 1200 1350
9 ƒима ¬. 2 14 1150 1300
10 Ћюба Ѕ. 1 14 1100 1400

ѕриложение 8

–езультаты общей выносливости у контрольной группы

є ¬озраст

¬ начале

(весна 2008)

¬ конце

(осень2008)

1 Ќаташа ќ. 13 950 1100
2 ¬адим —. 13 1000 1100
3 ƒима Ѕ. 13 900 1150
4 —аша Ѕ. 14 1100 1200
5 јндрей X. 15 1200 1300
6 ќлег ¬. 13 1200 1300
7 »ль€ Ў. 14 1100 1200
8 —ергей Ћ. 15 1000 1100
9 —ергей  . 14 1200 1250
10 ћарина ƒ. 14 950 1100

ѕриложение 9

“аблица измерени€ уровн€ общей выносливости у контрольной группы (весна 2008)

є возраст ”ровень ќ¬
1 Ќаташа ќ. 13 Ќ
2 ¬адим —. 13 Ќ
3 ƒима Ѕ. 13 Ќ
4 —аша Ѕ. 14 Ќ
5 јндрей X. 15
6 ќлег ¬. 13
7 »ль€ Ў. 14 Ќ
8 —ергей Ћ. 15 Ќ
9 —ергей  . 14
10 ћарина ƒ. 14
”ровни общей выносливости ¬ начале
низкий 60
средний 40
высокий 0

ѕриложение 10

“аблица измерени€ уровн€ общей выносливости у эксперемтальной группы (весна 2008)

є –азр€д. ¬озраст ”ровень ќ¬
1 јртем ¬. 3 13
2 јртем ћ. «ю 13 Ќ
3 Ќикита „. 14 Ќ
4 Ќикита ѕ. 15
5 —аша ѕ. 14
6  ат€  . «ю 14
7 »ль€  . 13
8 ƒенис ћ. «ю 15
9 ƒима ¬. 2 14
10 Ћюба Ѕ. 1 14
”ровни общей выносливости ¬ начале
низкий 20
средний 80
высокий 0

ѕриложение 11

“аблица измерени€ уровн€ общей выносливости у контрольной группы (осень 2008)

є возраст ”ровень ќ¬
1 Ќаташа ќ. 13
2 ¬адим —. 13
3 ƒима Ѕ. 13
4 —аша Ѕ. 14
5 јндрей X. 15
6 ќлег ¬. 13 ¬
7 »ль€ Ў. 14
8 —ергей Ћ. 15
9 —ергей  . 14
10 ћарина ƒ. 14
”ровни общей выносливости ¬ конце %
низкий 0
средний 90
высокий 10

ѕриложение 12

“аблица измерени€ уровн€ общей выносливости у экспериментальной группы (осень 2008)

є –азр€д ¬озраст ”ровень ќ¬
1 јртем ¬. 3 13 ¬
2 јртем ћ. «ю 13
3 Ќикита „. 14 ¬
4 Ќикита ѕ. 15 ¬
5 —аша ѕ. 14 ¬
6  ат€  . «ю 14 ¬
7 »ль€  . 13 ¬
8 ƒенис ћ. «ю 15
9 ƒима ¬. 2 14
10 Ћюба Ѕ. 1 14 ¬
”ровни общей выносливости ¬ конце %
низкий 0
средний 30
высокий 70
ƒепартамент образовани€ ¬ологодской области √ќ” —ѕќ Ђ“отемский педагогический колледжї ¬ыпускна€ квалификационна€ работа по физической культуре и туризму »сследование вли€ни€ туризма

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ ƒипломна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ ƒипломна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»сследование вли€ни€ физкультурного образовани€ родителей на формирование физкультурного образовани€ младшего школьника
»сследование вли€ни€ фитнесс-тренинга на коррекцию фигуры женщин 35-45 лет
»сследование особенностей организации обслуживающей де€тельности
»сследование природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ
»сследование развити€ силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики
»сследование силовой подготовки девушек и женщин, занимающихс€ фитнесом
»сследование состо€ни€ травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации
»сследование уровн€ объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)
»сследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)
»стори€ ќлимпийских игр

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru