Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»зучение типологических особенностей спортсменов разной специализации — ‘изкультура и —порт

ѕосмотреть видео по теме ƒипломной работы

ƒ»ѕЋќћЌјя† –јЅќ“ј

 

»«”„≈Ќ»≈ “»ѕќЋќ√»„≈— »’ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“≈… —ѕќ–—“ћ≈Ќќ¬ –ј«Ќќ… —ѕ≈÷»јЋ»«ј÷»»


—одержание

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

¬ведение
√лава I. ќбзор литературы
1.1. ѕон€тие о темпераментеЕ
1.2. ’арактеристика основных типов высшей нервной де€тельности
1.3. ќсновные свойства про€влени€ темперамента человека и их взаимосв€зь
1.4. ¬заимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной де€тельности
√лава II. ќрганизаци€ и методы исследовани€
2.1. ќрганизаци€ исследовани€
2.2. ћетоды исследовани€

2.2.1. »зучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследовани€

2.2.2. ћетод социологического опроса (беседа)
2.2.3. “естирование
√лава III. –езультаты собственного исследовани€

3.1. Ёкстраинтровертивные различи€ у людей, занимающихс€ определенными видами спорта

3.2. ќсобенности† психо-невротизма спортсменов различной специализации

3.3 “ипологические особенности нервной системы у лиц, занимающихс€ различными видами спорта

¬ыводы.

ѕриложени€

Ѕиблиографи€..


¬ведение

јктуальность проблемы.†††††

—овременна€ спортивна€ тренировка, направленна€ на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напр€жени€ всех физиологических резервов организма, в том числе и† психических возможностей. ¬ этих услови€х возрастает зависимость эффективности де€тельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. ѕредельный уровень физических нагрузок, сочетающийс€ с высоким эмоциональным напр€жением, часто приводит к перенапр€жению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состо€ни€ организма в целом. Ќа фоне выраженных физиологических про€влений перетренированности, зачастую скрытыми, но очень важными €вл€ютс€ психологические изменени€, поскольку† участие спортсменов в соревновани€х различного уровн€ требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека [22].

Ќагрузки, которые могут €витьс€ причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. ≈сли эти изменени€ будут зафиксированы в стадии их возникновени€, то р€д профилактических мер будут способствовать их возникновению. ƒл€ этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого р€да условий, в том числе и от особенностей процесса обучени€, воспитани€, подготовки к соревновани€м. Ёти процессы необходимо строить и осуществл€ть не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействи€, способов организации де€тельности занимающихс€, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегос€ [28].

†“ип высшей нервной де€тельности характеризуетс€, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, то есть данный феномен €вл€етс€ генетически заложенным свойством организма [7]. Ќо, нар€ду с этим,† особенности и свойства того или иного данного от природы† темперамента, могут претерпевать различные изменени€ в ходе индивидуальной жизнеде€тельности человека, на которые оказывает вли€ние окружающа€ действительность, в данном случае† зан€ти€ спортом [24].† Ќесмотр€ на то, что предпринимались неоднократные и посто€нные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относитс€ к разр€ду спорных и до конца не разрешенных в современной науке. —егодн€ существует много подходов к исследованию темперамента. ќднако, большинство исследователей признает, что темперамент Ц это биологический фундамент, на котором формируетс€ личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, €вл€ютс€ наиболее устойчивыми и долговременными [25].

»сход€ из вышеизложенного, гипотезой научной работы €вилось предположение о том, что типологические особенности человека, €вл€€сь, прежде всего, генетическими,† могут претерпевать изменени€ в зависимости от посто€нного вида де€тельности. ”чет темперамента при зан€ти€х спортом† позволит эффективнее строить тренировочный процесс, помога€ тренеру† расширить составл€ющи円 индивидуального подхода и определить методы работы с каждым спортсменом.

÷ель работы - изучение свойств темперамента высококвалифицированных спортсменов, занимающихс€ различными видами спорта.

ƒл€ достижени€ цели сформулированы следующие задачи:

1.         ќсновыва€сь на литературные источники изучить типологические особенности человека, раскрыть закономерности воздействующих факторов при про€влении темперамента.

2.         ќпределить экстра- и интровертивные особенности спортсменов разной специализации.

3.         ”становить психо-невротические различи€ спортсменов по видам специализации.

4.         ¬ы€вить особенности типов высшей нервной де€тельности высококвалифицированных† спортсменов в зависимости от специализации.

††††††††† ћетоды исследовани€:

1.         »зучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследовани€.

2.         ћетод социологического исследовани€ (беседа).

3.         ќпределение типов высшей нервной де€тельности† высококвалифицированных спортсменов.

4.         ќпределение уровн€ экстра-, интроверсии и степени психо-невротизма спортсменов.


√лава I. ќбзор литературы

 

1.1.     ѕон€тие о темпераменте

“емперамент €вл€етс€ одним из наиболее значимых свойств личности. »нтерес к данной проблеме возник более двух с половиной тыс€ч лет тому назад. ќн был вызван очевидностью существовани€ индивидуальных различий, которые обусловлены особенност€ми биологического и физиологического строени€ и развити€ организма, а также особенност€ми социального развити€, неповторимостью социальных св€зей и контактов.   биологически обусловленным структурам личности относитс€, прежде всего, темперамент [7] . “емперамент определ€ет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому р€ду других динамических характеристик [9].

Ќесмотр€ на то, что предпринимались неоднократные и посто€нные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относитс€ к разр€ду спорных и до конца не разрешенных проблем современной психологической науки. —егодн€ существует много подходов к исследованию темперамента. ќднако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент Ц это биологический фундамент, на котором формируетс€ личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, €вл€ютс€ наиболее устойчивыми и долговременными.

ƒоказано, что на «емле нет двух людей одинаковых кожными узорами на пальцах рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. “очно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей. ќднако человек не рождаетс€ уже готовой личностью. ≈ю он становитс€ постепенно. Ќо, уже с ранних лет у него наблюдаютс€ свои индивидуальные особенности психики. »змен€€сь гораздо медленнее, чем известные нам свойства (взгл€ды, убеждени€, черты характера), они образуют своеобразную почву, на которой в последствие в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности [18, 25].

“акими присущими и устойчивыми человеку от рождени€ психическими качествами €вл€ютс€ свойства темперамента. √овор€ о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюс€ в импульсивности и темпах психической де€тельности. »менно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека сильный или несильный темперамент, учитыва€ его импульсивность, стремительность, с которой про€вл€ютс€ у него влечени€ и т.п. “емперамент Ц это динамическа€ характеристика психической де€тельности индивида [35].

—ледовательно, к темпераменту относ€тс€, прежде всего, врожденные и индивидуально своеобразные (приобретенные) психические свойства.

” одних людей психическа€ де€тельность протекает равномерно, уравновешенно и даже медлительны. ќни редко смен€ютс€, движени€ скупы и целесообразны. ” других людей психическа€ де€тельность приобретает скачкообразный характер. “акие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны.

“аким образом, свойства темперамента определ€ют динамическую сторону психической де€тельности человека. ƒругими словами от темперамента зависит характер протекани€ психической де€тельности.

1.2. ’арактеристика основных типов высшей нервной де€тельности

≈ще в п€том веке до нашей эры √иппократ создал учение о том, что тип темперамента определ€етс€ сочетанием в теле человека четырех жидкостей: крови (Ђсангвисї), лимфы (Ђфлегмыї), желтой желчи (Ђхолеї), черной желчи (Ђмеланхолеї) [29]. –азумеетс€, эта теори€ была слишком наивна. ќт нее сейчас остались лишь названи€ типов высшей нервной де€тельности (¬Ќƒ), а сущность типа определ€етс€ совершенно иначе. ¬ насто€щее врем€ под типом ¬Ќƒ прин€то понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихс€ между собой у определенной группы людей и €вл€ющихс€ общими.†

≈ще с древних времен было прин€то различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Ёти основные типы темперамента, прежде всего, различаютс€ между собой по динамике возникновени€ и интенсивности эмоциональных состо€ний [7, 9, 11]. “ак, дл€ холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, дл€ сангвинического Ц быстро возникающие, но слабые чувства, дл€ меланхолического Ц медленно возникающие, но сильные чувства, дл€ флегматического Ц медленно возникающие и слабые чувства.†  роме того, дл€ холерического и сангвинического типов характерны быстрота движений, обща€† подвижность и тенденци€ к сильному внешнему выражению чувств. ƒл€ меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

“ипы темперамента† точки зрени€ бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

’олерик Ц человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимис€ чувствами, €рко выражающимис€ в речи, мимике, жестах; нередко Ц вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакци€м. “акие люди отличаютс€ высокой возбудимостью, действи€ их порывисты.† ≈му свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, €рка€ выраженность эмоциональных переживаний. ¬следствие† неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаетс€ больше чем следует [1]. ѕри наличии у холерика общественных интересов темперамент про€вл€етс€ в инициативности, энергичности, принципиальности. ѕри отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто про€вл€етс€ в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обсто€тельствах.†† ѕредставители данного типа подвержены быстрому воспитанию, быстро приобретают навыки. —реди лиц с этим типом ¬Ќƒ выдел€ют уравновешенных и неуравновешенны [7].

—ангвиник Ц человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатлени€; чувства его непосредственно выражаютс€ во внешнем поведении, но они не сильные и легко смен€ют одно другое. “акие люди быстро приспосабливаютс€ к новым услови€м, быстро сход€тс€ с людьми, общительны. „увства легко возникают и смен€ютс€, эмоциональные переживани€, как правило, неглубоки. Ќесколько непоседлив, нуждаетс€ в новых впечатлени€х, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживатьс€ выработанного распор€дка жизни. ¬ св€зи с этим не может успешно выполн€ть дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напр€жени€, усидчивости, внимани€, терпени€. ѕри отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой де€тельности вырабатываютс€ поверхностность и непосто€нство [1]. Ётот тип отличаетс€ большой подвижность нервных процессов, что обуславливает возможность легкого перехода корковых клеток от возбуждени€ к торможению и обратно при быстром чередовании раздражителей. Ћегко осуществл€етс€ переделка динамического стереотипа.

ћеланхолик Ц человек, отличающийс€ сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и их длительностью он откликаетс€ далеко не на все, но когда откликаетс€, то переживает сильно, хот€ мало выражает свои чувства. ” представителей данного типа реакции часто соответствуют силе раздражител€, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. ≈му трудно надолго на чем-то сосредоточитьс€. —ильные воздействи€ часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (Ђопускаютс€ рукиї). ≈му свойственны сдержанность и приглушенность† моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. ¬ нормальных услови€х Ц человек глубокий, сдержанный, может быть хорошим тружеником, успешно справл€етс€ с жизненными задачами. ѕри неблагополучных услови€х может превратитьс€ в замкнутого, бо€зливого, тревожного, ранимого человека, склонного к т€желым внутренним переживани€м таких жизненных обсто€тельств, которые вовсе этого не заслуживают [1]. ѕроцессы возбуждени€ и торможени€ у данного типа ¬Ќƒ ослаблены. Ёти люди трудно приспосабливаютс€ к услови€м среды, под вли€нием трудных жизненных условий их психическое состо€ние надламываетс€ процесс воспитани€ такого человека очень труден [7].

‘легматик Ц человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себ€.† „увства его внешне почти никак не про€вл€ютс€. ” данного типа отмечаютс€ сравнительно низкий уровень активности поведени€, новые формы которого вырабатываютс€ медленно, но €вл€ютс€ стойкими. ќбладает медлительностью и спокойствием в действи€х, мимике и речи, ровностью, посто€нством, глубиной чувств и настроений. Ќастойчивый и упорный Ђтруженик жизниї, он редко выходит из себ€, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношени€х, в меру общителен, не любит попусту болтать. Ёкономит силы, попусту их не тратит. ¬ зависимости от условий в одних случа€х флегматик может характеризоватьс€ Ђположительнымиї чертами, основательностью и т.д., в других Ц в€лостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.†† Ётому типу характерна мала€ подвижность корковых процессов. ѕри чередовании положительных и тормозных раздражителей медленно осуществл€етс€ смена одного нервного процесса другим [1, 7, 9].

ќднако было бы ошибочно думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Ћишь немногие €вл€ютс€ чистыми представител€ми этих типов; у большинства же наблюдаетс€ сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми другого. ќдин и тот же человек в различных ситуаци€х и по отношению к разным сферам жизни и де€тельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Ќельз€ ставить вопрос о том, какой темперамент лучше.  аждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. —трастность, активность, энерги€ холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхоликов, спокойствие и отсутствие торопливости флегматиков Ц вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которой св€зано с отдельными темпераментами. ¬ то же врем€ при любом из темпераментов может возникать опасность развити€ нежелательных черт личности. Ќапример, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к посто€нным Ђвзрывамї. —ангвинический тип может привести к легкомыслию, склонностью разбрасыватьс€, недостаточной глубине и устойчивости чувств. ѕри меланхолическом темпераменте у человека может выработатьс€ чрезмерна€ замкнутость, склонность целиком погружатьс€ в собственные переживани€, излишн€€ застенчивость. ‘легматический темперамент может сделать человека в€лым и безучастным ко всем впечатлени€м жизни.

1.2.     ѕсихолого-физиологические характеристики типов

высшей нервной де€тельности человека

ƒл€ типов высшей нервной де€тельности характерны отдельные психологические и физиологические характеристики.

¬† насто€щее врем€ дл€ психологических характеристик темперамента принимаютс€ во внимание следующие основные свойства:

1. —енситивность. ќб этом свойстве суд€т по тому, какова наименьша€ сила внешних воздействий, необходима€ дл€ возникновени€ какой-либо психической реакции человека. —юда относитс€ наименьша€ физическа€ сила раздражени€, необходима€ дл€ возникновени€ ощущений; наименьша€ степень удовлетворени€ потребности, вызывающа€ у человека радость или страдание.†

2. –еактивность. Ёто свойство характеризуетс€ силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешнее или внутреннее воздействие. Ќаиболее €ркие про€влени€ реактивности Ц эмоциональность и впечатлительность.

3. јктивность. Ёти свойство выражаетс€ степенью воздействи€ человека на внешний мир, его способностью преодолевать преп€тстви€ при достижении цели.†

4. —оотношение реактивности и активности, т.е. от чего в большей степени зависит де€тельность человека.

5. “ип реакции. ќн определ€етс€ по скорости протекани€ различных психических реакций и процессов.

6. ѕластичность Ц регидность. ќб этом свойстве суд€т по тому, насколько легко и гибко приспосабливаетс€ человек к внешним услови€м.

7. Ёкстраверси€ Ц интроверси€. ѕри определении этого свойства учитывают от чего, преимущественно зависит реакци€ и де€тельность человека Ц от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от образов, представлений [9, 11].

‘изиологическую основу темперамента составл€ет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки [7]. Ќейродинамика мозга находитс€ во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. –€д исследователей (ѕенде, Ѕелов, отчасти Ё.  речмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость, прежде всего, от этих последних. Ќе подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включаетс€ в число условий, вли€ющих на темперамент [25].

Ѕыло бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самосто€тельную основу темперамента, поскольку сама€ гуморальна€ де€тельность желез внутренней секреции подчин€етс€ центральной иннервации. ћежду эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведуща€ роль принадлежит нервной системе.

ƒл€ темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми св€заны особенности моторики, статики и вегетатики. “онус подкорковых центров, их динамика оказывают вли€ние и на тонус коры, и ее готовность к действию. ¬ силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, вли€ют на темперамент. Ќо оп€ть-таки совершенно неправильно было бы, эмансипиру€ подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стрем€тс€ сделать в современной зарубежной неврологии течени€, которые признают решающее значение дл€ темперамента серого вещества желудочка и локализует Ђ€дрої личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных гангли€х. ѕодкорка и кора неразрывно св€заны друг с другом. ѕоэтому нельз€ отрывать первую от второй. –ешающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает ».ѕ. ѕавлов в своем учении о типах нервной системы [29].

¬ основу своей классификации типов нервной системы ».ѕ. ѕавлов положил три основных критери€, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры [29].

»сход€ их этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

1.         —ильный, уравновешенный и подвижный Ц живой тип.

2.         —ильный, уравновешенный и инертный Ц спокойный, медлительный тип.

3.         —ильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждени€ над торможением Ц возбудимый, безудержный тип.

4.         —лабый тип.

ƒеление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности, потому что эти различи€, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываютс€ практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Ќамеченные им типы нервных систем ».ѕ. ѕавлов св€зывает с темпераментами, сопоставл€€ 4 группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от √иппократа идущей классификацией темпераментов. ќн склонен отождествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа Ц спокойную и оживленную Ц с флегматическим и сангвиническим [21].

ќсновным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает. ѕавлов считает различные реакции при сильных противодействи€х раздражительного и тормозного процессов.

”чение ѕавлова о типах нервной де€тельности имеет существенное значение дл€ понимани€ физиологической основы темперамента правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы €вл€етс€ строго физиологическим пон€тием, а темперамент Ц это пон€тие психофизиологическое и выражаетс€ он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п. [21].

ѕсихические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом св€заны с телесными свойствами организма Ц как врожденными особенност€ми строени€ нервной системы (нейроконструкции), так и функциональными особенност€ми (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнеде€тельности. ќднако динамические свойства де€тельности человека несводимы к динамическим особенност€м органической жизнеде€тельности; при всем значении врожденных особенностей онанизма, в частности его нервной системы, дл€ темперамента они лишь исходный момент его развити€, не отрывного от развити€ личности в целом.

“емперамент Ц не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической де€тельности. Ёта динамическа€ сторона темперамента взаимосв€зана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и де€тельности; поэтому динамика де€тельности человека и несводима к динамическим особенност€м его жизнеде€тельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношени€ми личности с окружающим. Ёто с очевидностью обнаруживаетс€ при анализе любой стороны, любого про€влени€ темперамента.

“ак, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним не сводима. ¬печатлени€, которые воспринимаютс€ человеком, вызываютс€ обычно не изолированно действующими чувственными раздражител€ми, а €влени€ми, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, убеждени€ми, характером, мировоззрением. ¬ силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказываетс€ опосредованной к избирательной сфере де€тельности.

¬печатлительность опосредуетс€ и преобразуетс€ потребност€ми, интересами, вкусами, склонност€ми и т.д. Ц всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

†“очно также смена эмоций и настроений, состо€ние эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнеде€тельности организма. »зменени€ в тонусе, несомненно, тоже вли€ют на эмоциональное состо€ние, но тонус жизнеде€тельности опосредован и обусловлен взаимоотношени€ми личности с окружающей средой и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. ¬се сказанное об опосредованности, впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относитс€ импульсивности, поскольку она включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определ€етс€ их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Ќесводимы к органической жизнеде€тельности и действи€ человека, поскольку они представл€ют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. ќни поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, цел€ми, которые он себе ставит, потребност€ми, вкусами, склонност€ми, убеждени€ми, которые обуславливают эти цели. ѕоэтому никак нельз€ свести динамические особенности действий человека к динамическим особенност€м органической его жизнеде€тельности, вз€той в самой себе; сам тонус его органической жизнеде€тельности может быть обусловлен ходом его де€тельности и оборотом, который она дл€ него получает. ƒинамические особенности де€тельности неизбежно завис€т от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных дл€ него услови€х и другими в неадекватных. ѕоэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исход€ лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношени€ у животного с биологическими услови€ми их существовани€, у человека Ц с исторически развивающимис€ услови€ми его общественного быти€ и практической де€тельности [25].

ƒинамическа€ характеристика психической де€тельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержани€ и конкретных условий де€тельности, от отношени€ индивида к тому, что он делает, и к тем услови€м, в которых он находитс€.

∆ивость, переход€ща€ в игривую резвость или размеренность, даже медлительность движений, принимающа€ характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека обусловлены многообразными причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положени€, которое он занимает. —тиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обуславливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведени€ представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

»дущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведени€ не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздн€ют значени€ их органических особенностей. Ќо, отража€сь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаютс€ во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосв€зь со всеми прочими их индивидуальными особенност€ми, в том числе органическими и функциональными. ¬ реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенност€х его индивидуального† поведени€ тонус его жизнеде€тельности и регул€ци€ указанных особенностей, котора€ исходит из общественных условий, образует неразложимое единство иногда противоположных, но весьма взаимосв€занных моментов. –егул€ци€ динамики поведени€, исход€ща€ из общественных условий жизни и де€тельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагива€ еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находитьс€ в противоречии с динамическими особенност€ми поведени€, которого он внешне придерживаетс€. Ќо, в конечном счете, особенности поведени€, которого длительно придерживаетс€ человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка Ц хот€ и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антогонистического Ц на внутренний строй личности, на ее темперамент.

“аким образом, во всех своих про€влени€х темперамент опосредован и обусловлен реальными услови€ми и конкретным содержанием жизни человека. √овор€ о том, при каких услови€х темперамент в игре актера может быть убедительным. ≈.Ѕ. ¬ахтансог писал: Ђƒл€ этого актеру на репетици€х нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами Ц тогда темперамент заговорит Ђот сущностиї. Ётот темперамент от сущности Ц самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманныйї. “емперамент Ђот сущностиї единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не €вл€етс€ чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержани€ личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его Ђсущностиї, котора€ раскрываетс€ в многообразии наиболее важных дл€ него взаимоотношений с окружающим. “емперамент Ц пуста€ абстракци€ вне личности, котора€ формируетс€, соверша€ жизненный путь.

Ѕудучи динамической характеристикой всех про€влений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности €вл€етс€ вместе с тем чувственной основой характера.

ќбразу€ основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопредел€ют их. ¬ключа€сь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменени€, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируютс€, - от поведени€, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. “ак, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитани€ и всего жизненного пути могут выработатьс€ различные волевые качества у человека, который не приучилс€ контролировать свои поступки размышлением над их последстви€ми, могут легко развитьс€ необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под вли€нием аффекта; в других случа€х на основе той же импульсивности разовьетс€ решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. ¬ зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развити€ впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной у€звимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом Ц на основе той же впечатлительности может развиватьс€ больша€ душевна€ чуткость, отзывчивость и эстетическа€ восприимчивость; в третьем Ц чувствительность в смысле сентиментальности. ‘ормирование характера на базе свойств темперамента существенно св€зано с направленностью личности.

»так, темперамент Ц динамическа€ характеристика личности во всех ее действенных про€влени€х и чувственна€ основа характера. ѕреобразу€сь в процессе формировани€ характера, свойства темперамента переход€т в черты характера, содержание которого неразрывно св€зано с направленностью личности.

1.3. ќсновные свойства про€влени€ темперамента

ќсновными свойствами нервных процессов, а следовательно и темперамента €вл€ютс€:

1. —ила нервных процессов. ¬ зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными или слабыми.

2. ”равновешенность нервных процессов. ¬ зависимости от соотношени€ сил возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными.

3. ѕодвижность нервных процессов, то есть быстрота их возникновени€, прекращени€, легкость перехода от одного процесса к другому.

“аким образом, существует большое количество всевозможных комбинаций этих трех основных свойств нервных процессов, то есть большое разнообразие типов ¬Ќƒ. Ќервные процессы, возбуждение и торможение, характеризуютс€, как было сказано ранее, отдельными свойствами.†  омбинации этих свойств могут быть различной. ќт таких комбинаций зависит та Ђокраскаї нервной де€тельности, котора€ характеризует отдельного человека [9, 18].

¬ зависимости от индивидуальных свойств нервной де€тельности Ц типа нервной системы Ц различаетс€ и поведение человека, особенно €рко про€вл€ющегос€ в коллективе, в частности, в спортивной де€тельности [8].

—войства темперамента наиболее устойчивы и посто€нны по сравнению с другими психическими особенност€ми человека. “аким образом, под темпераментом следует понимать устойчивые, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определ€ющих динамику его психической де€тельности. Ёти свойства одинаково про€вл€ютс€ в разнообразной де€тельности, независимо от ее содержани€, целей и мотивов.

ѕон€тие тип ¬Ќƒ включает в себ€ прирожденные свойства нервной системы и все ее особенности, которые сформировались и закрепились в процессе жизни. ѕри этом огромное значение имеют услови€, в которых данный человек воспитывалс€ с момента рождени€ [8]. Ёто важно учитывать при анализе черт типов ¬Ќƒ† каждого человека. —ледовательно, тип ¬Ќƒ Ђдоделываетс€ї в процессе индивидуальной жизнеде€тельности.

»ндивидуальные черты нервной де€тельности имеют очень большое значение дл€ его жизни. ќчень важно оно и дл€ протекани€ спортивной де€тельности. »ми в большей степени определ€етс€ скорость формировани€, а также устойчивость двигательных качеств, навыков, умений, возможность переделки их в случае необходимости. »ндивидуальные особенности также могут предопредел€ть состо€ние спортсмена в различные периоды его спортивной де€тельности, его общее поведение на тренировках и соревновани€х [5, 6].†

1.4. ¬заимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной де€тельности

ƒл€ зан€тий с детьми† необходимо об€зательно знать и учитывать особенности типов темперамента полноценного спортсмена. Ќеобходимо знать в какой мере темперамент благопри€тствует и насколько он преп€тствует достижению успеха на разных уровн€х спортивной де€тельности [5,30].

ћежду отдельными свойствами темперамента существуют определенные функциональные зависимости, которые обеспечивают люд€м разных темпераментов одинаковый приспособительный эффект: синергии, взаимной компенсации, антогонизмов, взаимного уравновешивание. —инергетические† взаимоотношени€ про€вл€ютс€ в сотрудничестве р€да свойств темперамента, в их однонаправленном вли€нии на де€тельность путем усилени€ друг друга. “ак, импульсивность и эмоциональность†† способствуют быстрому переключению отношени€ взаимной компенсации и про€вл€ютс€ в том, что ослабление одного свойства у данного человека компенсируетс€ усилением другого. Ќапример: присуща€ прыгунам в воду слабого и инертного типов нервной системы регидность и недостаточна€ импульсивность, компенсируетс€ длительным и тщательным предварительным ориентированием, обусловленным повышенной тревожностью этих спортсменов. ¬заимное уравновешивание про€вл€етс€ в том, что† усиление одного свойства уравновешиваетс€ ослаблением другого [26].

“аким образом, в каждом типе ¬Ќƒ взаимоотношени€ его свойств есть такие качества, которые могут существенным образом вли€ть на спортивную де€тельность.

 акой же темперамент лучше? ” представителей любого типа темперамента могут быть развиты различные общественно значимые свойства. “ак, иной сангвиник оказываетс€ в жизни Ђверхоедомї, потому что все давалось легко, он подчас серьезно не вникал в суть дела. ’олерик тоже может иметь отрицательные стороны: при пролом воспитании становитс€ невыдержанным. ћеланхолик, воспитанный в духе правильного отношени€ к труду, к себе, к товарищам, может быть душевным, добросовестным человеком [5, 6].

ѕри любом типе ¬Ќƒ человека можно развить отдельные качества личности. ёный спортсмен в процессе учебно-тренировочных зан€тий вырабатывает собственный стиль решени€ задач и здесь определенную роль играют особенности его темперамента. Ќо этот процесс не идет стихийно, а под руководством† воспитател€ [13, 27].

 онечно же,† особенности типа ¬Ќƒ спортсмена сказываютс€ на его де€тельности. “от или иной темперамент† придает своеобразие выполн€емой работы.

—уществуют общеприн€та€ градаци€ свойств темперамента, которые предопредел€ют зан€ти€ теми или иными видами спорта.

“ак, например, сангвиник отдает предпочтение видам спорта, которые св€заны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Ёти лица легко переход€т от выполнени€ одного упражнени€ к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) де€тельности. ѕри изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движени€, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не люб€т кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. —портсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. »х спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревновани€х бывают выше, чем на тренировках. ѕеред стартом такие спортсмены наход€тс€ в состо€нии Ђбоевой готовностиї.

’олерик как спортсмен предпочитает высокоэмоциональные виды спорта† (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движени€. он охотно и с увлечением начинает заниматьс€ избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро пропадает. “акие спортсмены неохотно выполн€ют† длительную тренировочную работу† на силу и выносливость, но способны многократно повтор€ть трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. »х соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеетс€ склонность к Ђпредстартовой лихорадкеї, что довольно часто не позвол€ет им полностью реализовать свои возможности в соревновани€х.

‘легматик в спорте про€вл€ет прежде всего себ€ в недостаточно быстрой выработке и переделки двигательных навыков, в замедленных реакци€х, в трудности переключени€ от одного вида де€тельности к другому. —формированные навыки и привычки† отличаютс€ большой прочностью и устойчивы к внешним раздражител€м. —портсмены данного типа ¬Ќƒ отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнени€м, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо физического качества и т.д. “акие лица не отличаютс€ высокой общительностью.  ак правило, очень настойчивы. ѕеред† стартом чаще всего наход€тс€ в Ђбоевой готовностиї [5,6].

ћеланхолики в спортивной де€тельности отличаютс€ чрезмерно высокой ответственностью, высоким развитием мышечно-двигательного чувства. »х отличает тонкое тактическое чувство, но недостаточна€ работоспособность и† мала€ устойчивость к внешним раздражител€м.† Ёти лица €вл€ютс€ высоко тревожными, порождающими неуверенность в своих силах. ћеланхолики отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не св€занным с единоборством и командной борьбой. »х соревновательные результаты нестабильны, так как присуща€ им высока€ тревожность способствует возникновению состо€ни€ Ђстартовой апатииї, которое затрудн€ет достижение высоких результатов.†

«нание особенностей темперамента† €вл€етс€ об€зательной составл€ющей† индивидуального подхода. Ѕез оценки типа ¬Ќƒ характеристика спортсмена тер€ет свою рельефность и не дает полного преставлени€ о его облике и возможност€х. „асто даже такие простые сведени€ о спортсмене, как Ђподвижен, энергиченї или Ђмедлителен, в€лї, позвол€ют правильно пон€ть воспитанника и определить методы работы с ним [20].

¬ зависимости от динамических особенностей психики спортсмена по разному воспринимают тренировочный материал. ¬печатлительность, сообразительность, готовность у одних спортсменов и инертность, медлительность, мала€ продуктивность у других в значительной степени зависит от темперамента [22].


√лава† II. ќрганизаци€ и методы исследовани€

 

2.1. ќрганизаци€ исследовани€

Ёкспериментальна€ часть работы осуществл€лась посредством тестирован舆 спортсменов различной специализации.

¬ ходе эксперимента† всего обследовано 52 человека. ††»з них, 17 спортсменов, занимающихс€ различными видами единоборств (рукопашный бой, у-шу, борьба, каратэ, бокс); 11 испытуемых, специализирующихс€ по спортивным играм (футбол, гандбол, волейбол); 15 легкоатлетов и 9 человек, занимающихс€ прыжками в воду (табл. 1).

“аблица 1.

є п/п

–азр€д —таж зан€тий ¬ид спорта

†I группа

1

 ћ— 5 лет Ћегка€ атлетика

2

 ћ— 10 лет

3

 ћ— 5 лет

4

 ћ— 9 лет

5

 ћ— 11 лет

6

 ћ— 10 лет

7

 ћ— 5 лет

8

 ћ— 10 лет

9

 ћ— 9 лет

10

 ћ— 11 лет

11

 ћ— 10 лет

12

 ћ— 5 лет

13

 ћ— 10 лет

14

 ћ— 9 лет

15

 ћ— 10 лет

†II группа

1

 ћ— 8 лет

≈диноборства

е

≈диноборства

2

 ћ— 8 лет

3

ћ— 16 лет

4

 ћ— 4 года

5

1 взр. 4 года

6

1 взр. 4 года

7

 ћ— 8 лет

8

 ћ— 8 лет

9

 ћ— 8 лет

10

1 взр. 5 лет

11

 ћ— 8 лет

12

1 взр. 7 лет

13

 ћ— 4 года

14

 ћ— 4 года

15

 ћ— 5 лет

16

 ћ—
5 лет

17

1 взр. 3 года

III группа

1

 ћ— 7 —портивные игры

2

 ћ— 5

3

 ћ— 15

4

 ћ— 4

5

 ћ— 7

6

 ћ— 13

7

 ћ— 5

8

 ћ— 4

9

 ћ— 15

10

 ћ— 5

11

 ћ— 5

IV группа

1

ћ— 7 лет ѕрыжки в воду

2

ћ— 13 лет

3

ћ— 14 лет

4

ћ— 15 лет

5

ћ— 9 лет

6

 ћ— 9 лет

7

 ћ— 7 лет

9

ћ— 10 лет
¬се участники исследовани€ имеют высокую спортивную квалификацию (мастера спорта (ћ—), кандидаты в мастера спорта ( ћ—); перворазр€дники). ¬ыбор высококвалифицированных спортсменов объ€сн€етс€ тем, что у данных людей, на наш счет, вполне† сформированна€ психическа€ сторона личности в результате длительных зан€тий определенным видом де€тельности.

†ќбследуемые спортсмены €вл€ютс€ студентами —тавропольского государственного университета факультета физической культуры,† обучающиес€ на† разных курсах.

¬ предварительной беседе с испытуемыми было получено их добровольное согласие на участие в эксперименте.

—реди обследуемых лиц было проведено тестирование дл€ определени€ психологических особенностей† спортсменов. »зучались следующие показатели: тип высшей нервной де€тельности, степень психотизма и невротизма, а также шкала экстра-, интроверсии. ƒанные параметры в определенной степени характеризуют работу центральных нервных процессов.

2.2. ћетоды исследовани€

¬ процессе решени€ поставленных цели и задач нами использовались следующие методы исследовани€.

 

2.2.1. »зучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследовани€

ƒанный метод рассматривалс€ в качестве основного метода на всех этапах работы с целью изучени€ состо€ни€ проблемы, ее актуальности, вы€влени€ тенденций и определени€ перспектив, касающихс€ рассматриваемых проблем. ќднако, наиболее важную роль использование этого метода сыграло на начальных этапах исследовани€, послужив главным основанием в определении проблемной ситуации, оценке и обобщени€ опыта ведущих ученых, методического опыта специалистов-практиков, а также† формулировани€ гипотезы, определени€ объекта и предмета исследовани€, его цели и задач. ѕри этом использование ретроспективного и историографического методов позволило осуществить обзор прошедших событий, проследить становление истолкований тех или иных €влений, смену методологических направлений в истории развити€ представлений о типологических особенност€х человека.

√лавной задачей этого метода €вл€етс€ определение того, что ранее сделано другими исследовател€ми по выбранной нами теме. ƒл€ вы€влени€ состо€ни€ исследуемой проблемы, ее значимости в спортивной подготовке, проведен анализ научной, инновационной научно-педагогической, учебно-педагогической, психологической отечественной литературы. ¬ процессе работы изучались и обогащались сведени€, посв€щенные учению о свойствах нервной системы человека, в частности типологических особенностей; значении темперамента при зан€ти€х различными видами спорта.†

 

2.2.2. ћетод социологического опроса (беседа)

¬ ходе исследовани€ нами проведена беседа со спортсменами различной квалификации, на предмет их собственного желани€ прин€ть участие в эксперименте, который позволит определить типы темпераментов и другие особенности функционировани€ их центральной нервной системы.

 

2.2.3. “естирование

“естирование было основано на использовании теста-опросника јйзенка [1]. — помощью этого теста вы€вл€лись отдельные психологические показатели, свидетельствующие о† функционировании центральной нервной системы,† а также взаимодействии нервных процессов спортсменов определенных квалификаций.†

ћетодика тестировани€ предполагала вы€вление следующих факторов, характеризующих структуру личности: тип высшей нервной де€тельности;† интроверси€ Ц экстраверси€; невротизм; психотизм.

Ёкстраверси€,† интроверси€. ’арактеризу€ типичного экстраверта, јйзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, потребность в контактах. ќн действует под вли€нием момента, вспыльчив, беззаботен, импульсивен, имеет тенденцию к агрессивности.† „увства и эмоции не имеют строгого контрол€, склонен к рискованным поступкам.

“ипичный интроверт Ц это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. —держан и отдален от всех, кроме близких друзей. ѕланирует и обдумывает свои действи€ заранее, не довер€ет внезапным побуждени€м, серьезно относитс€ к прин€тию решений.  онтролирует свои чувства, его нелегко вывести из себ€.

Ќевротизм. ’арактеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Ќевротизм, по некоторым данным св€зан с показател€ми лабильности Ц черта, выражающа€ сохранение организованного поведени€, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуаци€х [2]. Ќевротизм выражаетс€ в чрезвычайной нервности, неустойчивости к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакций, рассе€нности внимани€, неустойчивости в стрессовых ситуаци€х. Ќевротизму соответствует эмоциональна€ импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, выраженна€ чувствительность, неуверенность в себе, выраженна€ чувственность, склонность к раздражительности. Ќевротическа€ личность характеризуетс€ неадекватно сильными реакци€ми по отношению к вызывающим их стимулам. ” лиц с невысокими показател€ми по шкале невротизма в неблагополучных стрессовых ситуаци€х может развитьс€ невроз [35].

ѕсихотизм. Ёта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, равнодушию.

—огласно јйзенку, высокие показатели по экстраверсии и психотизму соответствуют психиатрическому† диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и невротизму Ц состо€нию тревоги или реактивной депрессии. Ќевротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаютс€ в качестве Ђпредрасположенностиї к соответствующим видам патологии [1].


√лава III. –езультаты собственного исследовани€

3.1. Ёкстра-, интровертивные различи€ у людей, занимающихс€ определенными видами спорта


¬ результате вы€влени€ экстра и интровертивных случаев среди лиц, занимающихс€ различными видами спорта, были установлены следующие отличи€ (рис. 1).

–ис.1. ќсобенности экстра-, интроверсии спортсменов различной специализации

¬се обследуемые спортсмены, специализирующиес€† в легкой атлетике, различных видах единоборств и прыжках в воду были отнесены к группе экстраверсии† (рис. 1). —реди лиц, занимающихс€ спортивными играми, вы€влена несколько друга€ картина. “ак, 90% опрошенных респондентов также €вл€ютс€ экстравертами, 10% - интроверты.

ќпира€сь на интерпретацию данных по јйзенку, эктравертивному типу личности присущи склонность к риску, общительность, потребность в контактах, импульсивность, оптимистичность. “акже такие люди, предпочитают движение и действие. ѕеречисленные качества можно оценить как необходимые спортсмену, особенно в период соревновательной де€тельности. Ќо лицам, обладающим экстравертивным типом, присущи и отрицательно сказывающиес€ (особенно на спортивный результат) качества: тенденци€ к† агрессивности; чувства и эмоции у таких людей не имеют строгого контрол€.

“аким образом, можно сделать следующий вывод. ѕрактически† всем† обследуемым спортсменам, независимо от специализации, присущ экстравертивный тип личности.† ћожно предположить, что люба€ спортивна€ де€тельность способствует выработке качеств, характеризующих экстравертов.

3.2. ќсобенности† психо-невротизма спортсменов различной специализации

ќпределение уровн€ психотизма и невротизма, которые характеризуют эмоциональную устойчивость человека, позволили вы€вить следующие особенности (табл. 2, 3) .

—реди легкоатлетов 87% обследуемых отнесены к группе со средним уровнем невротизма, 13 % - с низким (табл. 2). ” спортсменов, специализирующихс€ в различных видах единоборств, также большинство (76%) имеют средние значени€ по данной шкале и 24% опрошенных Ц низкий уровень невротизма.

—реди людей, занимающихс€ спортивными играми, встречаютс€ случаи с высокой степенью эмоциональности. “ак у них зарегистрировано 18% случаев с повышенной степенью невротизма. “акое же количество (18%) случаев с низким уровнем и 64 % (большинство) со средним (табл. 2).

ѕримечательно, что у спортсменов, специализирующихс€ прыжками в воду, уровень невротизма в большинстве случаев либо низкий (34%), либо высокий (44%). Ќаименьшее количество случаев (22%) отнесено к среднему уровню (табл. 2).†

“аблица 2

—тепень невротизма спортсменов различной специализации

Ћегка€ атлетика —портивные игры ≈диноборство ѕрыжки в воду
—тепень невротизма Ќизкий 13% 18% 24% 34%
—редний 87% 64% 76% 22%
¬ысокий - 18% - 44%

“аким образом, у легкоатлетов, и у спортсменов, занимающихс€ определенными видами единоборств и спортивными играми, в основном уровень невротизма средний. Ёто свидетельствует о хорошей эмоциональной устойчивости, отличной адаптации, отсутствием напр€женности, а также о склонности к лидерству и общительности. ” прыгунов в воду замечена тенденци€ к низкому или высокому уровню невротизма, т.е. у этих людей возможна повышенна€ нервность, неустойчивость, плоха€ адаптаци€, возможны депрессивные состо€ни€, неустойчивость в стрессовых ситуаци€х.

ѕоказатели психотизма у спортсменов, занимающихс€ легкой атлетикой и спортивными играми соответствуют средним значени€м (табл. 3), что свидетельствует об уравновешенности эмоциональной сферы, возбудительных и тормозных процессов нервной системы.

“аблица 3

—тепень† психотизма спортсменов различной специализации

Ћегка€ атлетика —портивные игры ≈диноборство ѕрыжки в воду
—тепень психотизма Ќизкий - - 30% 10%
—редний 100% 100% 70% 90%
¬ысокий - - - -

” обследуемых лиц, специализирующихс€ в различных видах единоборств, зарегистрировано 70% случаев со средним† и 30% - с низким уровнем психотизма. ” прыгунов в воду у большинства спортсменов отмечен также средн€€ степень психотизма (90%) и у 10% - низка€.

—ледовательно, такие виды спорта, как единоборство и прыжки в воду возможно способствуют ослаблению психических функций организма, про€вл€ющихс€ в равнодушии,† неконтактности, эгоистичности и т.д.

3.3 “ипологические особенности нервной системы у лиц, занимающихс€ различными видами спорта

¬ы€вленный уровень психотизма, невротизма, а также экстра- и интроверсии позволил определить типологические особенности обследуемых спортсменов (рис. 2).


–ис.2. “ипологические особенности спортсменов

—реди людей, занимающихс€ легкой атлетикой большинство (86%) опрошенных холерики и 14% - сангвиники. ƒанные виды темпераментов относ€т к группе Ђсильныхї типов. ¬озбудительные процессы, особенно у холериков,† преобладают над тормозными;† люди с данными типами ¬Ќƒ эмоциональны, стремительны, подвижны. Ќо, у холериков, вследствие неуравновешенности нервных процессов, может наблюдатьс€ быстрое истощение, раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, что негативно может сказатьс€ на спортивных результатах.

” спортсменов, специализирующихс€ в спортивных играх, наибольшее количество испытуемых отнесены к группе сангвиников (63%), 27% - холериков и 10% - флегматиков. ¬се обследуемые люди, занимающиес€ единоборствами, имеют особенности нервных процессов, характерные дл€ сангвиников.

” прыгунов в воду 56% случаев зарегистрировано в группе сангвиников и 44 % - холериков.

“аким образом, практически во всех видах спорта (исследуемых нами) наблюдаетс€ преобладание холерического и сангвинистического типов высшей нервной де€тельности. —портсмены с такими типологическими особенност€ми предпочитают высокоэмоциональные виды спорта. “акие лица легко переход€т от выполнени€ одного упражнени€ к другому. ѕри изучении новых двигательных действий легко схватывают основу изучаемого движени€, могут легко выполнить его с первой попытки.† Ќо у холериков и сангвиников есть и негативно сказывающиес€ на спортивной де€тельности особенности темпераментов. ’олерик в спортивной де€тельности неохотно выполн€ет длительную тренировочную нагрузку на силу и выносливость. »х соревновательные результаты нестабильны, имеетс€ склонность к Ђпредстартовой лихорадкеї. —ангвиники не люб€т кропотливой длительной работы† по совершенствованию техники, они не достаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной де€тельности, зато у спортсменов с такой типологической предрасположенностью, результаты стабильны и, как правило, в соревновани€х выше, чем на тренировочных зан€ти€х. ѕеред стартом такие спортсмены наход€тс€ в Ђбоевой готовностиї.


¬ыводы

1. “емперамент €вл€етс€ одним из значимых свойств человека. ќн определ€ет биологический фундамент, на котором формируетс€ личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, €вл€ютс€ наиболее устойчивыми и долговременными. ќснову темперамента представл€ют, прежде всего, врожденные качества, но, индивидуально своеобразные (приобретенные) свойства, также играют немаловажную роль в типологической принадлежности человека.

2. ѕрактически всем обследуемым нами спортсменам, независимо от специализации, характерен экстравертивный тип личности. ѕредположительно, спортивна€ де€тельность способствует выработке психических свойств, характерных дл€ экстравертов.

3. ” спортсменов, занимающихс€ единоборством, легкой атлетикой и спортивными играми, уровень невротизма Ц средний, что свидетельствует о хорошей эмоциональной устойчивости, отличной адаптации, склонности к лидерству. ” прыгунов в воду часто наблюдаетс€ высокий или низкий уровни невротизма, что может приводить к повышенной нервности, плохой адаптации, неустойчивости в стрессовых ситуаци€х, например, в соревновани€х.

”ровень психотизма в таких видах спорта, как легка€ атлетика и спортивные игры €вл€етс€ средним. ” прыгунов в воду и спортсменов, занимающихс€ различными видами единоборств, наблюдаютс€ случаи с пониженным уровнем психотизма. ¬озможно, эти виды спорта† способствуют ослаблению психических функций организма, про€вл€ющихс€ в равнодушии,† неконтактности, эгоистичности и т.д.

4. ќбследуемые спортсмены преимущественно имеют психические свойства, характерные дл€ холериков и сангвиников, что может, предположительно свидетельствовать о том, что систематические и долговременные зан€ти€ определенным видом де€тельности, в частности спортом, способствуют становлению типологического портрета человека.†


ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я

ѕриложение 1

ѕсихологический портрет у† лиц, занимающихс€ спортивными играми

є п/п “ип ¬Ќƒ —тепень психотизма »нтроверси€ - экстраверси€ —тепень невротизма
1 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
2 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
3 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€
4 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
5 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
6 ‘легматик —редн€€ »нтроверт —редн€€
7 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
8 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
9 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€
10 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
11 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€

ѕриложение 2

ѕсихологический портрет у† лиц, занимающихс€ различными видами единоборств

є п/п “ип ¬Ќƒ —тепень психотизма »нтроверси€ - экстраверси€ —тепень невротизма
1 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
2 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
3 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
4 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
5 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
6 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
7 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
8 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
9 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
10 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт Ќизка€
11 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
12 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт Ќизка€
13 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт —редн€€
14 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт —редн€€
15 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
16 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
17 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт —редн€€

ѕриложение 3

ѕсихологический портрет у† лиц, занимающихс€ легкой атлетикой

є п/п “ип ¬Ќƒ —тепень психотизма »нтроверси€ - экстраверси€ —тепень невротизма
1 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
2 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
3 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
4 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
5 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
6 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
7 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
8 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
9 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
10 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
11 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
12 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
3 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
14 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
15 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт —редн€€

ѕриложение 4

ѕсихологический портрет у† лиц, занимающихс€ прыжками в воду

є п/п “ип ¬Ќƒ —тепень психотизма »нтроверси€ - экстраверси€ —тепень невротизма
1 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт Ќизка€
2 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€
3 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€
4 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€
5 —ангвиник Ќизка€ Ёкстраверт —редн€€
6 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт —редн€€
7 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
8 —ангвиник —редн€€ Ёкстраверт Ќизка€
9 ’олерик —редн€€ Ёкстраверт ¬ысока€

Ѕиблиографи€

1.         јлейникова “.¬. ѕсихоанализ: ”чебн. пособие. Ц –остов н/ƒ.: ‘еникс, 2000. Ц 352с.

2.         јлеьфред ј. ќ нервическом характере. /ѕод ред. Ё.¬.—околова. Ц —ѕб: ”ниверситетска€ книга, 1997. Ц 388с.

3.         јшмарин Ѕ.ј. “еори€ и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Ц ћ.: ‘ и—. Ц 222с.

4.         ¬илюнас ¬. . ѕсихологические механизмы мотивации человека. Ц ћ.: ћ√”, 1990. Ц 283с.

5.         ¬€ткин Ѕ.ј. –оль темперамента в спортивной де€тельности. Ц ћ.: ‘ и—, 1978. Ц 134с.

6.         √орбунов √.ƒ. ѕсиходиагностика спорта. Ц ћ.: ‘ и—, 1986. Ц 208с.

7.         ƒанилова Ќ.Ќ. ‘изиологи€ высшей нервной де€тельности: ”чебник. Цћ.: ”чебна€ литература, 1997. Ц 423с.

8.         Ѕела€ ќ.ѕ. ¬ли€ние смены профессии на направленность личности: јвтореферат. Ц —таврополь: —√”, 1996. Ц 19с.

9.         ƒереб€н ¬.—. ѕсихологи€ личности и высша€ нервна€ де€тельность. Ц Ћ.: Ќаука, 1980. Ц 200с.

10.       ƒружинин ¬.Ќ. ѕсиходиагностика общих способностей. Ц ћ.: центр јкадеми€, 1996. Ц 216с.

11.       ≈горова ћ.—. ѕсихологи€ индивидуальных различий. Ц ћ.: ѕланета детей, 1997. Ц 328с.

12.       ≈лисеев ќ.ѕ.  онструктивна€ типологи€ и психодиагностика личности. Ц ѕсков: »зд-во ѕсковск. обл. ун-та усоверш. учителей, 1994. Ц 280с.†

13.       ∆банков ќ.¬., ѕетров ƒ.—. —истема контрол€ психофизического состо€ни€ человека как инструмент управлени€ процессом адаптации в спорте и учебном процессе. //“еори€ и практика физической культуры, 2003. Ц 2. Ц —. 20-23.

14.       «агв€зинский ¬.». ћетодологи€ и методы психолого-педагогических исследований: ”чебное пособие дл€ вузов. Ц ћ.: јкадеми€, 2001. Ц 208с.

15.        уримов ‘.ј., –узнев ј.ј. ‘ормирование психофизиологических качеств у юных борцов 10-11 лет //‘изическа€ культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. Ц 2. Ц —.37-38.

16.       ћерлин ¬.—. ѕсихологи€ индивидуальности: »збранные психологические труды. Ц ћ.-¬оронеж: Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 1996. Ц 448с.

17.       Ќебылицын ¬.ƒ. ѕроблемы психологии индивидуальности: »збранные труды. Ц ћ.-¬оронеж: Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 2000. Ц 688с.

18.       Ќемов –.—. ѕсихологи€: ”чебное пособие дл€ физкультурных вузов и факультетов физического воспитани€. Ц ћ.: ‘линта: Ќаука, 2002. Ц 336с.

19.       Ќовые исследовани€ в психологии и возрастной физиологии. Ц ћ.: ѕедагогика, 1991 Ц 135с.

20.       ќзеров ¬.ѕ. ƒиагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов: ћетодическое пособие дл€ практических психологов и педагогов. Ц —таврополь: »–ќ, 1995. Ц 58с.

21.       ѕавлов ».ѕ. ћозг и психика: »збранные психологические труды /ѕод ред. ћ.√. ярошевского. Ц ћ. Ц ¬оронеж: Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 1996. Ц 320с.

22.       ѕсихологи€ спортивной де€тельности. /ѕод ред. ∆арова ѕ.ј. Ц  азань:  азан. ун-т, 1985. Ц 216с.

23.       –азвитие психофизиологических функций взрослых людей. /ѕод ред. јнаньева Ѕ.√., —тепановой ≈.». Ц ћ.: ѕедагогика, 1977. Ц 189с.

24.       –оль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /ѕод ред. ».¬. –авич-ўербо. Ц ћ.: ѕедагогика, 1983. Ц 336с.

25.       –убинштейн —.Ћ. ќсновы общей психологии. Ц —ѕб, ћ., ’арьков, ћинск: ѕитер, 2000. Ц 712с.

26.       —иваков ¬.». ќценка оптимального психического напр€жени€ у лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. //“еори€ и практика физической культуры, 2001. Ц 10. Ц —. 28-30.

27.       —портивна€ и возрастна€ психофизиологи€. /ѕод ред. ≈.ѕ. »льина. Ц Ћ.: Ћ√ѕ», 1974. Ц 184с.

28.       †“ерованес€н ј.ј. ѕедагогические основы физического воспитани€. Ц ћ.: ‘ и—, 1973. Ц 119с.

29.       ‘изиологи€ человека: ”чебник /ѕод ред. ѕокровского ¬.ћ.,  оротько √.‘. Ц 2-е изд. Ц ћ.: ћедицина, 2003. Ц 656с.

30.       ’едман, –уне —портивна€ физиологи€. Ц ћ.: ‘ и—, 1980. Ц 152с.

31.       ’омска€ ≈.ƒ., Ѕатова Ќ.я. ћозг и эмоции:† Ќейропсихическое исследование. Ц ћ.: ћ√”, 1992. Ц 180с.

32.       Ўадриков ¬.ƒ. ѕсихологи€ де€тельности и способности человека: ”чебное пособие дл€ вузов. Ц ћ.: Ћогос, 1996. Ц 319с.

33.       Ўадриков ¬.ƒ. ѕсихологи€ де€тельности человека. Ц ћ.: Ћогос, 1996. Ц 319с.

34.       Ўапиро ƒ. Ќевротические стили. Ц ћ,: »н-т общегуманитарных исследований, 1998. Ц 197с.

35.       ёнг,  арл √устав ѕсихологические типы. /пер. с нем. —.». Ћорис; ѕод общ. ред. ¬. «еленого. Ц —ѕб.: ѕрогресс. ”ниверс., 1995. Ц 715с.

ƒ»ѕЋќћЌјя† –јЅќ“ј »«”„≈Ќ»≈ “»ѕќЋќ√»„≈— »’ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“≈… —ѕќ–—“ћ≈Ќќ¬ –ј«Ќќ… —ѕ≈÷»јЋ»«ј÷»» —одержание ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ¬ведение √лава

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ ƒипломна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ ƒипломна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»зучение экскурсионной де€тельности в национальных парках на примере ѕриэльбрусь€
»льменно-Ѕугровой заповедник
»спользование кругового метода в спортивной тренировке
»сследование вли€ни€ зан€тий различными видами спорта на уровень развити€ физических качеств
»сследование вли€ни€ идеомоторной тренировки на качество выполнени€ гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
»сследование вли€ни€ туризма на уровень развити€ общей выносливости детей среднего школьного возраста
»сследование вли€ни€ физкультурного образовани€ родителей на формирование физкультурного образовани€ младшего школьника
»сследование вли€ни€ фитнесс-тренинга на коррекцию фигуры женщин 35-45 лет
»сследование особенностей организации обслуживающей де€тельности
»сследование природных факторов, вли€ющих на уровень здоровь€ учащихс€ общеобразовательных школ

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru